Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЕКСИЙ (МОЛЧАНОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Алексий (Молчанов) В миру Молчанов Алексей Васильевич, родился 5 октября 1853 году в селе Люковском Сарапульского уезда Вятской епархии (ныне - село Люк в Завьяловском районе Удмуртии) . Отец Алексия имел большую семью и первые годы жизни будущего епископа протекали в довольно суровых условиях. Окончил Глазовское духовное училище и поступил в Вятскую духовную семинарию . Жизнь в холоде и голоде, при отсутствии какой-либо серьезной помощи со стороны бедного отца, была настолько трудной, что когда он на полдороге своей семинарской жизни попал в семинарскую бурсу, не отличавшуюся изысканными удобствами, бурсацкая жизнь показалась ему " настоящим раем " . В 1876 году он окончил Вятскую духовную семинарию в числе лучших студентов и мог бы без особых опасений отправиться в Академию, но отсутствие средств с одной стороны и желание испытать свои силы на поприще народного просвещения с другой, удержали его от этого шага. Преподавательская деятельность Первоначально он сделался учителем начальной земской школы в селе Сметанском Яранского уезда, потом псаломщиком Николаевской церкви г.Царевосанчурска , затем заведующим двухклассного Кукарского сельского училища Министерства народного просвещения. Работа в вышеуказанных должностях обнимала собой период времени с сентября 1876 г. по август 1883 г. Низшая школа с ее ограниченными запросами не могла удовлетворить любознательную натуру молодого человека, его потянуло в Академию. В 1883 году он женился. Казалось, что женитьбой закрылись для него пути к высшему образованию, т.к. женатых студентов в то время в духовные академии не принимали. Но вот молодому учителю улыбнулся счастливый случай: в академической церкви освободилась должность диакона и эту должность предложили занять Алексию Молчанову с правом слушать лекции в Академии. В этом же году он поступил в число студентов Казанской духовной академии . Будучи студентом первого курса, он был рукоположен в сан диакона к академической церкви, а в 1885 году - в сан священника .

http://drevo-info.ru/articles/13671186.h...

Щербакова Клавдия Николаевна Духовная дочь архимандрита Алексия (Седых) 927 , расстрелянного в 1938 г. Проживала в Оренбурге. 1. 9 июня 1956 г. ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО, ПРЕОСВЯЩЕННЫЙ ВЛАДЫКО! Мы, нижеподписавшиеся, духовные дети Архимандрита о. АЛЕКСИЯ СЕДЫХ, через Архиепископа МАНУИЛА узнали о смерти нашего дорогого наставника, а посему покорнейше просим, ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО, сообщить нам, когда и при каких обстоятельствах скончался наш духовный отец Архимандрит АЛЕКСИЙ. [подпись] (Щербакова К.) [подпись] (Чепелева О.) [подпись В. Яхимович] [расшифровка зачеркнута] [подпись] (Воротникова М.) Липецкая [расшифровка зачеркнута]. 9/VI–56 г. г. Чкалов обл., ул. Карла Маркса, 54 Щербакова Клавдия Николаевна Д. 15. Л. 100. Подлинник. Машинопись. 2. 15 июля 1956 г. 15/VII–56 г. Многоуважаемый и дорогой Владыко! Получили Ваше письмо, за которое от души благодарим Вас. Простите ради Христа за беспокойство. Вы, наверное, были поражены и удивлены, откуда мы взяли сведения о том, что Вы знаете о смерти о[тца] архимандрита Алексия, даже больше тою, говорили, что Вы хоронили и отпевали его. Это сообщил какой-то (как я слышала) Петя Слепой, но я лично с ним не говорила. Конечно, в распространении таких слухов наш Владыко Мануил не виновен. Думаю, все это выяснится. Ну Бог c ними. Теперь хотим Вам сообщить, почему духовные дети поминают его, о. Алексия, за упокой. Никаких официальных точных сведений о нашем батюшке не получали. Но одна старушка видела сон, батюшка ей сказал, что его годовщина (понимаем, день смерти) 15 авг[уста] по ст[арому] стилю. Потом видела второй сон, из которого заключила, что о. Алексий просит его отпеть. Этот сон видела одна пожилая девушка, тоже его духовная дочь. Только прибавлю, она нервнобольная и даже когда-то была в психиатрич[еской] больнице. Она заболела без нашего батюшки. Как Вы, Владыко, рассудите, можно ли верить снам. Я лично читала, что редко можно верить снам – пророческим. Но скажу, что и у меня были сны (только не о батюшке), которые нельзя отнести к обыкновенным. Священнику, который отпел о. Алексия, были известны сны (она ему сказала). Но, Владыко, надо Вам сообщить, что не все духовные дети о. Алексия согласны были его отпевать. У нас произошла распря, к прискорбию. Некоторые не хотели согласиться, что нашего отца нет в живых, и верить снам не хотели. Я и остальные, которые подписывались в письме к Вам, кроме старушки Воротниковой, не присутствовали на отпевании.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Многие немцы, благодаря отцу Алексию, серьезно заинтересовались православием . Огромную помощь ему оказал Василий Гекен, этнический немец 8 . В разговоре с посетителем протоиерей Мальцев признается, что одной из целей его переводов является «распространение Православия на немецкой земле». Проповедь Православия среди немцев и даже среди потомков русских колонистов в Потсдаме, конфирмованных, как правило, в евангелической церкви, стала причиной напряженных отношений отца Алексия с полицией и вызвала обвинения в прозелитизме 9 . Со стороны правительства было указано, что, хотя «eine gesetzliche Handhabe zur Abwehr dieser Versuche nicht zur Verfügung steht (закон не предусматривает мер по пресечению этих попыток)», следовало бы указать русскому послу на то, что «der Priester Maltzew sich durch ein weiteres Vorgehen der Proselytenmacherei Angriffen in den Zeitungen aussetzt, welche bei seinen Beziehungen zur Kaiserlichen Botschaft unerwünscht wären (священник Мальцев дальнейшими шагами на пути прозелитизма ставит себя под удар прессы, что, учитывая его отношение к императорскому посольству, крайне нежелательно)» 10 . В 1898 г. в помощь отцу Алексию в посольский храм был назначен еще один священник, протоиерей Николай Николаевич Сахаров 11 . Отец Алексий совершал богослужения не только в посольской церкви и в Потсдаме, но и, время от времени, в приписанных к Берлину православных церквях других городов: Людвигслюста, Шверина, Ремплина и Гамбурга, а позже и во вновь построенной кладбищенской церкви в Тегеле под Берлином. В Потсдаме службы стали регулярными, когда священником туда был назначен о. Василий Гекен. Протоиерей Алексий много занимался научной и литературной деятельностью, хорошо знал русскую историю и литературу, любил русскую поэзию, и особенно духовные стихи. Он включал стихотворные строки даже в тексты официальных отчетов о церковно-приходской деятельности. Отец Алексей изучил архивные церковные документы и собрал сведения о распространении христианства в Германии, об истории создания православных церквей и русских учреждений в Западной Европе и Америке. Он выступил автором вышедшей в свет в 1903 году в Санкт-Петербурге книги «Германия в церковно-религиозном отношении», где содержатся ценные материалы о распространении христианства на немецкой земле. Историческое значение его трудов не утрачено и в настоящее время. Он же – автор статьи «Германия» в знаменитой русскоязычной энциклопедии Брокгауза-Ефрона.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

Святейший Патриарх Алексий принял участие в детском «Празднике меда» в Храме Христа Спасителя 2 апреля 2008 г. 19:43 В среду 2 апреля в Храме Христа Спасителя состоялся традиционный детский «Праздник меда», организованный для воспитанников образовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения. Праздник начался выступлением ансамбля духовной музыки музыкально-хоровой школы «Радость», который исполнил «Покаянную молитву о Руси» П.И. Чайковского. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к детям из столичных детских домов и интернатов с приветственным словом. Его Святейшество, в частности, сказал: «Приветствую вас в Храме Христа Спасителя, в его трапезных залах, где мы собрались, чтобы пообщаться, попить чаю с медом, и как всегда послушать интересный рассказ, который предлагает нам Юрий Михайлович. В основе этого рассказа о жизни и трудоспособности пчел — огромный опыт пчеловода. Спасибо Вам, Юрий Михайлович, что эта традиция стала ежегодной. Дети из детских домов Москвы собираются вместе для общения, для того чтобы послушать о жизни пчел и на их примере многому научиться. И взрослые, бывающие на этих встречах, находят для себя много поучительного в рассказе. Мы рады, что Ольга Николаевна впервые принимает участие в нашем празднике в качестве руководителя департамента образования. Эти встречи остаются памятными для многих. Они дают возможность увидеть восстановленное и воссозданное трудами и усилиями мэра Москвы — возрожденный Храм Христа Спасителя. Это не только храм, но и памятник народной славы. Здесь находится 178 мемориальных досок с именами героев Отечественной войны 1812 года, которые напоминают о тех, кого должна чтить и помнить Россия. Для всех вас, дорогие дети, я думаю, сегодняшний день запомнится не только чаепитием с медом, но возможностью осмотреть этот величественный храм-памятник. Желаю вам, дорогие детки, успехов в учении, в жизни! Помните и подражайте трудолюбию пчел, подающих всем нам пример того, как нужно всем вместе трудиться для общих целей и задач. Результатом этих пчелиных трудов — ароматным, витаминным и полезным для здоровья медом — мы с вами с удовольствием пользуемся».

http://patriarchia.ru/db/text/387512.htm...

Святейший Патриарх Алексий в Храме Христа Спасителя принял участие в детском «Празднике меда» Москва, 3 апреля 2008 г. Фото - Ю. Клиценко, Седмица.Ru 2 апреля в Храме Христа Спасителя состоялся традиционный детский «Праздник меда», организованный для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения. Праздник начался выступлением ансамбля духовной музыки музыкально-хоровой школы «Радость», который исполнил «Покаянную молитву о Руси» П.И.Чайковского. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к детям из столичных детских домов и интернатов с приветственным словом. Его Святейшество, в частности, сказал: «Приветствую вас в Храме Христа Спасителя, в его трапезных залах, где мы собрались чтобы пообщаться, попить чаю с медом, и как всегда послушать интересный рассказ, который предлагает нам Юрий Михайлович. В основе этого рассказа о жизни и трудоспособности пчел - огромный опыт пчеловода. Спасибо Вам, Юрий Михайлович, что эта традиция стала ежегодной. Дети из детских домов Москвы собираются вместе для общения, для того чтобы послушать о жизни пчел и на их примере многому научиться. И взрослые, бывающие на этих встречах, находят для себя много поучительного в рассказе. Мы рады, что Ольга Николаевна впервые принимает участие в нашем празднике в качестве руководителя департамента образования. Эти встречи остаются памятными для многих. Они дают возможность увидеть восстановленное и воссозданное трудами и усилиями мэра Москвы – возрожденный Храм Христа Спасителя. Это не только храм, но и памятник народной славы. Здесь находится 178 мемориальных досок с именами героев Отечественной войны 1812 года. Которые напоминают о тех, кого должна чтить и помнить Россия. Для всех вас, дорогие дети, я думаю, сегодняшний день запомнится не только чаепитием с медом, но возможностью осмотреть этот величественный храм-памятник. Я хочу поблагодарить Юрия Михайловича за интересный рассказ о жизни пчел, который нам предстоит услышать, за все то, что он делает для возрождения Москвы и за воссоздание этого храма-памятника, в котором проходят ежегодные встречи с детьми из детских домов столицы.

http://pravoslavie.ru/26296.html

М.Б. Данилушкин Глава 13. Жизнь, деятельность и личность Патриарха Алексия Личность третьего после Святейшего Тихона Патриарха Русской Православной Церкви до сих пор не может получить однозначной оценки. Что же это был за человек и какова его действительная роль? Попробуем дать ответ на этот вопрос. 497 Сергей Владимирович Симанский, будущий Патриарх Алексий, по отцу происходил из старинного дворянского рода. Он родился 27 Октября 1877 г. в Москве. Дед его был сенатором, а отец имел придворное звание камергера. Семья Симанских отличалась религиозностью. В детстве он часто прислуживал в алтаре, участвовал в чтении и пении. Желание посвятить себя служению в Церкви появилось в нём рано и по мере его возрастания становилось всё сильнее. Сергей Владимирович получил прекрасное светское образование. В 1888 г. он поступил в первый гимназический класс Лазаревского института восточных языков, а затем перешёл в Николаевский лицей, который окончил с серебряной медалью. Далее он намеревался идти в Духовную Академию, но, следуя просьбам родителей, поступил сначала в Императорский Московский университет. Он окончил юридический факультет в 1899 году со степенью кандидата за сочинение «Комбатанты и некомбатанты во время войны», написанное им по кафедре международного права. Некоторое время после этого он находился на службе в Самонийском гренадёрском полку. И вот, наконец, исполняется его заветное желание: осенью 1900 г. Сергей Владимирович Симанский становится студентом I курса Московской Духовной Академии. Там юноша с увлечением слушал лекции известных учёных: В. Ключевского и других. Занятия в Академии укрепили его желание полностью посвятить жизнь Богу. 9 Февраля 1902 г., будучи студентом II курса, он принял монашеский постриг с именем Алексий. В том же году его рукоположили в сан иеродиакона, а в следующем – в сан иеромонаха. В 1904 г. иеромонах Алексий закончил Академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета (Дроздова) ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По рассказам о. Алексия младшие дети - великая княжна Анастасия и Наследник были очень веселыми и шаловливыми. В то время гренадер Алексей Крыжко носил густые, закрученные вверх, нафабренные усы. Бывало, семейство проходит по залу, Наследник замыкает шествие. Пока никто не видит, он быстро оборачивается и делает гренадеру знаки руками: подкручивает воображаемые усы над своей верхней губой. Великая княжна Анастасия прибегала и говорила: «Давай играть в прятки» и хоронилась в каком-нибудь укромном месте, а солдат, повертев головой по сторонам - не идет ли кто, а то еще влетит за то, что оставил пост, начинает «водить». Поначалу делает вид, что никак не может найти шалунью, а потом обнаруживает за креслом или за портьерой и игра начинается сначала. Алексей Крыжко пел в придворном церковном хоре. Здесь его заметил Великий князь Николай Николаевич и взял в свой штаб, что вероятно спасло о. Алексию жизнь. Зная его горячий и верный характер, полагаю, ему несдобровать бы, останься он при императоре. Еще в Петербурге он женился и родил сына, но революция и гражданская война разлучили А. Крыжко с семьей. Я не знаю, как он провел эти годы, но в Сараево он появился уже опытным священником, прекрасно знавшим службу, устав и приходскую жизнь. Отец Алексий служил в храме, преподавал в русской гимназии, обслуживал больницу и тюрьму, причем все это за гроши, потому, что среди русских не было богачей, а содержание храма обходилось недешево. Отец Алексий был настоящим бессребреником и еще ухитрялся помогать другим, в том числе, неоднократно, нашей семье. По своим привычкам был аскет, сам мыл и убирал храм, чистил подсвечники, организовал хор, привлек детей помогать в алтаре и на службе. Был энергичен, подтянут, на вид немного суров, добро делал исподтишка, когда никто не видит и не знает. В карманах у него всегда были леденцы, которые доставались всем встречным детям, независимо от национальной и религиозной принадлежности. Не терпел несправедливости и был очень вспыльчив, так что провинившимся иногда здорово доставалось, но потом о. Алексий первым подходил и просил прощения. Его уважали не только русские, но и местные. В 1989 году, через 60 лет некоторые старики в Сараево с теплотой вспоминали о нем. Служение в храме совершалось образцово: истово, чинно и с особой торжественностью. Сразу было видно, что настоятель прошел хорошую школу (при царском дворе).

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

Алексий (Баженов Димитрий), еп.Тираспольский Родился 21.V.1872 года в Таврической епархии. В 1894 году окончил Таврическую Духовную семинарию и назначен псаломщиком и учителем Церковно-приходской школы. 1896 – надзиратель Таврической Духовной семинарии. 1898 – поступил в Московскую Духовную Академию. 1900 – пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. В 1901 перешел в СПБ Академию. 1902 – рукоположен во иеромонаха и, по окончании Академии со степенью кандидата богословия, назначен преподавателем Псковской Духовной семинарии. 1904 – пом.смотрителя Рязанского Духовного училища. 1906 – смотритель Бахмутского Духовного училища. 2.VIII.1911 – ректор Черниговской Духовной семинарии в сане архимандрита. 8.ΧII.1913 – хиротонисан во епископа Николаевского, третьего вик.Одесской епархии. 1914 – назначен 2-м вик.той же епархии. 1917 – назначен епископом Елисаветградским первым вик. Одесской епархии. В 1921 году назначен епископом Тираспольским и врем.управляющим Одесской епархией. 26.VI.1921 устранен Патриархом Тихоном от управления Одесской епархией. В начале 1922 года уволен с должности первого вик.Одесской епархии. С момента зарождения обновленчества перешел в обновленческий раскол и с возведением в сан архиепископа ВЦУ назначен управляющим Одесской епархией (обновленч.). В 1923 году перемещен на Казанскую кафедру. Был участником 2-го обновленческого т.н. «Всероссийского Поместного Священного Собора» 1923 г., на котором позорно подписал постановление Собора о лишении сана и монашества Святейшего Патриарха Тихона. (См. Дeяhuя II -го Веер. Помести. Собора Пр.Ц.) М.2 мая 1923 г., стр.6–7). 16.IV. 1924, Свяц.Синодом обновлепч.возведен в сан митрополита· Ставил перед Патриархом Тихоном вопрос о покаянии при условии, если оставят за ним сан митрополита. 1933 – назначен митрополитом Симферопольским и Крымским. 8.II.1938, согласно прошению, уволен на покой. Дальнейших сведений о нем не имеем. Очевидно, умер без покаяния. Труды : Речь при наречении его во епископа Николаевского, «Приб. к Церк.Вед.» 1914, I, стр.12. Литература: «Церк.Вед.» 1911, 33, стр.278. -“- 1913, 47, стр.521. -“- 1914, 5, стр.27. 1914, 32, стр.377. «Вестн.Св.Син.Пр.Р.Ц.» 1925, 6, стр.3. -“- 1926, 12–13, стр.8,21. -“- 1926, 6, стр.3. «Церк.Обновл.» 1924, 2–3, стр.6. -“- 1925, I, стр.3. -“- 1925, 5, 6, 7, стр.33,55. «Изв.Казан.епарх.» 1913, 42, стр.1257. ФПС I, II, ФПС II, стр.3,8. ФАГЛ I, стр.45· ФАМ II 4, cmp.I. ФАОС дело 18. Кат-АМ 29, стр.12. Кат-ЕС 2, стр.4–5 17· Кат-ЯВ 24, стр.13–14. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1917 г.» стр.88–89. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Патриаршее поздравление в связи с окончанием полярной экспедиции «Арктика-2007» 15 августа 2007 г. 17:22 Святейший Патриарх Алексий поздравил спецпредставителя Президента России по вопросам Международного полярного года, руководителя проекта «Арктика-2007» А.Н. Чилингарова с окончанием полярной экспедиции. Заместителю Председателя Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации А.Н. Чилингарову Многоуважаемый Артур Николаевич! Приветствуя Вас с возвращением в Первопрестольный град, сердечно  поздравляю с завершением уникальной экспедиции на Северный полюс. Преображая себя, человек преображает все вокруг, он познает мир, как творение Божие, открывая для себя эту творческую связь. Находясь на Северном полюсе и пребывая в непростых климатических условиях, Вы видели суровое великолепие созданного мира и мудрое устройство мироздания. Убежден, что на это способны только мужественные люди, взрастившие и воспитавшие в себе силу духа. Сохраняя верность своему призванию, вы на должной высоте осуществляете весь комплекс стоящих перед вами задач. Впервые в истории российская экспедиция, достигнув предела Северного полюса, совершила погружение на глубину более 4-х тысяч метров и водрузила на дне Северного Ледовитого океана флаг Российской Федерации, тем самым, повысив престиж нашей страны и продемонстрировав уникальные возможности отечественной глубоководной техники всему миру, а так же профессиональную подготовку участников экспедиции. Указом Владимира Путина Вы были назначены спецпредставителем Президента России по вопросам Международного полярного года. Отрадно, что именно Вам оказано особое доверие главы нашего государства. Знаменательно, что 2007 год объявлен в нашем Отечестве полярным. Посему, проведение данной экспедиции, воистину доказывает, что Россия по праву считается великой полярной державой. Стремясь  к тем целям, которые вы ставите перед собой в своем нелегком призвании, многоуважаемый Артур Николаевич, желаю Вам помощи Божией и благословенных успехов в ваших дальнейших делах и начинаниях во благо России и народа нашего. С уважением, +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/281640.htm...

Патриаршее соболезнование Л. Трошевой супруге погибшего в авиакатастрофе под Пермью генерал-полковника Геннадия Трошева 15 сентября 2008 г. 14:42 В связи с катастрофой самолета «Боинг-737» компании «Аэрофлот-Норд» близ г. Перми и гибелью всех пассажиров и членов экипажа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил соболезнование Людмиле Трошевой супруге погибшего в авиакатастрофе Героя России генерал-полковника Геннадия Трошева, помощника президента Российской Федерации. Людмиле Николаевне Трошевой Уважаемая Людмила Николаевна! Со скорбью воспринял известие о трагической гибели в авиакатастрофе Вашего супруга Геннадия Николаевича Трошева Героя России, генерал-полковника, помощника Президента Российской Федерации. Выражая искреннее соболезнование Вам, сослуживцам и однополчанам, родным и близким покойного, прошу принять слова сочувствия и поддержки в связи с постигшим тяжелым горем. Будучи человеком талантливым, неординарным и деятельным, Геннадий Николаевич прошел непростой жизненный путь от курсанта до командующего войсками Северо-Кавказского военного округа. Много сил и энергии он отдавал делу укрепления обороноспособности нашей страны и наведения конституционного порядка на Северном Кавказе. Под его руководством российские войска успешно боролись с террористами и бандформированиями в Чеченской Республике. Как заботливый командир Геннадий Николаевич всегда внимательно относился к военнослужащим, берег жизни наших солдат и офицеров, сам подавал пример мужества и героизма, служил Отечеству верой и правдой. В последние годы жизни он многое сделал для возрождения исконных традиций соработничества Церкви и Армии, возрождения казачества. Его авторитетный голос убедительно звучал на различных заседаниях, форумах и встречах. Еще многое был намерен сделать покойный, однако этот сентябрь стал последним в его жизни. Разделяя со всеми вами боль постигшей утраты, выражаю надежду, что Господь даст вам мужество и силы с достоинством пережить эту трагедию. Душа его во благих водворится и память его в род и род. С искренним уважением, + АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/459868.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010