Адрианов Свято-Успенский монастырь — мужской монастырь Рыбинской епархии Русской православной церкви, расположенный в окрестностях Пошехонья. Основан в 1543 г. Согласно житию прмч. Адриана Пошехонского, написанному в 1570-х гг., которое является важнейшим источником сведений о монастыре, в 1539 г. постриженики Корнилиева Комельского монастыря преподобные Адриан и Леонид Пошехонские по благословению игумена монастыря прп. Лаврентия Комельского ушли в пошехонские леса ради создания новой общежительной пустыни во имя Божией Матери. Место для нее на р. Вотха (Ветха), между селами Белым, Пострабольским, Шельшедомским, Кештомским и Ухорским, было указано неким «черноризцем Бестужем», вызвавшимся проводить отшельников в «пустыню непроходимую». Божественное покровительство избранному месту проявилось в чуде явления на дереве иконы Успения Богоматери (по др. сведениям, иноки принесли икону с собой и, выбрав место для монастыря, поставили ее на дубе). После трех лет отшельнической жизни преподобные Адриан и Леонид решили основать мужской монастырь, для чего отправились в Москву, где получили благословение свт. Макария, митр. Московского, на устроение монастыря и строительство храма в честь Успения Богородицы и собрали пожертвования; тогда же прп. Адриан был возведен в сан игумена обители. В монастыре был введен строгий общежительный устав, по образцу устава Корнилиева Комельского монастыря. 31 мая 1543 г. была заложена «малая церковь с трапезою». С 1543 г. до конца XVII в. все монастырские постройки: храмы, трапезная, кельи, звонница и ограда - были деревянными. Помимо Успенской соборной церкви, имевшей 2 придела - прп. Алексия, человека Божия, и прп. Михаила Малеина, построенных, судя по посвящениям, в годы царствования Михаила Феодоровича (1613-1645), в монастыре находилась еще надвратная церковь во имя мучеников Адриана и Наталии с приделом прп. Михаила Малеина. В 1659 г. при Успенской церкви значились два придела - свт. Николая Чудотворца и прп. Адриана Пошехонского. В 1699 году монастырь сгорел до основания. В начале XVIII в. по благословению Ростовского митр. Иоасафа (Лазаревича), а затем свт. Ростовского Димитрия (Туптало) на месте сгоревших храмов были выстроены новые. В 1701 г. игум. Феодосий испросил позволения на строительство церкви свт. Николая Чудотворца, освященной в 1704 г. Был ли этот храм отдельной постройкой или одним из соборных приделов, неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=03659

Вотха (Ветха) в Пошехонье было указано неким «черноризцем Бестужем», вызвавшимся проводить иноков в «пустыню непроходимую». Монахи обрели на дереве икону Успения Пресв. Богородицы (по др. версии, они принесли образ с собой и укрепили его на большом дубе; см. в ст. Успения Пресв. Богородицы икона , разд. «Адриановская»). После обретения иконы Бестуж таинственно исчез, а Л. и Адриан приступили к обустройству мон-ря. Когда они удалились, чтобы найти место, удобное для строительства кельи, к берегу пристали местные рыбаки, увидевшие икону на дубе. Один из них попытался взять образ, но был отброшен неведомой силой. Пораженные чудом жители оставили под деревом хлеб и рыбу и удалились. По возвращении монахов Л. обнаружил под иконой неведомые дары и показал их старцу Адриану (этот эпизод Жития впосл. стал самостоятельным 18-м Чудом в 1-й редакции). Спустя 3 года монахи отправились в Москву, где свт. Макарий выдал благословенную и безданную грамоты на устройство обители, рукоположил прп. Адриана во иерея и поставил игуменом обители. 17 (31?) мая 1543 г. была заложена деревянная Успенская ц. с трапезной. Иноки устроили 3 кельи, в 4-й находилась поварня и пекарня. Женщин в обитель не допускали. Преподобные установили правило толкования Евангелия за богослужением: «единъ чтетъ, а второй разсуждаетъ» (Житие и страдание. 1873. 4. С. 31). После сообщения о преставлении Л. в Житии следует рассказ о нападении на мон-рь жителей с. Белого и о мученической кончине игум. Адриана 5 марта 1550 г. («И в год по преставлении преподобнаго старца Леонида, лета 7058, марта в 5 день»). Святые Севастиан, Леонид, Адриан, Анна и Петр в «Соборе Пошехонских святых». Икона. До 2006 г. Святые Севастиан, Леонид, Адриан, Анна и Петр в «Соборе Пошехонских святых». Икона. До 2006 г. Как основателя мон-ря Л. стали почитать не сразу. В Месяцеслов Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. внесена память только «преподобнаго Андреяна началника Андреяновы пустыни» (РГБ. МДА. 201. Л. 335 об.) без указания имени Л. На одной из икон Л.

http://pravenc.ru/text/2463403.html

Протоиерей Иоанн Покровский Сказания о жизни отца Адриана в Успенском Адриаковом монастыре Ярославской Епархии, Пошехонского уезда, до перемещения его в Югскую Дорофееву Общежительную Пустынь той же Епархии Рыбинского уезда 1. Рождение, детство и воспитание отца Адриана под кровом родителей Добродетельный старец Иеромонах Адриан родом Ярославской Губернии, Пошехонского уезда из села Семёновского, диаконский сын. Родился в 1800 году и во св. крещении наречён Андреем, в память св. Андрея Критского . О жизни и событиях первого возраста отца Адриана его современники, помещицы Г.С. и Т.М.Н., его родственники и многие другие, видевшие и знавшие отца Адриана в общих чертах передают следующее: Возрастание его от детства до совершенных лет было под особенным покровительством Божиим. Любовь к грамотности и предметам священным, тихость нрава и страх Божий, к утешению родителей и удивлению его современников, с возрастанием тела, день от дня возрастали в душе Богоизбранного отрока Андрея. В отроческом возрасте проявлял он в себе качества, исключающие его из ряда детей обыкновенных. С самых ранних лет развившееся в нём глубокое сознание себя и понимание добра и зла отделяли его от среды сверстников, в играх и забавах коих он никогда не участвовал, а, уединяясь или читал или упражнялся в каком-нибудь полезном занятии домашнем к чему возбуждал и сестёр своих, не терпя в них праздности. В детстве, к удавлению родителей, часто бывали поразительны его действия: когда только начинал ползать, часто пропадал к великой скорби матери, из глаз её, – и тогда находили его на паперти церковной; а когда подрос и стал ходить, то в детских же летах часто уходил на паперть и его находили там молящимся; также скрывался в уединённые уголки на дворе или в за улочке где ни будь и там по долгу молился Иногда, находя его в таком положении, спрашивали что это ты, Андреюшко, делаешь, где молишься? Я боюсь Бога, так и молюсь Ему, отвечал отрок; или: тут Бог , разве вы не видите? Так ещё с раннего детства пробуждались в нем глубокие чувства зависимости и благоговения к своему Создателю.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Агафодор Херсонесский , еп., сщмч. (7/20 марта) Агафон Печерский , прп., в Дальних (Феодосиевых) пещерах (20 февраля/5 марта; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Агафоник Никомидийский , Силиврийский, мч. (22 августа/4 сентября) Агафоника Пергамская , мц. (13/26 октября) Агафопус Критский , мч. (23 декабря/5 января) Аггей , пророк, из 12-ти малых пророков (16/29 декабря) Агриппина Римляныня , мц. (23 июня/6 июля) Агриппина Ржевская , блгв. кн. (14/27 июля) Адриан Никомидийский , мч. (26 августа/8 сентября) Адриан Пошехонский , Ярославский, игумен, сщмч. (5/18 марта; 23 мая/5 июня [Ростов.]; 19 ноября/2 декабря) Азария Вавилонский , отрок (17/30 декабря) Аифал Персидский , диакон, сщмч. (1/14 сентября; 3/16 ноября) Акакий Афонский , прмч. (1/14 мая) Акакий Синайский , прп. (7/20 июля; 29 ноября/12 декабря) Акепсим Наессонский (Анисский), Арбельский, Персидский, еп., сщмч. (3/16 ноября) Акила , ап. от 70-ти, еп. Гераклейский, сщмч,, ученик ап. Павла (4/17 января ап.]; 14/27 июля) Акилина Старшая , Библская (Финикийская), мц. (13/26 июня) Акиндин Персидский , мч. (2/15 ноября) Александр (в схиме Алексий) Невский , блгв. вел. князь (23 мая/5 июня [Ростов.]; 30 августа/12 сентября; 23 ноября/6 декабря) Александр (Хотовицкий), протопресвитер, сщмч. (21 ноября/4 декабря; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]) Александр Африканский , воин, мч. (10/23 апреля) Александр Египетский , Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Александр Египетский , Кесарийский (Палестинский), мч. (другой) (15/28 марта) Александр Константинопольский , патр. (30 августа/12 сентября) Александр Куштский , прп., игумен (9/22 июня) Александр Ошевенский , прп., игумен (20 апреля/3 мая) Александр Свирский , прп. (17/30 апреля; 30 августа/12 сентября) Александра Римская , Никомидийская, императрица, мц., супруга имп. Диоклетиана (23 апреля/6 мая) Алексий Московский и всея России, митр., чудотворец (12/25 февраля; 20 мая/2 июня; 5/18 октября свт.]) Алексий Печерский , прп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (24 апреля/7 мая; 28 сентября/11 октября [Печер.])

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Духовная школа не удовлетворяла юношу. С ним произошло то же, что ранее было с великим старцем Паисием Величковским , творения которого так любил впоследствии о. Адриан, – он не выдержал и оставил школу, чтобы всецело отдаться иноческой жизни; к ней чувствовал сильное влечение, которое еще более окрепло под влиянием религиозно-нравственного чтения. Юноша, под предлогом скудости средств, уволился из семинарии, к искреннему прискорбью начальства и наставников, которые очень его любили. Мирно оставил духовную школу юноша, чтобы идти школою сурового иноческого подвига. Расставшись с миром, юноша на двадцатом году жизни направил свои стопы в обитель преподобного Адриана; эта обитель находится в Пошехонском уезде Ярославской губернии. Тридцать лет, даже немного более, провел подвижник в этой обители. Здесь он принял постриг с именем Адрана в честь преподобномученика Адриана, Пошехонского чудотворца. Здесь он прошел тяжелую тропу нравственного развития; здесь вынес суровую брань с бесами и здесь же явился и добрым другом страждущего душевно и телесно бедного человечества, старцем и руководителем многих по пути к спасению! Руководясь наставлениями святых отцов-подвижников, Исаака Сирина , Лествицей которого он уже давно назидался, Андрей, поступив в обитель, постоянно пламенно прибегая в молитве к преп. Адриану, отдал себя в полнейшее послушание старцу-иноку строгой жизни, по имени Иннокентий. О. Иннокентий был муж замечательной жизни. Он был начитан в творениях отцов-аскетов, и это отеческое учение об иноческой жизни он опытно прошел путем сурового подвига. Старец душевно обрадовался такому ученику. Он был строг с ним и взыскателен даже в самых незначительных мелочах. Памятником духовной опытности и образования этого старца служило подробное жизнеописание преподобномученика Адриана и ученика Леонида; так же акафист преподобномученику Адриану. В духовной радости старец так говорил юному ревнителю совершенной иноческой жизни: «Андреюшко, я в тебе замечаю особенную любовь к жизни монашеской и горячее усердие понести труд ее ко спасению твоей души.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ист.: История вкратце о преподобном Агапите и о создании обители сея//Вологод. ЕВ. 1878. 12. Примеч. С. 226-227. Лит.: Верюжский И. , свящ. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковию и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 539-545; Филарет (Гумилевский). Жития. Май. С. 323-324; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 152; Вознесенский А. , Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского, и слава его в России. СПб., 1899. 2 ч.; М., 1994р. С. 335-336; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 10-11. Иеродиак. Герасим (Дьячков) Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ, ЕФРЕМ, ГЕРАСИМ, ИСААКИЙ († 1538), преподобномученики (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Обнорские, насельники Павлова Обнорского во имя Св. Троицы Комельского мон-ря ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ, СЕРАФИМ И ФЕОГНОСТ преподобномученики Казахстанские (пам. 29 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/63156.html

Феодор, епископ Ростовский (+1023) — 21 июня Феодосии, митрополит Московский и всея Руси (+ после1464) — 7 сентября Филарет, митрополит Московский (+ 1867) — 2 декабря Филарет, митрополит Киевский (+1857) — 3 января МУЧЕНИКИ Василий Мангазейский (+1602) — 4 апреля Св. кн. Борис Ростовский (+ 1015) — 15 мая и 6 августа Иоанн младенец, мученик Угличский (+1663) — 8 июля Преподобномученики Адриан Пошехонский (+1550) - 18 марта Анастасия, игумения Угличская и 35 монахинь с нею (t1609) - 23 апреля Антонин, игумен Покровский, Герасим, архимандрит; Евфимий и Варсонофий, священноиноки; иноки Макарий, Матфий, Вассиан Гурии, Иов, Иларион, Иов, Акакий, Онуфрий, Иосиф, Геронтий, Леонтий, Тихон, Филарет,Геласий, Вассиан,Христофор, Серапион, Герман, Маркелл, Никита, Арсений, Феодосий, Иона, Иуда, Симеон, Михаил, Иоанн, Макарий, Мамант, Григорий, Никифор, Иларион, Афанасий, Полиевкт, Косма и с нимии 1000 мучеников-мирян, Угличские (+1609) — 6 июня . Даниил, игумен Грехозаруцкий и с ним 30 братий и 200 мучеников-мирян, Угличские (+1608) —14 октября Преподобные Авраамий Ярославский, игумен Преображенского монастыря (t после 1219) —15 мая и 6 октября Авраамий, архимандрит Ростовский (+ок. 1073—1077) — 11 ноября Адриан Угличский (+ после 1504) — 8 сентября Антоний Оптинский (+ 1865) — 20 августа Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший (1395) — 25 сентября Боголеп Угличский (XVI) — 4 сентября Варлаам Улейминский, Угличский (t после 1460) — 5 июня Вассиан Угличский, Рябовский — 4 сентября Священномученики Александр, пресвитер Большесольский (Поздеевский, 1868—1940) — 25 октября Александр, пресвитер Брейтовский (Петропавловский, 1884—1937) —17 ноября Александр, пресвитер Угличский (Абиссов, 1873-1942) - 21 февраля Александр, пресвитер Ярославский (Елоховский, 1858—1918) — 16 сентября Алексий, диакон Петропавловский (Введенский, 1903—1937) — 26 августа Алексий, пресвитер Диево-Городищенский (Великосельский, 1865-1918) — 12 сентября Андрей, пресвитер Даниловский (Добрынин, 1874—1938) — 21 февраля

http://pravicon.com/info-3614

23 . Распря раскольников с духовенством при Петре I. Литография. Типография А. Руднева в Москве. 1863. ГМИР. 24 . Максим Грек . Поморские письма, Конец XVII-haчaлo XIX века. 32х27. ГТГ, собрание П.А. Корина. 25 . Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь. Лубок. Первая четверть XVIII века. Ровинский, 1881–1893. Атлас, 227. 26 . С бороды пошлина взята. 1725. Рисунок нагрудного знака. Из книги: Ровинский, 1900, илл. 226. 27 . Олонецкого купца сын ТЛ. Трифонов. от роду 28 лет. Литография. XIX век. ГМИР. 28 . Сошествие Святого Духа. Иосиф Владимиров. 1666. Икона из церкви Троицы в Никитниках в Москве. 29 . Митрополит Алексий. Москва. Конец XVII века. ГММК. 30 . Господь Вседержитель. «Суздальские» письма. Конец XVII – начало XVIII века, 30,5х25,5. Частное собрание, Москва. 31 . Никон беседует с дьяволом . Миниатюра из «Повести о ерархе нашем Никоне». Начало ХХ века. ОР БАН, ф. 67, ед. хр. 49, л. 73. 32 . Спас в силах. Конец XVIII века. 125х100. ГМИР. 33 . Адское чудовище. Рисованная религиозная картинка. Середина XIX века. ММ. 34 . Страшный суд. XIX век. ГМИР. 35 . Христианин, ангел-хранитель, дьявол и «мир». Рисованная религиозная картинка. Конец XIX века. ГИМ 36 . Смерть Феодоры и видение мытарств души. Рисованная религиозная картинка. Вторая половина XIX века. 69,7 х52,3. ГИМ 37 . Судьба праведника и грешника. Рисованная религиозная картинка. Конец XVIII-haчaлo XIX века. 41 х52,5. ГИМ. 38 . Слово Иоанна Златоуста как лице свое крестити. Литография. Типография А.В. Морозова в Москве. 1 875. Отдел ИЗО, РГБ. 39 . Слово Иоанна Златоуста о страхе Божии. Литография. Старообрядческая типография Г. Горбунова в Москве. Конец XIX века, пчел ИЗО, РГБ. 40 . Распятие. Рисованная религиозная картинка. Конец XIX века. 73х55,5. ГИМ. 41 . Петр подносит написанную им икону митрополиту Максиму. Клеймо иконы Петр с житием». 80-е годы XV века. ГММК. 42 . Адриан Пошехонский. 1 725. 37х29. Собрание Н и С. Воробьевых, Москва. 43 . Богоматерь Неопалимая купина. Палех. Конец XVIII века. 40х33. ГТГ, собрание П.Д. Корина.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Конечно, важнейшей чертой биографии Кирилла становится его ученичество у преподобного Корнилия Комельского, выдающегося монастырского деятеля XV столетия, шесть учеников которого впоследствии устроили новые монастыри и также были причислены к лику преподобных. Пятнадцатилетний подросток Кирилл, покидая отчий дом, доподлинно знает о том, куда ему идти, – в монастырь Корнилия на реку Обнору. Тем не менее связь Кирилла с преподобным Корнилием не становится ведущим мотивом его Жития, хотя, например, преподобный Адриан Пошехонский до конца своих дней считает себя верным учеником Корнилия, несмотря на то, что пришел в обитель уже после его смерти. У Корнилия было много учеников и последователей, и Кирилл стал не более чем одним из этой вереницы талантливых чернецов. По словам Жития, источником премудрости для новоначального инока Кирилла становятся скорее слезы покаяния «во юдоле плачевне» земного жития, а также чтение Священного Писания и боговдохновенных творений святых отцов, нежели задушевные беседы в келье духовного наставника. В монастыре пострига Кирилл проводит довольно долгое время, по истечении которого спешит воспользоваться той несомненной свободой, какую дает своим постриженикам Корнилий: преподобный никогда не держит талантливых иноков при себе, но, коль скоро те мужают и набираются опыта в духовной жизни, открывает перед ними двери обители и с надлежащим напутствием отпускает в пустыню – молиться в уединенном созерцании красот русской природы… Он покинул обитель, чтобы бродить по Руси – одиноким каликой не от мира сего, юродивым Испытание Кирилла монастырской дисциплиной и послушанием длилось 15 лет. Конечно, срок иной раз можно и сократить, однако нельзя же было выпустить из обители в мир юношу, не достигшего и 30!.. Тридцатилетний Кирилл покидает обитель, под благодатную сень которой прибег когда-то почти ребенком, однако его влечет не отшельническая келья в дремучем лесу, не одинокая оседлая жизнь в дупле вековой липы, как это следовало бы ожидать. Нет, он возвращается непосредственно в мир – в самом прямом и непосредственном значении этого слова: к людям и обществу. Теперь он желал бы бродить по Руси, странствовать, не имея угла, чтобы приклонить усталую голову; он мечтает стать каликой перехожим, и даже более того – одиноким каликой, блаженным, юродивым, не от мира сего. Житие умалчивает, посвятил ли Кирилл своего наставника Корнилия в свои ближайшие планы, однако это был первый случай из практики преподобного Корнилия, когда монах уходил из его обители не спасать мир молитвой, а ругаться миру, осмеивая его мнимую мудрость.

http://pravoslavie.ru/110738.html

Место было выбрано в лесу на берегу р. Вотха (Ветха), где иноками была обретена на дереве икона Успения Богоматери (по др. версии, образ иноки принесли с собой и, выбрав место для обители, укрепили его на большом дубе). В 1543 г. по благословению митр. Московского свт. Макария иноки основали мон-рь, тогда же А. П. был поставлен на игуменство. Святой сам принимал участие в украшении деревянной ц. во имя Успения Богоматери (заложена 17 мая 1543), поскольку был искусным иконописцем, изучившим это ремесло еще в Корнилиевом Комельском мон-ре. А. П. приписывают авторство чудотворной иконы Успения Богоматери - главной святыни Адриановского мон-ря. В житии есть рассказ о том, как грабители, ворвавшись в келью игумена, забрали иконы «преподобнаго бывшия и вся орудия ко иконописному художеству потребная, валы же и кисти, в едином ковчежце заключенная, мняще в оном быти злату и сребру... бе бо преподобный иконописец изрядень, и по церковном и келейном правиле в свободное время в писании икон упражнящеся» (в др. списке: «Виде много множьство образцов святых икон, тако же и валов и кистей»). Как иконописец А. П. упоминается в Клинцовском иконописном подлиннике (БАН. 66. Строг. 63. Инв. 2828. Сл. 152). В Великий пост 1550 г., в ночь с 5 на 6 марта, в день памяти 42 мучеников Аморейских, вооруженные крестьяне соседнего с. Белого напали на мон-рь, схватили игумена, отняли деньги, собранные на строительство каменного храма, и после истязаний задушили. Избили иноков, убили старца Давида и унесли из мон-ря все ценности. Тело А. П. бросили на берегу р. Ушломы между селами Белым и Шигорша. Наутро местные жители нашли его и тайно захоронили под полом заброшенной ц. прор. Илии на р. Ухре, а на месте захоронения посадили рябину. В нач. XVII в. дьяк И. Прокопиев поставил на рябину икону св. Параскевы, от к-рой начали происходить чудесные исцеления. Это привело к тому, что люди стали поклоняться дереву. Чтобы исправить положение, И. Прокопиев решил построить на этом месте ц. во имя прор. Илии и св.

http://pravenc.ru/text/63616.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010