Митрополит Макарий в течение своей жизни часто общался с духоносными подвижниками середины XVI века. Современником святителя Макария был преподобный Адриан Пошехонский (†1550; пам. 5 марта), приходивший в Москву, чтобы получить благословение на основание монашеской обители в Ярославских пределах. В Службе Преподобному кратко говорится о его посвящении в священный сан 11 и подробнее — в более позднем гимнографическом памятнике — Акафисте: “Проповедник чудес Божиих явился еси, преподобне отче, пришел от пустыни твоея в царствующий град Москву, идеже от Первосвятителя Макария с любовию восприятый, во иерея от него освящен был еси и игуменом обители твоея поставленный, со многою милостынею в ню возвратился еси, благодарственно взывая ко Господу: Аллилуиа” 12 . Об этом говорится также и в Службе на обретение честных мощей Преподобного: “Священством, паче же и старейшинством, от святителя честно почтен был еси, преподобне” 13 . С именем Митрополита Макария можно связывать начало церковного почитания преподобного Максима Грека (†1555; пам. 21 янв.), о чем говорится в Службе святому. В стихире по 50-м псалме читаем: “Егда страдания претерпевал еси, преподобне Максиме, тогда плача и рыдая, молил еси святителя Макария: даждь ми узрети Святую Гору — молитвенницу о вселенней. Он же со слезами вопияше ти: О Максиме! Вижду тя невиновна молитвенника и сокрушаюся, узы твоя яко единаго от святых целую, а помощи не могу ти. Но, о преподобне отче, молися прилежно Богу и Матери Его спастися сетей вражиих нам невредимым” 14 . Святитель Макарий, Митрополит Московский В службе святому Василию Московскому, Христа ради юродивому (†1557; пам. 2 авг.), говорится о его блаженной кончине, но ничего не говорится о погребавшем его святителе Макарии, о чем известно из Жития Святого. “Егда преставился еси, преблаженне Василие, тогда стекошася царие и князи, и вси собори Российстии, юноши и девы, старцы со юнотами твоим честным мощем поклонитися и воскликнуша купно вси память вечную, Христа величающе” 15 .

http://pravmir.ru/mitropolit-makariy-v-p...

Параскевы. В 1612 г. он получил благословение на строительство и был поставлен священником в новую церковь, затем, призвав игум. Лаврентия, начал строить мон-рь. Так возник Троицкий (Ильинский) Рябинин мон-рь, в кон. XVII в. приписанный к Адрианову Пошехонскому мон-рю. 1 апр. 1626 г. старец Рябинина мон-ря Иона накануне кончины признался своему духовнику игум. Лаврентию, что знал от отца о месте захоронения А. П. (по мнению В. О. Ключевского , именно игум. Лаврентий впосл. составил «Слово на обретение мощей преподобномученика игумена Андреана»). Со слов Ионы свящ. Лукианом Кузминым была сделана запись «за руками» (т. е. с подписями), а игум. Лаврентий сообщил о месте захоронения преподобного братии Адрианова мон-ря. По прошению игумена Адрианова мон-ря Порфирия царь Михаил Феодорович и Патриарх Филарет дали разрешение на открытие и перенос мощей преподобномученика (Патриаршая грамота датируется 12 окт. 1626). Мощи были обретены 19 нояб., а их торжественное перенесение в соборную Успенскую ц. Адриановой пуст. состоялось 17 дек. 1626 г. Мощи А. П. почивали в открытой раке у правого клироса (совр. местонахождение мощей неизвестно). При гробе преподобного происходили чудеса, что послужило причиной установления местного празднования А. П., к-рому была составлена бденная церковная служба, включающая малую вечерню, стихиры на литии, 2 тропаря, 1 канон (Минея (МП). Март. Ч. 1. С. 149-163). Песнопения службы отличаются краткостью, в них используются образы общей мученической службы. Иконография В иконописном подлиннике об облике святого сказано: «Сед, брада доле Козминой, риза преподобническая, власы по плечам, в патрахиле» (30-е гг. XIX в.; ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 136). В XVII-XIX вв. получили распространение пядничные иконы А. П. (см. Пядница ), по-видимому изготовлявшиеся в Адриановом мон-ре: святой обычно изображался на фоне построек мон-ря, вверху - чудотворный образ Успения Пресв. Богородицы. На одной из икон он представлен вместе с прп. Леонидом в молении перед образом Успения Богоматери, стоящим в ветвях дерева (XVII в., ГТГ); на др.

http://pravenc.ru/text/63616.html

представлен вместе с прмч. Адрианом в молении перед образом Успения Пресв. Богородицы, расположенным между ветвями дерева (ГТГ, XVII в.). В «Перечне святых Вологды» XVIII в. упомянуты уже оба основателя мон-ря: «Преподобныи отцы Андреян и Леонид строители Успенскаго монастыря Пошехонскаго...» (РНБ. Мих. Q 532. Л. 212). Имя святого отмечено в некоторых списках «Книги глаголемой Описание о российских святых»: под 27 авг.- в «Перечне всех российских чудотворцов» (РНБ. ОЛДП. Q 862. Л. 112, XVIII в.- ЭК ИРЛИ. ПД) и др. Память прмч. Адриана «и спостника его преподобнаго Леонида» под 17 марта включена в Иконописные подлинники XVIII-XIX вв.: РНБ. Тит. 4765. Л. 156, XVIII в.; РНБ. Тихан. 402. Л. 105-105 об., XVIII в.; 413. Л. 94 об., XIX в. и др. В иконописном подлиннике Г. Д. Филимонова память святого указана также под 17 марта. Запись об основателях Пошехонского монастыря под 5 марта содержится в Четьих-Минеях еп. Ермогена (Добронравина) : «Адриан, ученик преп. Корнилия Комельского, и старец Леонид в 1540 г. с благословения игумена Лаврентия удалились в пустыню...» (РНБ. Собр. СПбДС. 25/3. Л. 109-109 об., XIX в.- ЭК ИРЛИ. ПД). Месяцесловная запись под названием «Житие преподобнаго Леонида Пошехонского» (нач.: «Достоблаженный сей муж родися 155-го года Новгородской области Пошехонского уезда») под 20 мая включена в «Патерик новгородских чудотворцев» иером. Паисия (Кривоборского) (РНБ. АНЛ. А-9. Л. 93-93 об., 1831 г.- ЭК ИРЛИ. ПД). В 1699 г. мон-рь полностью сгорел. В 1718 г. освящен новый каменный Успенский собор. В 1918 г. обитель закрыли, на ее территории разместился совхоз. В 20-30-х гг. XX в. был разрушен Успенский собор и почти полностью - Богоявленский храм. 7 марта 2000 г. мон-рь возобновлен как женский, осенью 2006 г. решением Синода преобразован в мужской. Канонизация святого подтверждена включением его имени в состав Собора Ростово-Ярославских святых, установленный в 1964 г. Ист.: Житие и страдание св. прмч. Адриана игумена, Пошехонского чудотворца//Ярославские ЕВ.

http://pravenc.ru/text/2463403.html

Преподобный Адриан, кроме трудов настоятельских, занимался и писанием икон, а когда святая душа его желала полного безмолвия, он удалялся для молитвы в чащу леса, в устроенную им келлию с часовней, в версте от обители. Через шесть лет по основании обители мирно почил о Господе старец Леонид, и преподобный Адриан с братией честно погребли его. Братия к тому времени умножилась. Иноки построили три келлии для жительства и четвертую для приготовления пищи и печения хлеба. Святой Адриан начал раздумывать над возведением большого каменного храма и собрал для этого значительную сумму денег. Но через год по преставлении старца Леонида, в 1550 году, в Великий пост, в ночь с 5 на 6 марта, на память 42-х Амморейских мучеников, в монастырь ворвались вооруженные грабители и после истязаний задушили преподобного Адриана. Святые мощи преподобномученика были открыты 17 декабря 1626 года, торжественно перенесены в монастырский храм и положены в открытую раку, напротив правого клироса. При гробе преподобного Адриана совершилось множество исцелений. Иконописный подлинник Ярославль. 1752. Прмч. Адриан Пошехонский. Икона. Ярославль. 1752. Из собрания Николая и Сергия Воробьёвых. ЦМиАР. Москва. Ярославль. 1-я треть XVIII. Прмч. Адриан Пошехонский в молении перед образом Успения Богоматери. Икона. Ярославль. 1-я треть XVIII века. 31.9 х 27.6. Из имения Петровское Рыбинского уезда. С 1921 года в собрании Рыбинского музея. Россия. XIX. Прмч. Адриан Пошехонский. Икона. Россия. XIX в. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Москва. 1959-1962. Лицевые святцы русских святых. Ноябрь (лист 2)/фрагмент/. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собр. Москва. 1962-73. Собор Ярославских святых (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1962-73 годы. Фотография из альбома иг. Марка (Лозинского). Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/911249.htm...

ЕВ. 1887. 27; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 186-187; Власий, иером. Николо-Улейминский мон-рь близ г. Углича. Ярославль, 1892; Зверинский. Т. 2. С. 238; О поставлении Никольской-Улейминской обители, когда и от кого начатся и кем и в какая лета создася//Яросл. ЕВ. Ч. неофиц. 1896. 9. С. 132-141; Прп. Паисий, Угличский чудотворец, и основание им угличского Покровского мон-ря. Ярославль, 1901. С. 7; Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. 3. Прил. 3. С. 553; Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в.: Ист.-геогр. исслед. по мат-лам мон-рей. Л., 1985. С. 33, 42-43, 46, 55-56, 67-68, 102; Николо-Улейминский мон-рь. Углич, 1995. В. В. Денисов, А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ДОРОФЕЙ († 1622), прп. (пам. в неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Югский, Ярославский ИГНАТИЙ Ломский, Сарский, Ярославский, Вологодский († кон. XVI в.), прп. (пам. 28 дек. и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) КИПРИАН († ранее 60-х гг. XVI в., Николаевский Тропский мон-рь), прп., Тропский, Ярославский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), основатель Николаевского Тропского (Николо-Тропского) мон-ря ЛЕОНИД († 1549), прп., Пошехонский, Ярославский, основатель пустыни в честь Успения Пресв. Богородицы (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/154253.html

И так оставил всех своих близких сиротствовать. Но и по кончине в некоторые времена, до погребения, некоторым из достойных видимы были некоторый видения. И самые те видения, и его кончина истинно уверили, что у Господа воспринял благую часть за труды и подвиги, которую уготовал Господь любящим его. Уже отлетел, как сокол, и умолк столь многоглаголивый язык, и заключен, как един от учителей, темницу гроба; погас светильник, померкли и сердца утешения от этого светильника. Блажены мертвые умирающие о Господе. 1853 года августа 7 числа в 12 часов дня предал святую душу в руки Божии. Сообщил И. Д. 1 Югский монастырь, в котором скончался и погребен иеромонах Адриан, находится в Ярославской губ. на полдороге между г.г. Рыбинском и Мологой. Туда иеромонах Адриан перешел из Адрианова Пошехонского монастыря (Ярославской же губ.) вследствие притеснений, кажется, со стороны настоятеля. При жизни своей старец о. Адриан пользовался среди граждан городов Мологи, Рыбинска, Бежецка и Пошехонья н жителей окрестных селений большим уважением и славою прозорливца. И по смерти его память о нем хранится среди богомольцев, привлекаемых в монастырь чудотворною иконою Югской Божией Матери; на могиле о. Адриана часто служатся панихиды о его упокоении. Его имя связано с устройством Рыбинского женского монастыря, которому в сентябре 1916 г. исполнилось 60 лет. В течение нескольких лет он руководил общиной женщин и девиц, окончательное устройство которой передал, по завещанию, своему современнику, благочестивому и прозорливому иерею Петру Томаницкому, принявшему на себя подвиг юродства и проживавшему близь г. Углича в слободе Входо-Иерусалимской. По указаниям о. Петра был основан в Рыбинске женский монастырь, куда н переселилась вышеупомянутая община и куда с большою торжественностью было перенесено и тело почившего о. Петра, сообразно его предсказанию, в сент. 1866 г. Жизнеописание старца о. Адриана было составлено и напечатано протоиереем Иоанном Покровским. Им же собраны и достопамятные события его жизни, назидательные наречения и келейные записки и напечатаны особой книжкой в 1862 г. в С.-Пб. Печатаемая рукопись досталась мне, лет 20 тому назад, от благочестивой пожилой девицы г. Мологи А. Н. Н-вой. Рукопись представляет обыкновенный полулист писчей бумаги, свернутый пополам; писано крупным славянским шрифтом не особенно искусным; некоторые орфографические ошибки пришлось исправить. И. Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Время местной канонизации А. У. неизвестно, но она могла произойти в период 1610 г.- кон. XVII в., т. к. в 1610 г. состоялась местная канонизация прп. Паисия, были освидетельствованы его мощи, спустя нек-рое время написаны служба и житие. Существовала икона (судя по фотографии, ее можно датировать временем не ранее XVIII в.) «Явление Божией Матери преподобным Паисию, Кассиану и Адриану Угличским», где А. У. изображен в нимбе (Преподобный Паисий, Угличский чудотворец. Ярославль, 1901). Имя А. У. внесено в Собор Ростово-Ярославских святых, установленный решением Святейшего Патриарха Алексия I и Свящ. Синода 10 марта 1964 г. Лит.: Преподобный Паисий, Угличский чудотворец, и основание им угличского Покровского монастыря. Ярославль, 1901. С. 65-67; Филарет (Гумилевский). РСв. Июнь. Чернигов, 1863. С. 28-34; Ключевский. Древнерусские жития. С. 317-318. Игум. Андроник (Трубачев) Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460-1540), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/63622.html

В 1529 г. святитель взял на себя великий труд собирания и систематизации русского календарного агиографического года и сведение его в единый корпус Четий-Миней. Труд этот занял у святителя 12 лет. Особое внимание было уделено составлению житий и установлению памяти местночтимых святых. Все годы святитель жил радостями и горестями своей паствы, одинаково относясь к бедным и богатым, малым и великим. Он приобрел заслуженную любовь у своих пасомых чад. В 1542 г. в Русской Церкви встал вопрос об избрании на освободившуюся Московскую кафедру нового митрополита. Усмотрением Божиим выбор пал на новгородского владыку Макария. Ко времени избрания святителя на Московский престол было ему около 60 лет. Когда в 1547 г. в России воцарился первый царь, то Промыслом Божиим было уготовано венчать его на царство митрополиту Макарию. При святителе Макарий в Москве был освящен собор Покрова «что на рву» (храм Василия Блаженного), воздвигнутый как дар благодарения Богу от русского народа, одержавшего победу над нехристианским миром. Все годы пребывания святителя на первосвятительской кафедре ознаменованы активной деятельностью как устроителя русской церковной жизни. В 1547 и 1549 гг. святитель Макарий созывает в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых. Прославление святых требовало написание им служб и житий, требовались литургические указания. Так на Руси появилась типологически новая книга — «Книга Новых Чудотворцев». При митрополите Макарии начинается в Русском государстве печатание книг. По благословению святителя в этот период оживляется монашеская жизнь, увеличивается насельничество в обителях, в которых почивали останки новопрославленных святых, основываются новые монастыри. Современниками святителя Макария были прпп. Адриан Пошехонский (память его 5 марта), Макарий Римлянин, Новгородский (память его 15 авг.), Александр Свирский (память его 30 авг.). Не только внешними делами славен святитель, внутренняя жизнь подвижника укреплялась постничеством и пребыванием в молитве, которые были повседневным правилом святителя.

http://sedmitza.ru/lib/text/438017/

Житие А. записано Мелетием Кесарийским (изд. в Афинах, 1862); служба А. и его сподвижникам прп. Евфимию из Димицаны и Игнатию из Ст. Загоры составлена Онуфрием Ивиритом и издана в Афинах в 1862 г. Память этих 3 мучеников совершается в их мартириуме, расположенном на территории скита Иоанна Предтечи (Иверский мон-рь). Также сохранилось и опубликовано в Афинах мон. Акакием Продромитом письмо А., написанное духовному отцу за 3 дня до мученической кончины. Ист.: Афонский Патерик. Май. Ч. 1. С. 393-401. Лит.: Περαντνης. Λεξικν. Τ. 1. Σ. 55-56; Δουκκης. ΜΣ. Т. 5. Σ. 18-31; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 21. Архим. Георгий (Тертышников) Иконография А. изображается юным, без бороды, в монашеском одеянии (в рясе, мантии, схиме, с кукулем, лежащим на плечах). На житийной иконе «Святые Акакий, Игнатий и Евфимий» (1818; иконописец Досифей, мон. из Сербии) из скита Иоанна Крестителя Иверского мон-ря на Афоне А. представлен держащим икону «Воскресение Христово» в правой руке и пальмовую ветвь в левой. В левой части этой иконы - 5 клейм со сценами его жития: А. открыто исповедует христианство при дворе властителя; приведение А. к властителю; мучение в тюрьме; Причащение; отсечение головы. В 6-м клейме - перенесение мощей преподобномучеников А., Игнатия и Евфимия на Афон. Иконогр.: Treasures of Mount Athos. Thessal., 19972. Р. 194-195. Н. В. Герасименко Рубрики: Ключевые слова: ИГНАТИЙ [Афонский, К-польский, Новый, Старозагорский] (в миру Иван; † 1814), прмч. (1 мая и в Соборе Афонских преподобных 2-я Неделя по Пятидесятнице) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АНАСТАСИЙ (кон. XII-haч.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/63794.html

Уже после кончины старца Леонида (5 марта 1550) на монастырь напали разбойники — крестьяне соседнего села Белого, — ограбили его, а настоятеля — св. Адриана после жестоких пыток убили, раздавив полозьями саней. Но избежать возмездия им не удалось. Один из них украл ларец, думая, что в нем находится золото, но вместо него нашел странные и непонятные ему вещи: кисти, краски и другие принадлежности иконного письма. Он показал все это священнику села Белого, который, по дьявольскому действию, питал великую злобу и зависть к св. Адриану: по его наущению и было совершено преступление. Священник страшно испугался, поняв, что ларец — опасная для них улика. Но разговор их случайно услышал второй священник села, много страдавший от дурного влияния своего настоятеля на прихожан. Таким образом, преступление было открыто и виновные понесли заслуженную кару. Но тело преподобномученика найдено не было: на допросе убийцы показали, что они хотели его сжечь, но оно неведомо куда исчезло. Так прошло много лет. В окрестностях монастыря находилась давно исчезнувшая церковь. Там росла рябина, которой местные жители воздавали суеверные почитания: туда собирался народ, и через сучья рябины проводили больных, и, действительно, больные исцелялись. Чтобы уничтожить это суеверие, дьячок Иван Прохорьев восстановил там церковь во имя св. пророка Илии, а потом устроил там монастырь. В 1626 г. скончался инок этого монастыря, происходивший из села Белого; перед смертью он открыл настоятелю игумену Лаврентию хранившуюся в их семье тайну: под рябиной, считавшейся чудотворной, были погребены мощи св. Адриана, спасенные от разбойников дедом этого монаха. От страха властей и допросов он это скрыл и похоронил их тайно, а для памяти посадил там рябину, и исцеления, происходившие на этом месте, истекали от святых мощей. Игумен доложил об этом Патриарху, и по его повелению стали искать святые мощи. Игумен Лаврентий наугад указал послам, где копать, и немедленно святые мощи преподобномученика Адриана были обретены нетленными. От них истекали многие чудеса.

http://sedmitza.ru/lib/text/436991/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010