Писания, не воспрекословил, не возопил и не дал услышать голоса Своего на улицах. Трости надломленной не переломил и льна курящегося не угасил ( Ис.42:3 ; Мф.12:19–21 ); как в высшем искупительном смысле, так в оказательстве сострадания, любви и милосердия, Он буквально «взял на Себя», по выражению Св. Писания, «наши немощи и понес болезни» ( Мф.8:17 ; Ис.53:4 ); но вместе с тем Он судит добро и зло в людях и законодательствует, уча и действуя, по выражению Св. Писания, «как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» ( Мф.7:29 ), «ибо слово Его было со властью» ( Лк.4:32 ). «Кто ...обличает Меня о гресе?» – говорил Он» ( Ин.8:46 ), и вместе Сам обличал грех в сокровеннейших его изгибах в душах и сердцах человеческих; но, обличая грех, Сам невинный и безгрешный, Он в безграничном милосердии говорил о грешнице, смущенной и болеющей в своей совести: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» ( Ин.8:7 ). От начала служения до его конца – до Голгофы и креста, во всяком Своем положении, при самых разнообразных условиях и обстоятельствах, в каждый момент времени и во всяком месте, где сходились люди слушать слово Его, Он в Своем духовно-нравственном величии неизменно оставался одним и тем же Лицом, верным Себе в слове и деле, творчественно неистощимым и неослабным в нравственной энергии, в безгранично полной и совершенной духовно-нравственной целокупности, никогда не переходившей ни в слепоту фанатического возбуждения, ни в усталое и недовольное чувство равнодушия от загрубелости человеческих сердец, ни в личный гнев от злобы и ненависти людей, ни в чувствительную мелодраматическую мечтательность; Он необъятно и недосягаемо высок в Своем духовно-нравственном величии, Он бесподобен в гармонии Своей духовно-нравственной красоты, и вместе Он близок и родствен тому внутреннему нашему человеку, которым мы обращены к Богу и в котором мы опознаем наши Божественные элементы; в Нем истина и правда, закон и суд, воплощение долга и активное добро адекватно равны самой идее о них; «Я есмь путь и истина и жизнь, – говорил Он, – никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» ( Ин.14:6 ), и это слово Его – не только слово Искупителя и Спасителя рода человеческого, но и слово «Сына Человеческого», Который говорил о Себе: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин.13:15 ); мир впервые опознал в нравственном образе Иисуса Христа идеальное добро и идеальное нравственное совершенство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Подпишитесь на наш Телеграм Здравствуйте, братья и сестры! 13 лет назад я перешла из церкви адвентистов седьмого дня в Православную Церковь. Далеко не последнюю роль в этом сыграла моя привычка самостоятельно размышлять над Писанием. Я не соглашалась на готовые ответы и толкования, которые предлагали мне адвентисты, и обращала внимание в Писании не только на то, о чем они говорили, но и на то, о чем они молчали. То есть меня привело к Православию вдумчивое чтение Писания (похожая история произошла с группой протестантов в Америке в 70-80-х годах — об этом рассказано в замечательной книге Питера Гилквеста ). Поэтому меня особенно задевает, когда в православной среде я встречаюсь с некорректным – т. е. попросту невнимательным – взглядом на Священное Писание, который зачастую приводит к каким-то диким интерпретациями. А встречаюсь я с ними часто, потому что уже более 10 лет веду евангельские группы для православных. Сегодня я хочу поделиться теми навыками корректного чтения Писания, которые, в конечно итоге, привели меня к Православию. Есть несколько важных условий, необходимых для понимания Библии: это благодать Божия, просвещающая нас, это наше внутреннее состояние, и это умение понимать текст так, как он написан. О внутреннем состоянии, а также о различных святоотеческих подходах к Писанию мы поговорим в следующих выпусках, а сегодня наша тема — как читать как написано. Не выковыривать изюм Нередко в Библии встречаются отрывки, которые нам не нравятся. Иногда слова Писания нас обличают, иногда смущают, иногда расходятся с нашими представлениями о том, как устроен мир. И это неудивительно, ведь «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис 55:8, 9). В зависимости от своих взглядов людям свойственно выбирать из текста Писания «изюм», — то, что им подходит, а на все остальное не обращать внимания. Причем у каждого «изюм» будет свой.   Для кого-то так важно, что Бог всех любит, что он в упор не видит предупреждения «нечестивые Царства Божия не наследуют». Для кого-то наоборот, так важно, чтобы нечестивые были наказаны, что он не замечает слов Христа: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Лк 5:31, 32). Чтобы не «выковыривать изюм», очень важна внутренняя честность. А еще – умение видеть текст таким, какой он есть, то есть – в его собственном контексте. Вынуть наушники

http://blog.predanie.ru/article/ne_vkovr...

Само по себе Слово Божие не спасает и не губит человека. Его спасает правильное понимание истинного смысла или духа Писания Само по себе Слово Божие не спасает и не губит человека. Его спасает правильное, православное понимание истинного смысла или духа Писания, губит же – ошибочное, еретическое понимание. Истинное понимание по определению может быть только одно. И это понимание Православной Церкви, выраженное в постановлениях ее соборов и писаниях святых отцов. Ложных пониманий – бесчисленное множество, «легион». «Потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7: 13–14). Отсюда следует кардинальная важность чтения, изучения и усвоения смысла Священного Писания исключительно в толковании единой, святой, соборной и апостольской Православной Церкви, ибо только это толкование является истинным и руководствует человека к спасению. Христос отвергает второе искушение опять-таки словами из Писания (Втор. 6: 16). «Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4: 7). Эти слова можно понимать двояко. Во-первых, как приказ диаволу больше не искушать, не испытывать Богочеловека Христа. Во-вторых, как отказ Господа исполнять предложение сатаны и тем самым искушать Бога. Первое толкование сомнительно, поскольку лукавый продолжил далее искушать Христа. Поэтому речь идет о возможности человека искушать Самого Бога. Оказывается, можно искушать не только человека, но и Бога. Даже Бог не избавлен от искушений. Таким образом, по направленности или адресату в Священном Писании можно различить три вида искушений – искушение человека, искушение Богочеловека и искушение Бога. Первому со стороны лукавого духа и/или служащих ему людей подвергаются все люди на земле. Второму со стороны сатаны и/или подчинившихся ему людей во время Его земной жизни – Богочеловек Иисус Христос. Третьему со стороны людей и соблазнившего их диавола – Сам Бог Вседержитель. Что значит не искушать Бога? Как нужно правильно понимать это выражение?

http://pravoslavie.ru/158577.html

Священное Писание, как обоюдоострый меч, который можно использовать и для добра, и для зла. Если меч используется для добра, когда истинной Иудейской властью, данной от Бога, убивает преступника, и о таковых святой Павел говорит: Если же делаешь зло, бойся (истинного господина) ибо он не напрасно носит мен: он Божий слуга. Отмститель в наказание делающему злое ( Рим. 13, 4 ). Но меч использует для зла тот, кто убивает им невиновного. Так и Священное Писание, как меч, может использоваться и для добра, и для зла. Оно используется для добра, когда кто-либо, читая Писание, использует его для исправления своего нрава, когда же слова кажутся ему сомнительными или неудобовразумительными, особенно относящимися к вере, не тотчас толкует их, ибо это не по его разуму: буква убивает, а дух животворит ( 2Кор. 3, 6 ), но ищет истинное толкование этого текста у святых Отцов, которое согласуется с положениями Святой Соборной Апостольской Церкви. Для зла же Писание используется тогда, когда, помимо всяких опасных исследований, кто-либо толкует Святое Писание в соответствии со своим извращенным умом и, не обращая внимания на предшествующие и последующие слова, а также не обращаясь в первую очередь к толкованиям святых Отцов, светил и Церковных столпов, выхватывает только те слова, которые, по его извращенному рассуждению, подтверждают его мнение, и, как мечом, убивает и себя, и слушателей. О таковых пишет и верховный Апостол Петр: и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают. Как и прочие Писания. Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения ( 2Пет. 3, 15–17 ). Нам же должно стать понятным, что из святого Писания, истолкованного искаженным умом, вырастают бесчисленные ереси, и у еретиков в деле святой веры не услышать ничего, кроме: «Так написано, так написано». Знаем, что написано, но с каким смыслом, с какой целью, и каково истинное толкование Писания? Ибо и диавол, искушая Христа, говорил: «Так написано, так написано». Подобным образом и еретики, и древние, и нынешние, восклицают: «Так написано, так написано». И тем самым Священное Писание, ими извращенно толкуемое и насильственным образом приводимое в подтверждение их нечестивых мыслей, становится для них мечом на их погибель или (учитывая тему нашего разговора) становится для них КАМНЕМ ПРЕТЫКАНИЯ И СОБЛАЗНА, падения и погибели, что мы ясно увидим и в этой части. Глава 1. Претыкания о камень Священного Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Священное Писание обладает совершенным единством. Оно не противоречит себе, как противоречат друг другу писания языческих учителей 36 . Если писания пророков согласны с Евангелиями, то это потому, что все пророки и евангелисты говорили, вдохновляемые единым Духом Божиим 37 . То же веяние Божественного Духа ощущается при чтении всех книг Писания, как бы ни разнились они содержанием. Священное Писание обладает всепревосходящей силой воздействия, благодаря которой оно превращало и доселе превращает бесчисленных грешников в святых. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр.4:12 ). Послушай и блаженного Иеронима , великого переводчика и толкователя Священного Писания: «Что святее этого слова? Что вожделеннее этого наслаждения? Какие яства, какие мёды слаще того, чтобы познавать премудрость Божию, проникать в ее сокровенное, постигать разум Творца и различать словеса Господа Бога твоего, исполненные духовной премудрости! Пусть другие владеют, если хотят, своими имениями, пьют из драгоценных кубков, блистают шелками... им не справиться со своими богатствами при помощи разнообразных наслаждений! Наши же богатства в том, чтобы размышлять о законе Господнем день и ночь, стучаться в затворенную дверь, принимать хлеб Святой Троицы и вместе с Богом, указующим путь, попирать мирские волнения» 38 . Православный : Но может ли Священное Писание само по себе вести нас путем спасения? Священник : Нет, не может и потому, во-первых, что оно не было дано человечеству изначально, и потому, во-вторых, что, будучи дано, не стало единственной путеводной звездой ведь и до него, и одновременно с ним существовало Священное Предание, хранимое в Церкви. Книги Нового Завета появились на свет через десятилетия по основании Церкви, зародившись в ее лоне. Церковь отбирала богодухновенные книги из множества иных еще в I веке по Рождестве Христовом, а потому и доселе остается как столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ) непререкаемым авторитетом в истолковании их.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

См. подробнее:  Святитель Иоанн Златоуст о чтении Священного Писания . Священное Писание – истинное Слово Божие, облечённое людьми в письменную форму! Подлинным автором священных книг является Сам Бог ( Евр. 1:1 ). «Священным Писанием называются книги, написанные Святым Духом через освящённых от Бога людей, называемых пророками и апостолами» (свт. Филарет Московский . Катехизис). Однако, принимая Божественное откровение, люди не лишаются свободы и остаются в полном сознании, их индивидуальные особенности заметны при сравнении текстов разных книг. Лука пишет, что сам пожелал точно исследовать учение Иисуса и по порядку изложить Его деяния ( Лк. 1:1-3 ). См. подробнее:  Богодухновенность . При чтении Писания без духовного руководства можно впасть в заблуждение! Не всякий христианин может понять Священное Писание полностью. Понимание может искажаться страстями. Кроме того, сам Апостол Пётр свидетельствует, что есть в Писании трудные места: «как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутверждённые, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Пётр. 3:15–16). Самонадеянно понадеявшись самостоятельно изъяснить смысл Писания, протестанты породили множество сект, противоречащих друг другу. Поэтому нужно обращаться к толкованиям людей, просвещённых Святым Духом. См. подробнее:  Послание Восточных Патриархов 1723 г. Божественное Новозаветное откровение первоначально существовало в форме устного Предания! В первые годы существования Христианской Церкви ещё не было письменных изложений вероучения, 12 апостолов проповедовали устно. Уже позже, лет через 20, во время миссионерских путешествий Апостол Павел писал послания, причём зачастую это было связано с тем, что необходимо было устранить беспорядки, а Павел не мог вскоре прибыть туда лично. См. подробнее:  Святитель Феофан Затворник. Письмо 946 . Ветхий Завет также необходимо читать!

http://azbyka.ru/quiz/svjashhennoe-pisan...

Сохранились ли в Церкви Христовой все книги, написанные свв. Апостолами?   Нет, не все сохранились. Погибло послание Ап. Павла к Лаодикийцам, о котором упоминает Апостол в своем послании к Колоссянам, говоря (Кол. 4:16): «Когда это послание прочитано будет у вас (Колоссян), то распорядитесь, чтобы оно было прочитано в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы». Не составлялись ли и ложные Писания?   Составлялись, и очень нередко. Ап. Лука пишет в начале своего Евангелия: «Как уже многие начали составлять повествования, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего с начала по порядку описать» (Лук. 1:1—3).    Значит, было много писаний. Были и поддельные, выдававшиеся за Апостольские, составленные и выпущенные для смущения христиан; об этом пишет Ап. Павел: «не спешите колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного» (2 Фес. 2:2) Ясное дело, что в Апостольские времена появлялись и поддельные послания. Поэтому Ап. Павел не только предупреждает христиан об этом, но вместе с тем указывает и признак, по которому можно бы распознавать его послания от подложных: «приветствую моею рукою Павловою, что служит знаком во всяком послании, пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса со всеми вами. Аминь» (2 Фес. 3:17, 18). Кто разобрался, в конце концов, в том, какие из многочисленных писаний, появившихся при Апостолах, суть истинно апостольские, и какие ложные?   В этом разобралась Православная Церковь Христова на своих Поместных и Вселенских Соборах: одни книги она признала и постановила считать истинными, боговдохновенными, а другие простыми, не боговдохновенными или подложными. Где можно найти указания на эти церковные постановления?   В «Книге правил свв. Апостолов, святых соборов Вселенских и поместных, и святых отец». Признают ли эти постановления сектанты?   Нет, не признают На каком же основании они принимают книги Священного Писания?   Они принимают их без всяких оснований, потому что сектанты никого и никогда не спрашивали об истинности Писаний, и им никто об этом рассказать не мог без соборных постановлений Церкви Православной. Церковь Православная отличала истинные апостольские писания от ложных и сохранила истинное слово Божие, а сектанты прямо-таки украли Писания у Церкви Православной и пользуются ими с целью развращения простодушных христиан (2 Кор. 11:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Так как же узнать, которая из этих групп истинна? Если найти свидетеля земной жизни Спасителя, тогда можно было бы сослаться на него. Так и было, когда апостолы еще были живы и было с кем поговорить, от кого услышать свидетельство. Но ученики Христовы понимают, что они не вечны, и, зная, что подходит время конца их земного странствия, они составляют свое свидетельство. Помните начало Евангелия от Луки? Оно весьма полемично: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен». Это написано в противовес тем лжеучениям, которые распространяются. Таким образом, важно помнить, что Евангелия создавались как некая подмога, как некий костыль ввиду ослабления веры. Об этом говорит святой Иоанн Златоуст , обращаясь к своей пастве: «Поскольку вы плохие христиане, поэтому вам нужно такое Евангелие, которое написано тростью по пергаменту или пером по папирусу. Если бы вы были хорошими христианами, то каждое евангельское слово было бы написано в вашем сердце и вам бы ничего иного не требовалось». В церковной истории мы имеем примеры того, как можно было узнать слова Писания, не читая его. Вспомним преподобную Марию Египетскую. Она была неграмотной, читать не умела и Писания не читала. Первую, грешную часть своей жизни в Церковь не ходила, и Писание ей было слышать негде. И вот, в конце своего пребывания в пустыне она встречается со старцем Зосимой и говорит с ним цитатами из Священного Писания. Он спрашивает: «Где ты читала Писание?» И она отвечает ему: «Негде мне было читать. Я неграмотная, читать не умею». Она была с Богом – и Бог вложил слова Писания в ее сердце. Она жила в том самом Предании, о котором у нас идет речь, даже будучи одной в пустыне. Слово звучащее Итак, появляются первые Евангелия, но, естественно, гностические секты тоже начинают составлять свои евангелия. Наши Евангелия надписаны весьма скромно, они написаны Лукой и Марком, которые не входили в число 12 апостолов, Матфеем, который не был первым среди 12 апостолов. Евангелие от Иоанна – это самое позднее Евангелие, которое появилось после синоптических Евангелий. Когда появляются гностические евангелия, они имеют имена гораздо более громкие: «евангелие от Фомы», «евангелие от Марии Магдалины», «от Никодима», «от Петра» и т.д.

http://azbyka.ru/o-predanii-cerkvi-i-sek...

Тогда навлекший на себя суд Божий, доселе бывший царственным, народ или, подобно Египту, продолжает быть, по выражению Св. Писания, народом умаленным, царством слабым, без властителей из своей земли; или, подобно Ассуру и Вавилону изглаждается с самым своим именем с лица земли: «...о тебе, Ассур, Господь определил, – говорит пророк Наум, – не будет более семени с твоим именем» ( Наум.1:14 ); «...прострет Он руку Свою на север, и уничтожит Ассура, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня» ( Соф.2:13 ); «И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем» ( Ис.13:19–20 ). Но бывают иногда в народно-политической жизни такие эпохи, когда живущее поколение сильно развращается, и историческая жизнь народа вступает на путь разрушения в себе нравственного порядка, в народной, однако, массе остаются здоровые еще элементы, могущие при благоприятных условиях направить жизнь народа на путь добра и нравственного порядка, тогда Господь посещает народ сильным испытанием, отвергает Господь и оставляет род, по свидетельству Св. Писания, навлекший гнев Его, раскидывает под солнцем и луною злое племя ( Иер.7:29, 8:2–3 ). Будущность же народа с его племенем сохраняется в его добром семени ( Ис.6:13 ), ибо, и упавши, встают, говорит Господь, и, совратившись с дороги, возвращаются ( Иер.8:4 ). Такие же эпохи в жизни отдельных народов, в которых, по свидетельству Св. Писания, виноград их начинает быть «от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие; вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов» ( Втор.32:32–33 ), т.е. такие эпохи, когда жизнь семейно-общественная неисцельно отравляется развращением нравов, отношения между людьми ожесточаются через господство злых волей; когда, по свидетельству Св. Писания; «из корня их змеиного начинает выходить аспид, а плодом их бывает летучий дракон» ( Ис.14:29 ), эпохи, когда будущие поколения народа имеют преемственно явиться во всеоружии злых волей; тогда «мера беззаконий народа исполняется», и Господь судит народ судом Содома и Гоморры, судом Аморреев: «в четвертом роде возвратятся они сюда , – говорит Господь Аврааму, – ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» ( Быт.15:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Что такое Библия? «Заблуждаетесь, не зная Писаний.» Мф.22:29 . «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, наставления в праведности, – да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.» 2Тим.3:16–17 . Библиею 1 называем мы книги Священного Писания , писанные Богом призванными к тому мужами, – по внушению Духа Божия, и потому Священное Писание называется также Словом Божьим, обращенным к людям. «Все Писание богодухновенно», – свидетельствует апостол Павел ( 2Тим.3:16 ). Послушаем также, что свидетельствуют о Священном Писании св. отцы Церкви. Св. Ефрем Сирин писал следующее: «Берегись, чтобы в то время, когда ты намерен читать Св. Писание, кто-нибудь не отвлек тебя от этого. Когда ты располагаешься к чтению или слушанию Св. Писания, помолись (примерно) такою молитвою: «Господи Иисусе Христе! Отверзи мой слух во услышание и разумение слова Твоего и даруй мне силы к исполнению воли Твоей; очи же мои просвети, дабы узреть чудное в законе Твоем.» И, сотворив молитву, предайся чтению и помни, что многие, полагавшиеся на собственное суждение, не уразумевали читаемого и впадали в заблуждение. Примите от меня добрый совет: дни наши проходят подобно тени, и мы не замечаем, как быстро подходит наш Судия. Надо постараться о едином на потребу: надо, чтобы не вся жизнь прошла в одних заботах о вещественных нуждах. Стоит же и душа твоя пищи, без которой она умрет, а этой пищи она нигде не найдет, как в Слове Божием, доступном каждому, чрез чтение Св. Писания. Законодатель даль нам закон, не требуя никаких толков, а потому при чтении отбрось всякие сомнения и пустые возражения. Тот, Кто даровал тебе Закон, требует от тебя веры, а не споров.» Св. Василий Великий с благодарною радостию говорит: «По милосердию Божию и благодати Господа нашего Иисуса Христа, я воспитан христианскими родителями и с младенчества был наставляем в Священном Писании , которое меня и вело к познанию истины. Надежнейший путь к достижению истины есть чтение Св. Писания, ибо в нем мы находим, что нам делать и чего не делать. Тут давно почившие святые люди как бы воскресают пред нами с их высокою жизнию и указывают путь тем, кто хочет подражать их добрым примерам. Вот почему каждый из нас, чувствующий себя слабым в исполнении своих обязанностей, читая Библию, может найти в ней подкрепление сил. Советую только, чтобы такое чтение сопровождалось молитвой.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010