Святейший Патриарх Алексий наградил архиепископа Хустского и Виноградовского Марка орденом преподобного Серафима Саровского II степени 28 июля 2008 г. 09:00 Высокой церковной награды архиепископ Хустский и Виноградовский Марк удостоен во внимание к усердному служению и в связи с 20-летием архиерейской хиротонии. Ниже приводится текст поздравительного послания Святейшего Патриарха Алексия архиепископу Марку. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Марку, архиепископу Хустскому и Виноградовскому Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой в Вашей жизни — 20-летием архиерейской хиротонии. Господь сподобил Вас нести крест архипастырского служения, дабы Вы свидетельствовали о Нем, что: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (Ин. 1:5), «доколе не начнет рассветать день, и не взойдет утренняя звезда в сердцах» (2 Пет. 1:19). Вы ревностно и с усердием несете возложенное на Вас послушание архиепископа Хустского и Виноградовского, сохраняя православную веру и оберегая вверенную Вам паству, в тех непростых условиях, в которых пребывает каноническая Церковь Московского Патриархата на Украине. Памятуя о долге епископа, Вы призваны неустанно призывать всех верных чад Православной Церкви к духовному, молитвенному и евхаристическому общению, к жизни по заповедям Христа Спасителя, делам христианской любви и милосердия, «оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога» (Тит. 2:10). Во внимание к усердному служению и в связи с 20-летием архиерейской хиротонии полагаю справедливым удостоить вас ордена преподобного Серафима Саровского II степени. В этот день молитвенно желаю Вам, дорогой Владыка, крепости душевных и телесных сил, терпения и преуспеяния в Ваших дальнейших архипастырских трудах, во благо Святой Матери Церкви и народа Божия с усердием совершаемых. С любовью о Христе +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/441338.htm...

О чем повелел слушать глас с небес? Фото: spbda.ru Праздник Преображения Господня у многих связан с радостным моментом — с освящением винограда и яблок нового урожая. Чего уж тут скрывать: всем нравится, особенно в хорошую солнечную погоду, когда священник кропит святой водой не только принесенные ими плоды, но и их самих. Но Преображение Господне заключается вовсе не в освящении яблок и винограда. Да и сам праздник — это не просто торжество в честь явления, как говорится, «во славе» Христа. Диакон Алексий Попов Смысл праздника, как ни странно, начинается по Святому Евангелию раньше — еще за неделю до явления на горе Господа преображенным с пророками Моисеем и Илией. Иисус спрашивает у учеников, за кого Его почитают люди. Ему отвечают, что некоторые принимают Его за святого Иоанна Крестителя, а другие — за святого Илию.  Тогда Спаситель спросил, за кого же они почитают Его, на что апостол Петр ответил за всех ближайших двенадцать учеников: «за Христа Божия» (Лк.9:20). Запретив им об этом говорить, Господь сказал о том, что Ему вскоре предстоит принять смерть, а затем на третий день воскреснуть, а также что «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лк.9:27). И вот, спустя шесть (Мф.17:1) или восемь (Лк.9:28) дней Спаситель, взяв с Собой апостолов Петра, Иоанна и Иакова, взошел с ними на гору, где «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет», после чего явились святые Моисей и Илия (Мф.17:1-2). Сбылись слова Христовы — апостолы увидели Царствие Божие, не вкусив еще смерти телесной. Но почему именно эти пророки Моисей и Илия предстали пред Спасителем мира? По церковному Преданию, это объясняется тем, что оба пророка были ревнители закона Божия. Но ведь Иисуса книжники и фарисеи обвиняли как раз-таки в нарушении закона Господня! Своим явлением два праведных мужа укрепили святых апостолов, показав, что Христос истинный Бог и действительно исполняет закон. По толкованию святых отцов Церкви, события Преображения Господня были не в августе, а незадолго до известных нам событий Страстной седмицы, потому считается, что Господь беседовал с пророками о грядущих Своих страданиях, а после этого услышали голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5). 

http://pravmir.ru/preobrazhenie-gospodne...

Прежде всего, необходимо заметить, что в наших священных книгах не только не находится подтверждения взглядов социалистов, а напротив, заключается прямое отрицание их. Иисус Христос не только не отрицал частной собственности, а напротив, многократно давал понять своим слушателям, что Он признаёт и освящает её права. Когда юноша спросил Иисуса Христа, что нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную, Он ответил ему: «не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй ( Мф.19:18 ). В другой раз Господь сказал Своим ученикам: «из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» ( Мк.4:20–21 ). Какой смысл имели бы эти слова в устах противника частной собственности? Каким образом кража, воровство, мошенничество могли бы считаться преступлениями в глазах законодателя, который отрицал бы права и преимущества частной собственности? Напрасно мы стали бы искать в евангельских повествованиях хотя одно выражение, одно слово, которые можно было бы привести против частной собственности. Если Спаситель с одной стороны порицает злых богачей, то с другой, Он заповедует терпение и безропотность: Он не говорит им, как говорят социалисты, что богатые завладели общей собственностью, которую Бог назначил в пользование всему роду человеческому; Он не повелевает им требовать свою часть естественного капитала; Он не уподобляет, подобно Прудону (Proudhon), богача вору, Он не учит как Бриссо (Brissot), что собственность в сущности есть воровство. Иисус Христос осуждает жадность, порицает тех, которые живут только для того, чтобы собирать сокровища, которые тля тлит и воры подкапывают и крадут; но в то же время, при всяком удобном случае, Он признаёт абсолютное право собственника на те предметы, которые составляют его собственность. Эта мысль с особенной ясностью выражена в притче о работниках, посланных в виноградник: «Царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

«В тот день Я восстановлю хижину Давидову расшатанную, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь (Ягве), который сотворит все это. Вот, наступят дни, говорит Ягве, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград – сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут. И возвращу из плена народ мой, Израиля, И застроят опустошенные города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них. И водворю их на землю их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Ягве Бог твой (9:11–15). Эти образы, рисующие мессианскую эпоху как эпоху мира, спокойствия, благоденствия и обилия всякого урожая, станут традиционными в пророчествах, проникающих в тайны мессианского будущего народа Божия. К этому прибавим, что мессианские чаяния Амоса тесно связаны с надеждою об утверждении и прославлении Давидовой династии. Они обоснованы на пророчестве Нафана Давиду, приведенном, как это было уже отмечено, во 2Сам.7 , положившем в пророческом богословии начало особому течению, которое получило наименование царского мессианизма. Пророк Амос, поскольку 9:11–15 может быть приписываемо его авторству, является одним из первых представителей этого течения. 6. Актуальность Амоса Как уже было указано, пророк Амос во многом является инициатором или предначинателем. Он ввел в пророческое богословие целый ряд тем, которые другими пророками были развиты и были восприняты всей дальнейшей библейской письменностью: таковы темы о «малом остатке», о «дне Господнем» или даже темы, которые были менее замечены толкователями, как, например, тема «девы Израилевой» (5:2) 26 . В своих пророчествах о народах пророк Амос является предшественником тех пророков-писателей, которые повествуют о грандиозных видениях, в которых открывались человеческому разумению тайны о власти Ягве над течением истории и над судьбами великих империй.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Видимым воплощением этой христианской идеи на земле служит Церковь Христова, как единственное средоточие всех нужных средств к восстановлению падшего человека, т. е. как единственная хранительница и непогрешимая истолковательница вековечной истины, как единственная духовная мать, возрождающая, укрепляющая и питающая духовно чад своих, как единственно-надежная воспитательница и руководительница человечества по пути к нравственному совершенству – в меру полного возраста Христова и истинному счастию, возможному для человека здесь – на земле. Основанная Самим И. Христом и устроенная Его Апостолами, Церковь Христова и есть та Божия семья, в которой одной и возможно мирное и всесовершенное, при братском усилии всех членов этой семьи, выполнение цели земного бытия человека. Да, только в этой, Христом восстановленной братской семье всего человечества и возможно его духовное развитие, только здесь в союзе с Церковию, при помощи просвещающих, освящающих и воспитаваюших средств её, человек и может стать тем, чем он должен быть по идее своего Творца и Искупителя. Вне этого духовного союза, вне этой христианской семьи человек не только слаб и бессилен, но он, как евангельский блудный сын, должен сгинуть от глада духовного, должен засохнуть, как ветвь, отломленная от древесного ствола, как ручей, разобщённый с источником. 36 Безусловная необходимость самой внутреннейшей тесной связи людей с Церковию и, следовательно, со Христом и между собою так ясно выражена в Евангелии, что на этот счёт не может быть ни малейшего сомнения или недоумения. «Я виноградная лоза, сказал Господь, а вы, люди – ветви. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне, ибо без Меня не можете делать ничего». И как ветви, находясь на одной и той же виноградной лозе, содействуют все вместе достижению одной цели – принести плод мног, так и люди, будучи все вместе братьями во Христе, должны любить друг друга и общими усилиями стремиться к одной общей всем цели – быть образом и подобием Божиим на земле, так чтобы о последователях Христа с полною правдою можно было сказать: вот ученики И. Христа, вот Его семья, в которой Он продолжает жить, в которой Дух Его вечно действует, в которой одной возможно на земле мирное духовно-нравственное развитие людей и возможное для них истинное счастие!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Вопрос. Что должно заключить из вышесказанного? Ответ. Указание штундистов на невидимую Церковь есть плод их изобретательности: им они желают прикрыть несостоятельность своей религии, вопреки ясному свидетельству Св. Писания и здравому смыслу. 2) Существенные свойства истинной Церкви Христовой а) Церковь – едина Вопрос. Какие существенные свойства истинной Церкви Христовой? Ответ. Следующие четыре, указанные в Символе веры : «верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Вопрос. Почему Церковь есть едина? Ответ. Потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу Христа и одушевляется одним Духом Божиим. Единство сие выражается видимо одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и таинствах. Ап. Павел говорит об Иисусе Христе, что Бог Отец поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота, наполняющая все во всем ( Еф.1:22, 23 ). «Одно тело и один дух, как и вы призваны к одной надежде вашего звания. Один Господь, одна вера, одно крешение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех и во всех нас» ( Еф.4:4–5 ). «Чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу в одном духе» ( Еф.2:18 ). Вопрос. Как согласить с единством Церкви то, что есть многие церкви отдельные и самостоятельные, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская? Ответ. Это суть частные церкви, ила части единой вселенской церкви. Отдельность видимого устройства их не препятствует им быть великими членами единого тела Церкви вселенской, иметь единую главу Христа и единый дух веры и благодати. Единство сие выражается видимо одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и таинствах (Простр. Катихиз. стр. 48). Вопрос. Иисус Христос учил ли, что Церковь Его должна быть едина? Ответ. Господь Иисус Христос желал создать только одну Церковь ( Мф.16:15 ) и изображая ее в притчах, говорил только об одном стаде, об одном овчем дворе ( Ин.10:16 ), об одной виноградной лозе ( Ин.15:1–7 ), об одном царстве небесном на земле ( Мф.13, 24, 47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Вопрос. Что должно заметить относительно следующих слов ап. Павла: «оттого многие из вас немощны и больны и не мало умирает» (ст. 30)? Вопрос. В них содержится новое доказательство действительности присутствия Тела и Крови Господа в таинстве Евхаристии. Апостол Павел говорит: «так как вы часто недостойно причащаетесь, не разсуждая о Теле Господнем, то вы поражаетесь болезнями и даже смертию, в наказание за страшное преступление, которое вы совершили, унижая Тело и Кровь Господа». Нельзя допустить, чтобы такому страшному наказанию подвергались люди, если в таинстви Евхаристии они принимают только хлеб и вино. Вопрос. В какие иные противоречия впадает нечестивое учение штундистов о таинстве Евхаристии? Ответ. Оно ставит Ветхий Завет выше Нового Завета, Моисея – выше Иисуса Христа. Оно повергает христиан во множество неразрешимых противоречий и нелепостей. Так, Сам Иисус Христос заметил, что ветхозаветная манна была образом таинства Евхаристии ( Ин.6:49–50 ). Но если в таинстве Евхаристии, как учат штундисты, находятся только хлеб и вино, тогда образ выше своего действительного предмета, иудейство превосходнее христианства. Манна была чудесным хлебом с неба, а в «таинстве» штундистов – хлеб из земли. Манна была пищею небесною, данною Богом избранному народу, в таинстве штундистов – обыкновенная пища всех людей: добрых и злых, евреев и язычников, магометан и христиан. Манна не подвергалась порче в день субботний ( Исх.16:14–36 ), а хлеб и вино штундистов всегда подвергаются порче, так как не имеют в себе никаких свойств. Итак, по учению штундистов, христианство несравненно ниже иудейства. Но если, как учит Православная Церковь , в таинстве Евхаристии действительно присутствуют Тело и Кровь Господа, тогда все вышеприведенные противоречия падают сами собой и ветхозаветная манна становится образом святейшего таинства Евхаристии. 3. Опровержение возражений против действительности присутствия в таинстве Евхаристии Тела и Крови Господа Вопрос. Евангелист Лука (22:17–18) говорит: «И взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода винограднаго, доколе не приидет царствие Божие».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Если бы мы жили во времена до христианские и веровали бы, что предвечное Слово, Единородный Сын Божий имеет воплотиться, чтобы основать новое Царство, мы сказали бы, что Спаситель непременно создаст безгрешное царство, совершенную Церковь в смысле чистоты и святости всех ее членов. Но из уст Самого Великого Главы Церкви мы слышим предсказание о том, каково будет состояние Его Церкви, и как эти предсказание разнятся от того, что мы могли бы ожидать. Вместо того, чтобы быть царством чистой правды, Церковь Его – это поле, где плевелы смешались с пшеницею: «Царствие Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы, и ушел» ( Мф.13: 24, 25 ). Далее Спаситель в той же главе (ст. 47–48) сравнивает его с неводом, заброшенным в море и наполнившимся хорошими и худыми рыбами. И чтобы не дать людям основание думать, что все это описание только внешнего порядка вещей, только внешней и видимой Церкви, И. Христос употребляет другой символ, подтверждающий тоже смешанное состояние членов Церкви, рассматриваемой, как таинственное Тело Его: «Я есмь Истинная Виноградная Лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую ветвь у Меня, не приносящую плода, Он отсекает... кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь и засохнет» ( Ин.15:1–6 ). Эта Церковь была основана Господом нашим И. Христом, и вера, и благочестие, дотоле никогда не виденные миром, начали расти и процветать на земле. Сошел Дух Святый и соединил людей в Тело Христово. Но едва только Церковь утвердилась на земле, как слова о ней Спасителя сбылись: плевелы примешались к пшенице, невод собрал рыб разного рода, Лоза имела ветви, из которых некоторые приносили плоды, другие были бесплодны, а некоторые засохли. И все это было не только во время процветания и сравнительного спокойствия Церкви, но во времена гонений, когда вера в Господа нашего И. Христа горела пламенем. Доказательства этого находятся в посланиях Апостолов, и особенно у ап. Павла. Из его посланий мы почерпаем глубокое знакомство с положением и характером Церкви первых веков, и это вполне понятно, так как многие из них были написаны к церквам им самим насажденным и окруженным его заботами, таковы два послания к Коринфянам, послания: к Галатам, Ефессянам, Филиппийцам и Фессалоникийцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Кроме того, благодарю пережитому покаянию, вавилонским иудеям еще более стала очевидной истина о том, что религия есть прежде всего дело человеческого сердца. Они на самом опыте убедились, что грех ударяет человека от Бога, а покаяние возвращает их к Нему. И это в свою очередь привело их к окончательному выяснению принципа личной ответственности за грех: то, что Иеремия провозглашал, как некое радостное открытие ( Иез.31:29–30 ), для Иезекииля звучит уже как вполне осознанная и твердо установленная религиозная истина: «Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина? Живу Я, говорит Господь Бог, не будете впредь говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот все души Мои: как душа отца, так и душа сына – Мои; душа согрешающая та умрет ( Иез.18:2–4 , cp. 18:5–20). Благодаря этому религия становится более личной, а обряд начинает восприниматься как внешнее выражение некоей внутренней действительности. Это и позволяет Иезекиилю говорить о будущем восстановлении Израиля и как о ритуальном очищении и как об изменении сердца сынов Израилевых: «И окроплю вас чистою водою (говорит Ягве) и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое и дух новый дам вам: и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце плотяное... И будете жить не земле, которою Я дал отцам вашим и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом» ( Иез.36:25–26, 36:28 ). 5. Новые религиозные течения и институты Таковы глубокие религиозные сдвиги, пережитые Израилем за его пребывание в Вавилонском плену. Это обогащение религиозной сокровищницы избранного народа не могло не отозваться в его жизни. Это сказалось, главным образом, в новых религиозных течениях, которые, правда, полностью выявились по окончании плена. Об «анавим», бедных Израиля, духовных наследниках пророка Иеремии, мы уже упомянули в другой связи. Гораздо раньше «анавим» сказалось другое течение, вызванное пробудившимися в плену любовью и интересом к отеческому Закону.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Об обязанности пасомых содержать своих пастырей. Поучение в неделю одиннадцатую по Пятидесятнице Аще мы духовная сеяхом вам, велико ли, аще мы ваша телесная пожнем? ( 1Кор.9:11 ) Из всех нареканий, какие приходится выносить нам, служителями Церкви, едва ли не самое обиходное то, будто все мы, лица духовные, чересчур пристрастны к стяжаниям. Укоров нам в этом от кого нет? Сложилось даже присловие, что мы «с живого и мертвого» снимаем в своем стаде волну. Прискорбное явление, и не во храме бы Божием говорить о нем. Но ныне слышим мы Апостола рассуждающим об этом самом предмете, и это дает мне повод и смелость тоже коснуться в церковном слове сего нарекания и выяснить вам, как грешно вам попрекать нас тем, что живем мы на чужий счет. Приведем первее всего рассуждение Апостола о занимающем нас предмете в полном виде. Он говорит: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не есть молока от стада? Не подумайте впрочем, прибавляет Апостол, что я по человеческому лишь рассуждению говорю это. Не тоже ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего ( Втор.25:4 ). О волах ли печется Бог (чтобы мы не препятствовали им во время молотьбы лакомиться тем, что молотится)? Или, конечно, для нас это говорится? Так, для нас сие написано; ибо кто пашет, должен пахать с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в нас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования». – Братие! Что скажете вы против такого суждения апостольского? Кстати: Апостол здесь защищается, видимое дело, тоже от нареканий в дармоедстве. Итак, вот с каких времен, – со времен апостольских, упрекают злые языки пастырей духовных в тунеядстве. Стоит заметить это. Заметьте, – попомните, возлюбленные, и сие слово: какой воин служит когда либо на своем содержании? И: если мы посеяли в вас духовное: велико ли то, если пожнем у вас телесное, т.е. если за свои труды для вашего душевного спасения – будем жить на ваш счет, иметь содержание от вас?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010