Как половинки гранатового яблока – ланиты твои под кудрями твоими. Это признак стыдливости и целомудрия, указывающий на Иосифа Прекрасного, сохранившего целомудрие в египетском рабстве, на святых жен, например, на Ревекку, опустившую покрывало перед встретившим ее Исааком ( Быт. 24:65 ), на Сусанну (Лилию) – прекрасную и богобоязненную, сохранившую целомудрие в далеком Вавилоне ( Дан. 13 ). Шея твоя – как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных. Шея невесты сравнивается с башней, построенной царем Давидом для оружий на Сионском холме. Этим означаются сильные и славные воеводы и воины святого Израиля, ведшие брани Господни: Иисус Навин, Гедеон, Самсон и другие судьи Израилевы, славный царь Давид, мужественные братья Маккавейские. Два сосца твоих – как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями . Сим означены нежные отношения любви Израиля Божия и Возлюбленного его Жениха Ягве. «Источник Твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно» ( Прит. 5:19 ). Израиль первый из народов узнал Бога, он – «жена юности», он любезная лань, прекрасная серна, спешащая ко Господу и Ему отдающая любовь свою. Израиль – утешение Творца, видевшего падшее создание Свое, а в Израиле – начало его воссоздания. «Любовию народа Своего и святых праведников Своих «услаждался постоянно» Господь. Два сосца – две скрижали любви к Богу и ближним ( Втор. 6:5 ; Лев. 19:18 ), питавшие молоком десяти заповедей юнцов своих. Молодая серна – Израиль «во дни юности», от начала призванный к Богу, остальные придут уже в «полноту времен» ( Гал. 4:4 ) во «дни зрелости» Ягве. А двойни... пасущиеся между лилиями – это чаявшие утехи Израилевой ( Лк. 2:25 ): Симеон и Анна, Илия и Елисей и все святые пророки, Давид и Соломон, Моисей и Аарон, Авраам и Сарра. Двойни означают подвизавшихся в деле и созерцании. Они паслись между лилиями , ища общения праведников. Под лилиями можно понимать и пророчества о Нарциссе Саронском, Лилии долин , о вожделенном и ожидаемом Мессии, между которыми паслись души праведников Израиля, ароматом этих пророчеств, как ароматом лилий долин, питались они.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Предметом особых попечений М. стала Пензенская ДС, открытая в 1800 г. Предшественник М. еп. Гаий (Такаов) практически не занимался семинарскими делами: не было программ обучения, ученики подолгу не посещали занятия и самовольно бросали учебу. Пораженный царившими беспорядками и отсутствием руководящих начал в семинарской жизни, обладавший многолетним опытом духовно-педагогической службы в Троицкой семинарии и Славяно-греко-латинской академии, М. немедленно принял разносторонние меры по улучшению деятельности семинарии. Прежде всего составил устав Пензенской ДС, рукописный экземпляр к-рого с собственноручной подписью М. хранился в фундаментальной б-ке семинарии. На 1-й странице устава написано: «Устав Пензенской семинарии, данный 1808 года, сентября 4, Моисеем, епископом Пензенским и Саратовским, по коему имеет поступать неизменно Пензенская семинария», на последней: «Сей устав хранить в семинарском Пензенском правлении, а копии с онаго по частям для всех учителей со скрепою ректора иметь непременно, дабы никто не извинялся неведением онаго» ( Троицкий А. И. Ист. записка о Пензенской ДС за истекший столетний период ее существования (1800-1900 гг.)//Пензенские ЕВ. 1901. 1. Прил. С. 13-14). После кончины ректора (1806-1810) архим. Мефодия (Нилова) (выпускника Троицкой лаврской семинарии) 12 апр. 1810 г. М. ходатайствовал перед Синодом о назначении новым ректором проповедника Славяно-греко-латинской академии иером. Аарона (Нарциссова) , хорошо ему известного «по особым его талантам, по довольному кругу просвещения и по честному житию» ( Он же. Мат-лы к истории Пензенской ДС: (1880-1818). Пенза, 1896. С. 17). Иером. Аарон, ученик М. в Московской академии, по окончании курса был оставлен при ней учителем нем. языка. «Я верую несумненно… что чрез его правление и учение в семинарии, при моем руководстве, училище сие придет в желаемое совершенство»,- говорил епископ (Там же). Новый ректор стал активным помощником М. в укреплении учебной стороны деятельности семинарии, но воспитательная сторона по-прежнему оставалась неудовлетворительной (Там же. С. 48). М. обязал все пензенское духовенство «подпискою» с 10 лет отдавать сыновей в семинарии.

http://pravenc.ru/text/2563988.html

По мнению Э. Ренсина, для самодовольного либерала проблема здесь заключается не в «неправильности» религиозной веры Ким Дэвис, а в неправильном понимании ею этой веры – другими словами, если бы чиновница и люди, придерживающиеся тех же убеждений, поняли это, то спор бы давно закончился. Тогда не было бы нужды урегулировать наши разногласия (что призваны делать политические институты), потому что разногласий бы вовсе не было. «Именно это самый показательный пример самонадеянного стиля либералов за всю недавнюю жизнь Америки, отложившуюся в моей памяти. Многие либералы не считают, что евангелическое христианство должно как-то управлять общественной жизнью; большинство придерживаются мнения, что моральные (и заносчивые) устои такого христианства не подходят и даже вредны для общества. Для любого самодовольного примитивного либерала Ким Дэвис, таким образом, не является «неправильной». Как так может быть? – Она просто заблуждается. Она всего лишь не знает хороших фактов о своей собственной религии. Она рассержена и растеряна – еще одна несовременная провинциалка», – пишет Ренсен. Одной из последних работ на тему «либерального пузыря» является «Вульгарное искусство либерального нарциссизма» Эммета Пенни, опубликованное журналом «Paste» 26 июня. Либералы не только самоуверенны и примитивны, но еще и нарциссы, которым психологически необходимо высмеивать тех, кто не таков, как они. Пенни пишет, что либералы не только самоуверенны и примитивны, но еще и нарциссы, которым психологически необходимо высмеивать тех, кто не таков, как они. На удовлетворении этой потребности сделали свою карьеру такие знаменитости, как Джон Стюарт, Тревор Ноа, Саманта Би, Билл Най, Кейт Олберман, Рэйчел Мэддоу и Аарон Соркин. Это высмеивание опасно, потому что оно «порождает предвзятость и бесчувственность». «Таким образом, для либералов не существует “других” точек зрения, потому что у них, самовлюбленных, есть только своя – единственно верная – точка зрения. Все несогласные являются “недостойными”», – утверждает Пенни.

http://pravoslavie.ru/105209.html

Но прежде чем пытаться ответить на вопрос: куда же, к какому из этих направлений тяготел более в своих проповеднических вкусах Макарий, посмотрим еще, каковы были другие элементы истории русского проповедничества, которые могли иметь какое-нибудь влияние в эпоху образования гомилетических взглядов Макария. – Почти с самого начала текущего столетия некоторая часть русских проповедников была под влиянием западного проповедничества. Это выразилось во многочисленных пе- —436— реводах западных проповедей и в стремлении подражать этому проповедничеству, ибо думали, что других образцов, лучших, для проповеди быть не может и на это влияние смотрели почти как на влияние желательное. Так много внимания оказывал к западной проповеднической литературе митроп. Михаил Десницкий . 363 Некоторые из епископов, как например, Аарон Нарциссов, епископ архангельский, сами переводили с немецкого и французского, и в числе переводов видим проповеди Иерусалима. 364 Вследствие этого ревнители чистоты учения в первой четверти текущего столетия прямо вооружались против проникновения к нам западных писателей и видели в этом большое зло. 365 Влияние специально французских проповедников на русских в первой половине столетия преосв. Филарет Гумилевский видит в проповедничестве известного Амвросия Протассова. 366 В конце —437— сороковых годов, автору вышедшей тогда в Киеве Гомилетики, Амфитеатрову, выражаемы были искренние похвалы за то, что наконец появилась русская гомилетическая теория, и при этом не был скрываем тот факт, что наши проповедники – практики до сего времени не были совсем чисты от подражательности западу. 367 – В —438— частности киевская академия не составила исключения в отношении ко влиянию западной гомилетики. Характерен взгляд митр. Филарета (московского) на один случай, в котором без сомнения отразилось общее течение дел. По распоряжению м. Евгения, сделан был перевод «советов молодому проповеднику» аббата Пуля 368 , и экземпляр оного ректор киевской Академии Моисей подарил (в 1825 году) Филарету московскому , Филарет отвечал: «благодарю за Совет молодому проповеднику, но кажется более оратору, нежели проповеднику.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А мы, сл., при совершении сего последнего долга, прольем теплые молитвы к Господу, да вселит душу усопшей рабы Своей болярыни Елисаветы в месте светле, в месте про хладне, в месте покойне, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, где царствует Свет присносущный. Аминь. 84 Статья под этим заглавием, напечатанная в мартовской кн. Душепол. Чтения 1866 г., ныне мной пересмотрена и значительно восполнена. 86 См. Москвитянин 1845 г. ч. 2. 3, статью: „Еще несколько воспоминаний о коломенском пути и о самом городе“, Н. Иванчина-Писарева. Родные мои подробнее передают слова Императрицы. Она сказала: „роди еще одного, да хорошего“. Н. Иванчин-Писарев, конечно, от самого о. Гермогена (они были знакомы) слышал рассказ о Императрице: но смиренный старец, чтобы не назвать себя хорошим, намеренно сократил слова Ее. 87 Преосвященный Афанасий жил в Коломне, которая не ранее, как в 1799 году была причислена к моск. епархии. 88 Прокопий Карпович в старости ослеп, и в 1827 году 1 февраля сдал место свое окончившему курс в Вифанской семинарии Павлу Лебедеву ; у него и жил до смерти своей, последовавшей 8 июня 1830 года, на 86 году от роду. Елена Никоновна умерла в 1801 году 1 августа. Всей жизни ее 55 лет. 90 Оп обучался в академии высшему красноречию, философии и богословию, истории, географии, медицине и языкам: латинскому, греческому, немецкому и французскому. 92 Он окончил курс вторым студентом. Первый студент Алексей Нарциссов, в монашестве Аарон, епископ Архангельский, † на покое 15 янв. 1842 г. 93 Класс французского языка, открытый еще в 1781 году, разделен на высший и низший уже впоследствии – в 1800 г. Классы эти не были обязательными: их посещали по произволу студенты богословия и философии, ученики риторики, поэзии и даже синтаксимы. Между прочих, чтобы приучить учеников к разговорному языку, их заставляли писать под диктант, задавали выучивать французские разговоры, переводить с русского на французский и писать легкие сочинения на сем последнем языке. Учитель французск. яз. получал жалованья 170, а с 1807 года – 240 р (История моск. славяно-греко-латин. ак. проф. С. Смирнова . М. 1855, стр. 266, 310–311), имел (напр. в 1804 г.) пять уроков в неделю. Дела архив, моск. семин. правл.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

– Страшна смерть; но тому, кто не имеет печати спасительной, кто отрекся носить язвы Господа ( Гал.6:17 ), или чувствуя себя грешником, не прикрылся язвою всех исцелившею ( 1Пет.2:24 ). Страшна смерть; но тому, для которого смерть вторая ( Апок.20:6 ) последует за первою. Страшна смерть; но тому, коего грехи со дня на день умножаются, и никогда не омываются покаянием – суд коего отложен для вящего наказания ( 2Пет.2:9 ). Страшна смерть; но тому, кто ею никогда не занимается, и даже, может быть, скучает теперь и смеется, что мы ею занимаемся. Из того, что добрые и злые умирают равно, мы не смеем заключить, что все вечно счастливы или несчастны равно. Так говорить стыдились язычники, упования неимущие ( 1Сол.4:13 ); так не думают люди лишенные всякого просвещения: тем, иже Христовы, еже жити, Христос, а еже умерети приобретение ( Фил.1:21 ). Праведницы во вгеки живут (Прем. Солом.5:15): мука и смерть есть наследие нераскаянных». В заключение слова проповедник воспоминает о достоинствах умершего и говорит: «будет время когда процветут кости праведников. Процветут? Почтож еще печаль снедает сердце и теснит дух наш? Дщери Иерусалимские, плачьте о самих себе ( Лк.23:28 ). Взойдем в себя, – и узнаем, что мы теперь думаем, делаем: мы ужасаемся того состояния, которое уже испытал и нашел легким дух сего собеседника, недавно нашего, а ныне Божия. Господи! мы приносим Тебе жертву, Тобою Самим избранную; мы молнм, да успокоиши душу раба Твоего Петра в недрах Авраамовых, в селениях праведных! Мы веруем, что ангелоподобный дух видит и ныне небо отверсто, и отселе может зреть лице Твое: но мы еще и телом и духом отстоим от Тебя далече. Ты вечную жизнь начал для него еще во времени: ибо он, еще сый между нами, ничего столько не желал, как, прияв плоть и кровь Сына Твоего, соединиться с Ним, и в Нем с Тобою. Сотвори, да дух его, во уповании на Твою благость, разлучившийся с нами, не разлучен будет от нас:, утешит любовь, хотя тщетно, но искренно о нем сетующую; убедит невидимо, и научит нас быть более Тебя достойными. О сем молим, сего надеемся, по дару Христа Твоего. Аминь» 278 . В расположении проповедей Евграфа нет школьных приемов прежнего времени, нет деления, подразделений и всех так называемых реторических распространений. Он говорит свободно, говорит речью отрывистою, которая, впрочем, не препятствует внутренней связи между отделами поучений. Проповедь его не похожа на Рассуждение, составленное по всем правилам реторнческого искусства, что замечается в первых проповедях Платона. К особенностям речи Евграфа должно отнести то, что он любил аллегорические приспособления лиц и событий библейских, любил наполнять проповедь не столько целыми текстами св. Писания, сколько отдельными словами, вырванными из текста, иногда вовсе без нужды; впрочем, последний прием не доходил у него до гой крайности, какою отличался в этом случае Аарон Нарциссов, у которого в проповедях нет почти строки, где бы не было слова или слов Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

А я связан делами, которые не дозволяют мне оставить Могилев. Необходимый выезд, для обозрения церквей, заменяет мне выезд для движения, какой Вам рекомендуют. Хотя путешествие, для показанной цели, не есть отдых, и для меня – это труднейшее занятие, но движение есть, и после этой работы приятно возвратиться в келью, как бы после работы в поле. Душевно желаю и молю Господа, да мир Божий будет с Вами и сущими около Вас. С душевным почтением и братскою любовью есмь и пребуду Вам преданный Евсевий, А.М. Июн. 28 д. 1883 г. Могилев на Днепре. Аарон (Нарциссов), еп. Архангельский. Из литературного наследия//Богословский вестник 1914. Т. 3. 10/11. С. 611–639 (1-я пагин.) —611— Предлагаемые ниже материалы не относятся непосредственно к истории Московской Духовной Академии, но, характеризуя самый конец существования ее предшественницы – Академии Славяно-Греко-Латинской, они могут быть не бесполезны и для историка Московской Духовной Академии, сочнее оттеняя ту среду, из которой сформировалось новое учреждение. Автор печатаемых стихотворных упражнений и слов – учитель немецкого класса Алексей Нарциссов, впоследствии Аарон, Епископ Архангельский. В 1807 году он был катехизатором Московской Академии и написал систематический курс «катехизического учения, с приобщением по сличности истолкования воскресных Евангелий чрез 1 целый год». Современники Нарциссова «с похвалами отзываются о его катехизических беседах, привлекавших множество слушателей в Академию, но ставят ему в недостаток излишнюю низкость и простонародность в выражениях». 3378 А. Нарциссов, по сообщению Г. Геннади, «был весьма сведущ в языках и оставил много поучений, из каких по каталогу известны два». Ему же принадлежат переводы с немецкого, английского и латинского, заслужившие одобрение Митрополита Платона; список десяти изданных приводится у Г. Геннади. 3379 Из них: «Зре- —612— лище Креста Христова» издано в Москве в 1810 г. 3380 Рукопись его сочинений и переводов в 154 полулиста принадлежит Смотрителю Владимирского Духовного училища А. И. Троицкому . Печатаемые материалы сообщены в редакцию «Бог. Вестн. » им же.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Аарон, епископ Архангельский и Холмогорский (Нарциссов Алексей Захарович) Родился в 1781 году в г. Коломне в семье городского священника. Первоначальное образование получил в Коломенском духовном училище. В 1807 году окончил Московскую Славяно-греко-латинскую академию и был назначен катехизатором и проповедником в ней. В 1810 году пострижен в монашество. В 1812 году назначен ректором Пензенской семинарии и настоятелем Пензенского Спасского монастыря. С 1815 года – архимандрит Нижнеломовского Казанского монастыря. С 1821 года – ректор Ярославской семинарии и настоятель Толгского монастыря. 14 февраля 1826 года хиротонисан во епископа Архангельского и Холмогорского, но на епископской кафедре был недолго. По доносу священника Калинникова, посланному обер-прокурору Святейшего Синода, установлено, что благословение епископом Аароном закладки англиканской церкви (11 июня 1828 года) является противозаконным, за что он получил выговор от государя, о котором был извещен митрополитом Серафимом 8 ноября 1828 г. 14 сентября 1830 года уволен по прошению на покой в Донской монастырь, где пребывал до самой смерти. Скончался 15 января 1842 года, погребен в Московском ставропигиальном Новоспасском монастыре, в Знаменской церкви. Отпевали его три архиерея: Виталий, Агапит и Дионисий. Епископ Аарон обладал прекрасным знанием древних и новых языков. Митрополит Платон, прочитав его перевод книги «Зрелище Креста Христова», одобрил эту книгу для печати и написал 30 декабря 1808 года резолюцию: «Содержание благоразумно, перевод чист, делает похвалу трудившемуся, достоин видеть свет, а я о таковых трудолюбцах радуюся». Прекрасным языком был написан и первый его труд «Систематический курс катехизического учения». Труды: Систематический курс катехизического учения с истолкованием воскресных Евангелий. – М., 1807. Оригинальные проповеди , изданные отдельно: Слово в неделю Православия. – СПб., 1821. Слово в день рождения Его величества, благочестивейшего государя, императора Александра Павловича... – СПб., 1822.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781, г. Коломна Московской губ.- 15.01.1842, Москва), еп. Архангельский и Холмогорский. Род. в семье священника. Окончил Коломенское ДУ и московскую Славяно-греко-латинскую академию (1807). С 1809 г. преподавал в той же академии катехизис и нем. язык. В 1810 г. принял монашество. С 9 окт. 1810 г. ректор Пензенской ДС. С 1812 г. архимандрит, настоятель пензенского Спасского мон-ря, с 1815 г. настоятель нижнеломовского Казанского мон-ря, с 10 сент. 1821 г. ректор Ярославской ДС и настоятель ярославского Толгского мон-ря . Хиротонисан 14 февр. 1826 г. во епископа Архангельского и Холмогорского. Заботами А. выстроено неск. каменных зданий архангельского архиерейского дома («двора»). В 1828 г. А. получил от Святейшего Синода выговор за данное им благословение на закладку англикан. церкви в Архангельске (11 июня 1828) и совершение молебна при ее основании. Святейший Синод «нашел поступок» А. «весьма необдуманным, хотя произошедшим, вероятно, от доброго намерения». С 14 сент. 1830 г. на покое в московском Донском мон-ре , затем в Новоспасском , где и скончался, погребен в монастырской Знаменской ц. А. известен проповедями и переводами нравоучительной лит-ры с нем. и англ. языков, получившими одобрение Московских митрополитов Платона (Левшина) и свт. Филарета (Дроздова) . Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 108. 343, 875, 876, 879, 977, 978; Оп. 109. 1039; Оп. 110. 532; Оп. 111. 561; Здравомыслов. Л. 73. Соч.: Слово в неделю Православия. СПб., 1821; Слово в день рождения Е. И. В. Имп. Александра Павловича. СПб., 1822. Пер.: Тиц И. Зрелище Креста Христова: Пер. с нем. СПб., 1810; Джонес Т. Еммануил: Пер. с англ. М., 1828; Бакстер Р. Пища ежедневная для христиан: Пер. с англ. М., 1831; он же. Воззвание к новообращенным: Пер. с англ. М.,1835; он же. О вечном покое святых: Пер. с англ. М., 1841; Иерузалем И.-Ф. Руководство к познанию Спасителя мира: Пер. с нем. М., 1845. Лит.: Некролог//Москвитянин. 1842. Т. 3. С. 278-279; [Морошкин М. Я.] Заложение английской церкви в Архангельске в 1828 г.//ДНР. 1876. Т. 1. С. 392-395; Филарет (Гумилевский). Обзор. Т. 2. С. 457-458; Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 1. А. А. Волков Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/62378.html

В энциклопедическом словаре, издаваемом в Санкт-Петербурге, упоминается Базарная Кеньша или село Всесвятское Пензенской губ., Городищенского уезда, в 50 вёрстах от Городища, при р.Кеньше. Число жителей 2236 обоих полов, 327 дворов, церковь , школа, 2 поташных завода, 1 овчарный, 5 лавок и 9 постоялых дворов. Еженедельный базар и ярмарка. Вот родина достопочтенного архимандрита Даниила. Он, сын причетника, родился, как слышал от своей матери, с сорочкой (оболочкой) на голове, в октябре 1798 г. (ранее или позже 26 дня), а «родиться в сорочке значит, по мнению простого народа, родиться счастливым», пишет он. Не предвещалось ли новорождённому и в самом деле головное украшение высших духовных лиц: архиереев, архимандритов и протопресвитеров – митра, о которой напоминает имя, данное ему при крещении в честь св. великомуч. и мироточца Димитрия Солунского, празднуемого в 26 день октября. Как бы то ни было, рождённый с сорочкой на голове Димитрий впоследствии получил митру, о чём родители едва ли мечтали, когда его, 11-летнего, обученного читать и писать (с 1805 г. он учился церковной грамоте по букварю, часослову и псалтири), отправили (в 1809 или 1810 г.) в Пензу с прошением об определении его куда-либо на причетническое место. Они считали невозможным отдать сына в семинарию, не видя средств содержать его в городе, как это, по всей вероятности, было изъяснено в самом прошении, поданном им лично архиерею, но вот последовала резолюция преосвященного Моисея Плизнецова-Платонова, по которой проситель, вместо причетнической службы, должен учиться наукам в пензенской семинарии, в которой заключалось и первоначальное училище и куда вызванный в сентябре 1810 г. (по истечении, то есть, учебного года), определён был с фамилией: Сивиллов на казённый кошт в бурсу (первый класс). Неизлишне заметить о преосвященном епископе Моисее, что труды его в Пензенской епархии, где он святительствовал с 1808 по июль 1811 г., а потом отбыл в Нижний Новгород († 10 янв. 1825), особенно состояли в образовании духовного юношества. Для достижения этой цели, вскоре по вступлении его на архиерейскую кафедру Пензенскую, он обязал всё духовенство подпиской не держать детей дома далее 10-летнего возраста, но отдавать в семинарию (a Димитрий Сивиллов 11 лет слишком жил у родителей!). В этом благом деле помогал ему ректор семинарии, архимандрит Аарон Нарциссов (с 1821 г. настоятель Ярославского первоклассного Толгского мон., с 1826 г. Епископ Архангельский, † на покое в Москве). Совокупными действиями они принесли большую пользу духовному образованию, и семинария образовала при них очень многих достойных пастырей для церкви и отечества 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010