Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРТИН V Объявление об избрании папы Римского Мартина V. Миниатюра из «Хроники...» У. фон Рихенталя. Сер. XV в. (Konstanz. Rosgartenmuseum. 1. Fol. 96r) Объявление об избрании папы Римского Мартина V. Миниатюра из «Хроники...» У. фон Рихенталя. Сер. XV в. (Konstanz. Rosgartenmuseum. 1. Fol. 96r) (25.01.1369 или 1370, Дженаццано, Лацио - 20.02.1431, Рим; до избрания папой Оддоне Колонна), папа Римский (с 11 нояб. 1417). Считается, что его избрание положило конец схизме в католической Церкви , начавшейся после переезда пап из Авиньона в Италию (1378), хотя антипапы действовали в правление этого понтифика и позднее. Происходил из влиятельного рим. рода Колонна, ветви Дженаццано; его родители - Агапито Колонна и Катерина Конти, принадлежавшая к др. ветви того же рода. Известно, что при папе Римском Урбане VI (1378-1389) Колонна занимал должности референдария (докладчика прошений) и протонотария в Римской курии, т. е. он, по-видимому, получил университетское образование в области права (вероятно, в Павии или в Перудже). В 1380-1409 гг. носил титул епископа Урбино (без епископского рукоположения); владел неск. церковными бенефициями, в т. ч. в Льежском еп-стве во Фландрии. В 1401-1405 гг. апостольский администратор субурбикарной кафедры Палестрины, древнего владения семейства Колонна. Сложное положение католич. Церкви в нач. XV в. было связано с обстоятельствами схизмы, начавшейся вскоре после смерти папы Римского Григория XI (1370-1378), к-рый вернул папскую кафедру из Авиньона в Рим и завершил тем самым период «Авиньонского пленения пап» (1309-1378). Его преемник Урбан VI стремился любыми средствами упрочить папскую власть, но, имея вспыльчивый и резкий характер и проводя проитал. политику, он восстановил против себя франц., испан. и некоторых влиятельных итал. кардиналов, а также многих европ. правителей. В кон. 1378 г. недовольные кардиналы собрались в Фонди, где объявили о низложении Урбана VI и избрали папой Роберта, гр. Женевского (антипапа Климент VII (1378-1394)), к-рый сделал местом своего пребывания Авиньон. Т. о., в Европе появились 2 папы, которые отлучали друг друга от Церкви и настаивали на законности собственного избрания. Европ. правители заявляли о поддержке Урбана VI и его преемников Бонифация IX (1389-1404), Иннокентия VII (1404-1406) и Григория XII (1406-1415) (рим. линия) или Климента VII и его преемника антипапу Бенедикта XIII (1394-1423) (авиньонская линия), руководствуясь преимущественно политическими интересами. Мн. светские правители, католич. иерархи и влиятельные университетские теологи видели главной задачей прекращение схизмы и восстановление церковного единства.

http://pravenc.ru/text/2562420.html

Насколько это второе обращение отличалось от первого по своему нравственному смыслу, настолько же оно разнилось от него и по своему внешнему действию. Всякое настаивание на одном праве в ущерб другого вызывает противодействие. Это естественное противодействие получает нравственную силу против такого права, которое не опирается на достаточные основания. Царские права пап были крайне сомнительны и в Средние века. Они основывались отчасти на спорных документах 148 , главным же образом на тенденциозной и искусственной аргументации схоластиков и законников. Но эта школьно-юридическая почва для притязаний псевдотеократии оказалась весьма шаткой и несостоятельной: против школы папских легистов скоро образовалась более искусная и сильная школа легистов королевских, убедительно опровергавших государственные права папства. Право есть негодное оружие, когда оно признается только одною из спорящих сторон. Пришлось прибегнуть к настоящему, вещественному оружию. Таким образом, сойдя с непоколебимой почвы нравственного авторитета, папизм не мог остановиться на почве юридической: для защиты спорного права он должен был обратиться к вооруженной силе. Здесь его ждало после краткой победы окончательное поражение. Апостолу Петру было обещано, что врата адовы не одолеют Церкви, вверенной его особому попечению; но обещания военных успехов для его Церкви он не получил. Сказанное же в саду Гефсиманском: «вложи меч свой в ножны, ибо все поднявшие меч мечом и погибнут» – явно исполнилось над светскою властью папства. За свое минутное торжество в сокрушении последних Гогенштауфенов политика вооруженного папизма получает страшное, позорное и долговременное возмездие. Рим одержал решительную победу над величайшим противником своих притязаний – императорским домом Гогенштауфенов – единственно лишь благодаря временному союзу с королевским домом Франции. Таким образом за поражение Германской империи папство поплатилось зависимостью от французских королей. Не прошло и четверти века после кровавой гибели Манфреда и Конрадина 149 , как уже папство получает от служителей французского короля внушительные напоминания, что мирская политика не знает бескорыстных услуг, и что всякий полагающийся на внешнюю силу становится ее жертвой. Именно тот папа (Бонифаций VIII 150 ), который с особенным увлечением провозгласил себя обладателем не только духовного, но и вещественного меча, – именно он, разбитый и полоненный войсками прежнего папского союзника, французского короля, получил ту знаменитую пощечину, которая оказалась предвестием Авиньонского пленения 151 пап. «Государи государей» стали послушными орудиями одного из своих мнимых вассалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

—544— Конкордат для папства был лучшим выходом из того тяжёлого положения, которое создалось для него к началу XVI в. стечением неблагоприятных условий. К этому времени положение папства сильно пошатнулось. Те времена, когда Бонифаций VIII, принимая иностранное посольство с императорской короной на голове и обнажённым мечем в руках, мог восклицать: «я цезарь и император!» канули в вечность. В период авиньонского пленения папы стали игрушкой в руках французских королей. Последние обращались и с папой, и с церковью очень властно. Филипп VI Валуа (1328–1350) не стеснялся вмешиваться в сферу чисто духовной власти папы и дошёл до того, что принудил Uoahha XXII отказаться от его богословских мнений, угрожая сожжением проповедников, которые осмелились бы излагать их с церковной кафедры. Епископы потеряли в пользу королей не только судебные полномочия, но и большую часть своих имуществ. Прерогативы папы королями нисколько не уважались. Карл VII своей Прагматической санкцией 1438, обнародованной даже без уведомления папы, отнял у него всякое право вмешиваться в избрание французских епископов, которое переходило в руки французского духовенства. Людовик XI (1461–1483) сажал в тюрьмы епископов, архиепископов, даже кардиналов. Папы протестовали без конца и против гражданского суда, и против Прагматической санкции 1438 г., и против вторжения в среду их духовных полномочий; их жалобы оставались гласом в пустыне. На угрозы они не осмеливались, или же их угроз не боялись. Хуже всего для пап было то, что они в борьбе за былое могущество оказались одинокими; епископы приняли сторону королей, что было для них гораздо выгоднее. Поборы в пользу святого престола опустошали епископскую казну ещё чувствительнее, чем королевские налоги; а властолюбивые притязания пап были не менее тягостны, чем власть короля. При том же папы, в конце концов, были страшны лишь своими духовными карами, тогда как светский государь мог всегда употребить и непосредственное материальное насилие. Королей приходилось бояться больше. В интересах самосохранения епископы

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В.В. Симонов Глава 11. Организационный кризис папства. Концилиаризм После изучения данной главы студент должен: знать • исторические предпосылки «Авиньонского пленения пап» и историю папства в авиньонский период; • историю и решения Вьеннского собора; • содержание организационно-экономических и пастырских реформ католической церкви в азиньонский период; • историю «великой католической схизмы» и ее историческое значение; • историю и историческое значение Пизанского собора 1409 r.; • исторические предпосылки, деяния, последствия и историческое значение Констанцского собора; • историческое значение Базельского собора в спорах о концилиаризме и папской супрематии; • историческое значение XVII Вселенского собора католической церкви в спорах о концилиаризме; • историческое значение V Латеранского собора; уметь • доказать политическую подоплеку и экклезиологическую преемственность идей, сформулированных в булле Onam Sanctam; • объяснить сущность организационного кризиса папства; • сформулировать основные принципы богословия концилиаризма; • показать идейную и практическую сущность конфликта между богословскими теориями концилиаризма и папской супрематии и ее отражение в деятельности «реформаторских соборов» XV в.; • доказать решающее значение XVII Вселенского собора католической церкви в историческом поражении богословия концилиаризма; владеть • статистическим материалом, характеризующим положение католической церкви в XIV – начале XV в.; • терминологией, связанной с теориями концилиаризма и папской супрематии. § 1. Авиньонское пленение пап (1309–1378 годы) 1. Политическая подоплека Авиньонского пленения В конце XIII в. назревает новый конфликт между папским Римом и светскими властями Европы. И вновь его основой становится желание расширения властных полномочий: Святой престол претендует на власть над светскими правителями, а те стремятся не только освободиться от притязаний Римской церкви, но и поставить ее в подчиненное положение. Фактически это была первая конфронтация между находившимся в стадии становления средневековым монархическим государством и позднесредневековым папством, которая привела к крушению прежней григорианской системы церковного управления. В этом конфликте проявляются не только растущие амбиции европейских правителей и их секулярные представления о политической власти; в ходе полемики впервые озвучиваются такие новые идеи, как светский суверенитет, этатизм и антиклерикализм.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ее функции входило рассмотрение вопросов о пожалованиях, разрешениях, судебных разбирательствах и назначениях, ведение огромной переписки и архива. Дальнейшие шаги были направлены на упорядочение судебной деятельности. Была проведена реформа системы церковных судов. Ранее в них назначались «делегированные судьи», которые только рассматривали дела, а вынесение приговоров относилось в личную компетенцию папы. Непомерное возрастание числа дел, по которым требовалось папское решение, привело авиньонских пап к необходимости расширить права «делегированных судей» и предоставить им возможность выносить судебные решения. Наряду с консисторией был создан апелляционный суд третьей инстанции – Римская рота 144 (Tribunal Apostolicum Rotae Romanae, или Sacra Romana Rota), в юрисдикцию которого были переданы все дела, связанные со спорами относительно бенефициев, распределение которых находилось в руках папы; компетенция его была определена буллой Uoahha XXII от 16 ноября 1331 г. Rato Juris. Дела слушались и решались судьями роты – аудиторами, получавшими содержание из средств курии: в 1323 г. их было 8, а Иннокентий VI (1352–1362) увеличил их число до 21. Поскольку процессуальное законодательство позволяло аудиторам затягивать рассмотрение дел до бесконечности, буллой Uoahha XXII от 16 ноября 1331 г. Qui Exacti Temporis был создан еще один судебный орган – «Апостольская аудиенция» (audientia litterarum contradictarum) для рассмотрения способов затяжки судебных процессов, еще более усложнивший и без того сложную судебную систему. Папы могли также делегировать рассмотрение конкретных дел кардинальским судам, однако по большей части они рассматривали дела в предварительном порядке перед вынесением их на суд папы или консистории. Процедурные вопросы этих судов были облегчены Климентом V, однако возможности подкупа и затяжек рассмотрения дел (например, ввиду отсутствия кардинала) были постоянным бичом этих судов. Укрепляется, наконец, главенство канонического права в регулировании внутрицерковных отношений («в век упадка богословия процветают каноническое право и его близнец – римское право в его средневековой интерпретации», – пишет Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Можно предположить, что не последнюю роль в возникновении Возрождения играет та специфическая форма христианства, которая бытовала в Западной Европе. Не случайно именно Италия послужила центром первоначального Возрождения. С одной стороны, чисто внешняя сторона католической жизни служила немалым толчком для возникновения свободомыслия ренессансных философов. Знаменитое Авиньонское пленение пап (1309–1377), появление разного рода антипап (когда папы спорили за власть и этот спор происходил с нарушением не только норм христианской морали, но и границ дозволенного юриспруденцией) порождали в умах людей сомнения в справедливости существовавших католических традиций и даже уход в свободомыслие и отрицание католических и вообще христианских идеалов. С другой стороны, и само католическое миросозерцание во многом способствовало возникновению Ренессанса. Именно в католицизме, как известно, философия развивалась в большей степени, чем в византийском или российском православии. Поэтому миросозерцание западного человека, католика, было более рассудочным, более направленным на решение философских и, в частности, гносеологических вопросов. При таком подходе часто понятие Бога отделялось от человека, и Бог становился не центром мира, не смыслом и целью жизни, а объектом чисто теоретического познания, допускавшим разного рода сомнения. И такие сомнения не замедлили появиться; позднее они перешли в огульное отрицание Бога. Само схоластическое мировоззрение, таким образом, как бы подготовило то явление, которое мы называем Возрождением. Кроме того, многие люди, разочаровавшись в чересчур рационалистической форме христианства, начали искать живую веру, не скрытую под спудом схоластических формул. Живая, искренняя вера искала и соответствующих форм её выражения. Поэтому на смену схоластическим «Суммам» приходят другие формы изложения богословской мысли: диалоги, письма, поэмы, на смену иконам – художественные картины и т.п. В европейском Возрождении принято выделять три периода: 1-й период (гуманистический, или антропоцентрический): сер. XIV – сер. XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

XIV в.- бегардов и бегинок , свободного духа братьев , спиритуалов , составлявших радикальное крыло францисканцев, и др. Со 2-й четв. XIV в. деятельность франц. И. стала менее активной, чем в предыдущие годы, из-за сокращения числа еретиков в связи с уничтожением основных очагов альбигойской ереси, из-за финансовой убыточности (конфискация имущества осужденных перестала покрывать затраты), а также из-за тягот Столетней войны (1337-1453). Кроме того, слабость папства в период «Авиньонского пленения пап» (1309-1378) и последовавшая за ним схизма в католической Церкви (1378-1417) способствовали подчинению доминиканской И. франц. короне: из-за конфликтов с местной королевской администрацией (сенешалями) инквизиторы обращались за помощью к королю и со временем стали нуждаться в постоянном покровительстве монарха и Парижского парламента. Имели место назначения инквизиторов королем, а не Римским папой. Франц. И. участвовала в крупных средневек. политических процессах: против ордена тамплиеров , обвиненного в ереси (в 1307-1314) и уничтоженного по политическим и финансовым причинам, и против Жанны д " Арк (в 1431), обвиненной в ереси по заказу англичан. Италия В Сев. Италии (Ломбардии), в частности в Милане, находился один из центров катарской ереси; здесь также получила распространение ересь вальденсов, а в кон. XIII - нач. XIV в. под влиянием францисканцев-спиритуалов возникли многочисленные еретические движения: фратичелли и т. н. апостольских братьев, сторонников Дольчино . Политическая раздробленность итал. гос-в и постоянные конфликты между гвельфами и гибеллинами, сторонниками Римского папы и герм. императора, осложняли организацию регулярного преследования еретиков в Италии. В нач. 30-х гг. XIII в. папа Григорий IX поручил розыск еретиков представителям нищенствующих орденов, и нек-рые инквизиторы проявили чрезвычайную активность, работая с продуктивностью трибуналов (напр., мученически погибший в 1252 инквизитор Ломбардии Петр Веронский (впосл. канонизирован Римско-католической Церковью)).

http://pravenc.ru/text/1788153.html

Имеется также (в копии XI в.) рукопись с письмами Uoahha VIII (872–882) с сентября 876 г. до конца его понтификата; еще 55 разрозненных писем того же папы, относящиеся к начальному периоду понтификата, находятся в собрании, содержащем также послания Геласия I (492–496), Пелагия I (556–561), Льва IV (847–855), Стефана V (885–891), Александра II (1061–1073) и Урбана II (1088–1099), в Британском музее (ms. Add. 8874). В рукописи из Кембриджа содержится около 70 посланий Адриана IV (1154–1159), Александра III (1159–1181) и Луция III (1181–1185). Порядка 381 послания Григория VII (1073–1085) сохранились в Ватиканском архиве в виде выдержек из оригинальных регестов; в этом собрании послания располагаются уже не по индиктам, а по годам понтификата. Часть (38 посланий различного содержания) регестов антипапы Анаклета II (1130–1138) сохранилась в рукописи Монтекассино. Определенную информацию можно отыскать также в средневековых канонических сборниках, материал которых в существенной своей части восходит к папским регестам; с этих позиций можно рассмотреть, например, 13–томное собрание канонов епископа Лукки Ансельма II (младшего) племянника папы Александра II, и, прежде всего, Collectio сапопит известного канониста своего времени кардинала Деодата (лат. Deusdedit, Deodatus – «Богом данный», по–гречески – Феодор; ум. между 1097 и 1100). Начиная с времени папы Иннокентия III папские регесты сохранились и находятся в архивах Ватикана. Регесты 13 в. представляют собой пергаменные рукописи высокого качества, выполненные на основе более ранних манускриптов. С 14 в. для регистровых книг начинает использоваться бумага. После возвращения папского престола в Рим бумажные регесты остались в Авиньоне; с них были сделаны копии на пергамене, которые были перевезены в Рим, однако позже в Ватикан были доставлены и бумажные оригиналы. Таким образом, для периода «авиньонского пленения пап» в архивах Ватикана имеются два экземпляра регестов. В позднейшие времена регесты стали выполняться исключительно на бумаге.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изначально большая каппа была пурпурного цвета, в период «Авиньонского пленения пап» для нее был сделан капюшон из меха. В 1464 г. папа Римский Павел II заменил кардинальскую пурпурную большую каппу красной (рядовой) и фиолетовой (используемой в постные (покаянные) дни). Для К., принадлежавших к монашеским орденам, были установлены особые цвета каппы: камальдулы, мерседарии, тринитарии носили белую каппу; цистерцианцы и доминиканцы - черную. До сер. ХХ в. во время торжественных церемоний К. облачались в большую каппу, достигавшую 15 м в длину. Каппа символизировала величие К. и душевный покой, а длина - распространение власти К. на весь мир. Использовавшийся на каппе капюшон из меха горностая символизировал покаяние за грехи всех людей, изгнанных в лице Адама из рая и вынужденных облачиться в шкуры животных. Летом горностаевый капюшон заменялся шелковым. Согласно motu proprio папы Римского Пия XII от 30 нояб. 1952 г., размеры большой каппы были уменьшены вдвое (AAS. 1952. Р. 849-850), а после выхода инструкции от 13 апр. 1969 г. использование большой каппы позволялось лишь за пределами Рима и в особо торжественных случаях. К.-камерленго и К.-перводиакон традиционно получали особый кардинальский жезл - ферулу (ferula), покрытую красным бархатом и украшениями, длиной ок. 1 м. К.-камерленго использует ферулу крайне редко, К.-перводиакон держит ее в правой руке, когда руководит процессиями во время папских церемоний. Привилегии К. как высшие иерархи Римско-католической Церкви наделены привилегиями в церковной и в общественной жизни. В 1225 г. буллой папы Римского Гонория III К. была гарантирована неприкосновенность, любое посягательство на них приравнивалось к «оскорблению величества», как если бы таковое было совершено в отношении папы или коронованных особ. Наказание за посягательство на личность К. словом или делом было ужесточено решением папы Бонифация VIII в 1294 г. Буллой «Apostolicae Sedis moderationi» от 12 окт. 1869 г. папа Пий IX подтвердил прещения в отношении тех, кто осмелятся причинить вред К.

http://pravenc.ru/text/1681025.html

Однако юрисдикция в тяжбах между духовенством и мирянами так и не была разграничена. Епископат признавал за короной право патроната над королевскими капеллами и не препятствовал назначению туда угодных короне священников. По вопросу об утверждении королем кандидатур избранных епископов и аббатов у королевской власти возникали конфликты с Папской курией. Начиная с 1350 г. папы пользовались правом прямого назначения епископов без получения королевского согласия. Подобное вмешательство не устраивало королевскую власть, поскольку епископы являлись членами Гос. совета и король желал быть уверенным в их лояльности. Пользуясь слабостью папской власти в период «Авиньонского пленения пап» , Маргрете продвигала на епископские кафедры в Н. своих ставленников - священников, к-рые были членами королевских капелл. Кроме того, унионистская политика проявлялась в рукоположении на норвеж. кафедры людей не местного происхождения, а уроженцев др. государств Кальмарской унии. Так, архиепископом Нидаросским стал Винальд, незнатный каноник из Линчёпинга, швед по происхождению, верный союзник кор. Маргрете. Это позволило короне укрепить свой контроль над Церковью, более свободно пользоваться правом патроната и использовать церковные доходы и земли в своих целях. Взамен правительница осуществляла щедрые земельные и денежные раздачи в пользу Церкви, которые отчасти компенсировались тем, что при введении чрезвычайных налогов последние уплачивались в т. ч. и с церковных владений. Маргрете завещала большие земельные владения норвеж. мон-рям. В 1401 г. на союзном съезде в Хельсингборге Эрик Померанский вступил в свои права, и отныне управление осуществлялось только от его имени. С того времени и до своей смерти Маргрете жила на территории Н. в замке Бохус, сохраняя влияние на политику. Избранный Эриком Померанским политический курс не отличался гибкостью. Политика короля в отношении Церкви привела к конфликту с епископатом. Причиной недовольства стало активное вмешательство Эрика Померанского в выборы претендентов на вакантные архиепископские и епископские кафедры, продвижение на них угодных королю кандидатов.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010