Ср. F. Chalandon. Essai sur le régne d’Alexis Comnéne, Paris, 1900, p. 52. 138 Письмо Алексея Комнина к Роберту Фландрскому, датируемое учеными различно, в том виде, в каком оно известно в науке, несомненно подложно. F Chalandon, op. cit., pp. 326–338. K. Παπαρρηλοπουλου στρια τ. λ. θν. 1871, IV, 488–492. Ср. А. Катанский , История попыток к соединению церквей, 1868, стрн. 48 (примеч. 3). В. Г. Васильевский , Византия и печенеги, в Журн. Мин. Нар. Просв. 1872, дек., стрн. 316–328. 141 Norden, ор. cit., 48., 48 Anmerk. 2. – R. Röhricht, Gesch. d. ersten Kreuzzuges, 1901, s. 17–18. 143 Ш. Диль, Византийские портреты, ч. II, стрн. 3. Перев. Е. Киричинского . Ср. Norden, op. cit., Anmer. 2. 147 Сохранилась до нашего времени речь Хрисолона de Spiritu Sancto, обращенная к Алексею Комнину. Migne Patr. gr. t. 127, 911–920. 155 I. Zonarae Annal. XVIII, 21. Migne, Patr. gr. t. 135. col. 297. νονιμου Σνοψις χρονικ, ν Μεσαιωνικ Βιβλ. το κ. Ζαθσ , τ. 7, σελ. 182. Μ. Γεδεων, Πατριαρχικο πνακες, σ. 335. 169 Своей законодательной властью Алексей воспользовался в такой широкой степени, что вполне справедливо можно сравнивать его о знаменитым Юстинианом. Ср. А.П. Лебедев , цит. с. 223. – Патр. Иоанн, по сообщению Никифора Каллиста, установил торжественное празднование памяти «благочестивого» царя Юстиниана I – 2-го августа, – не находится и это обстоятельство в связи с особенным уважением имп. Алексея к этому великому законодателю? Μ. Γεδεν, op. cit., 348. 173 В письмах бл. Феофилакта Болгарского имеются многочисленные данные, проливающие свет на то, как чиновники государственные, под предлогом внимательного наблюдения, чтобы Церковь пользовалась в отношении повинностей разными привилегиями не свыше той нормы, какая предоставлена была ей законами, в действительности стремилась к сокращению этих привилегий. Ф.И. Успенский, Образование второго болгарского царства, Одесса, 1879, стрн. 21– 30. 179 A. Ferradon. Des biens des monastères à Byzance. 1896, p. 153–4. Ср. П.Я. Яковенко, К истории иммунитета в Византии, 1908, стрн. 19–28. 189 Очерки по истории византийской образованности, 1892, стрн. 149 и дал. – Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси, в вестях русск. археол. инстит. в К-поль, П, 1897, стр. 1–66. Ср. Дим. Брянцев, Иоанн Итал и его богословско-философские взгляды, 1905, Харьков 191 Сведения о Ниле у Анны Комн. Alex. X, Migne, 697–701. Ср. Ф.И. Успенский, Очерки, стрн. 189–191. Читать далее Источник: Труды Киевской Духовной Академии Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

Никто не в праве обидеть пришельца, в противном случае наносится оскорбление целому роду и даже племени. Вообще прием гостя для восточного жителя составляет священную обязанность. Затем, восточное население питает большое уважение к женщине. Оскорбить женщину и особенно девушку считается тяжким преступлением, Виновник беспощадно приговаривается к смерти. С другой стороны, неверную жену немилосердно побивают камнями и притом – ее отец и братья, а не муж и его родственники. Если преступление совершилось по согласию обоих виновных, то оба приговариваются к смерти. Православный народ Сирии и Палестины отличается также трудолюбием, трезвостью, умеренностью в жизни и привязанностью к добрым традициям своих предков. Вообще, православное население востока и до настоящего времени, после всех ужасов многовекового мусульманского рабства, сохранило много весьма привлекательных качеств и доныне твердо держится святой православной веры и истинно-христианской нравственности, так что от историка XIX века должно, по нашему мнению, заслуживать не порицания и осуждения, а удивления пред величием терпения, мощью духа и верою в созидающую и спасающую силу святой православной церкви. 8 Странствования Василия Григоровича-Барского по святым местам востока с 1723 по 1747 г. Изданы Православным Палестинским Обществом под редакцией Н. Барсукова. Часть III, стр.21–22. Спб. 1887. 21 «Христианское Чтение» 1891, ч. II, стр. 142–145. «Богословский Вестник», 1900, июль, стр. 375–380. Срав. ΔΙομηδης– Κοριαχος, Εκκληοιαστικη ιστορια, τομ. 3, σελ. 79–80. 24 Διομηδης– Κοριακ ς, Εκκληοιαστικη ιστορια, τομ. 3, σελ. 78–80). Священник Петр Соловьев, Христианские мученики, пострадавшие на востоке со времени завоевания Константинополя турками. Перевод с новогреческого. С-Петербург, 1862; Κωνστανινος Δουκχης, Μγας Συναζαριστης за весь год (12 книг). Афины. 1889–1895; Афонский Патерик, части I-II. Издание 7. Москва. 1897. 25 Heinrich Gelser, Geistliches und Weltliches aus dem turkisch-griechischen Orient, S. 74. Leipzig. 1900. 28 Μανουηλ Γεδεων, Κανονιχαι διαταςεις των πατριαρχως Κονσταντινοπολεος, τομ. 2, σελ. 197–343. 30 ΗΕκκλησιτ Γεροσολυμων χατα τους τεσσαρας τελευταιους διωνας. Αθηνησιν. 1900. σελ. 275–278 31 Διομηδης– Κοριαχος, Εκκληοιαστικη ιστορια, τομ. 3, σελ. 177 –187. Окружное цослание синода против Макракиса напечатано в книге: « Συλλαγη των εγχυχλιον της ιερας συνοδου της εκκλησιας της Ελλαδος», υπο Στεφανου Γιαννοπουλου αρχιμανδριτου. Αθηναι, 1901, σελ. 940–944 Читать далее Источник: Христианское чтение. 1902. 5. С. 601-636. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/t...

2) Николая Грамматика (1084–1111) определение (1087 г.) о ставленной пошлине, по предложению царя Алексея Комнина (Leuncl. t. 269. Συν V. 60). Его же ответы Афонским монахам (Leuncl. I. 1. 20. Συν IV. 417. Кормч. гл. 53). 3) О постановлении патр. Михаила Анхиала 1171 г. об обязательности для всякого поставляемого в епископы произносить верноподданническую присягу. Это постановление состоялось согласно распоряжению императора Мануила Комнина, чтобы наравне с гражданами и ВСЕ духовные власти в Константинополе начиная с патриарха принесли присягу на верность Императору и его династии. Это распоряжение было чрезвычайной мерой охраны царствующей династии, и она имела силу, пока царствовала эта династия. До Мануила Комнина архиереи не были обязаны произносить формальную верноподданническую присягу Императору и его наследнику. Обычай требовал только, чтобы каждый ново-поставленный иерарх представлялся Императору и произносил в его присутствии особую молитву о его благополучном, многолетнем, мирном внутри, победоносном во вне царствовании и о сохранении царского престола в его роде до конца веков (Текст молитвы у Габерта в его Archieraticon, p. 497–498). Точно также и после прекращения династии Комнинов в чине архиерейского постановления не требовалось верноподданнической присяге. В нем, до самого падения византийской империи, соблюдалась только прежняя, обычная форма клятвенного обещания, по которой ново-поставляемый архиерей обязывался свято сохранять догматы  и предания вселенской церкви, соблюдать церковный мир и повиноваться установленным в церкви высшим властям, – и больше ничего (Габерт, Archierat. 495–496. Павлов. Синодальный акт патр. Михаила Анхиала в Визант. Врем. т. II. стр. 388–389). 4) Василия II. Каматера (1183–1186) определение, составленное на соборе (1186) в присутствии императора Исаака Ангела, патриархов Антиохийского и Иерусалимского и сорока митрополитов о том, что жена рукоположенного во епископа непременно должна постригаться в монахини, по свободному согласно ее. ( Συν. 421. Γεδεων, Διαταξεις. II.36.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

730 1707 г. великоварадская епархия разделена между иенопольской и шегедонской. Голубинский, 625. 733 Γεδεων. К. Διαταξεις, I. 187–169: μνος δ κα πρτος κα κυρως γμος ατ τς νεζοδς (имя жены Николая) μετ του Ηιχολ τς Παγνας, στις κα μηδεμιαν ντεϑεν κλυσιν χει πρς ερωςννην, λλ’ νεπληπτος στι δι τυτο κα καταιτατος. 743 Γεσεν, op.cit. 155–156; Θεοτκα 442–443, οδεροπε διδται ατ δεια τοιυτη παρ τς Εκκλησας. 746 ’Αγγελπουλος, Τα κατ το οδιμον, τον πατρ. Κωνστ. Гρηγριον τον Е; Аϑναι. 1865, I. 276–279; Γεσεν, II, 158–159 (примеч.) 747 «Весник Српске Цркве»,1911. июнь–июль, 697. Хотя патриархом, в 1837 г. был Григо рий VI, но большим влиянием пользовался и бывший патриарх ученый Констанций I, проживавший на о. Антигоне близ Константинополя. 751 Θεοτκα, 444–445, приводящий, к сожалению, лишь этот отрывок. Несомненно, грамота относится к делу того же Прокопия, о котором была речь под 1819 годом. Много спустя после его смерти († 1836) его вдова Екатерина обратилась в патриархию с просьбой подтвердить законность ее брака с Прокопием и законность детей от него, признанную будто бы в 1620 году патриархом Григорием V и получила грамоту, выдержку из которой мы привели. Был ли в действительности брак этот признан законным еще Григорием V, неизвестно, и Гедеон (ор. cit. II, 159) упоминает, что грамота об этом, изданная в Венеции в 1666 г., в патриаршем кодексе не числится. 753 Μιχατλ Θεοτκα. Νομολογα το Οκουμενικο πατριαρχεου... 1800–1896. ’Εν Кωστ 1897, σ. 173: πρεσβυτεροις, χηρευσσαις... νκρνε συνοδικ δαγνσις να πετετραπη ες ατς δεια το συγκροτσαι να συνοικσια. Из грамоты можно сделать заключение, что до нее господствовала иная практика, предписываемая Вальсомоном (Σ. II. 422, IV, 138, 563; ср. выше, стр. 131, примеч. 2), т. е., что вдовы священнослужителей не могли выходить замуж. 758 Θεοτκα, 446: здесь делается ссылка, невидимому, на 6 пр. Василия Великого , ори чем «κανονκων» правило понимается согласно с сомнительным толкованием Вальсамона (Σ. IV, 106) В смысле и «ερωμενων», а не одних монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

906 Hefele . Op. cit., В. II, S. 214. 907 Деян. Всел. Собор., IV, 96. 908 Γεδεων . Κανονικαι διαταξεις . Τομ . I, σελ . 5—8. Константинополь, 1888. 909 См. также выше, гл. 1. 910 Приложение к стр. 211—214. 911 Сократ . Церк. ист. Кн. II, гл. 30. Созомен , IV, 22 (ad fin.). 912 Деяния Всел. Собор, в русск. пер. Т. I, стр. 221. Изд. 2-е. 913 Mansi . Concilia. Tom. VI, col. 976. Деян. в рус. пер. Том III, 244. Изд. 2-е. Каз., 1879. 914 Mansl . Ibidem, col. 996. Деяния, т. III, 251. 915 Деяния Всел. Соборов. Т. I, стр. 198—199, 201, 203, 222, 224, 229, 234. Можно, впрочем, догадываться, что в рассматриваемом случае александрийский нотарий Петр имел значение alter ego св. Кирилла Александрийского, на что были вполне уважительные причины. 916 Mansi. Op. cit.. Тот. VI, col. 956, 960, 972—973, 984, 996—997. Деяния... , т. Ill, стр. 230—231, 238, 243, 247, 252—253. 917 Mansi . Tom. VI, col. 624—625. Деяния, III, 82—83. 918 Mansi . Ibid. Деяния . Там же. 919 Эти записи в оригинале называются αντιγδαφα ­­ scripta (Mansi . VI, 769), но хотя это греческое слово и значит: «списки», однако из связи речи видно, что здесь идет речь не о копиях с текста актов, а о записях независимых от актов. К тому же выводу склоняют и параллельные места изучаемых актов 3 920 Mansi . Tom. VI, 769, 781, 792. Деяния . Т. Ill, 136, 138—139, 142, 145. 921 Mansi . Ibid. 825. Деян ., стр. 160. 922 Mansi . Ibid. col. 768, 809. Деян . III, 137—138, 153. 923 Mansi . Ibid. 804, 813. Деян . Ill, 151, 155. 924 Mansi . VI, 808. Деян . Ill, 152. 925 Mansi . Ibid. 780, 785. Деян . Ill, 142, 144. 926 Mansi . Ibid. 777. Деян. III:141. — В изложении истории IV Всел. собора церковным историком Евагрием говорится: некоторые епископы жаловались, что на соборе Эфесском 449 года слова их «записывались неверно», и что даже в его актах нашли место такие выражения, которых «никто не произносил» (Церк. история. Кн. II, гл. 18). 927 Mansi . Ibid., col. 816—817. Деян . III, 155—156. 928 Mansi . Ibid., col. 813. Деян . III, 155.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

Типикон 47 Мануила II Палеолога для Горы Афон предусматривает процедуру поставления такую же, как в завещании прп. Афанасия Афонского . Заключение Подведем итоги нашего предварительного исследования. Двумя наиболее частыми видами поставления игумена являлись: ι) назначение игумена его предшественником либо по своей воле, либо по совету с братией, обычно не всей, а избранной ее частью; г) выборы настоятеля либо всей братией, либо избранной частью. Ктиторы, вопреки канону, продолжали назначать игуменов. Делали они это с ведома или без ведома епископа – трудно сказать определенно, в наших источниках ничего не говорится об этом. Новоназначенный игумен получал у епископа благословение – сфрагис. Чтобы определить, имеется ли связь между временем составления типикона, типом монастыря по принадлежности и предпочитаемой формой поставления игумена, необходимы дальнейшие исследования. Список литературы Соколов И. Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX до начала XIII в. (842–1204). Казань, 1894. Byzantine Monastic Foundation documents. Acomplete translations of the Surviving Founders’ Typica and Testaments/J. Thomas, A.C. Hero, eds. Washington, 2000. Vol. 1–5 48 . Meester de P. De monachico statu juxta disciplinam Byzantinam. Roma, 1948. Thomas J. Ph. Private religious foundations in the Byzantine Empire. Washington, 1987. Список источников Ипотипосис монастыря Иоанна Предтечи Фоберу/Papadopou- los-Kerameus А. I. ed. Noctes Petropolitanae. СПб., 1913. C. ι–88. Хосроев А. А. Пахомий Великий (из ранней истории общежительного монашества в Египте). СПб., 2003. Διαθκη Μαξμου μονχου, κττορος τς ν Λυδα μονς Κοτινς (1247)· Μανουλ Ιω. Γεδεων. Ανατπωσις κ τν Μικρασιατικν Χρονικν (· 1939)· Λαμπσιζις 08 . κ Πντου σιος Νκων Μετανοετε. θ, 1982. σ. 252–256. Ρλλης Г.. Α., Ποτλς Μ. Σνταγμα τν θεων κα ιερν καννων τν τε αγων κα πανευφμων αποστλων, κα τν ιερν οικουμενικν κα τοπικν συνδων, κα τν κατ μρος γιων πατρων. θνησιν, 1852. Τ. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002