Наконец, Свящ. Писание удостоверяет нас в том, что святые действительно молятся за нас пред престолом Божиим. Иуда Маккавей видел в видении Онию, умершего первосвященника, который и сам молился за весь народ иудейский, и, указывая на другого мужа, бывшего с ним, сказал Иуде: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, Пророк Божий (2 Макк. XV, 12, 14). Св. апостол Петр довольно ясно обещает своим ученикам не прекращать своего попечения об них пред Богом и после своей смерти: Потщуся же и всегда имети вас по моем исходе память о сих творити ( 2Nemp. I, 15 ). А св. Иоанн Богослов удостоился видеть в откровении на небеси, как двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых ( Anok. V, 8 ), потом как дано было ангелу множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом, и как вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога (VIII, 3, 4). Учение церкви о призывании святых и верование в их предстательства за нас пред Богом находим во всех древних литургиях, в сказаниях о святых мучениках и в. писаниях Отцов и учителей церкви. Св. Дионисий Ареопагит говорит: «Что молитва святых еще при жизни их, а тем более по смерти, приносит пользу только достойным святых молитв, этому научают нас истинные предания мудрых... Так неисполнимою и суетною надеждою обольщается тот, кто просит молитв святых и отвергает свойственные им святые дела, не радит о божеских дарованиях и отступает от яснейших и спасительных заповедей 257 . Св. Иоанн Златоуст поучает: «Будем прибегать к предстательству святых и призывать их, чтобы они за нас молились; но не будем только полагаться на их молитвы, а и сами станем действовать по примеру их, как должно 258 . Св. Ефрем Сирин обращается с следующею молитвою к святым мученикам: «Победоносные мученики, добровольно претерпевшие скорби из любви к Богу и Спасителю и имеющие дерзновение пред Самим Владыкою! ходатайствуйте, о, святые, за нас расслабленных и грешных и исполненных лености, да приидет на нас благодать Христова и просветит сердца всех ленивых, чтобы возлюбить нам Господа 259 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Скачать epub pdf Слова святых отцов 786 . И отец его весьма утешился, будучи удостоверен в спасении души его. Придя к старцу, он возвестил ему всё и просил объяснить ему, отчего старец не сказал ему о смерти этого сына, как сказал прежде о другом сыне, что тот останется в живых. Старец отвечал ему так: Я сказал тебе: отсеки волю свою ради Бога, предсказывая твое телесную смерть сына твоего, а что не сказал тебе прямо о сем – объяснение того заимствуй из собственного твоего дéла. Вот, ты учитель мудрости мира сего и имеешь у себя учеников, и когда скажешь, чтобы кто-нибудь из них написал послание, что он напишет: то ли, что ты хочешь, или оставляет это, и пишет то, что сам пожелает? Конечно, он пишет то, что ты говоришь, а не то, что ему хочется. Так и святые: они не говорят что-либо от себя, но Бог говорит в них, как Ему угодно, иногда прикровенно, иногда явно. И если желаешь увериться, что это точно так происходит, то смотри, что Сам Господь сказал ученикам Своим: «не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф. 10, 20 ). Итак, Он говорит, как Ему угодно, а не как они хотят. 787 . Услышав сие и удостоверясь, он сказал: как мы читаем в житиях древних Святых Отцов, что они получали от Бога всё, просимое ими? На это старец отвечал: не всё, просимое ими у Бога, получали они, но что получили, то и написали нам. Да уверит тебя в сем евангельское слово, которое говорит: «...подошел к Нему человек и... сказал: Господи! помилуй сына моего; он... беснуется и тяжко страдает... я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» ( Мф. 17, 14–16 ). Если же апостолы не получили тогда исполнения сего прошения, то как можем сказать, что святые получают всё, просимое ими. Ибо и сами апостолы вопросили Его, удивляясь и говоря: Владыко, «почему мы не могли изгнать его (беса)?.. Иисус же сказал им... сей же род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17, 19–21 ). Потом муж сей опять спросил: почему же святые не получают всего, что просят в прошениях своих? Старец отвечал ему: Бог всё делает на пользу людям, ибо Он более знает, что им полезно и благопотребно. Потому-то, что люди не знают сами полезного для них, Он и заповедал им не говорить лишнего в молитве и не просить того, чего не должно просить, сказав: «молясь, не говорите лишнего... ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Мф. 6, 7–8 ). Как Бог щадит тебя, так и святых Своих. Тебя Он щадит, дабы ты не превознесся, явно получив то, чего просил; святых же, чтобы и они не превознеслись откровениями, которые явно даются им. И они не больше апостола Павла, сказавшего: «чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня» ( 2Кор. 12, 7 ). Иди, внимай себе, и помолимся Богу, да даст Он тебе сердце твердое и веру непоколебимую.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioa...

Апостол Павел так и говорит: «Последний же враг истребится – смерть» ( 1Кор.15:26 ). Мы боремся против смерти. Пусть даже мученики пошли на смерть добровольно – это другое дело, это из любви, любовь сильнее смерти. То, что Иов сказал: «Пусть Он меня убивает, я Его буду славить». Это парадокс еврейский в Книге Иова. И парадокс Павла, что любовь Христа сильнее смерти: «Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее,ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.8:38–39 ). Ибо любовь есть жизнь, и жизнь есть любовь. Зачем мне жизнь без любви? Я не экзистенция, я – живая личность. Я хочу так жить, а то, простите, как мы говорим в дискуссиях с марксистами, тогда и свиньи довольны, давай им кушать и ничего больше. Но человек не создан только для жизни, для бытия. Христос сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» ( Ин.10:10 ). Это богатство жизни и есть любовь, то есть смысл и полнота жизни. И поэтому любовь – та, которая нас открывает, ищет всё время нового общения, новой циркуляции любви, радости жизни, богатства, той полноты, про которую сказал апостол Павел: чтобы вы укоренились глубинному своему внутреннему человеку Духом Святым, чтобы вселился в вас Христос, и чтобы со всеми святыми почувствовали, что такое глубина, высота, длина и широта, и узнали любовь Христову, которая превосходит всякое знание. Ту любовь, которая не входит ни в какую голову, ни в какое сознание, ни в какие рамки, а превосходит. «И исполнились, – вот как он заканчивает, – и исполнились всякой полнотой Божией». Мы остановимся завтра на этом слове – что значит «со всеми святыми». Сейчас просто скажу, что именно наше следование за отцами, наше уважение отцов, наше православное удержание отцов как своих учителей, как своих отцов, именно есть держание в них, и с ними – истинного Бога. Без святых отцов мы не будем подлинными христианами, не будем подлинными людьми, и, особенно важно, не будем теми, какими Бог нас хочет видеть.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Из всего эпистолярного наследия прп. Феодора наиболее употребительны следующие цитаты: ( 2Тим.2:3 ) – «Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» – 23 раза 218 ; ( Мф.5:10 ) – «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» – 20 раз 219 ; и по 17 раз: ( Евр.11:38 ) – «...те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» 220 и ( 1Тим.3:15 ) – «…чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» 221 . Первые три фразы отражают горячее стремление преподобного к царству Солнца Правды, путем исполнения Слова Божия («правды»), через отречение от мира («скитания») и страдания, подражанием и служением (в соработничестве – «воин Христов») Христу. Это указывает на то, что в отстаивании своих убеждений преподобный исходил из Евангельского призыва к совершенной Любви ( Мф.19:21 ; Ин.17:23 ). Четвертая фраза 222 служит указанием на пристальное внимание преподобного к евхаристическому собранию, как источнику опытного познания Истины. Исходя из вышеприведенных примеров, можно заключить о глубоком сопереживании Божественного Откровения святым игуменом. При этом прп. Феодор очевидно строго придерживается рамок святоотеческой традиции. Из святых отцов более часто прп. Феодор цитирует: Василия Великого – 123 ссылок 223 . Григория Богослова – 40 ссылок 224 . Деонисия Ареопагита – 34 ссылок 225 . Иоанна Златоуста – 14 ссылок 226 . Частое упоминание именно этих отцов указывает на необходимость укоренить свою богословскую позицию в той части святоотеческого Предания, которое было более авторитетно и которое более оспаривалось (иконоборцы из тех же отцов предлагали аналогичные цитаты и свои комментарии к ним) 227 . Когда речь шла об интерпретации высказываний святых отцов, прп. Феодор предлагал всегда учитывать исторический и богословский контекст. Например, разбирая спорное место из творений Златоуста, Студийский игумен пишет: «Изречение Златоуста...надобно принимать не просто, но узнав, с кем беседуя он сказал это; ибо в беседах должно обращать внимание и на время, и на лице, и на образ речи: время (χρνον), потому что не одно и то же заповедано и древним и находящимся под благодатию; лице (πρσωπον), потому что иное свойственно еретику, а иное православному; образ речи (τρπον), потому что не одно и то же – говорить догматически (δογματικς διαλγεσθαι) и предлагать простейшую речь (πλοκτερον τν λγον)» 228 , – из этих слов видно, что святоотеческое наследие не было для прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

«И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Откр. 8:3–4 ). Обычай призывать в молитвах имена усопших праведников уходит в глубокую древность. Еще царь Давид молился: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших!» ( 1Пар. 29:18 ). Этой древней практике следует и Православная Церковь , призывая «Христа истинного Бога нашего, молитвами Пречистой Его Матери и всех святых» 409 . Православное почитание святых, вопреки мнению протестантов, не умаляет заслуг Христа как единого Посредника между Богом и человеками ( 1Тим. 2:5–6 ). Действительно, в деле Искупления, примирения человека с Богом, Христос есть единственный Посредник, и никаких других соискупителей быть не может. Однако спасение людей, усвоение ими плодов искупительного подвига совершается опосредованно. Очевидно, что существуют люди духовно более опытные, выше поднявшиеся в своем восхождении к совершенству и потому способные помогать менее совершенным в их восхождении. Почитание святых в Православии всегда христоцентрично. Поэтому мысль о том, что почитание святых угодников каким-то образом умаляет значение искупительного подвига Христа Спасителя, равнозначно утверждению, что честь, воздаваемая плодам, умаляет достоинство лозы, на которой и благодаря которой эти плоды выросли. 3.1.3.2. Ходатайства святых за верующих, живущих на земле Отрицание практики молитвенного призывания святых было бы оправдано, если бы святые были полностью изолированы от своих собратий на земле, не были посвящены в события земной истории. Однако Священное Писание не дает оснований для таких предположений. О предстательстве святых за живущих на земле в Библии говорится как о чем-то вполне естественном: «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» ( Иер. 15:1 ). Иуда Маккавей видел во сне, как бывший иудейский первосвященник Ония, «простирая руки, молится за весь народ Иудейский». При этом Ония говорит Иуде о пророке Иеремии: «это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» ( 2Мак. 5:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Глава 1. Претыкание о камень Священного Писания Претыкание первое В Евангелии от Матфея, в главе 13, и от Луки, в главе 11, Христос Спаситель наш, негодуя, говорит Иудеям: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших ( Мф. 23, 29–32 ). Исправление претыкающимся В начале первой главы уже говорилось, что Писание больше на нашей стороне, и из него ясно, что почитание мощей святых – это древний обычай, который был в Израиле и во времена Христа. Христос не осуждает тех, кто строил гробницы пророкам: если бы за это Христос негодовал на них, то он бы негодовал и на Моисея, который вынес мощи Иосифа из Египта ( Исх. 13 ), и на Иакова, который поставил столп над гробом умершей Рахили ( Быт. 35 ). Не в том обличает их Христос, что украшают гробы святых, ибо это благое дело, но обличает их за лицемерие, за то, что, будучи нечестивыми внутри, являли видимое благочестие: поэтому и называет их лицемерами. Снаружи показывают овечью шкуру, а внутри хищные волки, и, осуждая своих отцов, убивавших пророков, этим также убивают и Апостолов, и Пророков, более того, и Самого Апостолов и Пророков Господа. Такое толкование дают святые Отцы, Златоуст, Феофилакт, Амвросий и прочие. Претыкание второе В послании святого Апостола Иуды: Архангел Михаил спорил с диаволом, который хотел явить Иудеям гроб Моисея, чтобы побудить их к идолопоклонству. Архангел Михаил запретил ему это делать, и так скрыл тело Моисея, что и сегодня неизвестно его местонахождение ( Иуд. 1 ). Поэтому мощи святых должно скрывать, а не выставлять для поклонения, чтобы люди не впали в идолопоклонство. Исправление претыкающымся Ответ на это уже был дан в первой части, в главе пятой. Но и здесь снова ОТВЕЧАЮ: лечение на пользу одному может быть во вред другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Правда это бывает не всегда. Вспомните в Евангелии от Иоанна 9.2, об исцелении слепорожденного. " Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. " О святых старцах. Священные предания святых отцов - есть один из Двух Столпов, на котором стоит Православная Церковь. Второй Стол - это Догматы, утвержденные Семи Вселенскими Соборами, в том числе и Символ Веры. Убрав один из этих столпов - Церковь рухнет и погибнет. На примере католиков можно показать, как они исказили Догматы и впали в ересь фелиокве. А протестанты пошли еще дальше, полностью отрицая священные нравственные предания святых отцов, изощрились толковать священное писание, кому как захочется. Скажу больше, среди некоторых наших современных церковных руководителей, тоже иногда просматриваются попытки, отказаться от священного предания святых отцов. А это уже чревато предательством и отказом от их Истинного учения, которое формировалось и сохранялось в жесточайшей борьбе с лукавыми силами (ересь экуменизма). С НАМИ БОГ! 29. Ответ на 28 Если Вы захотите на машине поехать, то не будете туда бензин стопками заливать, полный бак нальете. Так в чем разница? Безсмертная душа приходит из Потустороннего Мира в Этот мир через физическое тело. Но тело это тоже физическая машина и на самом деле работает не очень хорошо. Значит что- то не так мы делаем. Пишите " С НАМИ БОГ! " , а полагаетесь на старцев из прошлых веков. Как так? Если ГОСПОДЬ с нами, то и нужно только на НЕГО полагаться и не повторять чужие ошибки. 28. Ответ на 27, учитель: Еретические? А что что случилось с Русской Церковью после 1917 года, это как ? Или вы опять хотите в 19 век и с тем же успехом. ИЛИ ЕСТЬ ПОВОД ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ ? Да, уважаемый учитель, Вы правильно подметили относительно вселенской трагедии 1917 года. Вот только трагедия Русской Церкви произошла гораздо раньше, и начало ее положили события в аккурат после раскола в 17 веке, когда светская и церковная власти решили возвратить старообрядцев в лоно Русской Церкви, отменив при этом покаянный номоканон, сведя на нет покаянную дисциплину восточной церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/26/dr...

23 февраля 2020, 13:10 Игорь Ковалев, ,,привести его к катастрофе " " очень даже просто, если один из супругов уверен, что есть отдельное Евангелие для монахов и отдельное - для семейных. То же и с Преданием. Иоанна_ 23 февраля 2020, 09:30 Игорь, святитель Лука (Войно-Ясенецкий), имевший опыт счастливой семейной жизни, писал, что любовь духовная должна ПОСТЕПЕННО ВЫТЕСНЯТЬ любовь естественную, в общем-то об этом же говорит и игумен Никон в приведённой вами цитате; ср. с вашим " но оно должно ограничиваться духовным " - совсем другой смысл, ВАШ СОБСТВЕННЫЙ. Церковь не регламентирует душевную и телесную жизнь супругов, тактично оставляя эти вопросы на их собственное усмотрение. Евангелие порицает " похоть очес " в отношении чужой жены, про свою собственную же - умалчивает. " С омерзением взирать " на свою естественную любовь к супруге - этому Церковь не учит, поскольку это безрассудство, которое может погубить семью. игорь ковалев 23 февраля 2020, 00:28 Иоанна.Алла,,Если я говорю языками человеческими и ангельскими,а любви не имею,то я—медь звенящая или кимвал звучащий.Если имею дар пророчества,и знаю все тайны,и имею всякое познание и всю веру,так что могу и горы переставлять,а не имею любви,— то я ничто...(Апостол Павел)Здесь речь о духовной любви,и дальше перечисляются её свойства:,,долготерпит,милосердствует: " и т.д.Я не свои мысли пишу,а мысли из Писания и св.Отцов с цитатами,в отличии от вас.Если ваши мысли противоречат писанию и св.Отцам-то вы однозначно ошибаетесь.Иоанна/И любовь разделяется по принципу действия-от движения крови(естественная) или от действия Святого Духа(духовная),а не по тому,к кому она направлена(муж,дети и т.д.) Галина И. 22 февраля 2020, 19:43 " Как ни парадоксально, но исполненные благодати Духа Божия книги Святых Отцов могут повредить современному читателю. Пользоваться рецептами Отцов, живших в древности и писавших для людей другого духовного уровня, без учета особенностей нашего времени, без учета состояния душ современных христиан, ОЧЕНЬ ОПАСНО. Некоторые вещи, в прежние времена много похваляемые от Отцов, сделались просто невозможными в наше время, что, в свою очередь, также было обосновано Святыми Отцами " (Игумен Игнатий (Душеин).Почему опасно? Свт. Игнатий (Брянчанинов) говорит об опасности в этом случае впадения мирян в ДУХОВНУЮ ПРЕЛЕСТЬ. Об этом предостерегает и проф. А.И. Осипов: слишком очевидны примеры начитавшихся.

http://pravoslavie.ru/128080.html

В словах Златоуста, надо обращать внимание и на следующие: «А когда он молится только ради иудеев, то показывает, что желает отлучения не ради Христа, но из-за близости к ним». – Действительно (!), родство плоти, близость обязывает… С другой стороны, преимущества евреев по плоти, носят и религиозно значимый характер. Здесь, присутствует и некая двойственность. Читаем: «В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов (т. е. ради Авраама, Исаака и Иакова – О. С.)» (Рим.11:28). «Хотя тяжко согрешили иудеи, отвергнув дар Божий, и достойны погибели, но, будучи сынами добрых отцов, чьи многочисленные заслуги они получили от Бога, они с радостью будут приняты вновь, когда вернутся к вере, ибо Божия любовь к ним пробуждается памятью их отцов» (Амвросиаст, Толкование на Послание к Римлянам). Память об отцах и означает проявление патриотического чувства… Отрицание патриотического начала в жизни христианина, оказалось бы вызовом и по отношении к заповеди: «Почитай отца твоего…» (Исх.20:12). «Отец», «отчизна», «отечество» … А то, что у нас есть отечество не только на Небе, но и на земле, читаем: «от Которого (т. е. от Бога – О. С.) именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф.3:15). «Именуется», значит проистекает по Его воли. Александр 15 июня 2016, 22:18 св. Златоуст иначе чем автор толкует слова ап. Павла " я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9: 2–3): " Потому он и сказал: «родных мне по плоти», — чтобы скрыть величие дела.... Что же это, спросишь. Если (Павел) хотел быть отлученным для того, чтобы уверовали другие, то ему надлежало о том же молиться и за язычников, а если он молится только об иудеях, то показывает, что желал отлучения не ради Христа, а ради сродства с иудеями. " И дальше св. Златоуст показывает, что это не так, смотрите его толкование полностью. Что касается слов " Я… из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев " то здесь не чувство национального самосознания, а здесь он доказывает что больше всех мог надеяться на праведность от плотского закона, то есть он не пришлец, почетнейшего рода, вместе упоминает и свое обрезание и свое фарисейство и в конце добавляет " Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. " - смотрите контекст. И смотрите св. Златоуста и святых отцов опять же.

http://pravoslavie.ru/94102.html

Если ты это читал, почему ты считаешь, что можешь привести меня к вере Христовой примером моего брата Феодора? У него есть как своя душа, так и свой грех , который не повредит мне, если я не оставлю Господа Бога отцов моих. Призываю в свидетели Того, Кто вывел наших отцов из земли Египетской, что я, если не помешает неумолимая зима, хочу уйти в какие угодно земли на каком угодно утлом судне и в одиночку. И меня не держит ни любовь к имуществу, ни узы любви, и мне легко их бросить, лишь бы не быть вынужденным покинуть Бога отцов наших. А ты принимаешь бесполезное решение вернуться в город! Я удивлен, что ты, мудрейший человек, не можешь предвидеть, что случится с нами, если Феодор, столп нашей синагоги, на которого мы возлагали всяческое доверие, был вынужден отречься. Разумнее нам отправиться на мое поле и больше не попадаться на глаза христианам. Там мы можем некоторое время прятаться, пока при благоприятных обстоятельствах не уедем в чужие земли, потому что на этом острове ненависть к нашей вере возросла так, что не сможет сохранить веру отцов тот, кто не покинет родину. Почему бы нам тогда не удалиться добровольно в изгнание, в котором, как показывают обстоятельства, мы все равно окажемся из-за ненависти граждан, даже если не захотим?» Оба твердо приняли такое решение и выступили в трудный путь. Но когда они шли по узенькой тропинке, их темные мысли затмили свет их глаз, и они, заблудившись, сбились с тропы, по которой шли, и оказались в диких местах, где не было дороги. Их царапали терновые кусты, путь им преграждали скалы, их тела были покрыты глубокими порезами. Они пришли в великое смятение и испытали великое отчаяние и страх и были вынуждены признать, что претерпевают это по справедливому замыслу Бога за неверие. С израненными ногами, призывая имя Христа, которое прежде отвергали, когда оно на них нисходило, они попали на тропинку, приведшую их, вопреки всем желаниям и замыслам, обратно в город. Когда они неохотно и со страхом дошли до города и начали все старательно разузнавать, то услышали, что Феодор все еще оставался иудеем и не подвергся со стороны христиан никакому насилию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010