Св. Григорий Богослов много рассуждает о том, что не каждый может воспринять славу Божию, но только кто должным образом предочистил свое сердце. Св. Григорий Богослов : «И чем же я приведен в такой страх? Не почтите меня боязливым сверх меры; напротив того, похвалите даже мою предусмотрительность. О самом Моисее слышу, что когда беседовал с ним Бог, хотя многие призваны на гору, и в числе их Аарон с двумя сыновьями священниками, и семьдесят старейшин-народоправителей, однако же поведено было, чтобы прочие поклонились издалеча, а к Богу приступил один Моисей; народу же не дозволено и восходить на гору ( Исх. 24:1–2 ); потому что не всякий может приближаться к Богу, но только кто, подобно Моисею, способен вместить славу Божию» т. I, Слово 3, с. 56]. Св. Григорий в первом из своих знаменитых пяти словах о богословии утверждает, что не каждый может говорить о Боге и не с каждым должно говорить о возвышенных Божественных учениях. Прежде, чем пуститься в рассуждения о Святой Троице, он дерзновенно говорит: «Но теперь, когда охотно восхожу на гору [богомыслия о Троице. – Г.Ф.], или, справедливее сказать, желаю и вместе боюсь (желаю по надежде, боюсь по немощи) вступить внутрь облака и беседовать с Богом (ибо сие повелевает Бог), – теперь кто из вас Аарон, тот взойди со мною и стань вблизи, но будь доволен тем, что надобно ему остаться вне облака; а кто Надав, или Авиуд, или один из старейшин, тот взойди также, но стань издалеча, по достоинству своего очищения; кто же принадлежит к народу и к числу недостойных такой высоты и созерцания, тот, если он не чист, вовсе не приступай (потому что сие не безопасно), а если очищен на время, останься внизу; и внимай единому гласу и трубе, то есть голым речениям благочестия, на дымящуюся же и молниеносную гору взирай, как на угрозу и вместе на чудо для неспособных взойти» т. I, слово 28, о богословии второе]. О, дерзновение святых! Неочищенных духовно св. Григорий вовсе отстраняет от богословия, а временно очистившимся, но живущим мирски предлагает не переступать черту одних лишь заповедей нравственного благочестия. Другим позволяет с опаской и осторожностью взойти на высоту богомыслия, но не приступать к исследованию самих тайн богословия, останавливаясь издалеча, как старейшины, или даже восходя выше, как Аарон, но не вступая в облако. Туда, во внутренняя славы Божией и тайн богословия, речений о неизъяснимой Троице, вступит один – великий учитель догмата о Троице, нареченный церковью Богословом. Большой знаток святоотеческих творений прот. Георгий Флоровский говорил, что какие-то заблуждения или ошибки имеются у всех святых отцов, разве лишь кроме св. Григория Богослова . Единого, как Моисей, вошедшего в нестерпимое облако учения о Боге, Боге Единосущном и Триипостасном.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

1. Расследование по доносу стольника Романа Бобарыкина на патриарха Никона , что он износит клятву на царя. 608 Июля 1663 г. 171-го июля в 15 день извещал великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея великие и малые и белые России самодержцу, на бывшего Никона патриарха , Роман Бобарыкин, как присылан от великого государя думный дворянин Иван Иванович Боклановской да дьяк Василей Брехов по челобитью его, Романову, о розводе земли. И июня де в 26 день, в пятницу, после молебна, был он, Роман, у патриарха в келье, и патриарх де говорил у себя в келье про великого государя непристойные речи: как де будет собор и ему де буде велят быть на соборе, и он де государя, соперника своего, сделает нехристиянином. Да еще де и новгородское дело у него не забыто, да и иные непристойные речи про великих государей говорил, и о тех де его патриарховых непристойных речах извещал он великому государю самому. А как патриарх про великих государей непристойные речи говорил, и в то де время были в келье у него наместник да строители воскресенской Аарон, да крестного монастыря, а как того строителя зовут и того не упомнит. И великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея великие и малые и белые России самодержец указал про то дело сыскать боярину князю Никите Ивановичу Одоевскому да окольничему Родиону Матвеевичу Стрешневу, и строителя старца Аарона расспрашивать. И старец Аарон росспрашиван и в расспросе сказал: был де он, при Романе, у патриарха в келье, а никаких речей про великого государя непристойных от патриарха не слыхал, а после сказал, что не упомнит; а были де в то время Воскресенского монастыря наместник Иосиф, а строитель де Крестного монастыря в то время не был, а после сказал, что не упомнит, и патриархов де крестник был ли в то время, и он того не упомнит же. А Роман и на очной ставке с строителем говорил прежние свои речи. А старец Аарон на очной ставке с Романом говорил, что он про великого государя никаких патриарховых непристойных речей не слыхал, а после сказал, что не упомнит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Вашего величества нижайшие богомольцы. Аарон, епископ Карельский. Юрьева монастыря келарь, иеромонах Дионисий, и вместо того монастыря братии руку приложил. 1720-го, января в 3 день. На гербовой бумаге. 122 Хиротонисанный ради рукоположения ставленников, расположенный к подвижнической жизни в Иверском монастыре носивший власяницу, несомненно тяготившийся обуреванием „между многомятежными мира сего треволнении, как писал он Казанскому митрополиту Тихону, викарий митрополита Иова, преосвященный Аарон и после кончины митрополита, и последовавший в начале третьего года его викариатства, в 1716 году, как бы продолжал занимать второстепенное место в епархии. Новгородская епархия в то время обнимала и все нововозвращенные от шведов земли, во главе с Петербургом. В Петербурге, как известно, в это время заправлял духовными делами близкий к царю архимандрит Александроновский, а прежде Хутынский Феодосий (Яновский). Его влияние сказывалось так сильно, что даже покойного митрополита Иова в последние годы его жизни держало несколько в тени. Когда Иов умер, самостоятельного архиерея в Новгороде назначено не было. Феодосий, быть может, приберегал эту кафедру для себя. Петербург с прилежащими к нему местами, с одной стороны, как бы оставался в Новгородской епархии, с другой – как будто отошел в ведение место блюстителя патриаршего престола, митрополита Стефана (Яворского) . По крайней мере, когда петербургский протопресвитер Георгий Петров в марте 1716 года обратился к преосвященному Аарону с просьбою „освятить антиминс“ для новой церкви в Петербурге, преосвященный ответил, что „о посвящении храма указ нам послать не надлежит без благословения преосвященного Стефана, митрополита Рязанского и Муромского“. Но, чтобы не задерживать начала богослужения в новой церкви, преосвященный вместе с таким своим письмом послал отцу Петрову антиминс „готовой, освященной“. 123 Фактически же духовным правителем Петербурга был несомненно архимандрит Феодосий, простирая весьма заметно свое влияние и на Новгород. Преосвященный Аарон привык обращаться к Феодосию с высокою почтительностью: «струи благоприятные ми вашея любви выну вращают коло совести моея в непрестаное к вам благодарение».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

И поставил его Аарон пред ковчегом свидетельства для хранения, как повелел Ягве Моисею ( Исх. 16:33–34 ). Помимо свидетельства о попечительной милости Божией над Своим народом, сосуд с манной около ковчега прообразовательно указывал на грядущего Мессию, на истинный хлеб, сходящий с небес. О том св. Кирилл Александрийский : «Златая стамна, заключавшая в себе чувственную манну, являет нам свыше сшедшее и животворящее Слово, т.е. от Отца, как бы в священном и нескверном теле» О поклонении и служении в духе и истине, ч. 2, кн. 10, с. 456]. Христос Сам в Капернаумской синагоге сопоставил манну небесную с истинным хлебом жизни, Своей пречистой Плотию, даруемой верным во святой Евхаристии ( Ин. 6:31–33 ). Расцветший жезл Аарона. После бунта Корея, Дафана и Авирона, Ягве явил, что не всем дано священнодействовать, а только колену Левия. Из жезлов от всех колен израильских, положенных пред Ягве, расцвел только жезл Ааронов. И положил Моисей жезлы от всех колен израильских пред лицем Ягве, в скинии откровения. На другой день вошел Моисей (и Аарон) в скинию откровения, и вот, жезл Ааронов, от дома Левина, расцвел, пустил почки, дал цветы и принес миндали ( Чис. 17:7–8 ). И вот, расцветший жезл Ааронов был положен у ковчега свидетельства для утверждения истинного священства, служителей славы Ягве во Израиле. Св. Кирилл Александрийский : «Итак, то, что жезл процвел, есть ясный признак того, что божественный Аарон светло и особенно избран был из рода Левиина на священнодействие. Но если перейти от этого жезла, как грубого еще образа, к духовному созерцанию, то снова воссияет таинство Христа» [там же, с. 457]. Христос – истинный Первосвященник по чину Мелхиседека и установил в Церкви Своей истинно апостольское священство. Жезл же Ааронов – строгое предостережение всем кореям, дафанам и авиронам всех времен, в том числе и беззаконным самочинным сектантским учителям и пасторам. – Свиток с книгой закона (Торы). Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Ягве, сказав: возьмите сию книгу закона, положите ее одесную ковчега завета Ягве, Бога вашего, и она там будет свидетельством...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделай два кольца из [чистого] золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, чтобы носить его на них; шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом. И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на [ковчеге] откровения, где Я буду открываться тебе. На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: [это] – всегдашнее курение пред Господом в роды ваши. 61 Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него. И будет совершать Аарон очищение над рогами его однажды в год; кровью очистительной [жертвы] за грех он будет очищать его однажды в год в роды ваши. Это святыня великая у Господа» ( Исх. 30:3–10 ). Это жертвенник, освященный единственной жертвой Христа Спасителя, на нем возносится только один единственный дар. Жертвенник курения есть символ молитв всей Церкви. Ведь ладан, аромат его курения – знак молитвы святых, которая возносится перед лицом Бога. Об этом еще в древности сказал царь Давид: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» ( Пс. 140:2 ). Поэтому небесный жертвенник являет собою молитву, которую Христос приносит Своему Отцу от всей Церкви. Когда же молитва не принимается Богом, дым ладана опускается. Помните, как жертва Каина была отвергнута и дым от жертвенника опустился вниз. Здесь же молитва поднимается к небесам. Недаром мы просим, чтобы Господь, приняв молитвы в небесный Свой жертвенник, ниспослал нам взамен благодать Святого Духа. Молитвы возносятся на этот жертвенник руками Ангела, чтобы возносились они вместе с молитвами всех святых – поэтому Ангел Хранитель ставится над престолом каждого освященного православного храма. 62 Господь спасает людей в Церкви, Он желает, чтобы люди пребывали в единстве между собой и в единстве со святыми, а единство проявляется в совместной молитве. И Ангелы соучаствуют с нами в жертвоприношении на Литургии и во всех наших молитвах. Кстати, Ангел возносит молитву всех мучеников, и мы видим плод их прошений – конец мира приближается по молитвам святых. Мы привыкли просить о том, чтобы отдалить конец мира, а на небесах мученики молятся об обратном – чтобы он наконец-то наступил, чтобы справедливость восторжествовала на земле и была отмщена кровь невинно убиенных праведников.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В НЗ говорится, что к А. восходит род прав. Елисаветы , матери Иоанна Крестителя (Лк 1. 5). В послании ап. Павла к Евреям подчеркивается преходящее значение священства А., «ибо с ним сопряжен закон» (Евр 7. 11). Его сменяет «Христос, Первосвященник будущих благ» (Евр 9. 11), Который восстанет по чину Мелхиседека (Евр 7. 11-17). Лит.: Ефрем Сирин, прп. Толкование на книги: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие//Творения. Серг. П., 1901; М., 1995р. Т. 6; Феодорит Киррский, блж.//Творения. Серг. П., 19052. Ч. 1; Титов Г. И. История священства и левитства ветхозаветной церкви, от начала их установления при Моисее до основания Церкви Христовой, и отношение их к жречеству языческому. Тифлис, 1878; Савваитский М. И. Исход израильтян из Египта. СПб., 1889; Приклонский В. Ветхозаветное первосвященство//ПС. 1901. 6; Westphal G. Aaron und die Aaroniden//ZAW. 1906. Bd. 26. S. 201-230; North F. S. Aaron " s Rise in Prestige//Ibid. 1954. Vol. 66. P. 191-199; Auerbach E. Das Aharon-Problem: Rome Congress Volume. 1969. S. 37-63. (VTS; 17); Cody A. A History of Old Testament Priesthood. R., 1969. (AnBib; 35). свящ. Владимир Кильчевский М. С. Желтов Иконография Аарон. Икона из Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ) Аарон. Икона из Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве. Кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ) Изображения А. известны по памятникам христ. искусства в основном в сценах Исхода. Одно из древнейших сохранилось в росписях синагоги в Дура-Европос (Сирия), 245-250 гг.: А. представлен старцем в одеждах первосвященника (облачен в ефод , наперсник, подир , на голове кидар ) внутри храма, где был поставлен Ковчег завета. В большинстве ранневизант. памятников А. предстает в облике юноши в античном одеянии (мозаики Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440 гг.). Устойчивая иконография А. складывается в эпоху Македонской династии (IX - XI вв.) - он изображается седовласым, длиннобородым старцем, в священническом облачении, с жезлом и кадилом (или ларцом) в руках.

http://pravenc.ru/text/62368.html

В ходе восстания болгары овладели территорией, расположенной между Дунаем и Стара-Планинскими горами. При осаде крепости Серес комитопул Моисей был убит камнем, брошенным с крепостной стены. Близ города Преспы от руки наемного убийцы пал старший из комитопулов – Давид. После гибели братьев Аарон правил на востоке Болгарии. Посланцы Императора ромеев Василия II вступили с ним в переговоры. Мир между ромеями и болгарами договорились скрепить династическим браком – женитьбой Аарона на сестре Императора. Из Константинополя к нему прибыл митрополит Севастийский, сопровождавший невесту. Но по прибытии гостей выяснилось, что невеста не была сестрой Императора. В наказание за участие в мошенничестве митрополит Севастийский был сожжен заживо. Переговоры Аарона с посланниками Императора дали основание Самуилу заподозрить своего старшего брата в том, что тот пытался, опираясь на поддержку ромеев, устранить его от власти и править Болгарией единолично. Самуил обвинил брата в измене. Разлад между ними обернулся междоусобной войной. 14 июня 987 г. в сражении под Дупницей Аарон погиб. За его гибелью последовало умерщвление почти всей его семьи. В живых был оставлен лишь один его сын – Иван Владислав. Самуил обвинил брата в измене. Разлад между ними обернулся междоусобной войной Когда «старшие комитопулы, Давид, Моисей и Аарон, один за другим сошли со сцены… власть перешла к младшему, Самуилу» . Свою новую столицу он устроил на острове, расположенном на озере Преспе, близ Охрида. В ходе войны с ромеями Самуил овладел не только теми землями, где жили болгары, но и многими городами в Эпире и Фессалии. Самым значительным из них была фессалийская Ларисса, жителей которой он, по словам Иоанна Кедрина, «переселил во внутренние области Болгарии целыми семьями и, зачислив их в свои воинские списки, пользовался их содействием в войне против Византии. Перенес же и мощи св. Ахиллея, епископа Лариссы при Константине Великом, и положил их в Преспе, где была его столица» . Развивая наступление на ромеев, Самуил к 989 г. овладел городами Берией и Сервией, окрестностями Фессалоники, и на западе Балкан – Эпиром. Кроме Черноморского побережья, Болгария приобрела выход на Эгейское море и Адриатику. Но в этом же году мятеж Варды Склира был окончательно подавлен, а сам Варда помилован. Василий II смог теперь направить основные усилия на войну с Болгарией; ромеи перешли в контрнаступление, шаг за шагом отвоевывая утраченные территории. В военных действиях участвовал и состоявший при Самуиле Роман, носивший титул Царя. В 991-м г. он снова оказался в плену у ромеев. В хронике сирийского христианского писателя Яхьи Антиохийского, писавшего на арабском языке, об этом поражении болгар помещено такое сообщение:

http://pravoslavie.ru/153693.html

Святои Андреи уподобляет высокомерие буиству неразумного животного, рано или поздно оно попадет в сети собственнои гордости. «Яко иногда драхму взыскав» Когда читается: вторник первой недели Великого поста Песнь 2 Церковнославянский текст: «Погребох перваго образа доброту, Спасе, страстьми, юже яко иногда драхму взыскав, обрящи» (Лк 15:8). Перевод: «Я засыпал страстями красоту первобытного образа, Спаситель, — Ты, как некогда драхму, взыщи и найди ее». Толкование: Упоминается притча о десяти драхмах (серебряных монетах), в которои женщина, чтобы наити одну потерянную драхму, оставляет все остальные и ищет ее до тех пор, пока не наидет. Притча говорит о том, что Господь использует все возможности, чтобы образумить и спасти заблудшего человека. «Моисейский жезл, ударивший море и сгустивший глубину» Когда читается: вторник первой недели Великого поста Песнь 5 Церковнославянский текст: «Моисеов жезл воображаи, душе, ударяющии море и огустевающии глубину, во образ Креста Божественнаго: имже можеши и ты великая совершити» (Исх 14:21–22). Перевод: «Моисейский жезл, ударивший море и сгустивший глубину, изобрази, душа, знамением Божественного Креста, которым и ты можешь совершить великое». Толкование: Во время исхода евреев из Египта Бог явил им великое чудо: по мановению руки Моисея, в которои он держал свои жезл, Красное море под деиствием поднявшегося сильного ветра расступилось, открыв путь народу от преследовавших их египетских воинов к земле обетованнои. Жезл Моисея – это прообраз Креста Господня. «Офни и Финеес, яко ты душе, приношаху чуждее Богу» Когда читается: вторник первой недели Великого поста Песнь 5 Церковнославянский текст: «Аарон приношаше огнь Богу, непорочныи, нелестныи; но Офни и Финеес, яко ты душе, приношаху чуждее Богу, оскверненное житие» (Лев 10:1–3; 1 Цар 2:12–17). Перевод: «Аарон приносил Богу огонь чистый, беспримесный; но Офни и Финеес принесли Богу, как ты, душа, жизнь нечистую, отчужденную от Бога». Толкование: Аарон — старшии брат пророка Моисея и первосвященник евреиского народа. Два его старших сына за непослушание Богу и небрежное исполнение своего служения были поражены смертью. Офния и Финеес жили значительно позже – они были сыновьями священника Илии; их нечестие, за которое они так же, как и сыновья Аарона, были поражены смертью, было настолько велико, что люди из-за них прекратили совершать жертвоприношения Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

Во время этого всенародного воззвания, т.е. Господи, воззвах, должно быть и каждение благовонным фимиамом. Это каждение бывает по многим причинам, во-первых: для выражения наших желаний, дабы молитва наша, которая по падении не могла восходить на небо без Ходатая Христа Сына Божия, ныне заступлением Его направилась, как кадило сие и как дым, всегда вверх парящий, вознеслась к Господу Богу. Во-вторых: в знамение того, что Дух Святой, образуемый благовонием фимиама, всегда присутствует в церкви, а особенно присещает нас во время молитв и преимущественно общественных. В-третьих: в знак того, что и ангелы возносят к Богу молитвы молящихся посредством каждения: и другий Ангел прииде, и ста пред олтарем, имея кадильницу злату: и даны быша фимиамы мнози, да даст молитвам святых всех на олтарь златый, сущий пред престолом ( Откр.8:3 ). В-четвертых: по подражанию обряду Ветхого Завета, где Сам Бог чрез Моисея повелел Аарону производить такое каждение во храме утром и вечером: да кадит Аарон над кивотом фимиамом сложеным благовонным рано рано: и егда вжигает Аарон светила с вечера, да кадит над тем же кивотом ( Исх.30:7–8 ). В-пятых: – во образ Божественной славы, как свидетельствует Писание о скинии, устроенной Моисеем: и покади Аарон над кивотом фимиамом сложения, якоже заповеда Господь Моисею: и покры облак скинию свидения, и славы Господни исполнися, и не можаше Моисей внити в скинию свидения, и славы Господни исполнися скиния ( Исх.40:27, 34–35 ). То же повествуется и о храме Соломоновом: и не можаху иереи стати служити от лица облака, яко исполни слава Господня ( 3Цар.8:11 ). При каждом каждении чествуются святые места и вещи, а предстоящие освящаются. Симеон Солунский (в главе 309) пишет: «иерей кадит алтарь, храм и все, в нем находящееся, потому что все это священно; кадя, он чествует божественные вещи, а предстоящих освящает. А потому, начав от всесвятейшего жертвенника (престола), иерей кадит по чину, все освящая сим, предавая чрез молитву Христу, принося и прося, чтобы она была принята горе, и нам была бы ниспослана благодать Святого Духа. Таким образом чрез каждение мы приемлем благодать, а посему никто не должен пренебрегать им. Окадив храм и все, что вне его (притвор), он входит в алтарь северными дверьми». В это время священник для каждения выходит и в притвор. Причину сему объясняет Вальсамон в толковании на второе правило св. Дионисия Александрийского , писанное к Василиду: «дабы», говорит он, «фимиамом сего каждения освятить на сем месте гробы (в земле сокрытые или на верху стоящие) и почтить иконы святых, поставленные здесь». Ибо иногда гробы усопших выносятся в притвор и стоят там до времени отпевания; а иногда, с дозволения начальства, усопшие в притворе и погребаются. Об этом будет сказано в чине погребения. Сверх того, так как некоторые из входящих, или по своему произволению, или по запрещению, как то – оглашенные и кающиеся, стоят в притворе: то входят с каждением в притвор и для освящения таких людей. §19. Что есть стихира

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

5) назначение ЖЕРТВЫ ПОВИННОСТИ ( Лев. 5:14 – Лев. 6:7 ; Лев. 7:1–10 ) состояло в том, чтобы возместить ущерб, нанесенный по ошибке или сознательно. Чтобы возмещение ущерба было полным, виновный должен был возместить сверх определенного размера еще пятую часть оцененного ущерба ( Лев. 5:16 ; Лев. 6:5 ). Обряд приношения Ж. повинности почти ничем не отличался от обряда Ж. за грех ( Лев. 7:7 ), только кровь Ж. наносилась не на роги жертвенника, а на все его стороны; 6) ср. также ⇒ Обет ⇒ Корван ⇒ Жертва курения, курение ⇒ Жертва возлияния . III. ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ ОЧИЩЕНИЯ Один раз в год, в ⇒ день очищения , полагалось приносить наиболее торжественную Ж. за Аарона и его дом (т.е. за священников), за народ и скинию, а позднее за храм ( Лев. 16 ): 1) прежде чем Аарон мог принести Ж. за грехи народа, ему (как позднее и всякому первосвященнику) надо было получить очищение от своих собств. грехов. Для этого он закалывал тельца у жертвенника всесожжения, входил в святилище с чашей, наполненной кровью, и кадильницей и возлагал благовонное курение на огонь «пред лицем Господним». Дым и запах благовония символизировали возносившиеся к Богу молитвы о прощении грехов первосвященника. Кровью Аарон кропил ⇒ крышку ковчега завета . Этим он свидетельствовал перед Господом (см. Исх. 25:22 ; Числ. 7:89 ), что жизнь замещающего его жертв. животного была отдана, т.е. вина за грехи первосвященника оплачена; 2) для последующей жертвы за очищение народа требовались два козла ( Лев. 16:5.15.20–28 ). Одного из них приносили в жертву за грехи всего народа. Его кровь священник вносил в Святое Святых и окроплял ею крышку ковчега завета, чтобы вновь засвидетельствать пред Богом смерть замещающего народ жертв. животного. Затем Аарон, как представитель всего народа, возлагал руки на голову живого козла и исповедовал над ним все беззакония и грехи израильтян. Козла, несущего на себе грехи народа, отводили в пустыню и там отпускали в знак того, что Господь простил грехи и устранил их из места Своего присутствия (⇒ Азазель );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010