1 т. е. Пилат 2 т. е. не жил жизнью, свойственной христианам 3 Под этим названием было издано Цельсом то сочинение, против которого направлял свою отповедь Ориген 4 т. е. не греческого. Под варварами ( βαρβαροι ) греки разумели собственно все племена не греко-римского происхождения в самом широком смысле этого слова. Ср. употребление этого слова: Кол. 3:11. 5 Сократ (род. около 399 г. до Р.Х) был обвинен согражданами «за введение в религию новых божеств и развращение юношества»: по приговору суда должен был выпить кубок с ядом. 6 Пифагор (род. между 580—570 гг. до Р.Х) — основатель религиозно-философского общества в Кротоне, имевшего своей целью нравственно-религиозное обновление общества. Закончил свою жизнь во время борьбы с демократической партией, относившейся враждебно к его обществу. 7 Древнее название южной части Италии, населенной греческими колонистами. 8 Ср. Fragm. phil. gr. ed. Mulach 1§ 61; у Климента Александрийского в « Λγος προτρεπτικς ». 9 Ср. у Геродота 1:131. Геродота называют отцом истории. Он родился в Галикарнассе около 484 г. до Р.Х. Его исторический труд в 9 книгах, посвященный описанию греко-персидских войн, обнимает период времени от 320 по 479 год до Р.Х. 10 Основатель стоической философии, жил около 340—260 гг. до Р.Х. Его довольно многочисленные произведения затеряны. 11 Ср.: The Fragmenta of Zeno and Cleanthes by Person, Cambridge, 1891, стр. 200 Nr. 164; у Климента Александрийского в Strom, V, II, 76; у Феодорита в Sermo III. 12 Ср. Климент Александрийский Strom., V, гл. 10, где различаются по отношению к учению Аристотеля: τα σωτερικα и τα κοινα κα ξωτερικα . 13 Ср. Климент Александрийский Strom., II, Феодорит Sermo I, De fide. 14 Климент Александрийский, Strom., V. 15 Цельс написал против христиан еще другое сочинение. Но имеет ли в виду Ориген это или какое-либо другое сочинение Цельса — неизвестно. 16 Нерон царствовал с 54 по 68 гг., Адриан — с 117 по 148 гг. по Р.Х. 17 Μητραγυρταις ­ μηναγυρταις Так назывались жрецы Цибелы (или Кибеллы), — богини, которая в греческой мифологии почиталась Матерью Олимпийских богов: Зевса, Гадеса, Посейдона, Гестии, Деметры, Геры. Культ Цибелы отличался оргиастическими церемониями: плясками, разнузданным весельем, даже изуверством (оскоплением), принесением кровавых жертв в виде быков, баранов (taurobolia), всевозможным фиглярством, проделываемым особыми жрецами богини — митрагиртами. О них рассказывает Лукиан в басне: «De homine in asinum mutato», а также бл. Августин в сочинении: De civ. Dei, 1. VII.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3777...

Со времени Клавдия народ теряет и законодательную власть. Закон (lex) был заменен сначала сенатусконсулом, а затем в период от Адриана до начала III века конституцией принцепса 141 . Так мало-помалу свободные римляне теряли свои политические права и политическую свободу и к началу IV века превратились в подданных абсолютного монарха. Та же самая центростремительная сила действовала и во всем тогдашнем римском государстве. Вслед за Римом все города постепенно теряли право самоуправления и становились в полное подчинение римскому императору. Однако этот процесс совершался в них медленнее, чем в самом Риме. Если в Риме избрание магистратов уже при Тиберии фактически перешло к сенату, то в других городах оно в полной силе сохранялось за народом до конца I u дaжe во II веке. Закон Малаки, например, знает лишь одно совершенно свободное избрание должностных лиц народными собраниями. Но уже в этом законе можно видеть некоторые симптомы начавшегося распадения народных комиций. Право предлагать кандидатов, в случае недостаточного их количества, закон предоставляет председательствующему дуумвиру и даже самим кандидатам. Это обстоятельство показывает, что уже и тогда заметно было охлаждение к занятию почетных муниципальных должностей 142 . Как скоро число кандидатов не превосходило количество занимаемых вакансий, то избрание становилось простою формальностью. Это стало обычным явлением во II веке, когда несение общественной должности соединялось со столь большой материальной затратой и ответственностью перед правительством, что граждане стали прямо избегать назначения на должности и в члены совета 143 . Должностные лица, руководившие собранием, едва могли указать кандидатов на освободившиеся места. Названные ими лица по необходимости выбирались. Вследствие этого народные собрания теряли свое значение. Избрание должностных лиц и управление городом переходят теперь к совету 144 . В 129 году император Адриан отправил городским властям Ефеса письмо, в котором выражает свое желание доставить место в совете своему фавориту Ерасту 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Итак Иудея сделалась в 6 году римской провинцией второго разряда, причем, вероятно, вслед за этим центром управления был избран портовый город Кесария, а в Иерусалим был назначен римский комендант, которому в подкрепление был дан небольшой постоянный гарнизон. После разрушения Иерусалима в 70 году Иудея сделана была провинцией под властью legatus рг. рг. provinciae Iudeae 365 . Кровавое усмирение восстания Вархохбы и окончательное разрушение Иерусалима не отразились на административном устройстве этой провинции. Император Адриан заменил только имя провинции Иудея словом Syria-Palaestina и во главе ее поставил консульского легата. Со времени Септимия Севера (193–211) сделалось обычным именование этой провинции просто Палестиной 366 . X. Провинция Месопотамия Страна эта была населена арамейцами, которые в начале IX века до Р. X. образовали здесь особое арамейское государство 367 . Существовало оно не долго. В римский период здесь господствовали парфяне. Так дело было до Траяна, который, разбив парфян, образовал римскую провинцию Месопотамию с метрополем в Низибе. В состав этой провинции вошли некоторые страны, напр. Осроена, Гатры и др., находившиеся в отдельном управлении своих туземных династий. Важнейшим из таких владений была Осроена или Едесское княжество, занимавшее западную половину этой провинции и находившееся до начала III века в управлении Авгаря и его потомства 368 . XI. Провинция Аравия Провинция эта была образована Траяном в 115 году. В состав ее вошли. Владения, принадлежавшия Агриппе II и составлявшие уже описанное нами Кесарийско-панеадское царство. Царство набатеев 369 . Во главе этой страны стоял арабский князь, присваивавший себе титул «царя Набата». Резиденцией их служил замок Петра, построенный на утесе на полпути между Мертвым морем и северовосточной оконечностью Аравийского залива 370 . Владения их простирались к северу до Дамаска и к югу на аравийском полуострове до Левке-Коме, лежащей насупротив египетского города Береники и вглубь страны по меньшей мере до окрестностей древней Фемы 371 . Страна эта вплоть до Дамаска была заселена особым племенем, принадлежавшим к арабской отрасли великого семитического племени. Язык и письменность у набатеев были такие же, как в Сирии и в области Евфрата 372 . Эллинизация была слабая. Римлянам они подчинились вскоре после присоединения Иудеи. Во всяком случае при Августе царь их Обода был таким же подвластным и верным Риму правителем своего народа, как Ирод 373 . На этого же князя, по Моммсену, была возложена со времен Августа защита римской государственной границы как на востоке, так и на юге Сирии вплоть до Дамаска. Под управлением собственных правителей царство Набата существовало до времен Траяна, когда царство набатеев было присоединено к Империи. Город Дамаск тогда был присоединен к Сирии, большая часть владений их была превращена в римскую провинцию под именем Arabia, а от тех земель, которыми набатейские цари владели внутри Аравии, римляне совершенно отказались 374 . XII. Египет

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

1949. Col. 589). 12 дек. 1513 г. папа Юлий II официально признал святым Ноткера Заику († 912), мон. аббатства Санкт-Галлен, который пользовался почитанием в течение неск. веков в диоцезе Констанц. Однако при этом была сделана оговорка, что св. Ноткер благодаря признанию этого почитания не признается канонизированным (quod... propterea canonizatus aut alias approbatus non censeatur), т. е. формальная его К. не имела места. В наст. время Ноткер Заика считается блаженным, подобного рода оговорки будут иметь место при легализации культа нек-рых др. лиц. Исследователи видят в них первые признаки деления на святых и блаженных (Ibid. 1949. Col. 588-589). Папа Лев Х (1513-1521) канонизировал Франциска из г. Паола (Калабрия, Италия, † 1507) ( Galuzzi A. M. La canonizzazione dell " Eremita di Paola//Boll. ufficiale dell " ordine dei Minimi. R., 1969. Anno 15. N 1. P. 40-54); в 1521 г.- Казимира († 1484), сына кор. Польши Казимира IV Великого ( Low. 1949. Col. 589). Папа Адриан VI (1522-1523) причислил к лику святых сразу 2 лиц почти одновременно (первый случай такого рода): Бенно, еп. Майсена († 1106) ( Tomassetti, ed. 1860. Vol. 6. P. 13), и Антонина, архиеп. Флоренции († 1459). Булла о К. последнего была опубликована при Клименте VII, в 1523 г. (Rationi congruit. 26 nov. 1523// Tomassetti, ed. 1860. Vol. 6. P. 26). Папа Павел III (1534-1549) в 1537 г. поручил своему нунцию на Сицилии начать процесс К. сицилийского отшельника Вильгельма Куффитела († 1404). 26 февр. 1538 г. папа разрешил его литургическое почитание (уже существовавшее на практике) с оговоркой: «…чтобы упомянутый Вильгельм… не считался канонизированным». Его формальной К. не было ( Low. 1949. Col. 589). Папа Сикст V (1585-1590) 2 июля 1588 г. канонизировал францисканца Диего из Алькалы (Испания, † 1463). Он стал последним святым, канонизированным в XVI в., эта К. была последней формальной К., совершенной по старой средневек. системе, уже после учреждения Конгрегации обрядов. Хотя в течение этого периода папская К.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

II. Бр.! Какой высокий идеал истинной христианки являет нам св. Наталия. а) Не припоминаются ли вам, братия при этом противоположные образы женщин , о которых так много говорят и пишут в последнее время; – отбрасывается естественная стыдливость женского пола, усвояются мужские манеры, поднимается неугомонная гоньба за всевозможными учениями, без рассуждения, нужно ли это им, полезно ли, относятся ли эти учения к тем обязанностям, которые их ожидают, небрежение о родном доме, стремление к ранней самостоятельности, дерзкие слова матери, желание избавиться от власти отца, негодование пред мыслию о какой-либо власти, наконец, охлаждение к церкви, к той церкви Господней, которая и вызвала женщину из рабства и открыла ей высокое назначение... О таких женщинах и девицах наверное не будут плакать у гроба их, или будут плакать слезами горя, не имущего упования. б) О подобных женщинах и девицах нужно сказать, что вообще вся их жизнь идет ненормальным путем . Подобные девицы в большинстве случаев и замуж выходят не по расположению, а по непростительному легкомыслию или по грубому расчету. Поэтому с самой первой поры сделается подобной девице ненавистною эта совместная жизнь, эта необходимая зависимость от мужа. Брачные узы ей кажутся тяжкими оковами. Дети для нея лишнее бремя, помеха в жизни, а если она, по видимому, и любит их, то любит для себя, для своей суетности, и переливает в них свою пустоту, развращение своего сердца. Такая женщина, может быть, и схватит несколько преступных удовольствий; но жизнь же непременно даст ей почувствовать, что нельзя безнаказанно попирать ее уставы, и смерть ее не вызовет уже горячих слез ни у мужа, ни у детей. III. Жизнь же сердца в нравственной красоте и святыне целомудрия влияет на окружающих женщин так, что в виду ее они не позволяют сказать ни одного нескромного слова. Живое религиозное чувство, которому женское сердце может быть отличным проводником и дома, и в обществе, безраздельные чувства супруги и матери, полное посвящение себя воспитанию детей, чувства любви христианской с ее милосердием и состраданием к бедствующему человечеству – вот где истинное назначение и истинная доблесть жены христианки. (Сост. по Ч.-М. и Слов. и реч. прот. П. Смирнова , ч. 2-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

49 Anastasius Sinaita. Sermones duo in constitutionem hominis secundum imaginem Dei, necnon Opuscula adversus monotheletas. P. 84–96 и P. 97–157. 50 См.: Clavius Patrum Graecorum. V. III. A Cyrillo Alexandrino ad Iohannem Damascenum. Cura et studio Mauritii Geerarrd. Brepols, 1979. P. 458. [Здесь и ниже в издании Clavius вместо Clavis. – Редакция Азбуки веры] 52 Nau F. Le texte grec des récits du moine Anastase sur les saints pères du Sinai//Oriens Christianus 2 (1902). P. 58–89; Nau F. Le texte grec des récits utils à l’âme d’Anastase (le Sinaite)//Oriens Christianus 3 (1903). P. 56–88. 53 Binggeli A. Anastase le Sinaite: Récits sur le Sinai et Récits utiles à l’âme. Edition, traduction, commentaire. Ihese. Paris. 2001. 59 Опубликовано в: Guillou A. Le monastère de la Théotokos au Sinaï. Homélie inedited d " Anastase le Sinaïte sur la Transfiguration//Mélanges d " archéologie et d’histore 67 (1955), p. 216–258 (textus, p. 237–257). 80 Diekamp F. Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi. Ein griechisches Florilegium aus der Wende des siebenten und achten Jahrhunderts, Münster i. W., 1907. 82 Baggarly J. D. The Conjugates Christ-Church in the Hexaemeron of Ps.-Anastasius of Sinai: Textual Foundation and Theological Context. Roma, 1974. 86 См., например, Грацианский М. В. Анастасий I Синаит//Православная энциклопедия. Т. II. М., 2001. С. 243. 88 См.: Pauline A. Reviews//Vigiliae Christianae, Vol. 36, No. 3. (Sep., 1982), E.J. Brill, Leiden. P. 294. 91 Fabricius J. A. Biblioteca Graeca sive Notitia Scriptorum Veterum Graecorum, Editio noua curante Gottlieb Christophoro Harles, X, Hamburgi, 1807. 94 Diekamp F. Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi. Ein griechisches Florilegium aus der Wende des siebenten und achten Jahrhunderts, Münster i. W., 1907. 95 Maspero J. Histore des patriarches d’Alexandre depuis la mort de l’empereur Anastase jusqu’à la réconciliation des églises jacobites (518–616). Ouvrage revu et publié après la mort de l’auteur par Adrian Fortescue et Gaston Wiet (Bibliothèque de l’École des Hautes Études, 237), Paris, 1923, pp. 336–342.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

96 Jülicher A. Zur Geschicte der Monophysitenkirche//Zeitschbrift für die neutestamentliche Wissenschbaft und die Kunde der älteren Kirche 24 (1925). Giessen-Berlin, 17–43. 97 Richard M. Anastase le Sinaïte, l’Hodegos et le Monothélisme//Revue des Études Byzantines 16 (1958). Paris, 29–42. 98 Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich (Byzantinisches Handbuch im Rahmen des Handbuchs der Altertumswissenschalft, Zweiter Teii, Erster Band), München, 1959. S. 442–446. 99 Weiss G. Studien zum Leben, zu den Schriften und zur Theologie des Patriarchen Anastasius I von Antiochien (559–598), in: Studia Anastasiana, I. (Miscellanea Byzantina Mjnacensia, 4), München, 1965. S. 74–84. 100 Clavius Patrum Graecorum. V. III. A Cyrillo Alexandrino ad Iohannem Damascenum. Cura et studio Mauritii Geerarrd. Brepols – Turnhout, 1979. P. 313–319, 453–465. 114 Schwyzer E. Griechische Grammatik, Ι–ΙΙ (Handbuch der Altertumswissenschaft, Zweite Abteilung. Erster Teil. Erster und Zweiter Band), München, 1968. 125 Weiss G. Studien zum Leben, zu den Schriften und zur Theologie des Patriarchen Anastasius I von Antiochien (559–598)//Studia Anastasiana, I. (Miscellanea Byzantina Mjnacensia, 4), München, 1965. S. 74–84. 127 Chaîne М. La chronologie des temps chrétiens de l’Égypte et de l’Éthiopie, Paris, 1925. Феодосий поставлен на Александрийскую кафедру Севиром в 535 году в противовес Гайану, которого поставил Юлиан Галикарнасский. Таким образом, Феодосий вместе с Севиром стал иерархическим основателем Яковитской церкви ( Болотов В. В. История Церкви в период Вселенских Соборов: История богословской мысли. М., 2007. С. 396). 133 См., например, Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996. С. 392–394, 577–582. 134 О значении догматов и догматических систем в духовно-мистической жизни человека рассуждает Владимир Лосский в своей работе «Очерк мистического богословия Восточной Церкви»: Лосский В.Н. Боговидение. М., 2003. С. 113–115. 135 Об этом богослове мы знаем в основном лишь из книги Севира «Против Грамматика», опубликованной в 519 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Иж как стараются заманить! Ни в коем случае нашему Верховному Главнокомандующему нельзя лететь на Бали. Сталин или Иван III никуда не ездили вне пределов своих владений, а сильны и уважаемы во всем мире были. Запад, а прежде всего США, только и ждут, чтобы наш Национальный Лидер покинул пределы Богохранимого Отечества нашего. Над Россией Покров Пресвятой Богородицы + Спецслужбы Российские тоже не дремлют, а на " курортном " острове Бали, славящемся своими вечеринками, развратом, эскортницами (блудницами по православному говоря) - какая безопасность? Как говорится, нечего ходить на совет нечестивых. США точно разсчитывают похитить нашего Национального Лидера - как похитили и убили Саддама Хусейна и много еще кого. Никуда из России Владимиру Владимировичу ехать нельзя! В крайнем случае можно послать двойника: вот пусть его американцы и похитят. Думаю, что не проблема такого двойника найти. А как американцы двойника похитят, официально об этом объявить и сказать - вот смотрите, весь мip, что американцы делает. Ведь похищение, пусть и двойника, национального лидера - это фактическое объявление войны. Тогда по территории США и их союзников можно будет законно и справедливо нанести ответный ракетно-бомбовый удар, в том числе с применением гиперзвукового оружия с ядерными боеголовками. Обратим, так сказать Лондон и Нью-Йорк к радиоактивный пепел, как предложил Евгений Киселев. Да, насчет союзников США: посмотрим, сколько останется желающих называть себя союзниками США после первого удара, полагаю, что немного. Как уже не раз было в истории - " все сразу прозреют " . С нами Бог! 3. Ответ на 1, Адриан Послушник и 2, Русский сталинист: захватить Киев, арестовать Зеленского и сменить власть на прорусскую. ликвидировать всю политическую и военную верхушку Бандеростана. Иначе это будет продолжаться долгие годы, и мы получим второй Афганистан. Так вроде, в Афгане так и сделали - захватили дворец амина, убрали правителя, сменили его на прорусского, при том вполне адекватного. И - что в итоге? 2.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/06/ne...

31 По поводу литературы о Талмуде см.: Herzog; McClintock & Strong; и особенно Schürer, Neutestamentl. Zeitgeschichte (Leipz. 1874), pp. 45–49, к чему я добавляю очерк Шюрера: Die Predigt Jesu Christi in ihrem Verhältniss zum Alten Testament und zum Judenthum, Darmstadt 1882. Отношение Талмуда к Нагорной проповеди и немногочисленные сходства между ними обсуждаются Пиком в McClintock & Strong, vol. ix. 571. 38 Apology с. 24, заключение: «Apud vos quodvis colere jus est praeter Deum verum, quasi non hic magis omnium sit Deus, cuius omnes sumus». 41 Или запрещенные клубы. Значение слова hetaeria (εταιρεα или εταιρα) – collegium, sodalitas, sodalitium, компания, братство, особенно частный политический клуб или «союз», образованный в частных целях. Римские «братства» были клубами или ложами, члены которых собирались в свободное время, их собрания легко было использовать для достижения политических и революционных задач. Траян отказался давать разрешение на собрание вольноотпущенных в Никомедии (Pliny, Ер. X. 34, al. 43). Ср. Büttner, Geschichte der politischen Hetärien in Athen (1840); Mommsen, De collegiis et sodaliüs Romanorum (Kiel 1843). 42 В трех редакциях, двух греческих и одной сирийской. Семь более коротких греческих посланий подлинные. См. далее §165. 43 Предписания Адриана к Минуцию Фундану (124 или 128 г.), сохраненные Евсевием в переводе на греческий (Η. Ε., IV. 8, 9), представляют собой почти что указ о веротерпимости, поэтому в их подлинности сомневаются Баур, Кейм и Обэ, но их отстаивают как подлинные Неандер (I. 101, Engl, ed.), Вислер, Функ, Ренан (I.c., р. 32 sqq.). Ренан описывает Адриана как rieur spirituel, un Lucian couronné prenant le monde comme un jeu frivole («человека, смеявшегося над духовным, коронованного Лукиана, воспринимающего мир как фривольную игру») (р. 6), и потому более склонного к религиозной свободе, чем серьезный Траян и благочестивые Антонин и Марк Аврелий. Но Фридландер (III. 492) соглашается со словами Павсания о том, что Адриан ревностно почитал богов. Кейм называет его визионером, отмечает его враждебность как иудаизму, так и христианству.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Общее введение Как уже было сказано в Предисловии, собрание фрагментов в этом томе представляет некоторые особенности по сравнению с предыдущими изданиями. В изданиях Perler» – Hall " a группировка и нумерация фрагментов соответствует Otto, которому еще не был известен текст гомилии О Пасхе. После открытия гомилии фр. XVI Otto как вошедший в более полный оригинальный текст перестал публиковаться самостоятельно, но только в коллации с греческим источником. Мы поступили, в свою очередь, точно так же с несколькими фрагментами, перекрытыми новообнаруженной грузинской проповедью, однако привели перевод сирийских фрагментов параллельно, а не в коллации (а иногда перевод вместе с коллацией), поскольку подлинный полный греческий текст остается неизвестным. Кроме того, новые публикации позволяют уточнить греческий текст некоторых фрагментов и иначе определить их авторство. Наконец, мы сочли полезным объединить все разрозненные Testimonia о Мелитоне (насколько нам была доступна требуемая литература) в специальном разделе. Насколько выиграло (или проиграло – по крайней мере в удобстве пользования) от этого собрание фрагментов Мелитона – судить не нам, но некоторые неудобства от несовпадения нумерации в нашей книге и зарубежных изданиях мы постарались компенсировать составлением следующей таблицы соответствий номеров фрагментов в разных изданиях: Perler Настоящее издание Perler Настоящее издание (см. О душе и теле, 29 –34, 90 –7, 113 –26) [без на с. 128] New Fragments I – III =О душе и теле I. Подлинные фрагменты А. Фрагменты произведений, названия которых известны АППОЛОГИЯ Фр. A1 (=fr. 1 Hall) CPG I, 1093 (1) ВВЕДЕНИЕ Первый отрывок из апологии Мелитона, сохранившийся у Евсевия, является одним из важных текстов для истории христианства. К сожалению, многие проблемы остаются открытыми до сих пор. Время составления апологии. Из текста следует, что апология обращена к одному императору, дедом которого был Адриан и который имел сына. По совокупности этих данных речь может относиться только к Марку Аврелию (названного Евсевием в ЦИ IV, 13, 8 Вером), после февраля 169 г. (смерть Луция Вера) и до 27 ноября 176 г., когда Коммод, его сын, был объявлен соправителем отца. По Хронике Евсевия – Иеронима это 170 г. (p. 206A Helm; фρ. D6); по Grant " y наиболее вероятная дата – лето 176 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Meliton_Sardij...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010