Агапит (Вишневский Антоний), архп. Екатеринославский и Мариупольский Родился 16.VII.1867 в Волынской губернии в семье диакона. В 1888 году окончил Волынскую Духовную Семинарию и в 1896 году Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. По окончании семинарии был псаломщиком в Свято-Троицкой церкви села Дидкович, Овручского уезда, где состоял и учителем церковно-приходской школы. В 1889 году был рукоположен в священника. В 1892 году овдовел. В 1895 году в августе на четвертом курсе Киевской Духовной Академии в Киево-Печерской Лавре был пострижен в монашество. В 1896 году – инспектор Полтавской Духовной Семинарии. В 1898 году – ректор Екатеринославской Духовной Семинарии в сане архимандрита, затем состоял председателем Кирилло-Мефодиева братства и братства св.Владимира при семинарии, членом Комитета по заведыванию Екатеринославской городской публичной библиотекой, председателем епархиального миссионерского комитета и училищного совета, членом Православного Палестинского общества и друг. 7.IV.1902 хиротонисан в С.-Петербурге в Исаакиевском соборе во епископа Уманского, вик.Киевской епархии. С 3.I.1903 был настоятелем Киево-Михайловского Златоверхого монастыря, а затем назначен епископом Чигиринским I вик.Киевской епархии. С 17.·IX.·1908 – епископ Владикавказский и Моздокский. С 4.X.1911 – епископ Екатеринославский и Мариупольский. 1911–1918 гг. – участник Собора в Москве. В этом же году ко дню Св.Пасхи возведен в сан архиепископа. Был членом т.н.Деникинского собора в г.Ростове. За то, что он встречал в Киеве Петлюру, был запрещен в священнослужении. Скончался в 1924 году в Екатеринославе. Он любил деньги, был прилежный правитель епархии, но не очень умен. Любил служить, но не умел говорить. Фанатик – украинец. Труды:. Речь при наречении его в епископа. «Приб.к Церк.Вед.», 1902 г., 15–16, стр.551–552. Речь, сказанная пред погребением Высокопреосвящ.митрополита Феогноста 28 янв.1903 года. Труды К.Д.А.1903 г., март, стр.351. Литература: «Церк.Вед.» 1902 г., 13, стр.65·

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но совершенно непонятно, когда подобное отношение к чтению допускают молодые люди. Ведь мы знаем слова Священного Писания, что «проклят всяк, творящий дело Божье с небрежением». Это и правда, удивительно: человек был поставлен Церковью на должность чтеца, потратил время и силы и в итоге своим чтением не только не помогает другим молиться, а наоборот, смущает их и соблазняет. Хотя это его прямая обязанность – совершенствоваться, насколько позволяют голосовые и интеллектуальные данные, в чтении церковных молитвословий. Фото Сергея Рыжкова Могу поделиться своей историей. Будучи в начале 1990-х послушником Киево-Печерской Лавры, я нес послушание в пещерах и казначействе и на службах присутствовал только в качестве молящегося. Лишь пару раз мне довелось читать в храме, а в целом опыта храмового чтения у меня не было. Когда в 1993 году я перешел в Ионинский монастырь, основным моим послушанием стало пономарство. Я хорошо воспринимал службы на слух, знал их, но, опять же, читать мне практически не приходилось. В первые годы после возрождения Ионинского службы у нас проходили только по субботам и воскресеньям, так как наш первый наместник, ныне митрополит Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит, был в то время благочинным Киево-Печерской Лавры и приезжал служить только на выходные и на праздники. И так сложилось, что на праздничных службах всё читал один чтец – Александр Дубинский. Он начинал свое воцерковление еще с Киево-Печерской Лавры, потом был чтецом в Выдубецком монастыре. И когда в 1992 г. ключи от Выдубецкого были отданы раскольникам, хор этого храма под управлением Димитрия Болгарского вместе с Александром перешли в располагавшийся рядом Ионинский, в котором на то время как раз возобновлялись богослужения. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В лице этих людей мы получили самых надежных и верных служителей Церкви Христовой. Кстати, в хоре отца Димитрия Болгарского с первых дней поет и второй регент этого хора, праправнук известного композитора, редактор православных радиопрограмм, ныне протодиакон Николай Лысенко.

http://pravmir.ru/neuzheli-nelzya-vnyatn...

И научил единоверцев своих подать ему самому выпить смертного зелья. Блаженный же выпил и остался невредим. Ибо Господь, сказавший: «Если и что смертоносное выпьют, не повредит им» ( 2Пет.2:9 ), знает, как избавлять благочестивых от искушения. После этого заболел в Чернигове князь Владимир Всеволодович Мономах, которого усердно лечил армянин, но без успеха, и недуг усиливался. Поэтому князь, уже находясь при кончине, – послал к Печерскому игумену (тогда игуменом был Иона), прося прислать к нему в Чернигов блаженного Агапита, чтобы лечить его. Призвав его, игумен передал ему просьбу князя. Но блаженный Агапит, которого никогда не видали выходящим из ворот, и врачующим, кроме как в монастыре, отвечал со смирением: «Если я с таким делом пойду к князю – должен идти и ко всем. Прошу тебя, отче, позволить мне не выходить из монастырских ворот, для славы людской, от которой бегать до последнего издыхания я обещался перед Богом; если хочешь – я лучше уйду в другую страну и возвращусь сюда, когда минует эта нужда». Посланный же князем, поняв, что не удастся ему призвать к своему господину самого блаженного Агапита, стал просить его, дать хоть зелья для исцеления. По уговору игумена, блаженный дал посланному зелья от своей пищи; и когда оно было принесено к князю, и он принял его – он стал здоров молитвами блаженного. Тогда князь Владимир Мономах пришел сам в Печерский монастырь, чтобы видеть, кто тот, через кого Господь даровал ему здоровье: он никогда не видал блаженного и хотел почтить его подарком. Но Агапит, не желая быть прославляемым на земле, скрылся и принесенное для него золото князь отдал игумену. В скором времени тот же Владимир снова послал одного из бояр своих со многими дарами к блаженному Агапиту. Посланный, найдя его в келье, положил перед ним принесенное. Блаженный же сказал ему: «Чадо, я никогда ни от кого не брал ничего, потому что никогда не исцелял силою моею, но Христовою; и теперь не нуждаюсь в этом». Боярин отвечал: «Отче, пославший меня знает, что ты не берешь ничего, но, прошу тебя, чтобы утешить сына своего, которому Бог даровал через тебя здравие, – прими это и отдай, если хочешь, нищим».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Киеве, Чернигове, Переяславле и других окрестных местах, подвергшихся нашествию монголов, все монастыри были разорены и опустошены. И так как Киевское княжество с того времени около восьмидесяти лет, хотя имело по временам и своих князей, находилось собственно под властию монгольских баскаков, живших неподалеку от Киева, часто подвергалось набегам со стороны и татар, и литовцев и крайне обеднело жителями, то здесь ничто не благоприятствовало восстановлению разоренных обителей. Впрочем, не более как чрез шесть лет после разорения Киева татарами Даниил, князь галицкий, путешествуя к Батыю, заехал в Киево-Выдубицкий монастырь, нашел в нем игумена и братию и просил их отслужить для него напутственное молебствие . В 1274 г. архимандрит Киево-Печерского монастыря Серапион произведен был во епископа Владимирского, значит, и эта знаменитая обитель продолжала существовать, хотя главный храм ее, до половины разрушенный, оставался в развалинах, и иноки, если верить позднейшему сказанию, жили не в самой обители, а вокруг ее по дебрям и лесам, в уединенных пещерах и тайно сходились в один уцелевший от разорения придел церкви для совершения богослужения. В 1288 г. упоминается и другой настоятель Киево-Печерского монастыря — игумен Агапит, участвовавший в погребении владимиро-волынского князя Владимира Васильковича . С 1320 г., когда Киев перешел под власть литовских князей, которые начали управлять им чрез своих наместников, исповедовавших православную веру, участь города и Печерского монастыря естественно должны были улучшиться. Здесь во 2-й половине XIV в. принял пострижение один юноша, родом тверитянин, святой Арсений, впоследствии епископ Тверской. Он возрадовался духом, нашедши в Киево-Печерском монастыре иноков, которые сияли добродетелями, как звезды на тверди небесной, и, стараясь подражать им, в продолжение многих лет проходил разные степени послушания, пока не был взят в Москву в качестве архидиакона митрополитом Киприаном, отправлявшимся туда из Киева . В то же время настоятелем киевской лавры был архимандрит Давид, духовник великой княгини литовской Иулиании, супруги Ольгердовой, который и самого Ольгерда под конец его жизни (1377) крестил в православную веру и постриг в схиму .

http://sedmitza.ru/lib/text/435888/

Нестор Летописец -преподобный. Было время, когда к преп. Нестору относили все те места Повести временных лет, где идет речь в первом лице, – и получалась довольно обстоятельная биография: указывали точно год и место рождения, время прибытия и поступления в монастырь, год смерти и общий возраст (Миллер, Шлецер, Татищев, м. Евгений, арх. Филарет, м. Макарий, Кубарев, Бутков, архп. Димитрий и мн. др.). Теперь же, когда принадлежность Нестору Начальной летописи оспаривается, требуют значительных ограничений и все эти биографические подробности. Во всяком случае, несомненно, что преп. Нестор был инок Киево-Печерского монастыря: прибыл он сюда при игумене Стефане, который его принял, постриг и возвел в сан диакона. При торжественном открытии мощей преп. Феодосия (1091 г.) Нестор является одним из главных действующих лиц. На большой авторитет Нестора среди братии Печерской обители указывает рассказ Киево-Печерского Патерика об изгнании беса из черноризца Никиты Затворника: здесь, на ряду с такими подвижниками веры и благочестия, как игумен Никон, Пимен Постник, Агапит Лечец, Григорий Чудотворец , Исаакий Печерник, Григорий, творец канонов, Онисифор Прозорливец, – стоит и Нестор, «иже написа летописец», тогда еще сравнительно юный инок. О времени канонизации преп. Нестора ничего определенного сказать нельзя. Имени его нет ни в древнейших Месяцесловах, ни в Прологах, ни в Четьих-Минеях. В Описании иконописи Киево-Печерской Лавры начала XVIII в. упоминается живописное изображение «преп. Нестора диакона» и «преп. Нестора летописца», но как далеко восходит основа этого Описания – вопрос спорный. Житие Нестора впервые находим в славянском печатном издании Киево-Печерского Патерика 1661 г. («сказание многословное, – справедливо замечает преосв. Филарет, – но бедное по содержанию»), откуда оно заимствовано в Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского . Церковная служба ему, как и другим «Преподобным отцем Печерским, ихже мощы в ближной и дальной пещере нетленно почивают», составлена еще позже: первое печатное издание ее относится лишь к 1763 году. Мощи преп. Нестора открыто почивают в Киеве, в Антониевых (ближних) иещерах. Церковь ублажает его, как «богомудраго житий святых списателя первейшаго и ревнителя о нех добраго», «времена и лета многочудесные церкве, житие и добродетели отец первоначальных писанием нам изъявившего». В Иконописном подлиннике о преп. Несторе замечено: «подобием сед, брада аки Богословия, не раздвоилась, на плечах клобук, в правой руке перо, а в левой – книга и четки, ризы преподобжическия».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopis...

Читала, что, когда ежегодно переоблачают преподобных Печерских, у них стоптаны тапочки. Я свидетельствую, что и ко мне, грешной, приходил преподобный Агапит Печерский, дабы исцелить мои язвы духовные и телесные, укрепить мою веру, еще слабую. Я благодарю Господа Иисуса Христа за Его великие милости, благодарю преподобного Агапита Печерского и всех отцов Киево-Печерских. Какие же мы счастливые, что имеем таких небесных заступников и помощников в нашей земной жизни. Р.Б. Ирина, г. Киев, 10.08.2014 Исцеление при неустановленном диагнозе Собор святых Киево-Печерских с иконой Успение Богоматери. XVII в. У меня болела нога, не сгибалась, была опухшая и твердая, как дерево. В институте им. Шалимова мне предложили операцию без гарантий на выздоровление, так как диагноз не был установлен. Я обратился за помощью к Богу. По совету монаха я соборовался и просил помощи у преподобных отцов Печерских. Исповедался, причастился, и каждое воскресенье был на Литургии. И по милости Божией я исцелился, нога пришла в норму. Благодарю Господа. Виктор, Киев Избавление от нечистого духа и исцеление кисты Я, р.Б. Елена, прихожанка Киево-Печерской Лавры, имела в себе нечистого духа (одержимость), стала очень сильно бесноваться, постоянно вскрикивала на исповеди, перед Причастием, когда посещала Пещеры. Каждое воскресенье посещала Божественную Литургию, причащалась, часто ходила в Ближние и Дальние Пещеры, прикладывалась к Мироточивым главам. По молитвам преподобных Печерских исцелилась и перестала кричать и бесноваться. Болела в течение года. Слава Богу за все! Летом 2014 года прошла осмотр у врача-гинеклога. При осмотре обнаружили полип в матке, нужно было срочно делать операцию, так как он был очень большой (13 мм) и если его не удалить, то мог перерасти в злокачественную опухоль. В течение месяца я посещала Лавру, постилась, молилась, регулярно причащалась, посещала молебен Марку-Гробокопателю, Ближние и Дальние Пещеры, прикладывалась к Мироточивым главам. Перед операцией сделала повторное УЗИ – и полипа не обнаружили. Вначале не поверила и решила сделать еще одно обследование, и опять УЗИ показало, что его нет. Молитвами преподобных Печерских я получила второй раз исцеление.

http://pravoslavie.ru/89428.html

Прп. Антоний воспитал таких подвижников благочестия, как прп. Феодосий Киево-Печерский, блаженные Варлаам и Никон, епископ Владимирский Симон, епископ Переяславский Ефрем, прп. Нестор Летописец, блаженный Агапит Врачеватель, и многих других, имена которых по праву украсили историю Русской Церкви. Ученики прп. Антония, прошедшие его школу иночества, числом и делами были так велики, что сомнений в исполнении пророчества афонского игумена никогда не возникало, а прп. Антония с незапамятных времен нарекли основателем русского монашества. Заслуживает внимания и такой факт. Первый русский по происхождению митрополит, Иларион, «муж благ, книжен и постник» (12, 268), выдающийся богослов, первый русский духовный писатель, автор одного из шедевров древнерусской письменности «Слова о законе и благодати», по аскетическому складу характера некогда ископал себе на берегу Днепра в княжеском селе Берестове небольшую пещерку. После поставления его на киевскую митрополию именно в ней поселился прп. Антоний и «возлюбил сие место зело» (12, 269). Так Иларионова пещера дала начало великому Печерскому монастырю. Случайно ли? Что-то очень большое, загадочное и до конца непостижимое видится мне в таком символическом скрещении судеб. Незримые небесные нити, с помощью прп. Антония связавшие Киевскую Русь со Вторым уделом Пресвятой Богородицы, простерлись еще дальше, на север Руси. Агафья Семеновна Мельгунова из старинного рязанского рода дворян Степановых после смерти мужа в 1756 году в твердой решимости посвятить свою жизнь служению Богу отправилась вместе с маленькой дочкой в Киев и поступила в Киево-Флоровский монастырь, находившийся неподалеку от Киево-Печерской лавры. Однажды то ли в легкой дремоте, то ли в ясном видении явилась ей Пресвятая Богородица и молвила: «…как Я раба моего Антония вывела из Афонского жребия Моего, Святой Горы Моей, чтобы он здесь, в Киеве, основал новый жребий Мой — Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди… на север России… и будет место, где Я… осную такую обитель великую Мою, на которую низведу… все благословения Божии и Мои со всех трех жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева… равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это Четвертый жребий Мой во вселенной…» (17, 22–24). Местом этим, как известно, оказалось село Дивеево, где через некоторое время трудами матушки Александры (Мельгуновой) и прп. Серафима Саровского возник Дивеевский женский монастырь, в котором ныне почивают их святые мощи и куда сегодня совершают паломничество миллионы русских людей. Среди почитаемых икон Дивеевского монастыря конца XIX века упоминается чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», привезенная с Афона в 1860-е годы.

http://pravoslavie.ru/31792.html

В обители были погребены киевский тысяцкий Ян (Иоанн) (1106) и его супруга Мария (1091). Исключительное значение Киево-Печерского мон-ря в истории становления рус. монашества было отмечено летописцем на рубеже XI и XII вв.: «Мнози бо манастыри от цесарь и от бояръ и от богатьства поставлени, но не суть таци, каци суть поставлени слезами, пощеньемь, молитвою, бденьемь». Говоря же о введении в обители Студийского устава, летописец замечает: «От того же манастыря переяша вси манастыреве уставъ: темь же почтенъ есть манастырь Печерьскый старей всехъ» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 159-160). В 1240 г. Киево-Печерский мон-рь был разграблен войсками Батыя, но не прекратил своего существования. Ю. А. Артамонов 1240 - 2-я треть XIV в. Во 2-й пол. XIII - нач. XVI в. игуменами были Серапион (50-60-е гг. XIII в.- 1273), Агапит (1288), Максим (1335), Давид (до 1377 - до 1392), Феодосий (1398), Иоанн, Азарий, Варсонофий, Никифор (1434), Авраамий (17 окт. 1437), Игнатий, Николай (до 16 июня 1446 - после 1462), Макарий, Иоанн (до 1470 - после 1476), Иоасаф (с 1477(?)), Феодосий (Войнилович) (до 1 сент. 1482 - после 10 марта 1493), Филарет (Волынец) (до 23 апр. 1494 - после 25 авг. 1501), Феодосий, Сильвестр, Вассиан (до 1506 - после 1508). Исторические свидетельства о Киево-Печерском мон-ре с сер. XIII до 2-й пол. XIV в. скудны. Кроме редких фрагментарных летописных упоминаний и свидетельств в различных исторических актах имеются устные предания, зафиксированные в более поздних источниках (XV-XVII вв.), а также археологические исследования кон. XX - нач. XXI в., внесшие значительные уточнения. Согласно Лаврентьевской летописи 1377 г. (свод 1305 г.), во время штурма Киева монг. воины «святую Софью разграбиша, и манастыри все, и иконы, и кресты честныя, и взя оузорочья церковная взяша, а люди от мала и до велика вся убиша мечем» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 470). Поскольку Киево-Печерский мон-рь находился за линией городских стен, он, по-видимому, подвергся разорению в начале осады Киева, т. е.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Вторая часть К.-П. п. принадлежит перу инока Киево-Печерской обители Поликарпа, корреспондента свт. Симона, по-видимому, создавшего свое произведение после кончины своего духовного отца. Поликарп стремился следовать форме текстов свт. Симона, но излагал дидактические наставления только в предисловиях. Инок предварил сказания о черноризцах посланием к игум. Киево-Печерского мон-ря прп. Акиндину . Поликарп пишет, что игумен «некогда» просил его рассказать о прежде живших печерских иноках, но Поликарп в беседе смог сообщить лишь «мало нечто», поэтому он решил записать известные ему от свт. Симона «дивных и блаженых муж житиа, и деяниа, и знамениа» (Древнерус. патерики. 1999. С. 36). Во вступлении к повести о прп. Марке Печернике Поликарп говорит, что подражает составителям древних патериков. «Венец Пресвятой Богородицы». Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ) «Венец Пресвятой Богородицы». Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ) В отличие от свт. Симона Поликарп адресует свой труд в первую очередь монахам («да и сущии по нас черноризци уведят благодать Божию, бывшую в святем сем мести» - Там же) и значительное внимание уделяет правильному выбору пути монашеского делания. Мн. написанные Поликарпом повести посвящены опасностям подвига затворничества и необходимости прохождения в начале монашеского пути послушания в общем монастырском житии. Поликарп рассказал о тяжких искушениях, к-рым подверглись самовольно ушедшие в затвор прп. Исаакий и Никита (впосл. еп. Новгородский, святитель). Печерские «святи отци отинудь не повелеша» затвориться Лаврентию (впосл. еп. Туровский, святитель), который осуществил свое желание лишь в др. мон-ре. Поликарп рассказывает о единственном случае, когда подвиг затворничества увенчался победой над страстями: прп. Иоанн «себе отлучив на Божию волю и Того заповеди непорочно сохранив, в чистоте же соблюд тело свое и душу, кроме всякоа скверны плотскиа и душевныа» (Там же. С. 46). В ряде повестей Поликарп обличает недостойные действия одержимых наживой или жестоких князей, к-рые преследуют духовных лиц и подвергают их насилию. Бог карает князей за их действия и прощает тех, кто покаялся. Как высшие образцы добродетели представлены Поликарпом печерские монахи - бескорыстные неустанные труженики преподобные: иконописец Алипий, лекарь Агапит , Прохор , наделяющий в голодные годы людей хлебом и солью, Марк Печерник. В повестях К.-П. п. обычно изложены один или неск. эпизодов из жизни насельников обители. Глава об иконописце Алипии (отсутствует в Арсениевской редакции К.-П. п.) выделяется среди др. новелл, поскольку в ней изложен почти весь жизненный путь инока. Это связано с тем, что Алипий оказался в мон-ре мальчиком: родители отдали его учиться иконописи у расписывавших Успенский собор греч. изографов. Редакции К.-П. п.

http://pravenc.ru/text/1684523.html

Агапит (Вишневский), архиеп. Екатеринославский (Вишневский Антоний Иосифович; 16.07.1867, с. Выгов Овручского у. Волынской губ.- 1925 или 1926, г. Екатеринослав), архиеп. Екатеринославский и Мариупольский. Род. в семье диакона. По окончании Волынской ДС в 1888 г. служил псаломщиком Троицкой ц. с. Дидковичи Овручского у., а также учителем церковноприходской школы. 19 нояб. 1889 г. рукоположен во диакона, 21 нояб. 1889 г.- во пресвитера к церкви с. Бехи Овручского у. 29 мая 1891 г. овдовел. В 1892 г. поступил в КДА, к-рую окончил в 1896 г. со степенью канд. богословия. 10 авг. 1895 г. в Киево-Печерской лавре принял монашеский постриг. 2 окт. 1896 г. назначен инспектором Полтавской ДС, в июле 1898 г.- ректором Екатеринославской ДС с возведением в сан архимандрита. В Екатеринославе состоял также председателем Кирилло-Мефодиевского об-ва, Свято-Владимирского братства, епархиального миссионерского комитета и училищного совета, членом Палестинского Православного об-ва . 7 апр. 1902 г. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии, и назначен настоятелем киевского Златоверхого мон-ря . С 3 янв. 1908 г. епископ Чигиринский, первый викарий Киевской епархии, с 16 сент. 1908 г. епископ Владикавказский и Моздокский, с 4 окт. 1911 г.- Екатеринославский и Мариупольский. Член Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. 5 мая 1918 г. возведен в сан архиепископа. После захвата Киева петлюровцами в 1919 г. возглавил самочинный «Синод Украинской Православной Автокефальной Церкви», запретил поминовение за богослужением свт. Тихона (Белавина), Патриарха Московского, и митр. Киевского Антония (Храповицкого), за что был запрещен в служении Юго-Вост. ВЦУ под председательством митр. Киевского Антония. Оказавшись на территории, занятой Добровольческой армией, принес покаяние, впосл. вернулся к управлению Екатеринославской епархией. После установления на Украине советской власти был арестован, скончался в тюрьме от пыток, голода и тифа. На предложение подписать публичное отречение от Бога ответил: «Если скажете, что отрубите одну руку за другой, то и тогда я не подпишу отречения».

http://pravenc.ru/text/63142.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010