1–5). Это люди, развращенные умом и невежды в вере, а те, на кого они обратят свое внимание, не лучше их, утопают в плотоугодии, которое им закрыло ум, так что они все учат и не могут изучить (ст. 6–7). Эти люди, подобно египетским волхвам, упорно противятся истине (ст. 8). Впрочем, безумие их скоро обнаружится, и они не будут иметь большого успеха (ст. 9). Раздел второй. Наставления, воодушевляющие Тимофея к должному пастырскому служению (3:10–4:8) I . Мужайся! (3:10– 13) Уже прошлое наше говорит о наших подвигах, которых нам не приходится бояться (ст. 10–11), ибо для земли это уже установившийся порядок – хорошим страдать (ст. 12–13). II . Будь ревностным (3:14–4: 4) А). Сам пребывай в принятом тобою спасительном учении (3:14–17) Ибо ты сведущ в Писании, которое преподано тебе, и в котором ты воспитан, учился у самого Апостола (ст. 14–15), и Священное Писание вкоренено в твоем сердце с самого детства (ст. 16–17). Б). Неутомимо проповедуй Священное Писание другим (4:1–4) Всячески проповедуй, так делай во имя всего святого (ст. 1–2), ибо придут дни, когда многие не станут слушать слова истины (ст. 3–4). III . Трезвенно и му дро веди дело благовестил (4:5– 8) Как заместитель Апостола, ввиду скорого его исхода из этой жизни. Заключение (4:9–22) Главное, просит Тимофея прийти в Рим (ст. 9:11) до зимы (ст. 21), и принести фелонь и книги (ст. 13), ибо он одинок. Одни его покинули (ст. 10), а другие посланы им по нужде благовестия (ст. 12:20). Сообщает мимоходом о своем злоключении, что он оставлен всеми, и был на суде один (ст. 16–18), и предостерегает Тимофея от какого-то Александра-медника (ст. 14–15). И наконец, заканчивает послание приветствиями (ст. 19–21) и благожеланием (ст 22). Предметный указатель к творениям святого Апостола Павла Читать далее Источник: Жизнь и труды святого Апостола Павла/[Священник Н. Рудинский]. Толкование апостольских посланий святителем Феофаном Затворником. – 2. изд., доп. и перераб. – М.: Правило веры: Моск. Срет. монастырь, 2002. – 887, c. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Б). Падение Израиля во спасение язычников (11:11–12) Отпадение не покорившихся вере, служит к спасению язычников. Падение их не окончательное (ст. 11), дабы было славнее их восстание (ст. 12). B). Ослепление иудеев временное, после определенного времени весь Израиль спасется (11:13–32) а). Обращение язычников во спасение Израиля (11:13–24) Сначала говорит по соображениям ума, как Апостол языков – к язычникам: я ценю ваше обращение ко Христу (ст. 13), но при этом имею в виду, через ваше обращение, обратить и родичей моих по плоти – евреев, потому что с их обращением настанет светлое Божье Царство (ст. 14–15). Иудеи обратятся ко Христу, потому что корень их свят и цел (ст. 16). Правда, некоторые ветви отломились, и на место их привились вы (ст. 17), но вы этим не гордитесь (ст. 18–2 0), чтобы не отверг вас Бог (ст. 21–22). Господь со временем привьет и отпадшее. Итак, весь Израиль спасется (ст. 23–24). б) Откровение Божье о том, что Израиль спасется (11:25–32) Теперь говорит о том же, по слову Божию, что Бог не окончательно отверг евреев. Было откровение Апостолу, именно об отвержении до времени, пока Церковь не наполнится язычниками (ст. 25), а тогда откроются очи евреев, и они обратятся к Богу (ст. 26), знаком того будет полное их исправление (ст. 27). Итак, ради спасения язычников, они стали врагами Богу, но Бог все-таки их весьма любит, ради тех заветов, какие дал отцам, несомненно провидя самый еврейский народ (ст. 28), ибо обетования Божьи неизменны (ст. 29). И вышло, раньше, до Христа, вы были противниками Богу, а те – покорны, теперь наоборот, и Господь слово проповеди обратил к язычникам, и те спаслись. Поэтому что же невероятного в том, что Бог примет, отпадший для спасения язычников, Свой народ (ст. 30–31). Ведь все были в противлении, и через это противление свершает Господь спасение миру (ст. 32). Итак, противление к спасению мира! В этом сказалась мудрость Божия. Г). Апостол выражает удивление и благоговение перед путями премудрости Божьей(11:33–36) Апостол прославляет Бога, выражает чувства удивления и благоговения перед путями премудрости Его, управляющей миром. Велика Его мудрость в деле устроения спасения миру, и кто может постичь пути ее, кроме Его Самого (ст. 33). Он Сам есть источник этих мудрых планов и их выполнитель, и Ему Единому слава вовеки (ст. 34–36). Аминь. Часть вторая – нравоучительная (12:1–15:13)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

   1) Соборное изложение веры (ст. IX).    2) Правила Никейского Собора (καννες в узком смысле слова — ст. XI).    Под прочими же соборными документами мы понимаем «деяния», представляющие собой краткие письменные изложения соборной деятельности, составленные для отдельных Церквей и извещающие эти последние о тех или иных принятых на Соборе решениях и постановлениях. К таким документам относится послание Никейского Собора к Церкви Александрийской и прочим Церквам египетским (ст. XVI).    Подлинные акты (определения) Никейского Собора до нас не дошли, хотя они несомненно существовали, что видно из многочисленных свидетельств древних церковных писателей и историков. Так, очевидец и участник Собора св. Афанасий пишет: «Вера, какую Собор исповедал письменно, есть вера вселенской Церкви». «В Никее... присутствовали и подписали исповедание все, и даже отцы восстающих ныне против него».    Другой очевидец и участник Собора Евсевий, епископ Кесарийский, свидетельствует: «Для согласного исповедания веры, спасительное празднование Пасхи надлежало совершав всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подпиской каждого из присутствовавших».    Сократ дополняет эти свидетельства сообщением о том, что бывшие на Соборе епископы написали «и другие постановления, которые обыкновенно называли они правилами (καννες)» (Церковная история, I, 13). Здесь имеются в виду собственно «каноны», т. е. определения по дисциплинарным вопросам (20 правил Никейского Собора. Срав. блаж. Феодорит. Церковная история, I, 8). Надо полагать, что и под этими канонами стояли подписи участников Собора.    Мы не имеем безусловно достоверного текста соборного определения о Пасхе. Найденное Ж. Б. Питрой в греческом манускрипте и изданное им в своем «Spicilegium solesmiens» (t. IV, col. 541) определение Никейского Собора о Пасхе нуждается еще, как отмечает К. Смирнов, в надлежащей научной оценке.    Проф. В.В.Болотов полагает, что относительно празднования Пасхи было сделано на Соборе лишь незаписанное, неоформленное постановление, имеющее характер товарищеского соглашения — праздновать Пасху согласно обычаю, установившемуся в Александрийской Церкви. Если это справедливо, то тем более кажется возможным, что и относительно мелетиан не было сделано особого письменного определения, а разрешение этого частного, имевшего отношение исключительно к Египту, вопроса нашло свое документальное отражение лишь в тексте соборного послания к Церкви Александрийской. Под этим посланием в оригинале несомненно также стояли подписи епископов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Так вся земля познает вечное величие славы Господней (ст. 14). Горе врагу за то, что он давал покорённым народам пить горькую чашу унижения (ст. 15). За это он и сам должен до дна выпить чашу горечи, – вместо возвеличения его ожидает позор, бесчестие (ст. 16). Вавилон будет наказан; на него вернётся всё то зло, которое он совершил по отношению к Иудейскому народу – его коварное бесчеловечие, его беспощадная ярость к животным и даже к неодушевлённой природе (ст. 17). Бесполезны идолы, ничтожные немые божки: они – обманчивые призраки, созданные фантазией человека (ст. 18). Горе тем, кто надеется на таких богов – безжизненных, бездушных, бессильных (ст. 19). Пред лицем же святости Божией да благоговеет вся земля (ст. 20). Глава третья Вдохновенная молитва Аввакума (дифирамбического характера – ст. 1). Пророк с трепетом и смущением слышит о Божием определении и умоляет Господа помиловать Свой народ, явить воочию всех, что, и гневаясь и наказывая, Господь по прежнему не перестаёт быть милостивым (ст. 2). Пред вдохновенным взором пророка проходят многие благодеяния Божии, явленные уже в исторической жизни избранного народа и свидетельствующие о величии Иеговы. В обстоятельствах Синайского законодательства величие Божие проявилось с особою силою и славою. От Фемана и с гор Фарана Господь восходит на гору законодательства (ст. 3). Как яркое солнце, сияла тогда слава Господня (ст. 4). Господь явился народу и дал слово закона своего при необычных грозных явлениях природы (ст. 5). Всегда так всемогущество Иеговы приводит в трепет и людей и самое неподвижную природу: Вечный Бог умаляет, уничтожает вечные колоссы вселенной (ст. 6). В ужасе и смятении созерцают величие Божие окрест­ные народы (ст. 7). Пришла в движение самая водная стихия. Чудесами силы Своей над морем и реками Господь подаёт дивную по­мощь народу Своему (ст. 8). Господь верен завету Своему с Израилем; поэтому Он всегда готов на защиту и помощь ему (ст. 9). Как живые, трепещут горы от лица Божия; водные бездны поднимают в страхе волны свои, точно руки, к небесам (ст. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

18–21), ничто, с величием условий, при которых дан был Новый Завет, начиная с горы неземной, и кончая кровью Богочеловека, пролитой по воле Отца для спасения людей. Велико было событие смерти от руки брата, а от руки Отца еще больше (ст. 22–24). Смотрите, чтобы с нами не случилось хуже, чем с теми, что слушали говорящего на земле и не послушались, ибо нам говорилось из Иерусалима небесного (ст. 25). Тогда колебалась земля, а теперь – небо (ст. 26–27). Итак, вступив в вечное неколеблемое Царство Христово, будем беречь данную нам благодать, дабы не разгневать Бога, грозного в суде Своем (ст. 28–29). Раздел пятый. О христианских добродетелях в подражание великим наставникам веры (13:1–8) О братолюбии (ст. 1), страннолюбии (ст. 2–3), целомудрии (ст. 4), нестяжательности (ст. 5) и твердости в вере в Господа Иисуса Христа (ст. 6–7), в подражание великим наставникам в вере (ст. 8). Раздел шестой. Превосходство христианских религиозных собраний перед такими же ветхозаветными (13:9–19) В Ветхом Завете питались «жертвенными мясами», и это вменялось в правду. Апостол говорит, чтобы евреи обратились от этого к ядению Жертвы Новозаветной, принесенной вне стен Иерусалима, за станом (ст. 9–12), вышли из ветхозаветного обрядового круга, и вместе с ним, Апостолом, претерпели ненависть отечественников, узость воззрений которых не дает им возможности видеть религию вне своей нации (ст. 13). Ваше отечество шире, оно в будущем, к нему и устремимся (ст. 14), стараясь служить Богу жертвами духа, похвалой Ему (ст. 15), не забывая также и дел милосердия, входя в близкое общение сердца со всеми (ст. 16), особенно же оказывая должное наставникам вашим (ст. 17). К ним Апостол причисляет и себя, и просит молитв о себе. Также обращается к тем, кто худо думал о нем, как изменнике веры, чтобы теперь так не думали, и обещается видеться с ними (ст. 18–19). Заключение (13:20–25) А). Молитва святого Павла о верующих (13:20–21) Пусть Бог, воздвигший Пастыря нового, упасет их всех в вере и добрых делах, для принесения высшей, и единственно великой жертвы – исполнения воли Божьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

В ней соблюден и закон симметрии, так как строфы идут с известным количеством стихов: в первой строфе (2–4 ст.), изображающей преступление народа, находится 2+2+3 стиха; во второй строфе (или антистрофе), посвященной картине наказания, также 2+2+3 стиха (5–8 ст.). Немного далее следующая строфа (11–14 ст.) изображает Господа, утомленного изобильными приношениями иудеев. Соответствующая этой строфе антистрофа 15–17 ст. изменяет причину этого недовольства Всевышнего: Он хочет от иудеев прежде всего правосудия. Здесь еще соблюдается то же самое количество стихов, та же группировка, хотя движение антистрофы более быстрое, а стихи становятся более короткими. Две последние строфы – 21–23 ст. и 24–27 ст. содержат две противоположные мысли: об осквернении и об очищении. Что касается формы, то в этих строфах шесть слов повторяются симметрично и одно из них – изгарь (по евр. sigga), довольно редко встречающееся в Библии, помещено как в одной, так и в другой строфе в 3-м стихе. Строфы промежуточные или посредующие, именно 9–10 и 18–20 ст. также построены симметрично: мысль выражается противоположениями или альтернативами, в начале и конце строф повторяется имя Господа, частица если (im) повторяется в каждой части два раза. Что касается ст. 28–31, то они принадлежат к далее следующей поэме. Ясно из всего этого, что в первой главе мы имеем пред собою цельное произведение одного в того же автора. Вот заключающиеся в этой речи-поэме строфы. ст. 2–4 – 2, 2, 3 стиха (или правильнее, полустишия) ст. 5–8 – 2, 2, 3 стиха ст. 9–10 – 2, 2 стиха (переходная строфа) ст. 11–14 – 3, 2, 2 стиха ст. 15–17 – 3, 2, 2 стиха ст. 18–20 – 2, 2 стиха (переходная строфа) ст. 21–23 – 2, 2, 2 стиха ст. 24–27 – 2, 2, 2 стиха В навечерие Богоявления читаются 16–21 ст. 1-й гл. Исаии, в которых содержится обетование Божие очистить, в случае раскаяния народа иудейского, все грехи его. В этом обетовании Святая Церковь усматривает предуказание на совершеннейшее очищение грехов, какое подается всем людям, принимающим Святое Крещение. Праздник же Богоявления или Крещения Господня напоминает нам о событии, чрез которые получило свою силу и христианское крещение. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с./Книга пророка Исаии. 4-424 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 132 Ст. 1. Восхваление теплоты дружеских отношений (см.: Сир. 25:2 ) истолковывается как призыв к объединению древнееврейского народа вокруг Иерусалима или как прославление единства людей. Ст. 2. Будто миро – о возведении Аарона в сан первосвященника см.: Лев. 8:12 . Образ душистого масла («мира») напоминает о чем-то мягком, приятном, нежном; св. отцы Церкви находят в этом стихе иносказание о благодати Св. Духа. Ст. 3. ...роса Ермонская – гора Ермон на севере Палестины была, возможно, покрыта снегом, и ветры доносили до Сиона ее освежающую влагу.   Псалом 133 Ст. 1. Эта последняя песнь восхождения, возможно, пелась левитами во время ночного бдения; ...рабы Господни – священники-левиты (см.: Втор. 10:8 ); ...во дворах дома Бога нашего – во дворе храма. Ст. 3. ...с высот Сиона – см. примеч. к пс. 127:5.   Псалом 134 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104 и пс. 112. Пс. 134 и 135 входили в чин благодарственного богослужения, которое называлось «Великий Аллел» (от Аллилуия –«хвалите Бога») и было приурочено к празднику Пасхи. Ст. 1. ...рабы, Господа – см. примеч. к пс. 133:1. Ст. 2. ...во дворах дома Бога нашего – см. примеч. к пс. 133:1. Ст. 4. ...Иакова... Израиля – имеется в виду древнееврейский народ, с которым Бог заключил Завет, назвав его Своим народом (см.: Исх. 19:5–6 ; Втор. 7:6 ). Ст. 8–9 . Речь идет о бедствиях, которые постигли египтян за то, что фараон не отпускал древних евреев из Египта (см.: Исх. 7–14 ). Ст. 11. Речь идет о первых победах древних евреев над народами, жившими к востоку от р. Иордан, с которыми древние евреи сталкивались во время странствования после исхода из Египта (см.: Чис. 21:21–35 ; Втор. 2:24–3:18 ). Ст. 15–17. Ср.: Пс. 113:12–14 . Ст. 18. Ср.: Пс. 113:16 . Ст. 19–20. Ср.: Пс. 113:18–19 .   Псалом 135 Аллилуия – см. примеч. к пс. 134. Ст. 2–3. ...Бога богов... Владыку владык – формула усиления (ср.: Втор. 10:17 ). Ст. 6–9. Ст.: Быт. 1:1–16 . Ст. 10–16. Вспоминается исход древних евреев из Египта, когда Бог оказал помощь Своему народу (см.: Исх. 11–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

II, ст. 1, §§ 4–8; того же отд. ст. 2, §§ 9–11). Особенные качества, которыми должны отличаться священники, совершающие литургию (отд. II, ст. 2, §§ 12–14). О приготовлении священников к совершению литургии (отд. II, ст. 3, §§ 15–23; того же отд. ст. 4, §§ 24–29). О месте и времени отправления литургии и о других предметах, на которые священники должны обращать особенное внимание (для надлежащего ее совершения (отд. III, ст. 1, §§ 30–41; того же отд. ст. 2, §§ 42--53; ст. 3, §§ 54–58, и след.). В каких случаях может быть допускаемо прекращение литургии (отд. VI, ст. 1, §§ 95–101)? Сколь великой ответственности подвергнет себя священвик, если он служит литургию, но не причащается (отд. VI, ст. 1, § 102)? – Что должен делать священник, если во время совершения литургии враги нападут на его церковь , или когда он узнает при этом, что его кто хочет убить, или когда в это время загорится церковь , или станет разрушаться от бури и т. п. (отд. VI, ст. 3, §§ 119, 120)? О действиях священника при окончании и по окончании литургии (отд. VII, ст. 3, §§ 147–150). Прочее о литургии сравн. друг. статьи указателя: Причащение, Агнец, Вино и пр. М. Младенцев причащение , – и как удобнее производить его (отд. VII, ст. 2, §§ 144, 145)? Можно ли причащать младенцев на преждеосвященной литургии или запасными дарами и т. п. (отд. VII, ст. 2, § 145)? Как причащать младенцев, страждущих заразительными болезнями, в особенности дифтеритом (отд. VIII, ст. 2, § 166)? Молитвы особенные для употребления на литургии по разным нуждам и потребностям верующих (отд. V, § 92; сравн. главу Дополнит., прилож. 3, под букв. В.). Как должны читать священники разные молитвы на литургии, особенно когда служат соборне (отд. VI, ст. 1, § 93)? Что должен делать священник, если забудет произнести какую-либо молитву при совершении литургии (отд. VI, ст. 1, § 94)? О чтении входных молитв на преждеосвященной литургии (отд. IX, § 171). Нужно ли читать какие-либо молитвы при облачении для служения этой литургии, также при покрытии св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Ст. 3. Вспоминается переход через Красное море (см.: Исх. 14:21–22 ) и перенесение Ковчега Завета через р. Иордан ( Нав. 3:14–17 ). В Православной Церкви этот стих поется как прокимен и антифон праздника Богоявления. Ст. 4. Вспоминается явление Бога Моисею на горе Синай (см.: Исх. 19:18 ). Ст. 5. В Православной Церкви этот стих поется как антифон праздника Богоявления. Ст. 7. От взора (букв. «от лица») – от присутствия. Ст. 8. Речь идет о чуде в пустыне Син, когда по повелению Бога Моисей ударил жезлом о скалу и из камня потекла вода (см.: Исх. 17:5–6 ; Чис. 20:11 ). Ст. 9. Противопоставление своего недостоинства и милости Божией перекликается с молитвой пророка Даниила (см.: Дан. 9:18 ). Ст. 12. Описание того, как художник делает идола, находим у пророка Исаии (см.: Ис. 40:19–20; 44:9–20 ). Ст. 17. Дом Израилев – народ, потомки Израиля. Ст. 18. Дом Ааронов – священники, потомки Аарона, брата Моисея. Ст. 24. ...сынам человеческим – людям.   Псалом 114 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. В евр. тексте пс. 114 и 115 объединены в один псалом. Ст. 5. ...младенцев – букв. «несмысленных», отсюда синодальный перевод: «простодушных».   Псалом 115 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. Ст. 1. Этот стих цитируется во Втором послании к Коринфянам (см.: 2Кор. 4:13 ). Ст. 4. Чашу спасения – чаша была одним из священных предметов в храме, из нее совершалось благодарственное возлияние (см.: Исх. 37:16 ). Этот стих прообразует, с одной стороны, мученическую смерть за Господа нашего Иисуса Христа, с другой – евхаристическую Чашу, из которой Господь наш Иисус Христос дал пить Своим ученикам на Тайной вечере (см.: Мф. 26:27 ). Этот стих вошел в чин православного богослужения в качестве запричастного стиха в Богородичные праздники. Ст. 5, 9. Обеты – соответствующее греч. слово имеет два значения: «обеты» и «молитвы». Ст. 6. Этот стих вошел в православное богослужение в качестве прокимна. Ст. 7. ...сын рабыни – Твой слуга, последний из Твоих слуг; ...Расторг Ты узы мои – освободил от смерти. Ст. 10. Во дворах дома Господня – во дворе Иерусалимского храма.  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

9–10). Пример смелости – сам Апостол (ст. 11–12),.Поэтому и Тимофей должен хранить залог своего звания, принятого от Апостола – учение об Иисусе Христе (ст. 13–14). И еще пример – Онисифор (ст. 15–18). II. Пастырь по духу любви должен заботиться о спасении людей (2:1–13) А). Пастырь должен ревностно проповедовать (2:1–2) Б). Побуждения к ревностным пастырским трудам (2:3–13) Побуждения в притчах, пример воина, оставившего все для воинского дела, из угождения своему начальнику (ст. 3–4). Пример состязающихся на ристалищах (ст. 5), когда не опускается и самая малость в деле. Пример земледельца (ст. 6) – надеждою воздаяния ему первому от трудов. Все они, разумея дело, идут к цели. Так и Тимофей (ст. 7). В качестве побуждения к пастырской ревности, могут служить еще истина воскресения Христа, страдавшего за наши грехи и потом превознесенного Богом, и дарующего нам Свою подкрепляющую благодать (ст. 8), и пример самого Апостола, который страдает в узах не за преступление, а за проповедь, но и теперь проповедует. А тем более, Тимофей должен делать это на свободе. Мысль эта воодушевляет и самого Апостола (ст. 9–10), тем более, что таково и христианское упование – с Христом страдать, с Ним и воскреснуть (ст. 11–13). III. Пастырь по духу мудрости должен быть делателем искусным и непостыдным (2:14–3:9) A). Пастырь должен удаляться нежелательного словопрения (2:14–22) Не спорь с лжеучащими (ст. 14), но излагай положительную истину учения (ст. 15). Споры ведут к осложнениям. И зло, как рак, ползет по телу Церкви, чему были примеры (ст. 16–18). Церковь не перестает быть чистою (ст. 19), но в ней, как в доме, есть разные сосуды, должны быть разные люди по вере до времени (ст. 20–21). А сам держись доброго сообщества (ст. 22). Б). Как пастырь должен вразумлять противящихся истине (2:23–26) Когда нужда заставит говорить с лжеучителями, то делать это с кротостью, с молитвою – не даст ли им Господь освободиться от сети диавола. B). Пастырь должен удаляться от дурно живущих (3:1–9) Дело в том, что по смерти Апостола явятся люди с лжеучениями, которые развратят многих (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010