Образ великомученика был помещен на монетах при визант. имп. Иоанне II Комнине, и его продолжали чеканить при Палеологах. Никифор Григора († после 1359) в «Ромейской истории» упоминает об изображении Г. на коне, к-рое написал «знаменитый в древности живописец Павел» на стене имп. дворца напротив часовни Богородицы Никопеи ( Niceph. Greg. Hist. VIII 5). Великомученики Георгий и Димитрий Солунский. Икона. Кон. XI-XII в. (ГЭ) Великомученики Георгий и Димитрий Солунский. Икона. Кон. XI-XII в. (ГЭ) Частицы мощей Г. хранятся в афонских мон-рях Ксенофонт, св. Григория, св. Дионисия, Иверском, Зографском и в ряде обителей Греции: Арсаниу, Гумениссы Богородицы, прп. Никанора, Дусику, Татарниотиссы Богородицы, святых Феодоров на Керкире и др. ( Λκκος. T. 1. Σ. 66, 76, 89, 91, 111, 120, 155, 162, 165, 183, 218, 237, 254, 270, 274, 277, 296, 307, 317, 323; Т. 2. Σ. 42, 52, 85, 91, 158, 169, 189, 206, 243, 292, 320, 409). Чудотворные иконы великомученика находятся в афонских мон-рях Ксенофонт, Зограф и Хиландар. В Византии Г. считался покровителем воинов, землепашцев (имя Георгий происходит от греч. слова γεωργς - земледелец) и особенно пастухов. Георгий Сфрандзи называет Г. «освободителем пленников» ( Sphrantzes. Hist. 19. 1), а в Каппадокии великомученик почитался как защитник путешественников. В народном представлении сложился образ строгого и справедливого святого ( Χαλκι-Στεφνου. Σ. 62). В Греции в праздник святого 23 апр. проводились крестные ходы с иконой Г. вокруг полей, устраивались скачки на лошадях (в память «чуда о змии»), закалывался посвященный великомученику агнец (айгеоргитис), кровью к-рого священник смазывал крестообразно лоб и щеки детей. Кроме чудес, зафиксированных в визант. агиографических сочинениях, сверхъестественные события, связанные с заступничеством Г., были отмечены, напр., в 1593 г. (явление великомученика Мураду III, после к-рого султан отказался от своего намерения разрушить ц. во имя вмч. Георгия в башне Фенер-капысы и отправил туда богатые дары), в 1689 г. (прекращение эпидемии чумы на о-ве Закинф по молитве Г.). Образ Г. запечатлен в народной греч. поэзии.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ († 1801), нмч. Эфесский (пам. греч. 5 апр.), происходил из Нов. Эфеса (совр. Кушадасы, Турция) и жил беспутно, предаваясь пьянству и бесчинствам. В возрасте 42 лет он публично объявил, что хочет стать мусульманином, но еще до совершения обрезания раскаялся и тайно покинул город. Г. поселился на о-ве Самос и жил как христианин. В это время православные в Нов. Эфесе получили разрешение султана на строительство новой церкви. Чтобы воспрепятствовать им, турки пустили слух, что христиане убили Г. как вероотступника, а его тело похоронили в фундаменте строящегося храма. Тогда христиане указали место пребывания Г., и он был доставлен в Нов. Эфес. Его обрезали и сделали прислужником в одной из мечетей. Так он жил 10 месяцев, по словам автора Жития, «превратив мечеть в таверну». Затем Г. бежал на Самос, а оттуда на Патмос, где исповедался одному старцу, получил отпущение грехов и полностью изменил жизнь. Когда он вернулся на Самос, то был схвачен и заключен в тюрьму, где получил тысячу ударов палкой по ногам. Хотя старосты христ. общин выкупили Г. из тюрьмы, он принял решение добровольно принять мученичество. Г. явился в Нов. Эфес и открыто объявил себя христианином. После допроса он был приговорен судьей к смертной казни и обезглавлен. Ночью над тем местом, где лежало его тело, христиане и мусульмане видели свет. Мощи Г. были похоронены за городом в гробнице нмч. Полидора , пострадавшего за Христа в Нов. Эфесе в 1794 г. Житие Г., написанное прп. Афанасием Паросским (Парийским), включено в «Новый Лимонарион» и в «Новый Эклогион»; служба святому составлена прп. Никифором Хиосским ( Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 90). Ист.: ΝΛ5. Σ. 118-121; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 4. Σ. 76-80; Ματθαου. ΜΣ. Τ. 4. Σ. 93-95; Νικδημος Αγιορετης. Νον Εκλγιον. Αθναι, 1974. Σ. 380-382. Лит.: Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 61; ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 449; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 96; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 1. Σ. 112-113; Χαλκι-Στεφνου Π. Ο Αγιοι Γεργιοι. Αθνα, 1996. Σ. 101-105. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164213.html

Янинский митр. Иоаким составил в честь Г. последование. В 1839 г. его преемник, митр. Иоанникий, отправил в К-поль Житие и чудеса Г., составленные 2 епископами, Леонтием Велласким, Серафимом Перистерийским, и 30 жителями Янины. В 1839 г., при патриархе Григории VI, Синод К-польской Церкви установил общецерковное почитание Г., к-рый считается покровителем Янины. 26 окт. 1971 г. мощи Г. были перенесены в храм, освященный в честь новомученика, и помещены в драгоценной раке. В наст. время частицы мощей святого находятся в различных городах Греции, в т. ч. в храме вмч. Димитрия Солунского в Фессалонике и в мон-ре св. Дионисия на Афоне. Первая служба и похвальное слово святому были написаны в 1839 г. иером. Хрисанфом (Лайнасом) (изд. Керкира, 1876). Впосл. в честь Г. были составлены еще 2 службы (ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 453; Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 90-91). Ист.: ΝΜ. Σ. 281-285; Σαλαμγκας Δ. Ο Νεομρτυς λδβλθυοτεΑγιος Γεργιος Ιωανννων. Αθναι, 1954; Ματθαου. ΜΣ. Τ. 1. Σ. 333-337. Лит.: Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 76; Παπαδπουλος Σ. Γ. Γεργιος ν Ιωανννοις νεομρτυς//ΘΗΕ. T. 4. Σ. 453-454; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 96; Περαντνης. Λεξικν. T. 1. Σ. 127-130; Χαλκι-Στεφνου Π. Ο λδβλθυοτεΑγιοι Γεργιοι. Αθνα, 1996. Σ. 130-143. О. В. Л. Иконография Нмч. Георгий Янинский. Гравюра. Афон. 1840 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Нмч. Георгий Янинский. Гравюра. Афон. 1840 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Изображения Г. появляются сразу после его смерти 17 янв. 1838 г., до офиц. канонизации 19 сент. 1839 г. По преданию, перед тем, как предать земле тело Г., Янинский митр. Иоаким призвал протопсалта кафедрального собора Петра Георгиадиса и велел ему написать икону новомученика. Этот образ освятили, приложив к мощам Г. Через неск. дней после казни новомученика была выполнена еще одна икона, написанная 30 янв. 1838 г. мастером Зикосом Хиониадисом по заказу иером. Хрисанфа (Лайнаса) из Арты, она хранилась в его доме в Янине. В 1838 г. на Афоне были исполнены неск. гравюр иером. Даниилом. Г. обычно изображается юным, с усами, изредка с очень короткой округлой бородой (икона из ГЭ), в тур. платье (фустанелла) и с феской на голове. На нек-рых изображениях он представлен с непокрытой головой (гравюра иером. Даниила, 1838, Афон (Археологический музей, София); гравюра мон. Кирилла, 1845, Афон (коллекция Леандра Врануссиса, Афины) и др.). В правой руке святой держит крест, в левой - пальмовую ветвь. На иконах и гравюрах он часто представлен на фоне города, с клеймами сцен из Жития.

http://pravenc.ru/text/164215.html

Известно совместное почитание Г. и вмч. Димитрия Солунского, к-рых в народных преданиях называют братьями или родственниками. Эти представления были заимствованы у греков крестоносцами: согласно хронике Петра Тудебода, эти святые вместе с вмч. Феодором возглавляли христ. войско во время Антиохийской битвы в 1098 г. В наст. время Г. считается покровителем армии Греческой Республики. В Египте почитание Г. наложилось на культ бога Гора. Мученичество Г., написанное на копт. языке, возникло в VI - нач. VII в., а цикл чудес сложился до араб. завоевания. Согласно данным папирусов V-VIII вв., почитание Г. отмечено в Афродито, Джеме, Гермополе, Оксиринхе, Птолемаиде и др. Древнейшее упоминание о праздновании Г. засвидетельствовано в т. н. Календаре Саккары (VIII в.). В Египте Г. было посвящено много церквей и мон-рей, наиболее известны в Мит-Дамсисе (к северу от Мит-Гамра) и в Дельте. В Коптском Синаксаре особо указывается под 3 паопе (араб. бауна) освящение первой ц. во имя вмч. Георгия в г. Бирма, в оазисе Бахария. Синаксарь указывает, что мощи Г., хранившиеся в этой церкви, в патриаршество Матфея I (1378-1409) были перенесены в мон-рь авы Самуила, а при патриархе Гаврииле V (1409-1428) - в ц. во имя вмч. Георгия в Ст. Каире. В наст. время, по свидетельству О. Мейнардуса, частицы мощей Г. находятся в 15 церквах и мон-рях Египта. Из Египта почитание Г. проникло в Эфиопию. Ист.: BHG, N 681-686m; Книга Паломник. С. 23, 27-28, 32; Πτρια Κωνσταντινουπλεως//Scriptores Originum Constantinopotanarum/Ed. Th. Preger. Lpz., 1907. N. Y., 1975p. Pt. 2. (BSGRT); Πολτης Ν. Τ δημδη λληνικ σματα περ τς Δρακοντοκτονας το Αγου Γεωργου//Λαογραφικ. 1912-1913. T. 4; Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 102; Житие прп. отца нашего Феодора, архим. Сикеонского, написанное Георгием, учеником его и игуменом той же обители/Пер., вступ. ст., коммент.: Д. Е. Афиногенов. М., 2005. Лит.: Delehaye H. Les légendes grecques des saints militaires. P., 1909. P. 43 - 52; Krefting A. St. Michael und St. Georg in ihren geistesgesch. Beziehungen. Jena, 1939; Janin. Églises et monastères. P. 69-78; Howell D. St. George as Intercessor//Byz. 1969. T. 39. P. 121-136; Mark-Weiner T. Narrative Cycles of the Life of St. George in Byzantine Art: Diss. N. Y., 1977. 2 vol.; Idem. Ann Arbor, 2003; Balboni D. Giorgio//BiblSS. Vol. 6. P. 512-525; Aubert R. Georges de Lydda (50)//DHGE. T. 20. Col. 633-641; Walter Ch. The Origins of the Cult of St. George//REB. 1995. T. 53. P. 295-326; Χαλκι-Στεφνου Π. Ο λδβλθυοτεΑγιοι Γεργιοι. Αθνα, 1996. Σ. 45-62; Λκκος Ε. Π. Τ μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1997. T. 1. Σ. 66, 76, 89, 91, 111, 120, 155, 162, 165, 183, 218, 237, 254, 270, 274, 277, 296, 307, 317, 323; Т. 2. S. 42, 52, 85, 91, 158, 169, 189, 206, 243, 292, 320, 409.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ (VII в.), исп. (пам. греч. 29 февр.), еп. Девельтский. Сведения о нем стали известны из служб, сохранившихся в одной из рукописей Великой Лавры (E 152. Fol. 367). Он боролся против монофелитства и претерпел мучения, был подвергнут бичеванию по приказу скифов. Сведений о его мученической кончине нет, поэтому считается, что он мирно скончался. Отличен от Георгия, еп. Девельтского (см. в ст. Мануил, Георгий, Петр и др. мученики Адрианопольские (пам. 22 янв.)). Лит.: ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 460; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 92; Χαλκι-Στεφνου Π. Ο γιοι Γεργιοι. Αθνα, 1996. Σ. 185. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164225.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ († 1693), нмч. (пам. греч. 14 февр.). Г. по прозвищу Пайзанос ( Παζνος, Παζνος) род. в сел. Плайя близ Пломариона на о-ве Лесбос и был портным. Он пострадал в К-поле за исповедание христ. веры. Подробного описания его мученической кончины не сохранилось. Ист.: ΝΜ. Σ. 106; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 2. Σ. 254; Ματθαου. ΜΣ. Τ. 2. Σ. 256. Лит.: Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 42; ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 446; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 96; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 1. Σ. 101; Χαλκι-Στεφνου Π. Ο Αγιοι Γεργιοι. Αθνα, 1996. Σ. 79-80. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164193.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ († 1752), нмч. Птолемаидский (пам. греч. 23 и 25 апр.). Род. на о-ве Кипр, служил в Птолемаиде (совр. Акка, Израиль), в доме европ. консула. Его обвинили в связи с мусульм. девушкой и предложили принять ислам, чтобы избежать наказания. Г. ответил, что родился христианином и христианином умрет. Суд приговорил юношу к смертной казни. Турки привели Г. к морскому берегу, расстреляли и начали расчленять его тело. Как только кровь мученика попала в море, поднялись большие волны. Испуганные турки оставили мощи мученика, и христиане погребли их. Над его могилой 3 ночи появлялся столб света. Житие Г. включено в состав «Нового Мартирология» прп. Никодима Святогорца. 13 апр. 1967 г. мощи Г. были торжественно перенесены в Никосию (Кипр) и положены в кафедральном соборе ап. Иоанна Богослова. Память Г. отмечается 25 апр., в день его смерти, и 23 апр., в день празднования его небесного покровителя вмч. Георгия Победоносца. Ист.: ΝΜ. Σ. 136-137; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 265; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 4. Σ. 387; Ματθαου. ΜΣ. Τ. 4. Σ. 426. Лит.: Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 46-47; ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 446; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 96; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 1. Σ. 102-104; Χαλκι-Στεφνου Π. Ο Αγιοι Γεργιοι. Αθνα, 1996. Σ. 81-84; Μακριος Γ, ρχιεπσκοπος Κπρου. Κπρος γα Νσος. Αθναι, 19972. Σ. 20. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164207.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ († 1770), нмч. Митилинский (пам. греч. 2 янв.). Г., называемый также Зорзис (Ζρζης), по происхождению грузин, в юношеском возрасте попал в плен, был продан туркам и принял ислам с именем Салис. После смерти своего господина он жил в Митилине (о-в Лесбос), где у него была маленькая мастерская. В возрасте 70 лет, чувствуя приближение смерти, Г. решил мученичеством искупить отступничество от Христа. Он явился к судье и исповедал себя христианином. Не поддавшись на долгие уговоры и не испугавшись угроз, был приговорен к смертной казни. Янычары водили его по базару с веревкой на шее, нанося ему раны и побои. Затем его привели на место, называемое Пармаккапы, где, угрожая ножами, принуждали произнести мусульм. молитву. После долгих мучений Г. был повешен. Житие Г. включено в состав «Нового Мартирология» прп. Никодима Святогорца. Ист.: ΝΜ. Σ. 190; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 1. Σ. 71-72; Ματθαου. ΜΣ. Τ. 1. Σ. 65; Новомученики балканские. М., 1999. С. 65-67. Лит.: Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 48; ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 446-447; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 164; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 1. Σ. 105-106; Χαλκι-Στεφνου Π. Ο Αγιοι Γεργιοι. Αθνα, 1996. Σ. 88-90. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ († 1796), нмч. Магнезийский (Магнесийский) (пам. греч. 24 апр.). Г. был сыном грека Хаджи-Канелласа, к-рый управлял имениями богатейшего чиновника аги Кара-Османоглу. В возрасте 22 лет он был обручен с благочестивой христианкой и собирался вступить в брак. Однажды он отправился по важному делу в Магнесию (совр. Маниса, Турция) и, поскольку являлся слугой влиятельного человека, надел красную феску. В городе он был схвачен турками, т. к. носить феску позволялось только мусульманам. Его привели на суд к муселиму, к-рый стал склонять его принять ислам, но Г. настаивал на том, что он христианин. После жестоких избиений его бросили в тюрьму, где на 3-й день он скончался. Житие Г. включено в состав «Нового Мартирология» прп. Никодима Святогорца. Ист.: ΝΜ. Σ. 261-262; Δουκκης Κ. Νον Μαρτυρολγιον. Αθναι, 1897. Σ. 45. Лит.: ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 447; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 96; Χαλκι-Στεφνου Π. Ο Αγιοι Γεργιοι. Αθνα, 1996. Σ. 91-92. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164203.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ († 1818), нмч. (пам. греч. 5 марта). Род. в Рапсани недалеко от г. Ларисы, происходил из известной семьи Хаджи-Ласкарисов. Г. получил хорошее образование и стал учителем. Причиной его мученической смерти стало принятие Крещения молодым турком. Мусульмане заподозрили, что просветительская деятельность Г. сыграла роль в обращении этого юноши в христианство. Г. был схвачен, подвергнут допросу и приговорен к смертной казни. Он был обезглавлен в г. Тирнавос в возрасте 20 лет. Его мощи были перенесены родственниками в Рапсани и положены в доме Каравасилиса. Ист.: Συναξαριστς Νεομαρτρων. Θεσσαλονκη, 19844. Σ. 339. Лит.: Μητραλς Χρ. Τοπικο Αγιοι τς Μητροπλεως Λαρσσης. Λρισσα, 1981. Σ. 23; Χαλκι-Στεφνου Π. Ο Αγιοι Γεργιοι. Αθνα, 1996. Σ. 100. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164195.html

  001     002    003