Στχ. Δξα τ Αγα Αναστσει σου, Κριε. Εν τφω, σωματικς, εν δη δ μετ ψυχς ως Θες, εν Παραδεσω δ μετ Ληστο, κα εν θρνω υπρχες Χριστ, μετ Πατρς κα Πνεματος, πντα πληρν ο απεργραπτος. Θεοτοκον Στχ. Υπεραγα Θεοτκε, σσον ημς. Ασπρως, τ το Πατρς βουλματι, εκ θεου Πνεματος, τν το Θεο συνεληφας Υιν, κα σαρκ απεκησας, τν εκ Πατρς αμτορα, κα δι " ημς εκ σο απτορα. Κανν Σταυροαναστσιμος, ο η Ακροστιχς: «Ανον Ιωννης μελιηδα τταρτον δει». Ο Ειρμς Ανοξω τ στμα μου, κα πληρωθσεται Πνεματος, κα λγον ερεξομαι, τ Βασιλδι Μητρ, κα οφθσομαι, φαιδρς πανηγυρζων, κα σω γηθμενος, τατης τ θαματα. Στχ. Δξα σοι, ο Θες ημν δξα σοι. Ισω τ σντριμμα, τς ανθρωποτητος Κριε, τ θεω σου αματι, ανασκευσας αυτν, κα συντριψας, δυνστην εν ισχ, τν πλαι συντρψαντα, σο τ πλαστοργημα. Στχ. Δξα σοι, ο Θες ημν δξα σοι. Νεκρν εξανστασις, δι νεκρσεως γγονας, ισχς γρ αφρηται τς θανατσεως, ομιλσασα, ζω τ αιωνω, τ πντων δεσπζοντι, σεσαρκωμνω Θε. Θεοτοκον Στχ. Υπεραγα Θεοτκε, σσον ημς. Ωραος υπρτερος, τν ουρανων Δυνμεων, ο θες σου γγονεν, οκος ο μψυχος, η εν μτρασε, βαστσασα Παρθνος, τ ρος τ γιον σο το Θεο ημν. Κανν τς Θεοτκου, ο η Ακροστιχς σν τος Ειρμος: «Τταρτος μνος τ πανευκλεε Κρη.» Ο Ειρμς Τρισττας κραταιος, ο τεχθες εκ παρθνου, απαθεας εν βυθ, ψυχς τ τριμερς, καταπντισον δομαι, πως σοι ως εν τυμπνω τ νεκρσει το σματος, επινκιον σω μελδημα. Στχ. Υπεραγα Θεοτκε, σσον ημς. Εσεσθησαν λαο, εταρχθησαν θνη, βασιλεαι κραταια δ, κλιναν Αγν, εκ το φβου το τκου σου, λθε γρ ο Βασιλες μου, κα καθελε τν τραννον, κα τν κσμον φθορς ελυτρσατο. Στχ. Υπεραγα Θεοτκε, σσον ημς. Τ σκνωμα αυτο, ο οικν εν υψστοις, τος βροτος συγκαταβς, ηγασε Χριστς, κα ασλευτον δειξε, μνη γρ μετ τν τκον, παρθενας κειμλιον, η τν Κτστην τεκοσα διμεινεν. Ωδ γ " Ο Ειρμς Ευφρανεται επ σο, η Εκκλησα σου Χριστ κρζουσα. Σ μου ισχς Κριε, κα καταφυγ κα στερωμα.

http://azbyka.ru/otechnik/greek/oktoih-n...

Свое наглядное выражение эти тенденции арианства нашли в догматическом учении Ария. Догматика Ария проста до чрезвычайности, ясна до прозрачности, и в то же время суха и скудна содержанием, как логическая формула. Божество есть самозаключенное единство, обладающее всей полнотой идеальных определений. «Бог один ( μνος) не рожден, один вечен, один безначален, один истинен, один имеющий бессмертие, один мудр, один благ, один властитель ( δυνστης), один судья, правитель всех, домостроитель ( ο κ ονμος), непреложен, неизменен, правосуден и благ 688 . Как самосознательное существо, Бог искони имеет в Себе собственный Свой Логос и мудрость 689 . Когда же Он восхотел сотворить мир и людей, Он Своим собственным Логосом и Своей собственной премудростью сотворил единого некоего в качестве орудия ( ρ γανον) для миротворения Его. Он и не существовал бы, если бы Бог не восхотел дать людям бытие. Поэтому, Бог не всегда был Отцом; было время, когда Он не был Отцом. Не всегда был также и Логос Божий, но родился из небытия, потому что Бог, оставаясь Богом, ( ν θ ες), т.е., будучи не в состоянии передать своего существа другим 690 , сотворил Его не сущего из несущего 691 . Как все, происшедшее из ничего, Сын воспроизведение и тварь 692 , и ни в чем не подобен Отцу. Он не есть ни истинный Логос Отца, ни истинная мудрость Его 693 . Он не есть и истинный Бог, а если и называется Богом, то не истинным, а по причастии благодати, как и все иные 694 . Отец не изглаголан ( ρρητος), а потому Сын не знает Его совершенно ( τελεως) и с точностью ( κριβς) да не может видеть Его в совершенстве, да Он не знает и того, в чем состоит Его собственная сущность 695 . Отец невидим для Сына 696 , и Логос не может в совершенстве и точности видеть Своего Отца 697 . Как и все другие твари, Сын превратен и изменчив 698 . Он во всем отчужден, обособлен и отделен от сущности Отца 699 и состоит в свойстве с вещами, получившими бытие, и тварями, и есть одна из них 700 . Но хотя Сын и есть творение, Он, однако, не может быть сравниваем с прочими творениями. Он творение совершенное, » κτσμα τλειον«, один собственный и по природе Логос Отца 701 , единородный Бог, Бог крепкий 702 . Но эта слава Логоса не изначальна; она дана Ему за то, что, будучи по природе изменяем, Он сделался непреложным и неизменным в добре. Бог предуведал это и даровал Ему славу, какую человек стал иметь впоследствии за добродетель, почему за дело Его, которое предуведал Бог, сотворил Его так, что Он теперь сделался так славным 703 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Скачать epub pdf ΤΩ ΣΑΒΒΑΤΩ ΕΣΠΕΡΑΣ. ΕΝ ΤΩ ΜΙΚΡΩ ΕΣΠΕΡΙΝΩ Στιχηρ Αναστσιμα τς Οκτωχου χος δ " Τν ζωοποιν σου Σταυρν, απαστως προσκυνοντες Χριστ ο Θες, τν τριμερν σου Ανστασιν δοξζομεν, δι " αυτς γρ ανεκανισας, τν καταφθαρεσαν τν ανθρπων φσιν Παντοδναμε, κα τν εις ουρανος νοδον, καθυπδειξας ημν, ως μνος αγαθς κα φιλνθρωπος. (Δς) Το ξλου τς παρακος, τ επιτμον λυσας Σωτρ, τ ξλω το Σταυρο εκουσως προσηλωθες, κα εις δου κατελθν Δυνατ, το θαντου τ δεσμ, ως Θες, διρρηξας, δι προσκυνομεν την εκ νεκρν σου Ανστασιν, εν αγαλλισει βοντες, Παντοδναμε Κριε δξα σοι. Πλας δου συντριψας Κριε, κα τ σ θαντω, το θαντου τ βασλειον λυσας, γνος δ τ ανθρπινον, εκ φθορς ηλευθρωσας, ζων κα αφθαρσαν τ κσμω δωρησμενος, κα τ μγα λεος. Δξα... Κα νν... Θεοτοκον Δογματικν χος δ " Ασπρως συνλαβες, κα εκησας αφρστως, τν καθελντα δυνστας απ θρνου, κα υψοντα ταπεινος, κα εγεροντα κρας πιστν αυτο, τος δοξζοντας Χριστο, τν Σταυρν κα τν Ταφν, κα τν νδοξον Ανστασιν, δι σε Θεοτκε, τν πρξενον τν τοσοτων αγαθν, ασιγτοις εν ωδας μακαρζομεν, ως πρεσβεουσαν αε, το σωθναι τς ψυχς ημν. Απστιχα Προσμοια τς Θεοτκου Ο εξ Υψστου κληθες Στχ. Μνησθσομαι το ονματς σου εν πση γενε κα γενε. Ο εξ ανρχου Πατρς Υις αχρνως, δι συγκατβασιν κα σωτηραν βροτν, Θες ν νθρωπος γγονεν, να παρσχη, τ πρωτοπλστω νν τν Παρδεισον, μα κα τν πασαν, φσιν λυτρσηται, εκ τς απτης το φεως, κα τν εικνα, πεσοσαν σση ως ευδιλλακτος, θεν Μητρα απειργσατο, νυμφοτκον Αγνν τν αμλυντον, ν ως γκυραν πντες, τν ψυχν ημν κεκτμεθα. Στιχ. κουσον, θγατερ, κα δε, κα κλνον τ ος σου, κα επιλθου το λαο σου κα το οκου το Πατρς σου. Σωματωθντα τν κτστην τν απντων, σχες εν τ μτρα σου θεομακριστε, αναμορφοντα τν νθρωπον, τν πρν πεσντα, τ παραβσει δι το φεως, Θεν γρ γεγννηκας, σαρκ αφρστως ημν, κα τς φθορς ηλευθρωσας, τν φσιν πσαν, παλαιωθεσαν, δι το τκου σου, δι υμνομεν κα δοξζομεν, σο τν χριν Παρθνε ανμφευτε, δυσωποντες ρυσθναι, δι σο πσης κολσεως.

http://azbyka.ru/otechnik/greek/oktoih-n...

Смирнов, Мессиян. ожидания, стр. 63–64. 423 В греческом подлиннике по изданию A. Rzach " a ( Χρσμοι Σιβυλλιακο. Oracula Sibyllina. Lipsiae, 1891, s. 82), это место читается так: „ Κα ττ π’ ελοιο θες πμψει βασιλα, δς πασαν γααν πασει πολμοιο κακοο τος μν ρα κτενας, τος δ’ δρκια πιστ τελσσας.. По-видимому, параллельны этим стихам следующие стихи, тоже из III сивиллы: Κα ττε δ θες ορανθεν πμει βασιλα κρνειν νδρα καστον ν α ματι κα πυρς αγ (285–286, A. Rzach, s. 63). Было время, когда под „царем посланным с неба“ разумели Мессию (в параллель Дан. 7:13 ); теперь же – Кира, применительно Ис. 45:1 . Тем более, что в раннейших стихах сивилл идет речь о плене вавилонском (См. Schürer, Geschichte, II, s. 508. Проф. А.В. Смирнов, Мессиян. ожидания, стр. 57–58). 424 У Rzach» a (s. 82) эти стихи (655–656) читаются: ,, Οδ γ τας δαις βουλας τδε πντα ποισει, αλλα θεο μεγλοιο πιθσας δγμασιν σθλος“. 425 Греческий текст у Rzach " a (s 84–85) читается так: δετε, πεσντες απαντες π χθον λισσμεσθα θνατον βασιλα, θεν μγαν ναν τε. πμπωμεν πρς ναν, πε μνος στ δυνστης. κα νμον ιστοιο θεο φραζμεθα πντες, ς τε δικαιτατος πλεται πντων κατ γααν (716–720). 426 У Rrach " a (s. 87): „ κa ττε δ ξεγερε βασιλιον ες ανας πντας π’ νθρπους, γιον νμον ς ποτ’ δωκεν εσεβσιν.. (767–768). 427 В древнейших изданиях Сивилл это место читается: ,, Πσης δ’ κ γαης λβανον κα δρα πρς οκους Οσουσι μεγλοιο Θεο κοκ σσεται λλος Οκος π’ νθρποισι κα σσομνοισι πυθεσθαι, λλ ν δωκε Θες πιστος νδρεσσι γεραρειν Yδν γρ καλουσι βροτο μεγλοιο Θεοιο, S.H. Friedlich. Χρσμοι Σιβυλλιακο. Oracula Sybillina, Leipzig. 1852, s. 86. Обращают на себя внимание слова последнего стиха (775): смертные назовут (храм) сыном великого Бога“. Предполагали здесь христианскую интерпаляцию. „Но эта интерпаляция, говорит Верне, (сама по себе) столь неудачна и лишена всякого смысла, что после этого нужно искать объяснения ее чудовищности“ (М.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Характерным для них является игнорирование соответствующей цитаты из Евангелия от Матфея, в которой Христос говорит о незнании дня и часа людьми и ангелами: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» ( Мф.24:36 ) и акцентирование внимание в полемике на параллельном месте из Евангелия от Марка: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» ( Мк.13:32 ). Здесь необходимо предварить возможные замечания исламских миссионеров относительно разницы в текстах Евангелия от Матфея и Марка, поскольку они всюду пытаются найти подтверждение своей концепции об искажении христианами Писания 174 . Известный специалист в области библейской текстологии Б. Мецгера считает, что слова в Евангелии от Матфея «а только Отец Мой один (μνος)» ( Мф.24:36 ) свидетельствуют «об оригинальности фразы» 175 . По мнению же святых отцов, разница в тексте Евангелия не ведет к искажению смысла слов Спасителя поскольку эти тексты Евангелия дополняет друг друга. Об этом достаточно подробно пишет святитель Василий Великий : «Предоставляю же трудолюбию твоему объяснить евангельские изречения и сравнить между собою сказанное у Матфея и у Марка. Ибо они одни, по-видимому, согласны между собою в этом месте. … Что же в них достойно замечания? То, что Матфей ничего не сказал о неведении Сына, по-видимому же, согласен с Марком в понятии, так как говорит: «токмо Отец един». А я рассуждаю, что слово един (μνος) сказано в отличие от Ангелов. Сын же в отношении к неведению не включается в одно понятие со Своими рабами, ибо не лжив Сказавший: «Все, что имеет Отец, есть Мое» ( Ин.16:15 ). Единым же из того, что имеет Отец, есть ведение оного дня и часа. Итак, Господь в изречении у Матфея, умолчав о Лице Своем, так как в рассуждении Его нет сомнения, сказал, что не знают Ангелы, знает же один Отец, подразумевая в умолчанном, что ведение Отца есть и Его ведение … Так думаю прояснить себе сказанное у Матфея: «токмо Отец един»». А сказанное у Марка, поскольку, по-видимому, явным образом и Сыну не приписывает ведения, разумею так: «никтоже весть», ни Ангелы Божии, да и Сын не знал бы, если бы не знал Отец » 176 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Добавления B и E, содержащие текст царских указов, составленных Аманом и Мардохеем (и потому противоположных по смыслу), во многом сходны, поэтому их нередко рассматривают совместно (см., напр.: Ibid. P. 383-386). Оба они развивают сюжет канонической Е. к., при этом добавление Е акцентирует внимание и на богословском аспекте происходящих событий. Про иудеев, к-рых Аман хотел погубить, сказано, что царь нашел их «не зловредными, а живущими по справедливейшим законам, сынами Вышнего, величайшего живого Бога (υος το ψστου μεϒστου ζντος θεο), даровавшего нам и предкам нашим царство...». То, что случилось с Аманом, трактуется как наказание Божие, постигшее его за попытку оклеветать перед царем иудеев: «...он, совершивший это, при воротах Сузских повешен (πρς τας Σοσων πλαις σταυρσθαι) со всем домом, по воле владычествующего над всем Бога (το τ πντα πικρατοντος θεο), воздавшего ему скоро достойный суд». Не только судьба Амана, но и спасение иудеев было совершено по воле Божией: «Ибо владычествующий над всем Бог и вместо погибели избранного рода устроил им такую радость». В тексте указа Артаксеркса присутствуют слова, по-видимому принадлежащие Мардохею и адресованные иудеям, о праздновании Пурима: «И вы в числе именитых праздников ваших проводите сей знаменитый день (πσημον μραν) со всем весельем, дабы и ныне и после памятно было спасение...» Добавление С, содержащее текст молитв Мардохея и Есфири, «имеет двоякое влияние... оно усиливает драматизм истории, делая Мардохея и Есфирь более реальными персонажами и выделяет религиозную составляющую греческого текста Книги Есфирь, позволяя его автору дать полное выражение своим богословским взглядам» (Ibid. P. 391). О Боге Израиля говорится, что Он является Вседержителем (πντων κρατν, букв.- Содержащий все), Праведным (δκαιος ε, κριε), Создателем неба и земли (τι σ ποησας τν ορανν κα τν ϒν), единым Богом, Царем избранного народа (Κρι μου βασιλες μν, σ ε μνος), Царем богов и Владыкой всякого начальства (θλψεως μν κα μ θρσυνον, βασιλε τν θεν κα πσης ρχς πικρατν).

http://pravenc.ru/text/190265.html

Достаточно сопоставить Рим.2:9,10,14,15,21–24,26,27; 3:9,19,20 , чтобы убедиться, что все «язычники» (народы – εθνη, gentes) живут в подзаконном состоянии: необрезанный «тоже может соблюдать постановления закона», и иногда лучше обрезанного, и он имеет закон не красть и не прелюбодействовать, и он осуждается своим законом («как иудеи, так и эллины, все под грехом, весь мир становится виновен пред Богом», ибо весь мир стоит под законом), и у него грех познается законом, «ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их»!.. ( Рим.2:14,15 ). Вот мысль Павла во всей ее универсальности: вера и дела закона – это два принципа, имеющие вечное значение, пред лицом этих принципов «несть эллин, ни иудей, обрезание и необрезание». Все они думали оправдаться делами закона и верили только в закон – эллины и римляне не менее иудеев, и народы новой Европы, реципировавшие римское право и греческую культуру, не менее народов древности. Ветхий Завет и ветхий Адам, верящие, что только законом можно бороться с возрастающим беззаконием, жив и поныне. 2. Принцип закона у евреев Нет сомнения в том, что древнееврейскую систему ценностей можно выразить как «закон». Жизнь «в законе» (Но Законом спастись нельзя ννομος βωσις, βος νμιμος) есть, no слову Филона, высшая цель каждого израэлита. «Гимн закона» (Но Законом спастись нельзя Но Законом спастись нельзя ννομος μνος) – в этом идеал еврейского народа. Филон говорит, что в Законе Моисеевом за 2000 лет не изменено ни одного слова. Она пребудет, пока стоят солнце, луна, небо и весь мир. Закон не терпит пренебрежения к самому незначительному правилу: ибо здание может рухнуть, если вынуть из него небольшую часть. Иосиф Флавий говорит, что Закон управляет всею жизнью еврея, от его первого питания, управляет его общением с людьми, временем работы и покоя, вообще он ничего не оставляет для свободы воли. Отсюда самообладание еврея, отсюда однородность миросозерцания и всей жизни евреев. 72

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

Ибо это и означают слова Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно (ατς μνος μνει); а если умрет (ν δ ποϑν), то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» ( Ин.12:24–25 ). Другими словами, если человек не возненавидит свою грешную душу, если самоотверженным подвигом веры не отречется от нее в ее греховной данности и не предаст ее Владыке Христу, то так и пребудет один – то есть закоснеет в одиночестве и изолированности, будучи беспомощным в своем грехе и в своей смертности, бесплодным и неплодоносным со всем своим умом и разумом, со всей своей волей и деятельностью. Если же подвигом над-умной веры умрет своему греху, своему эгоизму, своему греховному разуму и всю свою участь предаст в руки Владыки Христа, то – " мног плод принесет " : соблюдет себя, свою душу, свой разум для вечной жизни, приумножит и возрастит себя в бесконечном числе Христовых совершенств, в полноте (πλρωμα) жизни. Такова награда за самоотверженный подвиг евангельской веры. Посему апостол Павел, испытавший на себе самом весь трагизм и всю бессмысленность человека и мира без Христа и подвигом над-умной веры познавший всю «широту и долготу, и глубину и высоту» (ср. Еф.3:18–19 ) любви Христовой и после того всё почитавший тщетою и убытком «ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа своего» (ср. Флп.3:7–8 ), ради Которого от всего отказался, – проповедует, что долг христиан – пленять «всякое помышление в послушание Христу» (πν νημα ες τν παον το Χρστο), 2Кор.10:5 . Предав себя Господу Иисусу Христу и живя в Нем и Им, человек становится единым со Христом телом (см. Еф.3:6 ), приобщая к вечности свою душу и приобретая «ум Христов», по дерзновенному утверждению великого апостола: «А мы имеем ум Христов» (μες δ νον Χρστο χομεν), 1Кор.2:16 . Значит, ум христиан в Богочеловеческом Теле Христовом – Церкви – каким-то неизреченным, таинственным образом по действию благодати сочетается с умом Христовым и благодаря этому делается способным познавать Божественные Христовы истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Ирмос Утверди, Господи, на камени заповедей Твоих подвигшееся сердце мое, яка Един Свят еси и Господь. Преступи в чтениях первыя седмицы постов (Как быстро летит время... Как отлетает... Всё стоит, стоит и работа моя, а оно – так летит... Вот и оглянуться не успели, вроде бы совсем недавно спросил я: «Что пришла еси, сестро?» 748 первую читательницу этих схолий, до этого самого места дочитала, дальше еще ничего не было, – и вот уже отмонашествовала новопреставленная ныне мать Глафира два своих земных иноческих дня, которые дал ей Господь, чтобы подготовиться к вечным обителям, вчерашний бо день беседовала с нами 749 – и вот уж скоро, совсем скоро будет она уже и не новопреставленной и отойдет в иной, истинный монастырь, где ждут ее две схимницы, Евдокия и Соломония, от моих недостойных рук принявшие великую схиму, – туда, где несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание 750 , туда, где нет и инаковости – это здесь инок есть инок, потому что он – инаков , не таков, как все, это здесь монах – монах, потому что он один , μνος, а там все – одного рода 751 , рода, стяжавшего жизнь безконечную 752 , и для них инаковы – все мы, грешные: мы, одинокие, друг от друга оторванные в присномятежном море жития 753 , мы, которые не в силах воззрети на высоту небесную 754 ... Простите, матери, стоит моя работа – здесь, помолитесь за меня – там...) Зде чтем в четверток пятыя седмицы Житие преподобныя, вторую статию. 491 «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься»: 494 «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий»:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Их вечерние собрания, таким образом, были посвящаемы евхаристии. Что же делает Киприан? опровергает ли он сектантов со стороны времени указанием на то, что они избирают для законной евхаристии незаконное время, именно вечер? Нет. Не порицая выбора времени, он замечает лишь то неудобство для совершения евхаристии вечером, что на эти собрания нельзя сзывать весь народ, всё братство, а потому и не для всех становится ясной сила законного таинства. Из продолжения полемики Киприана с идропарастами видно, однако, что в его время обычной порой для евхаристии был не вечер, а утро. Сократ в своей истории (V, 22; ср. Созомена Ц. И. VII, 19) отмечает следующий любопытный факт: у египетских христиан, живших в соседстве с александрийскими, и у жителей Фиваиды существовал в его время обычай совершать евхаристию по субботам вечером и приобщаться тайн по окончании трапезы с самыми разнообразными яствами. Хотя Сократ и признаёт этот обычай исключением из общего правила, но в нём нельзя не видеть отголоска первохристианской практики, которая, однако, в IV веке была уже заменена почти повсеместно обычаем приобщаться нато- заветных книг, Пение свящ. песней (ψαλμς, μνος, δ) и поучение или проповедь (διδαχ). Что молитва, без которой немыслимо никакое богослужение, входила в состав первохристианской евхаристии, это ясно даёт понять Дееписатель, когда говорит о первых верующих, что „они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах“. Хотя нет в новозаветных книгах прямых и ясных указаний на чтение священного писания на апостольской литургии, но оно так естественно, так согласно с примером церкви ветхозаветной, в состав богослужения которой обязательно входило чтение закона и пророков, что не допускать или оспаривать его нет оснований. Что псалмопение было также в составе первохристианской евхаристии, в этом заверяют нас и пример Самого Спасителя, Который, по совершении новозаветной тайной вечери, пошёл с учениками на гору Елеонскую, воспевше, и слова апостола: „когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом ( 1Кор.14:26 ), или ещё: „научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу “ ( Кол.3:16 ; сн.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010