Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя... (Лк. 1, 35). Можно сравнить параллельные места Синоптических Евангелий: Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола (Мф. 4, 1). Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню (Мк. 1, 12). Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню (Лк. 4, 1). Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 11). Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13). Опять обратим внимание на начало служения Иисуса по Лк. (в назаретской синагоге, 4, 16 слл.). Место из Ис. (61, 1-2), которое зачитывает и толкует Иисус, начинается со слова «Дух»: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное (Лк. 4, 18-19). Святой Дух в Деян. Самое начало Деян. (гл. 1) — напряженное ожидание, «пауза» между присутствием Иисуса, описанном в Евангелии, и присутствием Святого Духа, которое обещал Иисус, покидая учеников (Лк. 24, 49). «По определению св. Иоанна Златоуста (Беседа I на Деян.), Деян. есть книга о Св. Духе, пришествие Которого было обещано в Евангелии» . Начиная со 2-й главы, где описано сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, Его обильное излияние не прекращается и плодит все новые и новые христианские общины. Это и есть главное свидетельство, что в Церкви продолжает присутствовать Слово Божие — воскресший Иисус. Лука не боится описывать действия Святого Духа как нечто осязаемое и доступное чувствам: «Дух — это сила, которая проявляется шумом как бы от сильного ветра в виде как бы огненных языков (2, 3), которая ясно выражается в глоссолалии (2, 4; 10, 46; 19, 6). Воздействие Духа на принимающих Его вызывает изумление и зависть даже у волхва (8, 18-19). Когда в повествовании Луки кем-нибудь овладевает сила Духа, это обычно сразу выражается в экстазе. Именно поэтому он описывает нисхождение Духа столь драматически — «крещены Духом Святым» (1, 5; 11, l6), «нисшел» (1, 8; 19, 6), «излил» (2, 17-18. 33; 10, 45), «сошел» (8, 16; 10, 44; 11, 15). Отсюда и заданный в 19, 2 вопрос — «приняли ли вы Духа Святого, когда уверовали?» (ЕК) — ибо получение Духа это что-то осязаемое, что невозможно ни с чем перепутать. Поэтому проявление «обещанного Духа Святого» (2, 33, ЕК) описывается как «то, что вы и видите и слышите», где экстатическое поведение и речь учеников отождествляются с излиянием Духа!» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Св. Иустин Философ рассуждает о том, зачем на Предвечного Бога должны были сойти дары и силы Духа Святого, о которых говорит пророк Исаия ( Ис. 11, 1–3 о семи дарах Духа Святого). Дары Духа, тот или другой, имели ветхозаветные пророки, как Соломон, Даниил, Моисей и другие. С пришествием Христа дары Духа перестали действовать в Израиле, почему и не стало у них больше пророков. От Иоанна Крестителя и доныне (начало XXI века) у иудеев больше не было и нет пророков – одни раввины. Но во Христе явился не один какой-то дар Духа Святого, как у древних пророков, а вся полнота их, и теперь Он раздает эти дары Духа в церкви уверовавшим в Него. Св. Иустин: «Итак, силы Святого Духа почили, т.е. перестали действовать [в Израиле. – Г.Ф.] с пришествием Того, после Которого, во время этого домостроительства, совершенного Им между людьми, они должны были удалиться от вас, и опочивши на Нем, снова, согласно с предсказанием, сделаться дарованиями, которые Он от благодати силы того Духа, дает верующим в Него, смотря по достоинству каждого. Что было предсказано, что это будет исполнено Им после Его вознесения на небо, я уже говорил... и будет после этого то, что Я излию Дух Мой на всякую плоть и на рабов Моих и на рабынь Моих, и они будут пророчествовать. И можно видеть среди нас и женщин, и мужчин, имеющих дары от Духа Божия» Разг. с Трифоном иудеем, пп. 87–88]. Иные языки, пророчества, толкования, исцеления – всё в изобилии было у христиан времен св. Иустина. Св. Ириней Лионский описывает исполнение пророчества Иоиля о сошествии Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы: «Когда потом Дух Святой сошел на учеников, так что все пророчествовали и говорили языками 103 , и некоторые смеялись над ними, как над упившимися вином, то Петр сказал, что они не пьяны, т.к. был третий час дня, но это есть то, что сказано пророком: Будет в последние дни, говорит Господь, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать ( Иоиль 2:28 ). Итак, Бог, через пророка обещав послать Духа Своего на род человеческий, Он-то и послал» против ересей, кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В настоящем месте оно изъяснено Спасителем, как словесное хуление Духа Святого. По отношению к другим грехам хула на Духа Святого представляется самым тяжким грехом, так что исключает всякую надежду на прощение. Причину, почему хуление именно Духа Святого не будет прощено, тогда как хула на Сына человеческого может быть отпущена человеку, нельзя видеть в Божестве Духа, потому что тогда было бы непонятно, почему хула на Сына человеческого представляет грех простимый. Если предположить, что выражение: «Сын человеческий» равняется здесь: «Я, как человека», то опять непонятно, почему Иисус Христос отличает Себя, как человека, от прочих людей 258 . Кроме того, хула на Сына человеческого сопоставляется здесь с хулою на Духа Святаго, как тоже один из важнейших, хотя и простимых грехов. Апостолы, к которым, по Евангелию от Луки, были обращены слова Спасителя, знали, что Сын человеческий есть Сын Божий; очевидно поэтому, что они не могли понять хулу на Сына Человеческого, как хуление простого человека. Если, таким образом, причина непростимости хулы на Духа Святого лежит не в том, что Дух Святой есть Бог, то мы можем искать ее только в субъективном настроении человека. Поэтому, чтобы понять, какое нравственное состояние предполагается в человеке, хулящем Духа Святого, и что такое самая хула, мы должны рассмотреть относящиеся сюда места Нового Завета. Другое место, рассматриваемое большинством экзегетов, как параллельное словам Иисуса Христа о хуле на Духа Святого, – Евр.6:4 : невозможно, однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Апостол высказывает в этих словах основание, почему он оставляет начатки учения Христова и переходит к совершенству ( Евр.6:1 ). Для верующих, которые утвердились в основных истинах христианского вероучения, это было бы бесполезным повторением, а обновить покаянием веровавших и потом отпадших невозможно 259 .

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

" Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости, и не ниспослал свыше Святого Духа« (Прем. Солом. IX, 17). 154. В чем ипостасное свойство Святого Духа, которым Он отличен от Отца и от Сына? Личное свойство Святого Духа в том, что Он предвечно исходит от Отца, как личное Свойство Сына – предвечное рождение от Отца. Исхождение непостижимо умозрению, но эта истина ощутима в духовном созерцании. 155. Как особо возвышен Святой Дух в проповеди Иисуса Христа? " Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения во-век, но подлежит он вечному осуждению» ( Mk. III, 28, 29 ). Хула на Духа есть озлобленное отвержение голоса совести, что не простится человеку, если он останется в таком нераскаянном ожесточенин. 156. Что обозначает наименование Святого Духа – Утешителем? По свойству нашей души быть утешенным в горе – всегда является желанным исходом, необходимым концом. Изречения Плача Иеремии сетуют, что нет утешения. То-же выражают псалмы 72-й и 118-й. Это-же высказано у Екклезиаста: «И обратился я и увидел всякия угнетены . . . и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их – сила, а утешителя у них нит» ( Ekk. IV, 1 ). Но Спаситель говорил в прощальной беседе с учениками – об Утешителе, имея в виду не разлуку Свою с ними, но раскрывая особую силу Святого Духа . Господь убеждал их в том, что близость к ним Святого Духа станет более существенной, чем дальнейшее Христово пребывание с ними: »Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам« ( Uoah. XVI, 7 ). Утешитель, по гречески «параклитос», по еврейски «менахем», обозначает – нравственное удовлетворение; наприм.: «о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими» ( Uc. I, 24 ). Утешение от Святого Духа заключается в том, что Он таинственно подает страдающим за веру во Христа, гонимым за истину и скорбящим за Божие дело, внутреннее удовлетворение, даже необычную радость, как некую духовную победу. После Христовых слов : »И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя ...« (Иоан. XIV, 16) дальнейшая прощальная беседа выясняет, что другой Утешитель, могущественно изменяющий в человеке чувство уничижения на внутреннюю радость, должен быть для этого сильным не менее, чем Христос. Тогда, это не безличная сила Божия, но – Божественное Лицо, отличное от Отца и от Сына, это – Дух Святой, третия Ипостась Пресвятой Троицы. Такое внутреннее озарение в страданиях присуще только христианам, которые всегда так славно одолевали своих гонителей этой силой Утешителя. »Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас: теми – Он хулится, а вами прославляется« ( 1Nem. IV, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Всё дальнейшее творение, а после грехопадения, божественный промысел, ведущий творение ко спасению, совершается этой материнской любовью Духа Святого, божественной любовью Отца и Сына, триединством Святой Единосущной Троицы. Во всём творческом акте этого действия сияет несотворенный свет Духа Святого, его божественная благодать, преображающая всё творение. Эта благодать видима именно в единодушии. Благодать Святого Духа собирает воедино первооснову творения, первозданную энергию и её первую стадию – воду. Как мы видели в рассказе Библии: “Дух Святой осуществляет совместное единство, сотрудничеством всех частей единого мира, в разнообразии видов и многоразличной жизни”. Это осущестляется в шести днях дальнейшего творения. Райский сад – высшая форма этого многоразличного мира и его центра – древа жизни. Так, Спаситель называет Себя виноградной лозой: “Я есмь лоза, а вы – ветви”,( Ин.15:5 ) которые ничего не могут сделать без лозы. И как говорит Спаситель ученикам: “И вы не можете ничего делать без Меня”. Боговоплощение – для соединения человечества, и друг с другом, и с Богом во Христе. Голос Божий в Раю, после грехопадения, воззвавший: “Адам! Где ты?” ( Втор.3:9 ) – тот же свет Духа Святого, на этот раз призывающий, благодать зовущая к покаянию. Этот Божественный зов, этот голос райский, этот призыв будет звучать во все века подготовки к пришествию: сначала, Спасителя и созревание того народа и той семьи, в которых произойдёт Воплощение, а потом, сошествие Святого Духа на Апостолов и на всю Церковь. Об этом будут говорить в последствии пророки, через которых будет звучать тот же голос Святого Духа и виден тот же свет его, созидающий единый дух спасённого человечества. Одно из этих пророчеств будет цитировать Святой Апостол Пётр, в самый день сошествия Святого Духа, узнает этот голос и увидит этот свет: “И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, старцам вашим будут сниться сны и юноши ваши будут видеть видения, и так же на рабов и рабынь в те дни излию Духа Моего и покажу знамение на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма, солнце превратится во тьму, и луна в – кровь, прежде ли чем наступит день Господен – великий и страшный, и будет всякий, кто призовёт имя Господне – спасётся, ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовёт Господь” ( Деян.2:17-21 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-epi...

Всё дальнейшее творение, а после грехопадения, божественный промысел, ведущий творение ко спасению, совершается этой материнской любовью Духа Святого, божественной любовью Отца и Сына, триединством Святой Единосущной Тройцы. Во всём творческом акте этого действия сияет несотворенный свет Духа Святого, его божественная благодать, преображающая всё творение. Эта благодать видима именно в единодушии. Благодать Святого Духа собирает воедино первооснову творения, первозданную энергию и её первую стадию – воду. Как мы видили в рассказе Библии : «Дух Святой осуществляет совместное единство, сотрудничеством всех частей единого мира, в разнообразии видов и многоразличной жизни». Это осущестляется в шести днях дальнейшего творения. Райский сад – высшая форма этого многоразличного мира и его центра – древа жизни. Так, Спаситель называет Себя виноградной лозой: «Я есмь лоза, а вы – ветви»,( Ин. 15, 5 ) которые ничего не могут сделать без лозы. И как говорит Спаситель ученикам: «И вы не можете ничего делать без Меня». Боговоплощение – для соединения человечества, и друг с другом, и с Богом во Христе. Голос Божий в Раю, после грехопадения, воззвавший: «Адам! Где ты?» (Бт. 3, 9) – тот же свет Духа Святого, на этот раз призывающий, благодать зовущая к покаянию. Этот Божественный зов, этот голос райский, этот призыв будет звучать во все века подготовки к пришествию: сначала, Спасителя и созревание того народа и той семьи, в которых произойдёт Воплощение, а потом, сошествие Святого Духа на Апостолов и на всю Церковь . Об этом будут говорить в последствии пророки, через которых будет звучать тот же голос Святого Духа и виден тот же свет его, созидающий единый дух спасённого человечества. Одно из этих пророчеств будет цитировать Святой Апостол Пётр, в самый день сошествия Святого Духа, узнает этот голос и увидит этот свет: «И будет в последнии дни, говорит Бог , излию от Духа Моего на всякую плоть и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, старцам вашим будут сниться сны и юноши ваши будут видеть видения, и так же на рабов и рабынь в те дни излию Духа Моего и покажу знамение на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма, солнце превратится во тьму, и луна в – кровь, прежде ли чем наступит день Господен – великий и страшный, и будет всякий, кто призовёт имя Господне – спасётся, ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовёт Господь» (Дн. 2:17–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Книга VIII. О посылании Сына и Святого Духа 28 Троица имеет и речь, и волю . Святой Дух не послан, как ангелы: Он един и бесконечен. Во имя Его также совершаются крещения. Он не уходит от тех, кто просит, чтобы Его послали к ним. Чего просит Церковь, когда просит Святого Духа? Следовательно, Дух не является предателем Божественной тайны, потому что то, что Он говорит, Он говорит по Своей воле. Ибо единая Святая Троица всегда имеет одно выражение, как и во всем одну волю: и в том, что Дух Святой слышит то, что говорит Отец и Сын, есть только указание на происхождение, а не на какое-либо неравенство. Конечно, не показано, кому должен подчиняться подданный, а откуда должен исходить начальствующий. Но ты счел бы посылание Святого Духа ни в чем не похожим на миссию ангелов, если бы искал ее со смиренным сердцем и не гордился бы теми, что бросились оскорблять Святого Духа. Ибо, если желаешь искать этого, тебе надлежало бы проследить, что говорит Божественное Писание о Святом Духе: и во-первых, утверждало ли оно много или одно; затем, утверждало ли оно местное или безмерное; наконец, рассматривая дела Его, тебе надлежало бы знать, принадлежат ли они только Божеству, или же они способны сообразоваться с тварями: чтобы из всего сего тебе иметь правильное понимание дела Святого Духа. Поэтому я не верю, чтобы ты в какой-либо степени сомневался в том, что как есть один Отец и один Сын, так и один Дух Святой везде предсказывается Божественными речениями; как говорит блаженному Апостолу: «Есть разделения благодати, но Дух один и тот же; и есть разделения служений, но один и тот же Господь; и есть разделения действий, но Бог один и тот же, производящий все во всем» (1 Кор. 12, 4-6). И немного позже (ст. 11): Но все сие производит один и тот же Дух, распределяя каждому, как Он хочет. Однако, чтобы ты не отказался принять Духа Святого, разделяющего здесь каждого, и не выдумал себе другого Духа, послушай, что сказано в Послании к Евреям: «при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле» (Евр. 2:4). В другом месте также блаженный Апостол говорит: одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания (Еф. 4:4). Где к единому Духу, единому непосредственно Отцу, присоединил единого и Сына, прибавив: Один Господь. Конечно, обозначая Христа, одну веру, одно крещение, одного Бога и Отца всех, Который выше всех, и через всех, и во всех нас (Еф. 4, 5, 6). В другом месте он также говорит: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или язычники, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 12:13). Ибо и Спаситель наш показывает, что Дух Святой един, говоря: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19).

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

промышление , особенно в царстве благодати.Так Духу Святому усвояется поставление пастырей Церкви: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которому Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20:28 )возрождение человека – грешника:«Если кто не родится от воды и Духа, говорит Иисус Христос Никодиму, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ), отпущение грехов, ибо Христос говорил Своим ученикам по воскресении: «примите Духа Святого, – кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том остатутся» ( Ин. 20:22–23 ). Наконец, Духу Святому усвояется Священным Писанием бесконечное величие и честь, что ясно видно из слов Спасителя, что «всякий грех и хула простятся человеком; а хула на Духа не простится человеком ни в сем веке, ни в будущем» ( Мф. 12:31–32 ). Поэтому Священное Писание научает, что духу Святому надлежит воздавать божеское почитание. Это видно, например, из заповеди о крещении, где имя Святого Духа стоит наряду с именем Бога Сына, а также из апостольских приветствий, в которых имя Святого Духа также поставляется наряду с именем Отца и Сына ( 1Петр. 1:2 ). Правда, в Священном Писании встречаются иногда выражения, указывающие, по-видимому, на низшее и починенное значение Святого Духа. Этими изречениями пользовались издревле противники верования церкви в божество Духа Святого, чтобы подтвердить правильность своих воззрений на Святого Духа, как существо тварное и низшее Отца и Сына. Однако, на самом деле эти изречения совсем не имеют того значения, какое усвояли им духоборы. Указывали, например, на слова Спасителя, Который говорил о Святом Духе: «ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» ( Ин. 16:13 ).Но и Сын, – говорит святитель Василий Великий , – от Себя не глаголет, а свидетельствует: «пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить» ( Ин. 12:49 ). Однако в обоих этих изречениях указывается на то, что Отец есть виновник Сына и Святого Духа, и что у Них одна сила, одна воля, одно желание, одна сущность.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Евгений Горячев Всматриваясь в бытие Святого Духа " loading="" decoding="" title=""/> Проповедь преподавателя СПбПДА протоиерея Евгения Горячева, произнесенная в академическом храме на Божественной литургии в день Святого Духа. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Духов день, дорогие братья и сестры, посвящен тому, чтобы Церковь всмотрелась в лице своих верных чад в одно из самых таинственных, непостижимых и необъяснимых явлений во внутренней жизни Пресвятой Троицы. Сын воплотился, и видевший Сына видел Отца, поэтому, когда Бог Отец изображается на иконах в антропоморфном виде, это хотя бы объясняется логически. А Дух Святой, кто Он? Как Он выглядит? В виде ангела, в виде огненного языка, в виде голубя? Всякий раз мы задаем себе этот вопрос и понимаем, что бытие Святого Духа не только невидимо, но недоведомо и непостижимо больше чем бытие Лиц Пресвятой Троицы в Первой и Второй Ипостаси. И вместе с тем Церковь посвящает духовному переживанию жизни одно из самых больших мест. «Святым Духом всяка душа живится» . Когда мы смотрим и думаем об основах мироздания, мы понимаем, что у истоков стоит Дух Святой: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:1-2 ). Бытие человека духовно по преимуществу: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни» ( Быт.2:7 ). Наконец, все, что сотворено, в своем бытии создается, поддерживается и низводится на другую степень бытия Духом Святым: «Отымеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» ( Пс.103:29 ). И вот, наконец, жизнь Церкви. Пятидесятница, получившая название дня рождения Церкви. Церковь, которая получает силу свыше в день пятидесятый, но на все времена, и это преодоление исторического, метафизического Вавилона связано с бытием Духа Святого. Поэтому Церковь настраивает нас на то, чтобы всмотреться в Дух Святой особым образом. И мы всматриваемся и понимаем, что те слова, которые обращены к личной жизни каждого христианина, они говорят нам о том, что Дух Святой должен касаться и нас. Вы духовны, Духом и водитесь (ср. Гал.5:25 ). «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). Плод же Духа есть «любовь, радость, мир, долготерпение» ( Гал.5:22 ) и так далее. И мы спрашиваем сами себя: чувствуем мы это? Да, пожалуй, чувствуем, когда участвуем в сакраментальной жизни Церкви: исповедуемся, причащаемся, ожидаем Пасхи и встречаем ее как ничто на этом свете. Мы чувствуем веяние Духа Святого, но Бог ждет, чтобы наши переживания носили не эпизодический характер. Он ждет, чтобы мы обновились всецело и необратимо. «Но обнови нас молящих Ти ся» , – взываем мы на каждой Божественной Литургии. И вот в связи с этим мы спрашиваем сами себя: а это всецелое и необратимое обновление мы видим в себе и в Церкви?

http://azbyka.ru/propovedi/vsmatrivajas-...

Тогда апостол Петр сказал, что на них сошел Дух Святой, как это и было предсказано пророком Иоилем: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» ( Иоил.2:28-29 ). Дух Святой был послан в мир ради присутствия в нем не только своей благодатью, общей для всей Троицы, но именно своей Личностью. Надо отличать эту феофанию от ниспослания благодати Духа Святого Христом после Воскресения, когда Господь сказал: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:22-23 ). В этом случае нисходит именно благодать, а не Ипостась Святой Троицы. Надо очень строго отличать «дело природы», вечное происхождение Духа Святого, Лица Святой Троицы, от «дела воли», миссии Духа Святого во времени и мире, свойственной всем трем Ипостасям. В вечности бытия Божия Сын и Дух имеют начало, правда, по-разному (Один рождается, а Другой исходит), в Отце – «едином источнике Божества», мессиански во времени: Сын посылается Отцом и воплощается от Духа Святого. Однако можно сказать, что Сын соизволяет воплотиться, ибо воля трех Лиц Бога общая. Также и Дух Святой следует общей воли трех Лиц Божества, а значит, и Своей собственной. Итак, Сын нисходит на землю и совершает Свое дело Духом Святым, а Дух Святой приходит в мир, будучи послан Сыном: «Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин.15:26 ). Здесь в деле одного Лица подчеркивается участие другого Лица, именно чтобы не сложилось впечатление о том, что каждая Божественная Личность действует сама по себе. Однако личное пришествие Святого Духа не подчинено Сыну и не зависит от Него. Пятидесятница – это следствие воплощения. Творение стало способно воспринимать природу Духа Святого в свое бытие. Благодать становится внутренней, а не внешней для человека, потому что это соединение и преображение человеческого естества произошло в Сыне. Например, серийное производство изделия становится возможным только после появления опытного образца. Только в случае с человеком для этого необходима свободная воля самого человека. Святой Дух сходит в мир как Личность и наполняет Своей благодатью Церковь, искупленную, омытую и очищенную Кровью Христовой. Дух Святой сообщает людям в Церкви Божественность, соделывая их «причастниками Божеского естества», сообщая огнь Божества, нетварную энергию, тем, кто становятся членами Тела Христова.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010