Ученики св. Тихона Задонского: монах Феофан, монах Аарон, Никандр Алексеевич Бехтеев и Косьма Игнатьевич Студеников (Память 14 августа). Монах Феофан, родом из поселян, неграмотный, но за простодушие и трудолюбие весьма любимый св. Тихоном. «Феофан – утеха моя, говорил Святитель, люблю его и за простосердечие, и за то, что никогда не бывает он празден, а всегда – в труде». Феофан плел лапти и портняжил, и св. Тихон так любил его, что редко без него садился за стол. Особенно дорог был Феофан для св. Тихона в минуты мрачного его расположения: «Феофан, скажет Святитель, пора, пора на родину, – мне уже наскучила жизнь, рад бы умереть, лишь бы не лишиться вечного блаженства». Феофан прерывал слова Святителя и начинал говорить свое: «бачка», так называл он св. Тихона: «слушай»! И тот слушал немудрого Феофана, и успокаивался. Феофан скончался 70 лет в 1799 г. и погребен в Задонском монастыре, но где – неизвестно. Монах Аарон, как и Феофан, пользовался благорасположением св. Тихона. Он, кроме благочестия своего, известен и потому, что святитель Тихон, вследствие его слов о неоставлении Задонского монастыря, разодрал просьбу о своем перемещении в Новгородскую епархию п остался в Задонске. О. Аарон похоронен подле прежней большой церкви с южной стороны при входе. Никандр Алексеевич Бехтеев, сын Задонского помещика, генерал-адъютанта, с юности полюбил св. Тихона и навсегда решился жить при нем, а потому, вопреки желанию отца, оставил военную службу и, несмотря на разные препятствия со стороны родных, поступил в Задонский монастырь, где и подвизался под руководством св. Тихона. После долгих подвигов благочестия (с 1777 по 1816 г.) он скончался в 1816 году и погребен близ южных дверей прежней большой Владимирской церкви. Благочестивый Елецкий купец Косьма Игнатьевич Студеников пользовался особенною благосклонностью свят. Тихона. Во время посещения г. Ельца свят. Тихон останавливался в доме его (он был церковным старостой), через него Святитель нередко пересылал деньги для раздачи бедным и заключенным в тюрьме. Косьма был дружен со схимонахом Митрофаном. Старцы обители Задонской отзывались о нем, как «о муже богомудром» 23 . Читать далее Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков/[Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск : Введен. Оптина пустынь, 1994-./Август. - 1994. – II, 699, II с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом, преосвященный хотя отчасти добился наконец некоторого освобождения от житейских забот. Скоро он получил и вечный покой. В ночь на 24 марта 1724 года, в первой четверти четвертого часа, преосвященный Тихон скончался. Погребен в соборной церкви на левой стороне в углу. Незадолго до смерти синод возложил на преосвященного распоряжение о назначении священников и постройке церквей для калмыков, вышедших из ханских улусов и изъявивших желание креститься 111 . Погребение почившего митрополита совершено было Астраханским епископом Лаврентием (Горкою) 5 августа. 112 По завещанию, составленному в декабре 1722 года, преосвященный Тихон распределил очень точно все свое имущество: иконы, книги, рясы и разные мелочи домашнего обихода. Иконы он назначил по одной на память всем. Близким ему лицам: своему преемнику, настоятелям монастырей, священникам, светским властям, в том числе и губернатору Салтыкову и вице-губернатору Кудрявцеву. Свои панагии, кресты преосвященный завещал частью своему преемнику, часть в ризницу. Все остатки завещаны церквам и нищим. 113 По исполнении завещания„ остатков собралось на 300 рублей. 114 Эти остатки были опечатаны и сложены в архиерейском доме; хранились там. И в 1732 году. 115 Приемник преосвященному Тихону был назначен только 25июня 1725 года, – епископ Рязанский Сельвестр, ранее бывший митрополитом Нижегородским. 7. Аарон (Еропкин), епископ Карельский и Ладожский Преосвященный Аарон, в мире Афанасий Владимирович Еропкин , был сын московского стольника. Родственные связи соединяли его с фамилиями Головиных, князей Хованских, Мусиных-Пушкиных. Сначала он служил стряпчим, и, как дворянин, принимал участие в военных походах. После крымского похода 1687 года его жалованье определено было в 70 рублей денег и 1.000 четвертей хлеба. В 1688 году он поступил в Нилову-столобенскую пустынь, и через три года, 6 августа 1691 года был пострижен в монашество. Менее чем через год он вступил в отправление обязанностей казначея, а в 1699 году из казначеев назначен был строителем. В мае 1700 года новгородский митрополит Иов назначил его наместником крестного на острове Кие монастыря, в начале 1704 года Аарон был посвящен митрополитом Иовом, “по братскому челобитью“, во архимандрита Валдайского Иверского монастыря, и через четыре года перемещен в Новгородский Юрьев монастырь. В начале 1710 года Меньшиков рекомендовал митрополиту Иову назначить в Юрьев монастырь только что делавшегося тогда известным в Киеве Феофана Прокоповича , но Иов удержал Аарона на месте. Из настоятелей Юрьева монастыря он 24 января 1714 года, „ставленников ради“, в помощь Новгородскому митрополиту Иову, и хиротонисан был во епископа Карельского, с оставлением в его управлении Юрьева монастыря. Заботою об этом монастыре и вызвано было первое письмо преосвященного Аарона к Петру Великому, написанное в последние дни жизни митрополита Иова. Юрьев монастырь с трех сторон окружен водою, а с четвертой ему преграждали свободный выход земли чужих деревень.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Победа византийцев в Каппадокии Венгерский вождь Дьюла крестился в Константинополе. Победа византийцев над арабами. Взятие Хадаса в Каппадокии, взятие Самосаты. Попытка убийства Константина сыном. Болезнь Константина. 959.11 Смерть Константина VII Порфирогенета. Императором стал его сын Poмah II. Византийский полководец Никифор осадил столицу Крита Хандаку. Взятие  Хандаки . О. Крит опять отвоеван Византией. 963.04 Полководец Никифор дал клятву, что будет поддерживать малолетних сыновей Романа – Василия и Константина. 963.05.15 Смерть Романа II.  963.05 Войска провозгласили Никифора II Фоку императором 963.09.20 Брак Никифора II с императрицей Феофано. Осада и взятие Никиформ Тарса. О. Сицилия опять византийский. Разрыв между Византией и Болгарией после того, как Никифор отказался платить дань. Вторжение Никифора в Сиоию и осада Антиохии. 966–967 Посольство византийцев из Херсона в Киев к Святославу с предложением союза в борьбе с болгарами. Завоевание Византией Киликии, части Месопотамии и Северной Сирии. Подход Никифора к Антиохии.  Победа Византии в Италии над немцами Оттона I. Русские войска Святослава переправились через Дунай, разбили болгар и завладели городами и крепостями по Дунаю. Князь  Святослав  захватил столицу Болгарии Переслав, Филиппополь (Пловдив). Смерть правителя Болгарии Петра I. Новый царь Борис II был в это время заложником в Константинополе. Восстание в Западной Болгарии. Образование Западно-Болгарского царство со столицей в Сердике (София). Правителями стали братья Самуил, Аарон, Давид и Моисей. Взятие Антиохии войсками Византии. Заговор Феофано и Иоанна Цимисхия против Никифора. 969.12.11 Убийство Никифора II Фоки заговорщиками. Новый император Иоанн I Цимисхий. 969.12 По требованию константинопольского патриарха Полиевкта Иоанн наказал своих приверженцев, обвинив исключительно их в убийстве Никифора, и удалил от двора Феофано. Переговоры Иоанна с князем Святославом с предложением уйти из Болгарии. Разбитые Византией венгры (мадьяры) ушли с Балкан.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

1680 Mansi t. XII, col. 1081-B: et hic (в послании Адриана к Тарасию) quoque apud Graecos multa substacta sunt, quae tamen, sicut missa sunt, in archivo Romanae reperiuntur ecclesiae. 1682 Mansi. ibid. col. 1119 sqq. Как видно из заявления легатов, слушавших это послание на соборе, письмо Тарасия к Адриану было одинаково с ним по содержанию, ibid. col. 1127–1128-А. 1684 Ο ταπεινο κα τν τ ρημον παροικεν φιεμνων σχατοι, как называют они сами себя в послании к Тарасию. Mansi. t. XII, col. 1127–1128-С. 1685 Это показание о стеснениях противоречит показанию Феофана, который, по-видимому, хочет сказать, что сношения с восточными патриархами не могли представить затруднений, так как «перемирие с Аравитянами еще не кончилось» (Theoph. Cbron. р. 460–461). Единственное средство устранить это противоречие заключается в предположении, что легаты Тарасия отправились на Восток после августа 785 г., когда умер дружественный с империей халиф Моисей и место его занял сын Аарон, «который причинял великие притеснения христианам» (Theoph. Chron. р. 461, cnf S. Muralt. Essai Chronographie p. 378). Да вероятно и всегда арабы недоверчиво смотрели на сношения своих подданных христиан с христианами империи, придавая этим сношениям политический оттенок ( А.П. Лебедев : Из истории всел. соб. М. 1876, стр. 279). 1686 В описываемое время антиохийским патриархом был Феодорит, Александрийским – Политиан, иерусалимским – Илия. Hergenröter Photius В I, 5. 248, cnf Hefele а. а. О. S. 453, Anm. 2. 1687 Mansi t. XII, со1. 1127 sqq. Деян. всел. соб. в рус. пер. т. 7, стр. 98 и сл., cnf Theophanis Chron. р. 460. 1688 Любопытно, что эту слабую сторону дела Тарасия постарался обнажить именно православный Рим. Вот что писал об этом при одном случае Феодор Студит : «Рим не признал собора (787 г.) вселенским, а поместным, исправлявшим собственные погрешности здешних, утверждая, будто заседавшие не были представителями прочих патриархов, а Римские присланы были сюда по другой причине, не для собора, – посему, как говорят, по возвращении своем и были низложены пославшим их, хотя и оправдывались принуждением; – будто восточные были увлечены и убеждены здешними, а не посланы патриархами, которые ничего о том не знали…, а здешние делали это с тою целью, чтобы сильнее склонить еретичествующий народ к правоелавию уверением, что собор быль вселенский» Твор. Феодора Студита в рус. пер. т. 1, письмо 38, к Арсению, стр. 248. сн. Hergenrötor. а а. О. S. 248, Hefele а а. О. S. 453, Gfrörer а. а. О. S. 162. Schlosser, а. а. О. S. 281, и Παπαρρηγοπουλου ατ. σελ. 503.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Настало для Израиля время навсегда уйти от патриархального Богослужения, вернуться к Торе и возродить истинное левитское служение Ягве Богу. И произошло это через Самуила. Силом перестал быть затерянным селением, не очень-то нужным израильтянам, они ведь сами где хотели и кто хотел приносили жертвы Богу. Теперь Силом становится местом особой Феофании, истинных Богоявлений. И продолжал Ягве являться в Силоме после того, как открыл Себя Самуилу в Силоме чрез слово Ягве ( 1Цар. 3:21 ). Как видим, речь идет даже не о литургической реформе Самуила, а о Богоявлении через скинию Господню. Через Самуила восстанавливается истинное значение скинии и левитского священства и богослужения. Точнее следует сказать, что не Самуил восстанавливает истинное богослужение, а он подготавливает его. Само восстановление служения и крупнейшая литургическая реформа будет осуществлена помазанником Божиим Давидом [помазанник – мессия], жертвенник Ягве перейдет с ковчегом в Иерусалим, а сын его Соломон воздвигнет храм. Но то, что сделают Давид и Соломон, подготовлено Самуилом. Пророческое дыхание при Самуиле посетило Силом, в Силоме зазвучало слово Ягве. Вот в чем истинная природа настоящего богослужения и реформы Самуила – Давида – Соломона. Речь идет не о замене одного устава другим (одного типикона другим) – это дело довольно пустое, а о чем-то, происходящем в духе и истине. Так Самуил вернул израильтян земли Ханаанской к Синаю, к таинственному и истинному богообщению чрез истинное богослужение. Как Самуил подготовил царство в Израиле, так он же и подготовил Иерусалимский храм. Самуил не был потомственным священником, он был свободен от благочестия по наследству. Он вдохнул харизматическое благочестие, благочестие Синая в храмовое служение. Пришел Самуил – и дух Шекины, дух Декалога, дух пророческий ожил вновь в Израиле. Потому и воскликнул помазанный Самуилом псалмопевец: Моисей и Аарон между священниками И Самуил между призывающими имя Его ( Пс. 98:6–8 ). Итак, Самуил – начало пророков и предтеча Давида помазанника.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

148 G. D. Mansi, ibid. col. 1077–1078 sqq. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 77. 153 Johann Elieser Theodor Wiltsch. «Handbuch Der Kirchlichen Geographie Und Statistik» 2 Bänden. Berlin, Verlag von Hermann Schultze. 1846. Bd. 1, § 258. S. 403. 154 G. D. Mansi, t. XII, col. 1081–B: et hic (в послании Адриана к Тарасию) quoque apud Graecos multa substacta sunt, quae tamen, sicut missa sunt, in archivo Romanae reperiuntur ecclesiae. 155 G. D. Mansi, t. XII, col. 1125–1126–D. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 97. 156 G. D. Mansi, ibid. col. 1119 sqq. Как видно из заявления легатов, слушавших это послание на соборе, письмо Тарасия к Адриану было одинаково с ним по содержанию, ibid., col. 1127–1128–А. 158 Ο ταπεινο κα τν τ ρημον παροικεν φιεμνων σχατοι, как называют они сами себя в послании к Тарасию. G. D. Mansi, t. XII, col. 1127–1128–С. 159 Это показание о стеснениях противоречит показанию Феофана который, по видимому, хочет сказать, что сношения с восточными патриархами не могли представить затруднений, так как „перемирие с Аравитянами еще не кончилось“ («Theophanis Chronographia» v. 1, р. 460–461). Единственное средство устранить это противоречие заключается в предположении, что легаты Тарасия отправились на Восток после августа 785 г., когда умер дружественный с империей халиф Моисей и место его занял сын Аарон, „который причинял великие притеснения христианам“ («Theophanis Chronographia» v. 1, р. 461, cnf. Edouard de Muralt. «Essai de chronographie Byzantine de 395 à 1057». St.-Petersbourg, 1855, p. 378). Да вероятно и всегда арабы недоверчиво смотрели на сношения своих подданных христиан с христианами империи, придавая этим сношениям политический оттенок ( А. П. Лебедев . «Из истории вселенских соборов». Москва, 1876 г., стр. 279). 160 В описываемое время Антиохийским патриархом был Феодорит, Александрийским– Политиан, Иерусалимским – Илия. Joseph Hergenröther. «Photius Patriarch von Constantinopel sein Leben, seine Schriften und das griechische Schisma» 3 Bänden. Ratisbon, 1867–1869. Bd. I, 5. 248, cnf. Karl Joseph von Hefele, a. a. O. S. 453, Anm. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

А он Логинка из того монастыря пошел к Москве же в 27-м числе после патриарха, ночевал в Черневе и слышал от крестьян, что патриарх Никон с Москвы проехал мимо Чернева с архимандритом в Воскресенский монастырь. Декабря в 25 день приезжали в Воскресенский монастырь с Москвы подьячие да поддьякон, да с ними и иные, а кто именно и сколько их было, того он не знает, и в монастыре жили три дня, а из Воскресенского монастыря к Москве поехали декабря же в 26-м числе часа за полтора до ночи 167 . Посмотрим, что делалось теперь в Москве. В то время, как окольничий производил в Черневе расследование о патриархе, Никон приехал в Москву и остановился на Воскресенском подворье. Оттуда он послал старца Филофея к царскому духовнику, чтобы доложить государю о своем приезде. Лукиан доложил царю. С гневом принял Алексей Михайлович такую неожиданную весть и отвечал: «Патриарху не видать очей моих до приезда вселенских патриархов» 168 . Обо всем этом протопоп Лукиан известил Никона письмом 169 . Никон в тот же день оставил Москву и возвратился в свой Воскресенский монастырь. С какого же повода Никон приезжал в Москву? От него было только послано письмо к царю, которое 24 декабря Аарон подал протопопу Лукиану; оно изложено выше и в нем Никон ни слова не говорит, что он желает приехать в Москву для славленья у государя; а 27 декабря Аарон, хотя и подавал письмо царскому духовнику, но оно было к царице. Приезд Никона в Москву не мог пройти бесследно; вся вина пала на Аарона, который, подавая письма духовнику, в оба раза заявлял словесно о желании патриарха приехать в Москву: 24 декабря Аарон сказал протопопу Лукиану, что патриарх хотел быть к великому государю Христа славить, а через три дня, 27 числа, Аарон сказал духовнику, что патриарх приехал в Чернево, доложи государю, где царское величество велит очи свои видеть 170 . Вопрос заключается в том – что заявлял Аарон духовнику, исходило ли оно от Никона, или, от чрезмерного усердия к патриарху, словесные заявления протопопу Лукиану Аарон прибавлял от себя? Аарон, приехав в Москву, послал от себя с Воскресенского подворья письмо к Никону с конюхом Федькой, который приехал из Москвы в Воскресенский монастырь ночью в 4-м часу на 27-е декабря, и той же ночи в 5-м часу отдано было на конюшенном дворе приказание заложить властелинские сани, в которых и поехал патриарх к Москве 171 . В Москве был поднять вопрос – кто передает Никону вести о том, что там делается? Кто бы мог так скоро дать знать ему о царском повелении созвать собор и о посылке Мелетия к патриархам? Обратились к старцу Аарону, который был арестован и впоследствии заключен в Соловецкий монастырь, и потребовали у него объяснение – с кем Никон находился в переписке; к кому Аарон еще отвозил письма от Никона?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

С пастырской точки зрения он вполне понятен и плодотворен. И в определённой мере решает гомилетическую проблему. 71 Но с точки зрения экзегезы дело обстоит иначе. Поэтому следует определиться с тем, какое именно идолослужение запрещает вторая заповедь Декалога ( Исх. 20:4–6 ) и почему. Когда Господь говорил с Моисеем на горе Синай, люди, смущённые его долгим отсутствием, 72 испытывали растерянность и страх, которые наводили на мысль, что Моисей уже не спустится с горы никогда. Тогда они приступили к Аарону и потребовали, чтобы он сделал им того Бога, который незримо шёл перед ними по пустыне. И Аарон уступил. Собрав по стану золотые украшения, он отлил из них тельца ( Исх. 31:18 32:4). Народ восторженно кричал: «Вот божество твоё, Израиль! Вот кто вывел тебя из Египта!» Аарон же, увидев это, поставил перед тельцом жертвенник и объявил всем: «Завтра – праздник, Господу посвященный!» ( Исх. 32:4–5 , ББИ) Выполняя требование народа, Аарон вряд ли хотел присвоить себе единоличную власть отсутствующего Моисея ( Исх. 24:14 ) и уж тем более не хотел отвратить народ от Бога, которого тот совсем недавно обрёл. Быть может, как многие современные священники и проповедники, Аарон поддался искушению навести мосты между Богом и людьми. Но Бог признаёт только те мосты, которые строит Он Сам – об этом Аарон мог и не знать. Ведь в то время, когда он отливал тельца, Бог как раз объяснял Моисею какого рода мост следует возвести между Ним и Его народом. Поэтому Бог испепеляет зыбкие рукотворные мостки, порождённые ограниченным воображением Аарона, который, впрочем, действует вполне в парадигме своего времени. Но это всего лишь гипотеза. Возможно, что наоборот, Аарон всячески старался воспрепятствовать желанию народа. Так, по мнению прп. Ефрема Сирина и блж. Феодорита, приказание Аарона собрать золотые серьги из ушей жён ( Исх. 32:2 ) было связано с надеждой, что те, жалея свои драгоценности, отговорят мужей от идеи отливки тельца. 73 Когда же это не возымело действия, то словами «завтра праздник Господу» ( Исх. 32:5 ) Аарон постарался хотя бы исправить общенародный взгляд на золотого тельца, 74 подчёркивая, что это не очередной идол, какие во множестве существуют у других народов, а изваяние, изображающее именно невидимого Единого Бога 75 о котором говорит Первая заповедь ( Исх. 20:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istorik...

725 . Феофан Затворник , св. Заметки о духовной жизни//ДС 1900. 4. 114–115. 726 . Феофан Затворник , св. Об осьми главных страстях святого отца нашего Иоанна Дамаскина //ДС 1900. 12. 359–362. 727 . [ Феофан Затворник , св.] Три письма преосв. Феофана Затворника к К Н. Б. Сообщил Высоцкий Н. Г.//БВ 1900. 2:8. 572–578. 728 . Феофан (Говоров), еп. Небесный над нами покров святых. Слова епископа Феофана. М. 1900. 126. 729 . Феофан Затворник , св. На высоте истинной и чистой христианской нравственности. 3 М. 1901. 39. 730 . Феофан Затворник , св. Душеполезное слово о добродетелях и страстях душевных и телесных//ДС 1903. 2. 38–42. 731 . Феофан Затворник , св. В дни говения//Афонский листок. 1904. 50. 1–4. 732 . Феофан Затворник , св. Как жить? Мудрые советы святителя Феофана, Вышенского затворника. М. 1904. 50. 2 М. 1906. 48. 3 М. 1909. 48. 4 М. 1912. 48. 733 . [ Феофан Затворник , св.] Ответы епископа Феофана, затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока о молитве. М. 1904. 47. 2 М. 1910. 40. 734 . Феофан Затворник , св. Страсти – ад для души//Афонский листок. 1904. 109. 1–4. 735 . Феофан Затворник , св. Письма к схимонаху Агапию Валаамскому//Полтавские епарх. ведомости. 1905. 4. 151–154; 5. 187–190; 6. 248–255; 7. 203–208. же: Девять неизданных писем//Символ. 1985. 13. 177–193. 736 . Феофан Затворник , св. Достойно причащающийся соединяется со Христом//ДС 1906. 2.41–43. 737 . Феофан Затворник , св. В день сошествия Святого Духа (Слово)//ДС 1907. 6. 172–177. 738 . Феофан Затворник , св. Значение храма Божия//Афонский листок. 1907. 59. 1–4. 739 . Феофан Затворник , св. Трудись во спасение, но Царствие себе не присваивай//Афонский листок. 1907. 73. 1–4. 740 . Феофан Затворник , св. Духовное состояние преуспевших//Русский инок. 1911. 7. 13–14. 741 . Феофан Затворник , св. Четыре неизданных письма, хранящихся в одной из Афонских обителей/Публ. Мосина А. М.//Символ. 1985. 13. 194–203. 742 . Феофан Затворник , св. Взыщите Господа: Из писем святителя Феофана Затворника . Загорск 1990. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Киприан (Керн) , архим. Антропология св. Григория Паламы . М.: Паломник, 1996. 6 . Петр (Алексенко), иерод. О соотношении категорий дух и личность в антропологии святителя Феофана Затворника (на материале толкований св. апостола Павла)//Феофановские Чтения. Рязань, 2019. Вып. 12. 7 . Платон (Игумнов) , архим. Православное нравственное богословие. СТСЛ, 1994. 8 . Феодорит Кирский , блж. Толкование на Послание к Ефесянам//Творения блаженного Феодорита , епископа Киррского/общ. ред. проф. А.И. Сидорова . М.: Паломник, 2003. 9 . Феофан (Говоров), свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры. 2010. 10 . Феофан (Говоров), свт. Начертание христианского нравоучения. Т. 1, 2. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. 11 . Феофан Затворник , свт. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений/сост. Игум. Феофан (Крюков). Изд. 2-е. М.: «Даниловский благовестник», 2009. 12 . Феофан (Говоров), свт. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М., 2008. 13 . Феофан (Говоров), свт. Собрание писем. Выпуск II. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994. 14 . Феофан (Говоров), свт. Собрание писем. Из неопубликованного. М., 2001. С. 234–235//Цит. по: Феофан Затворник , свт. Православие и наука/сост. игум. Феофан (Крюков). М., 2009. 15 . Феофан Затворник , свт. Толкование первого послания святого апостола Павла к Коринфянам. М.: Правило веры, 2006. 16 . Феофан Затворник , свт. Толкование первого послания святого апостола Павла к Солунянам. М.: Правило веры, 2005. 17 . Феофан Затворник , свт. Толкование первого послания святого апостола Павла к Тимофею. М.: Правило веры, 2005. 18 . Феофан Затворник , свт. Толкование послания святого апостола Павла к Галатам. М.: Правило веры, 2004. 19. Феофан Затворник , свт. Толкование послания святого апостола Павла к Ефесянам. М.: Правило веры, 2004. 20 . Феофан Затворник , свт. Толкование послания святого апостола Павла к Колосянам. М.: Правило веры, 2004. 21 . Феофан Затворник , свт. Толкование послания святого апостола Павла к Римлянам (главы 1–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010