Отделение недостойных членов от Евхаристического собрания вытекает с внутренней необходимостью из его эсхатологической природы. В каждом Евхаристическом собрании верные, предвосхищая «парусию», встречают прославленного Христа. «Последние дни» («to eschaton») наступают в каждой Евхаристии, но они исключают тех, кто недостойны Царствия Божьего, то есть тех, кто продолжает жить прежней греховной жизнью. «Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницей, или хищником» ( 1Кор.5:11 ). Апостол Павел запрещал общение с недостойными членами Церкви, имея в виду Евхаристическое общение. В силу этого в древней Церкви явные грешники, нарушающие основы христианской жизни и морали, подлежали исключению из Евхаристического собрания. Первый известный нам пример такого исключения дан апостолом Павлом. «Есть верный слух, что у вас блудодеяние» [«porneia»] 229 , «и при том такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто имеет жену отца своего. И вы возгордились вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. А я, отсутствуя телом, но присутствуя духом, уже решил, как бы находясь у вас, сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во изнеможение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Кор.5:1–5 ). Исключение из Евхаристического собрания могло последовать не только как следствие нарушения основных моральных принципов, но и истин веры: «Если бы даже мы или ангел с неба стал бы благовествовать вам не то, что мы благовествовали, да будет анафема» ( Гал.1:8 ). В Первом послании к Тимофею мы находим вполне конкретное указание на отлучение за отступление от веры: «Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать» ( 1Тим.1:20 ). Исключение из Евхаристического собрания получило уже в древней Церкви техническое наименование «aphorismos» или «excommunicamio». Отлучение есть отделение одного из членов Церкви от участия в Евхаристическом собрании верных. Следовательно, оно есть прекращение активной церковной жизни, так как вне Евхаристического собрания церковная жизнь не может найти своего проявления. Вместе с тем отлучение есть изъятие, по слову апостола Павла, из церковной среды («ek mesou ymon»). Поэтому оно есть прекращение братского общения отлученного со всеми остальными членами церкви, так как общение осуществляется в Церкви через участие в Евхаристии. Таким образом, отлученный является изгнанным из общества христиан как собрания их во Христе. Вследствие прекращения активной жизни отлученный теряет свою активную принадлежность к Церкви. Он вне общества христиан, вне их собрания «во Христе» и вне участия в Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

При нашествии Иисуса Навина город должен был отойти колену Манассии, но, как сказано в Библии, «Манассия не выгнал жителей Беф-Сана и зависящих от него городов, и остались Хананеи жить в земле сей» (Суд. 1:27). В XI в. до P. X. город был завоеван филистимлянами, «народами моря», от которых и получила свое географическое название Палестина. В последний раз город упоминается в Ветхом Завете в годы царствования Соломона (965–928 до P. X.). Несколько веков мы ничего не слышим о нем, пока в ГГГ столетии до P. X. он не появляется в источниках уже с новым, греческим названием – Скифополис. Трудно сказать, почему греки, владевшие Галилеей во времена Селевкидской династии, именно Беф-Сан назвали «городом скифов». С памятью о скифском нашествии VIII-VII вв. до P. X. связаны многие археологические памятники и топонимы в Палестине и на Ближнем Востоке. Скифы прошли, в свое время, всю Переднюю Азию «до врат Египта». Этноним «скифы» хорошо известен клинописным памятникам Передней Азии в форме «скузи». В Библии он отразился в форме «аскеназ» (Иер. 51:27). Возможно, о них сказано в книге пророка Иеремии: «От Дана слышен храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля» (Иер. 8:16). Некоторые ученые считают возможным производить от скифских (ираноязычных) корней даже само название Иордана. По мнению академика О. Н. Трубачева, крупнейшего современного лингвиста, корень «дан» – тот же самый, что и в названиях рек Причерноморья, также скифо-иранских по происхождению: Дон, Данепр, Данестр, Данай. Слово «иор» может, в свою очередь, соответствовать славянскому «яр», тогда «Иордан» означает не что иное, как попросту «русло». Так или иначе, именно отсюда скифы ушли в наши причерноморские степи, оставив в Палестине лишь память о себе в географических названиях. Царь Иоанн Гиркан, по сообщению Иосифа Флавия, в 107 г. до P. X. разрушил город до основания, но уже при его преемнике Александре Яннае (103–76 гг. до P. X.) он вновь был восстановлен. Помпей, завоевав Палестину, вывел Скифополь из-под власти Иудеи и включил в состав Десятиградия – объединения десяти греческих городов, составлявших своеобразный греко-римский анклав в регионе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Без наших собственных усилий Бог не сможет нас спасти 31 января 2021 года, в Неделю 34-ю по Пятидесятнице, в день памяти святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобных Сергия Радонежского, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании Литургии владыка Иларион обратился к присутствующим c архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодняшнее евангельское чтение, которое мы слышали, дает нам возможность задуматься о том, как мы читаем Евангелие и как мы понимаем слова Господа нашего Иисуса Христа. Очень часто люди из всего Евангелия выбирают какое-то одно изречение и, пытаясь понять его буквально, приходят к ложному представлению о том, чему в действительности учил Господь Иисус Христос. Наш великий русский писатель Лев Николаевич Толстой прочитал в Евангелии слова Христа: «не противься злому» (Мф. 5.39) и из этого извлек учение о том, что нельзя никогда сопротивляться злу, которое существует в мире. Если, например, начинается война, то не следует брать в руки оружие, чтобы защищать свою страну, и вообще христианину не следует служить в армии. Это лишь один из множества примеров неправильного, ложного истолкования того, что говорил Господь Иисус Христос в Евангелии. В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим о том, как некий человек подошел к Иисусу и сказал: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18.18). И Господь ответил ему: «что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог» (Лк. 18.19).

http://mospat.ru/ru/news/60684/

Разум, разум, – твердили греческие мудрецы. Один разум непогрешим. Он только может быть безошибочным критерием истины. Но, – увы! Оказалось, что разумом невозможно постичь непознаваемого, и люди пришли к безысходному, отчаянно-безнадежному скептицизму. Мы знаем, что ничего не знаем, сказали в конце концов греческие философы и кончили тем, что на одном из своих жертвенников начертали слова: «Неведомому Богу». Вспомним слова Христа: «никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца никто не знает, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Я знаю Отца. Идите крестите все народы во Имя Отца и Сына и Святого Духа и Я с вами до скончания века. Я пошлю вам Духа Святого, Который напомнит вам все, что Я говорил». Исполняя вторую задачу Своей спасительной миссии, Христос открыл роду человеческому Истинного Бога и тайны царствия Божьего. Воскресением же из мертвых Он победил смерть и диавола, и пророк Осия, провидя это за несколько сот лет, воскликнул «смерть, где твое жало? Ад , где твоя победа?» (13:14). И так народы всех стран свидетельствуют: Что существует Бог Личный, Живой и Троичный. Что существует – Титан, Магазура, Мара, Ариман, Азаил, Вельзевул, Сатана, могучий дух, под разными наименованиями у разных народов, восставший против Бога и заразивший грехом гордости и сопротивления отпавших ангелов и человека. Что на человека легло проклятие Божие, от которого он не мог освободиться своими силами. Что для искупления человека от проклятия должен был сойти с неба Мессия, Который есть Христос. Что существует загробная жизнь с возмездиями. Всего изложенного, имеющего за собою историческую достоверность, нельзя отрицать, как невозможно отрицать существования священных книг Вед, Библии , Зенд–Авеста, Евангелия, Корана, древних поэтических творений Гомера, Гезиода, Горация, Виргилия, греческих философов, новейших поэтов Данте, Аллигиери, Мильтона, Гете и др., наконец, творений святителей восточной и западной христианской церкви. Нельзя также отвергать ту аксиому, что ни ум человеческий, ни самая пылкая фантазия не могут себе представить того, чего не существует во вселенной, а между тем душе человека дано верою разумевать существование мира невидимого...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

Расцвет Самарии связан с царствованием Иеровоама II (784–748 гг. до Р.Х.). Пышные дворцы аристократии, составлявшие разительный контраст с обнищанием основной массы населения, были для пророков Осии и Амоса явным знаком духовной деградации и неизбежного возмездия. Возмездие не замедлило. После ассирийского завоевания (722 г. до Р.Х.) тридцать тысяч жителей Самарии были переселены в восточные провинции, на их место пришли новые поселенцы. При персах Самария стала главным городом персидской провинции, потом перешла во владение Александра Македонского и его наследников. Возможно, Александр лично посетил Самарию в 331 г. до Р.Х. Наиболее традиционалистски настроенные самаряне постепенно оставили город, основав новое поселение на горе Гаризим. Секта самарян (ее считают древнейшей из существующих религиозных сект в мире) возникла в результате исторических катаклизмов, постигших Святую Землю еще в ранние ветхозаветные времена. Первым в ряду этих событий было разделение созданного Давидом и Соломоном государства на Северное (Израильское) и Южное (Иудейское) царства. Северное царство с самого начала оказалось вовлеченным в более активные культурные, политические и генетические (посредством смешанных браков) контакты с окружающим нееврейским населением. Помните, уже во времена пророка Илии на севере сильны были тенденции к религиозному синкретизму, с совмещением иудейского почитания Единого Истинного Бога с языческими ханаанскими культами – прежде всего Астарты и Ваала. Кстати сказать, ведь и в Иерусалиме лишь при царе Езекии, во времена пророка Исайи, были уничтожены и ниспровергнуты в Кедрон жертвенники... и все, на чем совершаемо было курение идолам ( 2Пар. 30, 14 ). Столетием позже, т.е. через четыреста лет после Давида, пророк Иеремия, современник царя Иосии (639–609 гг. до Р.Х.), рассказывает о том, как в городах Иудеи и на улицах Иерусалима дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам. И сыновья Иуды, – говорит устами пророка Господь, – поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтоб осквернить его. И устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых (т.е. в Геенне Огненной), чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило ( Иер. 7, 17–18, 30–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Какую фразу из Нового Завета Вы чаще всего вспоминаете и почему? 4 мин., 01.01.2008 " Фома " открывает новую рубрику. Мы будем задавать самые разные, но непременно серьезные и актуальные, вопросы. А отвечать будут наши авторы и читатели, мнение которых нам кажется интересным и важным. Александр Леонидович ДВОРКИН, профессор богословия, заведующий Информационно-консультационным центром священномученика Иринея, епископа Лионского Я не могу сказать, что у меня есть любимая или наиболее часто употребляемая цитата из Евангелия. Я могу назвать любимую цитату, скажем, из Козьмы Пруткова или из Достоевского, из Пушкина или Блока... Мне кажется, что говорить даже о нескольких наиболее важных цитатах было бы в некоторой степени претенциозно и нечестно с моей стороны. Потому что это значит, что я бы задумался: какую глубокомысленную цитату можно было бы привести, чтобы она соответствовала моему образу профессора, с одной стороны, а с другой - чтобы все видели, что я настоящий христианин... Но Евангелие - это же не просто литература, и здесь не может быть просто цитат. Евангелие - это Слово Божие, Которое звучит в нас. Деяния и послания апостолов - это свидетельства жизни по Слову. Когда я открываю его, то, в каком бы состоянии я ни находился, мне попадется именно то место, где говорят со мной сейчас и об этом. И в разные моменты нашей жизни разные фрагменты могут быть для нас наиболее значимыми и важными. Андрей Константинович ИСАЕВ, депутат Государственной Думы Федерального Собрания России Первое, что приходит на ум " По плодам их узнаете их. " (Мф. 7:16) и " Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые " (Мф. 7:18). Не знаю, почему именно эти слова так важны для меня. Может, потому, что у меня такая сфера деятельности - политика. Это такая сфера, где хороших слов говорится очень много, а подлинно хорошего делается мало. Владимир Николаевич КРУПИН, писатель, редактор журнала " Благодатный огонь "

http://foma.ru/kakuyu-frazu-iz-novogo-za...

Русский Дом 2001. Православие и социализм ПРАВОСЛАВИЕ.RU       РУССКИЙ ДОМ 7,  2001 ПРАВОСЛАВИЕ И СОЦИАЛИЗМ Публикуя статью Юрия Шевеликова, мы приглашаем вас к обсуждению архиважной для России проблемы Уважаемый Александр Николаевич! Всегда с интересом читаю Ваш журнал, особенно передовые статьи, интервью, статьи С. Г. Кара-Мурзы, на исторические темы. В то же время, на мой взгляд, в журнале недостаточно освещаются проблемы экономики, а те материалы, которые публикуются, правильно освещая сегодняшнее состояние экономики, не показывают выхода из существующего тупика. Ведь нельзя же строить экономическую доктрину русского патриотического движения на лозунге " Все у всех отнять и хорошенько разделить " . И потом, как можно себе представить православную монархию в стране с социалистическим способом производства? Предлагаю Вам статью, которая, вероятно, вызовет споры, но может быть, вместе найдем искомое? Юрий Шевеликов " Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие " . (Мф. 19, 21-24). Что же имел в виду Иисус Христос под " богатством " ? Миллион - это богатство, а пятьсот, двести, сто тысяч - богатство? Вы можете задать вопрос - сто тысяч рублей или долларов? Ответим вопросом на вопрос: а какая разница? Что изменилось, если бы у юноши было небольшое имение? Он оставался богачом в материальном отношении по сравнению с Иисусом Христом и его спутниками. На наш взгляд, нет сегодня слов, более актуальных для россиян, чем приведенные выше слова Иисуса Христа. В то время, когда государство и средства массовой информации постоянно твердят: обогащайтесь, обогащайтесь, обогащайтесь любыми способами, мы должны уяснить пределы своего материального достатка и средства, возможные для его достижения.

http://pravoslavie.ru/rusdom/200107/09.h...

С таким же успехом можно опубликовать рядом фото Киркорова и черепахи и подписать: «Киркоров родил суррогатную дочь от черепахи». Приблизительно в это же время на телеканале «Союз», в отличие от анонимного автора сайта Почаевской Лавры, с похожими «пророчествами» выступил вполне конкретный человек — протоиерей Игорь Тарасов. Он на всю страну в очередной раз живописал, что все, кто примет некую электронную карту, автоматически отречется от Христа, и начнется все это 1 января 2013 года. И уж вот это будет уже тот самый последний-распоследний, самый страшный номер, который уж точно брать нельзя. И конечно же, подтвердил эти слова цитатой из Откровения Иоанна Богослова: «И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Отк. 14:9-11). Как видим, связь между 1 января 2013 года и Откровением существует только в воображении отца Игоря. И подставлена могла быть любая другая цитата с совершенно равным успехом. Я бы позволил себе процитировать тут не строки из Откровения, а отрывок из пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза»: «Феклуша. Нет, матушка, оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами, украшаются; оттого все и делается прохладно и благочинно. Ведь эта беготня-то, матушка, что значит? Ведь это суета! Вот хоть бы в Москве; бегает народ взад да вперед неизвестно зачем. Вот она суета-то и есть. Суетный народ, матушка Марфа Игнатьевна, вот он и бегает. Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный: людей не узнает, ему мерещится, что его манит некто; а придет на место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдет в тоске.

http://pravmir.ru/konets-sveta-lavra/

Совершая, напр., поездку по Херсонскому уезду с окружным миссионером о. Михайловским, я посетил старую хлыстовку села Снегиревки Евдокию Луцкину. Долго скрытничавшая хлыстовка наконец разговорилась со мной. – Что, бабушка, – спрашиваю, – верно ли, что в Николаеве есть истинные пророки: Баканов, напр., Марченко, Кальто и другие? – Какие там пророки, – отвечает Евдокия, не зная, кто я! – Когда-то, давным-давно, может, и были, а теперь не пророки, а шарлатаны: говорят, какой-то миссионер все радение у них пробыл, а они его и не узнали. Что же это за пророки? Если бы они были пророки, то дух сейчас же открыл бы им, кто у них в собрании. Так справедливо рассуждают и в других местах благоразумные сектанты, знающие из Св. Писания, что в числе многих других признаков истинных пророков Божиих им принадлежит и совершеннейшее знание, доходящее до ведения сокровеннейших тайн сердца человеческого. Вот библейские примеры, убеждающие нас в этом. Слуга пророка Елисея, по имени Гиезий, взял тайно у исцеленного пророком от проказы сирийского военачальника Неемана талант серебра и две перемены одежд н, желая свой поступок скрыть от Пророка, спрятал все это у себя дома. «Когда он пришел, читаем в 4 книге Царств ( 4Цар.5:25–27 ), и явился к господину своему, Елисей сказал ему: откуда, Гиезий!? И сказал он: никуда не ходил раб твой. И сказал он ему: разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей? Время ли брать серебро и брать одежды?.. Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег». Таким образом, пророк Елисей, как истинный пророк Божий, узнал с какой целью тайно уходил обманувший его слуга. Отчего пророки Баканова, да и он сам, не узнали с какой целью приходил к ним я с Недобоем? Очевидно, оттого, что они не пророки, а лжепророки, обманывающие сами себя и других таких же невежественных в вере людей. «Некоторый муж, читаем в книге Деяний ( Деян.5:1–10 ), именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Степень смирения, которая неразрывно связана с любовью. Она предложена, вот, как у Христа — Распятие. Ты сам решаешь, до какой степени ты это выполняешь. И любовь — это же тоже любовь. Сын Человеческий пришел не чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать душу. И Он умывает ноги. Понимаете, это… мне кажется, что если самое главное, что мы знаем о Боге, это то, что Бог есть Любовь, то, конечно, путь к Нему бесконечен, и он бесконечен здесь, и он бесконечен после смерти в Его Царствие — он тоже бесконечен. И это значит, что святитель Николай, который там уже 16 веков, он очень сильно отличается от святителя Николая, который когда-то почил, понимаете. И он может… если мы туда попадем, мы сможем у него спросить об этом, понимаете. И это тоже очень важно. И это тоже Бог будет нами. Когда апостол Павел говорит «Мы познаем так, как мы познаны», это же какая дерзость, да? Как Бог знает меня, я узнáю его. Это вот, может быть, это тоже о том, что этот путь будет бесконечен. Поэтому я, при всем уважении к господину Ужанкову  и любви к нему, я, естественно, свое мнение… Да. Там Александр Николаевич очень интересно говорил. Он говорил о том, что вот, есть девятнадцать заповедей, и святые — это те, кто их исполнили. Ну, там с какими-то вариациями, но в принципе… Ну, по крайней мере, так говорит нам древнерусская литература, если я правильно понял Александра Николаевича. Тут, знаете, всегда опасно говорить в отсутствии человека. Но это и не так важно. Мне просто эта мысль Аверинцева тоже показалась очень такой, действительно, очень точной. Они друг другу не противоречат. Ну, в каком-то смысле, да. Понимаете, потому что если это путь, то исполнение заповедей – это шествие по этому пути. Да. Поэтому мы говорим о святителе Николае том же в кондаке: «Заповеди Христовы исполнил еси». Да. То есть исполнил, потому что ты шел этим путем. А вот вы как-то сказали или, может быть, не раз об этом говорили очень здорово, о том, что Пасхи в жизни человека должно становиться всё больше. При этом чем больше человек себя узнаёт, тем больше он в себе разочаровывается.

http://foma.ru/mne-ochen-vazhno-chelovek...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010