Принадлежала ли самому апостолу Павлу мысль о единстве членов Церкви? Настойчивость апостола, о которой я только что говорил, скорее предполагает, что он излагал не свое собственное учение, но «предание», полученное от Господа. «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино (Sv σιν), как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино (Sv), как Мы едино (Sv). Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино ( να σιν τετελειωμνοι εις Sv), и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» ( Ин. 17: 20–23 ) 232 . Говорит ли евангелист Иоанн о мистическом единстве верующих с Христом? При данном параллелизме «да будут все едино, как Мы едино» мистическое единство верующих с Христом предполагало бы мистическое единство Сына с Отцом. Из того, что второе предположение неприемлемо, неприемлемо и первое. Единство Христа с верующими не мистическое, но онтологическое: они суть одно с Отцом и Сыном через Сына, как Сын – одно с Отцом. Мы сталкиваемся здесь не с совпадением учения апостола Павла с учением апостола Иоанна. Одно и другое восходит к аутентичной традиции, которая свою очередь происходит от Христа. Таким образом, евангелист Иоанн дает нам ключ для понимания мысли апостола Павла. Полное и совершенное единство членов Церкви вытекает из их единства с Христом. Так же как у апостола Иоанна, у апостола Павла речь идет не о единстве мистическом, но о единстве природы. Это сверхэмпирическое единство, не упраздняющее эмпирических различий, которые апостол и не предполагал упразднять, особенно, разумеется, различий в поле. Это единство принадлежит будущему веку, но оно начинается здесь и реализуется каждый раз в Евхаристии. В Теле Христовом нет различий ни национальных, ни социальных, ни даже различий в поле, поскольку онтологическая природа всех членов та же для всех. Быть «одно во Христе Иисусе» благодаря единству хлеба ( ες ρτος) значит быть в Его Теле. Церковь есть Христос в Своем Теле; те, кто в Церкви, суть один Христос, потому что нет другого Христа и нет другого Тела Христова, и тогда Христос – все и во всем. Употребляя в послании к Галатам (3: 28) слово «одно» – ες 233 , апостол Павел хотел подчеркнуть онтологическую целостность Церкви, которая следует из онтологической целостности Тела Христова. Один Христос, и одно Его Тело, члены которого напоены одним Духом. Вот почему эмпирическое различие между членами Церкви продолжает существовать в нынешнем зоне, но оно уничтожено в сверхэмпирическом единстве природы Тела Христова, которое принадлежит уже новому зону. Один лишь творческий акт Бога, вводящего крещеного в Церковь , снимает эмпирические различия, поскольку он создает «новую тварь во Христе».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Разделы портала «Азбука веры» О четырёхлетней епитимии для добровольно сдавшихся врагу по малодушию. К тем же, которые не претерпели вообще ничего подобного и не показали плода веры, но добровольно перешли на сторону зла, которому их предало малодушие и страх, а теперь приходят к покаянию, необходимо и прилично приложить притчу о бесплодной смоковнице: как говорит Господь, некто имел в винограднике своем посаженую смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее, чтобы не занимала землю . Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее ( Лк.13:6–9 ). Обратив взоры на эту притчу и показав достойный плод покаяния, в продолжение такого же времени, они получат большую пользу. Τος δ μηδ λως μηδν τι τοιοτον πεπονθσι, μηδ νδειξαμνοις καρπν πστεως, λλ ατομολσασι πρς τν κακαν, προδεδομνοις π δειλας κα φβου, νν δ ες μετνοιαν ρχομνοις, ναγκαν στι κα ρμζον, τν τς κρπου συκς παραβολν παραθσθαι, ς Κριος λγει Συκν εχ τις πεφυτευμνην ν τ μπελνι ατο κα λθε καρπν ζητν ν ατ κα οχ ερεν. Επε δ πρς τν μπελουργν δο, τρα τη φ ο ρχομαι ζητν καρπν ν τ συκ τατ κα οχ ερσκω κκοψον ατν, να τ κα τν γν καταργε; δ ποκριθες λγει ατ Κριε, φες ατν κα τοτο τ τος, ως του σκψω περ ατν, κα βλω κοπρα κν μν ποισ καρπν, ε δ μ γε, ες τ μλλον κκψεις ατν. ν πρ φθαλμν λαβντες, νδειξμενο τε καρπν ξιον τς μετανοας ν τ διαστματι το τοσοτου χρνου, μλλον φεληθσονται. Об осуждении отчаявшихся и не раскаявшихся павших в гонениях. Толкования Зонара . А которые, говорит, не подвергшись никакому страданию, и только из страха и малодушия отбежали, то есть сами добровольно перешли на сторону зла, потом обратились к покаянию, к таковым должна быть применена Евангельская притча о смоковнице. Положив ее пред очи и дав в течение столького же времени, то есть 4х лет, плод достойный покаяния, они должны получить пользу; ибо Господь сказал: три лета прихожу к ней, ища плода, и не обретаю; а винарь сказал: остави ю, Господи, и се лето ( Лк.13:6–9 ).

http://azbyka.ru/pravo/petra-aleksandrij...

Рим.5:19 .  Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. Тут Апостол не только повторяет мысль 18-го стиха, но в то же время указывает нравственные, сокровенные причины и преступления Адамова, и самопожертвования Христа. Адам обнаружил легкомыслие свое, не прислушавшись к определенно и ясно звучавшим словам заповеди Божией – он ее как будто и не слышал! Христос, наоборот, явил полное послушание воле Отца Своего небесного – это продолжалось во всю Его жизнь и наиболее ярко сказалось в Его смерти ( Флп 2:8 ). Рим.5:20 .  Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех , стала преизобиловать благодать, Рим.5:21 .  дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим. Апостол доселе, начиная с III гл. 21 ст., начертал план спасения всех людей. При этом закон Моисеев оказался как будто совсем лишним. Апостол теперь разъясняет, что и закон имел значение в домостроительстве нашего спасения. Хотя он не вызвал греховности и не уничтожал ее, но он присоединился ( παρεισλθεν, по русск. переводу не точно: пришел), стал помогать осуществлению плана домостроительства. Каким же образом? Он стал умножать, т. е. и увеличивать в числе, и усиливать прегрешения человеческие (Русский перев.: «и таким образом умножилось…» – не точен. По греч. здесь стоит выражение: να πλεονασ, т. е. чтобы умножилось. Здесь указание на цель появления закона, а не на следствие. Люди, таким образом, стали сознательно грешить, что без закона было невозможно, и самый грех через закон приобрел особую деятельную силу (ср. Рим 7. 7 и сл.). Это было необходимо для того, чтобы могла проявиться во всей своей полноте благодать. Если бы грех не был так огромен и ощутителен, то никогда не возбудилось бы в людях потребности спасения, а следов., не признали бы люди и богатства благодати Божией и не приняли бы ее. – «Грех царствовал к смерти» – т. е. обнаруживал свое господство в смерти ( εν θανατψ), именно в том, что все люди умирали. – «Благодать… к жизни вечной» ( ες ζων αινιον). Благодать еще не обнаруживается в жизни (поставлен здесь не предлог ν, как выше, а предл. ες), а в жизнь или для жизни вечной, так как на самом деле жизни вечной в полном смысле этого слова еще не открылось для людей. – Она остается пока целью их стремлений. Эта вечная жизнь – слава, о которой говорил Апостол выше ( Рим.3:23 ), соединенная с святостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

V Вселенский Собор отверг понимание сложной Ипостаси Христа как состоящей из двух различных ипостасей: «Если кто понимает единую Ипостась Господа нашего Иисуса Христа так, будто она принимает на себя обозначение многих ипостасей, и через это старается ввести в тайну (воплощения) Христа две ипостаси или два лица, и из двух вводимых им лиц говорит об одном лице по достоинству и чести и поклонению, как писали безумные Феодор и Несторий, и клевещет на святой Халкидонский Собор, будто он употреблял выражение «едина ипостась» в этом нечестивом смысле; а не исповедует, что Слово Божие соединилось с плотию по ипостаси (καθ πστασιν), и потому едина Ипостась или одно Лицо Его, и что так именно и святой Халкидонский Собор исповедал единую Ипостась Господа нашего Иисуса Христа: тот да будет анафема. Ибо Святая Троица не приняла прибавления лица или ипостаси от того, что воплотился один из Святой Троицы - Бог Слово» (5-й анафематизм). (О значении и об употреблении терминов πρσωπον и πστασις см. в ст. Ипостась .) Две воли, два действования в И. Х. Иисус Христос. Роспись катакомб Комодиллы, Рим. IV в. Иисус Христос. Роспись катакомб Комодиллы, Рим. IV в. Двум природам в И. Х. соответствуют две воли (θλησις или θλημα) и два действования (νργεια). О двух волях и двух действованиях во Христе свидетельствует Свящ. Писание. О Божественной воле И. Х., напр.: «...так и Сын оживляет, кого хочет» (οτως κα υς ος θλει ζοποιε - Ин 5. 21); «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» (ο δναται υς ποιεν φ αυτο οδν ν μ τι βλπ τν πατρα ποιοντα - Ин 5. 19); «Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (ξουσαν χω θεναι ατν, κα ξουσαν χω πλιν λαβεν ατν - Ин 10. 18); «Иерусалим... сколько раз хотел Я собрать детей твоих» (Ιερουσαλμ... ποσκις θλησα πισυναγαγεν τ τκνα σου - Мф 23. 37). О человеческой воле И. Х., напр.: «и хотел миновать их» (θελεν παρελθεν ατος - Мк 6. 48); «и Он не хотел, чтобы кто узнал» (κα οκ θελεν να τις γνο - Мк 9. 30); «и, отведав, не хотел пить» (κα γευσμενος οκ θλησεν πιεν - Мф 27. 34); «На другой день Иисус восхотел идти в Галилею» (Τ παριον θλησεν ξελθεν ες τν Γαλιλααν - Ин 1. 43); «ибо по Иудее не хотел ходить» (ο γρ θελεν ν τ Ιουδα περιπατεν - Ин 7. 1).

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

Апостол Павел говорит, что антихрист воссядет в храме Божием, однако, что Божьего, с точки зрения веры православной, будет в том строении, которое возведут иудеи на развалинах второго Храма. Если вдруг случится невероятное? Не будет ли это всего лишь «генеральная синагога имени второго Иерусалимского Храма»? Никакого распоряжения относительно его строительства от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа не было, нет и не может быть, ибо сказано Им иудеям: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38). Стало быть, апостол Павел имел в виду совершенно другой храм, поскольку «генеральную синагогу» он не мог назвать храмом Божьим, не говоря уже просто о развалинах Иерусалимского Храма, в которых израильская полиция каждый год вылавливает по несколько десятков «антихристов» и помещает их в жёлтый дом. Да и о каком «соблазне иудеев», уже отвергших Иисуса Христа, может идти речь? Не о соблазне ли христиан мы должны говорить, как об этом пишет преподобный Ефрем Сирин (и не только он)? Но в таком случае христиан может соблазнить лишь тот, кто воссядет «как Бог, выдавая себя за Бога» в Церкви Христовой, а не в «генеральной синагоге». Какое нам дело до того, кто там воссядет? Это, скорее, проблема мусульман, поскольку для «восстановления Храма» необходимо предварительно снести мечеть Купол Скалы (Куббат ас-Сахра), почитаемую ими как святыня. Совершенно очевидно, что здесь имеет место Промысл Божий: снос этой мечети породит мощнейшую геополитическую бурю на Востоке... Установка же на то, что нужно ждать «восстановления Иерусалимского храма» в качестве Божьего и как перст указующий на антихриста, является гибельной: она усыпляет «апокалипсическую бдительность» своей якобы «совершенной очевидностью». Не будем забывать, что о Церкви как Храме Божием учил именно Апостол Павел: «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:16). По-гречески в этом стихе слова «храма Божия» — να θεο, а «вы храм Бога живаго» — γρ νας θεο σμεν ζντος. Слово νας («наос») переводится как " жилище (богов), храм " . И это же слово мы видим в греческом тексте, где речь идёт о том, что антихрист «в храме Божием сядет»: ες τν ναν το θεο καθσαι.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/13/an...

В нем была жизнь и жизнь была свет человеком 2809 . Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам 2810 . В чем же заключается сия жизнь? Из каких начал она слагается? Первое начало – это отвержение мира и всех мирских понятий, противных евангелию. Это есть борьба. Мир проникнут началами себялюбия, гордости и мщения, а любовь, всепрощение и смирение знакомы только сынам царствия Божия, которых именно за это мир всегда будет ненавидеть 2811 . Примеры, приводимые св. Павлом в Евр.11 , суть собственно примеры презрения мира и руководствования голосом совести, как сказано: верою победиша царствия, содеяша правду, заградиша уста львов 2812 . Но это – отрицательное начало в сей жизни. Ее положительная сущность – в любви. Веровать во Христа значить веровать в любовь, через Него получившую —286— свое высшее оправдание, признавать именно любовь за высший закон жизни и руководиться им. Вот в чем сия вера оправдания. О ней-то именно и говорил св. Апостол. Проповедь об этой спасающей вере была лучшим опровержением иудаистов и совращенных ими антиохийских братий, которые держались только за одну формальную сторону духовной жизни, за внешнее исполнение Моисеева обряда: человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа 2813 . Когда мы, говорит св. Апостол, узнали, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона (κα μες ες Χριστν ησον πιστεσαμεν, να δικαιωθμεν κ πστεως Χριστο κα οκ ξ ργων νμου). Когда евреи, имевшие закон, бывшие людьми святыми, узнали, что оправдание не в законе, а в вере в Иисуса Христа, то оставили закон, как ненужный для спасения и уверовали во Христа. Аорист глагола πιστεσαμεν указывает не на продолжающееся состояние, а на совершившийся факт или точнее акт перехода их ко Христу. Переход этот был вполне сознательным и благоплодным по цели: уверовали с тем, чтоб получить оправдание, получить жизнь Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гл. 3, cm. 4, τοσατα πθετε εκ; εγε κα εκ. Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы! Следует: Столь много хорошего испытали вы неужели без пользы? – если только в самом деле без пользы. (πσχω имеет двоякое значение: терпеть или испытывать хорошее или дурное). Здесь словом πθετε апостол указывает на опыт полученя галатами даров Духа Святого, о чем он говорил и ранее (ст. 2–3), а словами – εγε κα εκ выражает сомнение, что галаты окончательно пали и лишились этих даров. 24 cm. στε νμος παιδαγωγς μν γγονεν ες Χριστν, να κ πστεως δικαιωθμεν. И так, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою. Следует: Так что закон был нашим детоводителем ко Христу, чтобы нам оправдаться верою: союз στε всегда выражает следствие и значит: так что. Γλ. 4, cm. 15. τς ον ν μακαρισμς μν; Как вы были блаженны! Следует: Каково же поэтому было ваше блаженство? Под словом – μακαρισμς по контексту речи здесь разумеется то блаженное состояние полное благодарных чувств, которое обнаружили галаты при первой встрече с апостолом. Словами: – τς ον ν μακαρισμς μν, – апостол спрашивает галат об искренности этих чувств. Гл. 5, cm. 4. Κατηργθητε π το Χριστο οτινες ν νμ δικαιοσθε. τς χριτος ξεπσατε: Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати. Следует: Вы, оправдывающие себя законом, отделились от Христа, отпали от благодати. Καταργω π τινς – отделяюсь от ч. ниб. Ст. 5. μες γρ πνεματι κ πστεως... πεκδεχμεθα. А мы духом ожидаем…. Следует:      ибо      мы      духом ожидаем... γρ – значит: «ибо, потому что, так как» и всегда ставится в таком предложении, которое поясняет или обосновывает предыдущую мысль. Cm. 12. φελον κα ποκψονται ο ναστατοντες μς. О, если бы удалены были возмущающие вас! Следует: О, если бы совсем изуродовали себя возмущающие вас! Словом «ποκψονται», по мнению св. Златоуста, бл. Иеронима, Августина, Амвросия и большинства западных богословов, апостол намекнул на совершенное изуродование или отсечение той части мужского организма, которая подвергалась обрезанию; ποκπτω – значит: отрубать, отсекать, отрезать, изувечить.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Если же Спаситель, вручая апостолам пастырское дело, выразился так, как будто бы это говорило об одной частной функции, то в этом нет ничего странного. Сущность всех священнодействий и самого учительства сводится к освобождению людей от грехов и воспитанию их в святости. В этом и состоит христианское спасение, созидать которое призваны пастыри и на которое посылает Христос своих учеников. Он говорит: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». А «Христос пришел в мир грешников спасти» ( 1Тим. 1:15 ). Еще ангел Господень, явившийся во сне Иосифу, сказал ему, что Мария «родит Сына и наречет имя ему Иисус, ибо Он спасет людей своих от грехов их» ( Мф. 1:21 ). Это спасение, как пророчествовал Захария, отец Иоанна Крестителя, заключается «в прощении грехов» (ν φσει μαρτιν, Лк. 1:77 ). И Сам Спаситель говорил о Себе: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф. 9:13 ); «Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (во грехах, Мф. 18:11 ; Лк. 19:10 ). И вся деятельность Спасителя, начиная с самого воплощения: и жизнь, и учение, и смерть, и воскресение направлена к тому, чтобы освободить человека от рабства греху и его последствий. Поэтому, если «Бог послал Сына своего в мире, чтобы мир спасен был чрез Него» (να σωϑ σμος δι ατο, Ин. 3:17 ; ср. 1Ин. 4:9–10, 14 ); то значит и апостолы, первые представители пастырского сословия, посланы Христом Спасителем для того же, т.е. для спасения грешников. Вся деятельность христианского Пастырства: и учительство, и руководство, и священнодействия, подобно Пастырству Христову, направлена к тому, чтобы освобождать людей от греха и приучать их к новой духовной жизни. Но достигают этого пастыри не самостоятельно своей силой, а чрез посредство Христа и благодати. В этом и заключается отличие христианского Пастырства от единственного и беспримерного Пастырства Христова. Христос есть Совершитель спасения и «единственный посредник между Богом и человеками» (ες μεστης Θεο α νϑρπων, 1Тим. 2:5 ), а пастыри суть посредники между Христом и миром. Кто благоразумно подчиняется этому пастырскому посредству, тот усвояет себе христианское спасение, – получает прощение грехов и достигает святости. А кто отвергает это посредство, тот остается при своих грехах и не получает прощения от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

Между приветствием и описанием видения Сына Человеческого, начинающимся со ст. 9, вставлены ст. 7–8. Последние своим положением дают повод к выделению их из первоначальной связи. Völter приписывает их редактору 701 , также и Spitta. Последний объясняет происхождение стихов желанием редактора указать на главный предмет всей книги, которому, по его мнению, не соответствовало содержание первых глав 702 . Необходимо согласиться с тем, что в Откр.1:7,8 действительно заключается основная мысль книги 703 . Но эти два стиха, конечно, гораздо понятнее в том случае, если признать их происхождение от одной руки вместе с предыдущим и последующим. Нам понятно высокопоэтическое отступление, если оно приписывается автору всей книги, и наоборот, его происхождение необъяснимо, если принять, что Откр.1:7,8 принадлежит редактору. Как редактор, роль которого лишена всего творческого, мог прийти к мысли сделать вставку в том месте, какое занимают ст. 7–8, и там прервать связь? ’Ιδο ρχεται μετ τν νεφελν, κα ψ­σε­ται ατν πς φθαλμς κα οτινες ατν ξεκν­τησαν, κα κψον­ται π ατν πσαι α φυλα τς γς. να, μν, – ср. Ин.19:37 . Слова ст. 8 нужно приписать Богу, а не Христу: „Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель“. Только после указанного отступления Св. Иоанн начинает рассказ об обстоятельствах получения им откровения и о видении подобного Сыну Человеческому. Рассказ этот представляет явное для всякого связное целое. Только в Откр.1:18 Wellhausen хочет изгладить κα ζν 704 ввиду того, что оно является совершенно ненужным здесь. Но с последним вовсе нельзя согласиться. Положение κα ζν вполне обосновано и оттеняет следующие далее слова: κα γενμην νεκρς. Κα ζν, явившееся в мысли Апокалиптика по контрасту с приведенными словами, спешит предвосхитить ту мысль, которая выражена далее: κα δο ζν εμι ες τος ανας τν ανων 705 . Сущность рассказа состоит в том, что Иоанн, изгнанный на Патмос за слово Божие и за свидетельство Иисуса, однажды в день воскресный, находясь в духе, услышал позади себя голос, говорящий: „Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию“ ( Откр.1:10:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

При чтении Мф 28:19 в переводе «Нового Мира» может сложиться впечатление, что Святой Дух выступает в роли посредника не то между Сыном и Отцом, не то между людьми и Богом. Однако Христос повелевает крестить не «Духом Святым», а «во имя … Святого Духа» ( Мф28:19 ), поскольку «одно имя у трех Лиц указывает на одно естество Святой Троицы» 86 . Симметричное строение фразы евангелиста позволяет утверждать, что Святой Дух является Личностью и обладает всей полнотой божественных свойств. § 3.3. Обетование сошествия Святого Духа ( Ин 14:16-17 ) Нестле-Аланд Синодальный перевод «Перевод Нового Мира», 2007 16κγ ρωτσω τν πατρα κα λλον παρκλητον δσει μν, να μεθ’ μν ες τν ανα , 17τ πνεμα τς ληθεας, κσμος ο δναται λαβεν, τι ο θεωρε ατ οδ γινσκει μες γινσκετε ατ, τι παρ’ μν μνει κα ν μν σται. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. и я попрошу Отца, и он даст вам другого помощника, чтобы он был с вами вечно, — дух истины, которого мир получить не может, потому что не видит его и не знает его. Вы знаете его, потому что он пребывает с вами. В прощальной беседе со Своими учениками Христос говорит о грядущих событиях Пятидесятницы, готовя их к сошествию Святого Духа. Поскольку земная жизнь Иисуса Христа должна была скоро окончиться, перед крестными страданиями Христос обещает апостолам, что Бог Отец пошлёт им «другого Утешителя» ( Ин 14:16 ), Который не оставит их вовек. «Перевод Нового Мира» использует вместо слова «Утешитель» слово «помощник», которое, вероятно, должно навести на мысль, что «дух истины» будет вынужденной заменой или его действие будет вспомогательным. Однако слова Христа невозможно истолковать таким образом, поскольку само слово «другой» указывает на его равенство со Спасителем. «Да постыдится … Савеллий, который говорит, что одно лицо Отца и Сына, и Святаго Духа. Ибо вот, слушай: пошлет «иного» Утешителя; значит, Лицо Духа иное. Да постыдится и Македоний, который говорит, что Дух иного существа и ниже Сына. Ибо слушай: и Дух есть Утешитель, подобно как и Сын. Итак, Дух есть Утешитель, подобно как и Сын. Итак, Дух единосущный Сыну…» 87

http://azbyka.ru/iskazheniya-teksta-svya...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010