Я много раз читал, пытался выловить из Нового Завета, где есть ссылка на то, что нашим источником вероучения является Писание, что мы должны читать, изучать его до такой степени и выявлять из него истину, потому что Писание – это слово Божие. Я спрашиваю: на каком основании вы считаете, что у читателя есть истина, кто вам сказал? Мне отвечают, что Бог дал Церкви канон. А кто его создал, почему вы принимаете канон? На том же Соборе, когда был принят канон Священного Писания, написано в одном из постановления, что кто препятствует крещению детей, младенцев, да будет предан анафеме. Почему вы это не принимаете? – А это уже не по Писанию. Это взрыв мозга, совершенное отсутствие логики, уже не говоря о многих других вещах. И в самом Писании везде идёт отсылка на учение: вникай в себя и в учение. Не в Писание, а в учение. Я понял, что любое изучение Писания в отрыве от Церкви, в отрыве от Предания – это будет одна ересь, больше ничего не может выйти. Апостол Павел в  2Тим.3:10–11  говорит очень важную вещь Тимофею: «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах». И дальше он говорит: «Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен» ( 2Тим.3:13–14 ). То есть очень важно не в Писание просто веровать, а принять учение и принять его от кого-то конкретного, зная, кем ты научен. Очень важно, чтобы была преемственность, восходящая к одному из апостолов. Здесь очень важная мысль. Когда говорит: «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен», вот здесь он и добавляет: «Притом же ты из детства знаешь священные писания». То есть нужно знать учение и ещё знать, от кого ты его принял. И Павел говорит: «Ты знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» ( 2Тим.3:15 ). И далее: «Всё Писание богодухновенно, полезно для научения» ( 2Тим.3:16 ), то есть может умудрить, и оно приносит в этом плане пользу.

http://azbyka.ru/way/moj-put-k-pravoslav...

Но не ум только человека возвышается и освещается Священным Писанием – оно возвышает и очищает всю его душу. Так, в Священном Писании заключается учение самое чистейшее; это – серебро в плавильне, от земли очищенное, семикратно переплавленное. Все правила его святы, все побуждения чисты. Живущий по правилам Священного Писания, действующий по внушениям его – в собственном смысле человек божественный, совершенно не похожий на людей века сего, человек в собственном смысле чистый, небесный, не имеющий никакой скверны или порока; он как бы уже не человек только, но и Ангел во плоти, существо богоподобное. Есть много правил и в человеческих книгах, и правил хороших, но все эти правила отзываются слабостью человеческой. Так и видно, что человек дошел до них своим разумом и опытом. Но совсем не таковы правила Священного Писания – они очевидно выше требований разума и явлений опыта. Такого совершенного человека, каким образует его Священное Писание, никогда не было на земле; и разум человеческий не может даже требовать от человека того совершенства, какое ему предписывает Священное Писание. И потому-то были люди, которые говорили, что трудно, даже будто невозможно так жить, как учит Священное Писание; но такого человека, который бы сказал, что правила Священного Писания не хороши, вредны, – не было и быть не может. Трудно, очень трудно жить по правилам Священного Писания; но хорошо, прекрасно было бы, если бы все люди жили по его правилам: вот взгляд здравого разума на правила Священного Писания. Откуда же взяты эти правила, когда они выше требований разума и явлений опыта? Как человек сам себе мог предписать их, когда он исполнять их не может без особенной помощи Божией? Несомненно, эти правила внушал пророкам и апостолам Дух Святой, Который есть чистейший Ум, вышеопытная Премудрость, животворящий Дух. Будучи возвышенным по своему содержанию, Священное Писание могущественно по своей силе. Так, Священное Писание имеет необыкновенную силу над сердцами людей: слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа (Евр. 4:12). Иудейские первосвященники и фарисеи однажды послали своих служителей к Иисусу Христу с тем, чтобы они взяли Его и привели к ним. Те пошли и воротились без Иисуса Христа. «Что же вы не привели Его?» – спросили пославшие. Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот, Человек (Ин. 7:46).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Апостол Иаков пишет, что у Отца светов «нет изменения и ни тени перемены» ( Иак. 1:17 ). Апостол Павел говорит, что Бог «не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» ( Деян. 17:25 ). Он же именует Бога: «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» ( 1Тим. 6:15 ). 88. Почему Священное Писание приписывает Богу телесные органы? Бог есть Дух, однако Священное Писание приписывает Ему телесные органы, например: сердце , очи , уши , руки . Священное Писание применяется в этом к обычному человеческому языку, а понимать надо в духовном и высшем смысле, например: сердце Божие значит благость , или любовь Божия, очи и уши означают всеведение, руки – всемогущество. 89. Где обитает Бог? Бог везде, но на небесах есть особое присутствие Его, являемое в вечной славе блаженным духам; также в храмах есть особое присутствие Его, благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое, ощущаемое верующими и являемое иногда в особых знамениях. Иисус Христос говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» ( Мф. 18:20 ). 90. Как понимать слова символа «Верую во единаго Бога Отца»? Слова Символа: Верую во единаго (одного) Бога Отца следует понимать в смысле отношения к тайне Святой Троицы, потому что Бог один по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная. 91. Как говорит Священное Писание о Святой Троице? Главнейшие изречения об этом в Новом Завете следующие: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ). «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» ( 1Ин. 5:7 ). 92. О Святой Троице говорится и в Ветхом Завете, но не так ясно. Например: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» ( Пс. 32:6 ). «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» ( Ис. 6:3 ). 93. Можно ли постигнуть триединство Божие? Бог один в трех лицах. Мы не постигаем этой внутренней тайны Божества, но верим в неё по непреложному свидетельству слова Божия:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Бог даровал нам Свое слово не для того, чтобы мы только из любопытства узнавали божественное учение, и не для того, чтобы приобретая познание высоких истин сего учения, гордились им как бы собственным сокровищем, это есть злоупотребление божественного дара и грех, оскорбляющий Бога. Бог дал нам Священное Писание для того, чтобы мы пользовались им для спасения своей души, во славу имени Его. Бог только смиренным открывает ведение спасительных истин, а от гордых утаивает их, как Спаситель, прославляя Отца небесного, говорит: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» ( Мф.11:25 ), то есть тем, кои слушают и принимают слово Божие с детским смирением и простотой. Апостол учит: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( 1Петр.5:5 ). в) Священное Писание надобно понимать так, как изъясняет его святая Церковь или как разумели святые отцы и учители Церкви . При внимательном и благоговейном чтении слова Божия многое в нем будет для тебя ясно и понятно, но многое найдешь и неудобопонятным. Что неясно и непонятно для тебя, о том спрашивай у пастырей и учителей Церкви, а сам не берись толковать гак, как тебе кажется. Господь Спаситель избранных учеников Своих, которых поставил апостолами, преимущественно перед другими поучал духовному ведению и объяснял им тайны царствия Божия, и осенил их свыше благодатью Духа Своего, чтобы они потом учили других: так и ныне в Православной Церкви пастыри преимущественно изучают Священное Писание и тайны царствия Божия и приемлют особую благодать священства, чтобы руководить других к познанию тайн спасения. Потому в недоумениях обращайся к пастырю и верь тому, что скажет тебе пастырь. г) Читая или слушая Священное Писание, не должно желать все понимать, о чем говорит оно ; и надобно с благоговением и благодарностью к всеблагому Отцу небесному принимать к своему назиданию то, что доступно нашему разумению, при руководстве святой Церкви. В слове Божием много тайн, непостижимых для человеческого разума.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Евангелие неопровержимо свидетельствует о богочеловечестве Христа. Будучи книгой богодухновенной, оно, однако, написано живыми людьми, каждый из которых описывает события так, как он их видел и воспринимал, или как он о них слышал от очевидцев. Под «богодухновенностью» священных книг понимается совместное творчество людей и Святого Духа – их сотрудничество, synergia. Между четырьмя евангелистами существуют известные разногласия в деталях, что свидетельствует не о противоречии между ними, но об их единстве: если бы повествования были абсолютно тождественны, это говорило бы о том, что их авторы друг с другом советовались и друг у друга списывали. Евангелия – это свидетельства очевидцев, в которых каждый факт достоверен, но излагается с точки зрения того или иного конкретного автора. Христос веры: две природы Священное Писание является главным источником нашего знания о Боге и о Христе. Но Писание может быть понято и истолковано по-разному: все ереси были подкреплены ссылками на Писание и цитатами из Библии. Поэтому необходим некий критерий правильного понимания Библии: таким критерием в Церкви является Священное Предание, частью которого Писание является. Священное Предание включает в себя весь многовековой опыт жизни Церкви, отраженный помимо Писания в деяниях и вероопределениях Вселенских Соборов, в творениях Святых Отцов, в литургической практике. Священное Предание не является просто дополнением к Писанию: оно свидетельствует о постоянном и живом присутствии Христа в Церкви. Весь пафос Нового Завета в том, что его авторы были «свидетелями»: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши – о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» ( 1Ин. 1:1–2 ). Но Христос продолжает жить в Церкви, и опыт соприкосновения с Ним, жизни в Нем рождает новое свидетельство, которое запечатлевается в Предании. Евангелие говорило о Христе как Боге и человеке, но церковному Преданию предстояло сформулировать догмат о соединении Божества и человечества во Христе. Разработкой этого догмата занимались в эпоху христологических споров (IV-VII вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

/Никколо Макиавелли «Государь», гл. VIII/ - О заказчиках настоящего уголовного дела, выросших из протестантов : « Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них (Рим. 16,17). Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях (1 Кор.1,10). Умоляет вас святой апостол Павел, умоляет, – значит, то, о чем говорит, чрезвычайно важно. Если не исполните этого, то горе вам. О ком это речь? О тех, о которых и другой апостол говорил, что придут лжеучители, придут те, которые раздирают ризу Христову. Кто это? Это еретики древние, это также все те, кто отделяется от Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, — это все сектанты. Слово “сектант” именно и значит “отделившийся”…/…/… … Первое весьма тяжкое разделение — разделение между Церквами Восточной и Западной, Греческой и Римской, — последовало в 1054 году…/…/… В 1520 году, уже, следовательно, давно, произошел новый раскол в Церкви Святой. Монах Римской Церкви Мартин Лютер восстал против папских злоупотреблений. Он был первым раскольником, первым, разодравшим ризу Христову…/…/… Мне надо сказать еще более о том, что было следствием деятельности этого первого раскольника Церкви Мартина Лютера. Он разрешил всем мирянам толковать Священное Писание, как они вздумают. Он предоставил понимать каждому Священное Писание, как заблагорассудится. Следствием этого было быстрое дробление церкви лютеранской и всех церквей протестантских на множество, множество сект. И с тех пор, с самого времени возникновения лютеранства идет доныне непрестанное дробление протестантских церквей на бесчисленное множество сект… Это первое несчастье, которое было следствием разрешения Лютером каждому понимать Священное Писание по-своему. Другим печальным последствием свободного толкования Библии было то, что ученые немецкие богословы подвергли беспощадной критике все Священное Писание, и в увлечении некоторые из них дошли до отрицания важнейших основ христианства и даже самой Божественности Господа Иисуса Христа…/…/…

http://ruskline.ru/analitika/2020/07/20/...

Разделы портала «Азбука веры» Богодухновенность (или Боговдохновенность) Священного Писания – богословский термин, указывающий на то, что Священное Писание было составлено (избранными Богом людьми) при особом содействии Божественной благодати, по вдохновению Святого Духа, в соавторстве Бога и человека. Учение о Боговдохновенности Священного Писания встречается уже в Ветхом Завете. В нем ясно выражена мысль о действии Духа Божьего в пророках ( Исх.4:12 ; 2Цар.23:2 ; Ис.2:1 ; Иез.1:3, 6:1, 7:1 и др., Мих.1:1 и мн. др.). В Новом Завете учение о Боговдохновенности выразил Сам Спаситель, указав, что Давид по вдохновению (ν πνεματι — в Духе) называет Его Господом ( Мф.22:43 ) (в Евангелии от Марка: ν τ πνεματι τ γ — Духом Святым (буквально — в Духе Святом) ( Мк.12:36 )). Учение о Боговдохновенности подробно раскрывают апостолы и, прежде всего, апостолы Петр и Павел. Апостол Петр говорит: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет.1:21 ). Апостол Павел учит: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ( 2Тим.3:16, 17 ). Пять аргументов в защиту Богодухновенности Священного Писания Богодухновенность и вербализм Утверждение Богочеловеческой природы Священного Писания означает отрицание вербализма – представлений о том, что Писание продиктовано свыше «слово в слово» и непогрешимо по букве, а не по духу. Понятия «Боговдохновенность», при правильном его восприятии, и «вербализм» несовместимы. Священное Писание – результат синергийного (совместного) действия Бога и человека. При составлении Книг Священного Писания человек не являлся пассивным орудием Бога (обезличенным инструментом, действуя наподобии медиума, как думают сторонники вербализма), но был сотрудником, соучастником всеблагого Божественного действия. Вдохновляя священнописателей, Бог не нарушал их свободы, не блокировал разум, не насиловал волю, не лишал их рассудка. Возводя их в вышеестественное благодатное состояния, Он открывал им те истины, те требования Своей святой воли, которые считал нужным открыть, а они осознанно и свободно облекали их в ту или иную литературную форму.

http://azbyka.ru/bogoduxnovennost

Священник : Да, Бог открыл премудрость Свою тем, о ком знал, что они достигли незлобия младенцев, ибо усовершились во всякой добродетели, но одновременно стяжали и духовное разумение. Это подтверждает увещание святого апостола Павла к коринфянам: Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни ( 1Кор.14:20 ). Сектант : Бог осудил человеческую мудрость, по слову пророка: мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет ( Ис.29:14 ). И апостол говорит: Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? ( 1Кор.1:20 ). А потому и невозможно, чтобы толкование Священного Писания оставалось уделом немногих, как утверждаете вы, православные священники. Священник : Тебе следовало бы знать, что не всякое знание, не всякую мудрость осудил Бог , но лишь суетное мудрование века сего. Иначе осуждению подпали бы премудрость не только Соломона и Иисуса, сына Сирахова, но и самих апостолов, которым Господь заповедал: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби ( Мф.10:16 ). Итак, вы, сектанты, заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией ( Мф.22:29 ). Православный : Почему Священное Писание называется также Библией ? Священник : Слово «Библия» означает по-гречески «книги». Это название удержалось за Священным Писанием потому, что не только Новый Завет, изначально написанный по-гречески, но и весь Ветхий Завет стал впервые известен большинству христиан в греческом переводе. Равным образом и проповедь слова Божия также велась в первые века христианства преимущественно по-гречески. Вот почему слово «Библия», употребляемое и христианами, и иноверцами, представляет нам Священное Писание книгой в себе. Называя его так без всякого прибавления, мы подчеркиваем, что оно превыше всех иных книг, если не по объему, то по содержанию и по тем плодам, какие произрастают в душе читающих его. Православный : Чем отличается Священное Писание от остальных книг? Священник : Прежде всего Священное Писание заключает в себе истину, которая превышает ум человеческий и без которой невозможно спастись. Истина эта не может вводить в заблуждение, ибо Дух Святой никогда не обманывал тех, кто по внушению Его записывал слово Божие 34 , в котором поэтому нет места ничему неправому и лживому 35

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Св. ап. Павел так же называет эти книги «Писанием»: «...Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях (γραφας γαις [графэс агиэс])» ( Рим.1:2 , см. Рим.4:3, 9:17; 10:8 ). Тот же термин встречается и у других апостолов (см., например, Иак.2:23; 4:5 ; 1Пет.2:6 ) 11 . Иногда как синоним используется слово γρμμα [грамма], например, «Как Он знает Писания (γρμματα [граммата]), не учившись» ( Ин.7:15 ). Св. ап. Павел пишет своему ученику Тимофею: «ты из детства знаешь священные писания τ ερ γρμματα [та иера граммата], которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим.3:15–17 ). Эти слова св. ап. Павла объясняют значение Священного Писания для всех верующих во Христа. Богодухновенность делает Писание «полезным для научения, обличения и исправления», потому что не содержит никакой лжи или заблуждения, а одну только неизменную Божественную истину. Этот дар делает всё более и более совершенным в праведности и вере читающего Писание, превращая его в Божиего человека или, как ещё можно сказать, освящая его 12 . Книги. Евреи для наименования отдельных частей или всего сборника Священного Писания использовали термин [сэфарим], то есть «книги», «свитки», от слова [сэфэр] – «свиток», «книга», например: «В первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам () число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку...» ( Дан.9:2 ). «И читали из книги () закона Божия каждый день...». ( Неем.8:18 ). Похожее название с указанием на святость книги ( [сифрэй ха-кодэш] – «Священные книги») а так же [китвэй ха-кодэш] («Священное Писание») встречается в мишнаитских и талмудических трактатах 13 . Библия. Это название происходит от греческого слова βιβλα [вивлиа] – «книги» и является синонимом слова [сэфарим]. Слово βιβλα – форма множественного числа от βιβλον [вивлион] – «книга». Происхождение самого слова βιβλον связано с финикийским портом Библос (библейский Гевал). Через него шла торговля папирусом, главным писчим материалом древности. Впервые этот термин по отношению к Пятикнижию используется в Послании Аристея датируемого примерно серединой II в. до Р.Х., в котором, правда, употребляется единственная форма (ν τ ββλ [эн ти вивло] – «в книге», т.е. «в Пятикнижие»). Примерно в то же время (в 132 г. до Р.Х.) термин βιβλα для обозначения для всего корпуса Священного Писания встречается в прологе книги Премудрости Иисуса сына Сирахова.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Святой преподобный Иоанн Дамаскин в книге «Точное изложение православной веры» пишет следующее: «Из этих ангельских сил тот ангел, который стоял во главе надземного чина и которому Бог вверил охранение земли, не был создан злым по природе, но был добрым и создан для добра, и не получил в себя от Создателя и следа зла… Им увлечено, ему последовало и с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов. Таким образом, они, имея одинаковое с ангелами естество, сделались злыми по произволению, самовольно уклонившись от блага ко злу» 62 . Слова: «от блага ко злу» и указывают на то, что, имея сначала благостную мотивацию по любви приближаться к Богу, он, потеряв ощущение дистанции между Творцом и творением, впал в гордыню. Диавол из-за гордости первым согрешил среди бестелесных разумных существ –ангелов, до появления человека. Он же первым согрешил и среди всех разумных существ, после появления человека, так как из-за зависти к блаженству человека способствовал его падению своими лживыми речами 63 . Откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло ( Быт. 3:5 ). Поверив ложному обещанию у прародителей, как прежде у самого Денницы возникло гордостное решение, противное воле Божией, и в этом проявилось «явное отступление от Бога и враждебное восстание против Него» 64 . Так, гордость сделала первого ангела врагом Богу и низринула его с неба. Потому Священное Писание называет гордость грехом, который влечет за собой осуждение виновного в нем вместе с дьяволом , и предупреждает словами апостола: чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом ( 1Тим. 3:6 ). О том, что гордости не было в первозданном мире, что она возникла, как показывает Священное Писание, в результате отвержения Бога падшими ангелами и человеком, повторившим этот грех и выбравшим жизнь вне Бога, и определяется одно из основных свойств гордости – отвержение Бога . Описывая внешний вид такого человека, Священное Писание указывает физиолого-психические особенности. Описывая его глаза (очи, взор), Писание отмечает: очи надменные ( Пс.17:28 ), глаза гордые ( Притч 6:17 ), о, как высокомерны глаза его, и как подняты ресницы его! ( Прит.30:13 ), мерзость пред Господом дерзко поднимающий глаза ( Прит.27:20 ), нет страха Божия пред глазами его ( Пс.35:2 ), перемигиваются глазами при замышлении зла ( Пс.34:19 ), прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство ( Прит.16:30 ), глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери ( Прит.30:17 ), глаза его подсматривают за бедным ( Пс.9:21 ), закрывает глаза свои от нищего ( Прит.28:27 ), ненасытимы и глаза человеческие ( Прит.27:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010