Священник : Читать Священное Писание может любой христианин. Что же до проповеди , то вспомни слова апостола язычников Павла: как проповедовать, если не будут посланы? ( Рим.10:15 ). И мы знаем, что только апостолы посланы были Господом на проповедь (см.: Мф.28:20 ), то есть получили от Него власть учить. Епископы же имеют эту власть как прямые преемники апостолов и, в свою очередь, передают ее священникам. Святой Павел вменял в обязанность учить в Церкви Ефесской лишь ее епископу Тимофею, а не всем верующим Ефеса. И он же вопрошал коринфян: все ли апостолы?... все ли учители? ( 1Кор.12:29 ). А о епископе и священнике говорит, что они должны быть достойными учить других (см.: 1Тим.3:2 ; Тит.1:9 ), чего нигде не говорит ни о ком другом. Итак, уже апостолы проводили различие между пастырями и паствой, как между учащими и внимающими учению. Но епископ и священник могут учить не тому, что им заблагорассудится, а тому, чему учила Церковь всегда. Они учат от имени Церкви, которая есть столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). Сектант : Любой христианин просвещен Духом Святым, а значит, способен толковать Священное Писание, о чем говорит и апостол Иоанн: вы имеете помазание от Святаго и знаете всё... Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас ( 1Ин.2:20,27 ). Священник : Послушай, человече! Священное Писание кладезь бездонный, ибо в нем бесконечная премудрость Божия. Приступивший к колодцу, чтобы напиться без всякого сосуда, попросту утонет, но если кто почерпнет из глубины ведром, а из ведра кружкой, то утолит жажду без всякой для себя опасности. Кто столь безумен, чтобы бросаться в глубокие воды, не умея плавать? Если же употребить другое сравнение, то у Священного Писания, по слову святых отцов, есть «кости», разгрызть которые пусть не пытается тот, чье разумение подобно молочным зубам. Ибо не у каждого довольно премудрости, чтобы толковать Писание. Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто ( Сир.3, 21–22 ), говорит Иисус, сын Сирахов. Еще яснее учит об этом апостол Петр на примере Павловых посланий, в которых, по его словам, есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания ( 2Петр.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Укажем еще один пример. Писатель четвертой книги Царств, повествуя о царе Израильском Иеровоаме, сыне Иоасовом, пишет: « Он восстановил пределы Израиля от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа Бога Израилева, которое Он изрек через раба Своего Иону, сына Амафиина » ( 4Цар.14:25 ). Однако ни в книге пророка Ионы, ни в других ветхозаветных книгах означенное пророчество не записано. Очевидно, и оно, как и многое другое, сохранялось в устном предании Еврейского народа. С пришествием на землю Сына Божия и наступлением Нового Завета положено было начало Ново-Заветному Священному Преданию. Сам Спаситель проповедовал Свое учение устно и, за исключением одного случая, когда Он писал перстом на земле, обличая книжников Иудейских, не писал ничего. Святые Апостолы также проповедовали устно и, за исключением немногих, не оставили никаких писаний. Таким образом, первоначальным способом распространения Божественного Новозаветного учения было Священное Предание. С течением времени некоторая часть Божественного откровения Нового Завета была записана и стала называться Священным Писанием Нового Завета. Евангелист Лука свидетельствует, что он записал так, « как передали то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова » ( Лк.1:2 ). Однако священные писатели совсем не имели намерения изложить письменно всю полноту Божественного учения и дел. Они записали лишь некоторое применительно к той цели и поводу, какие имел тот или другой священный писатель. Вот почему, как мы видели, в Священном Писании было записано далеко не все, что было в Предании, а лишь часть. Поэтому одно Священное Писание, взятое отдельно без Предания, ни в коем случае не может считаться полным источником христианского вероучения. Что Священное Писание не может без Св. Предания быть единственным источником христианского вероучения, покажем на примерах. Так в св. Писании есть указание на необходимость совершения таинств, но не указано, каким образом должно совершать то, или иное, таинство. О таинстве, например, крещения сказано, что крестить должно во имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19 ) и притом водою ( Ин.3:5 ); но как именно совершать крещение, сколько раз, например, погружать в воду крещаемого, об этом в Писании ничего не говорится. О таинстве елеосвящения св. Писание говорит: «Болит ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне» ( Иак.5:14 ), но как именно помазывать больного елеем, сколько раз и какие части тела, этого из Писания не видно. На все эти вопросы есть ответ в св. Предании. Это раз. Второе. В священном Писании есть много мест непонятных, или, по выражению апостола Петра, « есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные к собственной своей погибели превращают » ( 2Пет.3:16 ). Как и на основании чего толковать непонятные места св. Писания? Конечно, только на основании св. Предания, которое есть тоже Божественное учение, что и Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

   В Священном Писании Святой Дух прямо называется Богом только один раз. Ап. Петр, обличая Ананию, утаившего часть от цены проданного имения, говорит: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу (Деян.5:3-4).    Кроме этого, в Священном Писании имеются косвенные свидетельства о божественном достоинстве Духа Святого. Ап. Павел, говоря о человеческом теле как о храме, употребляет в качестве синонимов выражения «храм Божий» и «храм Духа Святого»: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор.3:16).    Косвенным указанием на божественное достоинство Духа являются также заповедь о крещении (см.: Мф.28:20), апостольское приветствие у ап. Павла (см.: 2 Кор.13:13), рассмотренные выше слова евангелиста Иоанна (см.: 1 Ин.5:7).    Так же как и Сыну, Духу Святому в Священном Писании усвояются Божественные свойства, например всеведение: Дух все проницает, и глубины Божии (1 Кор.2:10). Причем из контекста очевидно, что слово проницает здесь употребляется в смысле «знает, постигает».    Святому Духу усвояется способность и власть отпущения грехов, что может совершать только Бог: Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин.20:22-23).    Духу Святому приписывается участие в творении мира: Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь (Иов.33:4).    В то же время, приписывая Святому Духу Божественные свойства, Священное Писание нигде не поставляет Святого Духа среди тварей.    Ап. Павел говорит, что все Писание богодухновенно (2 Тим.3:16). Ап. Петр, говоря о ветхозаветных пророчествах, замечает, что их изрекали святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет.1:21), т. е. Священное Писание богодухновенно, потому что его писали люди, движимые Духом Святым. В пятой книге «Против Евномия» в доказательство божественного достоинства Святого Духа приводится следующий аргумент: «Почему же Дух Святый не Бог, когда писание Его богодухновенно?»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Апостол Павел в одном месте проводит различение между теми заповедями, которые он говорит от лица самого Бога, и своими собственными советами: «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1 Кор. 7:10-13). Но и советы апостольские Церковь принимает как заповеди; в этом она руководствуется словами самого апостола. Говоря о том, что жена после смерти мужа свободна выйти замуж во второй раз, апостол Павел добавляет: «Но она блаженнее, если останется так, по моему совету, а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7:40). Просвещенность ума Святых Апостолов Духом Божиим позволяет даже те советы, которые составляли их личное мнение, все-таки тоже признавать частью Священного Предания. И эти советы Церковь рассматривает как предписания Божественного права. Священное Писание и каноны. Заповеди Спасителя и Его апостолов не составляют кодекса законов. Извлекая из них правовые нормы, Церковь руководствуется определенными правилами. Чтобы воспринимать Писание в духе и истине, ум человеческий должен быть просвещен благодатью Святого Духа. Пример такого облагодатствованного прочтения Слова Божия дают творения Святых Отцов. Учение Отцов - это учение Церкви, которая, по слову апостольскому, является «столпом и утверждением Истины.» Иерусалимский Собор 1672 года вынес «Определение»: «Веруем, что это Божественное и Священное Писание сообщено Богом, и потому мы должны веровать ему без всякого рассуждения, не так, как кто захочет, а как его истолковала и передала Кафолическая Церковь.» 19-й канон Трулльского Собора учит нас правильному восприятию и толкованию Священного Писания: «Аще будет изследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих Писаниях...»

http://sedmitza.ru/lib/text/432350/

В Книге Исхода, в главе 20, Сам Господь Бог говорит: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на земле вверху, и что на земле внизу. И что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им ( Исх. 20, 4–5 ). В Книге Второзакония, в главе 5, Господь Бог также говорит: Не делай себе кумира и никакого изображения ( Втор. 5, 8 ) Противники претыкаются об этот камень Священного Писания и говорят, что отнюдь не подобает создавать образы по заповеди Господней. Исправление претыкающимся первое Прежде всего, не коварство ли это диавольское приводить Святое Писание не полностью, а только часть текста, обманывая слушающих? Так поступает диавол, желая свергнуть Христа, который не полностью приводит Писание, потому что, говоря: Ибо Ангелам Своим заповедает Он о тебе, охранять тебя на всех путях твоих. На руки возьму тебя, да не когда преткнешь о камень ногу твою ( Пс. 90, 11–12 ), он замалчивает следующие за ними слова: На аспида и василиска наступишь, и попирать будешь льва и змея ( Пс. 90, 13 ). Так поступают и ученики его, противники наши, приводя только часть текста Писания, чтобы прельстить неискусных в Писании: остальную часть текста, позволяющую понять предшествующие слова, они утаивают. Не так – нечестивые, (не так), но ( Пс. 1, 4 ) приведите нам Писание полностью. Следует знать, что нет лучшего толкователя Священного Писания, чем само Священное Писание, которое часто предшествующие слова толкует последующими или. наоборот, последующие толкует предшествующими, что явно видно и в данном случае. Полностью текст Святого Писания выглядит следующим образом: Я Господь, Бог твой. Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на земле вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой ( Исх. 20. 2–5 ). Далее трижды заповедает Господь Бог: ВО-ПЕРВЫХ, не делать кумира, или идола. ВО-ВТОРЫХ, не делать никакого подобия и образа.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Да, писано есть, писано есть... Вот и сатана, искушая Самого Господа нашего Иисуса Христа, то же говорил: писано есть: Ангелам Своим заповедает о Тебе... итак, бросься вниз! В том-то и дело, что Писание Божественное есть меч обоюдоострый; что все еретики ссылались на Священное Писание в подтверждение своих лжеучений; что поэтому опасно толковать его по своему смышлению, как это делают все лжеучители, все эти штундисты, баптисты, молокане и прочие сектанты. Вот что апостол Христов Петр пишет верующим: мы имеем вернейшее пророческое слово, то есть Священное Писание, и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте... Но прежде всего следует знать, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить, то есть истолковать самому собою. Ибо никогда пророчество и всякое Писание Святое не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Пет. 1:19–21 ). Далее в том же послании святой апостол Петр говорит, что уже в его время некоторые невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращали, перетолковывали как прочие Писания, так в особенности некоторые, неудобовразумительные места в посланиях апостола Павла ( 2Пет. 3:15,16 ). И апостол Павел говорит при прощании с Ефесскими пресвитерами: «...я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада, и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» ( Деян. 20:29–30 ), ...надлежит быть и разномыслиям, – писал тот же апостол Христов Коринфянам ( 1Кор. 11:19 ). Значит, с самых времен апостольских были разномыслия, были еретики, которые повреждали, превратно толковали слово Божие ( 2Кор. 2:17 ). Они гордились своим ложным знанием, не хотели знать и слушать пастырей Церкви, которых Сам Бог поставил, чтобы пасти Церковь Божию ( Деян. 20:28 ), и как овцы, отделившиеся от своего стада – от Церкви Божией, блуждали в пустыне своего неведения, гонимые всяким ветром учения, по лукавству человеков ( Еф. 4:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Духу Святому приписывается участие в творении мира: Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь ( Иов.33:4 ). В то же время, приписывая Святому Духу Божественные свойства, Священное Писание нигде не поставляет Святого Духа среди тварей. Ап. Павел говорит, что все Писание богодухновенно ( 2Тим.3:16 ). Ап. Петр, говоря о ветхозаветных пророчествах, замечает, что их изрекали святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Пет.1:21 ), т. е. Священное Писание богодухновенно, потому что его писали люди, движимые Духом Святым. В пятой книге «Против Евномия» 340 в доказательство божественного достоинства Святого Духа приводится следующий аргумент: «Почему же Дух Святый не Бог, когда писание Его богодухновенно?» 341 Таким образом, тексты Священного Писания убедительно свидетельствуют, что Святой Дух есть истинный Бог, а не некое сотворенное существо или безличная сила, которой обладают Отец и Сын. Духоборцы, отрицавшие божественное достоинство Духа Святого, ссылались на Пролог Евангелия от Иоанна, где сказано, что через Сына все... начало быть ( Ин.1:3 ). Однако свят. Григорий Богослов замечает, что у евангелиста «не просто сказано: все, но все, что начало быть. Не Сыном Отец, не Сыном и все то, что не имело начала бытия» 342 . Сомнение в божественном достоинстве Святого Духа может вызвать тот факт, что в перечислении Божественных Лиц в Священном Писании Святой Дух обычно ставится на последнее, третье место. Однако есть тексты Священного Писания, где Дух Святой стоит не на третьем, а на втором месте: ...по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа ( 1Пет.1:2 ). Свят. Григорий Нисский разъясняет: «Порядок по числу основательно ли почитать знаком некоторого уменьшения или изменения по естеству? Это было бы подобно тому, как если бы кто, видя пламень, разделенный в трех светильниках (а предположим, что причина третьего пламени есть первый пламень, возжегший последний преемственно через второй), потом стал утверждать, что жар в первом пламени сильнее, а в следующем уступает и изменяется в меньший, третий же уже не называется и огнем, хотя бы он так же точно жег, и светил, и производил все, что свойственно огню» 343 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Если Елисей, находившийся при своем учителе до последней минуты его жизни, увидев, что он особенным образом оканчивает свою земную жизнь, разодрал свои одежды, то что должен был чувствовать (Тимофей), столько любимый и столько любивший, услышав, что учитель его готовится умереть, и видя себя лишенным его лицезрения во время, ближайшее к его смерти, что обыкновенно бывает прискорбно больше всего? Мы ведь не так бываем благодарны за прошедшее время, если были в разлуке с умершими во время ближайшее к их смерти. Вот почему (Павел) сначала предлагает (Тимофею) множество утешений, а потом уже и говорит ему о своей предстоящей кончине, и говорит не просто, но употребляет такие выражения, которые способны утешить и исполнить радости, — представляя это событие более жертвоприношением, нежели смертью, более переселением, чем оно действительно и было, и переходом к лучшему. « Ибо я уже », — говорит, — « становлюсь жертвою » (2 Тим. 4:6). Потому и здесь он пишет: « Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления ». « Все », — какое? То, о котором, говорит, я сказал, — всякое Священное Писание. Здесь разумеется то Писание, о котором было говорено выше, о котором он сказал: « ты из детства знаешь священные писания ». Итак, всякое Священное Писание богодухновенно. Поэтому нисколько, говорит, не сомневайся в нем. « И полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ». « Для научения », если нужно узнать что–нибудь, если случится недоумевать в чем–нибудь, о том можем узнать отсюда; если нужно обличить ложь, если нужно исправиться или вразумиться, и это можем почерпнуть отсюда; оно способствуете и к увещанию, и к утешению. « Для исправления », — т. е., если недостает чего–нибудь и нужно дополнить что–нибудь. « Да будет совершен Божий человек »: для того, говорит, дано наставление Писаний, чтобы совершен был человек Божий; следовательно, без них невозможно быть совершенным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Исправления претыкающимся ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ, ВОЗРАЖЕНИЕМ и прежде, чем дадим толкование высказываниям, которые вы приводите, приведем противоположные им по смыслу, о которых говорилось и ранее. 1 . Верховный Апостол Петр говорит, что есть в Посланиях Павла нечто неудобовразумительное что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, пре­вращают, как и прочие Писания ( 2Пет. 3, 16 ). 2 . Христос толкует Писание ученикам, идущим в Еммаус ( Лк. 24, 27 ). Но какова была необходимость толкования, если оно бы, Писание, было ясным, откровенным и удобопостигаемым? 3 . В Деяниях Апостольских евнух говорит: как могу разуметь (написанное Про­роками), если кто не наставит меня ( Деян. 8, 31 )? 4 . Апостолы не понимали многого из того, что говорил Христос, об этом пи­шется: И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле ( Мф. 13, 36 ). И снова. Сам Христос обличает их, говоря: как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам ( Мф. 16, 11 ). И снова: Но они ничего из этого не поняли ( Лк. 18, 34 ). 5 . Что скажете, противники, о пророчестве Пророка Иезекииля? И о четырех животных? И о чудесной колеснице? И о пророчестве Пророка Даниила? О его неудобопосгигаемых видениях? И о семидесяти седминах? И о мерзости запустения, о которой Сам Христос говорит: читающий да разуме­ет ( Мф. 24, 15 ). Что скажете об Апокалипсических глубинах, где сколько слов, столько тайн? И можно бесконечно говорить о скрытом смысле Священного Писания. И если бы Писание было столь ясным, то какая была бы необходимость в таком множестве толкователей, богомудрых святых Отцов, Церковных светил, которые, мно­гими трудами раскрывая тайны Священного Писания и находя его истинный смысл, как сокровище, скрытое в поле, признают, как одними устами, что Слово Божие это огром­ная бездна. Не буду требовать от вас многого, а призову в свидетели вас самих, столь недруж­ных между собой. Если так ясно и удобовразумительно Священное Писание, то отку­да между вами столько разногласий в толкованиях? Почему ваши обновленные церкви имеют столько различий в Догматах и разногласий в вере?

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Когда иудеи спросили Христа о воле Божией, Он ответил: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» ( Ин.6:29 ). Все, что мешает верить в Иисуса Христа, есть нарушение воли Божией. Поэтому те люди, которые не веруют во Иисуса Христа, нарушают волю Господа. Также воля Божия в том, чтобы мы воздерживались от блуда и чтобы не злобились. Таким образом, Православие и все заповеди Христа есть постулаты воли Бога. Чтобы узнать, противоречит ли какое-либо наше действие воле Бога, нужно задать себе два вопроса: 1) Противоречит ли задуманное мной действие вере во Христа или нет? 2) Противоречит ли оно Господним заповедям? И если некое наше планируемое действие противоречит вере во Христа и заповедям, то оно заведомо против воли Божией. Воля Божия узнаваема из Священного Писания Как научиться понимать волю Божию? Святой Антоний Великий говорил: «Для того, чтобы не ошибиться, нужно никого никогда не осуждать и на все, что делаешь, иметь свидетельство Священного Писания». Чтобы правильно понимать Священное Писание , его нужно читать с молитвой, как говорит апостол Павел: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ). Не сообразовываться – значит не иметь с этим веком общей схемы действия, не думать так, как думают все, а мыслить библейскими, постоянными категориями. Чтобы знать волю Бога, мы должны проигнорировать мнение окружающих, отбросить «идола толпы», как говорил английский философ Фрэнсис Бэкон. Мы должны обновлять интеллект, преобразовывать, изменять способ мышления – это сознательная работа, которую должен проводить каждый христианин с момента своего Крещения. Все наши мысли должны быть проверяемы и очищаемы Богом. Наша задача – начать мыслить по-библейски, по-святоотечески, поменять способ мышления. Силы на этот процесс у каждого православного есть, они даются в момент крещения, миропомазания: «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все» ( 1Ин.2:20 ); «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин.2:27 ). У каждого православного христианина заложены в сердце дары Святого Духа, к Которому и нужно обращаться, чтобы Он преобразил наш разум. Слово Божие необходимо понимать так, как понимали его святые отцы, как понимает его Православная Церковь , а не так, как хочется нам. Необходимо исследовать Священное Писание, как поется в первом псалме: «В законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод» ( Пс.1:2–3 ). Необходимо вникать в закон Божий, размышлять, вчитываться, всегда опираясь на святых отцов. Как узнать волю Бога, если Священное Писание об этом не говорит?

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010