3. Protinus albatrum vexit in ara poli. Ha надписи 457 или 463 года (Fabretti, p. 577, LXX. – Rossi, Inscript. I, p. 353, 810) сказано, что скончавшейся Pascasius… percepit. 4. XI kal maias et albas suas octabas pascae ad sepulcrum deposuit… 67 Eusebii, Vita Constant, lib. IV, cap. 62: „Solus igitur ex omnibus, qui unquam fuerunt imperatoribus, Constantinus in Christi martyriis renatus (Χρστο μαρτυροις ναγεννμνος) et consummatus est; et divino donatus signaculo (Θεας οφραγδος) exsultavit spiritus, renovatusque est, ac divina luce repletus... Postquam omnia rite impleta sunt, candidis ac regiis vestibus (λαμπρος κα βαβιλικος μφιομασι), lucis instar radiantibus, est amictus et candidissimo in lecto recubuit, nec purpuram contigere amplius voluit“. 68 Νεοφτιστος, новоосвещенный, употреблялось и в книжном языке: в III правиле Лаодикийского собора, в примечаниях Пахимера к Дионисию Ареопагиту , у св. Кирилла Иерусалимского и у Иоанна Златоустог о. См. Suiceri Thesaurus. – Muratori, (ad. 1819), p. 6: Infitus вместо neofitus. – Βο1detti, p. 418. – Vettori, Num. aur. p. 97. illuminatus. – Mommsen. Надпись из Салмоны, 5469: 5. Α Ω Q. PETICIO. HABEN TIO NEOFITO. Q. PE TICIUS. NAVICIUS PATER. FILIO. DULCISSIMO VIXIT. ANNOS. XXIII. DEP. III. ID. SEPT. 72 Слово λουτρν встречается y св. Климента (Paedag. I, c. 6), Тертуллиана (De baptismo, c. 5, 7, 16), y св. Феофила Антиохийского (Твор. св. отц., стр. 204) и у св. Кирилла Иерусалимского (слово X о Крещении). Св. Кирилл называет (слово XVII, § X) Христа τς δεντρας γενσεως ποιητν. – Срав. Garrucci, Epigraphie, 1-e livr., p. 37. – У Mai, Collez. Vaticana, p. 180, 4, находится надпись, найденная в церкви св. Климента в Риме, на которой встречается то же выражение. 75 Lupi, Act. S. Sever., p. 19. – Rossi, Inscript., I. p. 246, 558. Надпись времён второго консулата Стилихона, 405 года. 6. (post) consulatum f Stilich(onis) пальма secundo cc depositus puer и Helias argentarius septimu && агнец. To же выражение y Le Blant, l. c., 355. – У блаж. Августина, Confess. VIII, 6: слово fidelis; то же слово на надписи у Le Blant, 244:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем крещеный в сопровождении др. верующих направляется в собрание, где участвует в общей молитве и Евхаристии ( Iust. Martyr. I Apol. 65. 1-3). Иустин подчеркивает, что в Евхаристии могут участвовать только те, кто омылся омовением (λουτρν) в оставление грехов и новое рождение (ναγννησιν) (Ibid. 66.1). В «Диалоге с Трифоном» мч. Иустин указывает на бесполезность иудейских омовений (βπτισμα) ( Idem. Dial. 19. 2). Кроме того, рассуждая об обрезании, он говорит, что христиане приняли не плотское, как иудеи, но духовное обрезание через К. (Ibid. 43. 2). Существует т. зр., что в части «Диалога», где мч. Иустин обращается к Крещению Христа на Иордане (Ibid. 88. 3, 8), он предлагает богословскую парадигму христ. К. как усыновления Богом Отцом (напр., см.: Johnson M. E. 2007. P. 52), но такая интерпретация отрывка не бесспорна. Е. Е. Макаров Сщмч. Ириней Лионский Тема К. поднимается сщмч. Иринеем в связи с учением о спасении, совершенном Иисусом Христом. Ключевую роль в сотериологии сщмч. Иринея играет учение о возрождении человека во Христе как в Новом Адаме посредством возвращения человеку Св. Духа, Которого он получил при сотворении как дар, но утратил в грехопадении. Сын Божий и Св. Дух, по словам сщмч. Иринея,- как бы две руки, посредством к-рых Отец совершает домостроительство нашего спасения, в т. ч. воссоздание человека. С этой т. зр. он рассматривает и Церковь как носительницу Св. Духа и всех Его даров, к-рыми совершается наше освящение. В полемике с гностиками сщмч. Ириней утверждал, что Дух, о Котором предвозвещали пророки в ВЗ, есть тот же Св. Дух, Который сходил на Иисуса Христа в Крещении на Иордане, а потом сошел на апостолов в день Пятидесятницы. При этом сщмч. Ириней отмечает глубинную связь между Крещением Господа и христ. К.: Св. Дух «сошел на Сына Божия, сделавшегося Сыном Человеческим», чтобы «вместе с Ним обитать в роде человеческом и почивать на людях и жить в создании Божием, совершая в них волю Отца и обновляя их от ветхости в обновление Христово» ( Iren. Adv. haer. III 17. 1). Дух Святой, сошедший на апостолов, «имел власть допустить все народы к двери жизни и к откровению Нового Завета» (Ibid. III 17. 2).

http://pravenc.ru/text/крещение.html

τν ανων δεσπτης κα κριος Веков Владыка и Господь. Τν κεκληµνων πς λοιπν И когда всех созвали, θασος ς δεπνει Началось пированье. κα πντες εφρανθντες И все, возвеселившись, µελδουν θεον µνον Воспели песнь божественну. πατρ µν πρτος Отец средь первых κατρξατο τν παρντων, Начал воспевать. «Γεσασθε, λγων, «Вкусите, – глаголет, – κα δετε τι Χριστς εµι». И видите, что Христос Аз есмь». Κα µετ’ ατν δ βο Παλος И с ними же Павел восклицает: Τ πσχα τ µτερον «Принесена в жертву τθη νν ησος Χριστς. Пасха наша Иисус Христос». Итак, мысль прп. Романа предельно ясна. Евхаристия есть прежде всего жертва Христова. Евхаристические дары единосущны распятому Христу, жертвенной Пасхе нашего спасения. В Евхаристии Он раздробляется, но не разделяется и не уменьшается. Особое значение имеет богословие евхаристической Крови как единосущной с той, которая пролилась из пронзенного ребра Христова на Голгофе. Эта тема позднее станет весьма актуальной в богословии канонов прп. Иоанна Дамаскина и прп. Космы Маюмского. Для примера рассмотрим первый тропарь четвертой песни канона Пятидесятницы, надписанного именем прп. Иоанна Арклийского: Λουτρν τ θεον τς παλιγγενεσας, Купель божественную пакибытия Λγ κεραννς συντεθειµν φσει Смешав во Слове, в сложном естестве, µβροβλυτες µοι εθρον ξ κηρτου Ты источаешь реки из нетленного Ребра Νενυγµνης σου πλευρς, Θεο Λγε, пронзенного, о Слово Божие πισφραγζων τ ζσει το Πνεµατος Запечатлевши Духа теплотой меня. В нем заключается учение как о Крещении, так и о Евхаристии, и наблюдается влияние чина теплоты, введенного в VI веке при императоре Юстиниане для утверждения Кирилловой христологии. Как известно, чин теплоты подразумевает влитие в евхаристическую Чашу теплой воды со словами: «Теплота веры, исполнь Духа Святаго». Этот чин был весьма важен, поскольку свидетельствовал о пребывании Святого Духа в Теле Христа, лежавшего во гробе. Теплота Духа трансформирует физическую природу, и даже само название «теплота» (ζον) было созвучно слову «жизнь» (ζω). Подобно тому как Тело Христово благодаря действию Святого Духа становится нетленным во гробе, так же Святой Дух освящает хлеб и делает его Телом Христовым, на что и указывает чин теплоты 209 . Позднее в связи с этим чином развертывалась полемика православных с латинянами и армянами 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Поэтому неправы наши оппоненты, которые хотят в любом упоминании о хлебе видеть указание на природу освящённых Даров. Дамаскин говорит о преложении хлеба и вина в Плоть и Кровь Спасителя, подразумевая под этим преложение естеств, а не «приложение» их друг к другу или банальное consubstantiatio. He зря святой отец говорит здесь, что преложение – неизъяснимая тайна, но, вместе с тем, непререкаемая часть нашей веры и литургической жизни. «И теперь ты спрашиваешь, – пишет преподобный, – каким образом хлеб делается (γνετε) Телом Христовым, и вино и вода – Кровью Христовой! И я говорю тебе: Дух Святой приходит и делает (ποιε) это, что превосходит разум и мысль (πρ λγον κα ννοιαν)» 547 . «Если же ты отыскиваешь тот образ, как это происходит, то тебе достаточно услышать, что – с помощью Святого Духа, подобно тому, как при содействии Святого Духа Господь для Себя и в Себе осуществил (πεστσατο) и Плоть от Святой Богородицы; и больше мы ничего не знаем, за исключением того, что слово Божие – истинно и действенно, и всемогуще, а образ – неисследим ( δ τρπος νεξερενητος)» 548 . Преподобный повторяет известную с глубокой древности истину о том, что внешние свойства хлеба и вина в Евхаристии Господь сохраняет ради нашей немощи. Дамаскин пишет: «Хлеб и вино берутся потому, что Бог знает человеческую немощь, ибо в большинстве случаев она с досадой отвращается от того, что сделано не согласно с обычаем. Поэтому, проявляя Своё обычное снисхождение, Он чрез то, что близко естеству (τν συνθων (обычно) τς φσεως), совершает (ποιε) то, что выше естества (πρ φσιν). И подобно тому, как в Крещении, – потому что у людей есть обычай мыться водой и натирать себе тело маслом, – Он сочетал с елеем и водою благодать Духа и сделал его [то есть Крещение] «банею пакибытия» (λουτρν ναγεννσεως); так и потому, что у людей существует обычай есть хлеб и пить воду и вино, Он сочетал (συνζευξεν) с ними Своё Божество и сделал (πεποηκεν) их Своими Телом и Кровью для того, чтобы чрез то, что обычно и согласно с естеством, мы оказались среди того, что выше естества» 549 . В словах о соединении хлеба и вина с Божеством необоснованно ищут поддержку своим взглядам как сторонники лютеранской, так и последователи цвинглианской доктрин. При этом те и другие пытаются навязать святому отцу мысль о сохранении природ хлеба и вина в Евхаристии. Но это противоречит словам самого преподобного из этого же предложения, где святой говорит о том, то Господь «сделал их (хлеб и вино. – В.Ш.) Своими Телом и Кровью». Между тем, этот термин πεποηκεν («соделал, сотворил, совершил») – относится к числу древнейших евхаристических терминов – синонимов пресуществления.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

– У сиамских буддистов над ребенком, когда ему исполнится три года, совершается торжественный обряд купания в реке 493 . У буддистов цейлонских, как и у индусов, гороскоп определяет дни наречения имени. Цейлонцу дается два имени: первое при рождении, носимое до двадцатилетнего возраста, другое в этом возрасте выбирается им самим 494 . – В культе ламаитов Тибета и Бутана (у тибетцев и монголов) обряд именаречения весьма походит на христианское крещение. При рождении младенца приглашают гелонга (священника) [по Тэйлору – ламу]. По его распоряжению приносят вместительный сосуд, в который вливают поровну воды и молока. Гелонг освящает эту смесь, читая молитвы и дуя на нее, потом трижды погружает в нее и купает в ней новорожденного. При этом нарекается имя 495 . Гелонг нарекает имя либо по своему усмотрению, либо по совещанию со священными книгами. Все имена ламаитов – имена буддийских святых 496 . У камчадалов имя новорожденному или новорожденной дается в память деда, бабки или какого-нибудь родственника мужа по восходящей линии; это – большею частью имена зверей или имена прилагательные, как, например: тихий, добрый и т.д. У бурят-шаманов имя новорожденному дается по первому предмету, попавшему на глаза отцу или матери; у бурят-ламаитов имя нарекает лама по совещанию со звездами и священными книгами. – У калмыков вместо имени дают в прозвище первое слово, выговоренное его родными в минуту рождения или название встречного животного 497 . У лопарей в их полухристианском состоянии существовала следующая форма крещения: ребенку давалось имя с троекратным окроплением и омовением теплой водой, в которую клались мистические ветви ольхи. Церемония эта, называвшаяся баней, «лауго» (laugo, ср. древнее название крещения λουτρν, баня; слово laugo не лапландского, а скандинавского происхождения), могла повторяться несколько раз и рассматривалась как местный обычай, вполне отличный от христианского крещения, которого лопари также придерживались 498 . Подобно молочному имени китайцев вотяки Казанской и Вятской губерний имеют банные имена.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

p. 675 sq. Кедрина, Сокращ. ист. ed. 1. t. I. p. 642: ’Ιουστινιανς μγας βασιλες ωμαων… τν ναν τν γων Σεργου κα Βκχου… κα σνεγγυς τοτου ναν τν γων ποστλων... μοναστριον περιφανν νδρν πεκλρωσε. Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. р. 135). По взятии Царьграда Турками, церковь Сергия и Вакха обращена в мечеть, которая носит ныне название Киучук-аия-София, т.е. Малой святой Софии (Патр. Константия, Κωνσταντινις, σελ. 31 κα 79. Византия, . Κωνσταντινοπ. τμ. α´. σελ. 265, 266).– Свв. мученики Сергий и Вакх были придворными сановниками и любимцами Максимиана, который, даже узнав, что они исповедуют христианскую веру, не захотел сам мучить и казнить их, а отослал к правителю восточных стран Антиоху (Чет. Мин. 7 октября).– О св. Епимахе см. выше, примеч. 88. 250 Подромий – ипподром, ππδρομος, ππικν, circus (Сн. примеч. 144). Находился в III-й части города (Константия, Κωνσταντινις, σελ. 31). Начат при импер. Септ. Севере (οτος κα τ Ζεξιππον λουτρν κτισε Βυζαντοις, κα τ πρτον κτσμα τ πποδρμ παρδωκε. Кедр. ed. 1. t. I. p. 442), а приведен в окончательное устройство при Константине Великом (ς κτσας τν πλιν μετονμασε Κωνσταντινοπολιν, ν κα κοσμσας χαλκουργμασι, κα τ ππικν ναπληρσας, πρτος πετλεσεν ν τ γενεϑλ μρ τς πλεως τν ππικν γνα, τις τελεται ια´ μρ μαου. Дюканжа, Constantinop. christ. lib. II. p. 102. Бандури, Imper. Orient. t. II. p. 662 sq. Подробно у Византия, . Κωνσταντινοπ. τμ. α´ σελ. 225–255). 252 Безкоимитами – τν κοιμτων μον, обитель Неусыпающих, о которой сказано выше (См. примеч. 84).– Кажется, что «о Безкоимитами» написано вм. «с Безкоимитами»: иначе трудно объяснить сочетание слов. 254 Св. Иулиания, Никомидиянка знатного рода, обрученная царедворцу Елевсию, но отвергшая руку его за то, что он был язычник, после разных истязаний, усечена мечем, при Диоклитиане. По указанию Минеи, в Царьграде была церковь во имя св. мученицы Иулиании, близ св. Евфимии, в Петрии, где 21 декабря совершалась и память ее: τελεται δ ατς σναξις ν τ μαρτυρ ατς, πλησον τς γας μρτυρος Εφημας ν τ Πετρ (Дюканжа, Constantinop.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

405 Ibld. n. 4 p. 845. Затем вдается в нравственное изъяснение земли обетованной, стараясь истолковать ее в смысле  perfectio, beatitudo perfectionis и т.п. и тем напоминает своего учителя (Климента алекс.). 406 Так в следующем за приведенным выше местом (in ies. Nav. hom. V n. 1 p. 847) пишет: nobis quoque venientibus ad baptismum salutare et suscipientibus sacramenta Verbi Dei. Под последним выражением разумеется евхаристия. Отцы любили называть ее «таинствами» во внимании к тому, что она заключает в себе не только тело, но и кровь Христову. 407 In Numer hom. II n. 2 р. 613. Antea in aenigmate fuit baptismus in nube et in mari, nonc autem in specie regeneratio est in aqua et in Spiritu. Tunc in aenigmate erat manna cibus, nunc autem in specie caro Verbi Dei est verus cibus. 408 In Luc. hom. XXIV p. 1864–5. Подобное же место о sacramento eluente atque purgante мы уже привели (ibid. hom. XIV p. 1836). См. др. места этого рода в трактате о покаянии. 409 In loan. t. VI n. 17 р. 257. «И еще нужно заметить, продолжает Ориген , что Иоанново крещение было ниже Иисусова, сообщаемого через Его учеников. Поэтому в Деяниях крещенные Иоанновым крещением, не слыхавшие, что есть Дух св., во второй раз крещаются апостолом. Ибо то, что касается возрождения, совершалось не у Иоанна, а у Иисуса через учеников, равно и – так называемая баня пакибытия, совершающаяся с обновлением (через) Духа, носящегося и ныне, – так как Он от Бога, – над водою, но не во всех вселяющегося после воды (τ γρ τς ναγεννσεως ο παρ τ ωννη, λλ παρ τ ησο δι τν μαθητν γνετο, κα παλιγγενεσας νομαζμενον λουτρν, μετ νακαινσεως γινμενον Πνεματος, το κα νν πιφερομνου, πιδ παρ Θεο στν, πνω το δατος, λλ ο πσι μετ τ δωρ γγινομνου). Трудно понять, что Ориген хочет сказать словами: «не во всех вселяющегося после воды». Нам думается, что он разумеет здесь чрезвычайные дарования (например, дар языков, или исцелений), не всеми, конечно, волучаемые. Приведенный выше пример Симона до известной степени подкрепляет нашу догадку.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Г. часто использовал выражение «тело Церкви» (τ σμα τς κκλησας), обозначая им всю полноту церковного общества ( Idem. Adv. Apollin.//GNO. T. 3. Pt. 1. P. 132. 24-25). И как в теле есть мн. члены, различающиеся между собой назначением, функцией и почетом, так и входящие в Церковь люди имеют различные должности, служения и значение ( Idem. In Cant. Cantic. 7//GNO. T. 6. P. 216. 3-17), из них Г. упоминал епископов, пресвитеров, диаконов и др. служителей (πηρται - Idem. De vita Macr. 15. 2). Епископам Христос «через Петра дал ключ небесных воздаяний», т. е. власть отпускать грехи ( Idem. Castig.//PG. 46. Col. 312). Епископы и пресвитеры, посвящаемые благословением, обретают «некую небесную силу и благодать», становясь «вождями, председателями, учителями благочестия и тайноводственниками сокровенных таинств» ( Idem. In bapt. Christ.//GNO. T. 9. P. 225. 25-226. 8). По учению Г., все церковные таинства (τ μυστρια, τ μυστικ διδϒματα) имеют 2 стороны: внешнюю и внутреннюю, телесную и духовную, что обусловлено двусоставностью человека и целью уврачевать «подобным подобное» (Ibidem//GNO. T. 9. P. 225. 3-8). К церковным таинствам Г. относил в первую очередь Крещение и Евхаристию. I. Крещение. Библейским основанием Крещения Г. считал слова Христа о рождении от воды и Духа (Ин 3. 5). Называл он это таинство по-разному: «крещение» (βπτισμα), «просвещение» (φτισμα), «домостроительство купели» ( κατ τ λουτρν οκονομα), «возрождение» (παλιϒϒενεσα, ναϒννησις, τρα ϒνεσις) ( Greg. Nyss. Or. catech. 32. 108-109). По определению Г., «Крещение - это очищение от грехов, отпущение прегрешений, причина обновления и возрождения»; «оставление наказаний, разрешение уз, родство с Богом, свободная откровенность и... равночестие с ангелами» ( Idem. In bapt. Christ.//GNO. T. 9. P. 224. 4-5). Также это «другое рождение… вводящее рожденного в жизнь бессмертную» ( Idem. Or. catech. 33. 4-6), «просвещение светом истины» и «смытие черноты неведения» ( Idem. In Cant. Cantic. 8//GNO. T. 6. P. 323. 20-324. 2).

http://pravenc.ru/text/166529.html

Такая фреска, очевидно, говорит за погружательную форму крещения. За троекратность погружения в это время ясно говорит «также памятник » διδαχ τν ποστλων«, недавно отрытый и относяшиеся к началу II в. 955 . Более богат определенными свидетельствами относительно формы крещения III век. Самый древний свидетель этого века Тертуллиан говорит: «намереваясь приступить к воде, мы прежде свидетельствуем что отрекаемся от диавола и гордыни, и ангелов их, потом трижды погружаемся 956 , Тоже самое он указывает в сочинении «против Праксея» 957 . В Апостольских Постановлениях говорится: «потом ты епископ, или подчиненный тебе пресвитер, произнося над ними (крещаемыми) поименно священное призывание Отца и Сына и Святого Духа, погрузи ( βαπτσεις) их в воде 958 . «Кто с верою входит в купель ( καταβανων ες τν λουτρν), возрождения, говорит святый Ипполит, тот разлучается с лукавым, вступает в союз с Христом, совлекается рабства и облекается в усыновление. Он восходит ( νρχεται) от купели крещения светел, как солнце, сияя лучами правды 959 ». Здесь выражения: «входит в купель» и «выходит», очевидно, указывают на погружение при омовении водою в крещении. Наконец, нельзя упустить из внимания, как довольно важное свидетельство в данном случае, сомнение Африканского епископа Магнуса в истинности обливательного крещения, разрешенное святым Киприаном Карфагенским 960 . Сопоставляя все эти указания III века, не трудно убедиться, что и в этот, тяжелый для церкви, век, крещение также совершалось троекратным погружением в воду. При этом нужно заметить, что погружательная форма (как и формула крещения, что увидим ниже) в этот именно век трактуется не только, как дело традиции, но как предписание и закон, данный самим Иисусом Христом и безусловно обязательный для церкви. «Для крещения дан закон, говорит Тертуллиан, и предписана форма: шедше, говорит Иисус Христос, научите вся языки, крестя их во имя Отца, и Сына и святого Духа» 961 . Переносимся к IV и V векам, векам самым богатым по своим историческим свидетельствам относительно совершения таинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Такая расстановка предложений вполне согласна с общепринятым греческим текстом и с нашим славянским, в которых после слов: το σωτρος μν Θεο – Спаса нашего Бога – стоит запятая. Бл. Феофилакт говорит в объяснении на это место: „Бог спас нас не за дела, которые мы сделали, напротив того: мы и не сделали дел правды, и не ими оправдались, но все сделала благость Его“ 1045 . На вопрос, – почему люди, до явления благодати Божией, не могли оправдаться перед Богом своими делами? – отвечает Св. Иоанн Златоуст . „Потому что мы были в таком отчаянном состоянии, что не имели ничего доброго. До пришествия Христова.... не было ничего твердого, – ни закона естественного, ни закона нравственного, но все извращено“ 1046 . Итак, основание нашего спасения заключается в Боге, в Его благодати. Он спас нас по Своей милости – κατα­ τν ατο λεον 1047 σωσεν μ ς. Каким образом Господь совершил спасение всех людей вообще, т. е. избавил их от греха, проклятия и смерти, – об этом Апостол сказал выше в стихе 14-м второй главы; здесь же говорит он о средстве спасения каждого человека в отдельности или о том, каким образом из греховного состояния, описанного в 3-м стихе этой главы, христиане перешли в состояние святости, в новую лучшую жизнь. Каким же образом? – Посредством крещения: банею пакибытия и обновления Духа Святаго – δια­ λουτρο παλιγγενεσ ας κα νακαιν σεως. Λουτρν 1048 – баня – здесь означает крещение. „Крещение названо банею“, говорит Флятт, „на том основании, что в первенствующие времена христианской Церкви оно совершалось посредством погружения 1049 . Παλιγγενεσ α – пакибытие – в Евангелии от Матфея употреблено в значении будущего обновления вселенной, нового порядка вещей 1050 ; здесь это выражение означает то же, что в Евангелии от Иоанна, – рождение свыше, возрождение 1051 , а в связи с выражением 7-го ст. той же главы: да оправдившеся ( δικαιωθντες – оправданные, прощенные во грехах) – оправдание, очищение от грехов, примирение с Богом. Выражение: νακαινσις – обновление – служит дополнением и объяснением предыдущего: пакибытия; оно означает то же, что в послании к Галатам выражение: нова тварь – καιν κτσις 1052 , и указывает на новое, благодатное состояние возрожденного, на чистоту его тела, на святость души, на усыновление Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010