711 . Феофан Затворник (Говоров), еп. Богоугодная жизнь вообще (из Слов епископа Феофана к Тамбовской и Владимирской паствам). М. 1893. 108. 2 М. 1900. 127. изд. 1893: Л. 1991. 111. 712 . Феофан (Говоров), еп. Кто имеет благодать Святого Духа//ДС 1893. 5. 135–140. 713 . Феофан (Говоров), еп. О православии с предостережениями от погрешностей против него (из Слов епископа Феофана к Тамбовской и Владимирской паствам). М. 1893. 202. 714 . Феофан (Говоров), еп. Внутренняя жизнь (из Слов епископа Феофана к Тамбовской и Владимирской паствам). М. 1893. 138. 2 М. 1899. 138. 1 изд.: М. 1994. 715 . Феофан (Говоров), еп. Одуховлена ли ваша душа//ДЧ 1894. 2. 309–312, 513–524; 3. 48–61, 185–208. 716 . Феофан Затворник , св. Ответы епископа Феофана, затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока относительно различных деланий монашеской жизни. Тамбов 1894. 72. же://Символ. 1985. 13. 119–176. 717 . Феофан (Говоров), еп. Путь к славе Преображения//ДЧ 1894. 2. 525–530. 718 . Феофан (Говоров), еп. Начертания христианского нравоучения. 2 М. 1895. 519. ведомости. 1891. 22. 731–732; Богословский библиографический листок. 1891. 10–11. 385–386. же: Феофан Затворник , св. Творения: Начертания христианского нравоучения. Псково-Печерский монастырь 1–2 (1994). 330, 318. 2 изд.: М. 1998. 519. 719 . Феофан (Говоров), еп. Слово на Богоявление//ДЧ 1895. 1. 44–49. 720 . Феофан (Говоров), еп. Краткое учение о Богопочитании (написано в 1845 году, в бытность помощником инспектора С.-Петербургской духовной академии, в сане иеромонаха). М. 1896. 68. 2 М. 1908. 71. 721 . Феофан Затворник , св. Наставление о преуспеянии в христианской жизни. М. 1896. 30. 2 М. 1903. 32. 3 М. 1911. 32. 722 . Феофан Затворник , св. О послании апостола Павла к Евреям. М. 1896. 37. 723 . [Феофан (Говоров), еп.] Письма епископа Феофана. Тамбов 1897. [Письма, не вошедшие в осн. собр.]. 724 . Феофан Затворник , св. Собрание писем. М. 1–3 (1898). 260, 240, 256; 4–6 (1899). 256, 232, 216. 1900. 7. 256. 1901. 8. 228. Указатель к письмам в Бозе почившего святителя Феофана, изданным русским Афонским Пантелеймоновым монастырем в 8-ми выпусках, заключающих душеполезные наставления для шествующих по пути к спасению. М. 1904. 64. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. М. 1–4 (1994). Творения: Собр. писем. Псково-Печерский монастырь; М. 1994. 5–6. 216; 7–8. 228. же: Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Собрание писем. М. 2000. 1:1. 260; 1:2. 240; 1:3. 256; 1:4. 256; 2:5. 234; 2:6. 217; 2256; 2:8. 266. письма, не вошедшие в «Собр. писем», разысканы иером. Георгием (Тертышниковым) и помещены в Приложении к его канд. соч. «Гомилетический элемент в эпистолярном наследии епископа Феофана Затворника », МДА 1973 (ркп)].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

43. Свт. Феофан (Говоров). Мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев. М., 1882. 44. Свт. Феофан (Говоров). Начертание христианского нравоучения. М. ‚ 1891. 45. Свт. Феофан (Говоров). Основное чувство нашего сердца грусть//Душеполезный собеседник. 1897. Вып. 1, III. 46. Свт. Феофан (Говоров). Псалом сто восемнадцатый. М., 1891. 47. Свт. Феофан (Говоров). Письма. Вып. 1–3. М., 1898; вып. 4–6. М., 1899; вып. 7. М., 1900; вып. 8. М., 1901. 48. Свт. Феофан (Говоров). Письма о христианской жизни. М., 1908. 49. Свт. Феофан (Говоров). Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 1892. 50. Свт. Феофан (Говоров). Последние заветы. (Переписка из последнего года жизни преосв. Феофана.) М., 1899. 51. Свт. Феофан (Говоров). Путь ко спасению. СПб., 1868. 52. Смирнов П. А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского затворника. М. ‚ 1915. 53. Свт. Феофан (Говоров). Тридцать третий псалом. М. ‚ 1880. 54. Свт. Феофан (Говоров). Толкование на псалмы: 1, 2, 51. М., 1881. 55. Свт. Феофан (Говоров). Толкование на Первое послание к Коринфянам. М., 1893. 56. Миролюбов Г., проф. Епископ Феофан Затворник и проблемы духовной жизни//ЖМП. 1973. 3. 57. Тертышников Г., иером. Памяти епископа Феофана Затворника //ЖМП. 1973. 3. 58. Указатель к письмам святителя Феофана. М., 1904. 59. Свт. Феофан (Говоров). Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. 60. Хитров М. И. ‚ прот. Преосвященный Феофан, затворник Вышенский . М., 1905. 61. Достоевский Ф. М. дневник писателя (за 1873 г. – т. 21; за 1876 г. – т. 22–24; за 1877 г. – т. 25, 26; за 1880 г. – т. 26; за 1881 г. т. 27). – Полное собрание сочинений. В 30 т. Л. 1972.– 62. Достоевский Ф. М. Письма. М., 1959. 63. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений. В 10 т. М., 1956–1958. 64. Белик А. П. Художественные образы Ф. М. Достоевского. М., 1974. 65. Богат Е. м. Чувства и вещи. М., 1975. 66. Храпченко М. Достоевский и его литературное наследие//Коммунист. 1971. 16. 67. Соловьев В. С. Оправдание добра. М., 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/smy...

Вашего царского самодержавнейшего величества раб нижайший и богомолец дненощный Аарон, епископ Карельский. Из Новгорода. 1718. Октября дне 10. 118 По поводу подобных посылок преосвященный Аарон писал графу Гавриилу Головкину: „издревле есть обычай от святых домов и обителей посылати царским персонам и неким синклита его царского некая снедопитомства“. В феврале 1719 года, через год после первого письма, преосвященный Аарон напоминает Макарову вновь о вдове Боровитиновой. – Высокодостохвальный и преизящнейший господин, гос подин и величайший наш благотворитель Алексей Васильевич, По премногих вашему господству непрестанных от нас стужениях уже не лет ми бяше вяще вам докучати. Но понеже горьких сея письмоподательницы слез терпети не мог, того ради паки и паки молительно прошу вашу пречестность, благоволи пожаловати, щедрую свою милость явити и руку помощи даровати сей письмоподательнице, бедной вдове Агафье Боровитиновой, дабы о владении ей и прочим комуждо по духовной мужа ея имений всесовершенное решение учинити. Елик же о сем труд благоволиши подьяти, Богу сия да вознепшуещи воздати, ибо святой Самопремудрости Божией дому и обителем польза в том имать быти. За что мздовоздастся вам от всесильного Бога, Его же и мы, смиренные, молити о вас не престающе, всенадежни остаемся. Вашего благородства достодолжный всеблагожелатель Аарон, епископ Карельский и Ладожский. 1719 года. Февраля дне 11. 119 Летом этого года преосвященный посетил Ладогу, а осенью, вернувшись в Новгород, по прошлогоднему примеру посылает Петру рыбу. – Благочестивейший и христолюбивейший великий госу дар, царь и великий князь Петр Алексеевич, всея великия и малыя и белыя России самодержец, благоволи,государь, пожаловати, по своему царскому христоподражательному милосердию, повелети от дому Самопремудрости Божии новгродские свежесольныя рыбки – бочку сигов и бочку лодог, яко же Христос от убогия вдовы две лепты, милостиво прияти и кушати во здравие, о чесом всеблагоговейнем со смирением прося, лицеземно челом бьем вашего всепресветлейшего царского величества раб и богомолец нижайший Аарон, епископ Карельский.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Разделы портала «Азбука веры» Аарон Надим Самуэл " decoding="" title="" Наш собеседник с библейским именем Аарон приехал в Россию из Пакистана учиться в Московской духовной семинарии . По образованию Аарон Самуэль – HR-мeheджep, работает в религиозной организации, а также читает лекции в различных колледжах. Сейчас он учит русский язык и хочет впоследствии быть священнослужителем. О Пакистане и о том, как живут православные пакистанцы, с Аароном в рамках специального проекта «Глаголы» беседовали главный редактор портала «Приходы» Евгения Жуковская и директор по региональному развитию радио «Вера» Денис Маханько. – Скажите, пожалуйста, Аарон, как вы стали православным? – Это было в 2002 году, когда я серьезно заинтересовался христианской этикой. Через поиск в интернете я увидел множество различных церквей, но более всего меня вдохновила именно Православная Церковь. Тогда я ещё не знал, что означает «православный», что означает слово «Православие». Я был из католической семьи, а мой отец принадлежал к протестантской церкви. У меня не было даже никакого представления о Православии. Во время моих поисков я с удивлением обнаружил, что существует Православная Церковь, ведь я слышал только о Католической церкви. Я не знал настоящей церковной истории и с любопытством стал много читать об этом. По мере того, как читал, я стал узнавать настоящую историю Церкви. Я читал об апостолах, об их проповеди, о святых отцах и о замечательной традиции Православной Церкви. С несколькими моими близкими друзьями мы стали глубже изучать православную традицию. Все, что узнавали нового, мы обсуждали с нашим приходским священников отцом Иосифом Фаруком, на тот момент он был римско-католическим священником. Он нам много рассказывал о Русской Православной Церкви . В тот период он писал много писем в различные Православные Церкви с просьбой принять нас как православных верующих Пакистана. Он также обращался ко многим епископам. И вот епископ Иларион (ныне митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион) тогда он был архиепископ Австралийский, в ответ на наше обращение прислал нам отца Августина. В то время из-за накала терроризма люди были очень напуганы, все боялись приезжать в Пакистан. Отец Августин, как и я, был выходцем из Индии. Я стал первым, кого он принял в Православие, далее православными стали моя семья и многие другие. В тот первый его визит около 175 семей было принято в Православие.

http://azbyka.ru/way/aaron-nadim-samujel...

§ 66. Гл. VII:10–8, 1–15: ожесточение Фараона и противление его воли, Божией, поддерживаемое Египетскими волхвами. Изложание содержания. – Здесь рассказывается о первых трех чудесах, совершенных Моисеем пред Фараоном в состязании с Египетскими волхвами, из которых два последние чуда были вместе и первыми двумя (из десяти) казнями над Египтом. При этом Моисей является для Фараона вместо Бога (истинного), а Аарон, брат Моисея, как пророк его (7:1–2). Первое чудо, совершенное по требованию Фараона в доказательство полученных Моисеем полномочий от Бога, состояло в том, что Аарон, по слову Моисея, бросил свой жезл «пред Фараоном и рабами его», и жезл обратился в змея. Призванные Фараоном волхвы, Ианний и Иамврий ( 2Тим.3:8 ), сделали тоже; но истинность и превосходство чуда Моисеева пред мнимым чудом волхвов обнаружились тем, что «пожре жезл Ааронов оных жезлы». Однакоже сердце Фараона ожесточилось, и он не послушал Моисея и Аарона ( Исх.7:10–13 ). На другой день Моисей и Аарон, но повелению Господа, опять являются пред Фараоном в то время, когда он шел к реке для религиозных омовений. Аарон по слову Моисея ударяет по водам Нила своим жезлом, и все воды Нила и других водохранилищ обратились в кровь, так что перемерли все рабы в реке и вода от гниения их трупов испарилась. и пить ее было не возможно (ст.14–21). Но и волхвы Египетские сделали «своими чарованиями» нечто подобное, и Фараон опять не послушал посланников Иеговы (ст.22–23). Египтяне же принуждены были копать новые колодези, чтобы только найти воду, годную для питья. Это была первая казнь Божия на языческий Египет. Она продолжалась семь дней (ст. 24–25). После того Моисей и Аарон опять являются пред Фараоном с требованием от имени Иеговы отпустить народ Еврейский для служения Богу и совершают новое чудо. По мановению жезла Ааронова из вод выходят жабы и наполняют все жилища Египтян, начиная от дворца Фараона (8:1–6). И этому чуду подражали в малом виде волхвы, но они не могли уничтожить жаб, почему Фараон и просил молитв Моисея (ст.7–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Начало данной истории довольно простое и сходное с описанием подобного чуда в Книге Исход: в очередной раз народ, страдающий от жажды, возроптал на Яхве. Сам недостаток воды объясняется или засухой, или ее недостаточным количеством для всего народа с его стадами. Моисей и Аарон обратились к Богу с молитвой. Однако рассказ о последующих событиях расходится с описанием чуда в Рефидиме. Здесь, в Кадесе, в ответ Господь повелел им: Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду ( Чис.20:8 ). То, что происходит далее, является трудным для понимания из-за краткости библейского текста, который содержит кое-что недосказанное. Очевидно только то, что Моисей и Аарон в чем-то согрешили пред Господом, причем грех их был настолько велик, что Господь объявляет страшный приговор, который содержится в стихе 12-м: Моисей и Аарон не войдут вместе с народом в обетованную землю. Однако, в стихе 9-м говорится о том, что сначала Моисей поступал согласно воле Божией. Следовательно, суть греха Моисея и Аарона заключается в тех действиях, которые описаны в стихах 10–11-м. Необходимо подробно проанализировать текст этих двух стихов. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? (ст. 10). Во-первых, сами слова Моисея свидетельствуют о гневе и раздражении, которыми он был охвачен в этот момент. Конечно, израильтяне были бунтующими и непокорными, и они вполне заслужили этот упрек. Однако гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1 :20), и потому само пребывание Моисея в таком душевном состоянии недопустимо для пророка, который должен явить пред народом славу Господню. Во-вторых, слова Моисея можно понимать так: «Должны мы из этой скалы извести для вас воду?». Здесь Моисей умалчивает о том, что чудо будет совершено Господом, и выставляет на передний план свое участие в данном событии, в чем неявно обнаруживается гордость Моисея. Вероятно, именно это подразумевает псалмопевец, когда говорит, что Моисей погрешил устами своими ( Пс.105:33 ). В-третьих, можно подметить еще такую деталь: Господь повелел Моисею сказать скале и не говорил о необходимости обращаться к народу. Если бы Моисей всецело послушался Господа, то он избежал бы гнева и гордыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

339 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 217, 219. 343 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. C. 217, 218. 368 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 222, 223, 225. 379 Менандр Византиец. Продолжение истории Агафиевой//Византийские историки Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец. Отрывок 51. С. 310. 404 Пузыревский А. История военного искусства в Средние века (V–XVI столетия). В 2 частях. Ч. 1. СПб., 1884. С. 1, 2. 456 «Письмо св. Григория I к императору Маврикию»//«История Средних веков. От падения Западной Римской империи до Карла Великого (476–768 гг.)»/Сб. ст. под ред. М.М. Стасюлевича. СПб., М., 2001. С. 269. 458 Робертсон Дж. C. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. Т. 1. C. 539. 465 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. C. 230, 231. 469 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 229, 230. 478 Себеос, епископ. Повествование об Иракле//Епископ Себеос. Повествование об Иракле. Никифор Вриений. Исторические повествования (976– 1087). Рязань, 2006. Отдел III, глава II. С. 48. 488 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. C. 238, 239. 491 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 244, 245. 493 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. C. 248, 249. 497 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 249, 250. 516 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 252, 253. 520 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 254, 255. 525 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. C. 256, 257. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И с этим стариком-крестьянином просвещеннейший богослов беседовал о вечности, находя немногоречивое, но нелицемерное сочувствие своим задушевным стремлениям. «Феофан, пора, пора в отечество: мне уже истинно наскучила жизнь сия, я рад бы хотя и теперь блаженно умереть, только б не лишиться вечного блаженства.. Бедные, окаянные мы! Теперь избранные Божии радуются и веселятся, а мы, странники и пришельцы, в маловременной сей жизни бедствуем и волнуемся. Туда, Феофан, надобно всегда мысленно стремиться, чтобы не лишиться с ними участниками быть! Пусть, Феофан, мир мирское и любит, а мы непременно всегда будем стремиться горняя доставать. Так то, Феофанушка!» 547 . Какая нежность звучит в этом «Феофанушка»! Видно, что этот простец был тем подвижником, каким хотел бы быть и сам Святитель, когда говорил, что если бы было возможно, то он сложил бы с себя и епископский сан, и клобук, и рясу, сделался бы простым мужиком и пошел бы в самый пустынный монастырь, и употребил бы себя в черную работу, рубить дрова, носить воду, сеять муку, печь хлебы и проч. 548 . В тяжелые часы раздумья, когда Святитель с минуты на минуту мог оставить навсегда не только Задонский монастырь, но и Воронежскую епархию, чтобы переселиться в родную Новогородскую епархию и уже заготовил об этом прошение, его духовное испытание переживали преданные души. В одно время келейник Василий Чеботарев был за монастырскими воротами. Туда же вышел и монах Аарон. «Я и сказал ему, пишет келейник: что Преосвященный наш положил непременное намерение выехать отсюда в Новогородскую епархию, а отец Аарон на сие сказал мне: «что ты беснуешься? Матерь Божия не велит ему выезжать отсюда». Когда послушник передал свой разговор с Аароном Святителю, он спросил: «точно ли говорил о. Аарон такие слова»? Я сказал, что точно говорил. «Ну, так я же не поеду отсюда», сказал Преосвященный, взял просьбу и разодрал 549 . Так в твердом уповании строгого по жизни простеца-старца Святитель нашел духовную поддержку, помогшую ему освободиться от тягостного испытания.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

В тот же день, 28 декабря, пришел к царскому духовнику старец Филофей, объявил ему, что Никон в Москве на Воскресенском подворье, и просил доложить о том государю. Духовник доложил, но государь с гневом сказал: «Я посылал в Чернево, и патриарха там не нашли... не следовало действовать обманом... Патриарху (Никону) до приезда Вселенских патриархов очей моих не видать». Духовник обо всем написал к Никону и присовокупил: «А что старец Аарон писал к тебе, будто великий государь мне, богомольцу своему, говорил: пятый-де год не могу дождаться его и иные будто бы речи говорил, то все Аарон тебе, великому святителю, солгал, забыв страх Божий». Никон немедленно уехал в Воскресенский монастырь, а Аарон за его обман взят под стражу и впоследствии сослан в Соловецкий монастырь. Действовал ли так Аарон сам собою или, что вероятнее, по приказанию Никона и предварительному соглашению с ним, во всяком случае попытка Никона видеться с государем и удержать его от посылки к Восточным патриархам совершенно не удалась. И, возвратившись в Воскресенский монастырь, Никон прислал к государю новое письмо , в котором, сознаваясь, что своею просьбою о свидании с ним в Москве согрешил пред ним «безместно и непрощенно», убедительно испрашивал себе прощения. В начале 1663 г. сосед Воскресенского монастыря по имениям Иван Сытин, уже имевший дело с патриархом Никоном, подал на него новую челобитную, в которой жаловался, что Никон пытал пыткою его крестьян, а иных и перевешал. Царь прислал челобитную к Никону, и Никон отвечал государю: «Свидетельствуюсь св. Евангелием, что я того дела совсем не ведаю. То сделал малый, иноземец, который, застав крестьян Сытина на озере в воровстве рыбы, побил их без моего ведома батогами. Этого малого посылаю к тебе, государю, для расспросов; сотвори суд праведный, как имеешь сам судиться в день судный... Попомни свое обещание, данное при нашем избрании в великой Церкви, чтобы тебе не вступаться ни во что священное, как творишь ты ныне над нами великие неправды, слушаешь клеветников — врагов Божиих...

http://sedmitza.ru/lib/text/436182/

Тотчас были созваны к царю на совещание высшие духовные чины и бояре. Алексей Михайлович, взволнованный, со слезами на глазах говорил им, что патриарх Никон износит на него клятву. Состоялось мнение, чтобы Никона немедленно сослать в дальнюю жестокую ссылку; но были поданы два голоса 59 с предложением допросить об этом деле самого Никона, и если запрется, то допросить лиц духовного чина и прочих, бывших на молебне, и потом уже произнести суждение; с этим предложением согласился и Алексей Михайлович 60 . Царь приказал расследовать это дело боярину князю Никите Одоевскому и окольничему Родиону Стрешневу и расспросить строителя старца Аарона 61 . Аарон был вызван в Москву и 15 июля при допросе сказал: был он в келье у патриарха при Бобарыкине, но никаких непристойных речей про великого государя не слыхал. На очной ставке с Бобарыкиным Аарон повторил прежние речи и на возражения Бобарыкина говорил, что он не упомнит того, что говорил патриарх; у патриарха в келье в то время был Воскресенского монастыря наместник Иосиф, а строителя Крестного монастыри не было; был ли патриарший крестник – о том он также не упомнит. – Бобарыкин: «а как патриарх расстёгивал у себя грудь и говорил: на, зарежь меня, – и этого также не упомнишь»? – «И того не упомню» – отвечал Аарон. Бобарыкин говорил, чтоб допросить Аарона: говорил ли патриарх прежде того: будто его великий государь с престола согнал, усолья и вотчины отнял, разорил и ограбил его и соперником великого государя называл ли? Аарон отвечал, что он от патриарха про великого государя таких речей и ничего подобного не слыхал. Для допроса Никона посланы были к нему: из светских, боярин князь Никита Иванович Одоевский, окольничий Родион Матвеевич Стрешнев и дьяк Алмаз Иванов, а из духовных газский митрополит Паисий, астраханский архиепископ Иосиф и Богоявленского монастыря архимандрит Феодосий 62 ; одновременно с ними для оберегания Воскресенского монастыря был послан голова московских стрельцов Василий Философов и при нем 50 человек стрельцов, много дворян и детей боярских 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010