Этот план спасения людей или домостроительства Божия был неоднократно высказан Самим Искупителем-Христом в Его обетованиях о ниспослании в мир Утешителя, Святого Духа. Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век ( Ин.14:16 ). Лучше для вас, чтоб Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ( Ин.16:7 ). С пришествием Утешителя открылось на земле царство благодати, Церковь . Царем этого царства и начальником спасения людей становится Дух Святый. По вознесении «оканчиваются телесные деяния Христовы – и начинаются дела Духа», говорит св. Григорий Богослов 1 . Это делание Духа состоит в постоянном освящении людей. Оно направлено к тому, чтобы людей, рожденных от плоти, соделать святыми и совершенными и Божественными а для того постоянно облекать их силою свыше, подавать им многообразные духовные дары. Делание Духа есть делание созидательное. Он – Созидатель жизни в том, что лишено жизни или утратило ее. Он не только зачинает в душах людей духовную жизнь, но и всегда ее обновляет и поддерживает. Где горение духа, где теплота веры, где пламя Божественной любви, где искра надежды – там действует Дух Святой. «Как от огня неотделимо, что он греет, и от света, что он светит; так неотделимо и от Духа, что Он святит, животворит, что Он – благость правота» 2 . Неисчислимы благодатные дары Святого Духа, изобильно изливаемые им в Церкви. Как Царь Своего благодатного царства, Он является источником церковного законодательства. Преподавая первые церковные законы, Апостолы объявляют их от Лица Святого Духа: изволися Духу Святому и нам ( Деян.15:28 ). Члены Церкви, граждане Царства Божия на земле, являются прежде всего чадами или рождениями Духа Святого, ибо кто не родится свыше Духом, не может видети или внити во Царствие Божие ( Ин.3:3:5 ). Человека, рожденного от плоти, Святой Дух, вводя в Церковь , воссоздает, делает новой тварью, новым рождением. А так как рожденное от Духа дух есть, то дальнейшие дары Святого Духа, подаваемые новорожденному члену Церкви, все направлены к тому, чтобы соделать его духом, освятить его, очистить, приблизить к Божеству. Таковы дары Святого Духа, подаваемые нам в таинствах Церкви. Этими, дарами плотское, тленное наше естество возводится к Божескому достоинству и возвышается во образ воспринятого Богочеловеком и вознесенного и одесную Бога восседающего человеческого естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Блажен и преблажен заботящийся о том, чтобы иметь в себе пребывающим Святого Духа, ибо он исполняется многих Его дарований. Окаянен же тот, кто не печется о пребывании в себе Святого Духа и даже отгоняет Его от себя греховными делами, ибо такой приходит в крайнюю нищету, в ту нищету, о которой говорит Сам Господь некоему лицу в Апокалипсисе: " ты говоришь: " я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды " ; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг " (Апок. 3, 17). Имеющий в себе Духа Святого богат без серебра и золота, исполнен изобилия без имений, без высоких почестей прославлен, ибо он имеет все во Святом Духе и не желает более ничего, кроме живущего в себе Божия Духа. Не имеющий же в себе Святого Духа, хотя бы он имел бесчисленные сокровища серебра и золота, все же нищий; хотя бы всеми был хвалим и прославляем, все же недостоин; хотя бы один почтен был всеми высочайшими почестями и санами, которые имеются в поднебесной, все же бесчестен; хотя бы владел всей вселенной, он все-таки беден. " Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? " (Мф. 16, 26). Ибо без Духа Святого и с приобретением всего мира он несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Святой праведный Симеон имел в себе Духа Святого и чего же сподобился? Какого богатства, какой чести, какого блаженства? Сподобился принять на руки Христа, Господа своего, который есть из всех богатств наивысшее богатство, из всех почестей честь пречестнейшая, из всех блаженств блаженство всеблаженнейшее. Принял Христа - принял вместе и богатства небесные, нетленные; принял Христа - принял вместе и честь царскую, чтобы соцарствовать Христу вечно; принял старец Христа-принял он и блаженство бесконечное; он, приняв на руки Христа, принял и жизнь нестареющую, небесную. Причиной же всему этому было то, что от юности своей он озаботился иметь в себе пребывающим Святого Духа: " и Дух Святый был на нем " (Лк. 2, 25). Будем подражать и мы этому великому угоднику Божию, возлюбленные! Хотя бы отчасти, в меру слабых своих сил, будем подражать праведничеству его, никого не обижая, не клевеща, не говоря лжи, не помышляя о зле. Будем подражать благочестию его, почитая Бога не только верой и истиной, но и благими делами, отрекаясь от злых и неугодных Богу дел. Будем подражать упованию его, чающему утешения Израилева, все наше упование и чаяние возлагая на Бога. Озаботимся и тем, чтобы иметь в себе Духа Святого чистой жизнью, ибо не иначе вселяется Дух Святой в людей, как только там, где видит чистую, целомудренную, нескверную жизнь; где дружелюбие нелицемерное, кротость и мир, там же и Дух Святой (103, 603-604).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

В «Пространном Катихизисе» говорится, что Дух Святой называется Господом в таком же смысле, как и «Сын Божий, то есть: как истинный Бог» 390 . О Божественном достоинстве Святого Духа свидетельствует ап. Петр, когда обличает Ананию: для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоем мысль солгать Духу Святому? Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян. 5:3–4 ). Ап. Павел, говоря о человеческом теле как о храме, употребляет выражения храм Божий ( 1Кор. 3:16 ) и храм Святого Духа ( 1Кор. 6:19 ) как взаимозаменяемые. Наименование Святого Духа животворящим следует понимать так, что «Он вместе с Богом Отцем и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную человекам» 391 ; «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). Таким образом, слово «животворящий» указывает, что Святой Дух обладает Божественными свойствами. Священное Писание говорит и о других Божественных свойствах Святого Духа, например а) о всеведении; «Дух все проницает, и глубины Божии» ( 1Кор. 2:10 ). б) о соучастии в деле творения мира ( Быт. 1:2 ). Слова " глаголавшаго пророки» внесены в текст Символа для утверждения учения о богодухновенности книг Ветхого Завета, что в древности отрицалось некоторыми еретиками, например маркионитами 392 . О богодухновенности апостольских писаний в Символе не упоминается, «потому что во время составления Символа никто не сомневался о Богодухновенности Апостолов» 393 . Богодухновенность Священного Писания является еще одним свидетельством о Божественном достоинстве Святого Духа. Свт. Василий Великий обращался к духоборам с вопросом: «Почему же Дух Святый не Бог, когда писание Его богодухновенно?» 394 . Слова «со Отцем и Сыном споклоняема и сславима» указывают на равночестность Духа Святого с Отцом и Сыном, о чем свидетельствуют повеление Господа совершать крещение «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ), а также апостольское приветствие ап. Павла ( 2Кор. 13:13 ). 2. Личное свойство Святого Духа В Ветхом Завете Святой Дух не проявлялся ипостасно, лично, но действовал как безличная Божественная Сила. В Новом Завете Дух Святой открывается как самостоятельное Божеское лицо.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Но нашлись и нечестивые, которые стали ругаться над Богодухновенными проповедниками. 431 Тогда св. ап. Петр возвысил голос и произнес первую проповедь, в которой показал в славном событии, совершившемся: в сей день, исполнение древних пророчеств и завершение того великого дела спасения людей, которое исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос. Кратка и проста была эта первая христианская проповедь, но поскольку устами св. ап. Петра вещал Дух Святой, то слова его проникли сердца слышавших и победили их упорство. Выслушав его, они «умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: «что же нам делать, мужи братия?». «Покайтеся», отвечал им св. ап. Петр, «и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа», и вы не только будете прощены, но и сами «получите дар Святаго Духа»; ибо обетование Святого Духа дано не нам одним, а и вам и «детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш». После сего «охотно принявшие слово» ап. Петра немедленно покаялись, уверовали, крестились ( Деян.2:1–41 ), и новая Церковь из 120 ( Деян.1:16 ) выросла до 3.000 человек. Так окончилось событие, ныне празднуемое, окончилось полным торжеством Святого Духа над не веровавшими. В память этого чудесного и славного события этот день называется днем сошествия Святого Духа на апостолов . 432 Называется этот праздник еще Троициным днем; так как с явлением Святого Духа открылось людям гораздо в явлением свете, сколько сие было нужно для них, таинство Святой Троицы; вследствие этого и св. Церковь , уча нас «православно» и благочестно исповедовать Пресвятую Троицу, в своих молитвословиях и песнопениях этого дня чествует и проставляет все три Лица Святой Троицы, участвовавшие в сошествии Святого Духа: Бога Отца, пославшего Святого Духа, – Бога Сына Иисуса Христа, умолившего Отца о послании Святого Духа, и – Бога Святого Духа, сошедшего в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил как потому, что воспоминаемое в этот день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, так и потому, что и после христианской Пасхи этот праздник приходится на 50-й день.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Поэтому стяжание Духа Святого святыми добродетелями — это целая наука, жизненно преподанная святыми Отцами, особенно преподобным Серафимом Саровским. Святым добродетелям сопутствуют и все святые таинства. И если взыскуем мы Духа Святого святыми таинствами и святыми добродетелями, то Он в изобилии нам и подается (см. Лк.11:13). Нет здесь ни меры, ни границы: логосные, богочеловеческие бесконечности человеческого существа столь неизреченно велики, что практически мы никогда не можем наполнить их благодатью Святого Духа. Поэтому надо взыскивать Его неустанно. Отсюда и благовестие досточудного благовестника: Не мерою дает Бог Духа (Ин.3:34). Мера Его — безмерность. Ибо человеческая душа, человеческий дух присно алчет Духа Святого. В человеческом мире совершенная полнота Святого Духа и Его благодати — это Богочеловек, Владыка Христос, а также Его Богочеловеческое Тело, Церковь, и в ней святые таинства и святые добродетели (см. Ин.1:16; Еф.1:6—8). Поэтому из существа, принявшего Духа Святого и носящего Его в себе, истекают реки воды живой, то есть благодать Святого Духа и все Его бесчисленные дары, необходимые человеческому существу для вечной жизни на земле и на небе. Разумеется, Дух Святой принимается верой в Богочеловека и за веру в Богочеловека=верой в Церковь и за веру в Церковь (Ин.7:38—39).    Весь весьма сложный подвиг во-духовления и одуховления, во-троичения и отроичения подается в Богочеловеческом домостроительстве спасения, совершаемом Богочеловеческой Личностью и жизнью Господа Иисуса на земле, то есть Им как Церковью. Это благовестие, это все-благовестие, воскресший Господь сказует Своим ученикам и преемникам перед Своим Вознесением: Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф.28:18—20).    Богочеловек, Владыка Христос Собою как Церковью собирает и небо, и землю в единое Тело, в Тело Богочеловеческое; объемлет и все народы, спасая их Своим Евангелием: первым святым таинством — Крещением и остальными святыми таинствами и первой святой добродетелью — верой и прочими святыми добродетелями и подвигами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

Так и должно быть. Разве Господь Иисус Христос не говорил, что ради дарования людям благодати Святого Духа Он принимает на Себя страдания и даже смерть? Именно это означают сказанные Им перед самым Его отшествием на муку слова: _Уне есть вам (лучше для вас), да Аз иду; аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам; аще ли же иду, послю Его к Вам_ ( Ин.16:7 ). Пусть навеки останется тайной та связь, которая существует между воплощением Бога-Слова и ниспосланием в мир Духа Святого лишь после Его крестной смерти, после воскресения Его и вознесения. Нам, однако, дано было знать, что после того, как совершится вся полнота искупительного подвига и прославление человеческого естества в Господе Иисусе Христе в воскресении Его, в вознесении Его и одесную Отца седении, совершится и сошествие Святого Духа в мир. Дано было знать, что будет оно после всецелого обожения человеческого естества в лице Господа Иисуса Христа. И вот исполнилось и это обетование Спасителя, в нем как бы открывшего последнюю цель Своего вочеловечения: _Ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым ( Деян.1:4-5 ). И теперь дарованное Господом Иисусом Христом спасение каждому человеку как действительная возможность и как основа для единения и соединения человеческой жизни с жизнью Божественной уже совершается, осуществляется силой ниспосланного по этому обетованию Духа. Но если дарованное Спасителем спасение наше осуществляется излившейся в мир силой Духа Святого, то, конечно, мы должны считать целью всей нашей жизни принятие Святого Духа. И святые отцы – назову здесь, например, св. Симеона Нового Богослова — так об этом прямо и учат: цель всех по Богу живущих состоит в том, чтобы благоугодить Христу Богу нашему через приятие Святого Духа, и таким образом устроить свое спасение, ибо в этом состоит спасение всякой души (Добротолюбие, т. V, с. 37). Самое важное, самое главное для христианина во всей его жизни заключается в приятии Святого Духа. Его силой внутри каждого человека может открыться и открывается Царство Божие. А о нем сказано: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его…» ( Мф.6:33 ; Лк.12:31 ). Вот почему вера наша в Духа Святого имеет такое важное для нас значение. Вот почему среди всех истин нашей христианской веры она занимает центральное место.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-shp...

Третье, самое главное свидетельство о Святой Троице содержится в заповеди Спасителя о крещении. Посылая апостолов по воскресении Своем в мир на проповедь , Спаситель говорит: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь » ( Мф. 28:19–20 ). Здесь ясно именуются и различаются три ипостаси Отец, Сын и Святой Дух; причем всем им усвояется единое имя. Повелев апостолам крестить людей во имя, (а не во имена ) Отца, Сына и Святого Духа, Спаситель обозначил этим и личность каждой Божественной Ипостаси и единое, нераздельное достоинство трех Божественных Лиц, таким образом, единое и нераздельное существо их. Крещение, заменившее собою древнее обрезание, означает принятие на себя обязательства, вступление в союз, а вступать в союз можно только с лицами, а не с отвлеченными понятиями или силами. Церковь всегда видела в этих словах Спасителя учение о тайне Святой Троицы. С самого начала она совершала крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, как трех Божеских Лиц, и, чтобы яснее выразить исповедание Троицы, крещаемого трижды погружали в воду. В то же время она обличала еретиков, которые, считая Сына и Духа низшими Отца или только Его силами и свойствами, покушались совершать крещение во имя одного Отца или одного Сына, унижая пред Ними Святого Духа. Сами крещаемые при этом предварительно были научаемы вере в Троицу, как трех Божеских Лиц, и при крещении должны были точно и твердо исповедать эту веру. «Вера наша, – писали отцы Второго вселенского собора, научает нас веровать во имя Отца и Сына и Святого Духа, то есть во Единое Божество, и силу, и существо Отца и Сына и Святого Духа». Не менее ясные свидетельства о действительной личности всех трех Лиц Божества имеем мы и в посланиях апостольских. Так, апостол Павел пишет: «благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами» ( 2Кор. 13:13 ). Апостол желает духовных благ верующим и от Сына Господа Иисуса Христа, и от Святого Духа, точно так же, как и от Отца, и притом от каждого из Них желает блага особенного; следовательно. Сын, Святой Дух суть такие же Лица, как и Отец, все равны и все различны между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

123 . Итак, Дух приходит туда, куда приходит Отец. Ибо сказано Сыном: «Я и Отец придем, и обитель у него сотворим». Но неужели Отец приходит физически? Следовательно, приход Духа являет полноту присутствия и Отца с Сыном. 124 . Кто же может отделять Святого Духа от Отца и Сына, если мы не можем даже назвать Отца и Сына без Святого Духа? Ибо «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор 12:3 ). А если мы не можем назвать Иисуса Господом без Духа, то уж тем более не можем восхвалять Его без Духа. Если же и ангелы восхваляют Господа Иисуса, что невозможно без Духа, следовательно, и в них действуют дары Святого Духа. 125 . Итак, мы доказали, что едина благодать Отца, и Сына, и Святого Духа, которая столь небесна и божественна, что о ней Сын, благодаря Отца, так говорит: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» ( Мф 11:25 ). Глава 12 Благодать и мир Отца, Сына и Святого Духа едины. Едина и любовь, явившаяся во всей полноте в искуплении людей. Наконец, едина и общность Трех. 126 . Поскольку едино призывание, едина и благодать. Наконец, написано: «Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» ( Рим 1:7 ). Итак, мы видим, что едины благодать и мир Отца и Сына. Но эти благодать и мир являются плодами Духа, о чем учит сам апостол: «Плод же Духа любовь, радость, мир, долготерпение» ( Гал 5:22 ). Мир же этот благ и необходим, дабы никого не волновали сомнительные споры, и не сотрясали бури телесных страстей, но чтобы в простоте веры и спокойствии разума жизнь упокоилась бы вокруг исповедания Бога. 127 . Касательно мира мы уже провели доказательство, о благодати же пророк Захария сказал, что Бог пообещал излить на Иерусалим Дух благодати и умиления ( Зах 12:10 ). И апостол Петр сказал: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Господа Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ( Деян 2:38 ). Следовательно, как Отцу и Сыну, так и Святому Духу принадлежит благодать. Да и может ли благодать, обожествляющая всех в Святом Духе, быть без Духа?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

86 . Все наполняется Господом, сказавшим: «Я наполняю небо и землю» ( Иер 23:24 ). Итак, если наполняющий небо и землю является Господом, то кто посмеет судить, что Святой Дух, преисполняющий не только мир, но и то, что сверх мира, наполнивший и Иисуса – Избавителя целого мира, отделен от единовластия и божественного могущества? Ибо написано: " Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана» ( Лк 4:1 ). Кто же, если не обладающий такой же полнотой, смог наполнить наполняющего все? 87 . Но чтобы не возразили, что это сказано о плоти, хотя и о той плоти, которая превыше всякой другой, от которой исходит сила, исцеляющая всех; все же, как Господь наполняет все, так и о Духе сказано: «Дух Господа наполняет вселенную» ( Прем 1:7 ). Ты находишь, что относительно всех, кто общался с апостолами, сказано: «И исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением» ( Деян 4:31 ). Также ты видишь, что и полноту, и уверенность подает Святой Дух, действие Которого возвестил архангел, говоря Марии: «Дух Святый найдет на тебя» ( Лк 1:35 ). 88 . Также ты можешь прочесть в Евангелии, что ангел в определенное время сходил в купальню и возмущал воду, и кто первым спускался в купальню, получал исцеление ( Ин 5:4 ). Что же возвещалось под видом ангела, если не сошествие Святого Духа, которое должно происходить в наше время в освещении воды молитвами пресвитеров? Следовательно, тот ангел был посланником Святого Духа, поскольку через духовную благодать лекарство должно было быть применено к нашей немощи души и ума. Следовательно, у Духа есть те же самые служители, как у Бога Отца и Христа. Он все так же наполняет, так же всем обладает, так же во всем действует, как и Бог Отец и Сын. 89 . Что же тогда более божественно, чем действие Святого Духа, когда и Сам Бог свидетельствует, что Дух руководит благословениями Его, говоря: «Излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» ( Ис 44:3 )? Ибо не может быть благословение исполнено без воздействия Святого Духа. Посему и апостол не нашел пожелать ничего лучшего нам, как следующее: «Не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога» ( Кол 1:9 ). Итак, он учит, что такова воля Божия, чтобы мы, пребывая в благих делах, словах и чувствах, исполнялись воли Бога, положившего в наши сердца Святого Духа. Следовательно, кто стяжал Святого Духа, исполнен воли Божией, ибо нет никакого различия между волей Отца и Духа. Глава 8

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Равночестность Святого духа с Отцом и Сыном . Так как Дух Святой есть истинный Бог, то Ему должно воздавать поклонение и прославление равное со Отцом и Сыном, что и выражено в Символе веры словами: Иже со Отцем и Сыном, спокланяема и сславима. Учение о равном почитании всех трех Лиц Пресвятой Троицы основывается на повелении Спасителя апостолам крестить все народы во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ), чем заповедуется воздавать одинаковое поклонение и прославление Отцу и Сыну и Святому Духу. Действия Святого Духа в мире. Действия Святого Духа в мире выражены в Символе веры словами: животворящаго и глаголавшаго пророки. Дух Святой называется животворящим в том смысле, что он вместе с Богом Отцом и Сыном дает жизнь всем тварям, в особенности же духовную жизнь людям (то есть не только дает людям возможность существовать, но и подает им помощь или дар понимать добро, желать и делать его для благоугождения Богу и своего спасения). О благодатном возрождении людей в таинстве крещения от Духа Святого говорит Сам Спаситель в беседе с Никодимом: Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие ( Ин.3:5 ). Если кто не родится от воды и Духа (то есть не возродится через крещение от Святого Духа), не может войти в Царствие Божие. Дух Святой называется глаголавшим пророки, то есть говорившим через пророков, в том смысле, что Он в Ветхом Завете давал откровения пророкам. Об этом упомянуто в Символе веры для того, чтобы опровергнуть нечестивое мнение некоторых лжеучителей 92 которые утверждали, что книги Ветхого Завета написаны не по внушению Святого Духа. Что через пророков действительно говорил Святой Дух, об этом свидетельствует Св. Писание; так ап. Петр пишет: Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы ( 2Пет.1:21 ). Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой (то есть произвольно), но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. Дух Святой говорил и через апостолов, но о них не упомянуто в Символе веры потому, что во время составления Символа никто не сомневался в богодухновенности апостолов. Ап. Петр говорит о себе и о других апостолах, что они проповедывали евангельское учение по внушению от Святого Духа:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010