Геннадий Костромской и Любимоградский Герасим Болдинский (Герасим Переславский) Даниил Переславский и матерь его преподобная Феодосия Дионисий Переяславский Димитрий Прилуцкий Дорофей Югский Епифаний Премудрый Игнатий Ломский (Ярославский) Исаакий Ломский (Исаакий Ярославский) Иларион Югский Иринарх Ростовский (Борисоглебский, Затворник) — затворник Борисоглебского монастыря Кассиан Грек (Угличский, Учемский) Киприан Тропский (Киприан Ярославский) Кирилл и Мария — родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл — схимонах Борисоглебский Корнилий Молчальник (Переславский) Леонид Пошехонский Михей Радонежский Моисей Оптинский Никита Столпник (Переяславский) Никодим Кожеезерский Паисий Угличский Петр Ордынский (Петр Ростовский) Пимен — затворник и верижник Ростовский Севастиан Сохотский (Севастиан Пошехонский) Серафим Вырицкий Сергий Радонежский — игумен Сильвестр Обнорский Феодор и Павел Борисоглебские Феодор Санаксарский Феодосий Переславский Преподобномученики Адриан Пошехонский Анастасия — игуменья Угличская и 35 монахинь с нею Анна Рыбинская Арсений — архимандрит угличского Алексеевского монастыря и с ним 60 иноков и более 500 мирян Геннадий — пресвитер Петровский Григорий — пресвитер Мологский Даниил — грехозаруцкий игумен и с ним 30 братий и 200 мучеников, мирян угличских Иерофей — иеромонах Любимский Иосиф — иеромонах Толгский Мардарий Угличский Никандр — иеромонах Толгский Новомученики Архиепископ Серафим (Самойлович) Епископ Вениамин (Воскресенский) Иеромонах Алексий (Задворнов) Иеромонах Григорий (Воробьёв) Иеромонах Иерофей (Глазков) Иеромонах Мардарий (Исаев) Иеромонах Николай (Ащепьев) Монахиня Анна (Благовещенская) Протоиерей Андрей Николаевич Добрынин Протоиерей Владимир Дмитриевич Фарфоровский Протоиерей Евгений Андреевич Елховский Протоиерей Михаил Павлович Белороссов Протоиерей Николай Александрович Розов Протоиерей Николай Иванович Любомудров Протоиерей Пётр Николаевич Богородский Священник Александр Автономович Смирнов Священник Александр Афанасьевич Абиссов

http://pravicon.com/info-3289

Много добра, много семян слова Божия заронил старец Адриан во время своего хождения по сбору. Много семейств облагодетельствовано им нравственно в это время. Неудивительно, что и переписка старца разрослась после этого, и число его по читателей стало еще более. Его после этого стали почитать не только отдельные лица, но, можно сказать, и целые города. Когда отца Адриана хотели сделать настоятелем обители, он принял на два года на себя подвиг юродства. В эти годы старец более всего находился в лесу и там молился, питался же то дягилем, то верхушками молодых деревьев. Ходил в рубище. Отец Адриан имел много духовных чад. Он приучал их к строгому посту, подвижничеству. Чада старца составляли как бы особое семейство. Они отличались особенной любовью и скромностью, чистотой нравов, глубочайшей кротостью, смирением и покорностью во всем Богу, неутомимостью в трудах, усердием к молитвам, любовью к чтению Священного Писания и отеческих книг. «Поразительно было искусство старца, – рассказывал один из его духовных чад, – приучать людей к любви и смирению христианскому. Никакой характер, никакая быстрота ума, никакая гордость и самонравие человеческое не могли устаивать против мудрых распоряжений старца, – все благоуспешно направлялось им к желанному концу смирения и любви христианской. Старец обладал необыкновенным искусством и мудростью облегчать и смягчать жестокости и трудности указываемого им пути подвижничества и строгости жизни духовной делать любезными и приятными в глазах предавшихся его руководству; иго Христово, при его внимании и руководстве, казалось для них благом, и бремя Его – легким». Для научения смирению некоторым из дворян, пришедших к старцу учиться духовной жизни, старец поручал жать, ставил прислуживать, заставлял носить старую и рваную одежду. Новый настоятель Адрианова Пошехонского монастыря, игумен Сергий, который возглавил обитель после кончины благоволившего к старцу игумена Иринея, не мог понять старческого служения отца Адриана и с самого начала своего настоятельства стал относиться к подвижнику недоверчиво, запретил принимать народ, и разрешил это только после того, как многочисленные духовные чада стали донимать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С самого крещения Русь, переняв византийские аскетизм в лице св. Феодосия Печерского поставила во главу угла служение людям, милосердие, помня, что «вера без дел мертва». Времена ордынского ига дают нам «первого русского мистика», по словам историка Г. Федотова, — св. Сергия Радонежского. В XVI веке эти два уклада русской святости оказываются в вынужденном противостоянии, но Церковь чтит, как социально ориентированного св. Иосифа Волоцкого, так и отшельника св. Нила Сорского. В XVIII веке подчинённая жёсткому государственному контролю Церковь вдруг обретает новый дух древнего подвижничества – через св. Паисия Величковского зажигаются дивные огни русской духовности: Оптина пустынь и Саров. В XX веке суровые гонения дают длинный как никогда список новомучеников и страдальцев за веру Христову. «Вот Господь насылает нам знаменье, Да его убояться не надобеть: Убоимся греха непрощенного… Волен Бог и во гневе и в знаменьи, А к добру или к худу — нам видети…», писал в середине 19 века Лев Мей. Празднуя собор святых, во земле Российской просиявших и читая их жития , порой по поворотам сюжета готовые стать детективными романами, волей-неволей соглашаешься с Меем: порой трудно представить, какие тягости и невзгоды приходилось переживать мирянам и монахам, священникам и епископам даже в самые, казалось бы, спокойные для православных времена. Возьмём только некоторые отрывки из житий: Преподобномученик Адриан Пошехонский « на монастырь напали разбойники — крестьяне соседнего села Белого — ограбили его, а настоятеля — св. Адриана после жестоких пыток убили, раздавив полозьями саней «. Истории с нападением разбойников на святых встречаются очень часто, даже св. Серафима Саровского грабители однажды избили, проломили голову обухом топора, но не найдя в келлии ничего кроме икон и нескольких картофелин, ушли ни с чем. Святитель Филипп « Обвинители нашлись среди недостойных лиц духовенства, ненавидевших святителя за его строгость. Главным из них оказался соловецкий игумен Паисий, преемник его по настоятельству…опричники…набросились, сорвали облачение, вытолкали из собора…приговорили к пожизненному заключению в смрадной темнице, в цепях «. Это случилось во времена столь любимого некоторыми ныне Ивана Грозного, который на умиротворяющие письма митрополита Филиппа, не боявшегося спорить с царём и всесильным Малютой Скуратовым, реагировал с таким презрением, что до сих пор в русском языке сохранилось словосочетание «филькина грамота».

http://pravmir.ru/sobor-vsex-svyatyx-v-z...

Вскоре возвратились старцы Леонид и Адриан. Леонид подошел к дубу первым и стал тихим голосом звать: «Адриан, Адриан, подойди сюда и посмотри. Послала нам Богородица хлеб и рыбу!» (РГБ. Унд. 273. Л. 14 об.) Старец Адриан, подойдя к дереву, воздел руки к небу и произнес молитвы, которые всегда читают при совершении монастырского чина Панагии, завершающего трапезу: «О велико имя Пречистой Троицы! Пресвятая Госпоже Богородице, помогай нам, нищим рабам!» Не переставая удивляться, преподобный Адриан обратился к Богородице с благодарственной молитвой: «Мы, рабы твои, искали в этом диком лесу «высочайшего места» (избранного свыше. – Е. Р.), где нам поселиться. Ты же, Царица, захотела на этом естественном месте быть и нам помогать, послав свой хлеб и рыбу». После такой молитвы преподобные отцы воспели всю катавасию Богородице (ирмос, который поется в конце песен канона всеми сообща): «Преукрашенна Божиею славою» (Там же. Л. 14 об.– 15) и приступили к чудесной трапезе, после чего начали строить кельи. Так возник монастырь преподобного Адриана Пошехонского. Преподобный, не знавший тогда всей предыстории появления хлеба и рыбы под иконой, был несомненно прав, оценив это как чудо. При всей своей бытовой реальности история носила явно чудесный характер. Белосельцы, как показала жизнь, имели довольно жестокий и корыстный характер (в конце концов они и убили преподобного Адриана, о чем речь пойдет ниже); должно было произойти чтото невероятное, чтобы они не только не похитили икону, а еще оставили под ней дары для незнакомых пришельцев. Получив твердое уверение в особой Богоизбранности места, подвижники под страхом смерти не хотели его покидать и были готовы к любым трудностям. Местность, где стоял монастырь преподобного Евфросина Псковского, с практической стороны была крайне неудобна для строительства обители. Река, разделявшаяся здесь на рукава, с двух сторон теснила монастырь. Поэтому, когда умножилось число братии, строить новые кельи оказалось негде. Иноки часто говорили преподобному, чтобы он поискал более подходящее место, но преподобный всякий раз отказывался. Когда теснота стала невыносимой, преподобный Евфросин предложил братии срыть холм, на котором стоял монастырь, и засыпать этой землей один из рукавов реки. «И было слово святого великим делом». Монахи на своих плечах носили корзины с землей и засыпали реку. «С тех пор, – говорит автор жития, – течет та река одним руслом, а другое русло стало сушей посреди обители» (ПДПИ. Τ. 173. С. 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да старичок неосторожно полагает в пазуху записочки. Чрез несколько времени еще записочку прислал: Паренек (легонькой умочик, детский у старца) Старичка у меня отнял. Стыдно бы, кажется, по полям, послушание в пользу ближняго оставя, Богородицу искать, когда может видеть Ее и в Церкви. Причина такого старческого замечания: без спроса его ушли встречать не во время Икону Богородицы. Чрез несколько времени Батюшка опять пишет: В письмах пишите: разговор крупным почерком, а ответы помельче; а у тебя эта манера почто-то брошена? Я этим мучусь уже месяц не один. NB. Адресы из писем, вновь выписываемые, присылайте всегда все ко мне для разсмотрения. NB. Не стесняйте строк в письмах: бумаги жалеть стыдно. Здесь, думаю, скажете: эк де разшумелся? Отвечаю: сегодня на досуге! XIV 1849 г. 3 сент. О явлении Югския иконы Богородицы списочек я справлял кому-то здесь: узнайте о нем, и справьте свой по нему. Пошехонскаго Адрианова Монастыря собор заложен в 1615 году; в сем же году явление иконы Божия Матери Югския; тогда же основан Ярославский Афанасьевский монастырь. XV 1849 г. 5 сент. А.Н. только вы с М.И. читайте мои записочки; а читать или списывать никому (даже и в руки) не давайте, а сами прочитывайте тайно; а иначе: мне не можно будет отпускать. Это, если вам годно, перепишу чистенько своей ручонкой, для памяти вам (тебе). Этого не пеняла? Толкование. Рукописание мое только до тебя, а иным никому не давайте. А кроме вас, не только к кому намереваюсь писать да и на словах ничего бы не сказать (желаю). XVI 1849 г. 6 сент. Батюшка! Каково здоровьеце ваше: в Церкви не? и в келейке окошечко ваше закрыто? От 10 часов утра и до 10 часов вечера разслабленно лежал; теперь хожу. Сегодня тепленько: иду поразгуляться и к вам зайду. Пришедши, пожаловал записочку для извещения знакоменьких о его болезни. XVII 1849 г. 9 сент. Немощный Адриан чрез почту делать переписку не имеет возможности: а потому, с испрашиванием извинения, ожидает кого-либо из посланных от вас, для получении ответа на желания ваши.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Никита Столпник, преподобномуч. Переяславский. 1186 г. 24 мая. Авраамий, муч. Болгарский (на Волге). 1229 г. 1 апреля. Василий (Василько), кн. Ростовский. 1238 г. 4 марта. Георгий Всеволодович, в. кн. Владимирский. 1238 г. 4 февраля. Меркурий, муч. Смоленский. 1238 г. 4 марта. Евпраксия, блгв. кн. Псковская. 1243 г. 16 октября. Михаил, блгв. кн., и Федор, боярине, Черниговские. 1246 г. 20 сентября. Константин, блгв. кн. Ярославский. 1257 г. 3 июля. Роман Ольгович, кн. Рязанский. 1270 г. 19 июля. Иоасаф и Василий, игумены Псковские, и с ними 17 иноков. 1299 г. 4 марта. Михаил, блгв. князь Тверской. 1318 г. 22 ноября. Иоанн, Антоний и Евстафий, муч. Виленские. 1347 г. 14 апреля. Иулиания, блгв. кн. Вяземская. 1406 г. 21 декабря. Исидор, пресвитер Юрьевский, и с ним 72 муч. 1472 г: 8 января. Макарий, митрополит Киевский. 1479 г. 1 мая. Герасим и Питирим, епископы Пермские. 1430 г. и в 1455 г. 29 января. Иоанн, муч. Казанский. 1529 г. 24 января. Адриан, преподобномуч. Ондрусовский. 1549 г. 26 августа. Адриан, игумен Пошехонский, Давид и др. иноки с ними. 1550 г. 5 марта. Стефан и Петр, муч. Казанские. 1552 г. 24 марта. Агапит, преподобномуч. Маркушевский. 1569 г. 9 января. Корнилий, игумен Псково-Печерский. 1570 г. 20 февраля. Иаков и Иоанн, отроки Менюжские (Новг.). 1570 г. 24 июня. Симон, блж. юрод. Юрьевский. 1584 г. 4 ноября. Димитрий, царевич Московский. 1591 г. 15 мая. Василий, муч. Мангазейский. 1600 г. 23 марта. Ермоген, патриарх Московский . 1612 г. 17 февраля. Евфросин, преподобномуч. Синозерский. 1612 г. 20 марта. Галактион, преподобномуч. Волгоградский. 1612 г. 24 сентября. Прокопий, блж. юрод. Вятский. 1627 г. 21 декабря. Иов, преподобномуч. Ущельский. 1628 г. 6 августа. Симон, преподобномуч. Устюжский. 1644 г. 12 июля. Афанасий, игумен Брестский. 1648 г. 5 сентября. Макарий, архим. Овручский, преподобномуч. Каневский. 1653 г. 7 сентября. Иосиф, митрополит Астраханский и Терский. 1671 г. 11 мая. Павел, муч. Русский (Константиноп. церкви). 1683 г. 3 апреля. Гавриил, младенец (Слуцкий). 1690 г. 20 апреля.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

26 февр. 1566 г., при игум. Макарии, была подписана послушная грамота царя Иоанна IV на с. Богданово, тогда же к мон-рю была приписана Макариева Писемская пуст. (см. Макариев Писемский в честь Преображения Господня женский монастырь ). 11 авг. 1616 г. владение вотчиной подтвердил царь Михаил Феодорович. В сент. 1574 г. царь Иоанн IV дал жалованную грамоту игум. Макарию II на вотчины в Вологодском, Пошехонском, Ярославском и Костромском уездах (подтверждена царями Феодором Иоанновичем 12 июня 1584, Борисом Феодоровичем игум. Митрофану 9 авг. 1599, Василием Иоанновичем игум. Филарету 10 марта 1609). Уникальным было попечение о благосостоянии обители Рюриковичей - белозерско-пошехонских князей. В XVI в. кн. Семен Андреевич Шелешпанский, умерший бездетным, при вел. кн. Василии III завещал П. О. м. свои родовые вотчины: 9 деревень (Инжевор, Токарево, Высокое, Подорваное, Грибунино, Конанцово, Вараково, Власово, Боранцово) и 3 починка (впосл. Ухтомской вол. Пошехонского у.). В 1534/35 г. кн. Иоанн Васильевич Угольский вложил в мон-рь 6 деревень (Фетиньино, Нятинино, Лукино, Куземкино, Веснино, Плющево - впосл. Борисоглебский Карагачский погост), 3 починка и займище к юго-западу от Грязовца. В 1550/51 г. И. А. Кутузов дал мон-рю в соответствии с пожеланием своей жены Евдокии Константиновны (урожд. княжна Согорская (Сугорская)) вотчину, полученную ею от отца: с. Охметеково и 18 деревень близ р. Согожки (Кемы). Кн. Семен Васильевич Дябринский в П. О. м. принял постриг с именем Герасим и даровал обители в 1555/56 г. свой вотчинный лес близ дер. Норкиной. В 1559/60 г. грамотой кн. Андрея Ивановича Дябринского, данной игум. Антонию (управлял обителью, возможно, до 1569), мон-рю переходила пустошь Лом Савин на р. Тютешь, в 26 км к юго-западу от Грязовца, богатая лесом. Кнг. Мария Ивановна Дябринская, племянница кн. Семена Андреевича, после смерти мужа, кн. Ивана Андреевича, даровала П. О. м. свою приданую вотчину «в Пошехонье в Шелешпале» в 2 приема: в 1563/64 и в 1567/68 гг. (с центром в погосте Крутое (Крутово)). Их сын Андрей, вероятно, постригся в П. О. м. в монахи с именем Адриан. Общая территория вклада дяди и племянницы составила не менее 4,8 версты с севера на юг и 7 верст с запада на восток. Принадлежность бывш. владений Дябринских мон-рю подтвердил 30 сент. 1647 г. грамотой царь Алексей Михайлович. В 1577/78 г. кн. Степан Дмитриевич Согорский передал обители сельцо Гульнево и починок Тюшков в 61 версте к северо-востоку от Пошехонья. Жертвовали обители и местные землевладельцы, напр. С. А. Рожнов (1560), В. С. Шестаков (1600), отец к-рого был похоронен в мон-ре.

http://pravenc.ru/text/2578610.html

В кон. XX - нач. XXI в. образ И. (одного или с братией) вводился в состав Соборов Псковских чудотворцев: на 2 иконах (1982 г. и кон. XX в.) из Троицкого собора Пскова и на иконе работы А. Кудрявцевой (нач. XXI в.) из надвратной Никольской ц. Псково-Печерского мон-ря (оглавное изображение в правой группе, 1-й справа в 3 ряду). Ростовой образ И. включен в композицию «Избранные Псковские святые» на иконе нач. XXI в. в местном ряду иконостаса ц. Покрова Пресв. Богородицы от Торга - крайний слева, в мантии и куколе, правая рука поднята в благословляющем жесте, в левой - свиток (вместе с прп. Никандром Псковским, благоверными князьями Довмонтом и Всеволодом, прмч. Корнилием Псково-Печерским и блж. Николаем Саллосом). Совр. иконографический образец (опубл. в изд.: Таисия (Карцева), мон. Рус. святые. СПб., 2000. С. 194) не соответствует традиционному изводу - И. представлен с широкой окладистой бородой без куколя. И. С. Родникова Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АНАСТАСИЙ (кон. XII-haч.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ (Арапов; 1880-1919), игум., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АФАНАСИЙ (Егоров Алексей Егорович; 1884-1937), игумен, прмч. (пам. 7 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АФАНАСИЙ (Филиппович; ок. 1595-1648), игум. Брестского мон-ря, прмч. (пам. 5 сент., 20 июля, в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых)

http://pravenc.ru/text/578060.html

В обители с радостью встретили старца. Он принялся по-прежнему трудиться здесь и очищать лес для нивы. Раз в полдень братия отдыхали, а он собирал хворост; внезапно поднявшееся пламя обхватило вокруг него лес и едва не сгорел он, но поднявшийся ветер открыл ему дорогу среди пожара. Не взирая на старость, он не уклонялся ни от каких трудов по обители и первый являлся на церковную службу. – Одежду любил он самую бедную. Инок Закхей просил его, чтобы мантия Закхеева, связанная лыками, заменена была другой. Преподобный игумен отдал Закхею свою, а на себя надел Закхееву. При старости лет управление умножившеюся братией было тяжело для преподобного, и он хотел провести остаток дней в Кирилловом монастыре, в затворе. Настоятельная просьба учеников возвратила его из Кириллова затвора в свою обитель; но он не принял на себя управления ею, а затворился в келье. – Слух о приближении татар встревожил учеников Корнилия, Когда сказали ему о татарах: «сотворям человеческое, сказал он, удалимся, чтобы иначе не явилась гордость и тщеславие›. И вместе с прочими ушёл в Белозерские пределы. Но неприятели не коснулись обители, устрашённые видением охраняющих воинов 290 . – Св. старец возвратился потом в свой затвор. Великий подвижник примером жизни своей и наставлениями воспитал мужей высокой духовной жизни. – Преп. Геннадий Любимский, пр. Кирилл Новоозерский, преп. Иродион Илозерский, пр. Адриан Пошехонский – основатели обителей, пр. Лаврентии Комельский были учениками его 291 . – Сила Божия, действовавшая в нём могущественно, действовала через него и в других, которых сердца были открыты для неё. – Осязаемый опыт тому был следующий: инок, посланный на работу, принесён был в монастырь едва живой, быв избит разбойниками. Преподобный велел позвать духовника, а сам пошёл к больному и лишь только коснулся перстом ран его, как тот встал здоровым. За год до смерти передал он управление обителью ученику своему Лаврентию. На четвёртой неделе после Пасхи, изнемогший от лет старец велел вести его в церковь , чтобы ещё раз причаститься Святых Таин. Возвратясь из церкви, простился со всеми, выслушал акафист Спасителю и Богоматери и тихо предал дух свой Господу; это было 19-мая 1537 г. на 82 году жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Во время первосвятительства Митрополита Макария к нему неоднократно обращались настоятели, строители монастырей с просьбой о предоставлении льгот и т. д. Одним из таких просителей был преподобный Адриан Пошехонский (†5.III.1550). В его житии читаем, как он вместе со своими учениками обратился к Святителю за благословением на создание монастыря. “Преосвя­щенный же Макарий, Митрополит Московский и всея России, благословляет старцев и по прошению преподобных повелевает им храм воздвигнути во имя Пречистыя Богородицы честнаго и славного Ея Успения, и вручи им благословенную грамоту великий святитель Макарий Митрополит благословляет, поставляет диакона Адриана на духовную степень на игуменство и священноиноческая действовать и вся монастырская строити, и вдаде ему настольную грамоту и повелевает священноиноком и диаконом и иноким и простым людем слушати его и во всем повиноватися, яко пастырю и учителю, наказах его духовным словесем, и отпустих игумена с миром во своя ему пустыню” 26 . В службе Преподобному кратко говорится о его священстве 27 и подробнее — в более позднем гимнографическом памятнике — Акафисте: “Проповедник чудес Божиих явился еси преподобне отче, пришед от пустыни твоея в царствующий град Москву, идеже от первосвятителя Макария с любовию восприятый, во иерея от него освящен был еси и игуменом обители твоея поставленный, со многою милостынею в ню возвратился еси, благодарственно взывая ко Господу: Аллилуиа” 28 . Митрополит Макарий принимал деятельное участие в нуждах и других монастырей. Царь Иоанн Грозный писал, например, в грамоте, данной преподобному Феодосию Тотемскому (†28.I.1568): “И отец наш Макарий Митрополит всея Руси того старца Феодосия Суморина благословил церковь воздвигнути Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа монастырь строити на Тотьме…” 29 . С именем Митрополита Макария можно связывать начало церковного почитания преподобного Максима Грека 30 . В одном из своих посланий он писал к нему: “Узы твоя целуем, яко единого от святых” 31 . На Соборе при Митрополите Макарии свидетельствовался, то есть рассматривался, перевод Псалтири, сделанный Максимом Греком 32 .

http://pravmir.ru/mitropolit-makariy-i-e...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010