Город Москва Обителей мужских 15, женских 11. Мужские обители Богоявленский монастырь. Эта обитель находится на Никольской улице в Китай-городе. Начало монастыря относится к первым временам Москвы, к концу XIII века. Основателем ее был сын Св. Александра Невского Святой Даниил, первый Московский великий князь. Иоанн Калита окончательно утроил этот монастырь и заменил деревянные его постройки каменными. Одним из первых настоятелей монастыря был Стефан, старший брат прп. Сергия Радонежского. В этой же обители принял иноческое пострижение Св. Алексий Московский митрополит и чудотворец, который много способствовал благосостоянию Богоявленского монастыря. Во время нашествия Тохтамыша в 1383 году, храм этой обители был, по его повелению, но Божественная сила сохранила церковь и обитель. В обители три каменных храма: соборная церковь , в честь Богоявления Господня, построенная в конце XVII века, храм в честь Казанской иконы Богоматери и церковь под колокольней, над святыми воротами, посвященная Нерукотворному Спасу. Управляется обитель викарным Дмитровским епископом. Высокопетровский монастырь. Необщежительная Высокопетровская обитель находится у Петровских ворот. Время ее основания неизвестно. Летописные сказания говорят, что в XIV веке этот монастырь был уже известен. Основание обители приписывается князю Калите, который устроил здесь церковь во имя Боголюбской Божией Матери, дослужившую затем основным храмом монастыря. Но сама обитель устроилась уже при Димитрии Донском, после возвращения его с Куликовской битвы. Первым игуменом был Иоанн, известный тем, что он установил общежитие монахов в Москве. В 1505 году обитель была перестроена и переименована в Петровскую в честь Св. митрополита Московского Петра , мощи которого были перед тем обретены. Окончательное устроение обители совершилось при царе Петре Великом, который в 1690 году велел соорудить новый храм, вместо древнего, над гробами убитых его дядей Нарышкиных и устроил третий храм во имя прп. Сергия Радонежского. В это же время сооружена была нынешняя колокольня с кельями, и монастырь обнесен ныне существующими стенами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Д. С. Московская. «Я нашел в жизни то, что искал» 212 Она посмотрела на меня и прошептала: «Папочка, Бог с тобой!» – «Что ты хочешь сказать, доченька?» – Она подняла ручку и сказала: «Ну Бог , что на небе, Он с тобой». И эти слова врезались в мою душу, и с ними в душе я прожил свою жизнь. С ними вышел победителем из всех испытаний. Η. П. Анциферов. Воспоминания «Путь моей жизни» («1919 год»). Единственное зло, которое я действительно боюсь и для себя, и для детей, и для тебя, для всех, кого люблю, – это моральное зло. Все остальное пройдет – одна правда останется. Из письма Η. П. Анциферова С. А. Гарелиной. 30 января 1939 г. Хабаровский край, город Бикин. Амурлаг. 17-е отделение. Колонна 189. Николай Павлович Анциферов – историк литературы и общественной мысли, теоретик литературы, историк-медиевист, урбанолог, краевед-экскурсионист, писатель-мемуарист. Наибольшую известность его имени принесли книги, посвященные духовной и материальной культуре Санкт-Петербурга: «Душа Петербурга», «Петербург Достоевского», «Быль и миф Петербурга». Запрещенные в конце 1920-х и в советское время не переиздававшиеся, они впервые были воспроизведены в 1991 г. 213 и с тех пор стали настольными для ученых-гуманитариев, учителей, краеведов, экскурсионистов и всех, кому дорога историческая память. Посвятивший себя изучению и сохранению городской культуры Анциферов не был по рождению горожанином: родиной его детства был дивный сад в украинских степях. Здесь, в бывшей усадьбе князя Феликса Потоцкого Софиевке в семье инспектора Уманского сельскохозяйственного училища Павла Григорьевича Анциферова он был произведен на свет. Так вышло, что долгие годы жизнь Николая Павловича была связана с парками и дворянскими усадьбами. Софиевку сменил Никитский ботанический сад на Южном берегу Крыма, куда директором был назначен Павел Григорьевич. Оттуда, после смерти отца, семья переехала в Польшу, в имение Чарторижского (Ново-Александрию), где располагался Сельскохозяйственный институт: здесь возглавлял кафедру двоюродный брат Павла Григорьевича Николай Михайлович Сибирцев, выдающийся ученый-естествоиспытатель, вместе с В. В. Докучаевым создавший новую фундаментальную дисциплину – почвоведение. Затем, после переезда в Киев, местом детских игр и учения мальчика оказался Ботанический сад: здесь директорствовал отец его друзей С. Г. Навашин. В Москве центром притяжения стали дом и парк бывшего имения графа Разумовского (Петровское-Разумовское), где поселились друзья детства, сыновья А. Ф. Фортунатова. И все же главными в жизни Анциферова были парки Петербурга и его дворцов-пригородов: Петергофский, Павловский и «прекрасный Царскосельский сад», с которым он хотел бы не расставаться до конца дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ельдигино. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Усадьба Ельдигино расположено севернее Пушкино есть два основных пути, через пос. Зеленоградский или Алёшино, что рядом с " малым бетонным кольцом " А107. Этот, малоизвестный до не давних пор уголок Подмосковья имеет интересное прошлое. Название села Ельдигино (Елдегино) - вятского происхождения. " Елдыжиить " - означало ввязываться в ссору или спор. Возможно, именно из-за земельной распри эти места и получили столь резкое для русского слуха название. В 1630 г. сельцо значилось за стольником, князем Юрием Андреевичем Сицким. К этому времени здесь уже существовал деревянный храм в честь Рождества Богородицы. В 1662 г. вотчину приобрёл князь Григорий Семёнович Куракин, после чего она более ста пятидесяти лет принадлежала этому знатному роду. " Князья Куракины, несомненно, один из самых блестящих и культурных аристократических родов России, восходящий по преданию к литовскому князю Гедемину и киевскому князю Владимиру святому. Многие его представители были европейски образованны и вошли в историю благодаря ярким дипломатическим дарованиям " - такую характеристику даёт Куракиным Мария Нащокина. В 1694 г. в права наследования вступает Борис Иванович Куракин (1677-1729) - крупный дипломат, сыгравший в формировании усадебного ансамбля заметную роль. Несмотря на большую занятость на государственной службе, участие в петровских баталиях, и дипломатические разъезды по Европе, князь старался не обделять вниманием и своё подмосковное имение, состоявшее в ту пору из хором, голландского сада и плотины с прудами. Сгоревшую Рождественскую церковь было завещано возобновить потомку - сыну Александру Борисовичу, советнику посольства, а позднее полномочному министру при французском дворе. Находясь на службе при французском дворе, можно предположить, что А.Б. Куракин заказал проект подмосковного храма кому-то из мастерской придворных архитекторов. " Центрическое ядро, завершенное восьмериком, окружено пониженным восьмигранным обходом. В Ельдигине заметна и другая особенность: восьмерик здесь формально и пропорционально приближается к барочным барабанам, характерным для архитектуры Рима того времени " - пишет Владимир Седов.

http://sobory.ru/article/?object=04055

ЖМП 5 май 2022 /  17 мая 2022 г. 14:00 Религиозность и опасные грани секуляризма К 350-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПЕТРА ПЕРВОГО Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор.  PDF-bepcuя. Минувший 2021 год проходил под знаком общенациональных торжеств в честь 800-летия со дня рождения благоверного князя Александра Невского — выдающегося сына нашего Отечества, сочетавшего полководческий и дипломатический таланты с мудростью правителя и верностью духовно-нравственным идеалам Православия. Князь Александр, всей своей жизнью и подвигом государственного служения свидетельствовавший о Христе, стяжал большую благодать у Бога, Который прославил его в лике Своих святых угодников и даровал особое дерзновение молиться за землю Русскую. Год 2022-й посвящен другому знаменитому государственному деятелю, сыгравшему огромную роль в российской истории. Можно сказать, что во многом именно он стоит у истоков формирования принципиально новой модели церковно-общественных и церковно-­государственных отношений, которая действует в разных своих вариациях и по сей день. В этом году исполняется 350 лет со дня рождения Петра Первого, всероссийского императора и реформатора. С именем императора Петра, вошедшего в историю с эпитетом Великий, связаны многие знаковые государственные преобразования: курс на модернизацию общественной, экономической и культурной жизни страны, становление армии и флота, активная внешняя политика России, ориентация на западные достижения в области материально-технической культуры. Стремление Петра Великого «прорубить окно в Европу» и поставить Россию в ряд могущественных западных держав, определяющих мировую политику, часто преподносится в рамках школьного курса истории как важнейшая заслуга первого всероссийского императора.

http://e-vestnik.ru/analytics/grani_seku...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Москве прошла богословско-практическая конференция «Проект нового православного катихизиса» 26.10.2017 447 Время на чтение 3 минуты По благословению Архиерейского Собора, проходившего 2-3 февраля 2016 года, а также Синодальной библейско-богословской комиссии, проводится широкое общецерковное обсуждение последней версии проекта нового православного Катихизиса, сообщили РНЛ организаторы. Как учат нас святые отцы, общая молитва и общая дискуссия помогают православным достигать Истины, то есть приближаться к Господу нашему Иисусу Христу. 8 октября в зале «Петровский» гостиницы «Националь» прошло научное собрание по обсуждению проекта нового православного катихизиса. Конференция вызвала немалый интерес. Зал, вмещающий около 200 человек, был полон. С докладами и в прениях выступили : игумен Кирилл (Сахаров), протоиерей Константин Буфеев, протоиерей Анатолий Чибрик, протоиерей Всеволод Чаплин, дьякон Илья Маслов, дьякон Евгений Моргун, Василий Бойко-Великий , Владимир Осипов , Вячеслав Балакин, Владимир Семенко, Борис Галенин, Дмитрий Анин, Максим Козлов-Шульженко, Светлана Шестакова, Александр Порожняков и др. По итогам конференции была принята следующая резолюция: 1. Признать, что новый катихизис Русской Православной Церкви не нужен. Достаточно катихизиса святителя Филарета (Дроздова), а также других вероучительных текстов, таких, как «Точное изложение православной веры» Иоанна Дамаскина, учебник «Закон Божий» протоиерея Сергия Слободского и др. Настоятельно рекомендовать вернуться к изучению в духовных семинариях катихизиса святителя Филарета Московского, а также других православных катихизисов, составленных ранее. 2. Документ, который сейчас называется «Проект нового катихизиса», своему назначению не отвечает и может представлять собой лишь некое справочное пособие по догматике и современному состоянию Церкви. В этом качестве его можно использовать после учета замечаний, принятых научным собранием. 3. Утвердить замечания к проекту нового православного катихизиса (справочного пособия по догматике).

http://ruskline.ru/politnews/2017/oktyab...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великая Война и Февральская Революция 1914-1917 гг. Книга I. Главы 5-6 04.09.2012 554 Время на чтение 30 минут Книга I. Главы 1-2; Главы 3-4; Глава пятая 1914 год. - Государь в Новочеркасске. - Разговор Царя с раненым казакам. - Посещения в городе. - В военном собрании. - Перед встречей с Царицей. - Слухи о Москве. - Встреча с Царицей в Воронеже. - Посещение Митрофаниевского монастыря. - Посещение госпиталей. - Царь и народ. - В Тамбове. - В Рязани. - Приезд в Москву царских детей. - Наследник принимает рапорт Губернатора. - Прибытие Их Величеств. - Недоразумение с программой посещений. - Генералы Джунковский и Воейков. - Настроение высших Московских кругов. - Четыре дня в Москве, - Отъезд Царицы с детьми в Царское Село. - Отъезд Государя в Ставку. - Впечатления от Москвы. - В Ставке. - Вести с Кавказа. - Генерал Безобразов. - Поездка на фронт. - Смотры гвардии в Гарволине, Новаминске и Седлеце. - Возвращение в Царское Село. - Болезнь Царицы и Наследника. - Возвращение в Петроград Распутина. Утром 5-го декабря Государь прибыл в Новочеркасск, столицу Войска Донского. Всколыхнулся тихий Дон с объявлением войны. Много бойцов влил он в Русскую армию. Казалось, только старики, женщины, дети да подростки остались по домам. С вокзала Государь проехал с Наказным атаманом генералом Покотило в собор. Почетный конвой Новочеркасского училища сопровождал Государя. Масса народа по всему пути восторженно встречала монарха. При выходе из собора, Государь обошел казаков, выстроившихся с войсковыми регалиями. Старинные знамена, начиная с Петровского времени, Царские грамоты, перначи, трость Петра Великого (палка), мундиры государей, начиная с Александра Первого - все это живо напоминало славное прошлое Войска Донского. Проехав затем ко дворцу атамана, Государь был встречен почетным караулом и депутацией из двухсот стариков от всех станиц Войска. Государь обошел депутацию, много говорил со стариками, пропустил конвой церемониальным маршем и прошел во дворец, где принял представителей различных ведомств, депутации от Войска, дворянства, города, торговых казаков. Архиепископ Владимир поднес на нужды раненых 20.000 рублей.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/05/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Всем миром сохраним подворье! Начало соборного обсуждения судьбы Приозерского подворья и приписных храмов Валаамского монастыря 03.10.2013 1436 Время на чтение 7 минут Напомним , что 25 сентября 2013 года на сайте «Русской народной линии» было размещено Обращение к православной общественности от приходских советов и прихожан храмов Приозерского подворья Валаамского монастыря Московского Патриархата. О деятельности Приозерского подворья рассказал в интервью «Русской народной линии» один из его попечителей, руководитель научно-производственной фирмы «ВАПА», заместитель председателя Правления Александро-Невского Братства Борис Борисович Сергуненков . Приозерское подворье является частью Валаамского монастыря. Островной монастырь не может существовать без подворья на материке. Приозерская земля исторически связана с Валаамским монастырем, на территории района располагались обширные земли Валаамской обители, и сейчас эта связь важна с точки зрения хозяйственной деятельности монастыря, потому что на территории Приозерска находится грузовой и пассажирский причал, который приписан к Приозерскому подворью. Он осуществляет отправку грузов, переезд насельников, трудников и паломников в монастырь. Паломники и трудники прибывают в обитель не только на больших теплоходах, но и на небольших монастырских катерах, которые следуют из Приозерска до Валаама и обратно. Часто в связи с непогодой бывают задержки и перенос рейсов, так как «кто по Ладоге не ходил, тот молиться не умеет...». Возрождение духовной жизни в Приозерском районе началось с возрождения Храма Всех Святых, который по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Алексия, будущего Патриарха Московского и всея Руси, был передан Валаамскому монастырю. На территории Приозерского района располагается одно подворье (Храм Всех Святых и Храм Рождества Христова) и три приписных храма в Кузнечном, Плодовом и Петровском. Служат в храмах пресвитеры Валаамского монастыря, паства своих священников любит и ценит.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/10/03/vs...

Закрыть itemscope itemtype="" > Герб Его Императорского Величества 18.04.2007 2372 Время на чтение 5 минут 150 лет назад по указу Императора Александра II был введён Большой Государственный герб Российской империи, принятие которого в геральдической форме закрепило исторический процесс объединения русских земель и земель других народов под российской короной - 11 апреля 1857 года Традиции русской геральдики восходят к началу XVIII века, когда после путешествия по Европе Император Пётр Великий решил ввести геральдическую эмблематику в русскую социальную традицию. Это можно характеризовать не только как стремление сблизиться с европейской традицией, но и как выделение дворянства в особую социальную корпорацию, снабжённую особой символикой. В России, кроме дворян, гербами никто не имел права обладать. В отличие от Европы, где за особые заслуги гербами могли обладать и купцы, и простые горожане. Государственный герб России также нёс функцию символического обозначения суверенного статуса. Со времён Великого Князя Ивана III, а точнее, с 1472 года, герб претерпевал различные изменения, но основные его черты оставались неизменными - двуглавый орёл, увенчанный коронами. Поначалу корон было только две. Затем, во времена Лжедмитрия I, появилась третья, но в правление Царя Михаила Фёдоровича вместо третьей короны был водружён православный крест. Окончательно облик русского геральдического орла оформился в правление Императора Петра Великого в 1699 году, когда вновь была восстановлена третья корона, а в лапы орла, которые были до этого пусты, были вложены символы императорской и царской власти - скипетр и держава. Центральной частью Российского Имперского Орла ещё со времён Ивана Грозного был щит с изображением копейщика, которое затем стало ассоциироваться со св. Георгием Победоносцем. Именно св. Георгий как покровитель Москвы стал неотъемлемой частью Государственного герба России. Петровский герб России ещё не имел традиционной для Европы формы. Он был лишён таких атрибутов, как геральдический щит и щитодержатели. Российский двуглавый орёл как бы висел в воздухе и не накладывался на какое-либо поле, что также было нехарактерно для европейской геральдической традиции, где флаг и герб выполнялись в одной цветовой гамме и были взаимным продолжением и дополнением. Таким образом Государственный герб России не был образцом геральдического искусства, в котором к тому времени уже сложились свои каноны.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Государь Иоанн Грозный как символ Русского Царства О научно-исторической конференции «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного. Начало Русского Царства» (29 января, Москва) 05.02.2017 2797 Время на чтение 17 минут В минувшее Воскресенье, 29 Января 2017 года Россия отмечала славную дату - 470 лет назад Великий Князь Московский и всея Руси Иоанн был венчан на Русское Царство. Божие Mvpoмaзahue совершил посланец Вселенского Патриарха Иосафа II Святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси. Грамота о соборном признании Царского Самодержавного достоинства Иоанна Васильевича как Вселенского Автократора (Императора) всеми Восточными Патриархами и Книга Царского Величества (чин Царского Коронования) были торжественно доставлены Иоанну в Сентябре 1562 года Евгрипским Митрополитом. Это свидетельствовало о том, что Восточные Патриархи поняли и приняли волю Всемогущего Бога: теперь Богоизбранным народом является Русский народ; Великий же Князь этого народа является Богопомазанником; духовный центр Вселенского Православия переместился в Москву, и Москва теперь есть Третий Рим; теперь Царство Русского народа обладает наибольшим подобием Царства Небесного. Таким образом, легитимность Русского Царства была признана всем Православным мipoм. Ко дню празднования становления Русского Самодержавия Международным фондом Славянской письменности и культуры и Русским Культурно-просветительным фондом имени Святого Василия Великого была подготовлена научно-историческая конференция «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного (начало Русского Царства)». Она прошла 29 января в конференц-зале «Петровский» отеля «Националь» в Москве. Состав участников форума был весьма внушительным. Докладчиками конференции выступили видные отечественные и зарубежные ученые-историки, писатели и общественные деятели. Среди них доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного университета Игорь Фроянов, публицист, иконописец, ведущий авторской программы на радио «Радонеж» Виктор Саулкин, писатель-историк Вячеслав Манягин, доктор исторических наук, академик РАЕН, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, писатель, публицист Владимир Лавров, писатель-историк Леонид Болотин, Народная артистка России, собирательница и исполнительница старинных русских народных песен и баллад Жанна Бичевская, схимонахиня Николая (Гроян), писатель-историк, правовед из Беларуси Валерий Ерчак, настоятель московского Храма Святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров), писатель, военный историк Борис Галенин, скульптор, Заслуженный художник России, автор памятника Государю Иоанну Васильевичу Грозному в Орле Олег Молчанов, юрист Александр Мирошниченко, писатель-историк Юрий Воробьевский, скульптор, график и живописец, член Союза художников России Василий Селиванов, историк права Георгий Шайрян .

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/06/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Капитанская дочка» Пушкина Историко-критический этюд. 2 часть 28.11.2010 4387 Время на чтение 25 минут 1 часть Ниже мы продолжаем публикацию историко-критического этюда Николая Ивановича Черняева (1853-1910) (См. начало: «Капитанская дочка» Пушкина ). Специально для Русской Народной Линии публикацию (по изданию: Черняев Н.И. «Капитанская дочка» Пушкина: Ист.-крит. этюд.- М.: Унив. тип., 1897.- 207, III с. (оттиск из: Русское обозрение.- 1897. 8-12; 1898.- подготовил доктор исторических наук, профессор Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина Александр Дмитриевич Каплин. Постраничная ссылка перенесена в окончание текста. ГЛАВА СЕДЬМАЯ. «Старинные люди». - Иван Кузьмич Миронов.- Его служебное прошлое.- Иван Кузьмич, как комендант Белогорской крепости.- Последние дни его жизни и его смерть.- Иван Кузьмич и герои графа Л.Н. Толстого. - Иван Игнатьевич. - Его рассуждения о дуэли. - Комичные черты его характера. - Его героизм. - Василиса Егоровна, как жена и как командирша Белогорской крепости.- Ее доброта и преданность служебному долгу. - Ее смерть. - Марья Ивановна.- Параллель между нею с одной стороны и пушкинской Татьяной, тургеневской Лизой и графиней Марьей Волконской графа Л.Н. Толстого - с другой. - Миросозерцание Марьи Ивановны. - Ее внешний облик. - Впечатление, которое она на всех производила.- Анализ ее характера.- Марья Ивановна - идеал русской женщины.- Она принадлежит к величайшим созданиям пушкинского гения. Вторым эпиграфом к третьей главе «Капитанской дочки», в которой читатель впервые знакомится с семьей Мироновых, Пушкин поставил восклицание Простаковой из фонвизинского «Недоросля»: «Старинные люди, мой батюшка». И Иван Кузь­мич Миронов, и его неугомонная супруга Василиса Егоровна, и их друг дома, кривой поручик Иван Игнатьевич, все они, действительно, старинные люди, но не простаковского пошиба. Они столь же дороги и милы всякому грамотному человеку на Руси, как и Савельич. Муж и жена Мироновы принадлежат к одному поколению с стариками Гриневыми. Вся разница в том, что Гриневы являются представителями лучшей части родовитого и зажиточного дворянства, а Миро­нов и его верный сослуживец - представителями бедных, безземельных и неродословных служилых людей, только что попавших в дворяне в силу Петровской табели о рангах.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/29/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010