Вода, как главное вещество при Таинстве Крещения, послужила поводом для многочисленных символических выражений. Церковные писатели означают иногда самое Таинство словом: вода, το δωρ , aqua. Св. Иустин говорит: „Потом мы приводим их туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, как сами мы возродились, т. е. омываются тогда водою во имя Бога Отца и Владыки всего и Спасителя нашего Иисуса Христа и Духа Святаго“ 70 . В другом месте он называет Крещение водою жизни; откуда произошло на надписях выражение δωρ τς ζως . Другое выражение: δωρ ζ ν , заимствовано из Апокалипсиса ( Откр.22:17 ): „и хотяй да приимет воду животную туне“): „κα θλων λαμβνετω τ δωρ ζως δωρεν“. Если вода получила символическое значение Таинства Крещения, то и слово „источник“: πηγ , fons получил одинаковое значение, и на этом основании Гарруччи предлагает поместить на символической надписи Пектория, на том месте, где часть надписи повреждена, слово πηγ в смысле крещения 71 . Наконец, и слово колодец: το φραρ , puteus, cisterna, упоминаемое в Апокалипсисе ( Откр.3:15–16 ), толкуется в смысле крещения. Ко всем этим символическим выражениям надо присоединить ещё слово: баня, λουτρν 72 в том смысле, как оно объяснено в послании к Ефесянам ( Еф.5:26 ): „да освятит ю очистив банею водною в глаголе“), и в особенности в послании к Титу ( Тит.3:5 ): ...но по Своей Его милости спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго (δι λουτρο παλιγγενεσας κα νακαινσεως πνεματος γου“). Ту же мысль развивает св. Иустин на основании слов Спасителя: „если не родитесь снова, то не войдёте в Царство Небесное“ ( Ин.3:3–5 ), причём доказывает необходимость возрождения посредством Таинства Крещения. Окончательное развитие этой же мысли изложено у Григория Богослова : „Писание показывает нам троякое рождение: рождение плотское, рождение чрез Крещение и рождение чрез Воскресение“ 73 . После такого толкования понятно, что новокрещённые сравнивались с новорождёнными детьми и носили символические названая: θεο τκνον, λοπαις 74 , puer, infans et fidelis 75 . О последнем выражении „fidelis“ надо заметить, что оно употреблялось не только в смысле человека верующего, но означало также христианина, как лицо, принявшее крещение. Такое же двойное значение имели слова: πιστς и γιος.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I Петр. 3, 21), т. е. для оправдания. Ап. Анания говорить Савлу: востав, крестися и омый грехи твоя, призвав имя Господа Иисуса ( Деян. 22, 16 ). В приведенных изречениях ясно показывается, что крещение водою во имя И. Христа обладает силою очищения от грехов. Ап. Павел, напомнив коринфским христианам из язычников, какими грешниками из них нецыи (τινς) бесте до крещения, потом о действии крещения говорить: но омыстеся, но освятитеся (γισϑητε), но оправдистеся. (δικαιϑητε) именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бага нашего ( 1Кор. 6, 11 ). По мысли апостола, чрез крещение или омовение даруется оправдание и освящение и сообщение того и другого поставляется в зависимость от имени Господа, как Искупителя, и от Духа Бога нашего, как Освятителя. Из связи речи и в сопоставлении с другими свидетельствами апостола о существе оправдания под оправданием разумеется действительное оправдание человека от грехов, как бы они тяжки ни были, очищение от всего греховного, освящение его внутреннего существа, а не объявление лишь праведным пред Богом при наличной греховности. Тот же апостол пишет, что Христос освятил церковь , очистив банею водною во глаголе, т. е. что крещение в связи с определенным глаголом (произнесением известных слов) имеет силу очищения от грехов, очищения от всякой скверны, порока или чего-либо подобного, иначе, дарует крещаемому святость ( Еф. 5, 26–27 ). В других местах Писания то же оправдывающее и освящающее действие благодати крещения изображается как совершенное обновление, воссоздание или возрождение природы падшего человека. Так, Спаситель в беседе с Никодимом называешь крещение рождением свыше, рождением от Духа в противоположность рождение от плоти ( Иоан. 3, 3–6 ), т. е. что действием Духа в воде крещения рождается новый человек. Ап. Павел называет крещение банею пакибытия λουτρν παλιγγενεσας) и обновления (νακανσεως) Духом Святым ( Тит. 3, 3–5 ). Παλιγγενεσα – значит второе рождение 107 . Оно указывает на такое преобразование в природе крещающегося, в силу которого изменяются врожденные ему внутренние свойства и сообщаются ему новые, именно такие, которые по естественному порядку вещей приобретаются лишь путем рождения, от природы, а не при посредстве нравственного самоусовершенствования и перевоспитания человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

„Крещение называется баней возрождения“, говорит Корнелий а Лапиде, „потому что здесь мы снова возрождаемся во Христе, и – обновления Св. Духа, потому что здесь мы обновляемся, становимся новыми человеками, святыми, праведными, чадами и друзьями Божиими“ 1053 . Таким образом, крещение названо „банею пакибытия и обновления“ потому, что здесь человек совершенно перерождается, обновляется и становится совершенно новым творением, а не внешним только образом очищается от грехов. Об этом хорошо сказано у св. Иоанна Златоуста . „Так глубоко были мы погружены во зле, что не могли уже очиститься, но имели нужду в возрождении: это – подлинно возрождение. Как под сгнивший дом никто не подставляет подпор и не приколачивает ничего к старому зданию, но разрушив его до основания, сполна воздвигает и возобновляет; так поступил и Он (Бог): не исправил нас, но воссоздал сполна“ 1054 . Действующая причина (cavsa efficiens) нашего возрождения и обновления в крещении, по Апостолу, есть Дух Св. To же говорит и Григорий Богослов : от Духа нам возрождение, от возрождения же обновление“ 1055 . И у отцов и учителей церковных мы встречаем те же выражения относительно крещения и его спасительности, какими изобразил его Апостол в рассматриваемом месте. Так, Иустин Философ называет крещение „банею“ – λουτρν, где мы возрождаемся и обновляемся. „Мы“, говорит он в Апологии 1, „посвятили самих себя Богу, обновившись ( καινοποιηθντες) чрез Иисуса Христа. Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ним, тех мы приводим туда, где есть вода, и они возрождаются ( ναγενννται) таким же образом, как сами мы возродились, т. е. омываются тогда водою ( τ ν τ δατι τ τε λουτρν ποιονται) во имя Бога Отца и владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Св.“ 1060 . Климент Александрийский крещение называет „банею“, в которой мы омываемся от грехов: „это дело (крещение) часто называется даром, и освящением, и совершением, и банею ( λουτρν); банею же потому, что чрез него мы омываемся от грехов“ 1061 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Во втором отделении как разъясняет Апостол: а) Чему учить верных, сообразно их возрасту и состоянию ( Тит. 2:1–10 )? б) Как учить ( Тит. 2:11–15 )? в) Чему учит пасомых касательно внешних отношений к гражданским властям и языческому обществу ( Тит. 3:1–8 )? г) Как держать себя предстоятелю церкви по отношению к еретикам ( Тит. 3:9–11 )? Вопросы к отделу «о качествах пресвитеров» Одноженство пресвитера ставит ли его выше всякого двоеженца? Справедливо ли достойных самих по себе мужей не допускать до священства ради недостоинства их детей? Какие выводятся отрицательные качества доброго пастыря из понятия о верном экономе, или домоправителе в церкви Божией ( Тит. 1:7 )? Каковы суть положительные качества доброго пастыря, и как в частности понимать его благолюбие, целомудренность, праведность, преподобие и воздержательность ( Тит. 1:8 )? Почему Апостол не просто сказал о достойном пресвитере, что он должен держаться верного слова, но еще прибавил по учению ( Тит. 1:9 )? Как рассуждает св. Златоуст насчет того, что Апостол все качества достойного священства завершает учительством? Вопросы к отделу: «о назначении христианской жизни к святости и добрым делам» Как словами апостольскими о явившейся благодати Божией обличается лжеучение об оправдании одной верой без добрых дел ( Тит. 2:11, 12 )? В каких словах Апостола слышится особенно сильное указание на божество Иисуса Христа ( Тит. 2:13 )? Откуда видна необходимость добрых дел для совершения нашего спасения чрез веру в Господа Иисуса Христа ( Тит. 2:14 )? От какого пренебрежения предохраняет св. Апостол пастыря церкви и за что собственно ( Тит. 2:15 )? Какого характера добродетели заповедует Апостол в 1-м и 2-м стихах III главы? Какие приводит Апостол причины или основания к тому, чтобы христиане, превосходя по жизни своей людей века сего вообще, в тоже время были кротки и снисходительны к сим людям ( Тит. 3:3, 4 )? На какие таинства указует Апостол словами о бане пакибытия и обильном излиянии Духа Святого ( Тит. 3:5, 6 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Окончательное спасение оправданных откроется с явлением «славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит.2:13 ), т. е. во второе и славное пришествие на землю Сына Божия для суда и воздаяния. Стих 2, 13 содержит догматическое указание Апостола на Божество Иисуса Христа. Указав Титу на необходимость проповеди учения о спасающей благодати во Христе ( Тит.2:15 ) и о новых началах жизни по благодати ( Тит.3:1–3 ), Апостол вновь возвращается к теме о спасении по благодати Божией ( Тит.3:3–7 ). Все мы были некогда настолько погружены во грехи и осуждены гневом Божиим, что никогда не смогли бы сами очиститься. Только Сам Бог Отец явлением Своего человеколюбия спас нас, обновив нас «Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа Спасителя нашего» ( Тит.3:5–6 ). Здесь в 3, 3–6 оказано о действии всей Святой Троицы в деле спасения грешника, почему этот текст ( Тит.2:11–3, 7 ) читается на праздник Богоявления. Во Христе мы «по упованию», т. е. в надежде, «соделались наследниками вечной жизни» ( Тит.3:7 ). Даром, по благодати, мы призваны к наследию, даром снабжены к этому благодатными силами, но дается оно не механически, а по мере активного усвоения благодати, почему Апостол так настойчиво и увещает уверовавших «быть прилежными к добрым делам» ( Тит.3:8 ). в) Об отношении к лжеучителям (Тит.3:8–14) Бесполезных словопрений с противниками этого учения, т. е. с лжеучителями, следует удаляться ( Тит.3:9 ). Однако, если лжеучители разрушают веру в других людях, их следует строго обличать и вразумлять. Если же они после нескольких вразумлений не исправятся, то Апостол советует прекращать общение с ними, как не подающими надежды на обращение ( Тит.3:10 ). Такой еретик «развратился и грешит, будучи самоосужден» ( Тит.3:11 ), т. е. совесть его осуждает, он знает, что противится истине; тем самым он хулит Духа Святого, что не простится ему никогда. В послесловии Апостол дает Титу ряд распоряжений относительно обеспечения его сотрудников, с тем, чтобы дать возможность верующим «упражняться в добрых делах... дабы не были бесплодны» ( Тит.3:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Когда Павел задержался в Никополе, то снова призывал к себе Тита, говоря в своем послании к нему: «когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму» (Тит.3:12). И пришел к нему святой Тит в Никополь; побыв вместе с ним непродолжительное время, Тит снова был послан им в Крит. После этого святой Павел был взят в Иерусалиме, заключен в оковы и послан в Рим. Тит, услыхав обо всём этом, прошел в Рим, дабы видеть страдальческий подвиг своего учителя. Тит пробыл в Риме до кончины святого Апостола Павла; по усечении честной главы Апостола (что было сделано по приказанию Нерона [ 4 ], Тит предал погребению честное тело Апостола и снова возвратился к своей пастве, в Крит; престол святительства своего Тит имел в одном из лучших критских городов, называвшемся Гортиной; Тит трудился непрестанно, обращая ко Христу еллинов от заблуждения их, поучая их и утверждая веру их чудесами. Следует заметить, что на острове том был идол почитаемой язычниками богини Дианы [ 5 ]; на поклонение сему идолу приходило много еллинов, которые приносили также и жертвы. Однажды святой Тит пришел на то место собрания нечестивых и начал говорить им слово Божие, увещевая их обратиться к истинному Богу, познав обольщение идольское. Но так как народ не слушал слов его, то святой Тит помолился Богу, и тотчас идол тот упал и рассыпался в прах. Тогда все, бывшие там, пришли в ужас, и уверовало во Христа в день тот пятьсот человек. Точно так же, когда, по приказанию императора римского, на острове Крите строился большой храм идольский в честь мерзкого бога Зевса [ 6 ], — и уже заканчивался постройкой, — Апостол Христов Тит, проходя мимо того места, помолился Богу истинному, и внезапно храм тот упал и разрушился до основания. Видя такое чудо, многие еллины обратились ко Христу и построили прекрасную церковь во имя господа Иисуса Христа, Бога истинного. Просветив остров Крит и окрестные страны светом веры святой, Апостол Тит достиг глубокой старости; он преставился ко Господу, имея от роду девяносто четыре года. При кончине его пришли с неба ангелы, дабы взять душу его; и просветилось лицо его, как солнце. Ибо чья жизнь была светом миру, того и смерть была почтена осиянием света от господа нашего Иисуса Христа [ 7 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

§ 17. Послание к Титу 138. Личность Тита и место написания Тит. Хотя Тит ни разу не упоминается в Деян. — книге, большая часть которой посвящена миссионерской деятельности ап. Павла, — его имя (Ti/toj) встречается в Павловых посланиях, особенно часто во 2 Кор. Из неоднократных упоминаний Тита во 2 Кор. следует, что он принимал самое непосредственное участие в восстановлении добрых отношений между Павлом и коринфскими христианами. Скорее всего, именно он и доставил в Коринф знаменитое Павлово послание «со многими слезами», а обратно принес ответные добрые вести (см. 2 Кор. 2, 13; 7, 6. 13слл.; 8, 6. 16. 23; 12, 18; см. § 32. 2). Личность Тита в каком-то смысле стала символом и в памятной полемике Павла с иудействующими. Будучи обращенным Павлом из язычников (эллинов), он не был обрезан, как этого требовали иудействующие проповедники — оппоненты апостола языков (см. Гал. 2, 1-3). Тем самым Тит явил собой живой пример христианина, превзошедшего букву иудейского Закона. Послание к Титу заставляет предполагать, что ап. Павел доверил Титу церковь на острове Крит, где сам апостол побывал только во время своего путешествия под конвоем в Рим в начале 60-х годов (см. Деян. 27, 7-14): Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал (Тит. 1, 5). Возможно, Павел побывал на Крите после своих римских уз, но это лишь предположения, так как в Деян. ничего не говорится об исходе судебного разбирательства в Риме. Среди наиболее вероятных мест написания Тит. фигурируют чаще всего Ефес (Малая Азия) или Греция (Македония или Ахаия). 139. План и содержание Тит. Сразу можно отметить удивительную схожесть если не плана, то содержания Тит. и 1 Тим. Основную часть Тит. можно разделить на три раздела, которым имеются близкие соответствия в 1 Тим.: 1) Церковная организация: служение пресвитеров и епископов (Тит. 1, 5-9) 2) Лжеучения, которые угрожают Церкви (Тит. 1, 10-16) 3) Поведение христиан внутри Церкви: старцев, стариц, юношей и вообще всех членов Церкви (Тит. 2, 1 — 3, 11).

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

а) Чему пастырь должен учить в зависимости от возраста и состояния слушателей ( Тит.2:1–10 ) Истинный пастырь должен разумно подходить к своей пастве, преподавая свое учение не без разбора, но сообразуясь с возрастом, способностями, положением своих пасомых. От старцев следует требовать «бдительности», т. е. духовной осторожности, не допускающей увлечься обольщением; «степенности» в словах, мыслях, внешнем виде; «целомудрия», т. е. здравого состояния ума и чистой жизни, «здравы в вере, в любви, в терпении», чтобы эти добродетели были спасительными ( Тит.2:2 ). Стариц следует удерживать от клеветы и требовать, чтобы они прилично одевались, как подобает «святым», т. е. христианам ( Тит.2:3 ); молодых женщин наставлять любить своих мужей и детей и быть «целомудренными» (в душе) и «чистыми» во внешней жизни ( Тит.2:4–5 ). Юношей тоже следует наставлять быть целомудренными ( Тит.2:6 ). Во всем пастырь обязан показать «в себе образец» добрых дел: и в учении, и в жизни, «чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» ( Тит.2:7–8 ). Рабов следует увещевать «повиноваться своим господам» ( Тит.2:9–10 ) и жить по учению Спасители, дабы не было нарекания на учение Христово. Каждый христианин в крещении получает возрождающую благодать Духа Святого, как залог вечной жизни, поэтому временное состояние рабства на может воспрепятствовать достижению цели более высокой – вечной жизни ( Тит.2:11–3, 7 ). б) О явлении благодати Божией в мир (Тит.2:11–3, 7) Догматическим содержанием Послания является указание на пришествие в мир новой животворящей силы – «благодати Божией, спасительной для всех человеков» ( Тит.2:11 ), через воплощение, страдания, смерть и воскресение Господа Иисуса Христа, ниспослание Духа Святого и устройство Церкви Божией на земле. Явление этой благодати совершает наше спасение. Но она не насильно спасает нас, а только помогает развиться лучшему, святому в нас самих: «научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» ( Тит.2:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Обман зрения как бы получился. Бросил его Тит, хотел другой, поменьше выбрать, и тут же потемнело у него в глазах. Протер их, все равно ничего не видит, зрения лишился. Испугался, попросил товарищей найти камень. Нашли, подали ему - и прозрел. Положил Тит этот чудо-камень в котомку, и тронулись солдаты в путь. Дорога к дому была не близкой, многие версты шли пешком. Стал Тит уставать, слабеть от скудной пищи. Чтобы облегчить свою котомку, решил расстаться с камнем. Выложил его на привале, и пошли однополчане дальше. Но облегчения Тит не получил, ачерез короткое время снова потерял зрение. Почувствовал что-то в этом неладное, упросил товарищей вернуться к привалу, забрал камень обратно - и снова прозрел. Вернулся Тит в свою деревню, достал из котомки дорогой камешек, бережно обернул в тряпицу и положил на дно сундука. Прошло много лет. Тит Петрович уже был женат, уже и пятеро детей росли - два сына и три дочери. Серый камень со Смоленской земли все эти годы так и лежал в сундуке, пока однажды в весенний праздник Николая Чудотворца не собрались жители деревни Бугабаш пойти крестным ходом на Святой родник в Николо-Березовку, что на Каме. Собрался вместе со всеми и Тит Табаков и тут вспомнил о смоленском камне и решил освятить его на Святом роднике. Достал сверток из сундука, развернул тряпицу - и глазам не верит: на камне рисунок проявился. Стал всматриваться: лик Богородицы Смоленской Одигитрии с Предвечным Младенцем на левой руке. По бокам Божией Матери и Спасителя два каких-то угодника стоят. После крестного хода и освящения камня поставил Тит образ Пресвятой Богородицы на Божницу, а ночью видит сон: является к нему Богородица и просит, чтобы он обратился с сим Образом на камне за благословением к Уфимскому епископу - поставить на земле бугабашской женский монастырь. Тит стал объяснять, что не сможет он с таким трудным делом справиться: и малограмотен, и опыта никакого нет, земли и денегне знает где взять. А Богородица на все доводы Тита медленно, по слогам, чуть вытянув губы в трубочку, пообещала: «По-мо-гу». Проснулся Тит, рассказал сон жене. Та стала отговаривать, ссылаясь на то, что своей земли у них мало, с неекормиться надо, да и сыновей отделять придется, денег и вовсе негде взять. К тому же, мало ли что во сне приснится. Согласился Тит с женой. Прошло некоторое время, опять явилась Божия Матерь Титу Табакову во сне, напомнила о разговоре. Стал Титснова свои доводы приводить, оправдываться. И снова Богородица медленно, по слогам произнесла: «Про-кор-млю... По-мо-гу...»

http://pravicon.com/info-695

А что такое ? Значить, Господь избирает кого-то, кто должен спастись, а других не избирает? Получается, что Господь как бы не одинаково к людям относится: одних избирает, других нет. Как же так? Избрание Божие целиком покоится на Божьем всеведении: человек остается свободным, но Господь заранее, непостижимо нам это провидит, какой путь он изберет. И если он изберет путь правильный, то он будет избранник Божий. Поэтому Божья Матерь явилась преподобному Сергию и говорит ему (конечно, он был потрясен этим явлением Божьей Матери, Царицы Небесной) — «Не ужасайся, избранник Божий!» Не потому что это был какой-то отмеченный избранник, а потому что Божия Матерь знала преподобного Сергия и потому так назвала его. (Тит. 1:1, 2). Значит, истина, относящаяся к благочестию это — надежда наследовать вечную жизнь. А надежда эта опирается на то, что Господь это обещал, а Бог неизменен в Своем Слове: что Он сказал, это так и будет. (Тит. 1:3, 4). Как отец сыну, преподает он здесь мир и благословение Единого Бога, а дальше круто переходит к делу: (Тит. 1:5) — Тимофея апостол оставил в то время в Ефесе. Тимофей был Ефесский епископ, он там пострадал, а Тит был Критский. (Тит. 1:5, 6). Как и в Послании Тимофею, апостол говорил, что тот, кто не умеет своим домом управлять, как будет управлять Церковью? (слуга Божий), (Тит. 1:7). Это напоминает параллельные наставления апостолу Тимофею. (т.е. приветлив к странникам, ублажающим их), его научили (Тит. 1:8, 9). Конечно, если пресвитерское или епископское служение примет на себя человек, который сам не знает, как должно, своего христианского учения, как он может обличать заблудившегося и наставлять того, кто нуждается в наставлении? (Тит. 10:11). Помните, мы только что читали в Послании к Тимофею: (Тит. 1:12). Довольно суровое определение, правда? Но отсюда появился известный софизм, который в логике приводится как пример того, как формальный логический вывод может заключиться, например, в другой вывод, который им нужен. Но то, что здесь сказано о каком-то стихотворце относится к стихотворцу, который этот способ здесь применил, как известно из истории. Так вот такой софизм: критянин Эпименид говорит, что все критяне — лжецы. А так как он сам критянин, значит он — лжец. А так как он лжет, то он сказал неправду, значит, критяне не лжецы. А раз не лжецы, то и он не лжец. А раз он не лжец, то он сказал правду. Значит, они лжецы. А так как он критянин, то и он лжец, и пошло... Есть выход из формального такого логического круга. А выход, конечно, только в том, что дается в русской поговорке: «Из всякого правила бывают исключения!» «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые», сказал Эпименид, а Павел добавляет: (Тит. 1:13—15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010