14 декабря 1919 г. Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин призывает о. Николая к новому ответственному служению, назначив его наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры с возведением в сан архимандрита. Под руководством молодого Наместника Лавра стала центром церковно-просветительской работы. В феврале 1923 г. Владыка Николай был срочно, в 24 часа, выслан в суровый край в гор. Усть-Колом, где и провел три года в очень тяжелых условиях, терпел голод, холод, одиночество и болезни (обострился старый ревматизм, с глазами было плохо). Ежедневно Владыка совершал богослужения в своем молитвенном углу в избе, в которой он жил и которая в морозные дни промерзала насквозь. В трудных условиях, особенно в зимнее время, когда рассветало в 10 часов, а в 13 часов уже надо было зажигать лампу и продолжать работу при слабом керосиновом освещении, Владыка не прекращал трудов по изучению и углублению своих знаний в области богословия. Кроме того, Владыка вел большую научную работу, занимая должность заведующего метеорологической станцией, вел метеорологические наблюдения, гидрологические работы, наблюдения за кругами солнца и луны. И не только сам занимался всем этим, но подготовил себе помощника – молодого зырянина, обучив его обращению с приборами и проведению метеонаблюдений. Ученый труд его был отослан в рукописи в Главную Геофизическую Обсерваторию в Петрограде. Здесь же под северным небом его святительский дух создал акафист Божией Матери, который он и совершал позднее перед Ее святою иконою, именуемой Акафистной, или Млекопитательницей, в церкви великомученицы царицы Александры в Бабигонах начиная с 12 января 1926 г., где Владыка был почетным настоятелем. В марте 1941 г. архиепископ Николай был возведен в сан Митрополита. Когда началась Великая Отечественная война, Митрополит Николай вынужден был покинуть Луцк, но не оставил тех районов своей епархии, которые оказались перед линией фронта, и проводил там большую патриотическую работу, своими проповедями поддерживая дух местного населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Литовские епархиальные ведомости подтверждают заботу прихожан о благоукрашении Свято-Троицкой церкви. В 1870 году: «Чиновник Виленского Губернаторского правления И.Ф. Окулич пожертвовал икону Спасителя стоимостью в пять рублей серебром; мещанин Рагулович - икону Святителя и Чудотворца Николая стоимостью в семь рублей серебром. Крестьянин застенка Борздыня Иван Иванович Осипович - выносную икону Пресвятой Богородицы в киоте стоимостью в тридцать пять рублей серебром». В 1885 году на средства прихожан отремонтирована сама церковь и во фронтовой ее части продолжено строительство колокольни. На колокольне пять звонов: весом от тринадцати фунтов до тринадцати пудов. На 12-пудовом сохранилась надпись: «Звон ахвяраваны в Марковскую церковь в 1636 году королем Польским и Великим Литовским Владиславом IV». Три остальных колокола вылиты в Москве на заводе Дмитрия Самгина и пожертвованы в храм императрицей Екатериной. Ей очень понравилось место расположения храма, и ее желанием стало то, чтобы с холма раздавался колокольный звон. «И да вострубиши ими, и да соберутся к тебе весь сонм, пред двери скинии сведения». В декабре 1892 года мещанин Митько пожертвовал икону Спасителя; крестьянин И. Осипович – икону выносную в киоте, стоимостью в сорок пять рублей серебром; староста церкви - кадильницу. В 1897 году протоиерей Иоанн Кронштадтский на нужды церкви прислал двести рублей. «8 июня 1885 года в должности церковного старосты выбранный к Марковской церкви, Вилейского уезда, крестьянин деревни Сковородки, Иван Максимович Осипович». В 1879 году утвержден в должности церковного старосты церковный крестьянин Иаков Степанович Осипович, 48 лет. Памятная книжка Виленской губернии за 1890 год информирует о том что «настоятель православной церкви деревни Марково священник Константин Окулич имеет скуфью. Живет при Марковской церкви». Там же в приложении говорится: «Марковский православный приход входит в состав Молодечненского благочиние. Число верующих - 1156 мужчин и 1186 женщин. В приходе 1 церковь приходская, 1-приписная, 3-кладбищенские часовни». 25 лет настоятельствовал в Марковской церкви священник Константин Окулич. В феврале 1893 года он заболел и в скором времени, 26 июля 1893 года, на 56-ом году жизни мирно отошел ко Господу. Он погребен на церковном погосте. На настоятельское место был перемещен священник Петр Рожанович, 24 лет, окончивший Литовскую семинарию, во иерея рукоположен архиепископом Юлианом. «2 апреля 1899 года согласно своего прошения перемещен к Городецкой церкви, Кобринского уезда». В 1899 году настоятельское место было вакантным - «27 мая Архиепископом Ювеналием рукоположен к Марковской церкви священник Андрей Ярушевич». Он происходил из семьи псаломщика и продолжал некоторое время дело отца после окончания курса Литовской семинарии. В ноябре назначен законоучителем Марковского народного училища. В 1904 году иерей Андрей Ярушевич за усердие в служении был награжден набедренником. К этому времени в пределах прихода находилось 17 деревень.

http://sobory.ru/article/?object=13650

поиск:   разделы   рассылка Ольга Васильева Митрополит Николай (Ярушевич) в истории Русской Православной Церкви ХХ века Часть 1: 1949–1955 годы По материалам:  Православие.ру 13 декабря 1961 года окончился земной путь одного из выдающихся архиереев ХХ века – митрополита Николая (Ярушевича) – первого председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, пастыря, богослова, дипломата. О первых годах жизни отдела написано много, наиболее изучена его деятельность в период подготовки и проведения Совещания глав и представителей Поместных Православных Церквей в июле 1948 года. Данная статья представляет ежедневную работу отдела и его председателя по основным внешнеполитическим направлениям, способствовавшим укреплению международного положения Церкви и страны. Вторая мировая война изменила геополитическую карту Европы. Новый образ нашей страны как победителя и миротворца вызвал искренний интерес к СССР. Для многих европейцев, переживших ужасы войны, представления о социализме были привлекательны: мир, свобода, социальная справедливость, равенство. Стремление к миру всячески подчеркивало и руководство Советского Союза. Крепла уверенность в том, что союзнические отношения сохранятся и в послевоенные годы. Но действительность оказалась суровее. Начавшаяся " холодная война " , ставшая формой существования в послевоенном мире и продолжавшаяся до распада СССР, вновь обострила противостояние проамериканского и просоветского блоков, которое усугублялось ядерным фактором. Ядерная монополия США, как известно, сохранялась до 1949 года, что не могло не волновать советское государство. " Доктрина Трумэна " (доктрина сдерживания социализма), " план Маршалла " как экономическая составляющая " сдерживания " только ускорили формирование биполярной геополитической модели. Монополия США на ядерное оружие (до 1949 года включительно) заставляла советское руководство не только ускорять создание своей ядерной бомбы, но и активизировать пропагандистскую деятельность. Она сводилась к желанию договориться с США о запрете и уничтожении ядерного арсенала. Это было искренним желанием советских людей жить в мире; это желание поддерживали сторонники мира в других странах. Свой первый конгресс они провели в апреле 1949 года в Париже, когда представители 72 стран создали Постоянный комитет Всемирного конгресса сторонников мира во главе со знаменитым физиком Ф. Жолио-Кюри.

http://religare.ru/2_98541.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТДЕЛ ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ Торжественный акт по случаю 70-летия Отдела внешний церковных связей Московского Патриархата. 19 мая 2016 г. Фото: hilarion.ru Торжественный акт по случаю 70-летия Отдела внешний церковных связей Московского Патриархата. 19 мая 2016 г. Фото: hilarion.ru (До авг. 2000 - Отдел внешних церковных сношений; ОВЦС) Московского Патриархата, учреждение Русской Православной Церкви, ведущее деятельность по осуществлению связей РПЦ с Поместными Православными Церквами, инославными Церквами и христ. объединениями, с нехрист. религ. общинами и межрелиг. орг-циями, межправительственными и общественными международными орг-циями; работе с соотечественниками за рубежом. В обязанности отдела входят также информирование Патриарха и Синода о событиях и мероприятиях, происходящих вне РПЦ и затрагивающих ее интересы, подготовка проектов общецерковных документов и решений, находящихся в компетенции ОВЦС. История После избрания патриарха Алексия I (Симанского) в 1945 г. РПЦ возобновила международную деятельность, к-рую возглавил Крутицкий и Коломенский митр. Николай (Ярушевич) . Определением Синода от 4 апр. 1946 г. и согласно Уставу РПЦ был образован Отдел внешних церковных сношений - орган исполнительной власти Патриарха Московского и всея Руси и Синода РПЦ. В задачи отдела вошло производство дел и ведение переписки по управлению заграничными учреждениями РПЦ, связи с Поместными Православными Церквами, обработка иностранной корреспонденции, составление докладов по всем вопросам, затрагивающим указанные сферы деятельности. Председателем отдела был назначен митр. Николай (Ярушевич). Одним из первых сотрудников стал А. С. Буевский , принятый на должность делопроизводителя и архивариуса и трудившийся в ОВЦС на различных должностях до своей смерти 9 апр. 2009 г. Вначале штат ОВЦС состоял из председателя, 2 членов, секретаря, переводчицы, делопроизводителя и архивариуса, позже он увеличивался. Митр. Николай активно привлекал к внешней церковной деятельности видных иерархов, священнослужителей и мирян, среди которых были Ленинградский и Новгородский митр. Григорий (Чуков) , Минский и Белорусский митр. Питирим (Свиридов) , Херсонский и Одесский архиеп. Борис (Вик) , Львовский и Тернопольский архиеп. Фотий (Топиро) , Астраханский и Сталинградский еп. Сергий (Ларин; впосл. архиепископ), протопресв. Н. Колчицкий , прот. Матфей Стаднюк, Л. Н. Парийский и др. С 1959 по 2008 г. сотрудником ОВЦС был прот. Виталий Боровой . Под рук. митр. Николая деятельность ОВЦС развивалась в следующих направлениях: возвращение в юрисдикцию РПЦ зарубежных приходов и церковных структур рус. традиции, межхрист. отношения и борьба за мир и социальную справедливость.

http://pravenc.ru/text/2581695.html

3. Постановили: ответственность за целость и сохранность храма и за внутренний и внешний поря­док жизни общины и обязанность исполнять все законы и распоряжения государственной власти приход Николо-Богоявленского собора всецело бе­рет на себя " Резолюция была принята единогласно! Такое на­чало массового сопротивления обновленчеству го­родские власти встретили резко негативно. В конце июля заведующий столом регистрации Центрально­го городского района А. Мичурин сообщил через отдел управления в губисполком и ГПУ, что в рай­оне активизировалась часть духовенства и граждан, " ведя пропаганду... под видом раскола против Выс­шего Духовного Совета, но и касающуюся Советской власти, настраивая темную массу враждебным ха­рактером " . В докладной записке подчеркивалось, что " штаб означенной организации и пропаганды " находится в Никольском соборе и создал его про­тоиерей Александр Беляев. В " штаб вошли " также президиумы приходских советов следующих хра­мов: Русско-Эстонской церкви, Введенского собора, Александро-Невской Лавры, Сергиевского собора, Знаменской, Пантелеймоновской и Владимирской церквей Петроградская автокефалия окончательно офор­милась в августе 1922 г. Возглавляли ее епископы Алексий (Симанский), будущий Патриарх, и Николай (Ярушевич), наместник Александро-Невской Лавры. 1 сентября 1922 г. в губисполком был представлен для утверждения проект устава Петроградской Право­славной Кафолической Церкви, под которым стояли подписи священнослужителей 30 храмов города. Власти предприняли традиционную попытку пу­тем репрессий покончить с набиравшим силу дви­жением. Уже в сентябре была арестована группа священников-автокефалистов, основную часть их 26 октября сослали в административном порядке на 3 года в Среднюю Азию, а епископа Ямбурского Алек­сия (Симанского) — в начале октября в Казахстан. Но эта акция своей цели не достигла. После ареста владыки Алексия признанным лидером автокефалистов стал епископ Петергофский Николай (Ярушевич) — в будущем знаменитый митрополит (в 1997 году на его доме в городе Петродворце была открыта мемориальная доска). Он за короткий срок сумел создать могучую централизованную ор­ганизацию. Вскоре число петроградских приходов, порвавших с обновленцами, достигло 65. Борьба за автокефалию превратилось в широкое народное дви­жение. Обновленческие " архиереи " уже не могли спокойно служить в большинстве храмов города.

http://bogoslov.ru/article/2518081

После отлучения о.о. Введенского и К°, произошедшего 28 мая, митрополит Вениамин, был заключен ГПУ под домашний арест, а в ночь с 1 на 2 июня также был увезен на Гороховую улицу. А ведь 11 (24) июня владыку Вениамина и прот. Николая с матушкой ждали на родине, в Петрозаводске, на празднование 50-летия Свято-Духовского кафедрального собора. Не довелось… Известно, что лидер «прогрессивного духовенства» прот. Введенский, в течение нескольких лет находившийся в ближайшем окружении владыки, присутствовал в Лавре при аресте митрополита, приехав туда вместе с Бакаевым. Бытует легенда, что он подошел под благословение, а митрополит ему в благословении отказал, сказав: «Отец Александр, мы же с Вами не в Гефсиманском саду». Однако больше доверия вызывают воспоминания о том роковом дне наместника Александро-Невской лавры епископа Петергофского Николая (Ярушевича), впоследствии митр. Крутицкого и Коломенского: «После ареста митрополита он в течение некоторого времени содержался в Лавре; в эти дни наместнику Лавры назначено было посещать находящегося в заключении митрополита. Во время одного из таких посещений владыка-митрополит рассказал наместнику об обстоятельствах своего ареста; при этом он заметил, что во время своего ареста он мельком видел стоявшего в коридоре А.И. Введенского (который под благословение к нему не подходил). Рассказывая об этом, митрополит сказал: «Как это все похоже на Гефсиманский сад». После ареста митрополита власть лишь номинально находилась в руках еп. Алексия (Симанского. – Л.А. ), который дела епархии так и не принял, живя в это время у своего отца на Дворянской улице в полном «затворе». Когда встал вопрос о снятии запрещения с А.И. Введенского, состоялось совещание по этому поводу четырех викариев-епископов Алексия, Венедикта (Плотникова. – Л.А. ), Иннокентия (Тихонова. – Л.А. ) и Николая (Ярушевича. – Л.А. ): пришли к выводу, что в отсутствии митрополита запрещение не может быть снято. Еп. Алексий, принимая на себя ответственность, вопреки мнению своих собратий снял запрещение и издал свое известное воззвание. Еп. Совет в это время уже не функционировал».

http://bogoslov.ru/article/1414241

Никогда не возникало достоверных свидетельств о его покаянии, о пересмотре им того, что он сделал. По крайней мере формально, внешне он до конца дней оставался атеистом. Мы знаем, что есть свидетельства, которые говорят об обратном, но эти свидетельства очень ненадежны в плане какого бы то ни было подтверждения. – Про владыку Николая (Ярушевича) говорили, что он вроде бы принимал чуть ли не последнюю исповедь Сталина… – Я знал людей, которые хорошо знали митрополита Николая и работали с ним вместе в этот период. Это были люди весьма и весьма осторожные, но кто-нибудь из них мне об этом бы сказал. Алексей Сергеевич Буевский, отец Виталий Боровой, Анатолий Васильевич Ведерников. Эти люди в той или иной степени были причастны к деятельности митрополита Николая (Ярушевича). С Буевским и отцом Виталием Боровым я общался достаточно много. Кстати, положительных оценок Сталина я от них не слышал. Как и свидетельств о том, что он в какой-то момент начал относиться к Церкви иначе. Не всегда борьба с внутренним недругом – это нелегитимная вещь. Мы знаем, что христианские государи часто боролись с внутренними силами, которые представляли опасность для страны. Если они представляют опасность для личной власти того или иного правителя, то бороться с ними не очень нравственно правильно. Иное дело, если они действительно представляют опасность для будущего, в частности – страны как христианского общества. Тогда борьба оправдана, в том числе с богословской точки зрения. Такую борьбу вели многие христианские государи. Но, еще раз, Сталин виновен в смерти большого количества невинных людей, в антирелигиозных гонениях, в чудовищном эксперименте по индустриализации, который, может быть, и был нужен с точки зрения технологического прорыва, но означал уничтожение или коренную ломку жизни большого количества людей – крестьянства, дворянства, купечества, казачества, значительной части воинского сословия. Причем эта ломка жизни сопровождалась уничтожением христианского наполнения социальных структур, православного образа жизни.

http://pravmir.ru/protoierey-vsevolod-ch...

Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2016 г. В храме Преображения Господня на Преображенской площади 5 престолов: главный придел - Преображения Господня; северный придел - святого благоверного великого князя Александра Невского; южный придел - святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Нижние приделы: Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца; святого апостола Андрея Первозванного (крестильный храм). http://www.hram-preobrajeniya.ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Никогда " после революции " храм на Преображенской площади не бывал " кафедрой митрополитов Московских " , да и само существование " митрополитов Московских " после восстановления на Москве патриаршества в конце 1917 г. явилось нонсенсом. (Церковный историк свящ. А. Мазырин называет принятие заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) титула митрополита Московского и Коломенского в 1934 г. " попранием основ патриаршего строя " ). В конце 1930-х гг. храм на Преображенской площади стал кафедральным храмом архиепископа Дмитровского Сергия (Воскресенского) - единственного из оставшихся в живых викариев Московской епархии. В феврале архиепископ Сергий получил назначение митрополитом Виленским и Литовским, экзархом Латвии и Эстонии. Преображенский храм, почетным настоятелем он остался, взял на себя все его содержание в качестве экзарха с секретарем и с расходами по разъездам в помянутых областях и нес эти издержки до конца июня 1941 г. Митрополит-экзарх Сергий оказался в оккупации и с III-ro квартала 1941 начал восстанавливать церковную жизнь в занятых немцами районах Ленинградской области (в состав которой тогда входил и Псков, и Новород). Его имя продолжало возноситься в Преображенском храме до 22 сентября 1942 г., пока Московская патриархия не предписала это возношение " немедленно прекратить вслед до новых распоряжений " . Вскоре после усвоения митрополиту Сергию (Страгородскому) титула патриарха Московского и всея Руси в сентябре 1943 г., Преображенский храм стал кафедральным храмом митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича) и оставался им более 16 лет. В сентябре 1960 г., когда митрополит находился в отпуске, его уволили на покой. По возвращению в Москву митрополиту Николаю не позволили совершить прощальную службу в своем кафедральном соборе, а для его преемника по Крутицкой кафедре подобрали другой кафедральный храм. Власти явно запланировали снести храм на Преображенской площади, связанный с памятью митрополитов Сергия (Воскресенского) и Николая (Ярушевича), еще в 1961 г. и лишь поджидали, когда откроется благовидный предлог. Строительство станции метро " Преображенская площадь " развязало им руки.

http://sobory.ru/article/?object=23532

первым по конкурсу был зачислен в С.-Петербургскую Духовную Академию. Учился он превосходно: как начал с первого курса, так и прошёл первым до выпуска. Ещё ранее у Бориса Ярушевича имелось намерение послужить Церкви в иноческом чине. По мере обучения в Академии оно всё более крепло. Летние каникулы в 1911 и 1912 гг. юный студент провёл на Валааме, где по благословению игумена знаменитой обители нёс послушание – ухаживал за схимниками в отдалённом скиту острова. Там произошло его опытное знакомство с красотой и радостью подвига тех, кто презрел суету мира. Но родители советовали сыну повременить с принятием окончательного решения относительно монашества до более зрелого возраста. Большую роль в жизни будущего митрополита, как он сам отмечал, сыграл епископ Ямбуржский Анастасий (Александров , 1918), бывший с 1913 г. ректором С.-ПбДА. Крупный учёный славист, в прошлом ректор Казанского университета, доктор философии и церковной истории, он был истинным христианином и прекрасным педагогом, горячим проповедником и внимательным пастырем. Его авторитет в церковных и научных кругах был достаточно высок. В 1917 г. он был одним из предполагаемых кандидатов на Московскую митрополичью кафедру. «Часто по утрам, – пишет биограф митрополита Николая А. Шеповалова, – епископ Анастасий будил своих молодых учеников, среди которых был и Борис Ярушевич, и шёл с ними в ночлежки, в трущобы проповедовать слово Христа. Они приходили туда рано, когда люди только просыпались, и начинали свою беседу. Не всегда их встречали благожелательно, иногда оскорбляли и угрожали, но чаще всё- таки доброе слово производило своё действие. И если люди не всегда обретали спасительную веру, то всегда находили утешение и душевный мир среди жизненных тягот». Впоследствии студенты стали ходить в эти трущобы одни, уже без епископа Анастасия. В 1914 г., 22 лет от роду, Борис Дорофеевич Ярушевич закончил курс Духовной Академии по двум отделениям – историческому и миссионерскому. Как первый по списку, он был оставлен при кафедре церковного права профессорским стипендиатом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ехали они в одном поезде с Местоблюстителем патриаршего престола, которого сопровождали митрополит Киевский Николай (Ярушевич), архиепископ Можайский Сергий (Гришин), архиепископ Иоанн (Соколов), управляющий делами Московской Патриархии протоиерей Н. Ф. Колчицкий, настоятель московской церкви святителя Николая в Кузнецах протоиерей А. П. Смирнов, протодиакон Г. К. Антоненко, келейник митрополита Сергия иеродиакон Иоанн (Разумов), личный врач митрополита, а также обслуживающий персонал. По воспоминаниям протоиерея Александра Смирнова, «старец митрополит, чувствовавший болезненное недомогание, с полной покорностью воле Промысла Божия также с бодрым духом в своем сердце расставался с любимой московской паствой, посылая ей свое святительское благословение. Москва скрылась из глаз... На горизонте ежеминутно вспыхивают зарницы заградительного огня. В памяти оживают сообщения о бомбежке немцами многих пассажирских поездов... Но вся наша жизнь и час смерти нашей в руках Начальника жизни — Господа. И в этом душа находит покой».    В первые дни в Ульяновске для митрополита Сергия и его окружения не нашлось места в городе, и они жили в вагоне на вокзале, потом предстоятель Русской Церкви переселился в маленькую квартиру на окраине. 30 ноября митрополитом Сергием освящена была церковь на улице Водников, в здании, которое ранее использовалось как общежитие. Главный престол храма был посвящен Казанской иконе Божией Матери. Первую литургию служили без профессионального хора, при пении народа, собравшегося с великой радостью в храм, ставший по существу патриаршим собором. Вслед за тем митрополит Сергий переехал на квартиру, которая находилась под одной крышей с собором. Здесь же поселились управляющий делами протоиерей Николай Колчицкий и архиепископ Иоанн (Соколов), после приезда ставший правящим архиереем Ульяновской епархии, а митрополит Николай (Ярушевич), архиепископ Можайский Сергий (Гришин), протоиерей Александр Смирнов возвратились в Москву.    А на окраине Симбирска, в Куликовке, в здании, которое некогда было храмом, а потом изуродованное, со снятым куполом, использовалось как склад, устроена была обновленческая церковь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010