В другой раз Господь Иисус играл с мальчиками; все мальчики проводили воду из ручья, и делали маленькие лужицы, на подобие пруда. Господь Иисус сделал 12 воробьев и расположил их по три на каждой стороне своего пруда. Дело было в субботу. Сын книжника Анны (раздраженный нарушением субботы), увидев, что они сделали это, сказал: ведь, вы сделали фигуры из глины в субботу и тотчас же разрушил труды их. И вот, Господь Иисус ударил руками своими над воробьями, которых он сделал, и те с плачем полетели. Наконец сын Анны подошел к пруду Иисуса, чтобы разрушить его, и потекла из него вода. Тогда Господь Иисус сказал ему: как исчезла эта вода, так пусть исчезнет твоя жизнь. 412 Это же сказание с небольшими изменениями встречается в греческом апокрифе Евангелия Фомы. Таким образом, и Коран и мусульманское предание начинает обзор чудес Иисуса со слов апокрифов. Древние полемисты с исламом указывали на это, как на вернейшее доказательство отступлений Мухаммеда от Евангельского учения. От крестившегося сарацина требовалось произнесение такой формулы: ναθεματιζω τν το Μωμευ φλυαραν τν γγουσαν, δτι Κριος χα Θες Ιησος πο Μαρας τς δελφς το Μωυσως χαι Ααρν γεννυη νευ σπορς χ το λγου το Θεο χαι το πνεματος, χα τι νπις ν πετειν χ πηλο επλαστοργει χα μφυσν ποει αυτ ζα. 413 414 Чудеса Иисуса со слепым и прокаженным, переданные толковниками, а также воскрешения мертвых, казалось бы, сходятся с повествованиями канонических евангелистов. Так об исцелении слепых повествует св. евангелист Матфей 11:27–34; 20:29–34; Марк 8:22–26; 10:46–52 ; Лука 18:35–34 и Иоанн 9:1–41. Исцеление прокаженного описано у всех синоптиков Мф. 8:1–4 ; Мк. 1:40–44 ; Лк. 5:12–14; 17:12–19 ). Если сюда относить также повествования об исцелении Иисусом Христом вообще неизлечимо больных, расслабленных и т.п., то мусульманские сказания должны бы соответствовать также повествованиям Ев. ; ; ; Ин. 6:15–21 . Но этих повествований так много, и они так разнообразны, что наперед можно отрицать их сходство с мусульманскими неясными рассказами, бедными фактической стороной. С последними можно сопоставить только такие общие выражения евангелистов, как например, следующее: и ходил Иисус по всей Галилее уча в синагогах их, и проповедуя Евангелие царствия, и исцеляя всякую болезнь и немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей Сирии, и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями, и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество 415 народа из Галилеи, и десятиградия, Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана ( Мф. 4:23–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В контексте подобных взглядов органично смотрится утверждение, согласно которому, «когда скончается праведный муж, не погибнет надежда, но [только] похвальба нечестивых погибает» ( Притч 11:7 ) 1145 . Греческий перевод книги Притчей Соломоновых содержит ряд подобных утверждений, которые выстраиваются в определенную систему. I. Праведник спасается от смерти. Фраза из послания апостола Петра: «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» ( 1Пет 4:8 ) – представляет собой цитату из Септуагинты: ε μν δκαιος μλις σζεται, σεβς κα μαρτωλς πο φανεται; ( Притч 11:31 ). МТ в этом стихе читает: праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и Таким образом, в греческой версии смещен акцент в сторону «спасения», а не «воздаяния» 1146 . То, что это «спасение» может пониматься только в эсхатологической перспективе, представляется очевидным: слова «едва спасается» не соответствуют какой-либо стандартной жизненной ситуации, но указывают на крайность нужды в спасении. II. Праведник спасается с помощью мудрости: ν γρ ερς, σται καλ τελευτ σου, κα λπς σε οκ γκαταλεψει ты обретешь ее, будет добра кончина твоя, и надежда тебя не ( Притч 24:14 ) 1147 . Вероятно, именно трудностью обретения мудрости обусловлена нелегкость избавления от смерти, о чем говорилось в предыдущем пункте. У Екклесиаста мудрости усваивается животворящая функция ( Екк 7:11–12 ) 1148 . Это связано с тем, что мудрость есть собственное свойство Бога; для человека же она не отделенная от прочих сил души рациональная способность, а прикосновенность или присоединенность к Богу как источнику жизни через познание тайны Его замысла о человеке. III. Праведник спасается и от своего собственного греха: «Умирая, праведник оставил сожаление (μετμελος), а погибель нечестивых близка и вызывает смех» ( Притч 11:3 ). Первая часть фразы, своеобразие которой объясняется соответствующим пониманием еврейского текста 1149 , объективно служит переходом от проблематики книги Иова, где смерть рассматривается как избавление от страданий ( Иов 3 ), к утверждению в книге Премудрости Соломона, согласно которому праведник «восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его» ( Прем 4:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Временной ряд в нашем Синодальном переводе — χρνος [хрóнос], словно ниточка, на которую нанизаны «бусинки» — καιρς [кэрóс], благоприятные моменты, когда человек может действовать с помощью Божьей. Но конкретных дат знать ему не нужно. По всей Вселенной — κα ως σχτου τς γς «Но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1:8). В греческом языке есть несколько слов, которые можно перевести как «сила». Например, σχς [исхис] — «власть», «реально присутствующая сила». А здесь Лука использует слово δναμις [динамис] — «потенциальная сила». Она может раскрываться или не раскрываться. Или даже может быть утаена. Благодаря ей апостолы смогут проявляться творчески — иногда задействовать ее, а иногда скрывать. Сила, полученная в результате сошествия на них Духа Святого, — πρχομαι [эпэрхомэ]. Он сойдет, и апостолы станут свидетелями — μρτυς [мáртис]. Так в ранней Церкви называли мучеников. Но в греческой литературе μρτυς [мáртис] — прежде всего ответственный свидетель, человек, который свидетельствует на суде. И да, он может пострадать за свое свидетельство. Апостолы будут свидетельствовать о Христе. Сначала в столь неприятном для них Иерусалиме, потом во всей Иудее и даже Самарии, куда Господь им запрещал направляться ранее. И наконец κα ως σχτου τς γς [кэ эóс эсхáту тис гис] — «и даже до краев Земли», до последних мест Земли — то есть по всей вселенной. И опять πολαμβνω «Сказав это, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян 1:9). В греческом тексте мы опять встречаем глагол в пассивном залоге παρω [эпэро]. И переводим: «Он был поднят». И опять слово πολαμβνω [иполамвáно]: λαμβνω [ламвáно] — «хватать», πο- [ипо-] — «под». Получается: «Облако подхватило Его из их глаз». «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде» (Деян 1:10). Использовано слово τενζω [атэнизо]. Переводится как «впериться взглядом, пристально смотреть». И глагол πορεομαι [порэвомэ] — «идти, двигаться». Они смотрели, как Он двигался.

http://blog.predanie.ru/article/doroga-n...

говорит, что Он был услышан Богом? Нет, если бы Христос молился только об этом, то Его мольба не только осталась бы неуслышанной, но оказалась бы в противоречии со всеми Его прежними доказательствами необходимости этой смерти, тем более, что Христу было хорошо известно, что Он воскреснет в третий день. Христу, собственно, тяжело было выпить сосуд страданий, которые были Ему предназначены, ибо эти страдания состояли не только в том, что он был предан на мучения в руки грешников, – это было бы не так ужасно, потому что Христос, конечно, не был слабее многих мучеников, с радостью принимавших мучения за веру. Нет, Христу предстояло взять на Себя ответственность за грехи всего человечества и предать Свою душу в искупление за грехи целого мира, а это заставляло его вступить в борьбу с диаволом, князем этого мира. Вот эта борьба и страшила Его человеческую природу, и заставляла его обращаться к Богу Отцу с тревожными воплями о том, чтобы Отец Ему помог в этой борьбе и не оставил Его душу во власти смерти и диавола. И такая молитва была услышана Богом. После душевной борьбы в Гефсимании Христос спокойно пошел на смерть, и, если еще раз немощь плоти заявила о себе на кресте в крике: «Боже, Боже, для чего ты Меня оставил», то все-таки он вскоре с радостным воплем мог предать душу Свою в руки Бога. Далее, апостол говорит, что Христос был услышан за Свое благоговение (πο τς ελαβεας). Это значит, что, прежде упомянутые, моления Христа были вызваны Его благоговением, были внешним доказательством его (ст.7). Этими Гефсиманскими страданиями Иисус, как человек, научился послушанию (ες πακον), т. е. молитва , принесенная Им, как жертва Богу Отцу, была принята, и Христос покорно сумел принять смерть. Подобно тому, как Ветхозаветный первосвященник мог приносить жертву за народ только после того, как принес жертву за себя самого, так и Христос принес жертву за все человечество только после того, как молениями и слезами засвидетельствовал о собственной слабости, от уз которой и был после сих молитв освобожден.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

Д. Мак-Фейден указывает: «Количество жертв не может быть определено; довольно много аристократов потеряло жизнь или имущество... То, что гонение не ограничилось нобилитетом, но распространилось также и на простонародье, рабов и отпущенников, которые составляли основную массу христианской общины, можно считать установленным» 350 . Единственная возможность если не установить истину, то хотя бы приблизиться к ней заключается в том, чтобы вновь обратиться к тем самым источникам, которые заставляют исследователей приходить к взаимоисключающим выводам. Для начала возьмём те, где прямо говорится о мученичестве христиан. Допустим, Откровение Иоанна действительно было создано Апостолом в ссылке на Патмосе в конце правления Домициана, как на это под 94 годом по Р.Х. указывает в «Хронике» Евсевий, ссылаясь на Иринея: «...et sub ео (sc. Domitiano) apostolus Iohannes in Patmum insulam relegatus apocalypsin vidit, quam [h] Irenaeus interpretatur» (Euseb. Chron. 274 F. Cp.: id.: HE. III. 18.1). В Апокалипсисе указан один мученик, умерщвлённый в Пергаме, центре римской провинции Азия. Христос устами автора Откровения говорит: И Ангелу Пергамской церкви напиши: ...знаю твои дела, и что ты живешь там., где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живёт сатана, умерщвлён верный свидетель Мой Антипа (Κα τ γγλ τς ν Пεργμ κκλησας γρψον οδα τ ργα σου κα πο κατοικες που θρνος το σαταν κα κρατες τ νομ Μου, κα οκ ρνσω τν πστιν Μου κα ν τας μραις ας ντπας μρτυς Μου πιστς, ς πεκτνθη παρ μν, που σατανς κατοικε) ( Откр.2:12–13 ). Из текста и, в частности, из употреблённой в нём там, где речь идёт об убийстве Антипы, пассивной формы аориста глагола ποκτενω не ясно, кто был виновником убийства, идёт ли речь о самосуде традиционно враждебной христианам толпы или же о казни по приговору римского наместника. Судя по тому, что критическая для христиан обстановка существовала не один день (ν τας μραις), первое представляется более вероятным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Другой смысл имеет текст LXX: ν δ μ λυτρται τν γρν, κα ποδται τν γρν νϑρπ τρ, οκτι μ λυτρσηται ατν. Πο этому чтению продажа предполагается со стороны посвятившего, 132 на что ясно указывает активная форма двух глаголов с одним подлежащим. 133 Такое чтение и понимание с удобством объясняет важные последствия продажи без выкупа. Если продавцом здесь является сам посвятивший, т.е. отказавшийся на время от всех прав на посвященное, и если он продает посвященное как свою собственность, не имея на то, без выкупа, никакого права, то продажа в данном случае составляет преступление, похищение у святыни принадлежащего ей, святотатство. С этой точки зрения понятно и лишение посвятившего права выкупа и юбилейного права возвращения владения. Только тяжестью преступления можно объяснить тяжелое лишение посвятившего тех прав, которые составляют сущность Моисеева · законодательства относительно недвижимой собственности. А насколько закон, допустивший в рассмотренном случае исключение, ценит принцип неотчуждаемости недвижимого владения, показывает следующее узаконение, которым определяется образ посвящения святыне не своей родовой, а купленной собственности: “Если кто посвятит Господу поле купленное, которое не из полей его владения; то священник должен рассчитать ему количество оценки до юбилейного года, и должен он отдать по расчету в тот же день, как святыню Господню. Поле же в юбилейный год перейдет опять к тому, у кого куплено, кому принадлежит владение той земли“ ( Лев.27:22–24 ). По этому узаконению, желавший посвятить поле, купленное им у “обедневшего брата“, не имел права передать святыне самое поле, а только ценность его по священнической оценке; самое же поле должно было оставаться у него, чтобы в юбилейный год перейти к прежнему владельцу. Сумма, приходившаяся по оценке, передавалась “в тот же день“, т.е. в день посвящения. Рассмотренными постановлениями исчерпывается содержание Моисеевых законов о недвижимой собственности, 134 составляющей главный источник экономического благосостояния в жизни народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

Духа. Вникая в этот последний, мы, не ослабляя силы выражения, найдем, что действие Духа Божия на Иисуса Христа не могло быть насильственным, не могло потемнить в Нем сознание, подавить свободу и разум и нарушить законы Его человеческой жизни. Действие Духа Божия на Христа Иисуса совершалось не помимо Его сознания и свободы. В то время, как Дух Божий сходил на Иисуса, и глас с небес свидетельствовал: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, так что действие Духа Божия совпадало с действием во Христе Его богосыновнего самосознания. Поэтому Ориген глубоко прав, когда выясняя необходимость участия Св. Духа в удалении Иисуса Христа в пустыню, ссылается на Римл. 8:14 : все водимые Духом Божиим, суть сыны Божии, и добавляет: ipse antem supra omnes proprie Filius Dei erat. – Отношение Св. Духа к свободной воле Христа Иисуса можно пояснить более близкою нам аналогиею из жизни св. ап. Павла, который в беседе с ефесскими пресвитерами говорил о себе: вот я, по влечению Духа (точнее – связанный или окованный Духом – δεδεμνος τω πνεματι), иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною. Только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут Меня ( Деян. 20:22–23 ). Что такое связан Духом? – спрашивает митр. М. Филарет. – Неужели подлинно Дух влечет в Иерусалим на страдания, как узника в темницу? – Нет. Ибо, когда люди, преданные апостолу, просили, чтобы он не ходил в Иерусалим, он отвечал: я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. Апостол был свободный невольник. Как Павел был связан и веден Духом, так и Иисус возведен был Духом в пустыню по крещении 69 . Тем более нельзя понимать действие Духа Святого на Иисуса Христа, как насильственное, что Иисус Христос отведен был в пустыню с заранее определенною целью – πειρασδναι 70 πο το διαβλου. В связи с этою заранее определенною целью, нужно понимать и ευθς εκβλλει. Необходимость некоторых 71 искушений обусловливается полнотою даров Св. Духа, сообщаемых человеку, – стоит в зависимости от обилия благодати, даруемой ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Единственный канонический ответственный фактор, который должен приступить к исправлению богослужебной и церковной жизни, а именно – календарный вопрос, строгое и точное богослужение, просветительская и благотворительная деятельность, это св. Синод Болгарской Православной Церкви. Но он раздираем внутренними группировками, которые руководствуются менее всего интересами Церкви, парализуют деятельность Синода и вовсе не хотят заниматься исправлением церковной жизни. Существенно и масонское влияние в Синоде. Архиереи-масоны не скрывают свою причастность к масонству. При таком положении вещей рядовым болгарским православным христианам – верным чадам св. Болгарской Православной Церкви, приходиться уповать только на Бога и на Его слова, что «врата адовы не одолеют Церковь » ( Мф. 16:18 ). Правда, есть еще и другое определение Божие, которое прямо адресовано Болгарской Православной Церкви, Сардийской – Сердикийской – Софийской Церкви, а именно Откр. 3:1–5 , как характеристика ее бездуховного состояния и что из этого следует произойти – «И Ангелу Сардийской Церкви напиши: ... знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны перед Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя как тать, и ты не узнаешь в который час найду на тебя.» После падения режима Т. Живкова с власти и с воцарением демократии, Христофор Сыббев два года обливал Патриарха Максима и св. Синод грязью, когда, наконец, он приглянулся масонам как подходящая фигура для проведения их замыслов против Болгарской Православной Церкви. Πο инерции с коммунистических времен Патриарх Максим и св. Синод заняли выжидательную позицию к политическим событиям и старались придерживаться нейтралитета по отношению к политическим силам, что послужило поводом для обвинения их в бездеятельности и пособничестве коммунистам. Основательно запуганные коммунистической Госбезопасностью, Патриарх Максим и св. Синод не взяли инициативу в свои руки, когда сбитый с толку народ обратился к Церкви, ожидая слова напутствия, поддержки и утешения. Церковь не замяла свое надлежащее ей место в общественной жизни страны как руководящая национальная духовная сила. Хотя, с другой стороны, если бы Церковь активно вмешалась в общественную жизнь, это было бы вредным для народа и духовной атмосферы в Болгарии, так как тогда св. Синод находился всецело в руках экуменических деятелей, и они вместо хлеба дали бы народу ядовитую змею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Живо расположенные к мученичеству дозвольте говорить в вашей душе Духу вашего Отца, к тем говорящего, которые за веру предаваемы бывают ( Мф. Х, 20 ). Видя, что ненавидят вас, презирают и считают за нечестивцев, положите себе на душу изречение: Потому вас мир и ненавидит, что вы не от мира сего; потому что если бы вы были от мира сего, то мир свое любил бы ( Uoah. XV, 18, 19 ). Начиная с того времени как сделались вы верными, вынесши за Христа много злоречия, перенесши много опасностей, пребудьте в вашем терпении до конца, ибо претерпевший до конца блажен будет ( Mф. X, 22; XXIV, 13 ). Знайте, что вы радоваться должны, если теперь по необходимости малую от различных искушений скорбь потерпите, дабы доказательство вами вашей веры к похвале, славе и чести при явлении Иисуса Христа найдено было во много раз драгоценнейшим, нежели преходящее и огнем испытываемое золото ( 1Nemp. I, 6, 7 ). «Скорбь терпеть» ( λυπ ηθ ν τ ε ς) должны вы считать за выражение равнозначущее с «печаль переносить» (т. е, в мученичестве) πο ν σα ν τ ες , что открывается и из следующего места: В печалях ν λ π α ις будешь ты детей рождать ( Быm. III, 16 ). Потому что не в скорбном настроении рождает жена 49 ), а в печали ν π νψ. – Не любите мира, говорится, ни того, что в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей, ибо все, что в мире, пожелание плоти, пожелание очес и тщеславие житейское, не есть от Отца, а от мира сего; а мир преходит вместе с пожеланиями его ( 1Uoah. II, 15–17 ). Посему не питайте любви к преходящему, а творите волю Божию ( 1Uoah. II, 17 ) и чрез сие соделывайте себя того достойными, чтобы вам вместе с Сыном быть едино со Отцом и Святым Духом, по молитве Спасителя, говорившего: Да будут и они в Нас едино, подобно тому как Я и Ты едино (Иоан. XVII, 21, 22). – Да много ли дней и выгадает тот, кто любит мир и то, что в мире ( 1Uoah. II, 15 ), кто душе своей повредит или потеряет ее ( Mф. XVI, 26 ; Лk. IX, 25 ), и совесть с собой будет носить, преступлением отречения боле обремененную, чем тяжелою ношею? – О том вспомним, как часто каждый из нас подвергался опасности умереть обыкновенною смертию. На тот конец, может быть, жизнь эта нам, и сохранена, чтобы дать нам возможность креститься собственною нашею кровию, очиститься от всех грехов, и потом занять место подле небесного жертвенника вместе с нашими соратниками ( Anok. VI, 9 ). §40

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/uveshan...

И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет»:     Феофилакт Болгарский на Лк. 18:1—8.     Феофилакт Болгарский на Мф. 9:20—22.     Феофилакт Болгарский на Мк. 5:30—34.     Феофилакт Болгарский на Мф. 9:20—22.    Мф. 26:6—7: «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову»:    Читая эти слова, написанные Христовым архиереем, вспомним и молитву, читаемую при облачении в епитрахиль: Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священницы Своя, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежди его, — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его (Пс. 132:2).     Феофилакт Болгарский на Ин.1:29.     Феофилакт Болгарский на Ин.1:29.     Феофилакт Болгарский на Ин.1:35—37.    Вопрошание и ответ на него в последовании Таинства Крещения.    «Воскресение Христово видевше» на бдении воскресном.     Феофилакт Болгарский на Ин. 1:29.    По Вейсману, ποκωρω — отступать, уходить (приставка πο — означает некоторую отдаленность); по-латыни приставка dis — означает движение вниз. Речь, таким образом, идет о том, что беззаконники должны сойти далеко вниз с тех высот, на коих пребывает Христос.    По Вейсману, первое значение глагола — «подводить (под ярмо)», второе — «подчинять, приводить (под власть)», третье — «вести в суд, привлекать к суду, обвинять». Речь по-гречески идет, таким образом, в том числе и об установлении власти над сатаною и суде над ним. По-латыни всё проще: vadeo означает «идти в каком-то направлении».     Νμος — закон; (отрицательная частица) νμος ­ отсутствие закона, отрицание закона.    В молитвах на сон грядущим молитва 8-я.     Феофилакт Болгарский на Ин. 1:29.    Пс. 118:176: «Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл»:    Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 452 (на Пс. 118:176, с отсылкой на Златоуста и Афанасия).    Величание святым первоверховным апостолам Петру и Павлу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010