Семидесятилетнее пребывание в Авиньоне сильно помрачило блеск папства, так что не без основания самые искренние приверженцы римской Церкви называли, этот период ее жизни периодом Вавилонского пленения Церкви. Находясь в зависимости от французских королей 22 , папы утратили влияние на другие страны. Как бы в замен этого они стали вознаграждать себя роскошью жизни и чувственными удовольствиями. По богатству, роскоши и распущенности жизни (резко описанным в особенности у итальянского поэта Петрарки, жившего при дворе Авиньонском ), Авиньон по истине сделался Вавилоном. Жизнь двора Авиньонского производила всеобщий соблазн и имела дурное влияние на нравственность всего западного духовенства и монашества. Чтобы удовлетворить потребностям роскошной жизни, чтобы найти возможность делиться с французскими королями и, содержать наемные войска для защиты церковных, владений в Италии (где, с отсутствием пап, происходили постоянные беспорядки и возмущения), папы под развыми предлогами открыли множество новых поборов со всех церквей и стран. Симония усилилась до крайней степени. Помимо всех неисчислимых издержек, папы скопляли огромнейшие богатства в наследство своим родственникам. Например папа Иоанн XXII оставил после себя 17 миллионов гульденов золотом и на 7 миллионов серебряной посуды и других драгоценностей. Все это возбуждало против папства сильное негодование. Послышались протесты с разных сторон. В Германии император Людвиг Баварец (в половине XIV столетия) довольно успешно повел против пап политическую и литературную борьбу; помогавшие ему в этой борьбе ученые государственные юристы (из них особенно замечателен Морсилий Падуанский) начали проводить в общественное сознание такого рода идеи, что царская власть имеет происхождение от Бога, а не от папы, и поэтому во всем полноправна и не зависит от папы, что в самой Церкви власть папская есть позднейшее нововведение; в древности ее не было и по существенным своим правам все епископы равны между собою. Государственные чины Германии (курфюрсты и другие князья) сделали постановление считать империю независимою от папской власти и избирать императора без сношений с папами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Папа имел формальный сюзеренитет над городами, обладал правом постоя, особенно актуальным в связи с частыми беспорядками в Риме в XIII в., правом ежегодного получения от городов денежных выплат и военной помощи. Перенос резиденции пап в нач. XIV в. в их южнофранц. владения (см. «Авиньонское пленение пап» ) имел негативные последствия для П. о. в Италии. Венецианская республика захватила Феррару (1308-1317), правитель Милана Джованни Висконти - Болонью (1350), в Риме предводитель пополанов Кола ди Риенцо дважды пытался восстановить Римскую республику (1347, 1354). Значительных успехов в восстановлении папской власти в Центр. Италии добился кард. Хиль (Эгидий) Альварес Каррильо де Альборнос (1302-1367), к-рого папа Римский Иннокентий VI (1352-1362) в июне 1353 г. назначил своим легатом и викарием с неограниченными полномочиями. Уже к сер. 1357 г. Альборнос смог восстановить контроль над большей частью П. о., в сент. 1358 г. (после отставки и повторного назначения легатом) добился признания власти папы в Болонье. Одновременно с восстановлением власти Римского понтифика в П. о. шло формирование правовой базы отношений между Папским престолом и городскими коммунами: 29 апр. 1357 г. Альборнос обнародовал «Liber constitutionum Sanctae Matris Ecclesiae» (Книгу установлений святой Матери-Церкви), известную как «Consmimumiones Aegidianae» (Эгидианские конституции). Эти установления действовали в качестве уложения Папского гос-ва до эпохи наполеоновских войн и принесли Альборносу славу второго его основателя ( Schimmelpfennig. 1996. S. 244). Согласно «Consmimumiones Aegidianae», П. о. делилась на 7 провинций: Анконская марка, герц-ство Сполето, Романья, Патримоний св. Петра в Тусции, Кампания, Маремма, Беневенто. Важным достижением стало создание единой системы папских судов. Несмотря на эти успехи, попытка папы Урбана V (1362-1370) вернуть папскую резиденцию в Рим потерпела неудачу из-за противодействия миланского рода Висконти. В 1375 г. при поддержке Флорентийской республики начались антипапские восстания в ряде городов П. о. («война восьми святых»). Восстания были подавлены к 1378 г., но начавшаяся схизма в католической Церкви привела к новым беспорядкам в П. о. (см. в ст. Климент VII , антипапа).

http://pravenc.ru/text/2578947.html

В средневековый период на Западе состоялось несколько Церковных Соборов. I Латеранский Собор (1123 г.) созван был папой Калликстом II для утверждения Вормсского конкордата (1127 г.), с помощью которого был достигнут долгожданный компромисс в споре об инвеституре между римскими папами и германскими императорами. II Латеранский Собор (1139 г.) созван папой Иннокентием II для осуждения Арнольда Брешианского и ереси арнольдистов (см. ниже). III Латеранский Собор (1179 г.) созван папой Александром III для осуждения ересей катаров, альбигойцев и вальденсов (см. ниже). IV Латеранский Собор (1215 г.) созван папой Иннокентием III в разгар крестового похода против альбигойцев. Снова осудил бюргерские ереси и фактически учредил инквизицию (крупнейшим деятелем которой станет Торкве мада). Принял строгие предписания, регулирующие монастырскую жизнь. Запретил создание новых орденов. Призвал Фридриха II Штауфена к новому крестовому походу. I Лионский Собор (1245 г.) созван папой Иннокентием IV в Лионе, куда он бежал от Фридриха II Штауфена, осадившего Рим. На этом Соборе Фридрих II был торжественно отлучен от Церкви, после чего, под влиянием папы, Германским императором был избран Генрих Распетюрингенский (1246–1247 г.). II Лионский Собор (1274 г.) был созван папой Григорием Х для укрепления церковной дисциплины. Он установил ныне существующий порядок избрания пап и окончательно сформулировал Filioque в качестве догмата Церкви. Важным деянием Собора была Лионская уния с Константинопольской Церковью (правда, выяснив, что Михаил VIII только имитирует «единение» в политических целях, папа уже в 1281 г. отлучил его «за лицемерие»). Период Возрождения и Нового времени (XIV–XX вв.) XIV век открывается соперничеством королевского абсолютизма и Церкви. Французский король Филипп IV Красивый (1285–1314 гг.) низлагает неугодного ему папу Бонифация VIII (1294–1303 гг.) и в 1307 г. ликвидирует орден Тамплиеров, который стал тревожить его своим могуществом. Эти события открывают новую страницу в истории папстваАвиньонское пленение пап (1309–1377 гг.). Престол их переносится в Авиньон в знак поражения, которое они потерпели, а сами папы становятся послушными орудиями французской политики. Так, первый же «авиньонский папа» Климент V (1305–1314 гг.) в угоду Филиппу IV созывает Вьеннский Собор (1311–1312 гг.), который санкционирует судебный произвол короля и упраздняет орден Тамплиеров, обвинив его руководство в колдовских и антихристианских обрядах.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

К злоупотреблениям, вызывавшим жалобы, присоединился еще «великий раскол». Католический мир распался, и вместо одного папы явилось несколько пап-соперников. Французские короли находили полезным для целей их политики, чтобы папы жили в Авиньоне. В других странах, особенно в Германии, не выносили зависимости папы от французского короля, который обращал авторитет папский в орудие своей политики. Поэтому, когда, после 70-летнего пребывания пап в Авиньоне (которое современники сравнивали с 70 л. пленением евреев в Вавилоне), Германия, поддерживаемая Италией, пожелала иметь папу в Риме, Франция, поддерживаемая Испанией, стояла за авиньонского папу. Католический мир раскололся, и вместо одного папы, главы единой духовной монархии, выступили папы-соперники. В то же время распущенная жизнь духовенства не только вызывала соблазн во всех благочестивых людях, но и возбудила сильные еретические движения вальдонсов и альбинойцев, производившие глубокое потрясение в католической церкви. К XV-мy везде раздавался клич: нужна реформация церкви во главе и в членах (reformatio ecclesiae in capite et membris). Отсюда объясняется возникновение епископального направления, или епископальной теории. § 21. Епископальная теория и реформационные соборы. Что касается практических результатов епископальной теории и реформационных соборов, то во Франции реформационные декреты базельского собора были подтверждены прагматической санкцией короля Карла VII в 1438 г. и составили основной закон галликанской церкви. На основании этого закона и в связи с историей предшествующих отношений Франции к Риму, галликанская, т. е. католическая церковь французского народа, поставила себя в сравнительно независимое положение по отношению к римскому епископу. Это сравнительно-независимое положение выразилось в т. н. вольностях галликанской церкви (libertes de l " eglise gallicane). Вольностями галликанской церкви гарантировалась национальная свобода представлением французскому королю права созвания соборов, церковного законодательства и высшей правительственной власти вообще, а также ограничением папского влияния посредством воспрещения въезда во Францию папских легатов, поставления папских булл под королевский placet, кассирования королевским правительством приговоров духовного суда (recursus ab abusu, appellatio tanquam ab abusu, l " appel comme d " abus).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Политической конъюнктуре, обусловившей переезд пап в Авиньон, однако, не был принесен в жертву принципиальный вопрос об объявлении папы Бонифация VIII еретиком, на чем настаивал Филипп IV. Папа Климент V согласился, правда, отменить буллу Бонифация VIII «Clericis laicos», канонизировать Целестина V , заключенного Бонифацием в тюрьму, и, наконец, санкционировать на Вьеннском Соборе роспуск ордена тамплиеров . Не было однозначно профранц. и поведение авиньонских пап в ходе Столетней войны между Англией и Францией. Хотя уже начиная с Климента VI папы предоставляли франц. королям собранную во Франции на нужды крестового похода десятину, тем не менее обвинения, выдвинутые англичанами против Авиньона, в том, что деньги, поступающие с Английской Церкви, достаются франц. короне, не находят подтверждения в источниках. Скорее англ. король использовал эти обвинения как повод, чтобы упрочить свою власть над национальной Церковью, существенно ограничив право папы распоряжаться вакантными бенефициями и отказав (1351, 1353) в получении из Англии соответствующих доходов. На эпоху «А. п. п.» приходится последний этап борьбы папства и Римско-Германской империи. Поначалу Климент V поддерживал имп. Альберта I Габсбурга и Генриха VII, видя в них противовес франц. королю. Однако, по мере того как Генрих VII стал в 1312 г. угрожать интересам Анжуйской династии в Юж. Италии, папство переходит в оппозицию императорам. Борьба за Италию вскоре переросла в идейную полемику, особенно острую в период противостояния папы Иоанна XXII и римско-герм. имп. Людовика IV Баварского. Не только притязания папства на универсальную власть получили развитие, но также в сочинениях сторонников империи ( Данте , Марсилий Падуанский ) прерогативы императора стали трактоваться существенно иначе, чем в предшествующий период. Вокруг Людовика Баварского сплотилась широкая коалиция недовольных политикой папства, выступавших в т. ч. за реформу Церкви, установление верховенства Собора над папой (см. Соборное движение ), отделение нем. Церкви от Рима. Особенно многочисленными в стане императора были францисканцы , возмущенные утверждением Иоанна XXII о том, что важный для францисканцев тезис о бедности Христа и апостолов является еретическим. На фоне все более активной фискальной политики папства взгляды Иоанна XXII как будто подтверждали наиболее радикальные обвинения церковной иерархии в служении не Богу, а мамоне. Волну негодования вызвала и др. догматическая новация Иоанна XXII о «благом лицезрении», побудившая большинство теологов обвинить папу в ереси. Атмосфера широкого недовольства политикой папства и состоянием Церкви стала в конечном счете питательной средой для распространения предреформационных идей, высказывавшихся прежде всего Дж. Уиклифом и Я. Гусом .

http://pravenc.ru/text/62770.html

Папа 1 ноября 1302 г. созвал собор по делу исправления короля. На соборе была опубликована другая знаменитая папская булла «Unam Sanctum» («Единую Святую»), в которой, в частности, говорится: «Евангелие учит, что во власти Церкви находится два меча — духовный и светский. Ибо когда Апостолы сказали: «се ножа два зде», то есть в Церкви, Господь не сказал «этого мало», но сказал «довольно есть». А тот, кто не признает за Петром право на светский меч, плохо вникает в слова Господа, сказавшего: «Вложи нож твой в ножны». Так что в обладании Церкви находится два меча — духовный и материальный». Далее в булле говорится о подчинении светского меча мечу духовному, что власть низшего порядка должна судиться высшею властью, а высшая, в случае уклонения, может быть судима только Богом, но не людьми. Как свидетельствует Апостол «духом человек судит вся, сам же ни от кого не судится». На этом соборе Филиппа IV подвергли интердикту со всеми его последствиями. Но король, опираясь на юристов, обвинил папу в убийстве Целестина V и других преступлениях и послал своего канцлера арестовать папу. Французская военная экспедиция высадилась в Италии в начале 1303 г., соединившись с остатками семьи Колонна. Войска неожиданно взяли замок Ананьи, где находился папа. Вскоре Бонифация VIII освободили, но через месяц он умер от пережитых потрясений. По преданию, он заперся в комнате и бился головой о стену (такую бесславную кончину ему пророчествовал, якобы, Целестин V). 11 октября 1303 г. Бонифаций VIII умер. (Даже Данте не нашел для Бонифация VIII места в чистилище). После смерти Бонифация VIII начался гибельный для папского средневековья 70-летний период авиньонского пленения пап. Учение о верховной власти римского епископа в Церкви (папский примат) 1. Богословское обоснование идеи папского примата в католицизме Предпосылки римско-католического учения о власти пап и их разбор Римско-католическое учение о власти папы основано на двух предпосылках. а) Римские папы являются преемниками апостола Петра.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И вот люди в Болгарии и Сербии узнают, что впервые за тысячу лет сложилась такая абсурдная ситуация: предстоятель Русской Православной Церкви не может приехать в Киев. Это все равно как если бы Папа, глава римско-католической церкви, не мог приехать в Рим. Кстати, был в истории католичества такой период - Авиньонское пленение, когда папы вынуждены были жить не в Риме, а в Авиньоне. Но так это же было безобразие – и таковым безобразием оно и остается в глазах всех объективных историков. Вызывавший все эти пленения конфликт императоров и пап нанес огромный ущерб репутации западного общества в целом. Когда на сегодняшнем Западе говорят об историческом отставании Православия от католичества, якобы начавшемся еще в средневековье, эти наши обвинители забывают о страшных конфликтов пап с западными императорами. Обычное обвинение Запада в адрес Византии (а потом и в адрес России): вы, мол, виноваты в цезаре-папизме, в том, что Церковь у вас на востоке всегда слушалась императора. Ответ Византии мог бы быть таким: а что, уважаемые франки, у вас было лучше? Когда император ваш брал Папу в плен и заставлял его делать что-то, что тот не хотел, или высылал его в Авиньон,- это что такое было? Триумф разделения светской и церковной властей? Так вот, в православной части Восточной Европы видят, какая несправедливость творится в отношении Православной Церкви на Украине. А потому большинство православных церквей в нашем славянском регионе - за нас. Вот передо мной сообщение агентства РИА: Собор епископов Польской Православной Церкви принял решение фактически поддержать УПЦ МП. Решение польских православных звучит так: «необдуманные преждевременные решения по делу автокефалии на Украине могут привести к дальнейшим разделениям», а потому польский собор как бы предостерегает Патриарха Варфоломея от таких решений. Константинополю напоминают: автокефалию предоставляет мать-Церковь, а для Украины таковой является РПЦ. И только после согласования с предстоятелями всех поместных церквей такое решение может быть принято – таково мнение польских православных епископов. И это Польша! Страна, где во власти и в масс-медиа поддержка Майдана, нового киевского режима была абсолютной, сменившись лишь в последние год-два горьким осознанием того, что украинские националисты способны на жестокое угнетение не только в отношении русских, но и в отношении поляков. Тем не менее во время самого переворота в Киеве и в первые годы после него официальная и газетная Польша представляла ситуацию очень просто: маленький украинский Давид борется со страшным российским Голиафом, в Донбассе власть захватили террористы и т.д. И большая часть населения Польши этой неправде верит, горячо поддерживает, вымещая зло на немногочисленных сторонниках диалога с Россией в среде собственного народа. Вы можете себе представить, как трудно было польским православным епископам в этой обстановке принять решение в поддержку УПЦ МП.

http://radonezh.ru/2018/08/28/tomos-razd...

151 Авиньонское пленение – период вынужденного пребывания пап в Авиньоне (Южная Франция) с 1309 по 1377 г., начало которому положил Климент V, подчинившийся диктату французского короля Филиппа IV в ходе спора о прерогативах духовных и светских властей. Период Авиньонского пленения являлся наглядным свидетельством кризиса папства в условиях роста национальных монархий. Наиболее одиозными фигурами были Иоанн XXII и Климент VI, двор которого Петрарка метафорически назвал «Вавилоном», а Авиньонское пленение – «вавилонским». Опасаясь потерять власть в Папской области и пользуясь ослаблением Франции, Григорий XI последовал призыву Екатерины Сиенской и вернулся в Рим. 152 Пилат Понтий – римский прокуратор, управлявший Палестиной как частью римской провинции Сирии во время земной жизни Иисуса Христа. 153 Амвросий Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) (ок. 339–397) – святой, видный представитель латинской патристики, один из учителей Церкви. Около 370 г. стал правителем области Эмилия-Лигурия, в 374 г. был избран епископом Милана (Медиолана); способствовал победе над арианами на Западе. Прославился как борец с язычеством, добился устранения из здания Сената в Риме Алтаря Победы. Оказывал влияние на политику многих императоров, принудил Феодосия I к публичному покаянию после резни в Фессалониках (390). Способствовал обращению в христианство блаж. Августина (387). Его главное соч. «Об обязанностях слуг Божьих» является христианским переложением сочинения Цицерона «Об обязанностях». Автор многих церковных гимнов. Григорий Турский (ок. 538 – ок. 594) – франкский хронист, святой, один из знаменитых историков средневековой Франции. С 573 г. – епископ в Туре – городе, имевшем значение религиозного центра Галлии, хранившем мощи св. Мартина. Его главное сочинение – «История франков». 154 Феодосий Великий – последний император всей Римской империи (382–395). Издал ряд декретов против еретиков, запретил нехристианские культы, закрыл языческие храмы. После смерти Феодосия Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византия).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

—542— не захотел оказать ей поддержки. Когда ему пришлось выбирать между чисто-человеческим правом Рима языческого и религиозным, «божественным» правом Рима папско-христианского, его выбор пал на первое. В борьбе за суд Людовика IX Святого с папством (в XIII в.) народ, бароны, даже епископы стояли на стороне короля. Благочестие Людовика IX много содействовало привлечению к нему и его делу общих симпатий; и когда он издал ордонанс против богохульников, ордонанс был принят с восторгом: никому не пришло в голову упрекнуть короля в узурпации церковной власти. По странному стечению обстоятельств, борьбу с папством начал король, за которым в истории упрочилось имя Святого. Мало по малу светский суд привлёк к своему трибуналу и лиц, прежде подсудных только епископату. Власть короля растёт; власть церкви падает. Народ доволен тем и другим. Подавленный, разоряемый баронами и отчасти епископами, он приветствует новую власть – королевскую, которая покровительствует ему, считается с его интересами, советуется о законах с его представителями. Ограничение полномочий церковного суда было первым шагом к освобождению государства от церкви. Одержав первую победу над церковью, короли ведут свою борьбу далее. В течение XIII и XIV веков они успевают сделать для освобождения так много, что от прежнего порабощения не остаётся и тени. В конце XIII в. борьба принимает крайне острую форму, и столкновение Филиппа Красивого с папой Бонифацием VIII (1294–1303) кончается для папы лишением жизни. По смерти Бонифация VIII для папства начинается период унижения. Филипп Красивый возвёл на папский престол француза под именем Климента V и поселил его в Авиньоне, где папа находился в полной зависимости от французского короля. Знаменитое авиньонское пленение пап, продолжавшееся около 70 лет, было могилой для прежнего всемогущества папства и церкви. Папство не только низвергнуто, но и унижено. Церковь теряет как власть над королями, так и свой нравственный авторитет в обществе. Народ избегает судов духовенства и не боится их приговоров. Отцы Вьеннского (de

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На время сношения между двумя центрами церковной жизни прекратились. Тема унии эксплуатировалась лишь в конъюнктурных целях представителями Французского королевского дома и Неаполя, где правили Анжу. Сами же Римские епископы, пребывавшие в «Авиньонском пленении», выступали только глашатаями королевской воли, не более того. Но постепенно вопрос о воссоединении Церквей вновь принял традиционную редакцию, хотя и сопровождался привходящими обстоятельствами. С одной стороны, правителей западноевропейских государств уже мало интересовала перспектива занять Константинополь в связи с резко уменьшающейся территорией Византийской империи и нарастающей турецкой экспансией. С другой, возврат в Рим из Авиньона ознаменовался жесточайшим расколом Западной церкви и появлением двух конкурирующих пап. В этой связи вопрос о воссоединении с Восточной церковью стал критерием авторитета и силы папы и антипапы 893 . В принципе Константинополь и сейчас был готов пойти на унию с Римом, но на условиях того, что все догматические разногласия будут рассмотрены Вселенским Собором. Эта мысль часто встречается в документах той эпохи, в частности в знаменитой «Беседе императора Кантакузена с папским легатом». В 1350 г. царь встретился с послом понтифика, предлагавшего в очередной раз Восточной церкви признать примат Апостольской кафедры и ее догматы. На вопрос василевса: «Что ты хочешь?» – легат ответил: «Единства Церкви». Царь воскликнул: «Едва ли не с той поры, как на свет появился и увидел солнце, я охвачен стремлением и желанием увидеть единство Церкви. Но вы подходите к вопросу объединения не как друзья и братья, а наставнически, самовластно и как если бы вы были господами, заявляя, что ни мы, ни вообще кто-либо из людей не может иметь взгляды, отличные от того и противоречащие тому, что папа говорит или скажет, поскольку он является наследником Петра и говорит то же самое, что и Христос. И что мы должны выслушивать его слова, склоняя сердца и головы, как если бы они исходили от Самого Христа» 894 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010