Сеятелями Бориса и Глеба называли потому, что в этот день крестьяне занимались севом. Летнее празднование Бориса и Глеба было связано уже не с севом, а с уборкой урожая, с работой дотемна. День этот так и назывался – Борис и Глеб Бессонники. К святым обращались с просьбой помочь убрать хлебную ниву. Считалось, что с их помощью работа в поле лучше ладится. К святым братьям также обращались, если в семье случались разлады. Борис и Глеб считались не только покровителями всей Русской земли, но и каждой семьи. Вспомнят ссорящиеся о братьях Борисе и Глебе – поутихнут страсти, мир и покой в семье наступят. Борисов день см.: Борис и Глеб. Боровик Народное название различных растений, встречающихся в сосновых борах, напр. белого гриба, вереска, грушанки и др. Борода Волосяной покров на нижней части лица мужчины, считался неотъемлемой национальной чертой русского. Борода была предметом глубокого уважения и символом русской народности. В XI в. за повреждение бороды «Русская Правда» назначала вчетверо большую пеню, чем за физическое увечье. Брить бороды русские начали с XV в. Василий III, желая понравиться своей жене Елене Глинской, обрился, но пример его почти не встретил сочувствия. Иван Грозный упрекал Поссевина за «подсечение брады», как за преступление против религии. Одновременно с царем писало против бритья бороды и духовенство. Максим Грек в Послании «О еже не брити брады» для вящего убеждения приводит в пример козла, который, когда ему остригли бороду, бился головой до тех пор, пока не умер. Стоглав посвятил бороде целую главу (40-ю), запрещая хоронить и отпевать бреющих бороды. Несмотря на запрещения, бритье бороды продолжалось: и Борис Годунов, и Дмитрий Самозванец уже не носили бороды. При Алексее Михайловиче многие из бояр (Матвеев, Ордын-Нащокин) были бриты. Влияние Запада отразилось и в иконописи. На одной иконе живописец изобразил Каина и Авеля в польской одежде с усами и без бород. В к. XVII столетия патриарх Адриан издал окружное послание, в котором одну главу посвятил убеждению и угрозам стригущим бороды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дата 107 г. по P. X. основана на наиболее распространенном варианте прочтения в лучшем из мартирологов Игнатия (Colbertinum) слов νντω χει, на девятый год, то есть с момента воцарения Траяна, 98 г. по P. X. У нас нет веских причин отходить от этой версии и прибегать к другому прочтению, τταρτον τος, в девятнадцатый год, то есть в 116 г. по P. X. Иероним указывает дату 109 г. по P. X. Тот факт, что имена римских консулов в Martynum Colbertinum приведены правильно, доказывает правильность даты, принятой такими критическими исследователями, как Ашер, Тиллемон, Мелер, Гефеле и Вислер. Последний в своем труде Die Christrnverfolgungen der Cäsaren, 1878, pp. 125 sqq., находит подтверждение этой даты в словах Евсевия о том, что это мученичество имело место до приезда Траяна в Антиохию, который состоялся на десятый год правления, а также в том, что между мученичествами Игнатия и Симеона, сына Клеопы, прошло мало времени (Hist. Есс. III. 32), и наконец, в послании Тиберия Траяну, в котором рассказывается, сколь многие возжаждали мученичества – как полагает Вислер, следуя примеру Игнатия. Если считать, что событие произошло в 107 г., можно согласиться и с другим предположением Вислера. Известно, что в этом году Траян отметил невероятно пышным триумфальным празднеством свои победы над даками, так почему не могло быть такого, что кровь Игнатия оросила песок амфитеатра именно в это время? Но не все согласны с датой 107 г. по P. X. Кейм (Rom und das Christenthum, p. 540) полагает, что в Martyrium Colbertinum неверно указано, что смерть Игнатия имела место во время первого консульства Суры и второго Сенеция, потому что в 107 г. Сура исполнял обязанности консула в третий, а Сенеций – в четвертый раз. Он возражает также, что Траян был в Антиохии не в 107, а в 115 г., по пути на войну с армянами и парфянами. Но это последнее возражение не имеет значения, если Траян не судил Игнатия в Антиохии лично. Гарнак приходит к выводу, что вероятность мученичества Игнатия в царствование Траяна весьма мала. Лайтфут относит это мученичество к периоду между 110 и 118 г. §18. Адриан. 117 – 138 г. по P. X.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Она сохранила Неаполь и некоторые из своих южных владении в Италии, до позднейшего завоевания оных норманами, и непрестанно домогалась, чрез частые посольства к королям франков, возвратить утраченное достояние. 36 Предложен был даже брачный союз между сыном императора Константина и дочерью Пипина, о чем упоминает папа Стефан в одном из своих посланий, но и первосвященники бодрствовали с своей стороны, чтобы не состоялся союз столь для них опасный. Успокоившись на время, под покровительством патрициев франкских, которых признавали только своими по Боге защитниками и помощниками, они постоянно заботились о утверждении за собою вновь приобретенной ими области и о господстве в самом Риме, где почитались владыками, по естественному порядку вещей, за отсутствием светской власти, хотя Рим, как столица государства, не мог собственно принадлежать к патримониям церкви. VI. Последняя борьба Рима с Лангобардами до их падения. Папы Павел, Стефан III и Адриан Выбор преемника Айстулфу озаботил папу Стефана, который пережил несколькими месяцами своего соперника. Царственный Рахис, наскучив уединением обители Бенедиктинской, пожелал вступить опять на престол, им однажды оставленный, но сильно воспротивился папа такому намерению. Он вступил в переговоры с герцогом Дезидерием, управлявшим соседнею Тосканою, и доставил ему корону, на том условии, чтобы уступил римскому престолу остальные города бывшего экзархата, Фавенцию, Имолу, Ферару, Болонию и Анкону, которых домогался папа еще при Айстулфе. 37 Дезидерий страшною клятвою подтвердил свое обещание, пред посланными римскими, диаконом Павлом, братом Стефана, и его примикирием или первостепенным духовным сановником, Христофором, который по своей знатности и характеру, имел большое влияние на дела римские, и пред полномочным короля франков, аббатом Фульрадом, который от его имени вводил епископов римских во владение землями экзархата. Но Дезидерий, отстранив опасного для себя соперника в лице бывшего короля Рахиса, уклонился от исполнения своей клятвы, хотя и старался быть в хороших отношениях с новым епископом Павлом, который вступил на кафедру своего брата, как бы уже в качестве законного наследника по праву родства, и продолжал его хитрую политику.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

вторгся на Сицилию и захватил Мессину, разбив арабов в битве при Каср-Янна (Кастроджованни, ныне Энна). Из-за недостаточной помощи Роберта Гвискара и малочисленности войска Рожера де Отвиля завоевание острова заняло 30 лет. Вражда среди эмиров и поддержка христианского населения способствовали успеху норманнов; в 1072 г. они захватили Палермо. Получивший титул графа Сицилии Рожер I подчинил эмира Ибн Хамуда (1087), к-рый стал его вассалом и принял христианство, как и мн. представители араб. элиты, переходившие на сторону нового графа Сицилии. В 1091 г. норманны захватили последние мусульм. центры на Сицилии, а также о-в Мальта. 5 июля 1098 г. гр. Рожер I за успехи в войне с сарацинами получил от папы Римского Урбана II наследственную привилегию - «Сицилийскую легацию», дарующую правителям Сицилии в их владениях полномочия папского легата, представителя высшей духовной власти. Папа обязывался не отправлять на Сицилию легатов без согласия графа; Рожер и его наследники сами определяли, кто из епископов будет присутствовать на созываемых папой Соборах. Папа Пасхалий II (1099-1118) попытался ограничить эту привилегию в булле, адресованной гр. Рожеру II (1117), но папа Адриан IV (1154-1159) признал привилегию правителей Сицилии (отменена папой Иннокентием III (1198-1216)). В Калабрии последняя византийская крепость Реджо была захвачена норманнами в 1060 г. Однако в том же году войска визант. имп. Константина X Дуки (1059-1067) отвоевали большую часть Апулии: до 1068 г. в противостоянии византийцев и норманнов сохранялся паритет. Лишь при имп. Романе IV Диогене (1068-1071) из-за угрозы в М. Азии со стороны турков-сельджуков часть визант. войск была переправлена из И. на Восток, и Роберту Гвискару удалось восстановить власть над Апулией. После 3-летней осады (1069-1071) он захватил г. Бари, что означало утрату Византийской империей всех владений в Юж. Италии. Завоевание норманнами визант. владений в Юж. Италии сопровождалось изменениями в церковной структуре. В Апулии и Калабрии византийский обряд повсеместно вытеснялся рим.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

В результате 3-й римско-македонской войны в 168 г. до Р. Х. Рим провозгласил Л. свободной, и это событие открыло эпоху наивысшего ее процветания. Основу политического управления Л. составил союз (κοινóν) полисов, который впервые упоминается в источниках с 182-180 гг. до Р. Х. В союз входили не менее 36 полисов (по Плинию Старшему: Plin. Sen. Natur. hist. V 101, в нек-рые периоды их число достигало 70). Среди них выделялись несколько крупных: Ксанф, Патары, Миры, Тлос. Т. о., Л. всегда характеризовало наличие множества городов, напр., в визант. эпоху в регионе было до 45 христ. епископских кафедр. Из-за недостатка земли эти города и даже села часто входили в симполитии. В 84 г. до Р. Х. рим. полководец Сулла признал независимость Ликийского союза, а к Л. были присоединены также города Балбура, Бубон и Эноанда. Однако Восточная Л. в это время находилась в союзе с пиратами и царем Понта Митридатом VI Евпатором, и после победы римлян часть ее территории была объявлена римлянами ager publicus (собственностью гос-ва). Л. также пострадала в период гражданских войн в Риме: в 42 г. до Р. Х. здесь активно действовали войска Брута. Некрополь, гимнасий и термы в Ариконде Некрополь, гимнасий и термы в Ариконде В 43 г. по Р. Х. из-за мятежей, в к-рых были убиты римляне, имп. Клавдий лишил Л. свободы и превратил ее в рим. провинцию с центром в Патарах. При имп. Веспасиане Л. была объединена с провинцией Памфилия (до 74-76 гг.), центром стал г. Перга. При имп. Адриане (117-138) к этой провинции присоединены также Центр. и Юж. Писидия. В 131 г. Л. посетил имп. Адриан, что сопровождалось выделением крупных средств на общественное строительство (построен гранарий в Андриаке). В 141 г. Л. сильно пострадала от землетрясения, после к-рого богач Опромоас из Родиаполя восстановил за свой счет здания в 30 городах провинции. В кон. II в. в Л. и Памфилии появилось много разбойников; в основном это были исавры и писидийцы, жившие в горах. Исавры совершали нападения и в III-V вв., разоряя преимущественно незащищенные поселения.

http://pravenc.ru/text/2110501.html

Из путевых заметок А.С.Норова : «Замечательно, что доселе торговля багряницами, о чем упомянуто в Деяниях Апостольских, составляет главный торг Фиатиры. На большом красильном заведении, здесь находящемся, красят преимущественно бумагу, получаемую из Келембе и Айдина, пряденную в красный цвет, получаемый тоже в окрестностях; её отправляют в Смирну, откуда она идёт по большей части в Россию» (Путешествие к семи церквам, С. 175). В Фиатире было развито производство бронзы, город был знаменит медеплавильными печами, здесь же располагался и рынок рабов, игравший важную роль в этом регионе. Наибольшего расцвета город достиг в римский период – даже было поместье, купленное для семьи императора Августа. Надписи, открытые на руинах города, указывают, что здесь находились три гимназии, колоннадный портик из 100 колонн, огромная торговая площадь и храмы Аполлону Тиримнскому и Артемиде Боритенской. В 124 году н.э. Фиатиру посетил император Адриан, в 214 г.– император Каракалла, город ответил на это присвоением императорам титулов «основатель и спаситель города». В середине III века город, как и вся Западная Анатолия, был разграблен готами, а в VII веке – арабами. В поздневизантийский период Фиатира продолжала исполнять роль крепости в борьбе с турками и вновь достигла процветания в период правления Ласкаридов в XIII веке. На начало XIX века, по свидетельствам русских путешественников, в селении Акхизар (Фиатира) проживали около 1000 семей, из них 400 греческих, действовали три церкви. Путешественники отмечали крайнюю запущенность и нищету Фиатир ( Норов А.С. Путешествие к семи церквам, упоминаемым в Апокалипсисе. – М., 2005. – С. 178–179). Древняя Фиатира, четвёртый город Книги Откровения, продолжает сегодня своё существование под названием Акхисар и насчитывает, как и Бергама, около 80000 жителей. Город по-прежнему имеет стабильный экономический статус, являясь турецким сельскохозяйственным центром по производству оливкового масла, изюма, табачных изделий и текстиля. Язычество и христианская миссия в Фиатире

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

по Р. Х. сложились важнейшие маршруты через Персиду и Карманию (Керман) и через Мерв в Пятиречье и до Арахосии. Культурное влияние эллинизма, распространенное в III-I вв. до Р. Х., с I в. до Р. Х. постепенно уступало место ирано-семитскому. Парфянский язык пользовался арам. графикой с огромным количеством аллограмм (до половины лексики), но доминирующую роль в офиц. обиходе и документации сохранил греческий. Использование зороастрийского календаря и зороастрийской ономастики характерно для хозяйственной документации старших Аршакидов, хотя для парфянских захоронений типично преобладание трупоположения, а не похоронного обряда зороастризма, запрещавшего хоронить покойников в земле. Религ. синкретизм парфянской эпохи (иран. божества отождествлялись с эллинскими (Ормазд - Зевс , Митра - Гелиос, Анахит - Артемида)) подготовил почву для возникновения гностицизма (через учение зурванизма ) и манихейства . Первые христ. общины появились на плоскогорье не ранее сер.- кон. II в., хотя начало проповеди христианства в И. связывается с именем св. ап. Фомы . Начиная с рубежа I и II вв. слабеющая Парфия постепенно распадалась. Ожесточенная борьба между Аршакидами Хосровом и Вологезом II, а также восстания в Элимаиде и Персиде позволили римскому императору Траяну в 114 г. захватить Армению, укрепиться в Осроене и Месопотамии и выйти к побережью Персидского зал. Но в 122 г. его преемник Адриан предпочел заключить с Парфией мир на условиях возвращения прежних границ. Т. о., Аршакидская династия выстояла, хотя и потеряла контроль над сев.-вост. приграничьем и Гирканией. В 161 г. парфяне вторглись в Сирию, но были разбиты римлянами, к-рые в 165 г. сожгли Селевкию-на-Тигре. Контрнаступление парфян в 166 г. провалилось, и они заключили мирный договор, по к-рому земли к западу от р. Хабур (включая Эдессу и Карры (Харран)) отошли империи. Рим. натиск возобновился при династии Северов, к-рые со 195 г. неоднократно опустошали Месопотамию, разграбив Ктесифон в 198 г. В 215 г. имп. Каракалла , воспользовавшись распрей между претендентами на аршакидский престол Вологезом V и Артабаном V, через Двуречье прошел до Мидии.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Трудно путешествовать по снежным вершинам Альп или Кавказа; вот отвесная скала, вот страшная пропасть; сколько нужно положить сил и напрячь усилий, чтобы взобраться на вершину горы. Восхождение души к небу нелегче. Но и при этом восхождении, препятствия побеждаются не только мужами, сильными телом и духом, но и немощными женщинами. Познакомим вас с жизнью и подвигами христианских подвижниц, прославленных Церковью и непрославленных. II. Св. мученица Наталия (память 26 августа). Максимилиан предаёт мучениям тридцати двух христиан. Еле живых, их приводят в преторию, чтобы записать. Член претории Адриан, бывший доселе язычником, поражённый их терпением и любовью ко Христу, заносит в списки и своё имя. Его заключают в темницу. Здесь проявляется всё величие души его жены – Наталии. Посетив мужа, она говорит: «Блажен ты, что обрёл вечное сокровище», укрепляет его на подвиги беседами, молитвами, после мук обмывает ему раны; берёт с собою других женщин, и все они служат в темнице мученикам, телесные и душевные немощи их врачуя. Служи и ты страстотерпцам и исповедникам Христовым, – и получишь награду исповедников. III. Св. Феоклия – мать-христианка. Феоклия (в Пергии) имела единственного сына Каллиопия. Вдова – христианка-мать воспитывает его в истинах христианства, так что юноша не привязался ни к богатству, ни к славе, а возлюбил Христа. Отпуская его в другой город, мать напутствует: «Нам нужно страдать. Не бойся, сын, страданий за Господа. Ступай, Бог с тобой. Не посрами своей веры». В Помпеополе, куда прибыл юноша, шли языческие торжества, и за отказ участвовать в них Каллиопий был подвергнут разным мукам и колесованию. Узнаёт это Феоклия, приезжает. Подкупив стражу, она проникает к мученику, всю ночь проводит с ним; молитвой и беседой укрепляет его на новые подвиги... В полночь появляется свет, из которого раздаётся голос: «Вы – святые исповедники, оставили всё и страждете за Христа». Наутро Страстного четверга Каллиопия распинают... Мать подкрепляет его и здесь... Потом снимает тело и, прижавшись к нему, прославив Бога, предаёт свой дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Содержание Предисловие бл. Иеронима I Второй Римский Император Октавиан Август III Тиверий (23, по другим 21 год) IV. Кай Калигула (царств. 3 года и 10 месяцев) V. Клавдий (царств. 13 лет, 8 месяцев и 28 дней) VI. Нерон (царств. 13 лет, 1 мес. и 28 дней) VII. Веспасиан (царст. 9 лет, 11 месяцев и 22 дня) VIII. Тит (царств. 2 года и 2 месяца) IX. Домициан, младший брат Тита (царствует 15 лет и 5 месяцев) X. Нерва (царствовал год и 4 месяца) XI. Траян (царств. 19 лет и 6 месяцев) XII. Адриан (царствовал 21 год) XIII. Антонин по прозванию благочестивый с сыновьями своими Аврелием и Луцием (царствовал 22 года, 3 месяца) XIV. Марк Антонин, он же и Вер и Л. Аврелий Коммод (царствовали 19 лет и 1 месяц) XV. Коммод (царствовал 13 лет) XVI. Элий Пертинакс (царствовал 6 месяцев) XVII. Север (царств. 18 лет) XVIII. Антонин по прозванию Каракалла, сын Севера (царствовал 7 лет) XIX. Макрин (царствовал один год) XX. Марк Аврелий Антонин (царств. 4 года) XXI. Александр сын Мамиеи (царств. 13 лет) XXII. Максимин (царств. 3 года) XXIII. Гордиан (царств. 6 лет) XXIV. Филипп (царств. 7 лет) XXV. Декий (царств. год и 3 месяца) XXVI Галл и Волузиан сын Галла (царствовали 2 года и 4·месяца) XXVII. Валериан и Галлиен (царств. 15 лет) XXVIII. Клавдий (царств. год и 9 месяцев) XXIX. Аврелиан (царств. 5 лет и 6 месяцев) XXX. Тацит (царств. 6 месяцев) XXXI. Проб (царств. 6 лет и 4 месяца) XXXII. Кар с Карином и Нумерианом (царств. 2 года) XXXIII. Диоклетиан (царств. 20 лет) Галерий Август (два года правил один) XXXIV. Константин (царствовал 30 лет и 10 месяцев)     Предисловие бл. Иеронима Евсевий Иероним своим Винкентию и Галлиену желает здравия. То был древний обычай ученых, что для упражнения ума они передавали греческие книги латинским языком, и что наиболее трудно, поэтические произведения знаменитых мужей переводили стихами. Поэтому и наш Туллий целые книги Платона перевел буквально и, издав гекзаметром Арата Римского, занимался Экономиком Ксенофонта. В этом деле эта золотая река красноречия так часто задерживается некоторыми твердыми и неодолимыми препонами, что незнающие, что это перевод, не поверят, что это писано Цицероном.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

дьяку А.С.Кириллову, который был убит, как сторонник Нарышкиных (В.Е.Румянцев, Дом Моск. Арх. общ. Древности, статьи с общ. оглавлением, 1875, с. 33–40, с рисунк.). Стрельница Никиты Беклемишева в Кремле существовала уже при Иване III и в нее был посажен за обман венец. посол Иван Тревизан (П. С. Р. лет., VI, 196; VIII, 176); она построена была в 1487 г. итальянцем Марком (Фрязиным), который строил великокняж. палаты и две стрельницы в Москве, Никольскую и Флоровскую (П. С. Р. лет., IV, 156; VI, 36, 278; VIII, 217 и Соловьев, V, прим. 220). § IV Сношения Москвы с Турцией имели, между прочим, в виду ослабить влияние в Константинополе крымского хана. По поводу этих дел в Москву приезжал три раза Скиндер, князь мангупский (1522–1526), а из Москвы ездил в Константинополь И.С.Морозов, но цель этих сношений все-таки не была достигнута. Как оказалось, и в Константинополе (султанский казначей грек Абессалом и близкий к нему грек Адриан), и в Москве (Скиндер) были недружелюбно настроены против последней, требуя больших подарков и ссылаясь на права султана на Казань, на дурной прием, оказанный послу, иначе угрожая войной и указывая на радость в Москве по случаю известия о победе венгерского короля над турками 1852 . Но в Москве были сторонники более решительной политики вел. князя и в этом, конечно, заключается недовольство М.Грека, высказывавшего открыто мысль о надежде освободиться от турецкого ига при посредстве России и видеть даже на престоле одного из русских князей 1853 . По прибытии в Москву М.Грек не мог не сойтись с таким влиятельным человеком, как Юрий Дм. Траханиот, считавшийся в Константинополе покровителем греков, и придворный врач Марк, а оба они в одно время подверглись опале (см. ниже 1854 ). В допросах же Максиму читаем следующее: «Да спросил меня Берсень: ведаешь ли, по какому делу к нам пришел турецкий посол Искандер? Максим отвечал: «не ведаю, господине, а слышу, что деньги от султана привез, чтобы купить, что приказал». Берсень на это отвечал: «На что нам его дружба, лучше было не дружиться с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010