226 Другой способ избежать – принести искупительную жертву у сухого или старого дерева (Ф. Гочуа уточнил, что это должен быть дуб) либо в своем фамильном святилище, ажире и т. п. – там, где «сказанных слов не услышат чужие уши». При этом, однако, весьма вероятно, что такая жертва может оказаться безрезультатной. 227 Аналогичные положения содержатся в клинописных текстах молений царей-первосвященников Хеттской империи. Так, в «Молитве во время чумы» царя Мурсилиса II (XIV в. до н. э.) говорится: «Грех переходит с отца на сына. И на меня перешел грех отца». И далее: «Если кто разгневает бога, разве не убьет его бог, и не только его одного? Разве не погубит и его жену, его детей, его потомков, его родственников, его слуг и служанок, его скот, его овец, его урожай, разве не навлечет на него грозную кару?» – В. Замаровский Тайны хеттов . М., 1968, с. 287–288. 228 Показательно, что по единодушному убеждению наших абхазских собеседников преступник без всяких колебаний может принести ложную клятву в церкви или мечети. 232 Работа была выполнена при финансовой поддержке, предоставленной в рамках конкурса индивидуальных исследовательских проектов Программы по глобальной безопасности и устойчивому развитию Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров. 236 «Наука, культура, cbimorляд», в Людина i cbim, 1987, 11 (17, 20); С. П. Плачинда Словник дabhьoykpaihcьkoй мiфoлorii . Kuib, 1993, с. 6. 241 «Декларация основних npuhцunib Ykpaihcьkoi ceляhcko-дeмokpamuчhoi napmii», в Лimepamypha Ykpaiha, 5 липня 1990. 242 Влесова книга. Легенди. Mumi. Думи. Ckpuжaлi буття ykpaihcьkoro народу . Kuib, 1995, с. 7, 8, На самом деле версию об украх придумал в середине XIX в. А. Чертков. Она вскоре была забыта, так как ни один специалист ее не воспринял. 244 Ср.: Б. Яценко «Про Троянь», в Apxibu Ykpaihu, 1970, 6 (34–43), и Влесова книга…  с. 8–9, 247–249. 246 В. Довгич «Материк IhдoEbpona», в Онуки Дaжбoжi; Походження ykpaihcьkoro народу, кн. 1-Kuib, 1996–1997, с. 7–9. 262 Г. Лозко Ykpaihcьke язичництво, с. 40, 76; она же. «Богиня Дана», в Сварог, 1997, 5 (8–9); она же. «Волхви», в Сварог, 1997, 5 (11–18); она же. «Що означае слово “язичництво”?», в Сварог, 1998, 8 (47–48). См. также: А. Богород «Календар в icmopii народу», в Сварог, 1997, 5 (34–39).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neojazyc...

220 . Художникова Н. О судьбах «Зарубежной Церкви»//Вестник РХД. Париж-Нью-Йорк-Москва. 1987. 151. С. 242–248. 221 . Хулап Владимир. Не библейская величина в христианской пасхалии: к вопросу о роли весеннего равноденствия//Страницы. 2005. 2. С. 222–229. 222 . Цыпин Владислав , протоиерей. О календарных спорах и церковных канонах/Календарный вопрос: Сборник статей. М., 2000. С. 96–102. 223 . Чапнин Сергей. О церковном сознании некоторых общин и мирянских групп в современной России/Богословская конференция Русской Православной Церкви «Православное учение о Церкви». Москва, 17–20 ноября 2003 года. Материалы. М., 2004. С. 259–274. 224 . Явление знамения Честного Креста Господа нашего Иисуса Христа в окрестностях Афин (14.09.1925)//Вестник Германской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей. Мюнхен. 1998. С. 4–5. 225 . About the Authors/The Old Calendar Orthodox Church of Greece. Etna, California: CTOS, 1994. P. 3–4. 226 . mbrose, bishop of Methoni . The Old Calendar Greek Church: A Brief History/The Old Calendar Orthodox Church of Greecc. Etna, California: CTOS, 1994. P. 20–47. 227 . mbrose, bishop of Methoni. Blessed Metropolitan Chrysostomos. A Short Life/The Old Calendar Orthodox Church of Greecc. Etna, California: CTOS, 1994. P. 94–96. 228 . Archimandrite Varlaam consecrated bishop of Vancouver//The Canadian Orthodox Missionary 1994. 166. P. 2. 229 . Attivita del Metropolita Antonio. 16 Ottobre 2006//La Voce Ortodossa. 2006. Dicembre. P. 12. 230 . Auxentios, bishop of Photiki. The Old Calendar Greek Church: A Personal Testimony/The Old Calendar Orthodox Church of Greece. Etna, California: CTOS, 1994. P. 82–94. 231 . Basilio Grillo Miceli, l’Arcivescovo di Firenze. La necessita di un’Ortodossia italiana//La Voce Ortodossa. Aprilia. 2008. P. 3. 232 . Canadian Orthodox Church elevated to archdiocese//The Canadian Orthodox Missionary. 1994. 163. P. 21. 233 . Chrysostomos, bishop of Etna . The Old Calendar Greek Church: A Critical Evaluation/The Old Calendar Orthodox Church of Greece. Etna, California: CTOS, 1994. P. 48–81.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

197. Ihering 1877. 198. «Дигесты» 9.2.11, Ульпиан в 18-й книге «Комментариев к Эдикту». Здесь и далее перевод приводится по изданию: Дигесты Юстиниана: в 8 т./пер. Т.А. Бобровниковой; отв. ред. Л.Л. Кофанов. М.: Статут, 2002. 199. Примеры заимствованы из: «Дигесты» 47.2.36, Ульпиан в 41-й книге «Комментариев» к Сабину; «Дигесты» 9.2.33, Павел во 2-й книге «Комментариев к Плавцию». 200. Wirszubski 1950. Этимологию см. в: Benveniste 1963:262–272. 201. В хронике Уолтера из Хеминбурга (Walter of Guisborough 1957:216); см. Clanchy 1993:2–5. 202. Aylmer 1980. 203. Tuck 1979:49, ср. Tully 1993:252; Blackburn 1997:63–64. 204. Пример автора, который открыто связывает это с долгом: Roitman 2003:224. О предметах как уникальных деталях человеческой истории существует богатая литература; см.: Hoskins 1999; Graeber 2001. 205. «Илиада» 9:342–344. 206. Evans-Pritchard 1948:36; cf., Sahlins 1981. 207. Геродот 1.138. 208. Геродот 3.102–105. 209. Lambert 1971;Lemche 1979:16. 210. Самый подробный обзор этой литературы приводит Хадсон (Hudson 1993). 211. Hudson 1993:20. 212. Grierson 1977:17, цитирует Cerny 1954:907. 213. Bleiberg2002. 214. Versteeg 2002:199; см. Lorton 1977:42–44. 215. Диодор Сицилийский 1.79. Сравнение греческих и египетских источников по этому вопросу см. в: Westermann 1955:50–51. 216. Гуань-Цзы, цит. по: Schaps 2006:20. 217. Scheidel 2004:5. 218. Kan 1978:92; Martzloff 2002:178. 219. Ян ти лунь 12/462-6, в: Gale (1967): 12. 220. Гуань-цзы (73 12), Rickett (1998:397). 221. Ясперс К. Смысл и назначение истории/пер. М.И. Левиной. М.: Политиздат, 1991. 222. Parkes 1959:71. 223. Prakash & Singh 1968; Dhavalikar 1974; Kosambi 1981; Gupta & Hardaker 1995. 224. Schaps 2006:34. Схожее объяснение см. в: Schoenberger 2008. 225. Elayi&Elayi 1992. 226. Starr 1977:113; см. Lee 2000. 227. Резюме изложения событий в «Политике» (1304b27-31) no: Keyt (1997:103). 228. Ingham 2004:99-100. 229. MacDonald2006:43. 230. О денежных нуждах армий Александра cM.:Davies 1996:80 и далее, 83; в целом о тыловом обеспечении: Engels 1978.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

1085 . Landvogt Н. Die asketische und theologische Lehre des heiligen Gregorius Palamas. Würzburg 1939. 1086 . Mantzaridis G. γιος Γρηγριος Παλαμ ς// πετηρς θωνιδος σχολς. 1966. 170–175. 1087 . Mantzaridis G. ρθδοξος πνευματικτης κα θεολογα κατ Γρηγριον τν Παλαμ ν//GP 1968. 51. 54–66. 1088 . Mantzaridis G. I. Gregorius Palamas en de orthodoxe Theologie//Het christelijk Oosten. 1971. 23. 223–228. 1089 . Mantzaridis G. γιος Γρηγριος Παλαμ ς ς διδσκαλος τς ρθοδοξας//GP 1972. 55. 214–226. пер.: Манзаридис Г. Свети Гpuropuje Палама као учите 1972. 5(4). 247–253. 1090 . Mantzaridis G. Παλαμικ. Θεσσαλονκη 1973. 307. 2 1983. 307. 1091 . Mantzaridis G. σιωπ κα λγος το γ ου Γρηγορου Παλαμ//GP 1985. 68. 123–127. 1092 . Meyendorff J. Introduction à l’étude de Grégoire Palamas. P. 431. (Patristica sorbonensia. 3). Hussey J. M.//JThS 1964. 15. 192; Joannou P.-P.//ThL 1961. 86. 438; Halkin F.//JEH 1962. 13. 89; Allchin A. M.//Cambridge Review. 1959 (Oct.) – 1960 (June). 81. 439; Candal E. Un libro nuevo sobre Gregorio Pálamas//OCP 1960. 26. 418–428; Joumet Ch. Palamisme et thomisme. A propos d’un livre récent//RThom 1960. 60. 430–452; Philips G.//EThL 1960. 36. 503; RecSR 1961. 49. 153; Lakner F.//ZKTh 1963. 85:1. 74–75; Sauter J.//RThPh 1961. 3:11. 78; Guillaumont A.//RHR 1961. 159. 92; Charanis P. (Meyendorff J. Introduction à l’étude de Grégoire Palamas. Idem. Grégoire Palamas: Défense des saints hésychastes)//Spec 1961 (Jan). 36:1. 153. пер.: Meyendorff J. A study of Gregory Palamas/Transl. Lawrence G. L. 245. 2 Crestwood 1998. Evans E.//Scottish J. of Theology. 1965 (Mar.). 18:1. 109; Mascall E. L.//Church Quarterly Review. 1964 (Oct.-Dec.). 165(357). 495; Nicol D. M.//JEH 1965. 16. 121. пер.: Мейендорф И. , протопресв. Жизнь и труды святителя Григория Паламы ·. Введение в изучение/Пер. Начинкина Г. Н. под ред. Медведева И. П., Лурье В. М. СПб. 1997. 480. (Subsidia Byzantinorossica. 2). на рус. пер.: Прот. Валентин Асмус . Как не надо издавать книги протопресвитера о. Иоанна Мейендорфа //ЖМП 2002. 11. 78–88. [Кн. заложила основу нового этапа в мировом изучении Паламы и паламизма и до сих пор сохр. знач. базового труда. Рус. пер. оч. специфичен, ибо включает огр. объем добавлений к тексту оригинала, из коих одни дают ценную информацию, но другие – сугубо личные мнения и неуместные вкусовые оценки В. М. Лурье; при этом, два ценнейших приложения в рус. пер. были неоправданно изъяты].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

224 . A monk of the Eastern Church [Lev Gillet, archim.]. Orthodox spirituality. An outline of the Orthodox ascetical and mystical tradition. L. 1945. Y. 1945. XV, 103. [Библ. XI-XV]. 1978. 111. пер.: Un moine de l’Eglise d’Orient. Introduction à la spiritualité orthodoxe. P. 1983. пер.: Монах Восточной Церкви [Лев Жилле, архим.]. Православная духовность: Очерк православной аскетической и мистической традиции/Пер. [с англ. изд. 1978 г.] И. Шлепаковой. [Киев] 1998. 106. [Тексты архим. Льва Жилле, писавшего под псевдонимом «Монах Восточной Церкви», уже ок. полувека служат на Западе одним из гл. источников ознакомления с правосл. мистико-аскетич. традицией]. 225 . AagaardA. М. Traek af Hesychasmens historie. Et bidrag til belysning af Ostkirkens klosterspiritualitet//Acta Jutlandicä Skrifter fra Aarhus Universitet. 1985. 59. 35–47. 226 . Adam A. Grundbegriffe des Mönchtums in schprachlicher Sicht//Zs. für Theologie und Kirche. 1953–1954. 65. 209–239. 227 . Adnès P. Garde du coeur. 1: Spiritualité orientale//DS 1967.6. 100–117. 228 . Adnès P. Hésychasme//DS 1968. 7(1). 382–398. 229 . Adnès P. Népsis//DS 1981. 11. 110–118. 230 . Amfilohije Radovic, jeromonah. Isihazam kao osvajanje unutarnjih prostora//TP 1976. 9. 145–159. 231 . Anagnostopoulos B. The tradition of Byzantine asceticism in the Northern Europe//Byzantium and the North. Helsinki 1985. 9–19. 232 . Andia I. de. Les yeux de l’âme//Communio. 1987. 12:3. 30–47. 233 . Andia I. de. Mystiques d’Orient et d’Occident/Préf. Mgr. Christoph Schönborn. Préf. p. Boris Bobrinskoy. Bellefontaine 1994. 438. [Компаративное иссл-ние мистико-аскетич. традиций в зап. и вост. христианстве, пытающееся найти зап. параллели всем ведущим вост. темам и фигурам; исихазм, в частности, сопоставляется с кармелитским монашеством]. 234 . Anthony Bloom, bp. Asceticism (Somatopsychic techniques). L. 1957. (The Guild of Pastoral Psychology. Guild Lecture. 95). 235 . Anthony Bloom, metrop. Body and matter in spiritual life//Sacrament and Imagë Essays in the Christian Understanding of Man/Ed. Allchin A. M. L. 1967.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

219. Немира Bлaдuмip. " Монархию в России никто не отменял " . Так думает Вольфганг Акунов, офицер Добровольческого корпуса, Генеральный секретарь Российского Христианско-Монархического Союза//Век. 13.03.1998, 11 (277). 220. Крахмальникова Зоя. " Мы были счастливы, что Церковь вспомнила о царской семье "http://Век. 13.03.1998, 11 (277). 221. Артемыч Татьяна. " Следует ждать, что Господь совершит чудо " . Так считает о.Михаил Ардов, настоятель первого в России храма во имя св. царя-мученика Николая//Век. 13.03.1998, 11 (277). 222. Прибыловский Bлaдuмip. В сторонниках короны согласья нет. Как минимум четверо претендентов на престол живут в России//Век. 13.03.1998, 11 (277). 223. Шкарникова Ирина. Церковь не верит в подлинность царских останков. Русская Православная Церковь не собирается закрывать вопрос о подлинности царских останков//Koммepcahmъ-daily. 14.03.1998, 44 (1447). 224. Старший следователь-криминалист Генпрокуратуры Bлaдuмip Соловьев: мы расследовали убийство по воспоминаниям убийц//Koммepcahmъ-daily. 14.03.1998, 44 (1447). 225. Следствия по обстоятельствам гибели царской семьи//Koммepcahmъ-daily. 14.03.1998, 44 (1447). 226. Костиков Роман. Президент не переубедил патриарха (интервью с Митрополитом Ювеналием)//Koммepcahmъ-daily. 14.03.1998, 44 (1447). 227. Белых Вадим, Бицоев Саид, Графов Дмитрий, Гальперин Иосиф, Кожахметова Альмира. Как играют в кости императора//Новые известия. 14.03.1998. 228. Кого же похоронят в Петропавловке? " Анастасия " – кинохит Америки//Правда. 14.03.1998. 229. Струженцов Дмитрий. Суета вокруг престола. Кто же все-таки старейшина императорского дома Романовых?//Труд. 14.03.1998. 230. Хомякова Юлия. Сказка о мертвой царевне. Русская царевна – мультипликационная звезда//Вечерняя Москва. 14.03.1998. 231. Данилкин Лев. Русская бабушка//Вечерняя Москва. 14.03.1998. 232. Американские бабки//Вечерняя Москва. 14.03.1998. 233. Бондаренко Bлaдuмip. Кто спешит на похороны Царя?//Завтра. 15.03.1998, 11 (224). 234. Назаров Михаил. Пляска на гробах. Похороны Екатеринбургских останков как зеркало современной смуты//Завтра. 15.03.1998, 11 (224).

http://religare.ru/2_47504.html

АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) АФАНАСИЯ (Александра Васильевна Лепёшкина; 1885 - 1931), прмц., игум. Зосимовой пуст. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 92-103 103-181 181-182 182-183 183-184 184-185 АФРЕ прп. Египетский, отшельник Нитрийский (пам. в Соборе всех преподобных отцов, пам. греч. 8 июня) 186-187 187-190 АФРИКАНСКИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ТЕЧЕНИЯ общее название церквей и сект, которые объединяют людей черной расы и сочетают в своей доктрине положения христианства и традиционные африканские верования 190-191 185-186 АФРОДИСИЙ прп. Палестинский ( 1-я четв. VI в.), (пам. в Соборе всех преподобных отцов, пам. греч. 24 дек.) 191-192 192-193 193-194 194-195 АФФОНИЙ († 1652), митр. Новгородский и Великолуцкий, свт. (пам. 10 февр., 6 апр.в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 195-196 196-197 197-198 198-199 199-204 204-205 АХИЛА ДИАКОН (конец XIII - XV в.?), прп. Киево-Печерский (пам. 4 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) 205-206 206-207 207-208 208-209 209-210 210-212 212-213 213-214 214-215 215-216 216-217 217-218 218-219 219-220 220-221 221-223 223-224 224-226 226-227 227-228 228-229 229-230 230-231 231-232 232-233 234-235 235-236 236-237 237-239 239-240 240-241 241-242 243-244 244-245 245-246 246-247 247-248 248-251 251-253 253-254 254-255 255-256 256-257 257-258 258-259 БАЗАРОВ Иоанн Иоаннович (1819 - 1895), прот., проф. словесности СПбДС, автор трудов по библ. истории 259-260 260-263 263-264 264-269 269-270 270-271 271-272 272-274 БАКИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Карталинской и Кахетинской (1905-1919), Ставропольской и Владикавказской (1994-1998) епархий 274-275 275-276 276-277 277-278 БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836 - 1910), русский композитор, глава новой рус. школы - " Могучей кучки " 279-280 280-281

http://pravenc.ru/vol/iv.html

Моя жизнь во Христе. М-Спб., 1998, с. 127. 218 Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Живой колос. М.,-Спб., 1998, с. 11. 219 Св. праведный отец Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе. Т.2. с. 253. 220 Св. праведный отец Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе. Т.1. Валаамский монастырь, 1991, с. 15. 221 Св. праведный отец Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе. Т.1. с. 286. 222 Там же, т. 2, с. 250. 223 Там же, т. 1, с. 96. 224 св. Нектарий Эгинский. Вступление к “Песне Божественной любви”//Святитель Нектарий Эгинский. Жизнеописание. М.,1998, с. 187. Ср. в православных молитвах ко Причащению: “Усладил мя еси Божественным Твоим Рачением” 225 Эта минута наступила явно прежде 1932 г. 10 окт. 1928 г. между Святославом Рёрихом и его матерью происходит занятный спор по этому поводу: “Светик говорит, что он живет по “Тайной Доктрине” и “Письмам Махатм”. Е. И. ему ответила, что она эти книги знала раньше его, ибо в 1924 году он их еще не знал” (Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922-1934. М., 1998, с. 384). 226 А такие советы очень нередки в рёриховских письмах. Напр.: “Очень огорчили меня Ваши строки о Е. П. Блаватской. Именно Е. П. Бл. была Огненной Посланницей Белого Братства. Именно Она была Носительницей доверенного ей Знания. Именно из всех теософов лишь Е.П. Бл. имела счастье получить Учение в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была Великим Духом, принявшим на себя тяжелое Поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мертвых тенетах догм” (Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. “Оккультизм и Йога”. Летопись сотрудничества. ТТ. 1-2. М., 1996, т. 2, с. 257). 227 Рерих Н. К. Майтрейя//Твердыня пламенная. Рига, 1991, с. 195. 228 Энтин Д . Вступительное слово//Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922-1934. М., 1998, сс. 13-14. “Автоматическое письмо – графический способ телепатической передачи текстовых посланий, не контролируемой сознанием принимающего информацию” (Примечания//Фосдик З. Г. Мои Учителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

218. Голубцов С.А. Альбом чертежей и планов: приложение к 1 части 1 тома исторического исследования «Московская духовная академия». М., 1982. с. Без. паг. 219. Голубцов С. А., протодиак. Троице-Сергиева лавра за последние сто лет. М., 1998. 223 с. 220. Голубцов С. А., протодиак. Из истории «Богословского вестника»//БВ 2. 1998. С. 20–38. 221. Голубцов Сергий , протодиак. Материалы к биографиям профессоров и преподавателей МДА: Архиепископ Иларион (Троицкий) , [свт.]//БВ 2. 1998. С. 108–170. 222. Голубцов С. А., протодиак. (в соавторстве с Павлом Голощаповым). Исповедник и мученик Сергий Голощапов. М., 1999. 16 с. 223. Голубцов С. А., протодиак. Московская духовная академия в начале XX века: Профессура и сотрудники: Основные биографические сведения (по материалам архивов, публикаций и официальных изданий). М.: Мартис, 1999. 128 с. 224. Голубцов С. А., протодиак. Московская духовная академия в революционную эпоху. [Т. 1. Ч. 3] академия в социальном движении и служении в начале 20 века. По материалам архивов, мемуаров и публикаций. М., 1999. 255 с. 225. Голубцов С А., протодиак. Московское духовенство в преддверии и начале гонений 1917–1922 гг.: Церковно-общественные движения 1917–1918 гг. (Московская епархия и Синод). Антицерковные судебные процессы 1919–1922 гг. Лидеры и герои, мученики и исповедники. М., 1999. 192 с. 226. Голубцов С. А., протодиак. Профессура Московской духовной академии в сетях Гулага и ЧеКа: мученики и исповедники из корпорации дореволюционной Московской духовной академии в эпоху большевизма: по материалам архивов и публикаций: обзор и исследование. М., 1999. 96 с. 227. Голубцов С. А., протодиак. Сплоченные верой, надеждой, любовью и родом. М.: Мартис, 1999. 320 с. 228. Голубцов С. А., протодиак. Стратилаты академические: Ратоборцы за Церковь в корпорации Московской духовной академии первой половины XX века. Жизнь, труды и крестный путь: По материалам архивов и публикаций. Обзор и исследование. М.: Изд-во православного братства Споручницы грешных, 1999. 288 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1981. Т. 22. С. 45. 224 Воспоминания. 1992. Т. 2. С. 193. 225 См. Могильнер М. Мифология " подпольного человека " . М., 1999. С. 63. 226 См. Зеньковский В. В. Мое участие в РСХД//Вестник Р.С.Х.Д. 1998. 178. С. 137-138. 227 Зеньковский В. В. Мое участие в РСХД//Вестник Р.С.Х.Д. 1998. 178. С. 138. 228 Там же. 229 Воспоминания. 1992. Т. 2. С. 193. Причина этих надежд понятна: именно в это время была издана т. н. " Декларация " митр. Сергия (Страгородского) и " легализована " Церковь (т. е. те, кто признал " Декларацию " ) в Советской России. У последователей митр. Евлогия, который признал Декларацию, это вызвало надежды на то, что церковная жизнь в России придет в норму, что советская власть под воздействием Церкви постепенно трансформируется в нечто приемлемое, даже позитивное. Как известно, этим надеждам не суждено было сбыться, и в 1930 г. за совместную с англиканами молитву за гонимых в России христиан митр. Евлогий был " запрещен " митр. Сергием (Страгородским) и в 1931 г. с паствою был принят в юрисдикцию Вселенского патриарха. Следует отметить, что 13 января 1927 г., еще до принятия Декларации, митр. Евлогий был запрещен Карловацким Синодом в служении за нежелание признать за Синодом каноническое значение (митр. Евлогий был назначен указом патр. Тихона его представителем в Европе, но, по мнению Синода, этот указ был принят под давлением большевиков и силы не имел). В любом случае, митр. Евлогий, в отличие от деятелей Синода (и в первую очередь митр. Антония (Храповицкого), поддерживающего восстановление монархии и однозначно осуждавшего не только коммунизм, но и " социализм " и " масонство " , т. е. западную демократию), был сторонником отказа от привнесения политики в церковную жизнь, считая, что политизация повредит делу возрождения Церкви. На фоне этих событий и проходил съезд РСХД в Клермоне, поддержавший митр. Евлогия. Что касается отношения к Декларации матери Марии, то, если в 1927 г. она явно приняла ее, разделив надежды своей церкви, позднее, в конце тридцатых годов, она писала: " Может быть, в этом смысле для Церкви было бы полезнее не иметь официального разрешения на богослужения, а собираться тайком, в катакомбах, чем … не иметь возможность являть миру всю любовь Христову во всем опыте своей жизни " ( Мать Мария.Типы религиозной жизни//Вестник Р.Х.Д. 1997. 176. С. 28). Известно также, что в отличие от о. Димитрия Клепинина, который в лагере однозначно высказывался за слияние с Московской патриархией (см. Письма жене из лагеря Компьень//Христитанос 1999. VIII. С. 92), мать Мария об этом ничего не писала, но выражала в последнем письме матери (4.IV.1944) тревогу относительно будущего православия на Западе: " Что будет с православным Западом? " (655). 230

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010