9 Не приму от дома твоего тельцов и от стад твоих – козлов. 10 Ибо Мои все звери дубравные, скот на холмах и волы; 11 Я знаю всех птиц небесных, и красота полей предо Мною. 12 Если б взалкал Я, не сказал бы тебе; ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. 13 Разве ем Я мясо тельцов? Или кровь козлов пью? 14 224 Принеси Богу жертву хвалой своей и исполни пред Всевышним обеты твои. 15 Призови Меня в день скорби твоей, и Я избавлю тебя, и прославишь Меня». 16 225 А грешнику сказал Бог: «Зачем ты возвещаешь о повелениях Моих и принимаешь завет Мой устами твоими? 17 Ты же возненавидел наставления и вконец отверг слова Мои. 18 Если видел ты вора, помогал ты ему, и сообщником прелюбодея становился; 19 В устах твоих умножалось злоречие, и язык твой сплетал обманы; 20 Сидя в собрании, клеветал ты на брата твоего, сыну матери твоей расставлял сети. 21 226 Ты поступал так, а Я молчал; и помыслил ты беззаконно, что уподоблюсь Я тебе. Но обличу тебя и обнажу пред тобой грехи твои! 22 Уразумейте это, забывающие Бога, да не отнимет Он у вас жизнь, и не будет избавителя! 23 Жертва, приносимая хвалой, прославит Меня; и вот путь, каким дарую человеку спасение». 1 227 В конец, псалом Давида, воспетый им после прихода к нему пророка Нафана; 228 2 После того, как Давид вошел к Вирсавии, жене Урии, 50. 3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти меня от беззакония моего! 4 Наипаче омой меня от беззакония моего, от греха моего очисти меня; 5 Ибо я беззаконие мое знаю, и грех мой всегда предо мною. 6 Тебе Единому я согрешил и лукавое пред Тобою сотворил; но праведен Ты в приговорах Твоих и победишь, когда будешь судить. 7 Знаю, в беззакониях зачат я, и в грехах родила меня мать моя. 8 Знаю, истину Ты возлюбил, неведомые тайны премудрости Твоей явил мне. 9 229 Окропишь меня иссопом, и очищусь; омоешь меня, и стану снега белее. 10 Слуху моему даруешь радость и веселие; возрадуются кости смиренные. 11 Отврати лицо Твое от грехов моих и от всех беззаконий моих очисти меня!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Видение Христа, – Который «как овца веден был... на заклание» 223 , «не противился злому» 224 , пострадал за грехи всего Адама и Своим лицом просветил все народы земли благословением животворящим светом «воскресения из мертвых» 225 , – занимало центральное место в сознании нашего автора. Так, подобно своему Святому, он не прекращал «изумляться безмерности любви Божией и смирению Бога» 226 . Эта любовь Христова бесконечна и смиренна, потому что обнимает всех и не различает между врагами и друзьями, малыми и великими, «ближними и дальними». Она берет на себя тяжесть грехов всего мира. Опытное познание этой смиреной любви привело старца Софрония к характерной теории «опрокинутой пирамиды» 227 . Эта теория наилучшим образом поясняет таинство любви Христовой, как она действует и страдает в этом мире – мире, который «во зле лежит» 228 . В этой теории все человеческое бытие представлено в виде пирамиды. Иерархичность между высшими и низшими сословиями людей, как всякое разделение и неравенство между ними, есть следствие грехопадения прародителей. Те, которые находятся на вершине пирамиды, господствуют и властвуют 229 над теми, кто находится ниже. При этом справедливости, которую требует дух человека, созданный по образу Божиему, в этом руководстве нет. Христос, чтобы исцелить всего человека, вывести его из тупика несправедливости и вознести ввысь всех тех, кто уничижен на земле, опрокидывает пирамиду бытия, помещая ее верхушку в самый низ. Таким образом, Он устанавливает предельное совершенство 230 . Внизу опрокинутой пирамиды находится Сам Христос как Глава тела «новой твари». На это видение опрокинутой пирамиды Старца вдохновили слова Христа, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» 231 . Он несет на Себе всю тяжесть пирамиды и, как говорит Апостол: «сделался за нас клятвою» 232 . Бог «не знавшего греха сделал для нас жертвою за грех» 233 и «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» на «смерть крестную» 234 . Ибо Иисус, «возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Вместе с тем, по мысли святителя Григория, человеку во время таких разрешаемых Богом диавольских нападений вообще не следует страшиться сатаны: «не нужно бояться того, кто силен только тогда, когда ему разрешают» 226 ; ведь все то злое, что происходит с нами, – в том числе и искушения – Бог попускает ради нашей пользы: нравственного исправления или духовного совершенствования. Итак, именно ради достижения Иовом еще большей славы святости Бог и попускает страдания праведника – в ответ на просьбу сатаны разрешить ему искусить Иова: И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей ( Иов. 1:12 ). О значении подобных, попускаемых Богом, искушений человека – в их взаимосвязи с историей Иова – священномученик Киприан Карфагенский пишет так: сатане «...власть над нами дается с двоякой целью: или для наказания, когда мы грешим, или для славы, когда испытываемся, как это и сделано было относительно Иова, по ясному указанию Бога, говорящего: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей ( Иов. 1:12 )» 227 . О пользе искушения для праведников ярко пишет и святитель Григорий Великий : «Даже если сатана и смущает добродетели души, то он... не поражает сердца благих людей до глубины. Ему настолько дозволено бушевать против них, насколько это необходимо, чтобы они укрепились, возросши в искушениях, чтобы не приписывали своим силам те добрые дела, которые они совершают; чтобы они не потерялись в бездействии от излишней безопасности и не ослабевали бы при нападении страха. И для своего преуспеяния настолько более бдительно несли стражу, насколько чаще видели бы себя стоящими против врага в борьбе с искушениями» 228 . Бог попускает диаволу напасть на Иова, терзать и мучить его, довести его до самых глубоких бездн горя и отчаяния парадоксальным образом именно потому, что заботится о его славе и духовной пользе, о радости его будущего земного богообщения и небесной – уже в перспективе новозаветной реальности – богопричастности. Так, по словам Оригена , «что касается святых, то им хорошо [и] то, что против них, ибо они могут одержать над ним победу и, победив, стяжать у Бога еще большую славу. Вообще, когда диавол попросил, чтобы ему была дана власть на Иова (ср.: Иов. 1:9 ), то нападающий на Иова противник стал ему причиной сугубой славы после победы [над ним] (ср.: Иов. 42:10 ). Это доказывается тем, что то, что Иов потерял здесь, получил назад вдвойне; подобным [же] образом он имеет получить и в небесных [кровах]» 229 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Впервые она заблистала в сердцах Апостолов, когда сошла на них в пятидесятый день по Воскресении Христовом и дивно переродила и изменила, ибо над ними исполнились тогда слова Псалмопевца: изменение десницы Всевышнего. 224 Из немощных она сделала их сильными на борьбу со злом и неверием всего мира, способными к достижению нравственного совершенства и настолько, что Апостол Павел говорил: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. 225 Ум их, не могший до сего момента постигнуть учения Христова во всей глубине и полноте, она наполнила Божественным ведением и обогатила Божественную премудростью, почему тот же Апостол Павел от лица всех Апостолов сказал: А мы имеем ум Христов... проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал... А нам Бог открыл это Духом Своим. 226 В сердцах их после приятия благодати уже не было места житейской печали, ибо Апостолы стали иметь в себе непрестающий источник Божественной радости. Над ними во всей силе исполнились слова Христа: Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас... 227 Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей... радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. 228 Свойство этой Божественной радости в Апостолах было таково, что во время тяжких скорбей при их Апостольском благовестии о Христе она еще более увеличивалась в них, почему Апостол Павел говорит: Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. 229 Эту-то внутреннюю перерождающую благодать Св. Духа Господь стал посылать всем истинно верующим людям чрез свою Церковь в таинствах крещения и миропомазания. Благодать этих таинств дает нам доступ к другим спасительным для нас таинствам и величайшему из них – Божественному таинству Евхаристии, в котором мы не только перерождаемся, но обожаемся и делаемся благодатно едино со Христом. К этой-то благодати как Царству Божиему, к его правде, миру и радости о Духе Святе устремлялись наши предки как к своему Божественному предназначению, как к своему религиозно-нравственному идеалу чрез свою аскетическую, истинную православную веру. И Господь за это исполнял над ними слова Свои: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам, и являл дивные знамения Божественного заступления, изливая Свои великие милости на наш народ, что содействовало славе и могуществу России.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Гал 6:2–10 Среда 16 седмицы. Послание к Галатам, зачало 215А Братья, посмотрите, какими большими буквами я написал вам своей рукой. Все те, которые по плоти желают произвести хорошее впечатление, пытаются принудить вас к обрезанию, лишь бы не быть гонимыми за крест Христов. Ведь обрезывающиеся и сами не хранят Закона, но желают вашего обрезания, чтобы вашей плотью похвалиться. Чтобы я похвалился, да не будет, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я – для мира. Ибо ни обрезание ничего не значит, ни необрезание, но новая тварь. И на всех, которые будут поступать по этому правилу, мир на них и милость, и на Израиля Божия! Отныне пусть никто не причиняет мне страданий, ибо я раны Иисуса на теле моем ношу. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с духом вашим, братья, аминь. Гал 6:11–18 Неделя 22. Послание к Галатам, зачало 215Б Братья, чтобы я похвалился, да не будет, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я – для мира. Ибо ни обрезание ничего не значит, ни необрезание, но новая тварь. И на всех, которые будут поступать по этому правилу, мир на них и милость, и на Израиля Божия! Отныне пусть никто не причиняет мне страданий, ибо я раны Иисуса на теле моем ношу. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с духом вашим, братья, аминь. Гал 6:14–18 Великая Пятница, на 1 часе. ПОСЛАНИЕ К ЭФЕСЯНАМ Зачало 216 217 218 219 220А 220Б 221 222 223 224А 224Б 225 226 227 228 229 230А 230Б 231 232 233 234 Послание к Эфесянам, зачало 216 Павел, волею Божией Апостол Христа Иисуса, святым, находящимся в Эфесе и верным во Христов Иисусе, – благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас всяким благословением духовным на небесах во Христе, как и избрал Он нас в Нем прежде основания мира, чтобы быть нам пред Ним святыми и непорочными, в любви предопределив нас к усыновлению Ему чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление кровью Его, отпущение согрешений по богатству благодати Его, которую Он в изобилии излил на нас во всякой премудрости и разумении, поведав нам тайну воли Своей, по благоволению Своему.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Глава 15 Быт. 15 :1. После сих событий 215 , было слово Господне к Авраму в видении ночью, и сказано: не бойся, Аврам, Я защищу тебя, награда твоя будет весьма велика. Быт. 15 :2. И сказал Аврам: Владыко, Господи, что ты мне дашь? Я отхожу бездетным, а (есть) 216 сын Масеки 217 , домочадицы моей, этот Елиезер из Дамаска 218 . Быт. 15 :3. И сказал Аврам: так как Ты мне не даешь потомства, то домочадец мой наследником моим 219 будет. Быт. 15 :4. И тотчас был глас Господа к нему и сказано: не будет он наследником тебе, но тот, кто произойдет от тебя, он будет наследником тебе. Быт. 15 :5. И (Он) вывел его вон и сказал ему: посмотри на небо и сосчитай звезды, если сможешь сосчитать их, и сказал: таково будет и потомство твое. Быт. 15 :6. И поверил Аврам Богу и вменилось ему в праведность 220 . Быт. 15 :7. И сказал ему: Я (есмь) 221 Бог, выведший тебя из страны Халдейской, чтобы дать тебе в наследие сию землю. Быт. 15 :8. И сказал он: Владыко, Господи! почему я узнаю, что наследую ее? Быт. 15 :9. Он же сказал ему: возьми Мне телицу трехлетнюю, и козу трехлетнюю, и овна трехлетняго, и горлицу, и голубя. Быт. 15 :10. И взял он 222 все это и разсек их пополам, и положил части одну против другой, а птиц не разсекал. Быт. 15 :11. И слетелись птицы на тела, разрубленные пополам, и Аврам сидел подле них. Быт. 15 :12. При захождении же солнца изступление нашло на Аврама и великий страх от тьмы 223 напал на Аврама. Быт. 15 :13. И сказано было Авраму: твердо знай 224 , что потомство твое пришельцем будет в земле не своей, и поработят их 225 , и будут обижать и угнетать их четыреста лет. Быт. 15 :14. Но над народом, которому они будут служить, Я произведу суд; а после того они выйдут сюда с большим имуществом. Быт. 15 :15. А ты отойдешь к отцам твоим в мире и довольстве 226 , в почтенной 227 старости. Быт. 15 :16. В четвертом же роде возвратятся сюда, ибо грехи Аморреев до ныне еще не достигли (надлежащей) полноты 228 . Быт. 15 :17. Когда же закатилось солнце, появилось пламя, и 229 дымящаяся жаровня и горящия свечи, которые прошли между сими разсеченными (животными) 230 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Да радуется 220 небо и да веселится 221 земля, ибо по обетованию родилось на земле Божие небо 222 , сия Богоневестная. Неплодная питает грудью 223 младенца 224 Марию и радуется (этому) рождеству Иоаким, говоря: у меня родился из корня Давидова жезл 225 , из которого произрос цвет Христос. Это, действительно, чудо необыкновенное 226 . Слава и ныне, глас тойже 227 Обновися Адаме, радуйся Ево, веселися Давиде, благодушествуй Анно: ибо Мати Зиждителя твоего раждается преславно, ликует обновльшися вся земля, и радуется одеяна во одежду. Всяк язык ликуя да вопиет Марии: блажен дом Давидов, яко питает Питательницу Жи " зни нашея. Обновись, Адам; радуйся, Ева; веселись, Давид; благодушествуй Анна 228 , ибо преславно рождается Мать Создателя твоего; ликует 229 , обновившись, земля и радуется облеченная в одежду 230 ; всякий народ 231 , ликуя, да восклицает Марии: блажен дом Давидов, что питает Питательницу Жизни нашей 232 . Евангелие Лк. 1:39–49, 56 (зачало 4) Во дни оны, воставши Мариам иде в горняя со тщанием во град Иудов, и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет. И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея. И исполнися Ду " ха Свята Елисавет, и возопи гласом велиим, и рече: благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего. И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? Се бо, яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем. И блаженна веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа. И рече Мариам: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди, яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребысть же Мариам с нею яко три месяцы и возвратися в дом Свой. В те дни Мария с поспешностью пошла в нагорную страну 235 , в город Иудин 236 , и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл 237 младенец в чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна уверовавшая, потому что совершится 238 сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой 239 о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды: что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребыла же Мария с ней около трех месяцев и возвратилась в дом Свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Дан. 6 :24. И повелел царь привести мужей, которые оклеветали 218 Даниила, и в ров львиный бросили их, и сыновей их, и жен их, и не достигли они до дна рва, как львы овладели ими и все кости их сокрушили. Дан. 6 :25. После того царь Дарий написал всем народам, племенам, языкам, живущим по всей земле: „Мир вам да умножится! Дан. 6 :26. От моего лица дается повеление сие по всей земле 219 царства моего: пусть трепещут и боятся Бога Даниилова, ибо Он Бог живый и пребывающий во веки, и царство Его не разрушится и власть Его до конца 220 . Дан. 6 :27. Он спасает 221 и избавляет, и творит знамения и чудеса на небе и на земле, Он избавил Даниила от уст 222 львовъ“. Дан. 6 :28. И Даниил управлял 223 в царствование Дария и в царствование Кира Персидского. Глава 7 Дан. 7 :1. В первый год Валтасара, царя Халдейского, Даниил видел сон, и видения головы своей на ложе своем и сон свой 224 он вписал. Дан. 7 :2. Я, Даниил, видел в ночном видении моем 225 : и вот четыре небесных ветра налегли 226 на великое море, Дан. 7 :3. И четыре великих зверя вышли из моря, отличные друг от друга! 227 . Дан. 7 :4. Первый-как львица, имеющий 228 крылья, и крылья его 229 как орла. И я смотрел, пока не вырваны были крылья его 230 , и он поднялся с земли, и на ноги человеческия стал, и дано было ему 231 сердце человеческое. Дан. 7 :5. И вот, второй зверь подобен медведице 232 , и на одной стороне стал, и три клыка 233 во рту его 234 среди зубов его 235 , и так сказано было ему 236 : „встань, ешь много мяса“! Дан. 7 :6. После сего я видел: и вот иной зверь, как рысь 237 , и у него 238 четыре птичьих крыла на верху, и четыре головы у зверя (сего), и власть дана ему. Дан. 7 :7. Потом я видел: и вот четвертый зверь, страшный и ужасный, и чрезмерно сильный, и зубы у него большие и железные, он ел и крошил, а остатки попирал ногами своими, он очень значительно отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов у него. Дан. 7 :8. Я разсмотрел 239 рога его: и вот новый малый рог вырос среди их, и три прежних рога выдернуты были пред ним, и вот глаза подобные глазам человеческим в роге том, и уста, говорящия высокомерно.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

е., самая сердцевина, самый корень, зародыш греха (отрицательный момент). Поскольку жизнь и поведение Христа Спасителя выражали собою послушание Отцу, служили осуществлением самоотверженной люби к Нему, постольку вся жизнь Его и все действия Его представляли собою истинную, безусловно совершенную, бесконечную жертву оскорбленной грехом человека Божественной праведной любви. Ведь именно «непослушание» ( πει’θεια) всех без исключения людей – как иудеев, так и язычников, – делало невозможным, по учению Апостола, помилование их Богом 226 . Между тем именно вся жизнь Спасителя была одним целостным актом непрерывного жертвоприношения, так что крестная смерть явилась лишь заключительным и, конечно, самым интенсивным, характерным, высочайшим моментом этой величайшей жертвы 227 . Принесши праведной любви Божией безусловно совершенную жертву за их грех непослушания, Христос в Своей жизни, явившей покорность Отцу даже «до смерти, смерти крестной» дал людям высочайший образец послушания Богу и, кроме того, даровал благодатные силы, необходимые для фактического осуществления в каждой отдельной личности религиозно-нравственного совершенства самоотверженной любви. В силу бесконечно великой и совершенной жертвы Христовой « от Божестванной силы Его (т. е. Господа нашего Иисуса Христа) даровано нам все потребное для жизни и благочестия» 228 , причем основною целью жизни христиан служит именно сделаться «причастниками Божеского естества» ( θει’ας κοινωνο φυ’σεως) 229 . Эти блага христианского спасения, по Апостольскому учению, дарованы людям именно в силу осуществления Христом совершеннейшего послушания Богу. « Хотя он и Сын, однако страданиями навык послушанию ( τν πακοη’ν) и совершившись ( τελειωθει’ς), сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» 230 . – « Как непослушанием ( δι τς παρακος) одного человека сделались многие грешными, так и послушанием ( δι τς πακος) одного сделаются праведными многие» 231 . Искупительным подвигом Христа человечество возвращается в свое нормальное состояние, снова получает и возможность истинной жизни, и способность к ней. «Жизнь вечная» не есть какое-либо абстрактное понятие или только субъективное состояние, – она существует и объективно, реально, в конкретной действительности, явившись на земле в Лице Богочеловека Христа и сделавшись доступною человечеству чрез искупительно-мессианский подвиг Христа. « Жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» 232 . Иисус Христос «есть истинный Бог и жизнь вечная» 233 . « Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется... Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» 234 . « Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него» ( δ ατο) 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Евангельское совершенство предполагает, помимо целомудрия, нестяжательность, бескорыстие, вплоть до отказа от всяких земных имений: богатому юноше, пришедшему к Спасителю, чтобы узнать у Него, как обрести вечную жизнь, Господь сказал: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф. 19, 21 ). Апостол Павел писал коринфянам: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом, и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения» ( 1Кор. 7, 32 – 35 ). Девственниками были святой Иоанн Богослов и другие Апостолы. В первые века церковной истории многие христиане, стремясь к совершенству, давали обеты безбрачия, раздавали своё имущество нищим. Святой Игнатий Богоносец в послании к Поликарпу писал: «Кто может в честь Господа плоти пребывать с чистоте, пусть пребывает без тщеславия» 226 . Святой Иустин Философ , апологет и мученик, говорил:: «Есть много мужчин и женщин лет шестидесяти и семидесяти, которые, из детства сделавшись учениками Христовыми, живут в девстве, и я готов указать таких из всякого народа» 227 . Другой апологет, Афинагор, писал о христианах: «Между нами найдёшь многих мужчин и женщин, которые состареваются безбрачными, надеясь тоже соединиться с Богом, ибо жизнь девственная или целомудренная более приближает нас к Богу» 228 . Свидетельства об обетах девства есть и у других древних христианских писателей: Оригена , Тертулиана, Минуция Феликса . Климент Александрийский писал о том, что обет безбрачия был обязателен для тех, кто его дал 229 . Первоначально христианские девы и девственники не разрывали связи с семьёй и миром. Потом, в III веке, некоторые из давших обет девства стали уходить в пустыню. Так родилось монашество. Первые монахи были отшельниками, анахоретами, проводившими аскетическую и духовно-созерцательную жизнь в пустыне, в пещерах, в лесах. Основателем пустынножительства явился преподобный Антоний Великий .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010