Образ великомученика был помещен на монетах при визант. имп. Иоанне II Комнине, и его продолжали чеканить при Палеологах. Никифор Григора († после 1359) в «Ромейской истории» упоминает об изображении Г. на коне, к-рое написал «знаменитый в древности живописец Павел» на стене имп. дворца напротив часовни Богородицы Никопеи ( Niceph. Greg. Hist. VIII 5). Великомученики Георгий и Димитрий Солунский. Икона. Кон. XI-XII в. (ГЭ) Великомученики Георгий и Димитрий Солунский. Икона. Кон. XI-XII в. (ГЭ) Частицы мощей Г. хранятся в афонских мон-рях Ксенофонт, св. Григория, св. Дионисия, Иверском, Зографском и в ряде обителей Греции: Арсаниу, Гумениссы Богородицы, прп. Никанора, Дусику, Татарниотиссы Богородицы, святых Феодоров на Керкире и др. ( Λκκος. T. 1. Σ. 66, 76, 89, 91, 111, 120, 155, 162, 165, 183, 218, 237, 254, 270, 274, 277, 296, 307, 317, 323; Т. 2. Σ. 42, 52, 85, 91, 158, 169, 189, 206, 243, 292, 320, 409). Чудотворные иконы великомученика находятся в афонских мон-рях Ксенофонт, Зограф и Хиландар. В Византии Г. считался покровителем воинов, землепашцев (имя Георгий происходит от греч. слова γεωργς - земледелец) и особенно пастухов. Георгий Сфрандзи называет Г. «освободителем пленников» ( Sphrantzes. Hist. 19. 1), а в Каппадокии великомученик почитался как защитник путешественников. В народном представлении сложился образ строгого и справедливого святого ( Χαλκι-Στεφνου. Σ. 62). В Греции в праздник святого 23 апр. проводились крестные ходы с иконой Г. вокруг полей, устраивались скачки на лошадях (в память «чуда о змии»), закалывался посвященный великомученику агнец (айгеоргитис), кровью к-рого священник смазывал крестообразно лоб и щеки детей. Кроме чудес, зафиксированных в визант. агиографических сочинениях, сверхъестественные события, связанные с заступничеством Г., были отмечены, напр., в 1593 г. (явление великомученика Мураду III, после к-рого султан отказался от своего намерения разрушить ц. во имя вмч. Георгия в башне Фенер-капысы и отправил туда богатые дары), в 1689 г. (прекращение эпидемии чумы на о-ве Закинф по молитве Г.). Образ Г. запечатлен в народной греч. поэзии.

http://pravenc.ru/text/162188.html

130 TSE. 2. S. 555–556 (ТФС. 2. С. 412). Ср. также послания «Στεφν δσηκρτις» – см.: TSE. 2. S. 586–588 (ТФС. 2. С. 435–437), «Στεφν μαγστρ», – см.: TSE. 2. S. 588–589 (ТФС. 2. С. 437–438). 131 К примеру, в одном из писем прп. Феодор наставляет: «...ибо закон строго требует, чтобы православный отнюдь не имел общения с иноверными и не принимал участия вместе с ними ни в пище, ни в питии, ни в обращении» (TSE. 2. S. 754; ТФС. 2. С. 567), – полагаем, Студийский игумен знал, что придворные чиновники, к которым он обращался, не могли совмещать должностные полномочия и вышеприведенный закон; при этом преподобный, в другом месте, в вину ставит православному игумену даже то, что тот не подвергся репрессиям за приверженность Православию, см.: TSE. 2. S. 633 (ТФС. 2. С. 469). Таким образом, налицо икономия, снисхождение, со стороны прп. Феодора, в отношении мирян на службе у императора. 132 Если заговор против императора Льва прп. Феодор встретил с не скрываемой радостью (TSE. 2. S. 582–584; ТФС. 2. С. 433–434), то мятеж против Михаила симпатий у него не вызвал (TSE. 2. S. 696; ТФС. 2. С. 497. Ср. Доброклонский А.П. Ч. 2. С. 466) и это несмотря на проиконопочитательскую политику восставших (Продолжатель Феофана. С. 34; Доброклонский А.П. С. 856.), и при том, что нечестие императора Михаила у Студийского игумена сомнений не вызывало (Theod. Stud. PC. 74//NPB. P. 175–177; ПСТСО. Т.6. С. 145–147). Здесь заслуживает внимания точка зрения Д.Е. Афиногенова об особых связях семьи Фотина с «армянской группировкой» (введение этого обозначения [«армянская группировка»] и его содержание см.: Афиногенов Д.Е. Повесть о прощении императора Феофила и Торжество Православия. М.: Индрик, 2004. С. 39), среди аристократических родов в Константинополе (Там же, С. 42), и как следствие, лоббировании их интересов прп. Феодором. Последнее утверждение, на наш взгляд, не имеет достаточных оснований. Исследователь рассматривает прп. Феодора в качестве автора памфлетов против имп. Михаила II, царя опиравшегося на греческую знать (Там же, С.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

А это значит, что нам следует усердно и всесторонне разрабатывать византийскую историю, не только гражданскую, но и церковную, потому что государство и церковь нигде не были так тесно связаны между собою, как у нас и в Византии. И час критического и беспристрастного изучения византийской истории для нас, несомненно, уже, настал, если за это дело серьёзно взялись даже немцы. Только мы должны исследовать Византию, по возможности, самостоятельно, без рабской зависимости от иноверных иностранных учёных, которые не всегда правильно изображают и оценивают жизнь этой православной страны. ποιος δε ϑλει σφυροκοπι γετονα χαλκι δν κνει (кто не желает получить удара молотком, тот не соседит с кузнецом), говорит греческая пословица. Так и мы, если не захотим повторять ошибок указанных учёных, должны в изучении Византии доверять им поменьше. Начало самостоятельному и всестороннему знакомству с нею у нас, слава Богу, уже положено. Труды арх. Арсения, профессоров П.В. Безобразова, Беляева, Васильевского, С. и Г. Дестунис, прот. А.Μ. Иванцова-Платонова, Кирпичникова, Кондакова, Η.Ф. Красносельцева, Курганова, А. И. Лебедева, Покровского, преосв. Порфирия, Скабалановича, Троицкого, Ф. И. Успенского и др. считаются авторитетными па западе и дают массу обстоятельных сведений по церковной и гражданской византийской истории вообще и по разным отраслям этой науки в частности. Недавно под руководством Ф.И. Успенского при историко-филологическом обществе Новороссийского университета образовалось даже особое „византийское отделение“ и уже выпустило любопытный сборник статей талантливейших и трудолюбивейших византинистов. Пусть же семья их растёт и растёт, пусть шире и глубже вникают они в судьбы Византии и её отношения к православной Руси! Ни один усердный и разумный —346— труженик на этом пока не истощённом поле не окажется лишним. Желая вложить свою посильную лепту в корван русской исторической пауки, решился и я, при просвещённом содействии родной Московской Духовной Академии, выпустить в свет свое сочинение по части Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Известно совместное почитание Г. и вмч. Димитрия Солунского, к-рых в народных преданиях называют братьями или родственниками. Эти представления были заимствованы у греков крестоносцами: согласно хронике Петра Тудебода, эти святые вместе с вмч. Феодором возглавляли христ. войско во время Антиохийской битвы в 1098 г. В наст. время Г. считается покровителем армии Греческой Республики. В Египте почитание Г. наложилось на культ бога Гора. Мученичество Г., написанное на копт. языке, возникло в VI - нач. VII в., а цикл чудес сложился до араб. завоевания. Согласно данным папирусов V-VIII вв., почитание Г. отмечено в Афродито, Джеме, Гермополе, Оксиринхе, Птолемаиде и др. Древнейшее упоминание о праздновании Г. засвидетельствовано в т. н. Календаре Саккары (VIII в.). В Египте Г. было посвящено много церквей и мон-рей, наиболее известны в Мит-Дамсисе (к северу от Мит-Гамра) и в Дельте. В Коптском Синаксаре особо указывается под 3 паопе (араб. бауна) освящение первой ц. во имя вмч. Георгия в г. Бирма, в оазисе Бахария. Синаксарь указывает, что мощи Г., хранившиеся в этой церкви, в патриаршество Матфея I (1378-1409) были перенесены в мон-рь авы Самуила, а при патриархе Гаврииле V (1409-1428) - в ц. во имя вмч. Георгия в Ст. Каире. В наст. время, по свидетельству О. Мейнардуса, частицы мощей Г. находятся в 15 церквах и мон-рях Египта. Из Египта почитание Г. проникло в Эфиопию. Ист.: BHG, N 681-686m; Книга Паломник. С. 23, 27-28, 32; Πτρια Κωνσταντινουπλεως//Scriptores Originum Constantinopotanarum/Ed. Th. Preger. Lpz., 1907. N. Y., 1975p. Pt. 2. (BSGRT); Πολτης Ν. Τ δημδη λληνικ σματα περ τς Δρακοντοκτονας το Αγου Γεωργου//Λαογραφικ. 1912-1913. T. 4; Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 102; Житие прп. отца нашего Феодора, архим. Сикеонского, написанное Георгием, учеником его и игуменом той же обители/Пер., вступ. ст., коммент.: Д. Е. Афиногенов. М., 2005. Лит.: Delehaye H. Les légendes grecques des saints militaires. P., 1909. P. 43 - 52; Krefting A. St. Michael und St. Georg in ihren geistesgesch. Beziehungen. Jena, 1939; Janin. Églises et monastères. P. 69-78; Howell D. St. George as Intercessor//Byz. 1969. T. 39. P. 121-136; Mark-Weiner T. Narrative Cycles of the Life of St. George in Byzantine Art: Diss. N. Y., 1977. 2 vol.; Idem. Ann Arbor, 2003; Balboni D. Giorgio//BiblSS. Vol. 6. P. 512-525; Aubert R. Georges de Lydda (50)//DHGE. T. 20. Col. 633-641; Walter Ch. The Origins of the Cult of St. George//REB. 1995. T. 53. P. 295-326; Χαλκι-Στεφνου Π. Ο λδβλθυοτεΑγιοι Γεργιοι. Αθνα, 1996. Σ. 45-62; Λκκος Ε. Π. Τ μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1997. T. 1. Σ. 66, 76, 89, 91, 111, 120, 155, 162, 165, 183, 218, 237, 254, 270, 274, 277, 296, 307, 317, 323; Т. 2. S. 42, 52, 85, 91, 158, 169, 189, 206, 243, 292, 320, 409.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Роспись келлии св. Иоанна Предтечи мон-ря Кутлумуш. 1711 г. Мастер иером. Дионисий Фурноаграфиот Кутлумуш из-за расположения рядом с К. не имеет конака, владеет 16 келлиями (из них в кон. XIX - нач. ХХ в. 2 было заселено болгарами, 1 - русскими и 1 - румынами - Γερσιμος (Σμυρνκης). 1903. Σ. 525): св. Иоанна Предтечи (Фурна, το Θουρν, в центре К., за конаком монастыря Ксенофонта), где в 1711-1734 гг. работал худож. иером. Дионисий Фурноаграфиот, украсивший фресками храм келлии (1711) и написавший здесь соч. «Ерминия», в наст. время здесь подвизается писатель и художник-самоучка иером. Анастасий; прор. Илии (там же), приобретенная в 1387 г., в XIX в. здесь действовала мастерская граверов, наиболее известным из которых был мон. Аверкий (1854-1870); Введения во храм Пресв. Богородицы (на зап. склоне, выше Протата); свт. Николая Чудотворца (Халкия, το Χαλκι, там же), впервые упоминаемая в 1640 г., в к-рой в нач. ХХ в. жил иеродиак. Прокопий (1845-1932), художник и фотограф; вмч. Георгия Победоносца (Филадельфа, напротив келлии Белозёрки, с правой стороны от дороги к Иверскому монастырю), известна с 984 г. как самостоятельная обитель, в 1334 г. приобретена Кутлумушем; вмц. Варвары (там же), населенная в кон. XIX - нач. ХХ в. рус. иноками; прп. Серафима Саровского недалеко от Белозёрки, построенная в кон. 90-х гг. ХХ в. схим. Герасимом из России; Эставромену (т. е. Распятого) в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (к северу от Кутлумуша); прп. Евфимия Великого (Переплетчика, το Βιβλιοδτη, сразу за Кутлумушем, с вост. стороны), бывшее кладбище мон-ря Алипия, в 1821 г. построено существующее ныне здание ц. прп. Евфимия Великого, в котором в 1892 г. иером. Евфимием была основана переплетная мастерская, действующая до наст. времени; Алипия (св. Апостолов, там же), древняя обитель, известная с 1048 г., подчиненная Кутлумушу с 1428 г.; Св. Троицы (выше и восточнее Кутлумуша); свт. Спиридона Тримифунтского (Керкирцы, ο Κερκυραοι, над Кутлумушем, к югу), названная так по происхождению членов монашеской общины с о-ва Керкира; свт. Николая Чудотворца (Диадоху, το Διαδχου, там же); великомучеников Феодоров Стратилата и Тирона (там же), существовавшая уже в XVI в. и в 1893 г. заселенная молдав. монахами (российскими подданными) во главе со схим. Иоакимом (Барканеску); Мегали-Панагия (там же), отождествляемая историками с основанной в нач. XI в. обителью Панагии (Гомату, το Γομτου), в храме, перестроенном в 1672 и 1901 гг., сохранилось 2 фрески 3-й четв. XV в.; вмч. Георгия Победоносца (там же), где подвизались сщмч. Киприан († 1679), прмч. Лука Митилинец († 1802) и прмч. Евфимий Новый из Димицаны († 1814).

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Θεοτοκον χος πλ. α " Γερμανο Πατριρχου Σαλπσωμεν ν σλπιγγι σμτων· προκψασα γρ νωθεν, παντνασσα Μητροπρθενος, τας ελογαις καταστφει τος εφημοντας ατν, Βασιλες κα ρχοντες συντρεχτωσαν, κα τν Βασιλδα κροτετωσαν ν μνοις, Βασιλα τξασαν, τος θαντ κρατουμνους πρν, πολσαι φιλανθρπως εδοκσαντα, Ποιμνες κα Διδσκαλοι, τν το καλο Ποιμνος πραγνον Μητρα, συνελθντες εφημσωμεν, τν λυχναν τν χρυσαυγ, τν φωτοφρον νεφλην, τν τν Χερουβμ περτραν, τν μψυχν τε κιβωτν, τν πυρμορφον το Δεσπτου θρνον, τν μανναδχον χρυσαν στμνον, τν ζωηφρον το Λγου πλκα πντων Χριστιανν τ καταφγιον, σμασι θεηγροις, γκωμιζοντες, οτως επωμεν Παλτιον το Λγου, ξωσον τος ταπεινος μς, τς ορανν βασιλεας· οδν γρ δνατον τ μεσιτε σου. πολυτκιον χος α« Τος τρες μεγστους φωστρας τς τρισηλου Θετητος, τος τν οκουμνην κτσι δογμτων θεων πυρσεσαντας τος μελιρρτους ποταμος τς σοφας, τος τν κτσιν πσαν θεογνωσας νμασι καταρδεσαντας Βασλειον τν μγαν, κα τν Θεολγον Γρηγριον, σν τ κλειν ωνν, τ τν γλτταν χρυσορρμονι πντες ο τν λγων ατν ραστα, συνελθντες μνοις τιμσωμεν ατο γρ τ Τριδι, πρ μν ε πρεσβεουσιν. χος δ» ς τν ποστλων μτροποι, κα τς οκουμνης Διδσκαλοι, τ Δεσπτ τν λων πρεσβεσατε, ερνην τ οκουμν δωρσασθαι, κα τας ψυχας μν τ μγα λεος. κολουθα τοτου ψλλεται ν τος ποδεπνοις. Ες δ τν σπερινν κα τν ρθρον ψλλομεν τν κολουθαν τν γων τριν εραρχν, Βασιλεου το Μεγλου, Γρηγορου το Θεολγου κα ωννου το Χρυσοστμου. Ες τ πδειπνον κολουθα το γου ππολτου. Κανν, ωννου Μοναχο. δ α« χος δ» Ερμς «ρματα Φαρα, κα τν δναμιν ατο, ρριψεν ες θλασσαν, κραταις ν πολμοις, σωμεν ατ σμα καινν, τι νδξως δεδξασται». Δετε μαρτυρικας, εφημσωμεν δας, τν ερομρτυρα, θεοφεγγε καθορντες, χριτι φαιδρς κλμποντα, Χριστν δοξζοντες πντοτε. Σ Πομνην λογικν, πρς Χριστο γχειρισθες, τοτον κμιμομενος, προκινδυνεων ρστως Πτερ, τν ψυχν προτθεικας, κα διπλ στεφν κεκσμησαι. Τ ερατικ, κ προστγματος Θεο, τς γαλλισεως, προκεχρισμνος λα, τ μαρτυρικ ππλυτε, πεσφραγσθης δι αματος. Θεοτοκον φλεκτον Μωσς, ν τ ρει Σιν, βτον θεσατο, σ ζωγραφοσαν Παρθνε, αγλ μ φλεχθεσαν θεου πυρς κα γρ Θεν κησας.

http://azbyka.ru/otechnik/greek/mineja-j...

Значение св. Поликарпа в данном случае усугубляется ещё следующими словами Иринея, еп. Лионского: «Поликарп не только был воспитан апостолами и имел общение со многими самовидцами Христа, но самими же апостолами был поставлен во епископа Смирнской церкви в Азии». «Мы – говорит о себе св. Ириней – также видели его в раннейшей юности» (Евс.4:14). В послании св. Поликарпа к Филиппийцам можно найти следы его близкого знакомства с Апокалипсисом 8 . В 6 гл. послания встречается вполне определённая ссылка на Апокалипсис, как божественное писание. «Итак, будем служить Ему со страхом и трепетом, как Он Сам повелел нам и Апостолы, проповедовавшие вам евангелие, и пророки, ранее провозвестившие будущее нашего Господа». Под пророками в данном месте должно разуметь новозаветных пророков, каковыми в некоторых случаях являлись апостолы (ап. Павел Рим.9 , 2Сол.2 ; св. Иоанн Богослов в Апокалипсисе) иногда же лица, прикосновенные к кругу апостольскому (антиох. Пророк Агав, Деян.11:27–28 ). Это явствует: 1) из положения пророков после апостолов; 2) из сравнения нашего места с Еф.3:5 , где говорится, что тайна призвания язычников в церковь Христову не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым 9 . В таком случае мы вправе под упомянутыми св. Поликарпом пророками разуметь пророков новозаветных и прежде всего Иоанна Богослова, а затем уже других – в собственном и дальнейшем смысле этого слова. Послание Смирнской Церкви. После мученической кончины своего предстоятеля, церковь Смирнская отправила послание «ко всем церквам католической святой церкви», будучи твёрдо убеждена, что вся церковь сочувственно отзовётся и примет сердечное участие в постигшем её скорби. Во II главе послания говорится: «презрели они т. е. св. Поликарп и его друзья) земные мучительства, которые в один час искупили их от вечного наказания. И огонь жестоких пыток был для них холоден, потому что они имели пред глазами огонь вечный и никогда не угасающий». Здесь слышится отзвук Откр.14:9–11 , где третий ангел громогласно возвещает наказание вечным огнём поклонниками зверя 10 . В 17 главе идёт речь о дьяволе, который возбудил преследование на христиан и возненавидел св. Поликарпа за то, что видел его «украшенным венцом нетления (στεφανωμνον τ τ τς φϑαρσας στεφν)». Здесь уже вполне ясный намёк на Откр.2:10 , где говорится о венце жизни (στφανος τς ζως), как награде за мученичество, и именно в послании к церкви Смирнской, предстоятель которой тогда был св. Поликарп, а непосредственно выше говорилось о подстрекательстве дьявола к гонению. Доксология 20 главы 11 невольно отсылает к Откр.5:13 и хотя вместо ελοα Апокалипсиса здесь дано μεγαμοσνη, но само четверичное число членов сословия ( δξα, τιμ, κρτος, μεγαμοσνη) и заключительное выражение «ες ανας. μν» говорит в пользу свободного заимствования из Откр.5:13 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kanoni...

Мефодия. Она, понятно, имеет самый высокий уровень официальности и самого широкого адресата: литургические песнопения – жанр несравненно более «демократический», чем составленные по всем правилам античной риторики и классического языка жития. К тому же средневековый человек – homo liturgicus. Служба никак не могла быть издана без согласия патриарха; естественно думать, что и составлена она была в патриархии. Но эта служба – ярчайший образец имперской экклезиологии. Роль епископата в Wende 843 г. никак не выражена. Читатель славянского перевода подумает, что «православных собор» (Канон 6 —506— песн. 3 троп.) – собор епископов, но будет разочарован, ибо по-гречески там δμος. Единственный православный архиерей, упомянутый в службе – святитель Василий Великий , но он назван не как иерарх, но как автор важной для иконопочитателей формулы: «честь образа, якоже глаголет Василий, на первообразное преходит» (Великая вечерня, Стихиры на стиховне). Торжество Православия изображено как дело, в первую очередь, Божие, но во-вторых – императорское. «Смиреннии вознесохомся днесь к вере православия, благочестивою царицею наставляеми (δηγομενοι)» (Малая вечерня стих. на Господи воззвах 3-я). «Бог православным, изволением (νεσει, мановением) Феодоры, жезл крепости дает» (Малая вечерня стих. на стиховне 3-я). «Дашася Церкви днесь победительная, богодвижным мановением и советом, Михаила же и Феодоры, благочестно веру содержащих царей наших» (Канон 1 песнь 4 тропарь). «Воспоим Христа, показавшаго нам царицу благочестивую, христолюбивую, с боговенчанною отраслию» (Канон 3 песнь 4 тропарь). «Царица по обоему (разночтение: στεφν) украшена, истиннаго возжелевши Христова Царства, Сего написа образ пречистый, и святых изображения» (Кан. 4 песнь 4 троп.). «Возвыси православных царей рог, чтущих образ Твой». «Свет незаходимый нам благочестия возсия, велением богодухновенным верных царей и манием богомудрым» (Кан. 5 песнь 34 троп.). «Благославия древняго осияния получи православных собор, Феодоры мановением царицы, и ея сына благочестиваго Михаила самодержца» (Канон 6 песнь 3 тропарь).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Торжество Православия изображено как дело, в первую очередь, Божие, но во-вторых – императорское. «Смирении вознесохомся днесь к вере православия, благочестивою царицею наставляеми ( δηγομενοι)» (Малая вечерня стих, на Господи воззвах 3-я). «Бог православным, изволением ( νεει, мановением) Феодоры, жезл крепости дает» (Малая вечерня стих, на стиховне 3-я). «Дашася Церкви днесь побудительная, богодвижным мановением и советом, Михаила же и Феодоры, благочестно веру содержащих царей наших» (Канон 1 песнь 4 тропарь). «Воспоим Христа, показавшего нам царицу благочестивую, христолюбивую, с боговенчанною отраслию» (Канон 3 песнь 4 тропарь). «Царица по обоему (разночтение: στεφν) украшена, истиннаго возжелевши Христова Царства, Сего написа образ пречистый, и святых изображения» (Кан. 4 песнь 4 троп.). «Возвыси православных царей рог, чтущих образ Твой». «Свет незаходимый нам благочестия возсия, велением богодухновенным верных царей и манием богомудрым» (Кан. 5 песнь 3–4 троп.). «Благославия древняго осияния получи православных собор, Феодоры мановением царицы, и ея сына благочестиваго Михаила самодержца» (Канон 6 песнь 3 тропарь). Для краткости опустим еще три тропаря в том же духе. Другая важная особенность имперской экклезюлогии – представление о ереси как болезни внутри Церкви. В то время как противоборствовавшие церковные партии мыслили эксклюзивистски, полагая, что впадение в ересь влечет немедленное отпадение от Церкви, императоры, выступая в качестве посредников и арбитров, видели торжество Православия как соединение двух расторгнутых спором частей Церкви. Это совсем не обязательно означало стремление к вероучительному компромиссу. Но это неизбежно умаляло стремления торжествующей партии, от которой требовалось дать достойное место в Церкви покаявшимся в ереси и принявшим Православие. Так было, в частности, на VI и VII Вселенских Соборах. В нашей службе читаем: «Из нечестия во благочестие прешедше и светом разума просветившеся...» (Великая вечерня, стихиры на стиховне).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

ς Μοσ λιγ πξεν ο στεφν Он Музе Ио сделал гармоническую лиру в виде венца, Он (Пан) Музе Каллиопе, и наипаче Мельпомене, сделал гармоническую Сирингу. Ибо Сиринга есть не только пастушеская дудка, но и струнная лира. А сделал её в виде венца, потому что Музы – женственны, венец же более приличен женщинам; λκος γαλμα πϑοιο πυρισμαργγον, Лиру красивую, воспламеняющую любовь. Сделал лиру красивую, воспламеняющую любовь сердечную. (Тут Педиасим присовокупил вот какое рассуждение своё: «Не излишне знать, что природа устроила в человеке три главнейшие телесные вместилища трисоставной души, то есть её ума, чувства и хотения, череп для ума, сердце для чувства и печень для хотения»). Это рассуждение Педиасима тут очень кстати. Речь идёт о музыке. А музыка у греков сочиняется так, что она звуками говорит уму, или нежит чувство, или увлекает волю к доблестям. ς οβσεν νοραν σαν δα Παπποφνου, Τυρας τε φελετο. Он угасил превозношение, равное насилию отцеубийцы, и освободил Тирию: Он, Пан, угасил гордость Персов, когда воевал заодно с Дионисом, гордость равную насилию отцеубийцы Персея, от которого произошли Персы, и освободил от Персидского превозношения Тирию, т. е. Европу, (так как в Тире Зевес познал Европу). τ δ τυφλοφρων ρατν πμα Πρις ϑτο Σμιχιδς ψοχν. Ему вожделенное достояние мешконосцев от души присудил Паргис Симихидас. Ему вожделенное достояние мешконосцев, т. е. пастухов, которые обыкновенно носят на себе мешки, от души присудил Парис Симихидас. Под этим Парисом Иоанн Педиасим разумеет Феокрита сына Симихидина. Так как имя Феокрит значит судья богов, а божественных граций судил Парис, сын Троянского царя Приама, и одной из них присудил яблоко; то вместо Феокрита в стихотворении можно было поставить Париса, и он поставлен. Ты же разумей тут не оного Париса, а Феокрита сына Симихидова. βροτοβμων σττας οστροδτας, Κλωποπτορα πτωρ, λαρνακγυλε. Χαροις δυμελισδς λλπι κορα Καλλιπα νηλεστω. О, человекообладателю, женолюбителю, сыне лихвенного Меркурия, ларей наполнителю! Радуйся сладкопевче, на свирели поющий Каллиопе незримой.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

  001     002    003    004