Святии Святители и учители вселенней, столпи неподвижимии, утвержениа церковная: Деонисие Ареопагите, Иерофие, Игнатие, Лазаре, Климянтие, Василей Кесарийский, Григорей Богослов, Иоанне Златоуст , Николае, Силиверсте, Спиридоне, Григорие Митиленский, Петре Александрьский, Григорие Арменьский, Кирил Александрьский, Афонасей, Евстафие, Антиох, Анфиме, Амъфилохие, Григорие чюдотворче, Поликарпе, Ипполит папа Римский, Леонтий Ростовьский, Иона Митрополит новый чудотворець – подвигните с собою вся святыя Святители и весь лик богоносных отец, молите Бога Спаса за мя недостойнаго и лениваго, разрешите мя от грех моих великых и тяжкых. Святии преподобнии Отци и постници и велицыи пустынници, земнии ангели и небеснии человецы Антоние, Феодосие, Феодоре Студийской, Пимине, Сисое, Арсение, Иоанне Колов, Венедикте, Максиме, Ефреме, Ануфрие, Макарие Египтянин, Павле Фивской, Даниле Скитский, Паисие Священный, Павел подруг его, Макарие Александрийский , Павле простый, Агафон, Висарионе, Пахоме, Пафнутие, Авраямие, Василие Новый, Григорие ученик его, Акакие, иже в Лествице, Архип, Агриколае, Ефросине, Филимоне отшельниче, Антоние, Феодосие Печерьский, Варламе Новгородский, со всеми преподобными снемшася подвигнитеся, молитеся за мене грешьнаго и худаго смиренаго многыми грехы. Святыя праведныя и преподобныя жены и мученицы все вкупе: Анна, Еласавета, Мариа, Фекло равноапостолом, Анно, Анастасие, Фетиное, Ирино, Елено, Марино, Марие, Евфимие, Евгение, Федоро, Пелагие, Таисие, Февроние, Евпраксие, Евдокие, Екатерино, Парасковие, Евфросиние, Матрено, Сусано, Домнико, Анфусо, Анастасие, Иулияние, Христино и Улито, Наталие, Епистимие, Зиновие, Агафие, подвигните с собою вся святыя жены избранныя преподобныя и мученицы и преже закона благоверно жившая, весь лик святых жен и с мироносицами молите Бога за мое окаяньство и недостоиньство, да бых вашими молитвами избыл мукы вечныя и огня вечнаго негасимаго. Вси святии Божии, преподобнии и праведьнии иже от створениа миру подвигом великим угоди(ша) Богу, и трудом многым победи(ша) дьявола и попрали нивочтоже створьше со всеми бесы его! Аз грешный раб Божий припадаю к вам всем Святым, приимите мя грешнаго и сквернаго и сохраните мя во вся дни и нощи и на всяк час на пути и в дому и в всяком месте, и во исход душа моея на въздусе; помозите ми в день судный, молитеся за окаянную ми душю Богу Вседержителю, Ему же слава, честь и поклоняние Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда ныне и присно, и в векы веком.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovsk...

486 Примерно о том же говорили и Кассиану, когда он находился в Скитской пустыни, 487 причем сказанное в точности соответствует ответу Пимена, старчество которого приходилось на последние десятилетия четвертого столетия. Однако Пимен, покинувший Скит со своими братьями после его первого разорения мазиками в 4078 гг., пережил Арсения; 488 о нем рассказывает авва Иоанн, изгнанный Маркианом после Халкидона. 489 Возможно ли, чтобы и здесь речь шла о том же самом человеке? Впрочем, ответить на этот вопрос несложно. Если это был тот же Пимен, который задавал вопросы Макарию 490 и Исидору, 491 стало быть, он находился в Скиту еще до 390 года: однако атрибуция этих собраний не очень надежна, а Палладий вообще не упоминает о Пимене. Основные контакты Пимена относятся к периоду 60лее близкому к разорению Скита; это Иоанн Колов, 492 Агафон 493 и, прежде всего, Моисей, 494 написавший для него «Семь руководственных слов к аскетическому жительству» (Seven Headings of Ascetic Conduct). 495 По меньшей мере, двое из его братьев, старший Ануб и младший Паисий, жили вместе с ним в Скиту. 496 Паисий был еще слишком молод, и тяготившиеся им старшие братья решили оставить его. Не сразу хватившийся их Паисий заметил братьев едва ли не на горизонте. Крича, он бросился вослед за ними. Тогда они остановились и стали дожидаться Паисия, который, нагнав братьев, стал спрашивать, куда они направляются. Они сказали, что решили оставить его, ибо он мешает им. Однако он отказался внять этим словам. «Куда бы вы не шли, я пойду вместе с вами». Увидев его простодушие, братья повернули назад, поняв, что вовсе не молодой Паисий, но дьявол был им помехой. После того, как они покинули Скит, Паисий набрел однажды на золотой клад. 497 Он тут же решил оставить Пимена и уговорил Ануба пойти вместе с ним, после чего они стали переправляться на лодке через Нил. На середине реки Ануб, завернувший клад в свою рясу, выбросил все золото в реку. Паисию не оставалось ничего иного, как только вернуться к Пимену. В другой раз 498 Паисий стал браниться с одним из своих братьев так, что дело дошло до драки.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Когда именно стали запись!ваться такого рода истории, мы не знаем. Но, вполне возможно, что и Палладий, и Евагрий уже имели в своем распоряжении некие письменные источники. 467 Этим трудам способствовали ощущение постоянной опасности и морального упадка, а также боязнь того, что великие Старцы и их время могут оказаться забытыми. Тот период истории, который мы собираемся рассмотреть, отмечен ростом скитской диаспоры, основным документом которой стало собрание Apophthegmata Patrum (Gerontikon – его более раннее, или Paterikon его более удачное название), сложившееся, вероятно, к середине пятого столетия и ставшее основою для всех существующих ныне соответствующих сборников. 468 По своему характеру собрание это является корпусом «прецедентного права» пустыни. Сборник постоянно дополнялся, однако по отношению к нашему человеческому естеству он являл и являет собою нечто вневременное. Где бы мы его не раскрыли, мы тут же находим места, говорящие именно о нас и о наших немощах. В то время как «Лавсаик» имеет отношение, прежде всего, к Нитрии, Апофтегмы, главным образом, связаны со Скитом. Именно о Ските вспоминает чаще всего следующее поколение, которое, возможно, находилось уже в рассеянии и дополнило собрание историями о подвижниках диаспоры и их изречениями. Скитские истории несут очень существенный генеалогический элемент: «Авва Петр говорил, что авва Авраам сказал, будто авва Агафон рассказывал…» – и так далее. Но вернемся настолько, насколько это возможно, – к рассмотрению истории той среды, в которой начинал складываться этот сборник. # На какоето время Скит, похоже, действительно обезлюдел. Настоятели двух общин, авва Псой и авва Иоанн Колов, судя по их составленным впоследствии Житиям, 469 назад так и не вернулись; Иоанн отправился сначала в Суэц, а затем на гору преподобного Антония, 470 Псой же перешел в Антиноэ. 471 Авва Феодор ушел не так далеко и остановился в монашеской общине Ферме, 472 которую никогда не посещавший ее Палладий описывает как гору на пути в Скит, на которой живет около пятисот монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

На Востоке белые вещи в первые столетия существования монашества встречаются чаще всего в Нитрийской, Скитской и Фиваидской пустыне. Это, как мы видели, определялось местными обычаями. Белые одежды скитских монахов можно объяснить другой причиной – белой шерстью фаюмских овец. Авва Агафон, один из ранних монахов египетской пустыни, говорил своим ученикам 390 : «Одежда монаха должна быть естественного цвета. Иначе душа может оказаться под угрозой тщеславного превознесения и гордыни». Это дополняет упомянутое выше предписание Афанасия об одеждах монахинь. Таким образом, на Востоке для отдельных монахов и монахинь также предусматриваются вещи естественного цвета. Антоний Великий и Иларион, судя по всему, также носили вещи из шерсти естественного цвета. В уединении пустыни это было единственное, что для них имелось. Одежда естественного цвета не имела везде одинаковой окраски. Например, в случае шерстяных тканей цвет обычно зависел от места, где изготавливалась шерсть. Так, канузийская была коричневой или красной, шерсть из Полленции черной, азиатская – красноватой, шерсть из Бетики желтовато коричневой или коричневой 391 . Широкое распространение цицилия, грубой мешкообразной одежды из козьей или верблюжьей шерсти, отчасти находит естественное объяснение в том, что ее легко было приобрести, и носило ее в основном бедное население. Этим же можно объяснить часто встречающиеся темные одежды аскетов – темной, часто коричневой или серовато черной – естественный цвет козьей шерсти. § 3. Форма монашеской одежды A. Общее В той степени, в какой материал и цвет одеяний определили различия между отдельными монастырями Запада и Востока, точно такого же различия Иоанн Кассиан 392 требует иметь и в форме монашеских одежд. На Западе она должна отличаться от той, что была на Востоке. Это решение обусловлено географическим положением, климатическими особенностями и устоявшейся традицией. Он, например, считает, что ограничиться ношением только сандалий (gallica), коловия или одной туники на Западе не позволяет суровая зима, а облачение в кукуллий и ношение милоти вызывает лишь смех, а не благоговение. Прав ли здесь Кассиан, и особенно в том, что касается кукуллия и милоти, покажет дальнейшее исследование. Но, предвосхищая наш вывод, можно сказать, что в 4–6 вв. они были широко известны и на Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   — Отче, почему ты всегда так молчалив? — спросил молодой монах авву Серапиона.    — Прежде всего из-за внутренней дисциплины, — отвечал старец. — К тому же, и без этого слишком много людей, которые говорят и говорят, не находя при этом, что сказать.    Один игумен произнес как-то довольно долгую проповедь о творении, которую завершил словами: «Каждый росток травы есть проповедь для того, кто умеет понимать». Несколько дней спустя старец, проходя перед его хижиной, увидел, что игумен подстригает выросшую вокруг траву.    — Как приятно видеть тебя за укорачиванием твоих проповедей! — сказал он.    Один старец сообщил как-то своим собратьям следующую весть: «Вчера авва Агафон зажег огонь и внезапно угас».    Старец показывает послушнику его будущую келью.    — В этой келье, — говорит он, — жили знаменитые отцы Памбо, Сысой, Архинт, Деодат, Климент и Просдоцим.    — Не может быть! — воскликнул изумленный послушник. — Столько отцов жило в такой маленькой келье!    Один старец из Скитской пустыни имел дар пророчества, и много людей приходило к нему. Но вот однажды он заперся в своей келье, не желая больше никого видеть, и стал проводить свои дни в полном молчании. Через год и один день авва Исарий спросил его:    — Брат, почему ты решил перестать пророчествовать?    — Потому что я понял, что для того, чтобы быть пророком, достаточно быть пессимистом, — отвечал старец.    Один монах был недоволен монастырским верблюдом. Старец ему сказал:    — Хоть он и ленив, но, тем не менее, работает целую неделю и ничего не пьет. А сколько людей на свете пьют и потом целую неделю не работают!    Один старец как-то возмущался:    — Не понимаю, зачем в монастыре расписание, если монахи все время опаздывают?    Игумен ему ответил:    — А как бы ты узнал, что монахи опаздывают, если бы не было расписания?    Однажды монастырь аввы Виссариона, чья душевная деликатность была широко известна, посетил епископ. Старец, желая почтить епископа, немного склонного к чревоугодию, постарался приготовить для него достойную трапезу. Но когда епископ ему сказал:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Мысленное делание есть размышление, богомыслие, созерцание и сердечная молитва, или внутренняя беседа с Господом.    Многие святые отцы занимались этим и возвещали нам: о делании сердечном, о соблюдении помыслов и о хранении душевном, в различных беседах, какие внушены им были благодатью Божией, — каждый по своему разумению.    Деланию этому святые отцы научились от Самого Господа, заповедавшего очищать внутреннее своего сосуда, ибо от сердца исходят помыслы злые, оскверняющие человека (Мф. 23:26, 15:18—19), и уразумели, что подобает духом и истиной поклоняться Отцу (Ин. 4:24). Памятовали они и слово Апостольское: «аще молюся языком (т.е. устами только), дух мой (т.е. голос мой) молится; ум же мой бесплоден есть. Помолюся убо духом, помолюся же и умом». (1 Кор. 14:14—15); и потому особенно тщательно заботились об умной молитве, по заповеди того же Апостола: «хочу пять слов умом моим рещи, нежели тьму слов языком» (1 Кор. 14:19).    О внутреннем делании святой Агафон сказал, что «телесное делание — внешняя молитва есть не более, как лист; внутреннее же, т.е. умная молитва, есть плод, а всяко древо, по страшному изречению Господа, не творящее плода, т.е. умного делания, посекаемо бывает и во огнь вметаемо: кто одними устами молится, а об уме небрежет, тот молится на воздух, ибо Бог уму внемлет». Святой Варсонофий говорит: «Если не внутреннее делание с Богом поможет человеку, всуе труждается во внешнем». Святой Исаак Сирин телесное делание без духовного сравнивает с неплодными ложеснами и иссохшими сосцами, так как оно не приближает к разумению Бога. А Филофей Синаит повелевает молиться о таких иноках, которые, по простоте, не понимают мысленной брани и потому нерадят о душе, и внушать им, чтобы они, по той мере как деятельно удаляются от злых дел, очищали бы и ум свой, который есть око души или зрительная сила ее.    Прежде бывшие отцы не только в пустынном безмолвии соблюдали ум свой и обретали благодать бесстрастия и душевной чистоты, но многие из них, обитавшие по городам в своих монастырях, как Симеон Новый Богослов, и блаженный его учитель Симеон Студит, жившие среди многолюдного Цареграда, просияли там, как светила, своими духовными дарованиями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Епископ Иустин Скачать epub pdf Введение Вводя своих учеников в свое учение, преподобный Нил говорит в этом кратком введении о мысленном делании вообще, о том, кто им занимался, откуда оно заимствовано, как о нем думали святые отцы, для кого оно нужно, что для него нужно, с какими чувствами им должно заниматься. Мысленное делание есть размышление, богомыслие, созерцание и сердечная молитва , или внутренняя беседа с Господом. Многие святые отцы занимались этим и возвещали нам: о делании сердечном, о соблюдении помыслов и о хранении душевном, в различных беседах, какие внушены им были благодатью Божией, – каждый по своему разумению. Деланию этому святые отцы научились от Самого Господа, заповедавшего очищать внутреннее своего сосуда, ибо от сердца исходят помыслы злые, оскверняющие человека ( Мф. 23:26, 15:18–19 ), и уразумели, что подобает духом и истиной поклоняться Отцу ( Ин. 4:24 ). Памятовали они и слово Апостольское: «аще молюся языком (т.е. устами только) , дух мой (т.е. голос мой) молится; ум же мой бесплоден есть. Помолюся убо духом, помолюся же и умом». ( 1Кор. 14:14–15 ); и потому особенно тщательно заботились об умной молитве, по заповеди того же Апостола: «хочу пять слов умом моим рещи, нежели тьму слов языком» ( 1Кор. 14:19 ). О внутреннем делании святой Агафон сказал, что «телесное делание – внешняя молитва есть не более, как лист; внутреннее же, т.е. умная молитва , есть плод, а всяко древо, по страшному изречению Господа, не творящее плода, т.е. умного делания, посекаемо бывает и во огнь вметаемо: кто одними устами молится, а об уме небрежет, тот молится на воздух, ибо Бог уму внемлет». Святой Варсонофий говорит: «Если не внутреннее делание с Богом поможет человеку, всуе труждается во внешнем». Святой Исаак Сирин телесное делание без духовного сравнивает с неплодными ложеснами и иссохшими сосцами, так как оно не приближает к разумению Бога. А Филофей Синаит повелевает молиться о таких иноках, которые, по простоте, не понимают мысленной брани и потому нерадят о душе, и внушать им, чтобы они, по той мере как деятельно удаляются от злых дел, очищали бы и ум свой, который есть око души или зрительная сила ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/i_...

Некоторые из Отцов говорили: самая высокая молитва – это «Да будет воля Твоя, Господи!» Когда мрак скорбей, подобно черным тучам, сгущается вокруг нашего сердца, свет Божий как будто меркнет для нас, и нам кажется, что нет уже избавления и спасения, что мы гибнем под тяжестью страданий, мы должны в это время говорить, говорить непрестанно: «Господи, да будет воля Твоя, да будет воля Твоя!» И тогда воссияет нам свет надежды, и среди скорбей Господь ниспошлет нам небесное утешение. Духовное поклонение Кресту – это желание облегчить страдания других, как бы взять на себя их труды, их немощи и их болезни, подобно тому как Господь на Кресте взял на Себя грехи и страдания наши. Преподобный Агафон сказал: «О, если б я мог отдать прокаженному свое тело, а взять у него его тело, гниющее от язв и ран!» Духовное поклонение Кресту – это прощение всех обид. Крест –средоточие Божественной любви, и поэтому высшее исполнение Евангелия – это любовь к своим врагам. Св. Димитрий Ростовский говорит: «Некоторые думают, что в наше время уже не происходит чудес. Нет, христианство дает нам силы для более великого чуда, чем воскрешение мертвых, это чудо – искренно, от всего сердца, любить своих врагов и не только любить, но и считать их нашими благодетелями!» Духовное поклонение Кресту – это и чувство постоянного смирения. Если Господь Иисус Христос сошел на землю и принял самую позорную, крестную смерть, то для нас унижение на земле – это великая слава, клевета – награда, а мучения – радость. В «Отечнике» рассказывается, как один скитский старец, преподобный Моисей, встретил молодого монаха Захарию, который стоял у колодца, и увидел почивающего на нем Духа Святого. Это поразило старца, он припал к ногам юноши и сказал: «Сын мой, скажи, что нужно для того, чтобы стать истинным монахом и спастись?» Тот удивился и воскликнул: «Авва! Я должен спросить у тебя, а не ты». Тот, не желая говорить о видении, ответил: «Есть некто, кто велел мне спросить у тебя». Тогда Захария снял с себя свой клобук, бросил на землю, растоптал ногами и сказал: «Если ты не будешь под ногами всех людей, попираем ими, то не можешь стать истинным монахом и спастись».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

   Святый Исаак Сирский, Слово 2.    Требник. Последование Исповеди.    Алфавитный Патерик.    Слово 90-е.    Патерик Скитский.    Преподобный Агафон. Алфавитный Патерик.    Беседа I, главы 11 и 12.    По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского.    Лествица. Слово 4-е, гл. 53.    Лествица. Слово 4-е, гл. 31.    Святый Исаак Сирский. Слово 56-е.    Вечерняя Молитва святого Иоанна Златоустого. Канонник.    Лествица. Слово 7-е.    Лествица. Слово 1-е.    Требник. Последование Исповеди.    Требник. Последование Исповеди. 12. Поучение в среду 1-й недели Великого поста. О вреде лице...     «Аще поститеся, не будите яко лицемери сетующе» (Мф. VI:16).    Возлюбленные братия! Господь наш Иисус Христос, заповедав нам пред вступлением в подвиг поста прощение ближним их согрешений, повелел самый пост тщательно охранять от лицемерства. Как червь, зародившийся внутри плода, истребляет всю внутренность плода, оставляя только его оболочку, так и лицемерство истребляет всю сущность добродетели. Лицемерство рождается от тщеславия (Мф. VI:1—2, 5, 16). Тщеславие есть суетное желание и искание временной похвалы человеческой. Тщеславие является от глубокого неведения Бога или от глубокого забвения Бога, от забвения вечности и небесной славы, и потому оно в омрачении своем ненасытно стремится к приобретению земной временной славы. Эта слава представляется ему, как и жизнь земная, вечным, неотъемлемым достоянием. Тщеславие, ищущее не самой добродетели, а только похвалы за добродетель, заботится и трудится единственно о том, чтоб выставить пред взоры человеческие личину добродетели. И предстоит лицемер человечеству, облеченный в ризу сугубого обмана: на наружности его видна добродетель, которой в сущности он вовсе не имеет, в душе его видны самодовольство и напыщенность, потому что он прежде всего обольщен и обманут в самом себе. Болезненно наслаждается он убивающим его тщеславием, болезненно наслаждается обманом ближних, болезненно и злосчастно наслаждается удавшимся лицемерством. Вместе с этим он соделывается чуждым Богу: пред Богом «нечист всяк высокосердый» (Притч. 16:5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3167...

Патермуфий и Коприй. 2 июля. Лонгин Евнатский, Иосиф, Нисферой, Петроний, Питирун и Сармат. В субб. с. Нитрийские: Памва. 18 июля. Аммоний, Афр и Ниор. В субб. с. Панефизские: Пиннуфрий и Херимон. Субб. с. Скитские: Агафон. 2 марта. Исаия. Субб. с. Моисей МурИн.25 авг. Тавеннисиотская Исидора, юродивая. 10 мая. Фермский Феодор. Субб. с. Евлогий. Субб. с. Таисия. 8 окт. Амфилохий, еп. Иконийский. 23 ноября. Домнина и дочери ее, Виринея и Проскудия, мучч. Иерапольские. 4 окт. Кириак св., явльший крест Господень царице Елене. 28 окт. Макрина преп., сестра Василия В. Субб. с. Евлагий, еп. Кесарии Капп. Субб. с. Аркадий, преп. Кипр. 6 марта. Нифонт, еп. Кипрский. 23 дек. Текуса, Александра и другие, семь дев, мучч. Коринфские. 6 ноября. Трифиллий, еп. Левкусии Кипр. 13 июня. Василисса св., жена муч. Мелитинского Евдоксия. 6 сент. Иулиан, пустынник Месопотамский. 18 окт. Отрий, еп. Мелитинский. 17 апр. Нонна прав., мать Григория Богослова . 5 авг. Павел, еп. Неокесарийский. 23 дек. Еввула св., мать Никомид. муч. Пантелеимона. 30 марта. Препп. Писивийские: Иерия, Вриенна и Фоманда. Субб. с. Платонида. 6 апр. Клеопатра, блаж. Палест., и сын ее Иоанн. 19 окт. Снандулия, преп. Персидская. 3 ноября. Иосиф Аналитин, преп. Раифский. 14 янв. Сирийские преподобные: Акепсим. 3 ноября. Мафсима. 23 янв. Палладий. 28 янв. Малх. 26 марта. Марфа, мать Симеона Столпника. 1 сент. Зотик (сиропитатель, преп. Цареградский). 30 дек. Феодул, епарх времен Феод. Вел. 3 дек. Ахафодор, Василий, Евгений, Елпидий и Ефрем, епп. Херсонские, мучч. 7 марта. Александр и Маркеллина свв., родители муч. Астиона, 7 июля. Каллисфения св., дочь муч. Давикта. 4 окт. Полихромий преп., муч. от ариан. 7 окт. 403.             Епифаний, архиеп. Кипрский. 12 мая. 405.             Макарий Александрийский, преп. Келлийский. 19 янв. 407.             Иоанн Златоустый, архиеп. Цареградский. 14 сент. 409.             Вассиан, еп. Лавдийский. 10 июня. 410.             Евпраксия, преподобная Фиваидская. 25 июля. Перенесение мощей мучч. Персидских в Мартирополе. 16 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010