5) Георгия II. (1192–1199) Синодальное постановление 4 февр. 1897 г. о правах приходов (Leuncl. I. 283–284. Συν V. 101–102.). 6) Германа II (1221–1240) грамота русскому митрополиту Кириллу I о непосвящении рабов в священный сан и о неприкосновенности имуществ и судов церковных (Рус. Ист. Библ. VI. 79). Его же грамота о сборах с монастырей (евлогиях) и ставленых пошлинах в пользу эпирского экзарха (Васильевский, Обновление болгар, патр. Ж. М. Н. Пр. 1885. март. 44). 7) Мануила II Критопула (1244–1255) о ктиторском праве (Leuncl. I. 242. Συν V. 119). 8) Иоанна Векка (1275–1282) ответы на вопросы русского епископа Феогноста Сарайского ( Γεδεων, I. 16. Рус. Ист. Биб. VI. 5.). 9) Нифонта (1312–1315) послание к князю Тверскому Михаилу Ярославичу о непостановлении на мзде. (Рус. Ист. Биб. VI. 147.). 10) Исаии (1323–1334) постановление о ежегодных взносах в патриаршую казну от митрополитов и архиепископов ( Συν V. 134. Acta I. 126). 11) Исидора (1347–1350) постановление о присоединении Галицкой митрополии в Киевской (Рус. Ист. Биб. 1, 33). 12) Филофея Коккина (1354–1355, 1364–1376) замечания, адресованные Арменопулу, о политических анафемах, при чем патриарх присоединяется к мнению Златоуста и Вальсамона ( Συν V. 127–130. Migne. 119. col. 896. Мнение Вальс. в пред. к толк. на прав. Гангр.). 13) Нила Керамевса (1380–1389) об устройстве антиминсов ( Συν V. 141. Γεδεων, Διαταξεις. II. 57). Его же послание в Псков о пошлинах, взимаемых с церковных ставленников (1382). Грамота направлена против стригольников, которые зазирали православных пастырей за то, что они платят и берут известные пошлины при постановлениях на священные степени. Патриарх старается внушить, что эти пошлины не составляют платы за посвящение, а служат вознаграждением за неизбежные издержки, с которыми сопряжено посвящение, – за вино, ладан, свечи и пр. (Рус. Ист. Биб. VI. 191–198. Acta part. Const. Micl. II. 31–34). Нилу также приписывают послание к одному русскому игумену (предполагают Серию Радонежскому) об иноческой жизни. (Рус. Ист. Биб. VI. 187. Прав. Соб. 1860. I. 448).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

1854 Из древних Русских служебников 16-го века видно, что Игумен с великим выходом не ходил, но принимал св. сосуды, как Архиерей, наперед покадив их в царских дверях, не говоря при этом ни слова. Такой обычай существует и доселе в некоторых ставропигиальных и первоклассных монастырях, где настоятель монастыря в сане Архимандрита тоже не ходит с великим выходом, но принимает св. дары в царских дверях и поминает по обычаю. Ркп. Сол. биб. 1029; Ркп. М. Син. биб. 814. Чтен. Общ. ист. и древн. 1878 кн. 4 стр. 161. 1862 См. рукопись служебника 16-го века Солов. биб 1028 л. 88). Это взаимное укрепление молитвами священнослужащих читается так: «благослови, отче, многая лета, честный отче. Дух Святый найдет на тя и сила Вышняго осенит тя. Моли за ны и буди нам по глаголу, честный отче, Священник: купно с животом нашим». 1866 В 16-м столетии в некотор. русск. служебниках предписывалось эти слова читать, а не петь. Ркп. Ватик. биб. 10 часосл. 1874 Практ. Русск. церкви 16-го века показывает, что тогда священники не колебали св. воздухом, но полагали его на голову и читали Символ Веры , а за тем, когда диакон произносил: «Святый Боже», прикладывали воздух к устам, очам и лицу. Ркп. Солов. биб. 1019, 1020, 1021; М. Син. биб. 156, 617, 680. 814; Тр. Серг. Лавры 218. тип. биб. 131. 1876 В литургии Апостола Иакова читаем: «станем добре, станем благоговейно, станем со страхом Божиим и умилением. Миром Господу помолимся». Вместо «милость» читается: «елей» λαιον. Объяснен. этих слов можно читать у Златоуста 4 бес. о непостиж. 1878 В древ. рус. служебниках 16 века сказано, что священник встречал диакона словами: «Христос посреде нас». Диакон на это отвечал: «есть и будет твоему священству». Ркп. Сол. биб. 1029; М. Син. биб. 117. 814. 1880 Сим. Солун. гл. 174. Ныне рипиды или опахала с длинным рукоятием, кругообразное с изображением херувимов, употребляются при Архиерейском Богослужении над Евангелием и св. Дарами. 1912 Есть молитва за умерших в литур. древних времен: Петра, Иакова, Марка, Вас. Велик., Кирилла и Иоан. Злат

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

1668 Издается по Рукоп. Новгор. Соф. биб. XVII–XVIII в. 1428, в лист л. 534–537, сравнено со всеми другими ниже указываемыми списками послания. Послание Максима Грека к Иоанну Васильевичу о брадобритии встречается в рукописях XVI (Рукоп. Кириллов. биб. (не разборчиво) л. 22–27), XVII (Рук. Импер. Пуб. биб. XVII, F. 38, л. 139–143) и XVIII веков (Рук. Импер. Пуб. биб, XVII, F. 11, из собр. гр. Толст. отд. IV, 39, л. 31–35). Оно встречается в полном списке сочинеий Максима Грека (Рук. Импер. Пуб. биб. I, F, 425. л. 464–467). На авторитет послания Максима о брадобритии ссылается патриарх Адриан и даже большую часть его приводит у себя в поучении. (Рукоп. Соф. биб. 1503, л. 252–253). 1670 Поучение издается по двум, совершенно тождественным между собою рукописным, спискам. Рукоп. Сборн. биб. Кириллобелозерск. монастыря (не разборчиво) л. 80–83 и (не разборчиво) л. 41–42. 1671 Поучение издается по рукописи Импер. Пуб. биб. О. XVII, 10, л. 213, XVII века. Это поучение хотя и находится в рукописном списке XVII века, но по времени своего происхождения относится к XVI веку, и, по крайней мере по моему мнению, скорее всего к его половине. В поучении например поведение русских в церкви во время богослужения описывается в таких же чертах, в каких оно описывается и в стоглаве. В настоящем поучении говорится: «мы неистовиии приходим (в церковь ) аки на торжище и на позорище с гордостию и величанием и покланяемся образу Владыки Господа нашего Исуса Христа покровенными главами, а инии подпирающеся жезлы, а инии приходят разволочася риз безобразно». В стоглаве касательно того же самого предмета читаем: «безстрашие вошло в люди, в церквах Божиих стоят без страха, и в тафьях, и в шапках, и с посохи якоже на торжещи или на позорищи... и говор и ропот, и всяко прекословие и беседы, и смрадные словеса». Стоглав, изд. Казанской Акад., 65. Что же касается слов находящихся в издаваемом поучении и относящихся к крестному знамению, то они почти буквально взяты из Стоглава. Стоглав, казан, изд. 132–133. 136. Обычай являтся в церковь с покрытою головою, в тафьях или в шапках никогда ни прежде ни после не был так распространен в России как в половине XVI века в царствование Иоанна Грозного. Против этого обычая писали: преп. Максим Грек (Сочин. част. II, 382–383), митрополит Макарий. Известно м. Макария правило о тафьях (Рукоп. Кириллов. биб. (не разборчиво), л. 428 Стоглав, Казан. изд. 159), вошедшее и в Стоглав.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

1915 См. Четь-мин. жит. Иоанна Милост. и житии преп. Бенедикта. Сокр. сказ. о св. отцах стр. 153. Сказание о Феодоре в рассуждении о мытарствах. При этом нужно заметить, что Протестантская церковь не воссылает молитв за усопших частью потому, что литургия её имеет совершенно иное значение и смысл, частью потому, что не признает авторитета церкви, а руководится в деле веры собственным разумом. 1925 О важности молитвы Господней и её употреблении при литургии свидетельствуют: Киприан в беседе о молитве Господней, Тертуллиан в толков. на молитву Господню, Златоуст бес. 10 на послан. к Кол. В древней греч. церкви и в русской, как видно из слов инока Зиновия, в ответе Захарии, [истины показание ст. 968] молитву Господню читали, а не пели. 1927 В служебниках 16-го века встречаются на этом месте еще молитвы: «во множестве грехов не отверзеши мене», «Господи несмь достоин да под кров Твой прибегну», «тело Твое святое, Господи Иисусе Христе, буди ми в живот вечный», «верую Господи и исповедую Тя, яко Ты еси Христос, Сын Бога живаго, сшедший с небеси», «вечери Твоея тайныя»... да не в суд или осуждение и: «се приступаю к Божественному причащению, Владыко, да не опалиши мя». Ркп. Сол. биб. 1023. М. Син. биб. 616. 1931 По указанию служебников 16 века (ркп. Син. биб. 1023, 1085; кормч. ркп. той же биб. 475, 477, ркп. М. Син. биб. 267) в этом месте прибавлялись еще слова: «познаста Господа ученики в преломлении хлеба», или «во имя Единороднаго Сына Божия Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа познаста Тебе Господа». «Дай нам, Господи, грешникам познати тя» (ркп. М. Син. биб. 180, 310, 900). 1941 В практике Русской церкви 16-го века обряд причащения священнослужителей был такой, что Епископ, Архимандрит или старший священник приобщал младшего, который, потом приняв чашу от Епископа, становился с правой стороны престола и причащал остальных священников и диаконов; части агнца раздавал младший священник, который свою часть получал от настоятеля. ркп. Сол. биб. 1023 1085; ркп. М. Син. биб. 267 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

1946 Св. муч. Иустин и св. Амвросий в слове на смерть брата говорят об этом обычае. Апост. пост. к. 7, 18; Терт. об идолопокл. гл. 7; Злат. слово 21 к Ант. народу. 1947 Есть предание, что одна женщина, принявши в руки частицу св. тела Христова, смешала его с другим веществом для волхования. Кам. вер. ч. 1 гл. 7, о св. Евх. Ник. Калл. кн. 8, гл. 7. 1948 Лжица употреблялась в церквах Коптской, Эфиопской, Сирийской, у Яковитов и Несториян до их отделения от церкви. 1950 Приступающие ко святым тайнам миряне, кроме того, читали – или «твоих даров нас достойны сотвори», (см. ркп. 16 века Солов. биб. 778 следован. псалт.), или «се приступаю к Божественному причащению», а иногда, по желанию, и «боготворящую кровь, ужаснися, человече зря...» (ркп. Сол. биб. 768). Это стихи Метафраста, помещающиеся в конце молитв к причащению. 1951 В древних Греческих литургиях Иоан. Златоуст. предписывается лику, по произнесении священником слов: «спаси, Боже, люди твоя», возглашать к нему заимообразно за благожелание: «Владыко, на многая лета»; каковое приветствие у нас удержано при Архиерейском служении. См. греч. требн. Гоар. ст. 67. 1952 В служебниках 16-го века Русской церкви за словами: «спаси, Боже, люди твоя», предписывалось читать еще молитву: «приходя от силы в силу, мы грешнии и недостойнии раби твои» (ркп. Сол. биб. 1023; ркп. М. Син. биб. 616, 613). 1956 Бес. 83 на Мф. Иисус Христос, возблагодарив, воспел при подаянии таинства, да и мы тоже самое творим. 1958 Об этом свидетельство можно находить во всех древних литургиях: Апост. постан., Иакова, Марка, Петра. 1961 В древнее время, говорится в книге у Дмитриевского: «Богослужение в русск. церкви 16-го века изд. 1884», слова: «исполнение закона и пророков», святитель произносил выходя из алтаря для раздаяния антидора, причем читал еще другую молитву: «Господи Боже наш, в сем вторем алтаре явися нам во святем Твоем мысленнем Сионе». Святитель более в алтарь не возвращался, а, по окончании литургии, разоблачившись на амвоне, в мантии и клобуке, «сед на своем кресле», поучает люди православных христиан от святых писаний: «како имеют работати Богу и ходити в заповедех Господних и койждо труждатися о своем согрешении». Ркп. М. Син. биб. 310, 680, 909.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Об общественном идеале. Третье издание. Б. 1921. стр. 386. Из лекций по истории философии права. Кант и Гегель. Мат. Биб. X. Бя. 1931. ОБОЛЕНСКИЙ Дмитрий Дмитриевич. Князь. (1918) Родился 1 апреля в Петрограде. Вывезен из России годовалым ребенком. Учился во Франции и в Англии. Окончил Кембриджский университет в 1940 г. Преподавал в Кембридже 1942–48. Доктор философии 1944. С 1948 года преподает в Оксфорде. Профессор русской и балканской истории. The Bogomils. Cambridge. 1948. Переиздано в 1972. The Penguin Book of Russian Verse. L. 1962. 445 pp. The Christian Centuries. Vol. 2. The Middle Ages. Cam. 1969. The Byzantine Commonwealth. L. 1971. 445 pp. Byzantium and the Slavs. Collected Studies. L. 1971. 440 pp. ОКУНЕВА Ирина Николаевна. По мужу Расовская. (1913–1941) Родилась в Петербурге. Окончила университет в Праге. Статьи по иконографии. Подготовляла докторскую диссертацию. В 1938 году переехала в Белград и там вышла замуж за историка Д. А. Ресовского (1902–1941). Работала с ним во вновь открытом отделении Института, имени Н.П. Кодакова. Убита с мужем в день немецкой бомбардировки Белграда. Мат. Биб. II. Бл. 1941. ОКУНЕВ Николай Львович. (1886–1949) Преподавал историю искусства в Петербурге 1917–20. Профессор в Одессе и Скоплье. С 1925 года преподавал византийское и славянское искусство в Карловом университете в Праге. Ст. Мат. Биб. I. Бл. 1931 . ОРЛОВ Григорий Михайлович. (1893) Служил в Министерстве Земледелия. Участвовал в первой мировой войне и в Белой армии, как военный летчик. Переехал в Аргентину в 1924 году. Духовный Фронт Традиция церковная и общественная. На путях истины. Буэнос Айрес. 1948. стр. 62. Упадок религиозности, как причина нашей катастрофы. 1941. ОСИПОВ Николай Евграфович. (1877–1934) Преподавал медицинскую психологию в Москве и в Праге. Специально изучал Толстого и Достоевского. Ст. Мат. Биб. I. Бл. 1931 . Мат. Биб. II. Бл. 1941 . ОСТРОМИРОВ А. Николая Федорович Федоров. Биография. Харбин. 1928. В предисловии указано, что автор предполагает приступить к изданию своего труда «Н.Ф. Федоров и Современность», подразделив его на следующие отделы:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

944 Смар. Минеи Чет. митр. Мак. ркп. Син. биб. 996, л. 751. Измар. рук. Сол. биб. 270, л. 89–96. Пролог 5 июня и 26 июля. Опис. Сол. биб. 571 стр. Златоструй, 259, л. 463–464. 954 Смар. Мин. митр. Мак. рук. Син. библ. 996, л. 752. Изм. рук. Сол. библ. 270, л. 94–95 и 241об. 965 Припомним настоятельные просьбы Настасьи к Дунаю не стрелять по ней из лука, а дать ей «спустити на свет свои семены – поотродити младенца». Рыбник., 1, 458 стр. 998 Из всех подобных стихов, напечатанных в пятом томе сборника Бессонова «Калеки перехожие», мы сделали сводный стих. Страницы, откуда заимствованы стихи, обозначены при самых стихах. 999 Мы тоже сделали сводный стих. В основу положен стих «Про душу великой грешницы», напечатанный в Лет. Рус. Нар. Лит. 1 т. 1018 Вопрос об эсхатологических сочинениях и влиянии их на народные духовные стихи разработан в сочинении г. Сахарова «Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи». Тула, 1879 г. 1019 «Прение живота со смертию» – повесть рус. происхождения, встречается в рукоп. XVII стол. Учёные Зап. И. Ак. Наук. Очерк лит. ист. стар. повест. 135 стр. 1021 Летоп. рус. литер. 1 т., 2 отд., 96–8. Буслаев. Рус. нар. песни. Лубочн. карт. Снегир. 54 стр. Ровин. IV, 555 и дал. 1023 Слово о небесных силах, 47 г., 8, 6 стр. Чт. И. Об. Ист. и Др. Сахаров. Эсхатол. сочинения и сказания, 186 стр. 1026 Припомним, как в сказании о Моисее дьявол оспаривает у арх. Михаила тело Моисея. Палея. Апокр. Сказ. И.Я. Порф. Зап. И. А. Наук, 17 т. 1066 Минеи Чет. митр. Мак. окт. 2. О видении рая 99–100. Сахар. Эсхат. сочин. и сказания, 224 стр. 1074 Подробно рассмотрен нами этот вопрос в статье «Воспитатели русского народа в древней Руси», Вятские Епарх. Ведомости, 1883 г., 7, 15 и 18. Читать далее Источник: Влияние церковного учения и древне-русской духовной письменности на миросозерцание русского народа, и в частности на народную словесность, в древний допетровский период/соч. Алексея Попова.- Казань : Тип. Императорского Ун-та, 1883. - 408, IV, II с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

33 Из Стрятинской типографии в 1604 году вышла «Божественная литургия, иже во святых отец наших Иоанна Златоуста , Василия Великого и Преждеосвященная», а в 1606 г. «Требник» (с греч. на славян, переведенный); из предисловия видно, что для перевода был прислан греческий список от Александ. патр. Мелетия, по желанно еп. Гедеона. В том же году, в Крилосе (под Галичем) вышло «Евангелие учительное»; см. Каратаева, Описан. слав. рус. книг, стр. 300, 305–307; Лет. Льв. брат , под 1602 год. 35 А. З. Р. т. IV, 164; стр. 229; Макарий, Ист. рус. цер., т. X, стр. 316. В 1605 г. Потей издал эту грамоту: «Poselstwo do papierza Syxta IV od duchowiestwa i od ksit i panów Ruskich, 1477». Эта грамота митроп. Мисаила на западно-русском языке напечатана в Арх. юго-запад. России, ч. I, т. VI, стр. 193–231. См. о подложности этого памятника у Кояловича Лит. цер. уния, т. I, Замеч. об источн. для ист. литов. церк. унии, т. I, стр. 21 и примеч. 60, и стр. 23. См. Васильевского, Ист. г. Вильны, Памят. стар. Батюшкова, вып. V, стр. 58. Кояловича (Литов. цер. уния, т. I, замеч. об источн. для ист. литов. церк. унии, стр. 187) указывает, что Потей издал: «ksigqa przywilejów jednoci», в которой изложил королевские грамоты прежних времен, предоставлявшие русским те или другие нрава; Потей все эти грамоты относил только к униатам. 36 Книга «Гармония» напечатана в VII т. Рус. Ист. Биб., стр. 169– 222. См. характеристику о ней в предисловии к названному тому, (стр. 6.) и у Макария, Ист. рус. цер., т. X, стр. 371 (примеч.). В 1605 году, как значится у Каратаева (Опис. слав. рус. книг, стр. 304) изданы были Потеем, на западно-русском языке «Трактаты об исхождении св. Духа». 37 См. обвинения Потея православным духовенством во введении латинских порядков в обиходе православной церкви; Вилен. Арх. Сбор., т. VI, стр. 126. 40 А. Ю. и З. Р. т. II, 26. К сожалению под этим униатским протестом подписался прежний ревнитель православия воевода Новогрудский Федор Скумин Тышкевич, имевший возможность знать настоящую историю братства лучше, чем кто другой: затем он перешел в католичество: см. Васильевского, Очер. ист. Вильны, V вып. Памятн. старины Батюшкова, стр. 59.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

См.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 19. 3. Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 1. 22 (рус. пер.: он же. Творения. Кн. 1. С. 98). Там же. 3. 13 (рус. пер.: Там же. С. 122). Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 2. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 12). Евагрий Понтийский. Слово о духовном делании. 19 (рус. пер.: Указ. изд. С. 99). Евагрий Понтийский. О восьми духах лукавства. 11–12: PG. 79. Col. 1156D, 1157ВС (рус. пер.: Творения прп. Нила Синайского. С. 128). Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 19. 3. Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 3. 13 (рус. пер.: он же. Творения. Кн. 1. С. 122). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 9. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 116). Там же. 6. 3 (рус. пер.: Указ. изд. С. 74). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 5. 4 (рус. пер.: Указ. изд. С. 242). Ср.: Там же. 19. 6. Apophtegmes. XV. 136. Апофтегмы (систематическое собрание) 16. 16 (рус. пер.: Древний патерик. С. 308–309). Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 3. 89 (рус. пер.: он же. Творения. Кн. 1. С. 132). Там же. 3. 90 (рус. пер.: Там же. С. 132). См.: Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 98). Авва Дорофей. Душеполезные поучения. 7 (рус. пер.: Указ. изд. С. 98). Там же (рус. пер.: Указ. изд. С. 97–98). Ср.: Прп. Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве. 136. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы о статуях. VI. 1 (рус. пер, он же. Творения. Т. 2. Кн. 1. С. 84–85). Ср.: Евагрий Понтийский. Антирретик. Печаль. См.: Свт. Иоанн Златоуст. К Стагирию подвижнику. III. 14. Апофтегмы (алфавитное собрание). Об авве Ниле. 3 (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 615). Ср.: Евагрий Понтийский. Слово о молитве. 16; Прп. Исихий Иерусалимский. О трезвении и молитве. 135. См.: Apophtegmes (serie alphabetique). Syncletique. 21. (рус. пер.: Жизнь и деяния св. Синклитикии. 40//У истоков культуры святости. С. 304. См. эту же апофтегму в переводе на русский язык систематического собрания апофтегм: Древний патерик. 10. 98). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 6. 3.

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

Соч.: Моим критикам: [Разбор рецензий В. О. Ключевского и В. А. Бильбасова]. К., 1870. 2 т.; Рус. женщина накануне реформы Петра Великого и после нее: Сравн.-ист. очерк//Унив. изв. 1874. 5. С. 235-292; 6. С. 411-455; Ист. описание Екатеринбургского Новотихвинского 1-кл. девичьего мон-ря. СПб., 1875; Рус. ун-ты в связи с ходом обществ. образования//ВЕ. 1876. 9. С. 161-206; 10. С. 492-550; 11. С. 73-132; Арсений Мацеевич, митр. Ростовский: Ист.-биогр. очерк: Эпизод из истории секуляризации церк. имуществ в России//РС. 1879. 4. С. 731-752; 5. С. 1-34; 8. С. 577-608; 9. С. 1-34; 10. С. 177-198; Критико-библиогр. обзор лит-ры рус. истории за 1874-1876 гг. К., 1880; Рус. ист. наука в 25-летие: 1855-1880 гг.//РС. 1880. 2. С. 423-452; 3. С. 619-634; Время Екатерины Второй: Спец. курс, сост. по лекциям. К., 1881-1882. 4 вып. Литогр.; Гр. Н. П. Румянцев: Деятельность его на пользу разработки рус. истории и археологии: Очерк из рус. историографии//РС. 1881. 9. С. 47-74; 10. С. 225-250; История Моск. Руси до XVI в.: Лекции. К., Литогр.; Новые мат-лы для истории царствования Петра Великого: (Сношения России с Францией)//Унив. изв. 1886. 5. С. 81-144; Новые мат-лы и труды о патриархе Никоне//Там же. 1888. 6. С. 21-102; О причинах удаления митр. Павла Конюскевича из Тобольска по новым мат-лам//ЧИОНЛ. 1888. Кн. 2. С. 32-34; Сенат в царствование Екатерины II//РА. 1888. 1. С. 17-42; Ссыльные и заточенные в Соловецком мон-ре: Заметки к исслед. о них М. А. Колчина//РС. 1888. 1. С. 757-760; 2. С. 603-605; 3. С. 757-760; 6. С. 603; Еп. Моисей Гумилевский: Ист. заметка//РС. 1888. 6. С. 604-605; Новые исследования по истории Смутного времени Моск. гос-ва в нач. XVII в.//Унив. изв. 1889. 5. С. 113-166; 7. С. 167-206; 9. С. 207-214; Губ. ученые арх. комиссии: 1884-1890//Там же. 1891. 12. С. 101-136; Страница из истории Екатерининского наказа: (Об отмене пытки в России)//ЧИОНЛ. 1891. Кн. 5. Отд. 2. С. 11-35; Киев в 1654-1855 гг.: Ист. очерк//Киев. старина. 1904. Отд. 1. 9. С. 213-274; 10. С. 1-64; 11. С. 155-216; 12.//С. 516-685; Крестьянское движение в Киевской губ. в 1826-27 гг., в связи с событиями того времени. СПб., 1905; Имп. Екатерина II как историк//Военно-ист. вестн. 1911. 1/2. С. 13-24; Ист. воззрения Пушкина//Там же. 9/10. С. 5-23; А. Л. Шлецер: Ист.-биогр. очерк//ЧИОНЛ. 1911. Кн. 22. Вып. 3. С. 1-72; Карамзин - историк: Речь, чит. в собр. 18 июля 1911 г. по случаю открытия памятника Н. М. Карамзину в Остафьеве. СПб., 1912; Собр. ист. трудов. К., 1915. Т. 1; Г. Р. Державин в своей гос. и обществ. деятельности. Пг.; К., 1917; Icmopuчhi портрети. К., 2004.

http://pravenc.ru/text/389046.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010