2) Вероопределения Соборов.   Известно, что на Соборах рассматривали и определяли основные вероучительные положения христианства и, следовательно, многие места Писания. Поэтому необходимо понимать эти места в соответствии с определениями Соборов 140 . Например, слова «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим. 5:12 ) нельзя понимать в том смысле, будто последствия греха Адама вошли в мир только через подражание, как учили пелагиане, а не передаются людям через рождение. Подтверждением православного толкования служит решение Поместного Карфагенского Собора (419), в котором сказано: кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: единем человеком грех в мир вниде в немже вси согрешиша, подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая Церковь , повсюду разлиянная и распространенная (Правило СХ (CXXIV)) 141 . 3) Творения святых отцов и учителей Церкви.   Согласие отцов и учителей Церкви, как в догматических вопросах, так и в объяснении важнейших отрывков Писания, ведет свое начало от апостолов и есть несомненное свидетельство истины. Например, Господь наш Иисус Христос при установлении таинства Евхаристии сказал: «приимите, идите: сие есть Тело Мое… пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:26–28 ; см. также: Мк. 11:22–24 ; Лк. 22:19–20 , 1Кор. 11:23–25 ). Обращаясь к творениям святых отцов и учителей Церкви: сщмч.  Игнатия Богоносца 142 , мч.  Иустина Философа 143 , свт.  Кирилла Иерусалимского 144 , свт.  Василия Великого , свт.  Иоанна Златоуста 145 , прп.  Иоанна Дамаскина 146  и других, можно увидеть общее учение о том, что Иисус Христос в ту ночь, в которую предал Себя за спасение мира, под видом хлеба и вина преподал Свое Тело и Свою Кровь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Владимир С 2014/03/17, 20:39:10 Молитва Честному Кресту Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь. Александр 2014/03/16, 13:15:47 Что есть мир уготовленный огню на день суда Его? Откровени 21 1 И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. 2 И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. 3 И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. А вот и преемственность неразрывная уже в вечности и соединяющая нас своим светом любви находящихся здесь во временном жилище: Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение http://www.pravoslavie.ru/smi/36556.htm Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов — праздник Русской православной церкви в честь святых, связанных с Киево-Печерской лаврой (объединяет святых из двух Соборов: преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер и преподобных отцов Киево-Печерских Дальних пещер. http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_3049/ Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года " Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется " (Ин. 10, 9). Это то же, что в другом месте говорит Господь: " никто не приходит к Отцу, как только через Меня " (Ин. 14, 6). И еще ближе подтвердил Он то же, когда сказал: " без Меня не можете делать ничего " (Ин.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=3&iid=1777

Вопрос. Объясните, пожалуйста, я не понимаю такие места в Евангелии: " Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников и говорите: " Если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков " . Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков. Дополняйте же меру отцов ваших " (Мф.23:29-32) и " Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых убили отцы ваши. Сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы... Да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира " (Лк.11:47-48,50). Ответ. Это значит, что иудеи времен Спасителя якобы почитали пророков, но их пророчествам не внимали и этих пророчеств не исполняли, а прославляли пророков только потому, что это прославление для них ничего не значило и ни к чему не обязывало. Но когда живые пророки (например, Иоанн Креститель) или Сам Господь Иисус Христос свидетельствовали им об истине, то они ее не принимали. Смысл же слов Спасителя применительно к нашему времени состоит в том, что некоторые лицемерно прославляют умерших святых, чтобы почитанием чужой святости прикрыть свою греховность, свое безразличие и даже враждебность христианству. Иначе говоря, можно быть по видимости христианином, почитать христианских святых, а на самом деле вести себя не по-евангельски и быть врагом этих умерших, уже отшедших от мира сего истинных христиан. Вопрос. Простите, что значит исповедывать помыслы, испытывая наставника, к чему это ведет? Ответ. Исповедывать помыслы, испытывая наставника, - значит не доверять ему и рассказывать все не полностью или неискренне. Ведет такая исповедь к искушениям и путанице, из-за которой послушник получает вред; а из испытания наставника он делает вывод, будто тот плохо его наставляет. Вопрос. Если преуспеяние зависит от покаяния, как говорит святитель Игнатий, то истинное покаяние может быть лишь у преуспевших? Что же делать, чтобы достичь покаяния?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Выражаясь так, мы говорим, что мы выше мира (imzq τον κσμον). Монашество: другая жизнь, другое рождение, иное житие Вы, быть может, осмеиваете меня за это. Но я возвещаю вам свои сердечные мысли и объявляю оправдания Божии и заповеди святых. Мне нет никакой печали до насмешек надо мной мирян, ни до шуток наших сподвижников. У меня есть Страж, один Одобритель и Порицатель мне страшен, я на Него взираю. Он – не князь, не царь, подобно царям над многими людьми, но Бог, единый Властитель, единый Господь над господами, единый Бог над богами, мудрый, премудрый, бессмертный, вечный, Судья, Испытатель, господствующий над всякой плотью и властью. Но уже достаточно обо всем этом. Сам Бог, по молитвам моего и вашего отца, да направит вас к тому, что Ему благоугодно. Ему слава во веки веков. Аминь 593 . Оглашение 3 О том, чтобы твердо и бодро подражать житию святых отцов Братия и отцы. Следовало бы, чтобы мы, дважды или трижды услышав слово о спасении, не нуждались уже в других оглашениях. Но так как природа наша удобопреклонна ко греху и противник наш ведет войну беспрестанно, то мне нужно проповедовать беспрестанно, а вам не только слушать, но и осуществлять то, что говорится. И я благодарю вас за то, что вы это делаете. Ибо я вижу, что некоторые из вас изменили свои дурные привычки и смягчили свое каменное сердце, как воск, который запечатлен богонаписанными заповедями Господними. Если Господь Бог, по молитвам моего и вашего отца, не допустит меня окончательно впасть в пропасть погибели, то я, по мере своих сил, буду продолжать дело своего настоятельства, и я уверен, что вы потечете еще успешнее, быстрее, еще совершеннее любя и бодрствуя над своим преуспеянием к высшему. Святые отцы Для этого, чада, поминайте дни древния ( Пс. 142:5 ), а также наших отцов и не устраивайте своей жизни по образу тех, кои ныне живут в нерадении. Какова же была жизнь отцов? Вы читали и слышали, что у них вся любовь направлена была к Богу, дух, просвещаясь устремленными к небу молитвами, был совершенно чист от мира и всего мирского.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Деян.7:31 .  Мо­исей, увидев, дивил­ся виде­нию; а когда подходил рас­смотреть, был к нему глас Го­с­по­день: В подлиннике прямо не говорится об удивлении Моисея, что, однако, совершенно естественно в его положении. Деян.7:32 .  Я Бог отцов тво­их, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова. Мо­исей, объятый трепетом, не смел смотреть. Деян.7:33 .  И сказал ему Го­с­по­дь: сними обувь с ног тво­их, ибо место, на котором ты сто­ишь, есть земля святая. Повеление снять обувь с ног, по книге Исхода, ( Исх.3:4–6 ), предшествовало приводимым у Стефана словам Иеговы о том, что Он – Бог отцов, тогда как у Стефана о нем замечается уже после приведения упомянутых слов. Это различие, однако, не существенное. Наименование Иеговы как «Бога отцов» должно было уверить Моисея, что посылает его тот же Бог, Который так явно руководил праотцов еврейского народа. «Сними обувь». На востоке доселе в храм и др. священные места входят с босыми ногами, в знак глубокого унижения пред Богом, а также в предостережение того, чтобы не внести пыли и нечистоты на обуви в место священное. По сказанию раввинов, и священники в Святилище храма Иерусалимского совершали свое служение с босыми ногами. Цель этого упоминания хорошо объясняет Златоуста: «храма нет и однако – это место свято от явления и действия Христова. Оно даже чудеснее места во Святом Святых, потому что здесь Бог никогда не являлся таким образом». Деян.7:34 .  Я вижу при­тесне­ние народа Моего в Египте, и слы­шу стенание его, и нисшел избавить его: итак пойди, Я по­шлю тебя в Египет. «Я вижу», греч. ιδν εδον – видя видел – усиленное выражение, означающее внимательное и сочувственное воззрение Бога на страдания Своего народа, который – по премудрым планам Божиим – не мог быть освобожден от этого угнетения ранее предопределенного времени (срв. Быт.15:16 ). «Низшел» с неба, где престол Божий ( Ис.66:1 ; Матф.5:34 ; Быт.11:7, 18:21 ). «Пошлю тебя в Египет..». для выведения оттуда страждущего народа ( Исх.210 ). «Посмотри, как Стефан показывает, что Бог руководил их и благодеяниями, и наказаниями, и чудесами, а они остались теми же... (Златоуст)».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Еретические учения и лжесвятых проповедников проклинаю, и то же самое делают те, кто со мною. Всякий еретик да будет нам чужд. Многие благоговейные братия приходили ко мне, чтобы со мной остаться, но я, чувствуя себя грешным и слабым человеком, долго им отказывал, взывая: дайте мне немного покоя, ибо одолевает меня волнение и возрастает тяжесть. По неотступности же их рассудили мы, что те, кому есть Божия воля прийти к нам, должны всецело принять учение святых отцов и творить Божии заповеди. Цель и суть писания сего состоит в том, чтобы показать, как иноку, который действительно в наше время хочет спастись, подобает совершать свое аскетическое делание, согласуя внутренние и внешние свои упражнения со Священным Писанием и житием святых отцов. Если мы будем так действовать, то достигнем вечной жизни в Иисусе Христе, Ему же подобает всякая слава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков! Аминь». Из предисловия Из писания св. отцов о мысленном делании, о хранении сердца и ума, о том, зачем это нужно и как мы об этом стараться должны Многие св. отцы свидетельствуют о том, что хранение сердца и ума полезно тому, кто по благодати Божией желает быть духовно воспитан. Во-первых, мы знаем слова Самого Господа, Который сказал: Из сердца исходят злые помыслы… и это оскверняет человека ( Мф. 15:18 ). Он учил, что нужно очищать внутреннее сосуда ( Мф. 23:26 ) и что поклоняться Господу следует в Духе и истине ( Ин. 4:24 ). О том же говорил и апостол: Когда я молюсь языком, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода… стану молиться духом, буду петь и умом ( 1Кор. 14:14–15 ). Так сказал апостол о духовной молитве, и еще сильнее сказал: Я хочу лучше пять слов сказать умом, нежели десять тысяч языком ( 1Кор. 14:19 ). Св. Агафон замечает: «Внешнее делание подобно листу, внутреннее, то есть духовное, подобно плоду». И далее у него же находим устрашающие слова: Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф. 3:10 ; Лк. 3:9 ). И еще сказали отцы: «Кто только устами молится, а об уме забывает, тот молится в воздух, в то время как Бог обращает внимание на ум».

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/z...

И еще раз упомянем о двух важнейших обстоятельствах, о которых иногда забываем в суете: 1) Не бывает молитвы, если нет любви к Богу и ближнему: «Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» ( 1Кор.13:2 ). Это «ничто» не способно молиться. 2) Не бывает молитвы, если человек живет ради корысти и власти: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» ( Мф.6:24 ). Корыстность и властолюбие не способны молиться. Рекомендуемая (из многих трудов по этой теме) литература о молитве для раздела 4.4.9.: 1) Любое издание книг «Добротолюбие» в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского . Т. 1–5. 2) Иеромонах Илларион Святогорец. Исповедание православной веры святого Григория Паламы . – М.: Издание Подворья Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в г. Москве, 1995. 3) Любое издание книги преподобного Исаака Сирина «Слова подвижнические». 4) Письма великих оптинских старцев. – М.: Издание Сретенского монастыря. 2003 – Письмо преподобного Макария: Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную молитву. 5) Варсонофий, игумен (Веревкин В.С.) Учение о молитве по Добротолюбию. – Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2002. 6) Умное делание о молитве Иисусовой. Сборник поучений Святых Отцов и опытных ее делателей. Составил игумен Валаамского монастыря Харитон. – М.: Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. 7) Путь умного делания. О молитве Иисусовой и божественной благодати. Составлено на основе келейных записей архиепископа Антония (Голынского-Михайловского) . – Красногорск: Издание Красногорского Успенского храма, 2000. 8) Жемчужина отцов. Составитель – священник Сергий Молотков. В 2-х томах. – Санкт-Петербург: САТИСЪ, ДЕРЖАВА, 2006. 9) Новиков Н. М. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней: Обзор аскетической литературы: В 4 т. – М.: «Отчий дом», 2004, 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И как собравший древесные плоды, во время собирания их, хвалит деревья, — так и собравший своим слухом божественные слова учителей, потом восприняв их умом и вкусив сладости слова, выражая устами похвалы учителю, говорит: « Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим » ( коль сладка гортани моему словеса твоя, паче меда и сота устом моим ) (Пс. 118:103). И мудрейший Соломон, уподобив прекрасные слова сотовому меду, говорит: « Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей » ( сотове медовнии словеса добрая ) (Прит. 16:24). Как гортань, отведывая снеди, умеет различать хорошие от худых, так и ум души умеет различать полезные изречения от худых, как говорится у Иова: « Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи? » ( гортань брашна вкушает, ум же словеса разсуждает ) (Иов. 12:11). И никто пусть не думает, что домовладыка имеет в своем саду различные деревья — финики, яблони, маслины, а Господь в Своем саду церкви не имеет различных отцов, так, чтобы каждый, по своей доброте, износил из глубины сердца плоды слова, для вкушения приходящим. Иной из них, как хорошо растущая маслина, густо покрыт листьями веры и плодовит делами благочестия; иной, как финик, увенчан вайями победы над диаволом, и доставляет бедным сладчайший плод благодеяния, — о нем говорит Писание: « Праведник цветет, как пальма » ( праведник яко финикс процветет ) (Пс. 91:13). Иной, как яблоня, доставляет людям два наслаждения, запах и сладость для гортани; невеста Церковь, хваля такого в Песнях песней, что говорит? « Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей » ( Яко яблонь посреде древес лесных, тако брат мой посреде сынов Израиля: под сень ею восхотех и седох, и плод его сладок в гортани ) (Песн. 2:3). Что же делать мне, возлюбленные, когда я владею небольшой листвой слов и (немногими) плодами, не могу ни прохладить утомленных зноем, ни напитать голодающих плодами слов? Хорошо мне было бы вместе с вами изучать наставления святых отцов! Но так как страх Божий и ваша любовь побуждают нас к речи, то, взяв два или три слова из сладчайшего Евангелия, как бы финики, и вкусив, мы возбудим вас — с усердием, с пылким духом, подвигнуться к плодоносным деревьям святых отцов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

" Мы также чтим сегодня память святых отцов VII Вселенского Собора, который состоялся в 787 году, - продолжил архипастырь. - На нем присутствовали 350 отцов. Исследовав Писание и Предание, они установили в Церкви иконопочитание, отвергнув гонителей, которые выбрасывали иконы из храмов и домов. Гонители были посрамлены, и иконы навсегда остались с нами, за что мы благодарим святых отцов. А евангельское чтение сегодня было посвящено равноапостольной Марии Магдалине: мы слышали, как она пришла ко Гробу и плакала, потому что не понимала, куда исчезло тело Спасителя. Увидев человека, которого приняла за вертоградаря, она попросила: " Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его " (Ин. 20:15). Он обратился к ней: " Мария! " И она поняла, что это не вертоградарь, а Господь, кинулась Ему в ноги. Он сказал: " Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему " (Ин. 20:17). Мария Магдалина, исцеленная Господом - Он изгнал из нее семь бесов (Лк. 8:2), всю жизнь посвятила Ему. Как она бежала ночью навстречу Христу - только бы сделать для Него хоть что-нибудь, помазать Его тело. Это пример, какими мы должны быть, как стремиться навстречу Ему " . " Христос нам нужен не для того, чтобы на земле получше устроиться: мы часто приходим в храм и просим у Него земных благ - это неправильно. Надо искать самого Христа: если найдем Его, будет и все, что нам нужно. Апостол Павел говорил: " И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков " (1 Кор. 15:19). Не для этого нам Он нужен, а для вечной жизни, спасения. После нашей смерти никто, кроме Него, не поднимет нас из земли. Вокруг вашего храма кладбище - кто усопших поднимет? Медики? Ученые? Никто, только Христос: Его слово воскресит всех и приведет к вечной жизни. Поэтому надо искать Его, надеяться только на Него. Это показала нам святая Мария Магдалина: она пришла только к Нему. В нашей жизни Христос - это все. Мы должны стремиться к Нему, приходить в храм, молиться, просить прощения, каяться и любить Его всем сердцем, всей душой " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Они пробыли четырнадцать дней в пустыне у преподобного Александра и, взявши от него благословение, пошли в пределы города Вологды на Комельский лес. Пришли они внутрь пустыни к преподобному Корнилию Комельскому [ 4 ] и постучались у ворот с молитвою Иисусовою. Преподобный Корнилий, отворяя двери свои, сказал им: — Чада, как прошли вы места непроходимые и зачем вошли в сию убогую пустыню? Чего ищете вы? Они отвечали ему: — Владыка наш, преподобный отец Корнилий, нами овладело великое желание облечься в иноческое одеяние. Христа ради — причти нас к своему богоизбранному стаду. Преподобный Корнилий сказал Григорию: — Ты, чадо Григорий, войди в убогую мою обитель, а ты, чадо Феодор, останешься в мирской жизни, возьмешь жену и родишь детей. На Григория преподобный Корнилий наложил искус иноческий по преданию святых отцов. В этом искусе Григорий прожил значительное время, после чего преподобный Корнилий, вошедши в церковь, постриг Григория в монашеский чин и сказал ему слово от святого Евангелия: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же Будут первые последними, и последние первыми» (Мф.19:29–30). Затем старец говорил по отеческим вопросам и ответам новопостригаемому и нарек имя ему вместо Григория — Геннадий. Наконец сказал: — Усвой, чадо, разум древних святых отцов: терпение, любовь и смирение, особенно же молитву общую или соборную, и келейную и потрудись в подвигах нелицемерных. Друг Геннадия Феодор, по пророчеству преподобных отцов Александра и Корнилия, провел жизнь свою в мире и в глубокой старости скончался в Москве. Преподобный Геннадий, по благословению Корнилия, усердно подвизался в молитвах и трудах, особенно же в хозяйственных монастырских службах в поварне, пекарне и прочих. Многие из братии негодовали на Геннадия за такие его подвиги и роптали. Слыша этот ропот, преподобный Корнилий укреплял святого, говоря: — Чадо Геннадий, не скорби о сем на братию, ибо они так говорят по внушению бесовскому.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010