104 (по преж. кат. 718) Феофилакта Болгарского толкование на послание к Римлянам и первое послание к Коринфянам , в 4 д. Малороссийским почерком, XVII в. 159 л. Перевод новый. Список перебелён рукою Епифания Славинецкого. Вероятно и перевод принадлежит ему же. В этой догадке ещё более утверждают буквальность перевода и язык. Для примера покажем, как переводчик передаёт текст Апостольский. Рим. 1:20 л. 7 об. незрна бо тог, тварми умема ( νοομενα) назираю т с ; 3, 25. л. 20. егоже преложи ( προθετο) Бгъ умилостивило ( λαστριον); 6:5. л. 29. аще бо быхо смерти тог ( ε σμφυτοι γεγναμεν); 8:36. л. 46 об. овцы колитвы (заколания); 9:22. л. 51 об. хоти Бгъ вказати (явити) гнвъ и узнателствити можное сво ( γνωρσαι τ δυνατν ατο; γνωρζειν переводится всегда так, ст. 23 и др.); 12:6. л. 64. по въ з ю (!) вры (по мере, κατ τν ναλογαν); 1Кор. 1:20 . л. 90. где писмникъ ( γραμματες); 4:11. л. 102 об. и ланитствес и нестотелстве (ныне: и страждем и скитаемся, κα κολαφιζμεθα κα στατομεν); 13. л. 103. аки чищины быхо (отреби, – περικαθρματα); 9:9. л. 123. не заброздиши (обротиши) вола млотща, 19., л. 125. да многшы въ з мшел ю, ст. 20–22. примшелю (приобрящу); 27. л. 127. потомлю тло мое и рабовожд (умерщвляю и порабощаю.). Δναμις обыкновенно переводится мощь (12:10. иному же вдйства мощей), παρπτωμα – препадение, διαταγ – разчинение, διατσσω – разчиняю, σταυρωμνος – укрествованный. Перевод прерывается на 15:17. первого послания к Коринфянам. Судя по переносному слову, поставленному в конце последней страницы, имеем право думать, что перевод, по крайней мере, сего послания был доведён до конца. По замечаниям на полях рук. видно, что переводчик имел у себя Греч. текст толкования Феофилакта, изданный Лиидзелем в Лондоне в 1636 г. Потому что в этих замечаниях представляется перевод вариантов, или разных чтений, найденных издателем в рукописях. Как и в этом издании, по страницам означаются главы посланий, показываются стихи глав; с указанием глав и стихов приводятся и цитаты из других книг Св. Писания, чего тогда ещё не было в Слав. издании Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото darkday/www.flickr.com Грех: несправедливость, обида 3 мин., 21.04.2016 Как мы уже не раз писали, в Новом Завете для обозначения понятия греха использовалось шесть слов. Каждое из них позволяет взглянуть на грех немного иначе, понять его глубже и объемнее. Пять из этих слов мы в нашем Толковом словаре уже разобрали. Вот они: μαρτα (hamartia) – промах, непопадание в цель τ παρπτωμα (paraptma) – падение παρακο (parako) – непослушание, неправильный слух  παρβασις (parabasis) – преступление νομα (anomia) – беззаконие Сейчас же мы хотим разобрать последнее слово из этого любопытного словесного ряда. Это слово δικα (adikia). С древнегреческого оно переводится как «несправедливость», «обида», «неправда». По смыслу оно противостоит (поскольку частица здесь означает отрицание) следующим словам: во-первых, прилагательному δκαιος (dikaos) – «честный», «справедливый», «законный», «праведный», которым в Новом Завете обозначали праведников. Во-вторых, оно также противостоит очень значимому в древнегреческом языке слову δκη (dik) – «обычай», «право», «справедливость», «судебное решение», «приговор». Также здесь обязательно надо упомянуть слово δκαιοσνη (dikaiosyn) – «справедливость», «законность», «правосудие», «праведность». Обозначение греха словом адикия в Новом Завете иногда имеет оттенок отсутствия праведности и переводится как «нечестие» и «неправда» (Рим. 1.18, 19). Но здесь бы я обратил внимание на то, что одно из основных значений адикии – это обида, причиненная несправедливость. И соотнесение обиды и греха в этом слове позволяет утверждать, что любая обида, которая была нанесена человеку, это грех, какой бы оправданной она порой не казалась. Скажем, кто-то зарвался, и посчитали, что его надо резко поставить на место. Часто обиды люди наносят друг другу «из интересов дела», ради пользы какого-то предприятия. Обида тогда, казалось бы, выглядит заслуженной и неизбежной, ведь иначе может пострадать какое-нибудь очень нужное и полезное дело.

http://foma.ru/grex-nespravedlivost-obid...

Искупление состоит в свободном, по любви к грешниками, принятии на Себя Христом грехов их, как вины пред Богом, вытекающей из греховных актов свободной воли человеческой, отсюда и смерти, как «оброка греха» ( Рим.6:23 ; Быт.2:17 ). Грех, как беззаконие ( 1Ин.3:4 ), (μαρτα 2 ), возможен только в области религиозной, при взаимоотношении Бога, Творца, указующего твари условия для пребывания ее в Нем, как Источнике жизни и блаженства, выражающиеся в заповеди, и твари, нарушающей эту заповедь, избирающей, в лучшем смысле, для блаженства, стремление к которому вложено в ее природу, свой ложный путь. Как результат взаимоотношений Бога и человека, грех, естественно, является актом двусторонним – виною пред Богом (τ παρπτωμα), воля Которого им нарушена, и личным волевым актом (μαρτα вообще), вносящим в природу человека скверну, заканчивающимся смертью. Как вина пред Богом, грех, по своем появлении, становится для человека фактом объективным, стоящим пред Творцом, а как акт свободной его воли, с греховною его скверною, отсюда со склонностью к греху – фактом субъективным, живущим в природе грешника. Как вина пред Богом, Существом беспредельным, грех по своей значимости – беспределен, ибо им отвергается вся воля Божия, Которая в едином абсолютном существе всегда пребывает единою, хотя в отношении людей она и выражается во многих заповедях, так что в каждой из них она выявляется всеисчерпывающею одною волею, отсюда получающею силу непреложности ( Лк.16:17 ; Мф.5:18 ); почему нарушение одной заповеди есть нарушение всего закона, т. е. всей воли Божией ( Иак.2:10–11 ); а акт личной воли, со всем исходящим от него в природу человека, поскольку он относится к последнему, как к ограниченному существу, конечно ограничен. Адам согрешил и точное исполнение ранее высказанного Богом приговора, проклятия должно было исполниться непреложно (χατρα), клятвенно верно должна была наступить смерть телесная и духовная – клятва (различие клятвы и проклятия Дан.9:11 ; ср. Лев.19:12 ; Втор.23:21 ; Зах.5:3–4 ), клятва телу: «ты прах и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 ), а душе бессмертной – жизнь во власти и державе смерти, обольстителя диавола, жизнь в аду, где прекращается всякое благодатное богообщение: «В смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет Тебя славить?» ( Пс.6:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Если принять Ваше понимание изречений с h6 δι, то, что же выйдет? Если Адам своим h6 παραβσς, отсюда и h6 παρπτωμα, явился только первым по времени грешником для последующих, грешивших каждый сам по себе, без всякого отношения к греху Адама, то и Христов искупительный дар остается только в Нем Одном и не переходит на людей; в Нем Одном – «благодать Божия», но во многих не «преизбыточествует». Чрез h6 δι ап. Павел устанавливает параллель Адама, как источника смерти, и Воскресшего Христа, как Источника воскресения для всего человечества ( 1Кор.15:21 ). Что же? Если Адам умер только первым, и не был причиною смертности всех, то и Христос воскрес первым и остался в воскресении Один; а люди сами, каждый отдельно, без Христа, пусть воскресают. Вот к чему приводит Ваше смелое обобщенное утверждение в истолковании изречении с h6 δι. Наоборот, во всех случаях, где ап. Павел выражает глубочайшую мысль, что Христос является единственным Источником спасения людей, единственною духовною Причиною того, выражает ли он эту мысль словами «избавление», «вера» и «благовестие», везде он употребляет термин с δι, который переведен на славянском языке всегда творительным падежом, а на русском иногда при посредстве «чрез» ( Рим.3:21–28 ; Гал.1:21 ; 2Тим.1:6, 10, 12–14; 2:10 ; Лк.11:8 ). Обратите особое внимание на Лк.17:1–2 и Вы найдете ясное опровержение себя в словах Христа. Да вообще Вы не укажете ни одного места в Слове Божием, где бы, когда идет речь о смерти, о крови, как источниках или действующей причине Искупления, о Духе Святом, как освятительной силе ради смерти Христовой, в греческом тексте они не выражались чрез δι с род. и на славянском не переведены творительным ( Рим. 5 гл. и много других). δι с род. пад. соединяется с παρπτωμα, когда παρπτωμα соединяется с νς, в котором мыслится действующая чрез παρπτωμα причина; наоборот, когда παρπτωμα берется без связи с действующею чрез него причиною, тогда оно употребляется в дательном падеже без предлога, а на славянском – в творительном падеже ( Рим.5:15 ; ср. 18 и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Только это будет пустая возможность, и она не содержит пока скрытой реальности, раз возможное богатство далеко от «мертвого» капитала и часто мирится с крайней бедностью. Посему падение Адама предполагает одно posse peccare в неразрывности от posse non peccare, что прекрасно и тонко формулировал блаж. Августин. В таком случае, прежде не было греховности, и она внесена преступлением праотца. Подобную мысль дает и самая терминология со всей непосредственностью, и достойно величайшего изумления, что ее насильственно извращают вопреки прямому смыслу. Бесспорная правда, что μαρτα означает греховный принцип, проявляющийся в известных греховных актах и получающий в них специальный отпечаток. Но он вошел в мир через единого человека ( Рим.5:12 ), потому что этот согрешил ( Рим.5:16 ), допустив τν παρβασιν – действие правонарушения ( Рим.5:14 ) в τ παρπτωμα ( Рим.5:15, 17, 18 ), или в частном и определенном проступке преслушания ( Рим.5:19 ) заповеди Божией, и тем открыл место для греховного царства в μαρτα ( Рим.5:21 ) с роковым господством всеобщей смерти ( Рим.5:14 ). В этой связи взаимоотношения со всей ясностью отмечается, что не μαρτα предшествует и вызывает παρβασις, а вторым элементом обеспечивается действие первого, поскольку его совсем не имелось ранее в космической жизни. Такое заключение по своей самоочевидности не требует особой аргументации и поддерживается всеми другими соображениями. У св. Павла проводится параллель между Адамом и Христом по их качеству и степени их влияния на человечество в строго оппозиционном духе. Единственно с этой стороны 156 прародитель был и остается (στ) типом будущего ( Рим.5:14 ); фактически произведши универсальную греховность, он по контрасту предызображает абсолютную мощь спасительного искупления благодатью 157 . Допустим, что μαρτα от него ничуть не зависит, – и всякая аналогия исчезнет. Тогда выйдет, что по своей природе все грехи одинаковы 158 ; поэтому слова πντες μαρτον ( Рим.5:12 ) якобы свидетельствуют, будто «смерть постигла всех людей за то, что все так же преступили; они подвергаются смерти не за грех Адамов, но в силу своих собственных грехов» (leur mort arrive non en vertu du péché d’Adam, mais en vertu de leur propres péchés) 159 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Новозаветное учение о наследственной греховности человеческого рода, в наиболее полной форме, раскрыто ап. Павлом. Но было бы неверным считать, что помимо Посланий ап. Павла эта тема в новозаветном Откровении не представлена. О том, что люди с самого момента рождения являются духовно мертвыми и неспособными к наследию Царства Божия, возвестил Сам Господь наш Иисус Христос : «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» ( Ин. 3:5–6 ). Несомненно, что речь здесь идет не о каком-либо тварном несовершенстве или ограниченности человеческого естества, но о врожденной греховности, ибо только грех является существенным препятствием для восхождения человека к Богу. Тварное несовершенство может быть восполнено Божественной благодатью, но, для исцеления греховного расстройства человеческого естества, восполнения природного несовершенства самого по себе недостаточно. Необходим акт особого Божественного воздействия на человека, при его личном соизволении, – новое духовное рождение – необходимо «родиться от воды и Духа». Ап. Павел более других новозаветных авторов обращался к этой теме, поэтому далее мы будем рассматривать, прежде всего, его Послания. Но необходимо сразу заметить, что его основной целью никогда не было детальное изложение христианской амартологии. Он раскрывает эту тему чаще всего для того, чтобы наглядно показать величие жизни в Боге, дарованной всему миру через смерть и Воскресение Иисуса Христа. В его Посланиях описание греховной бездны ниспадения человека ярко оттеняет неисследимость тайны спасения и помогает верующему человеку воспринять Истину христианства. Что касается терминологии, то для обозначения первородного греха в новозаветном Писании чаще всего используется термин μαρτα , который в соответствующем контексте определенно указывает на понятие «первородный грех» 110 . Н.Н. Глубоковский , анализируя новозаветное употребление этого термина и его смысловые отношения с другими словами, писал: «μαρτα означает греховный принцип, проявляющийся в известных греховных актах и получающий в них специальный отпечаток. Но он вошел в мир через единого человека ( Рим. 5:12 ), потому что этот согрешил ( Рим. 5:16 ), допустив τν παρβασιν – действие правонарушения ( Рим. 5:14 ) в τ παρπτωμα ( Рим. 5:15,17,18 ) или в частном и определенном проступке преслушания ( Рим. 5, 19 ) заповеди Божией, – и тем открыл место для греховного царства μαρτα ( Рим. 5:21 ) с роковым господством всеобщей смерти ( Рим. 5:14 )» 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/b...

По заключающейся здесь мысли никто из людей, если не возродится водой и Духом, потому именно не может войти в царствие Божие, что каждый человек сам в себе есть не духовный, а плотский человек, все же люди потому рождаются плотскими, что плотские – все их родители, а следовательно, и во главе их стоящие прародители. Но с особенной силой, а также обстоятельностью учит о наследственной греховности людей ап. Павел. По его учению, якоже единем человеком (т. е. Адамом, как поясняется в Рим.5:14 ), грех – (в смысле расположения ко греху или греховности – αμαρτα, а не в смысле действительного греховного проступка – παρπτωμα) в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человека внаде, в нем же еси согрешиша ( Рим.5:12 ). Т. е. грех, влекущий за собой смерть, распространился в мире не по чему-либо иному, как вследствие того, что он привзошел в мир, проистекши от первого человека как своего первоисточника, так что если бы этого не было, то не было бы в мире и людей грешных, а также сопряженной с сим всеобщей смерти, а так как случилось противное, то и подвергаются смерти все люди, являясь греховными, как и первый человек. Эту мысль о внутренней зависимости греховности всех людей от греховности Адамовой еще яснее выражает Апостол, проводя такого рода параллель между первым человеком и Иисусом Христом в их отношениях ко всем людям: якоже единого прегрешением во вся человеки вниде осуждение, такожде и единого оправданием во вся человеки вниде оправдание жизни. Якоже бо ослушанием единого человека грешни бышамнози, еще и послушанием единого праведни будут мнози ( Рим.5:18–19 ); якоже бо о Адаме еси умирают, такожде и о Христе еси оживут ( 1Кор. 15:22 ). Из этой параллели совершенно ясно, что корень греховности людей заключается не в них самих, а в их родоначальнике Адаме, от которого к ним грех переходит, и переходит к ним именно по тому одному, что они от него происходят. А так как, по Апостолу, все люди путем рождения происходят от Адама ( Деян.17:26 ), то и все они греховны, исключая одного Иисуса Христа, не ведевшого греха ( 2Кор. 5:21 ) и искушенного по всяческим по подобию, разве греха ( Евр.4:15 ), все лишены славы Божией ( Рим.3:23 ), все по естеству чада гнева (Божия) ( Еф.2:3 ). Что же такое, по учению ап. Павла, тот грех , который, происходя и переходя от первого человека, господствует над всеми потомками Адамовыми, и какова сила его и действие?

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Но как возможно внутреннее освящение и оправдание человека? Каким образом смерть И. Христа производит преобразование в самом существе человека? На этот вопрос Апостол отвечает параллелью между Христом и Адамом , между вступлением в человечество – правды и жизни с одной стороны, греха и смерти с другой стороны. § 21 ( Рим. 5:12–19 ). ‘’ Ωσπερ δ νς νθρπου μαρτα ες τν κσμον εσλθε κα τς αμαρτας θνατος, κα οτως ες πντας νθρπους θνατος διλθεν, φ’ πντες μαρτον (– 12). В этих немногих словах Апостол весьма точно воспроизводит библейское учение о происхождении греха и смерти в человечестве. В начале истории человека не было ни греха, ни смерти. В мир грех вошел как нечто новое, еще не существовавшее ( εσλθε), и вошел не в постепенном, продолжавшемся процессе, а в моментальном, одновременном, исторически законченном акте (аорист). Вошел в мир он чрез одного человека Адама (ср. 5:14; 1Кор. 15:22 ), или точнее через сознательное нарушение им заповеди Божией ( παρβασις δμ Рим. 5:14 ; παρπτωμα ст. 15:16,17,18), чрез свободное непослушание воле Божией ( παρακο ст. 19). А чрез грех ( δι τς μαρτας) вступила в мир и смерть, как начало разрушения. Вступление греха и смерти в Адама, как представителя мира, имело своим следствием переход смерти на всех людей 112 . Почему грех и смерть, вошедшие чрез одного, были причиною смерти всех, Апостол раскрывает в дальнейших словах: φ πντες μαρτον. Место это однако спорное. Все затруднение заключается здесь в том, считать ли за мужской или за средний род относительного местоимения. Если первое (как думают Ориген , Августин, Феофилакт, а из новых: Корнелий а-Ля-Пид, Клее и др.), то под ним разумеется νθρωπος; и при этом вся фраза должна быть переводима так: «в котором все согрешили». Если второе (Bengel, Olshausen, Phieippi, Meyer и др.), то выражение φ принимает вид объяснительного или причинного союза и фраза переводится так: «потому что (на том основании, что) все согрешили». В виду догматической важности этого места еще в древние века было не мало споров относительно этих пониманий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Только это будет пустая возможность, и она не содержит пока скрытой реальности, раз возможное богатство далеко от «мертвого» капитала и часто мирится с крайней бедностью. Посему падение Адама предполагает одно posse рессаге в неразрывности от posse non рессаге, чтó прекрасно и тонко формулировал блаж. Августин. В таком случае прежде не было греховности, и она внесена преступлением праотца. Подобную мысль дает и самая терминология со всей непосредственностью, – и достойно величайшего изумления, что ее насильственно извращают вопреки прямому смыслу. Бесспорная правда, что μαρτα означает греховный принцип, проявляющийся в известных греховных актах и получающий в них специальный отпечаток. Но он вошел в мир чрез единого человека ( Рим. 5:12 ), потому что этот согрешил (5:16), допустив τν παρβασιν – действие правонарушения (5:14) в τ παρπτωμα (5:15. 17. 18) или в частном и определенном проступке преслушания (5:19) заповеди Божией, – и тем открыл место для греховного царства в μαρτα (5:21) с роковым господством всеобщей смерти (5:14). В этой связи взаимоотношения со всей ясностью отмечается, что не μαρτα предшествует и вызывает παρβασις, а вторым элементом обеспечивается действие первого, поскольку его совсем не имелось ранее в космической жизни. Такое заключение по своей самоочевидности не требует особой аргументации и поддерживается всеми другими соображениями. У св. Павла проводится параллель между Адамом и Христом по их качеству и степени их влияния на человечество в строго оппозиционном духе. Единственно с этой стороны прародитель 1398 был и остается (στ) типом будущего (5:14): фактически произведши универсальную греховность, он – по контрасту – предызображает абсолютную мощь спасительного искупления благодатью 1399 . Допустим, что μαρτα от него ничуть не зависит, – и всякая аналогия исчезнет. Тогда выйдет, что по своей природе все грехи одинаковы 1400 ; поэтому слова πντες μαρτον (5:12) якобы свидетельствуют, будто «смерть постигла всех людей за то, что все так же преступили; они подвергаются смерти не за грех Адамов, но в силу своих собственных грехов» (leur mort arrive non envermudu рéснé d’Adam , mais еп vertu de leur propres péchés) 1401 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

С другой стороны, можно предположить, что противопоставление христианской «благодати» иудейскому «закону» – характерная особенность языка ранних христиан, отразившаяся и у Павла, и у Иоанна. Термин «благодать» (χρις) – один из наиболее характерных для языка Павла: он встречается во всех без исключения его посланиях. В первую очередь, Павел использует его в формулах благословений, которыми его послания начинаются и заканчиваются. Термин χρις может использоваться также в значении благодарения ( 2Кор. 9:15 ), подаяния ( 1Кор. 16:3 ) или добродетели ( 2Кор. 8:7 ). Однако основное значение термина у Павла – Божественная сила, которая подается человеку для спасения. Благодать – это дар Божий, получаемый человеком безвозмездно, не в награду за какие-либо заслуги и не в обмен на свои усилия. Если бы благодать давалась в награду за дела, она уже не была бы благодатью, отмечает Павел ( Рим. 11:6 ). В противопоставлении закону термин χρις может указывать также на христианство в целом; на спасение, которое Бог дарует через Иисуса; на опыт жизни во Христе и в Духе Святом; на человеколюбие и щедрость Бога, выразившиеся в том, что Он даровал людям Своего Сына. Этот дар – бесценный, неожиданный и незаслуженный – делит историю человечества на «до» и «после»: на эру закона и эру благодати. Эра благодати воцарилась после пришествия в мир Иисуса Христа, и причастниками этой благодати становятся уверовавшие в Hero. Соотношение между законом и преступлением Павел выражает в следующей фразе: νμος δ παρεισλθεν να πλεονσ τ παρπτωμα. Ее дословный перевод: «закон же пришел, чтобы умножилось преступление». Однако, по замечанию Златоуста, слово να (чтобы) «здесь указывает не на причину, а на следствие. Ведь закон не дан для того, чтобы умножился грех, но дан с таким расчетом, чтобы мог уменьшить и истребить преступление; а если случилось противоположное, то не по свойству закона, a no нерадению принявших закон». 139 Умножение преступлений не было следствием пришествия закона, но «через закон пришло познание греха». 140 В Послании к Галатам Павел спрашивает: «Для чего же закон?». И отвечает: «Он дан после по причине преступлений...» ( Гал. 3:16 ). Здесь выстроена обратная причинно-следственная связь, но за ней стоит та же мысль о неспособности закона истребить грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010