Святой благоверный князь Александр Невский Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор († 1246), " князь кроткий, милостивый и человеколюбивый " , был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо († 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича († 1238; память 4 февраля). Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор († 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский († 1226; память 10 мая) один из составителей Киево-Печерского Материка. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли. В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой сыновей, святых Феодора и Александра. Недовольные Владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили на княжение святого Михаила Черниговского († 1246; память 20 сентября), и в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями ушел в Переславль. Дело кончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями возвратился в Новгород, а дочь святого Михаила, Феодулия, обручилась со святым Феодором, старшим братом святого Александра. После смерти жениха в 1233 году юная княжна ушла в монастырь и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская († 1250; память 25 сентября). С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем, 1236 году Ярослав уезжает в Киев, " посадив " своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (в Крещении отца звали Феодор). Эта икона постоянно была потом при святом Александре, как его моленный образ, а затем в память о нем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом, Василием Ярославичем Костромским († 1276), и перенесена в Кострому.

http://patriarchia.ru/db/text/912753.htm...

Ярослав Скворцов: " Чем мы хуже Царскосельского лицея? " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_96542.html 31 августа 2012 Ярослав Скворцов Ярослав Скворцов: " Чем мы хуже Царскосельского лицея? " 1 сентября пройдет первый молебен в стенах совсем недавно построенного храма во имя святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Декан факультета журналистики Ярослав Скворцов рассказал порталу Religare о том, почему этому храму было так важно появиться при вузе и именно – при дипломатическом. Какие ощущения испытывают те, кто пилит кресты и пляшет на амвоне, мы знаем. Об этом нам подробно рассказывают по ТВ и в либеральной прессе. А вот о том, что за чувства владеют человеком, отдавшим годы своей жизни воздвижению того, что нынче принято свергать, говорить вслух как-то не принято. Но мы сделали такую попытку. Ярослав Львович, Вы посвятили созданию храма Александра Невского целых шесть лет. Что чувствует человек, который так долго строил храм, и наконец видит результат? Большое спасибо Вам за этот вопрос! Знаете, во-вторых (простите мне этот набоковский " прием " ), я испытываю чувство колоссальной благодарности всем тем людям, с кем мне все эти годы (с момента подписания указа патриарха об устроении храма при МГИМО прошло без малого шесть лет – прим. ред.) пришлось повстречаться, пообщаться, познакомиться, сойтись со многими десятками людей. И я искренне благодарен всем тем, кто помог, кто принял наше начинание близко к сердцу; кто ходил на общественные слушания и подписывал коллективные письма, просто поддерживал добрым словом, молитвой. Я также благодарен Господу за всех тех, кто не сразу помогал и давал требуемые разрешения, накладывал неуклюжие резолюции на наши прошения и тормозил процесс: благодаря их присутствию я научился чуточку лучше разбираться в людях и в себе. Ну а во-первых, я испытываю огромную радость по поводу свершающегося чуда. Это сложно передать словами: Храм, давно построенный в наших сердцах, в воображении нашем, стал осязаем! 31 августа наш настоятель, протоиерей Игорь Фомин освятил кресты; а первого сентября мы впервые свершим молебен к началу учебного года в стенах нашего Храма...

http://religare.ru/2_96542_1_21.html

Б. М. Клосс Скачать epub pdf Глава IV. Тверская агиография XIV-XVI вв. § 1. Житие Михаила Ярославича Древнейшим памятником тверской агиографии является Житие князя Михаила Ярославича. Произведение (под не совсем точным названием «Повесть о смерти в Орде Михаила Ярославича Тверского») получило законченную характеристику в фундаментальном исследовании В. А. Кучкина 277 . Тщательно изучив рукописную традицию, историк обосновал положение, что первоначальный текст лучше всего представлен Пространной редакцией (читающейся в отдельных сборниках). В этой редакции рассказано о мученической кончине в Орде тверского князя, казненного по приказу хана Узбека 22 ноября 1318 г., последовавших затем чудесах и, наконец, о захоронении князя Михаила в Твери 6 сентября 1319 г. Житие написано по типу произведений о князьях-мучениках, хотя собственно мотив страданий за веру здесь отсутствует. На первый план выдвинута идея о гражданском долге и ответственности правителя перед своим народом, понимаемая в христианском смысле и выраженная словами Евангелия: «Аще кто положит душю свою за другы своя, сей великый наречется в царствии небеснемъ» (ГИМ, Увар., 184 (4°), л. 211). Автор Жития, лицо явно духовное, являлся «самовидцем» воспитания и «добронравного возраста» тверского князя, называет его «своим господином» и описывает события, произошедшие в «последняя времена, во дни наша». Автор был очевидцем смерти Михаила, судя по выражению: «Горесть бо нам воистинну, братие, в той час бысть, видевъшим таку смерть поносную господина своего князя Михаила Ярославича» (л. 226), – следовательно, ему же принадлежит описание подробностей о пребывании князя в ханской ставке и его мученической смерти. Не видно, чтобы автор сопровождал тело убиенного князя в конце 1318 г. при следовании до Москвы, так как описывает произошедшие чудеса со ссылкой на различных свидетелей и со слов некоего иерея – «от него же мы слышахом и написахом» (л. 228). Очевидно, автор оставался в Орде вместе с плененными тверичами и вернулся на Русь на «другое лето». Во всяком случае встречу в Твери гроба с телом Михаила Ярославича, привезенного из Москвы, и его погребение в городском Спасском соборе 6 сентября 1319 г. автор описывает живо и с подробностями. Со времен Филарета (Гумилевского) предполагается, что автором Жития Михаила Ярославича является игумен Александр, сопровождавший тверского князя в его поездке в Орду 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Св. блгв. кн. Александр Невский К 777-летию Ледового побоища 06.05.2019 2254 Время на чтение 16 минут «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» Александр Невский, сын великого князя Ярослава Всеволодовича родился 30 мая 1219 года в городе Переславле в Суздальской земле. Предком Александра был князь Владимир Мономах. Отец Александра Ярослав был пятым ребенком из одиннадцати детей великого князя Всеволода Большое Гнездо. Матерью Александра была княжна Феодосия, сестра рязанского князя Ингвара. Житие Александра Невского указывает на его выдающиеся способности с раннего детства. Александр быстро научился читать и писать, был силен, ловок, мужественен и красив. Везде он был первым. И в чтении Псалтыри и на охоте и в последствие на войне. Ему очень рано пришлось войти в жизнь из-за переезда в детском возрасте, вместе с семьей, из Переславля в буйный Новгород. Ярослав Всеволодович приучал сына с малолетства присутствовать на судах и бурных собраниях вече. Это была суровая школа жизни. В 1228 году после ряда крупных и бурных разногласий с новгородцами, Ярослав Всеволодович окончательно ушел из Новгорода и оставил там двух сыновей: старшего Федора и девятилетнего Александра с их боярами для управления городом. В 1233 году Федор перед самой своей свадьбой скоропостижно скончался. И Александр в 14 лет, остался один управлять Новгородом вместе с боярами. В течение трех лет отец Александра Ярослав Всеволодович приходил неоднократно отражать нападение Литвы и меченосцев на Новгород. Сохранились сведения, что Александр уже в пятнадцатилетнем возрасте принимал участие в военных походах своего отца. Три года спустя Ярослав Всеволодович стал Великим князем Киевским, и с этого времени Александр Невский в возрасте 17 лет, стал совершенно самостоятельным князем Новгородским. А через год начались страшные события - нашествие хана Батыя на Русь. В 1235г. на хурале в столице Монголии Каракуруме было принято решение об общемонгольском походе на Запад. Еще ранее в период с 1210 и до середины 30-х гг. монголам удалось создать колоссальную империю, включающую в себя Китай, Среднюю Азию, Иран, Ирак и Закавказье. В 1236 году монголо-татары овладели Волжской Болгарией, а в 1237 году перейдя Волгу, сосредоточились на реке Воронеж, нацелившись на русские земли.

http://ruskline.ru/analitika/2019/05/07/...

Ярославль. Церковь Николая Чудотворца (Николы Рубленый Город). Карта и ближайшие объекты Единственная сохранившаяся в первозданном виде церковь Ярославского кремля, сооружена в 1695 году напротив церкви Спаса на Городу. Как и многие другие храмы позднего периода ярославского зодчества, это пятиглавый, трапезного типа храм с высокой шатровой колокольней. Декоративное оформление - скромное, почти аскетическое. Все объемы храма трактованы в виде элементарных геометрических фигур, что придает постройке особую пропорциональность. По преданию, деревянный Никольский храм был построен на берегу Которосли в Рубленном городе еще князем Ярославом Мудрым. Возможно это была надвратная церковь во въездных воротах в кремль. В 1695 году на средства посадских людей, владельцев располагавшихся здесь верфей, была построена каменная бесстолпная трапезного типа церковь с одной апсидой. Композиция храма построена на соотношении крупного четверика и противопоставленных ему крыльца и колокольни. На четверике расположено изящное пятиглавие на тонких сплошных барабанах. Высокая и стройная шатровая колокольня расположена над притвором с арочным крыльцом. Декор храма скуп: лопатки, несложные карнизы барабанов и архивольты арок колокольни. В трапезе размещался придел Александра Свирского, позднее переоборудованный в теплую церковь. Храм был расписан. В конце 18 – начале 19 века деревянные покрытия были заменены на железные, а главы вместо черепицы тоже покрыли железом. В июле 1918 г. здание сильно пострадало от артобстрелов. Закрыли его в конце 1920 г. С 1980 г. здесь разместился отдел реставрации Ярославского художественного музея. Литература: Архитектурные шедевры Святой Руси. Ярославль. Ярославль. – Самара: Издательский дом «Агни», 2007 Церковь Святителя чудотворца Николая, что в Рубленном городе, основание ее относится к 1695 году. Престолов здесь два: Святителя и чудотворца Николая и Преподобного Александра Свирского. Прихожан при ней 76 душ муж. и 107 жен. пола. А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» г. Ярославль. В типографии Германа Фалька, 1861 г.

http://sobory.ru/article/?object=00211

Житие Михаила Ярославича Тверского Подготовка текста В. И. Охотниковой и С. А. Семячко, перевод и комментарии С. А. Семячко Житие Михаила Ярославича Тверского занимает свое особое место в истории древней русской литературы. Вполне традиционное по форме, оно встает в ряд известных с самого раннего времени развития русской литературы житий-«убиений», начинаемый житием первых русских святых Бориса и Глеба. Помимо определяющих эту группу памятников особенностей сюжетно-композиционного плана (особое развитие получает сцена гибели героя, при этом его жизнь либо не описывается вовсе, либо представляется крайне обобщенно и схематично) для произведений такого рода характерно, как правило, наличие четко сформулированной политической и связанной с ней религиозной идей. Β памятниках, посвященных Борису и Глебу, это идеи престолонаследия и старшинства в княжеском роде, соединенные с идеей непротивления, а за всем этим стоит мысль ο защите Руси от раздоров и усобиц, от княжеских распрей и войн. Β Сказании об убиении Михаила Черниговского идея сопротивления татаро-монгольскому нашествию тесно связана с мыслью ο страдании «за Христа и за веру христианскую». Β Житии Михаила Ярославича Тверского лейтмотивом проходит евангельская идея «положить душу свою за други своя», и эта идея получает свое осмысление не только в религиозном плане, но и в плане политическом. Мысль ο борьбе с татарами как борьбе за каждого отдельного христианина и за весь христианский род определяет высокий гуманистнческий пафос этого жития. При всей своей традиционности это житие отражает новые явления в русской истории, в истории русской культуры. Β этом произведении, в одном из первых, получила свое оформление мысль ο противостоянии, соперничестве двух новых политических и культурных центров – Москвы и Твери, отразившаяся впоследствии в памятниках разных жанров и разного времени, вплоть до XVII в. Житие Михаила Ярославича Тверского, скорее всего, было написано «вскоре после похорон Михаила, в конце 1319-го – начале 1320-го г.» (Кучкин В. А. Повести ο Михаиле Тверском. Историко-текстологическое исследование. М., 1974, с. 234). Наиболее вероятно, что его автор – игумен Тверского Отроча монастыря Александр, сопровождавший князя во время его поездки в Орду и бывший его духовником.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть Убивают лучших! В условиях бездействия и безнаказанности нужно ждать новых русских жертв 03.04.2023 6808 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено автором Военный корреспондент Владлен Татарский (Максим Фомин) погиб 2 апреля в результате террористического акта в кафе Санкт-Петербурга, где проходил его творческий вечер. Все обращают внимание на идентичность данного преступления с убийством Дарьи Дугиной в августе прошлого года. Они, кстати, оказывается, были добрыми знакомыми... Убивают лучших, молодых и перспективных. Главный вопрос: почему этот беспредел возможен в России? Почему до сих пор загадочное молчание и бездействие по организаторам и исполнителям убийства Дарьи Дугиной? Почему, если нет возможности задержать, то не ликвидированы убийцы Дарьи? Почему после убийства Дарьи не были, например, нанесены ракетные удары по всем объектам СБУ на т.н. Украине, почему не попытались «точечно», скажем, усилиями «антидиверсионных групп», ликвидировать руководителей СБУ, организаторов и исполнителей убийства? Говорят, что они свободно передвигаются, их местонахождение, в принципе, известно. Не это ли, безнаказанность для организаторов страшных преступлений в России, является первопричиной убийства теперь Максима Фомина (Владлена Татарского)? В условиях бездействия и безнаказанности нужно ждать иных жертв русских. Если так пойдет дальше, то вражины вообще распояшутся, будут убивать в России всех, кого только пожелают. Также можно вспомнить о безнаказанности убийц Александра Захарченко, Олеся Бузины, Алексея Мозгового, Павла Дрёмова, Арсена Павлова (Моторолла), Михаила Толстых (Гиви), многих-многих других. Почему ничего не слышно о расследовании убийства в ноябре прошлого года заместителя главы Херсонской области Кирилла Стремоусова? А ведь за каждого из них должны были бы быть открытые акты возмездия. Почему их, ответов, не было? Ведь совершенно очевидно, что враг наглеет именно в режиме безнаказанности. Вот ещё один маленький «пунктик». Несколько раз задавался вопросом , почему нет реакции прокуратуры РФ или СК на странное поведение тульских правоохранителей по кляузе на русского исполнителя Ярослава Дронова (Шамана). На Ярослава в конце февраля поступило заявление в местную прокуратуру от некоего его «земляка» – жителя Тульской области, которому не понравилась по содержанию известная песня «Я – русский». И по этому навету тульские «правоохранители» заставили Ярослава давать объяснение по поводу названия его песни. То есть, заставили певца оправдываться за то, что он – русский! По настоящее время нет даже простой информации в СМИ о заявителе на Ярослава, его возможных подельниках, должностных лицах тульских правоохранительных органов, устроивших «проверку на «экстремизм» песни «Я – русский». Тишина. Между тем, отмечал, что в государственных интересах провести «разбор полётов» по грязной кляузе на певца Ярослава Дронова, представить на всю страну всех «героев», устроивших эту провокацию, пытающихся дискредитировать русский народ.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/03/ub...

Августин, епископ Оренбургский и Уфимский (Сахаров Михаил Степанович) Родился 18 октября 1768 года в селе Зверинцы Ростовского уезда Ярославской губернии в благочестивой семье духовного сословия. Обучался сначала в Ярославской духовной семинарии, из которой в 1788 году был отправлен в Санкт-Петербург для продолжения образования в Александро-Невской главной семинарии (впоследствии академия). В 1792 году закончил семинарский курс обучения и был назначен в Ярославскую духовную семинарию учителем. С 1797 года – преподаватель церковного красноречия и греческого языка Александро-Невской духовной академии. 19 декабря 1797 года пострижен в монашество. В апреле 1798 года возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Толгского монастыря и определен ректором Ярославской духовной семинарии. С июля 1800 года – ректор Рязанской духовной семинарии и настоятель Троицкого монастыря Рязанской епархии. В декабре того же года вызван в Санкт-Петербург на чреду служения и проповеди. В 1802 году определен законоучителем 2-го кадетского корпуса и переведен в Антониев Сийский монастырь. В 1804 году перемещен в Троице-Сергиеву пустынь под Санкт-Петербургом. 10 июня 1806 года хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского. В 1819 году уволен на покой в Варницкий монастырь Ярославской епархии. Скончался 1 января 1842 года. Погребен в соборной церкви Варницкого монастыря в приделе преподобного Сергия. Как личность преосвященный Августин казался до крайности своеобразным, даже как бы юродивым во Христе. Одевался он в простую шерстяную, и даже крашенинную, рясу и такой же подрясник; подпоясывался простым мужицким кушаком; ездил всегда, даже в торжественные дни, к обедне в простой извозчичьей кибитке на одной лошади. Пищу употреблял самую простую и требовал простоты в убранстве самого стола. Посещая в редких случаях знакомых в городе, не любил и не принимал от них никаких угощений. Отправляясь в гости, он заставлял своего келейника брать с собою сваренный в келье кофе и им в гостях угощался сам и угощал хозяев дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скачать epub pdf Глава XI Великий князь Андрей Ярославич. – Гнев на него хана и Неврюево нашествие. – Несправедливость обвинения Александра в наведении Неврюя. – Бегство Андрея из Владимира. – Александр Ярославич – великий князь Радуйся, примером своим паче слова явивыйся стязающихся о наследии братий своих примирителю. Радуйся, изгнаннаго страхом нашествий татарских народа своего собирателю. (Акаф., ик. 9) Как нам уже известно, по решению верховного хана Менгу владимирское великое княжение получил Андрей Ярославич. Этот князь – из числа тех личностей, которые отличаются хорошими природными дарованиями, благородством характера, отвагой, энергией при достижении намеченных целей. Добродушие нрава соединяется у них с ласковым, любезным обращением с другими, они умеют снискать симпатии и поразить воображение современников. Они не прочь совершить громкий подвиг, в особенности при сочувствующих им зрителях. Но при всем том им часто не хватает глубины характера, стойкости и выдержанности воли, самоотвержения, вследствие чего они оказываются неспособными к непрерывному труду, к тяжелой, будничной, если можно так выразиться, к черной работе, вызываемой глубоко сознаваемым чувством долга... Они самонадеянны и часто дерзки до отваги, когда им благоприятствуют обстоятельства, когда удача венчает их усилия, но при этом малодушны и готовы падать духом при первом серьезном испытании. Ум у них гибкий, находчивый, соображение быстрое, они способны создавать смелые планы, но им недостает вдумчивости, глубины, охоты к серьезному изучению всех обстоятельств дела, всей наличной действительности... Карамзин так характеризует Андрея Ярославича: этот князь имел душу благородную, но ум ветреный, неспособный отличать истинное величие от ложного 226 . Эго значит, что он не мог отрешиться от обычных представлений о чести властителя, от обольщения славою мира, не понимал, как его старший брат, что истинное величие состоит в отдании всего себя труду, которого не могут понять и оценить современники, значение которого сделается ясным разве для отдаленного потомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

I. Библия рукописная 1. Первые два века (XI–XII века) a) Библия Кирилло-Мефодиевская. Её происхождение и язык. Школы Владимира и Ярослава I и заботы прочих князей о школах; кн. Смоленский Роман Ростиславич. – Списывание Библии: княжна Евфросиния, келлия преп. Феодосия; древнейшие сохранившиеся списки; пособия к уразумению Библии; заботы первых князей о распространении священных и назидательных книг; первая публичная библиотека. – Любомудрие ближайших потомков Ярослава I. Предки наши имели то неоценённое преимущество пред народами запада, что вместе со святым крещением им принесено было и Священное Писание на родственном, вполне понятном для них наречии, которое столь мало отличалось от тогдашнего русского языка, что писатель XI века, мних Иаков прямо говорит (о Владимире и его подданных): «прияше святое крещение, готово имуще святое писание и книги (богослужебные?) переведены с греческаго языка на русский 1 ». Принесённая предкам нашим славянская Библия была, как известно, благословенным трудом свв. братьев Константина-Кирилла и Мефодия, вышедших из македонского города Солуня, древней Фессалоники, оглашённого некогда евангельскою проповедью великого «апостола язычников». В тиши монастырского уединения Константин (в схиме Кирилл) и Мефодий задумали перевести Св. Писание с греческого на славянский язык ближайшим образом для славян, среди коих жили. Балканский полуостров ещё с VI столетия стал постепенно заселяться славянами: часть древней Македонии по р. Брегальнице называлась даже Славинией, по преобладающему славянскому населению 2 . Жители Солуня все знали славянский язык 3 . Весьма возможно даже, что если не по отцу, то по матери, сами Кирилл и Мефодий были славяне 4 . Таким образом мысль перевести Св. Писание на славянский язык могла естественно родиться в уме солунских братьев. Но так как у славян не было ещё собственной письменности, то, прежде всего, нужно было изобрести письменные знаки, буквы. Это было делом младшего из братьев, Константина-Кирилла, прозванного философом за его учёность и великий разум. Для выражения отдельных звуков славянской речи он придумал 35 букв, начертав их, большею частью, по образцу букв греческих: некоторые же буквы, не имевшиеся в греческом алфавите (ж, ч, ш, щ), заимствовал из алфавитов еврейского, армянского и коптского. Так возникла в 855 или 857 г. славянская азбука, названная по имени изобретателя её «кириллицею 5 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010