Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти протоиерея Александра Меня Диакон Владимир Василик размышляет о творчестве протоиерея Александра Меня в связи с 20-летней годовщиной со дня его убийства 07.09.2010 2726 Время на чтение 7 минут Близится 20-летие со дня страдальческой кончины протоиерея Александра Меня . Как при жизни, так и по смерти он был и остается «знаменем пререкаемым». С одной стороны из либерального лагеря ему раздают похвалы, с другой стороны не менее силен хор тех, кто критически относится к его наследию и взглядам, высказываемым им. В их числе можно упомянуть протодиакона отца Андрея Кураева. Показателен раздел в его книге «Оккультизм и Православие» под названием «Заблудившийся миссионер». Нас разделяет, конечно, временная дистанция, хотя она и весьма мала, но мы отчасти уже можем приблизиться к трезвому взгляду на наследие отца Александра Меня. Мы уже можем приблизиться к пушкинскому летописному взгляду: «Так точно дьяк, в приказах поседелый, Спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева». Что в отце Александре Мене привлекало? Привлекала, безусловная, его миссионерская открытость, его готовность проповедовать, его желание приобщить к вере Христовой многих и многих. О нем есть очень точное высказывание: «Отец Александр был миссионером среди самого дикого племени - советской интеллигенции». Автор этого высказывания, конечно, не знал, что бывают ещё более дикие племена, например, постсоветская буржуазия. Но высказывание точное. Многие обязаны отцу Александру своим воцерковлением, своим обращением к Христовой вере. Другое дело, что многие, которых он обращал к вере, к сожалению, потом отпали, потому что так и не стяжали должной укорененности и определительности в вере Христовой. К сожалению, интеллигентские и, не будем бояться этого слова, национальные революционные комплексы взяли верх над теми христианскими началами, которые пытался прививать отец Александр. Тем не менее, многие были ему многим обязаны. Хочется вспомнить бессмертные стихи Галича:

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/07/pam...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сергей Чапнин против Святейшего Патриарха Кирилла Церковные либералы хотят поставить иерархию «под контроль общественности» 24.09.2012 3918 Время на чтение 6 минут 14 сентября на сайте популярного петербургского журнала «Город 812» опубликован очень любопытный материал, который называется «Существует ли раскол в Русской Православной Церкви»? Впрочем, тот, кто подумает, что речь идет о расколе церковном, ошибется. Речь в данном материале идет о «расколе в Церкви», якобы вызванном делом «бешенных кощунниц». Очередная провокация, решит читатель. По сути так, - очередная провокация против Церкви. Но не рядовая, а принципиально новая. Прежде всего, интересен подбор участников опроса, который провела редакция журнала на провокационную тему. Здесь пять человек. Среди них люди, занимающие высокие посты в церковных структурах: Сергей Чапнин – ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии», секретарь по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и протоиерей Георгий Митрофанов – профессор Санкт-Петербургской духовной академии, член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, член Межсоборного присутствия. Еще два человека – тоже известные в церковных кругах персоны. Александр Мусин журналом представлен как доктор исторических наук и кандидат богословия. Мы же его помним как диакона и профессора Санкт-Петербургской духовной академии (непонятно: то ли он стесняется теперь диаконского сана, то ли лишен его, то ли сам с себя сложил сан). Диакон Александр Мусин получил печально-скандальную известность как организатор провокации (кстати, вместе с С.Чапниным и, как говорят, протоиереем Митрофановым) против прежнего ректора Академии владыки Константина (Горянова), ныне архиепископа Курганского и Шадринского, когда специально подговоренные семинаристы начали кричать во время рукоположения их сотоварища «анаксиос». Когда провокация вскрылась, он был уволен из Академии как организатор этого подлого дела, потом вроде бы преподавал в Сорбонне и состоял в «русской архиепископии» (бывшие евлогианцы), находящейся в подчинении Константинопольского Патриарха. Еще один персонаж, которого опрашивает журнал, - доктор исторических наук Ирина Левинская, которая получила известность благодаря своим воинственно антиправославным экспертизам, с которыми она регулярно выступает, когда речь заходит об обвинении тех или иных общественных деятелей . В частности, она попыталась поставить под сомнение экспертизу, на основе которой вынесли приговор «бешеным кощунницам» .

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/24/se...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Слово " индульгенция " для русского человека звучит смешно и карикатурно» Диакон Владимир Василик о последствиях появления в России первой базилики 31.07.2013 1116 Время на чтение 3 минуты 23 июля католическому храму святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге присвоен статус базилики, сообщает сайт Римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве . «В наши дни " базилика " - это своеобразное почётное звание, присуждаемое важнейшим храмам католического мира, играющим исключительную роль в истории и сегодняшней жизни Церкви, - говорится в сообщении. - Всего на свете есть более полутора тысяч храмов, удостоенных этого высокого звания, но Святая Екатерина - первый из них на нынешней территории России. Да и в Российской империи их не было ни одной». «Базиликам причитаются некоторые формальные и не очень формальные привилегии - от дарования полной индульгенции (в особые дни и при особых условиях) тем, кто принимает в ней причастие, и до внешних знаков достоинства: её настоятель и клир имеет право на особые облачения; в богослужении используется tintinnabulum - предносной колокольчик на жезле, восходящий к принадлежностям папских процессий и символизирующий прямую связь храма со Святейшим Отцом. В интерьере базилики по традиции устанавливается umbraculum, " зонтик " - архаичный вариант знамени Церкви в виде полосатого красно-желтого конического навеса», - говорится в сообщении Римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве. В связи с этим событием в редакцию «Русской народной линии» поступило письмо некоей рабы Божией Нонны из Санкт-Петербурга: «Уважаемый Анатолий Дмитриевич! Почему Вы не пишите о чрезвычайном событии, впервые за всю историю России, со времен крещения Руси и в год празднования 1025-летия принятия Православия, на русской земле будет совершаться католическая мерзость - раздача индульгенций. 23 июля 2013 года храму святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге присвоен статус базилики. " ...первый...на нынешней территории России. Да и в Российской империи их не было ни одной...Базиликам причитаются некоторые...привилегии - от дарования полной индульгенции (в особые дни и при особых условиях)... " (Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве)

http://ruskline.ru/news_rl/2013/07/31/sl...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Чудо победы Христа над духовной смертью наших собратьев» О празднике в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», который состоялся в Александро-Невской Лавре 02.06.2022 641 Время на чтение 10 минут Фото: Предоставлены автором В воскресенье, 29 мая, в Санкт-Петербурге в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре состоялось  празднование иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» . Организаторы – координационный центр по противодействию наркомании и алкоголизму епархиального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, общественная организация «Трезвый Фронт», благотворительная организация «Фавор» и трезвеннические общины города. «В торжествах приняли участие духовенство, члены общин трезвости, представители государственных учреждений, работники социальной сферы, молодежь, люди, радеющие за трезвый, здоровый образ жизни. Это событие объединило не только православных трезвенников города и области, но и всех людей, придерживающихся здорового образа жизни», – отметили в Санкт-Петербургской митрополии. Соборный молебен Божией Матери и святителю Николаю Чудотворцу у стен Никольского храма обители совершил руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму, клирик храма Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади протоиерей Максим Плетнев. Ему сослужили настоятель храма-часовни во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» при 26-й больнице, сотрудник епархиального Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму протоиерей Евгений Горянчик, священник домового храма св. великомученика Георгия Победоносца при центре содействия семейному воспитанию 15, сотрудник епархиального Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму протоиерей Игорь Илюшин, диакон храма св. Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных на Долгоозерной улице о. Сергий Учанейшвили и другие. За богослужением пел хор храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/02/ch...

Земли Балканского полуострова осияны светом христианства еще с апостольских времен. Св. ап. Павел вместе со св. ап. и ев. Лукою и св. ап. Андрей Первозванный прошли с апостольской проповедью по дорогам как исторических, так и нынешних болгарских земель. На Балканах, на гору Афон вступила и сама Божия Матерь, которая благословила это место и тем основалась Святая Гора Афонская. Ученик св. ап. Андрея Первозванного, св. ап. Стахий основал епископскую кафедру в городе Византион. Еще во второй половине I в. по Р. Хр. в городах Балканского полуострова были основаны епископские кафедры. Св. ап. Пармен из Семи диаконов был замучен в эгейском гор. Филиппи. Св. ап. и св. Матфей проповедывал в Македонии и близ Понта Евксинского (Черное море). Св. ап. Карп из 70-и апостолов был Епископом во фракийском гор. Берое (Верея, Стара Загора), св. ап. Стахий из 70-и апостолов был Епископом гор. Византиона (Константинополя), св. ап. Андроник из 70-и апостолов был Епископом Паннонии. Апостольские мужи свв. Ерм и Урбан были соответственно один Епископом гор. Филиппополя (Пловдив), второй Епископом Македонским и т. д. В период раннего христианства вв., во времена гонений, пострадало много балканских мучеников за христианскую веру – свв. мученики Пасикратий и Валентин Доростольские; Исихий, Емилиан и Дасий Доростольские; Севир и Мемнон и с ними 37 мучеников Филиппопольских; 38 мучеников Филиппопольских-Фракийских; мученицы Севастиана и Мелитина Маркианопольские (Девненские); Максим, Феодот и Асклиада (Асклипиодота) Маркианопольские – Мизийские (Девненские); Адрианопольские мученики; муч. Александр воин Римский; муч. Ерм (или Евант) Рациарский (Арчарский); мученики Ермет (Гермет, Ерм), Аггей, Акт и Гага Бононские (Видинские); священномученик Филипп, Епископ Томский; 20 мучеников из гор. Томи; священномученик Епископ Александр, мученики Ираклий воин, мученицы Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия Адрианопольские; муч. Амплий Одессоский (Варненский); священномученик Филипп, Еп. Гераклийский (Адрианопольский); мученики Ириней, Василий, Димитрий диакон и дружина его – Сирмийские (Сремские); мученики Ираклий, Павел, Минерк, Акилин и Флавиан из Novia Dunum (Исакча); св. вмуч. Димитрий, со свв. мучениками Лупп и Нестор Фессалоникские (Солунские), свщмуч. Эразм Охридский; 15 свщмучеников Тивериопольских (Струмицких) и многие другие. (См. Приложение I).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[Лат. Leucius] (I-III или IV-V вв.), исп. Александрийский (пам. 20 июня, пам. зап. 8, 11 янв.), еп. Врунтисиопольский (Брундизийский). Сохранилось неск. Житий Л. (BHL, N 4894-4898b) на лат. языке, которые датируются VIII-XIII вв. и имеют множество исторических неточностей. Согласно одному из наиболее ранних Житий (BHL, N 4894, 4898b), написанному, вероятно, между VIII и X вв. ( Lanzoni. P. 307), во времена имп. Феодосия в Александрии жил благочестивый муж Евдикий, у к-рого был сын Евприский (впосл. получивший от Бога имя Левкий). Когда мальчику исполнилось 10 лет, его мать Евфродисия умерла и отец, взяв ребенка, ушел в мон-рь. Монахи обучали мальчика и настолько привязались к Евприскию, что после кончины игумена единодушно решили назначить 18-летнего юношу его преемником. Однако тот отказался, считая себя недостойным. Спустя 7 лет монахи снова предложили Евприскию возглавить их обитель, а тот ответил, что не пострижен и не имеет священнического сана. В день Успения Пресв. Богородицы Евдикий с сыном и множество народа из Александрии и соседних селений торжественно молились в ц. во имя Божией Матери. После чего во сне Евдикию было Божественное откровение о его скорой кончине и о том, что он должен принять имя Евдиклий, а сын его - имя Левкий, означающее «прииде на него Дух Господень», и тогда сын станет епископом и просветит светом Христовой веры г. Врунтисиополь (Брундизий; ныне Бриндизи) в Италии. Проснувшись, отец рассказал сыну о видении, и тот воздал Богу благодарение за Его милость. Во время молитвы с неба раздался голос, обращавшийся к Л. Все присутствовавшие слышали этот голос и испугались, не понимая, откуда он раздается и кто среди них называется Левкием. Наутро диакон, войдя в алтарь, просил, чтобы явился тот, кто носит это имя. Некий маг Зерей объявил народу, что он Левкий и послан от Бога для проповеди истинной веры, а учение местного еп. Елена назвал ложным. Когда Л. попросил мага изложить его веру, тот ничего не ответил, но, приняв молитвенную позу, с помощью колдовских чар поднялся над землей. Евдиклий рассказал народу о своем видении и обвинил Зерея во лжи, а Л. назвал его магом и колдуном. Однако тот сумел убедить толпу не верить Л., и многие отошли от истинной веры, последовав за Зереем. Евдиклий с сыном пришли к епископу, рассказали о случившемся и решили устроить испытание огнем: посреди поля был разведен костер, Л. и епископ в доказательство истинности своего учения прошли сквозь него, оставшись невредимыми, а затем предложили Зерею сделать то же самое. Он отказался, и тогда его потащили силой, но Л. спас полуживого мага из огня. Народ раскаялся в своем отступничестве и прославил Бога. На следующий день епископ рукоположил Л. в архипресвитера.

http://pravenc.ru/text/2463337.html

Н.В. Новикова Скачать epub pdf Отец Понтий Рупышев принадлежал к семье, ряд представителей которой относился к духовному сословию. Рупышевы фамилия редкая. Корни этой семьи следует искать на Вологодчине. В ходе архивной работы нужная семья Рупышевых нашлась в документах Введенской Халезской церкви бывшего Никольского уезда Вологодской губернии, где служил диаконом Виссарион Иосифович Рупышев, родной дед основателя общины в Михново. Диакон Виссарион был женат на Александре Ивановне Поповой, дочери бывшего священника этой церкви. 23 мая 1876 года его привезли домой мертвого, сказав, что он, возвращаясь из соседней деревни с праздничной службы, упал с повозки. Церковные власти заподозрили неладное, и его попутчики, священник и пономарь были лишены духовного сана по подозрению в убийстве 1 . После смерти мужа Александре Ивановне было назначено единовременное пособие 50 руб. 2 С ней периодически жил кто-то из дочерей или сын Яков, который был, по-видимому, болен, служить нигде не мог 3 , а впоследствии ушел в монастырь. Предки Виссариона служили в Христорождественской Шабурской церкви в том же уезде. Отец его Иосиф Андреевич 4 и дед Андрей Наумович были дьячками 5 . Отец будущего михновского подвижника, Петр Виссарионович Рупышев, учился в Никольском Духовном училище 6 и Великоустюжской семинарии, но не закончил ее. Сведения об этом помещены в его послужном списке, который хранился в семье потомков одного из сыновей. В «Вологодских Епархиальных ведомостях» публиковались списки семинаристов, направленных работать учителями в западные земли. Видимо, и Петру Виссарионовичу выпал такой жребий: в 1869 году он стал учителем Ошмянского приходского училища. В настоящее время известно, что из всех сыновей Петра Виссарионовича только Понтий Петрович выбрал стезю духовного служения. Его братья получили светские профессии: старший, Павел (р. 8.01.1876), стал врачом 7 , младший, Петр (р. 5.09.1878), – телеграфным чиновником 8 . Петр Виссарионович умер в 1896 году, оставив после себя вторую жену, Надежду Степановну (урожденная Тихомирова) и шестерых малолетних детей от этого брака, из которых трое, видимо, умерли. Надежда Степановна через несколько лет была помещена в лечебницу для душевнобольных. Опекуном над тремя оставшимися детьми стал пасынок Павел, но и Понтий принимал в них участие. В архиве сохранилось его прошение о помещении сестры Елены в Сиротский институт Императора Николая I 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Церковь и СМИ – диалог трудных, но уважающих друг друга собеседников На прошедшем 22 сентября в Москве круглом столе РИА – Новостей " Церковь и СМИ. Где источник противоречий? " , в котором приняли участие журналисты Андрей Золотов, Александр Щипков, Сергей Чапнин, Максим Шевченко, а также протоиерей Всеволод Чаплин и диакон Андрей Кураев, было сделано несколько принципиальных заявлений, о путях развития отношений между Церковью и СМИ. За этим внешне протокольным сообщением скрывается важная встреча, открывающая новые перспективы сотрудничества светских СМИ и религиозных организаций. Тем более, что проблема, как и что писать о религии вообще и Русской Православной церкви в частности, необычайно актуальна в наше время: достаточно вспомнить реакцию в мусульманском мире на высказывания Папы Римского Бенедикта XVI во время лекции в Регенсбургском университете и предстоящий судебный процесс между обозревателем " Московского комсомольца " Сергеем Бычковым и заместителем председателя ОВЦС МП протоиереем Всеволодом Чаплиным. Последнее событие и стало формальным поводом для круглого стола. Какие же проблемы есть во взаимоотношении журналистов и религиозных организаций? Ответы на этот вопрос достаточно очевидны – откройте практически любую публикацию на религиозную тему, и вы увидите традиционный набор тем: религиозные праздники, скандалы, взаимоотношения верующих и неверующих. Подобный список можно продолжать до бесконечности, но как заметил телеведущий, руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко: " Многим людям хотелось бы, чтобы Церковь была странным сообществом странных людей, мысленно находящихся в Средневековье " . К сожалению, такой подход отчасти проник и в журналистские материалы, что свидетельствует о кризисе восприятия Церкви, с одной стороны как социального института и, с другой стороны, как сакрального пространства, в котором нет места критике. Подобное напряжение в диалоге связано с тем, что современная традиция журналистики восходит своими корнями к эпохе Возрождения (об этом говорил ответственный редактор газеты " Церковный вестник " Сергей Чапнин), а некоторые представители Церкви подсознательно рассматривают светские издания и конкретных журналистов как свою паству (это подметил главный редактор интернет-портала " Религия и СМИ " , председатель Гильдии религиозной журналистки Александр Щипков).

http://religare.ru/2_33081.html

поиск:   разделы   рассылка Пелагея Тюренкова, Евгений Глобенко Церковь расставила точки над i: официально о Pussy Riot и Серебряной Калоше Источник:  Татьянин день Вечером 28 июня пресс-секретарь Святейшего Патриарха Кирилла диакон Александр Волков выступил с программной речью, посвященной скандалам вокруг Церкви и ответил на самые острые вопросы журналистов. Встреча в Синодальной патриаршей резиденции стала первой, где отец Александр выступал в новой должности – руководителя патриаршей пресс-службы. Он отметил, что сожалеет, что поводом послужили " не самые приятные жизненные обстоятельства Церкви и общества " и перешел к делу. Мы предлагаем вашему вниманию все тезисы официального выступления. Общество, по крайней мере, столичная его часть, чрезвычайно взбудоражено всеми теми событиями, которые связаны с обстоятельствами вокруг акции панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. И последнее событие, связанное с публичным обращениям к патриарху людей, считающих себя православными, тоже стало одним из значительных. Поэтому мы считаем необходимым окончательно прояснить официальную позицию Церкви. Патриарх не получал никаких просьб от задержанных Разумеется, патриарх осведомлен о всех обращениях людей в связи с находящимися в СИЗО участницами группы PR. Однако вопрос " Как Церковь на это реагирует? " несколько лукавый, потому что надо понимать, что люди, обратившиеся к патриарху, просят, чтобы патриарх сам вмешался в судебный процесс. При этом сами задержанные ни о чем патриарха не просили. Они не обращались к нему ни с письменными, ни с устными заявлениями и просьбами. На данный момент мы имеем лишь обращения обеспокоенных людей, которые высказывают свою озабоченность. Это их право. Это их точка зрения. Это их позиция, которая, безусловно, имеет право на существование. Церковь не влияет на Следственные органы Но как изначально, после этой кощунственной акции, так и сейчас, не идет речи о том, чтобы Церковь каким-либо образом влияла на следственные органы. Абсурдно считать, что после этой выходки патриарх или его представители звонили бы министру внутренних дел, прокурору и требовали бы " наказать, задержать, применить необходимые меры " . Такого не было. И даже не было мысли о том, чтобы подобное совершать.

http://religare.ru/2_95438.html

Предстоятель Русской Церкви освятил собор Горненского монастыря в Иерусалиме 12 ноября 2012 г. 11:01 12 ноября 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который посещает  Иерусалимскую Православную Церковь  с официальным визитом, прибыл в Горненский женский монастырь в Иерусалиме. Святейшего Владыку встречали начальник  Русской духовной миссии в Иерусалиме    архимандрит Исидор (Минаев) , настоятельница монастыря игумения Георгия (Щукина) с сестрами обители, паломники. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение престола главного собора обители в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. За Божественной литургией Его Святейшеству сослужили митрополит Капитолиадский Исихий (Иерусалимский Патриархат), председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , заместитель председателя Архиерейского Синода  Русской Зарубежной Церкви   архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк ,  архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , архимандрит Исидор (Минаев), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин, руководитель  Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси    диакон Александр Волков . За богослужением молились председатель  Синодального информационного отдела  Московского Патриархата  В.Р. Легойда , монашествующие, многочисленные паломники, благотворители. В числе присутствовавших в храме были Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Израиле С.Я. Яковлев, представитель Российской Федерации при Палестинской национальной администрации А.Н. Рудаков, советник-посланник Посольства Российской Федерации в Израиле А.Л. Юрков, представители дипломатического корпуса, государственной власти, общественных организаций.

http://patriarchia.ru/db/text/2595434.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010