«Если мы говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас… Если говорим, что мы не согрешаем, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас». ( 1Ин. 1:8–10 ) «Я хлеб живый, сошедший с небес; ядуший хлеб сей будет жить вовек, хлеб же, который я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». ( Ин. 6:51 ) «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется». ( Деян. 2:21 ) 1. Две группы «небесного класса» иеговистов-расселитов Учение иеговистов о Церкви Христовой связано с двумя основополагающими понятиями: бессмертием и рождением свыше. Чарльз Рассел писал: «Нигде в Писании не заявлено, что Ангелы являются бессмертными, ни того, что восстановленное человечество будет бессмертным. Наоборот, бессмертие приписывается только двум божественным природам: Иегове, впоследствии Господу Иисусу, в Его настоящем возвышенном состоянии, и наконец, обещано Церкви, телу Христову» 225 . Однако достаточно довести до логического завершения этот постулат, чтобы прийти к абсурдному выводу о том, что и Спаситель до Своего схождения на землю, когда (как учат иеговисты) из Ангела сделался человеком, не был бессмертным. Следовательно, бессмертным Он стал, когда воскрес как духовное существо. Быть духовным существом в понимании свидетелей Иеговы – значит обладать дарованной Богом способностью иметь жизнь в самом себе. Таковым стал Господь Иисус Христос после Воскресения. Обладать такой же природой будут лица, причисленные к «малому стаду» или иначе – церкви Христовой. Для собирания этого стада был определен «период между Первым и Вторым Пришествиями, между искуплением за всех и благословением всех, который предназначен для испытания и избрания церкви, которая есть тело Христово, в противном случае Пришествие Христа произошло бы только однажды, и Его дело, которое Ему предстояло совершить во время Его Второго Пришествия, в тысячелетие, последовало бы сейчас же по Воскресении Иисуса» 226 . Иеговистам достоверно известно, что общее число «тела Христова» равно 144 тысячам достойнейших. О сущности этих лиц нами частично уже было сказано выше. «Это те, – пишет Рассел, – кто, уразумев свое призвание, пребывает в радости, что удостоились терпеть страдание ради Христа, смотреть не на видимое, а на невидимое… Со времени посвящения себя Богу они более не являются людьми, но как получившие зарождение от Бога через слова истины, считаются духовными сынами. Они стали теперь ближе к цели, чем когда уверовали. Но они еще не суть совершенные существа, они только получили зарождение, но еще не родились от Духа. После зарождения от Духа они более не считаются человеческими существами, но – духовными, ибо свою человеческую природу, однажды оправданную, они теперь отдали и, считая ее мертвою, представили в жертву живую, святую, угодную и приятную Богу» 227 . Это так называемый земной путь к бессмертию, который требует жертвы, с законными и присущими вообще человеческой личности надеждами, желаниями и стремлениями 228 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Еф. 3:6 ), – быть не чужими и пришельцами, но согражданами святым и своими Богу (там же 2:19). И возвращу их (верующих), говорит Господь через св. пророка Захарию из земли Египетской, и из Ассирии соберу их, и приведу их в землю Галаадскую и на Ливан, и недостанет места для них ( Зах. 10:10 ). Но, если все народы земли соделает Господь наследниками обетования, то, естественно, уже и по этому самому нельзя будет верующих связывать с землею Обетования, как то было с евреями, которых, как народ избранный и святой, благоволил Господь отделить от язычников, – потому что тогда по самой численности верующих нельзя будет поселить их на земле Обетования, так как не достанет для них места на ней 225 . К тому же, в этом не будет и нужды, потому что тогда пойдет Он (Господь) по морю, и поразит волны в море, и будут посрамлены все пучины речные, и унизится гордость Ассура, и скипетр отойдет от Египта ( Зах. 10:11 ). Когда же Господь везде будет с верующими, тогда для них на всяком месте будет земля Обетования, кипящая медом и млеком. Самые скорби, неизбежные в мире, будут обращаться для них в радость, потому что с ними будет тот же всемогущий Бог, Который некогда иссушил море для избранных Своих и погубил в волнах его нечестивых, пред Которым расступилась вода Иордана реки, и Которому, следовательно, не трудно унизить самонадеянность человеческую и показать ничтожность внешнего могущества людей, если только это потребуется для торжества истинной веры в Него 226 . И сделаю, таким образом, их (верующих) сильными в Иегове, но, под тем, конечно, условием, если в имени Его будут они ходить, говорит Иегова ( Зах. 10:12 ) 227 . в) Пророчество о последней степени нравственного растления и избранного народа Божия в пришествие Мессии, как свидетельств совершенной необходимости в то время нравственно-благодатного обновления человечества (Гл. 11) Итак, с пришествием на землю Мессии, средостение между людьми уничтожится: отворяй же, восклицает пророк, Ливан, врата свои 228 ; потому что с уничтожением религиозной вражды между людьми, или, лучше, с распространением истинного боговедения по всей земле, не будет нужды ограждать естественными или искуственными оплотами землю Обетования, с целью охранения ее святыни и святости от языческого осквернения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Еще апостол Павел предупреждает: «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» ( 1Кор. 8, 8 ). Соотнесите эти слова с его же словами о Причащении: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» ( 1Кор. 10, 16 ). И выходит, что для ап. Павла обычный хлеб резко отличается от хлеба Евхаристии. Это различение двух хлебов восходит непосредственно к словам Христа: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий ... хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру ... Я есмь хлеб жизни ... Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ... ядущий Меня жить будет Мною ... ядущий хлеб сей жить будет вовек ... Это ли соблазняет вас?» ( Ин. 6, 27, 33, 35, 55–58, 61 ). Если для Апостола любая ритуальная еда незначима, а Хлеб Евхаристии все же жизненно и религиозно значим – значит, в его глазах Евхаристия отнюдь не была «просто едой», «просто обрядом», «просто символом». Ведь именно о знаках и символах, именно о внешней обрядовой стороне апостол Павел писал много. И всегда одно: не придавайте им слишком много значения. А к Евхаристии он относится совершенно иначе. Значит – не символ; значит – не обряд, – Таинство. Апостол не говорит, что эта Чаша есть «воспоминание»; он употребляет гораздо более весомое слово «приобщение». Евхаристия в восприятии Павла настолько реальна, что недолжное отношение к ней оказывается причиной смерти христиан: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, то ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор. 11, 28–30 ) 226 . Когда Христос сказал «ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне» ( Ин. 6, 56 ) – многие соблазнились и отошли. Но Христос не бросился увещевать отошедших – дескать, понимайте символически, а не буквально – но обратился с жестким вопросом к оставшимся ученикам: «Не хотите ли и вы отойти?». Зачем же отошли протестанты, ища «переносного смысла»? 227 . «Есть плоть Христа и пить Его кровь на символическом языке значит усваивать Слово Божие», – пишут протестанты. И в самом деле, выражение «есть плоть» в переносном смысле употребляется в Писании. Но в таком случае оно везде означает причинение великой обиды, злословие и утеснение; см. Пс. 26, 2 ; Иов. 19, 22 ; Мих. 3, 3 ; Гал. 5, 15 . Другого значения в Писании это выражение не имеет. Следовательно, если слова обетования Христова о таинстве Евхаристии принимать в переносном смысле, то они будут означать следующее: ядущий Мою плоть, то есть тот, кто клевещет на Меня, имеет жизнь вечную 228 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/protesta...

И так же Елисей, помолившись, извел из Ада [сына сонамитянки] 224 . Он был избавлен от рук злодеев, обступивших его. Хо­тя и казалось, что он был один, но на самом деле многочисленное войско окружало его, ибо он сказал своему ученику: (165) Тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними 225 . И хо­тя были они в одиночестве, но не были они одни. Итак, благодаря моему пояснению ты можешь [теперь] понять слово нашего Господа, Который сказал: Где двое или трое собра­ны во имя Мое, там Я посреди них 226 . 13 . Как уже я объяснил тебе выше, всякий раз, когда ты бу­дешь молиться, направь свое сердце ввысь, а глаза – вниз. Войди в своего внутреннего человека и помолись тайно Отцу твое­му Небесному. Все это я написал тебе о молитве – если чиста, то будет услышана, а если не чиста, то не будет 227 – из-за того, что находятся среди нас такие, кто умножают моления, продлева­ют прошения, кладут поклоны и простирают свои руки 228 , но да­леки они от дел молитвы, хотя и молятся той молитвой, которую преподал наш Жизнодавец: Прости нам долги наши, и мы так­же простим должникам нашим 229 . О молящийся, помни, что к Богу подносишь ты приношение. Да не смутится Приносящий молитвы 230 приношением, на ко­тором есть порок. Ведь ты молишься, чтобы тебе было оставле­но, обещая, что ты оставишь 231 . Прежде подумай своим умом – оставишь ли ты – а затем обещай: «Я оставлю». Не обманывай Бога 232 , говоря: «Я оставляю», – если не оставляешь. (168) Ибо Бог не человек, подобный тебе, чтобы мог ты солгать Ему 233 . Ес­ли согрешит человек против человека, то он молит Господа; если же он согрешит против Бога, то кого ему молит? 234 Да не станешь ты виновен через свою молитву. Слушай, что еще сказал наш Спаситель: Если ты, прино­ся дар, вспомнишь, что имеешь нечто против брата своего, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди, примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой 235 . И если ты вспомнишь, молясь, что ты имеешь некий гнев 236 , то поразмысли своим умом о том, что твоя молитва останется перед жертвенни­ком, и не захочет Приносящий молитвы 237 взять ее с земли. Ибо он проверяет 238 твою жертву: имеется ли на ней порок, – и если она чиста, то он поднимает ее к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Иез. 8 :18. И Я воздам им с яростию, не пожалеет око Мое и не помилую, хотя они будут взывать громким голосом в уши Мои, но Я не услышу их. Глава 9 Иез. 9 :1. И возгласил в уши мои великим голосом, говоря: „приблизилось отмщение городу“. И каждый 217 имел в руке своей орудия 218 истребления. Иез. 9 :2. И вот шесть мужей идут от ворот верхних, обращенных к северу, и у каждого в руке секира (истребления) 219 , и один муж среди их, одетый в подир 220 , и пояс из сапфира 221 на чреслах его, и вошли, и стали близ медного жертвенника. Иез. 9 :3. И слава Бога Израилева поднялась с херувимов, на которых пребывала, на открытое место дома 222 . И призвал мужа, облеченного в подир, который имел на чреслах своих пояс, Иез. 9 :4. И сказал Господь ему: пройди среди города Иерусалима, и положи знак 223 на челах мужей, скорбящих и болезнующих о всех беззакониях, совершающихся среди них 224 . Иез. 9 :5. И тем 225 сказал, как я слышал: идите за ним в город, и избивайте, и пусть не жалеет око ваше, и не щадите. Иез. 9 :6. Старца и юношу, и деву, и младенцев, и жен бейте до смерти 226 , а ко всем, на ком есть знак, не прикасайтесь, от посвященных Мне 227 начните. И начали с мужей старейших, которые были внутри, в доме. Иез. 9 :7. И сказал им: оскверните дом, и вышедши наполните пути мертвыми, и изрубите (находящихся в городе) 228 . Иез. 9 :8. И когда они избивали их, я остался, и пал ниц, и возопил и сказал: горе, (горе) 229 ! О беда мне, Господи Боже! Ужели Ты истребляешь остаток Израиля, ужели разливаешь ярость Свою на Иерусалим? Иез. 9 :9. И сказал мне: неправда дома Израилева и Иудина велика, весьма велика, ибо наполнилась земля многими народами 230 , а город наполнился неправдою и нечистотою, так как они сказали: „оставил Господь землю, и не видит Господь“. Иез. 9 :10. Но Я-есмь 231 , и не пощадит око Мое и не помилую, обращу 232 пути их на головы их 233 . Иез. 9 :11. И вот муж, одетый в подир и опоясанный поясом по чреслам своим, в ответ 234 сказал 235 : „я сделал, как Ты заповедал мне“.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иер. 8 :5. Почему же этот народ Мой, в Иерусалиме 209 , упорно и безстыдно отвратился и окреп в своем решении, и не хочет обратиться? Иер. 8 :6. Внимайте и слушайте: не так ли им следует говорить 210 : нет человека, кающагося о грехе 211 своем, говорящаго: что я сделал? изнемогает бегающий от своего бега, как конь, утомленный ржанием своим 212 . Иер. 8 :7. Аист под небом знает свое время, горлица и ласточка полевая и воробей наблюдают время своего прилета, а сей 213 народ Мой не знает определения Господня. Иер. 8 :8. Как вы скажете: мы мудры и закон Господень у нас? истинно 214 , для обмана 215 послужила лживая трость книжникам. Иер. 8 :9. Устыдились мудрецы, и устрашились, и запутались, ибо отвергли слово Господне: какая мудрость у них 216 ? Иер. 8 :10. Посему Я отдам жен их другим и поля их наследникам 217 , ибо все от малого до большого предались корыстолюбию 218 , и от пророка до священника все действуют лживо. Иер. 8 :11. И врачуют рану дочери народа Моего к стыду 219 , говоря: „мир, миръ“! а мира нет. Иер. 8 :12. Они пристыжены, ибо совершали мерзость, но совершенно не чувствовали стыда и не знали срама; посему падут среди падающих, во время посещения их падут, говорит Господь 220 , Иер. 8 :13. И оберут плоды их, говорит Господь: не останется грозда на лозе виноградной, ни смоквы на смоковнице, и листья падут: что Я дал им, отойдет от них. Иер. 8 :14. Зачем мы сидим? собирайтесь и пойдем в укрепленные города, и там погибнем 221 , ибо Господь 222 Бог наш отверг нас и напоил нас водою с желчию, так как мы согрешили пред Ним. Иер. 8 :15. Мы ждали 223 мира, и ничего доброго нет, времени искупления, и вот – ужас 224 . Иер. 8 :16. От Дана слышно ржание 225 коней его; от ржания конницы его потряслась вся земля, и придет он, и поест землю и что наполняет ее, город и обитателей его. Иер. 8 :17. Ибо вот Я пошлю на вас умерщвляющих змей, которых нельзя заговорить 226 , и они будут язвить вас, говорит Господь, Иер. 8 :18. Неисцельно, до боли вашего унылого 227 сердца. Иер. 8 :19. Вот плачевный голос дочери народа моего из дальней земли: ужели Господа нет в Сионе? или Царя нет в нем 228 ? За то, что они прогневали Меня идолами своими, и ничтожными, чужими (богами) 229 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Из всего эпистолярного наследия прп. Феодора наиболее употребительны следующие цитаты: ( 2Тим.2:3 ) – «Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» – 23 раза 218 ; ( Мф.5:10 ) – «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» – 20 раз 219 ; и по 17 раз: ( Евр.11:38 ) – «...те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» 220 и ( 1Тим.3:15 ) – «…чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» 221 . Первые три фразы отражают горячее стремление преподобного к царству Солнца Правды, путем исполнения Слова Божия («правды»), через отречение от мира («скитания») и страдания, подражанием и служением (в соработничестве – «воин Христов») Христу. Это указывает на то, что в отстаивании своих убеждений преподобный исходил из Евангельского призыва к совершенной Любви ( Мф.19:21 ; Ин.17:23 ). Четвертая фраза 222 служит указанием на пристальное внимание преподобного к евхаристическому собранию, как источнику опытного познания Истины. Исходя из вышеприведенных примеров, можно заключить о глубоком сопереживании Божественного Откровения святым игуменом. При этом прп. Феодор очевидно строго придерживается рамок святоотеческой традиции. Из святых отцов более часто прп. Феодор цитирует: Василия Великого – 123 ссылок 223 . Григория Богослова – 40 ссылок 224 . Деонисия Ареопагита – 34 ссылок 225 . Иоанна Златоуста – 14 ссылок 226 . Частое упоминание именно этих отцов указывает на необходимость укоренить свою богословскую позицию в той части святоотеческого Предания, которое было более авторитетно и которое более оспаривалось (иконоборцы из тех же отцов предлагали аналогичные цитаты и свои комментарии к ним) 227 . Когда речь шла об интерпретации высказываний святых отцов, прп. Феодор предлагал всегда учитывать исторический и богословский контекст. Например, разбирая спорное место из творений Златоуста, Студийский игумен пишет: «Изречение Златоуста...надобно принимать не просто, но узнав, с кем беседуя он сказал это; ибо в беседах должно обращать внимание и на время, и на лице, и на образ речи: время (χρνον), потому что не одно и то же заповедано и древним и находящимся под благодатию; лице (πρσωπον), потому что иное свойственно еретику, а иное православному; образ речи (τρπον), потому что не одно и то же – говорить догматически (δογματικς διαλγεσθαι) и предлагать простейшую речь (πλοκτερον τν λγον)» 228 , – из этих слов видно, что святоотеческое наследие не было для прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Людовик Святой — Людовик IX, король Франции (1226– 1270) — вождь крестовых походов, «самый правосудный из королей». Людовик, как и Данте, умер в одежде францисканца. 225 Гальвани Луиджи (1737–1798) — итальянский физиолог, открывший явление электризации при соприкосновении разнородных металлов, впоследствии получившее название «гальванизм». 226 Святой Антоний (250–355) — один из первых монахов; по преданию, в пустыне подвергался искушению плоти. 227 Самый свет в них — тьма — Лк. XI, 35. 228 Ньюмен Джон Генри (1801–1890) — английский католический богослов, с 1879 г . кардинал. 229 Помпей Гней (106–48 до н. э.) — римский полководец, политический соперник Цезаря. 230 Церкви дана власть ключей — Ср.: «И дал тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то и будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. XVI, 19). 231 Слово о лилиях, не пекущихся о завтрашнем дне — имеется в виду текст: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. VI, 28–29). 232 Совет о щеке и о воре, укравшем плащ — ссылка на текст: «…кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф. V, 39–40). 233 Где Петр, там и Франциск (лат.). 234 Луллий Раймонд (1235–1315) — философ, монах–францисканец, проповедовал в Северной Африке. 235 Холм, очертанием похожий на череп — на череп похожа была Голгофа (арамейское слово «gulgalta» обозначает «череп»). 236 Стал святым покровителем зайцев — шутка Честертона, переводящего на современный язык попытку Франциска проехать без билета, «зайцем». 237 Муфтий — лицо, обладающее авторитетом в вопросах мусульманской религии и права. 238 Саладин — Салах–ад–дин (1138–1193) — египетский султан с 1171 г ., возглавлял борьбу против крестоносцев, в христианских легендах изображается безупречным рыцарем. 239 Наивный и поверхностном скепсис — Честертон имеет в виду французских энциклопедистов, в первую очередь Вольтера. 240

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

Мф.11:9 .   Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Иоанн в том отношении больше остальных пророков, что он перстом показал как уже Пришедшего со словами: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» ( Ин.1:29 ). Того, Которого другие пророки проповедовали, только как должного 226 придти. А так как к преимуществу пророка присоединяется еще значение (praemium) Крестителя, то Он указывает на умножение заслуг, пользуясь свидетельством из пророка Малахии, у которого он называется даже ангелом ( Мал.3:1 ). 227 Но не подумаем, что Иоанн называется здесь ангелом по единству природы [с ними]; он называется так по достоинству служения своего, т. е. как вестник, провозвестивший пришествие Господа. Мф.11:11 .  Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал [человек] больший Иоанна Крестителя. Он говорит: – «Среди рожденных женами». Итак, Иоанн ставится выше тех, которые рождены женами в сожительстве с мужем, а не выше Того, Который рожден от Духа Святого и от Девы, ибо словами: «Не восставал между рожденных женами больший Иоанна Крестителя», Он не превозносит Иоанна над остальными пророками и патриархами, и всеми людьми, но остальных приравнивает к Иоанну, потому что из того, что другие не больше его, не следует непосредственно, что он больше других; но только то, что он имеет равенство с прочими святыми. Но меньший в Царстве Небесном больше его. Многие хотят понимать это слово Спасителя в том смысле, что больший по достоинству есть младший по возрасту. Мы же будем понимать просто в таком смысле: всякий святой, который уже находится в общении с Богом, больше того, который еще только воинствует. В самом деле, ведь иное дело иметь венец за победу, иное дело еще только сражаться в строю. А некоторые самого последнего ангела, служащего на небесах Господу, хотят считать большим, чем какого угодно первого человека, который пребывает 228 на земле. Мф.11:12 .  От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется (vim patitur ­­ претерпевает насилие), и употребляющие усилие восхищают его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Нам возразят, что могло быть, и было иногда (при желании найти доказательства – они возникают как по волшебству) глубокое и открытое разногласие между апостолами; но от него остались бы явные и многочисленные следы! Однако ж их нет! – Напротив, во всех основных пунктах господствует согласие, гармония не исключающие разнообразия применений. На соборе иерусалимском, в 50–51 годах апостолы и старцы и братия, в общем собрании, постановляют отправить к язычникам антиохийской церкви вместе с возлюбленными апостолами Варнавой и Павлом представителей, чтобы передать им словесно то, что посылали им на письме. Рассказ в XV главе Деяний св. апостолов доказывает, что единомыслие господствовало между Иаковом, Петром, Павлом и Варнавой 226 . Лет семь спустя апостол Павел пишет к Коринфянам, и все то, что он говорит о сподвижниках своих по апостольству, дышит самым сердечным согласием и чувством совершенного равенства: «или не имеем мы власти иметь спутницей сестру жену как прочие апостолы и братья Господни и Кифа? или один я и Варнава не имеем власти не работать 227 ? – Я наименьший из апостолов и недостоин называться апостолом… Я более всех их потрудился. Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали» 228 . Дело идет о евангелии, сосредоточенном на проповеди о кресте Христовом, и о воскресении в третий день. В другом месте он ссылается на свидетельство тех же коринфян чтобы доказать, что он исполнял условие заключенное с своими сподвижниками, по которому они обращались с проповедью к иудеям, а он принимал на себя обязанность благовествовать язычникам 229 в таких странах, в которых проповедь о Христе еще не раздавалась: «мы первые пришли к вам с благовестием Христовым. Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, так чтобы и далее вас проповедывать евангелие, а не хвалиться готовым в чужом деле 230 ... у меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов, хотя я ничто. Признаки апостола оказались пред вами» 231 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010