Преп. Мелании Римляныни. Внучка и подражательница старшей Мелании. Все свое огромное имение она употребила на сооружение церквей и монастырей, на выкуп пленных и другие богоугодные дела. Она путешествовала по Сицилии, в Карфаген, Александрию; соорудила обитель близ горы Елеонской и в ней провела остаток дней своих. Супруг ее блаженный Апиниан разделял с нею труды и подвиги. Скончалась в царствование Феодосия Младшего, в 439 году, обратив ко Христу дядю своего Валузиана, умнейшего и знатнейшего мужа, которого не мог отклонить от язычества сам блаженный Августин . Чет. Минея от Метафраста и Палладиева Лавсаика, гл. 109. (Vita Memaphrasmea latine exstat ар. Surium 31 dec.). Мес. В. Март. P. В службе канон Феофана. Преп. Зотика сиропитатсля. Римлянин, лично знаемый Константину Великому . Переселясь в Византию, принял пресвитерство и посвятил себя на служение больным и убогим. Пролог. Март. Р. Мес. В. Имеет канон на повечерии. Праздники и воспоминания по указанию триоди постной Суббота мясопустная: Память всех, от века усопших, православных христиан, отец и братий наших. Суббота сырная: Память всех преподобных и Богоносных Отец, в подвиге просиявших. В службе, особенно в каноне, творении преп. Феодора Студита (Чет. Минея 9 августа о преп. Псое), именуются: а) подвижники: Аввакир, Египетский инок 6 века, знаменитый терпеливостью. ( Иоанн Лествичник в 29 гл. 4 степени. Пролог 12 марта). Авксентий, «гора жительства высокого», отшельник Вифинский. (14 февр.). Аврамий, «страдалец чистоты». (29 окт.). Агапит. (Агапит был в числе учеников преп. Саввы Освященного. См. Чет. Минея 5 дек. в Житии преп. Саввы. Агапит, «муж свят и совершен в добродетелех», был наставником преп. Евфросинии. 25 сент.). Агафон, «сосуд Божий», скитский отшельник, современник преп. Макария. (2 марта). Акакий, «послушания свет». (7 июля и 29 ноября). Алоний, преп. Египетский, современник преп. Агафона и Пимена Великого , 5 века. (Act SS. iun. I. 397). Аммоний, отшельник Египетский, ученик преп. Памвы (18 июля). По любви к безмолвию, отрекся от епископского сана, несмотря на моление избравшего его народа и патриарха Александрийского. Был весьма сведущ в Писании. Преставился в конце 4 или в начале 5 века. (Socr. IV. 18. Sozom. VI. 29. Fabr. V. 715).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Скит, на коптском языке Schiet – пространная равнина. Скит отстоял от горы Нитрийской на 24 часа пути. Гора, или пустыня Нитрийская, «град Божий», по словам Иеронима, названная так по святости обитавших в ней пустынножителей, находится в нижнем Египте, в 70 милях от Александрии. Основателем нитрийского пустынножительства был св. Аммон, великий подвижник, скончавшийся в 357 году. Некоторые из старцев Нитрийской пустыни, как, например, Макарий, Серапион, Памво, Агафон и другие, имели кельи в Скиту, куда по временам уходили для большего безмолвия. Скит – дикая песчаная пустыня, где изредка попадались ключи, и то с водой, едва сносной для питья. В Скит и дороги не было: путь направляли по течению звезд… Основателем пустынножительства в Скиту был св. Макарий Египетский. Пустынники скитские были строжайшие подвижники воздержания. Во время пребывания в Египте И. Мосх вместе с Софронием побывали не только в Александрии и в обителях, находившихся в окрестности города, в Теренуфе, в обители Келий и др., но были и в отдаленном оазисе, где видели дивного подвижника Льва. См. подробнее в кн. «История православного монашества на Востоке». П. Казанский. Москва, 1854 г. 283–286. Теренуфа – теперь Теранне. Глава 55 Видение одного старца, жившего в скиту, и об авве Иринее Готовлю развлечение для братии. Авва Ириней рассказал нам, что один старец, живший в Скиту, увидал ночью, как диавол раздавал братии грабли и корзины. – Что такое? – спросил старец. – Готовлю развлечение для братии, – отвечал диавол, – чтобы они были рассеяннее во время славословия Бога. Тот же авва Ириней рассказал нам следующее: «При нападении варваров я удалился из Скита и, придя в Газскую область, взял келью в лавре. Взяв от аввы этой лавры книгу о жизни старцев, в тот же день присел за чтение. И лишь только раскрыл книгу, нашел главу, где говорилось о том, как один брат пришел к старцу, и говорит ему: – Помолись обо мне, отче. – Когда ты был с нами, – ответил старец, – я молился за тебя, а теперь ты ушел к своим, и я перестал молиться за тебя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Собственным же подвигом не возможешь получить победы на этой брани». Боримый брат начал вести себя по совету скитского старца; по прошествии немногих дней он почувствовал облегчение от болезни, и брань отступила от него». Известный по собственному дару духовного рассуждения инок Скита, преподобный Агафон, был спрошен о блудной страсти. Он отвечал спросившему: «Поди, повергни силу твою в прах пред Богом, и обретешь покой». Подобный ответ по этому предмету давали и другие великие отцы. Вполне правильно и верно! Если измерить естество может только Бог, то сознание повреждения, произведенного в естестве первородным грехом, и смиренное моление о исцелении и обновлении естества Творцом его есть сильнейшее, действительнейшее оружие в борьбе с естеством. Оружие это ослабляется упованием на себя, к чему ведет излишний и несоразмерный с силами телесный подвиг. Преподобный Кассиан Римлянин замечает, что «страсть вожделения по необходимости борет душу до того времени, доколе душа не познает, что борьба эта превыше сил ее, доколе не познает, что невозможно ей получить победы собственным трудом и усилием, если не будет помощи и покрова от Господа». Весьма многие, желающие проводить благочестивую жизнь, приходят в совершенное недоумение, когда в них восстанут помыслы и ощущения плотского вожделения. Они смотрят на это, как на что-то странное, такое, чему не должно быть, приходят от этого в душевное расслабление и расстройство, часто решаются оставить Богоугодную жизнь, признавая себя неспособными к ней. Самое ошибочное воззрение на себя! Наше естество – в состоянии падения. В состоянии падения плотские вожделения ему естественны и не могут не возникать из него. Итак, не должно удивляться и приходить в недоумение при появлении помыслов, мечтаний, ощущений вожделения: это – естественная необходимость. Ей подчинен каждый человек; подчинены были ей все святые человеки. Этого мало. Для самого преуспеяния в духовной жизни непременно нужно, чтобы возникли и таким образом обнаружились наши страсти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Щук. собр., 212, л. 211 об. – 212). Скитский инок также читал повечерню, полунощницу, псалмы, клал поклоны. Но основное внимание всего келейного правила монаха скита сосредоточивалось на «умной молитве», на достижении безмолвия – исихии, когда «не молитвою молится ум», – пишет преподобный Нил в своих «Главах», – но превыше молитвы бывает; и в обретении лучшаго молитва оставляется, в изступлении бывает, и ни хотениа имать чего» 84 . «Молитва усты», по учению святых отцов, является только необходимой и долгой подготовкой к «умной молитве». «Святый же Агафон рече: телесное делание лист точию; внутреннее же, сиречь умное, плод есть» 85 . Именно об этой «умной», внутренней молитве, как о высшем монашеском делании, писал в своих «Главах» преподобный Нил Сорский . «Жительство Ниловы пустыни», записанное Плешковым, так рассказывает о келейном пребывании скитских иноков: после захода солнца «седи в келлии безмолствуя и собрав си ум держи молитву имей же с нею и память смертную память суда Божиа и воздаяния благим же и злым делом имея во всем себе грешнейша всех и бесов сквернейша и по сех како хощеши мучен быти». Если придут слезы умиления, то необходимо постараться держать молитву – час, а потом перейти к молитвенному деланию – пению вечерних молитв (повечерицу), после этого вновь держать молитву – уже чистую, без всякого размышления, даже душеполезного, без помысла и мечтания – «елика ти сила со всякою бодростию полчаса» (ГИМ. Щук. собр., 212, л. 207 – 207 об.). Преподобный Нил Сорский говорит об этом словами святых Григория Синаита и Симеона Нового Богослова : «О молитве... прилежно попечение имети, всех помысл ошаася в ней, аще мощно; не точию злых, но и мнимых благых и искати в сердци Господа, еже есть умом блюсти сердце в молитве и внутрь сего всегда обращатися...» 86 . После вечернего правила полагался краткий сон, полунощница (ночные молитвы) и вновь молитва «чистая без парения час един». Если находил помысл уныния, то пели псалмы, читали молитвы по собственному усмотрению, молитвами первого часа дня (около 7 утра) заканчивалось келейное ночное бдение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Это и должно быть так: смерть есть казнь. Хотя казнь и смягчается для праведников, но казнь пребывает казнью. Сам Богочеловек, приуготовляясь к приятию вольной смерти для спасения рода человеческого, был в подвиге, скорбел и тужил; капли пота Его падали на землю каплями крови: душа Моя скорбит смертельно (Мф. 26: 38), – сказал Он апостолам, уснувшим и не чувствовавшим приближавшейся напасти. – Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия: впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26: 39), – так молился Он Отцу. Предсмертный страх ощущала Пресвятая Дева Богоматерь пред Своим блаженным успением, хотя Ей предвозвещены были Архангелом Гавриилом Ее преселение в горние обители и слава, там ожидающая Ее, хотя Дух Святой, обильно обитавший в Ней, увлек все помышления и все желания Ее на небо (Четьи-Минеи, 15 августа). Страхом и плачем приготовляли себя к роковому смертному часу все святые: они понимали значение этого часа для человека. Когда наступило время кончины преподобного Агафона, он пребыл три дня в глубоком внимании себе, не беседуя ни с кем. Братия спросили его: «Авва Агафон, где ты?» «Я предстою суду Христову», – отвечал он. Братия сказали: «Неужели и ты, отец, боишься?» Он отвечал: «Я старался по силе моей сохранять заповеди Божии, но я – человек и откуда знаю, были ли угодны дела мои Богу?» Братия спросили: «Неужели ты не уповаешь на жительство твое, которое было сообразно воле Божией?» «Не могу уповать, – отвечал он, – потому что ин суд человеческий и ин суд Божий». Они хотели еще спросить его, но он сказал им: «Окажите мне любовь, теперь не говорите со мною, потому что я не свободен». И он скончался с радостью. «Мы видели его веселящимся, – передавали ученики его, – как бы он встречал и приветствовал дорогих друзей». Этот угодник Божий во всем строго, постоянно наблюдал за собой и говаривал, что без тщательнейшего наблюдения над собой человеку невозможно достичь преуспеяния (Патерик Скитский). Таков путь ко спасению. Святые Божии, непрестанно рассматривая себя, непрестанно находили в себе новые недостатки и, находя их, более и более погружались в покаяние, которое очищало и усовершало их для неба.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Так смотрели на служение больным богобоязненные и святые мужи. Они ставили его выше строгого поста, всенощного бдения, неопустительного хождения к церковному богослужению, считали служением Самому Христу Богу. б) Однажды шел авва Агафон в город для продажи скромного рукоделия и на дороге увидал лежащего прокаженного. Прокаженный спросил его: «Куда идешь?» – «Иду в город, – отвечал авва Агафон, продать рукоделие мое». Прокаженный сказал: «Окажи любовь, снеси и меня туда!». Старец поднял его и на плечах своих отнес в город. Прокаженный сказал ему: «Положи меня там, где будешь продавать рукоделие твое». Старец сделал так. Когда он продал одну вещь из рукоделия, прокаженный спросил его: «За сколько продал ты это?» – «За столько-то», – отвечал старец. Прокаженный сказал: «Купи мне хлеб». Когда старец продал другую вещь, прокаженный спросил его: «Это за сколько продал?» – «За столько-то», – отвечал старец. «Купи мне еще хлеб», – сказал прокаженный. Старец купил. Когда авва распродал все рукоделие и хотел уйти, прокаженный спросил его: «Ты уходишь?» – «Ухожу», – отвечал авва. Прокаженный сказал: «Окажи любовь, отнеси меня туда, где взял». Старец исполнил это. Тогда прокаженный сказал: «Благословен ты, Агафон, от Господа на небеси и на земли». Авва оглянулся на прокаженного, – и не увидел никого; это был Ангел Господень, пришедший испытать старца («Отечн.», еп. Игнатия, стр. 47). в) Авва Петр рассказывал о св. Макарии: пришел он некогда к одному отшельнику, и, найдя его больным, спросил, не хочет ли он съесть чего-либо, хотя в келье у больного ничего не было. Больной отвечал: «Хочу пастилы» (душистая лепешка). Мужественный старец не поленился сходить в Александрию, чтобы достать больному желаемое (Скитск. пат.). г) Сказывали об авве Иоанне Фивейском, младшем ученике аввы Аммона, что он двенадцать лет служил больному старцу до самой его смерти, сидя с ним на рогоже (Скит. пат.). д) Об авве Агафоне рассказывали: пришедши однажды в город для продажи вещей своих, нашел он лежащего на улице больного странника, о котором никто не заботился. Старец нанял для него небольшой покой, остался при нем, платил за покой из денег, получаемых за рукоделие, а что затем оставалось, употреблял на другие нужды больного. Старец пробыл с больным три месяца, пока он выздоровел, и после возвратился с миром в свою келью (из «Скит. пат.»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

XVII. Сказывали, что авва Агафон старался исполнить всякую заповедь. Когда он всходил на лодку, сам первый принимался за весло. Когда приходили к нему братия, то тотчас после молитвы своими руками предлагал им трапезу, ибо исполнен был любви Божией. Перед смертью своей он пробыл три дня с отверстыми, неподвижными очами. Братья спросили: «Авва Агафон, где ты?». Он отвечал им: «Стою пред Судилищем Божиим». Братья сказали ему: «И ты, отец, боишься?». Он отвечал им: «Сколько мог, я трудился в исполнении заповедей Божиих; но я человек: почему мне знать, угодны ли были дела мои Богу?». Братья еще сказали ему: «И ты не уверен, что дела твои были угодны Богу?». Старец отвечал: «Не имею дерзновения, пока не предстану Богу, ибо иное суд человеческий, а иное Суд Божий». Когда же они еще хотели спросить его о чем-то, он сказал им: «Сделайте милость, не говорите больше со мною; я не свободен», – и тотчас скончался с радостью. Ибо братия видели, что отходил он от этой жизни с таким же взором, с каким иной приветствует своих друзей и возлюбленных. Он строго бдел над собою во всяком случае и говаривал: «Без великой бдительности человек не успеет ни в одной добродетели» (Из Скитск. патерика). XVIII. Рассказывали об авве Моисее следующее: когда он был сделан клириком и облекли его в стихарь, архиепископ сказал ему: «Вот, ты теперь весь стал белым, авва Моисей» (у древних стихарь обыкновенно употреблялся белого цвета). Он отвечал: «О, если бы, владыко, и извнутри так же, как извне!». Архиепископ, желая испытать авву Моисея, сказал клирикам: «Когда взойдет авва Моисей в алтарь, изгоните его и идите за ним, чтобы услышать, что станет он говорить». Старец вошел; клирики начали поносить его и выгнали, говоря: «Ступай вон, эфиоп!». Старец, выходя, говорил самому себе: «По правде с тобою сделано, чернокожий эфиоп; ты не человек, зачем же ходишь с людьми?» (Из Скитского патерика). XIX. Препод. Виссарион (память его 16 июля) был родом из Египта, – он был богат, но богатство не занимало его, радостей и утех в жизни не искал он.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1 Св. Евдокии . Житие ее Деяниях св. (Mart. I. 8. Mai III. 208) совершенно согласно с житие славянской четьи минеи и есть перевод с другого языка, вероятно, финикийского. Так как во 2 веке трудно представить устроенные монастыри и, по свидетельству Евсевия, епископа в Илиополь поставлен был в первый раз при Константине В, то некоторые думают, что описываемая здесь жила ок. 5 века, но позднейшие жизнеописатели слили ее с другою Евдокиею мученицею персидскою, плененною в Греции и усекнутою в 4 в. в Персии (См. 4 авг. и 11 сент. об Ин.) Но 1, общество девственников и девственниц весьма древни по тому же Евсевию, 2, христианская епископия в Илиополе финикийском (нынешнем Бальбеке), бывшая во 2 веке, могла быть уничтожена в последующие жестокие гонения и востановлена при Константине (Kal. univ. VI. 164). Антонина . 12 июня есть сказания о мученице Антонине нимейской при Диоклитиане, несколько отличные от сказания 1 марта. Одни поэтому признают двух Антонин, другие одну (см. Деян. св. Mart. I. 26). В Академич. и антониновом: Атонины в Патриархии , т. е. в Царьграде память или мощи. Мучч. Маркелл и Антоний . В греческом прологе синод. библ. 364 они соединяются с Нестором и Тривимием, Сильвестром и Софронием и говорится, что они усечены в Палестине. Сильвестр и Софороний . По греческим минеям оба пострадали мечем. В неаполитанском IX в. Софроний назван монахом, а в синайском 1 епископом, в охр. 2 марта патриархом, Сильвестр в охр. 2 марта назван папою – вероятно одни и те же лица. Но где ошибка. В греческом стишном синаксаре, сделавшем их мучениками, или в неап. син. 1 и охр? Вероятнее, ошибка в стишном синаксаре; ибо он гораздо позднее показанных памятников и во многом погрешает. В Еклогадионе 1 марта свв. Сильвестра и Софрония без точного означения. 2 Св. муч. Феодот . В Деяниях св. (Mai II. 105) два кратких сказания об нем из прологов. В слав. печатной минее пространное сказание по древним рукописным славянским минеям, неизвестное ни Фабрицию, ни Болландистам. Пр. Агафон . В Деян. св. (Oct. IX. 890–908) в исследовании говорится, что он жил в Скитской пустыне, пришел в пустыню ок. 364 года, в 392 году имел учеников и скончался ранее 435 года. Помещены затем изречения его из жизней отцов Росвейда и достопамятных сказаний. См. Христ. чтен. 1821. ч. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

По окончании вечерни Старец присаживается на пень возле храма. Рядом располагаемся и мы с братом Панаретом. Старец начинает беседу: – Любовь не ищет своего ( 1Кор.13:5 ). Речь идет о жертве, пример которой показывают святые, пренебрегающие своим «я» ради служения брату. Мне вспоминаются два ярких примера из жизни древних подвижников. Когда авва Феодор был еще послушником, старец послал его в скитскую пекарню испечь лепешек. Там он встретил брата, пришедшего за тем же, но не могшего, ибо некому было помочь ему. Юный Феодор поставил свою торбу и принялся ему помогать. Как только они закончили, появился следующий монах. Феодор с готовностью уступил ему свою череду и помогал. Затем пришел третий, четвертый. Все повторялось снова. Так прошел весь день. После всех Феодор испек свой хлеб и вернулся в келью с большим опозданием, но довольный полученным опытом любви 17 . Говорили об авве Агафоне, что он всегда старался утешать братий. Когда ему случалось переправляться через реку с другими братиями, он первый хватался за весла лодки. Если в его келью приходили странники, то он одной рукой их приветствовал, а другой ставил на стол угощение. Однажды ему подарили мотыгу для обработки сада. Брат, увидев ее у него в руках, восхитился. Авва Агафон угадал желание брата и подарил ему свою мотыгу, хотя тот изо всех сил отказывался 18 . Случаи, о которых я рассказал,– это любовь в действии, а не в теории, хотя сам я сейчас потчую вас теориями. Ну что ж, Панарет, а ты покажи нам свою любовь в действии – принеси-ка чего-нибудь отведать. Молчаливый Панарет возвращается через несколько минут с подносом, на котором стоят три чашечки кофе и тарелка клубники. Старец, глядя на радостного послушника, улыбается и продолжает: – Для любви необходимо иметь возделанную и возрожденную свыше душу, смотреть на ближнего как на Самого Бога. К сожалению, такие люди встречаются редко. Многострадальных становится все больше, а людей любви – мало. Нелегко отыскать человека, который с готовностью выслушает твою боль, погорюет вместе с тобой, поможет и укрепит надежду на то, что Бог не оставляет скорбящих. Любовь – это не сухие слова утешения, не одолжение, но нечто духовное: молитва за брата, переживание за его крест и слезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

– Конечно, – отвечали евхиты. – Таким образом, проведя день в труде и молитве, – продолжал старец, – я зарабатываю немного денег и половину из них отдаю нищим, а другую употребляю на свои надобности. Когда же ем или сплю, тогда молятся за меня те, для которых я трудился, то есть получившие от меня милостыню. Видите, что я с помощью Божией и, занимаясь рукоделием, соблюдаю наставления святого апостола о непрестанной молитве. Блажен, кто с усердием и ревностью проходит свое звание, в которое он поставлен Богом, и трудится на общую пользу, забывая часто о своем покое, здоровье и о своих выгодах! Если служба или другие обстоятельства не дозволяют ему иногда помолиться так, как ему хотелось бы и как следовало бы, то он имеет утешение, что другие за него молятся. Страх Суда Божия Преподобный Агафон в продолжение трех дней до своей смерти лежал и, не смыкая глаз, смотрел вверх. Сидящая вокруг него братия спросила у него: «Что ты так смотришь, отче Агафоне?» – «Стою пред судилищем Христовым», – отвечал Агафон. «Неужели и ты боишься суда?» – спросили старцы. «Сколько мог, я старался соблюдать заповеди Господни, – отвечал им преподобный, – но я человек и как могу знать, угодны ли Богу дела мои?» – «Как? Ты не надеешься на добрые дела свои, которые ты делал из угождения Богу?» – возразила ему братия. «Не надеюсь, – отвечал святой Агафон, – доколе не увижу Самого Господа: ибо есть Суд Божий, и суд человеческий». Сказав это, он преставился. Примиритель Один пустынник пришел на некоторое время в скит. Он не нашел для себя кельи, и один из скитских старцев, имея у себя лишнюю келью, предложил ему занять ее, доколе он не найдет себе другой. К пришельцу стали приходить для беседы. Это не понравилось старцу, который дал ему свою келью. Он начал роптать и даже злословить о нем. «Я столько лет провел здесь в великом посте, – сказал он своему ученику, – и никто не приходил ко мне, а этот пришелец только несколько дней живет здесь, и все идут к нему. Пойди и скажи ему, чтобы он оставил нашу келью, потому что она нам нужна». Ученик же, придя к пустыннику, сказал: «Отец мой желает знать, здоров ли ты?» – «Скажи отцу своему, – отвечал пустынник, – чтобы он помолился обо мне, я немного болен». Ученик, придя к своему старцу, сказал, что пустынник нашел себе келью и скоро уйдет. Спустя несколько дней старец опять посылает ученика сказать гостю, что если тот скоро не выйдет, то он выгонит его. Ученик, придя к пустыннику, сказал: «Отец мой слышал, что ты очень болен, и послал меня навестить тебя». Пустынник отвечал: «Скажи отцу своему, что я, по молитвам его, теперь здоров». Возвратившись, ученик сказал старцу, что гость на этой неделе уйдет.

http://azbyka.ru/fiction/nebesnaya-straz...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010