Так Леонид и сделал. Отцу Николаю, как председателю Учебного комитета, стали показывать помещения академии. И в какой-то момент он говорит: «Покажите, где занимается первый курс». Отвели его в те помещения. Отец Николай указал на парту и сказал Леониду: «Ты теперь здесь занимаешься». Так продолжил свое обучение Леонид Ролдугин, несмотря на противодействие соответствующих органов.    Два Николая Между митрополитом Николаем (Ярушевичем) и протопресвитером Николаем Колчицким было деликатное соперничество. Как говорили в те времена: «В Москве было два Николая: Ярушевич и Колчицкий». Внешне они общались очень вежливо, интеллигентно. Но какой-то теплоты между ними не было. Если неприязнь и была, то где-то глубоко внутри. Если митрополит Николай (Ярушевич) уходил в отпуск, то отец Николай заменял его на Крутицкой и Коломенской кафедре. А если отец Николай Колчицкий был в отпуске, то высокопреосвященнейший Николай заменял его в Москве. Тогда говорили, что если в Москве владыка Николай делал какое-то назначение, то с течением времени отец Николай Колчицкий переводил этого священнослужителя на другой приход. Последнее богослужение В 1960 году отец Николай перенес инсульт. Летом он всё же был на службе. Рука у него была подвязана, поскольку парализовало всю правую сторону. Во время чтения Апостола он подошел к мощам святителя Алексия, приложился к ним, потом к Казанской иконе Божией Матери. В народе поднялся страшный шум от восторга. Затем он вошел в алтарь и встал на свое настоятельское место. В тот день служил владыка Никодим. Увидев отца Николая, он стремительно сбежал с горнего места и подбежал поздороваться. Ранее отец Николай не допускал, чтобы кто-то служил без его разрешения, а тут смирился и мирно облобызался. Это было последнее посещение отцом настоятелем Богоявленского собора. Отпевали протопресвитера Николая Колчицкого в соборе в январе 1961 году при большом стечении верующих. Похоронен он в Переделкино. Рейтинг: 9.7 Голосов: 523 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Гордий 1 октября 2017, 22:04 О личности отца Николая Колчицкого написано крайне мало.

http://pravoslavie.ru/106661.html

Поездка митрополита оказалась успешной. 4/17 декабря 1919 последовал указ Высшего Церковного Управления об утверждении Положения о Богословском институте «с тем, чтобы по указаниям опыта в нем делаемы были соответствующие условиям и обстоятельствам жизни изменения и дополнения, согласно параграфу 40 Положения». По возвращении делегации из Москвы Комиссия духовно-учебных заведений, под председательством митрополита избрала 12 наставников для I курса Богословского института: 6 профессоров и 6 преподавателей. Они были утверждены в своих званиях митрополитом Вениамином 2 января 1920 года и образовали Совет института. 23 января 1920 митрополит Вениамин совершил в помещении института молебен и открыл под своим председательством первое заседание Совета. Совет избрал ректором института наместника Александро-Невской лавры архимандрита Николая (Ярушевича) , проректором – И.П. Щербова и организовал Правление. Через неделю, 30 января, архимандрит Николай отказался от должности ректора, и на его место 6 февраля был избран протоиерей Николай Чуков. Согласно представлению митрополита Вениамина ректор и проректор были утверждены в своих должностях на три года Святейшим Патриархом, Священным Синодом и Высшим Церковным Советом 28 марта 1920 года. 13 февраля состоялось третье собрание уполномоченных, которое, одобрив действия Комиссии, избрало 6 представителей от городских приходов в Совет института. После этого Комиссия духовно-учебных заведений закрылась, а вместо нее стали действовать Совет и Правление Богословского института 990 . Великим постом 1920 года корпорация института организовала чтение общедоступных богословских лекций. По крайней мере, на одной из них, прочитанной Б.А. Тураевым на тему «Монотеистическая струя в древних религиях», присутствовал митрополит Вениамин. При обсуждении доклада академика владыка «высказал мысль о желательности второго выступления – более популярного и назидательного» 991 . Официальное открытие Петроградского Богословского института происходило в пятницу на Пасхальной неделе 16 (3) апреля 1920 года. Митрополит Вениамин совершил молебен пред началом учения в помещении института в сослужении наместника Александро-Невской лавры архимандрита Николая (Ярушевича) , управляющего петроградским Троицким подворьем архимандрита Софрония, кафедрального протоиерея Леонида Богоявленского, ректора протоиерея Николая Чукова и секретаря Совета протоиерея Николая Чепурина.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Беседа Главного редактора Радио «Радонеж» Н. Бульчука с монахиней Магдалиной (Некрасовой), посвященная памяти митрополита Николая (Ярушевича). 18.12.2016 22:01 Николай Бульчук 55-ая годовщина кончины Владыки Николая была ознаменована записью в студии монахини Магдалины (Некрасовой), которая помнит Владыку Николая еще со времен эмиграции. Беседовал Н. Бульчук. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 19.12.2016 - 18:03 Н.Бульчук в прямом эфире : Н.Бульчук в прямом эфире заявил, что советская эпоха была построена на страдании, крови и трагедии Русского народа. В советское время нам говорили, что Царская Россия была построена на страдании, крови и трагедии Русского народа, тем самым отсекала свои Русские корни. И мы знаем,что ничего хорошего из этого не вышло. Понимает ли он, что говоря так, он отсекает корни своей Родины, страны в которой он вырос. Нельзя воспитать новое поколение, вымарав свою историю черной краской. И еще: историю свою изучать надо. А если вы достоверно не знаете чего-то, то прислушайтесь к людям. которые старше вас, и опыт жизни у них другой. 20.12.2016 - 15:18 А разве не на страдании, : А разве не на страдании, крови и трагедии? Кто-то может возразить? Не было страданий тысяч Новомучеников и их крови? Не было трагедий миллионов семей, лишенных кормильцев? Русские корни отсекает только тот, кто критикует и обвиняет не по делу, а Радио " Радонеж " преимущественно пытается дать людям картину прошедшего объективно, ничего не " замазывая черной краской " . Как я могу " отсечь корни своей Родины " , если она укоренена в Православии и Преподобном Сергии? А к людям мы прислушиваемся и приглашаем их в студию для беседы, давая возможность прислушиваться к ним не только самим, но и нашим слушателям! 20.12.2016 - 22:03 Опровержением патриотического :

http://radonezh.ru/radio/2016/12/18/22-0...

После закрытия Духовной семинарии о. Николай с осени 1918 по 1922 гг. преподавал в Петроградском Богословско-пастырском училище. Он был хорошо известен братии Лавры, в мае 1917 г. избравшей его, как уже упоминалось, членом временного присутствия Духовного Собора. Ввиду назначения 23 марта 1918 г. настоятелем церкви при Николаевской детской больнице и избрания председателем совета Свято-Николаевского братства, о. Николай 17 мая был исключен из членов Духовного Собора Лавры, но продолжал участвовать в жизни обители. Так, например, 17 июля 1918 г. его назначили председателем лаврской ревизионной комиссии. Затем с конца 1918 г. иеромонах служил настоятелем Петергофского Петропавловского собора. 15 августа 1919 г. согласно прошению о. Николай был зачислен в состав лаврской братии «для просветительной деятельности» с оставлением преподавателем Богословско-пастырского училища. Одновременно он был назначен митрополитом Вениамином правителем дел Духовного Собора, но в исполнение обязанностей не вступил ввиду возвращения к службе настоятеля Петергофского собора. Сразу после получения указа Патриарха о хиротонии архим. Виктора, 17 декабря 1919 г., митр. Вениамин написал резолюцию о назначении исполняющим должность наместника состоящего в братии иеромонаха Николая (Ярушевича). 28 декабря в Свято-Троицком соборе Лавры митрополит возвел о. Николая в сан архимандрита, а 5 марта 1920 г. он был назначен наместником указом Патриарха Тихона и Свящ. Синода [x] . О жизни и деятельности митрополита Николая (Ярушевича) существует большое количество различной литературы. Не все современники и исследователи оценивали ее только положительно. В частности, митрополит Мануил (Лемешевский) писал как о сильных, так и о слабых сторонах личности митрополита Николая: «Человек редкой скромности и вместе с тем сильной воли и необычайно твердый в своих решениях. Авторитет его чрезвычайно велик, как среди духовенства, так и среди мирян. Замечательно трудоспособный и на редкость выносливый. Деятельный и инициативный человек.

http://bogoslov.ru/article/3045404

Чтобы понять данную позицию епископа, не стоит забывать о тех отношениях, которые имели место между приходами Финляндской Православной Церкви и Патриаршими общинами в Хельсинки - Покровской и Никольской. Новый стиль стал причиной крайней неприязни к финляндскому духовенству среди прихожан старостильных приходов. Даже после восстановления евхаристического общения между Церквами данная напряженность сохранялась. Так, священник Успенского собора (ФПЦ) о. Серафим Филин вспоминал, как во время приезда в Финляндию митрополита Николая (Ярушевича) он пришел на вечернее богослужение в храм Покровской общины. Одна из местных прихожанок плюнула ему на рясу и заявила: «Уходи отсюда! Что тебе здесь делать новостильный поп?» . Первое участие священнослужителей Финляндской Православной Церкви в богослужении в Покровском храме состоялось лишь 13 июля 1964 г. , и тогда одна прихожанка - некая Иванова - заявила, что после этого богослужения «она не переступит церковный порог» . В целях улучшения взаимоотношений между Русской и Финляндской Православными Церквами, по предложению митрополита Николая (Ярушевича), было решено провести несколько хиротоний клириков Патриарших приходов в Хельсинки епископами Финляндской Церкви. Уже в марте 1960 г. митрополит Николай в письме архиепископу Герману (Ааву) обратился с просьбой «дать указания одному из епископов (Финляндской Православной Церкви) совершить рукоположение диакона Покровской общины Николая Старостина в сан иерея» . Данную хиротонию, как и возведение в сан протоиерея настоятеля храма Покровской общины Бориса Павинского, совершил епископ Александр (Карпин). Первоначально предполагалось, что хиротония будет проходить в храме общины, во всяком случае так думал митрополит Николай. Однако епископ Александр, зная о категоричности отношения большинства прихожан Покровской общины к Финляндской Православной Церкви, решил совершить рукоположение в Успенском кафедральном соборе г. Хельсинки. В качестве же оправдания перед митрополитом Николаем он указал свою слабость и нехватку воздуха в маленьких храмах: «Я теперь не могу служить в маленьком храме - задыхаюсь» . Хиротония отца Николая Старостина была совершенна 11 сентября 1960 г. в Успенском соборе, за этой же Литургией отец Борис Павинский был возведен в сан протоиерея. Это была одна из немногих хиротоний клириков Русской Православной Церкви, совершенных архиереем Финляндской Церкви.

http://pravoslavie.ru/77869.html

В те годы такое высказывание могло стоить мне жизни. Кто-то, особенно молодые читатели, возможно, сочтут эти мои слова преувеличением. И, действительно, сейчас трудно представить себе, что одна неосторожно произнесенная фраза или слово могли обречь человека на неимоверные страдания и даже на смерть. Но я хорошо помню такую историю. Митрополит Николай (Ярушевич) Иерарх Русской Православной Церкви, Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) при Сталине промучился в лагерях 8 лет. Спустя несколько лет после его реабилитации, во время правления Н.С. Хрущева, Митрополиту Николаю, занимавшему высокий пост Председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, довелось присутствовать на приеме в Кремле. Н.С. Хрущев беседовал с иностранными дипломатами. Один из них спросил его, почему в Советском Союзе преследуются Церковь и верующие. «Это ложь, — ответил Н.С. Хрущев, — и мои слова вам может подтвердить Владыка Николай». Подозвав находившегося среди гостей Митрополита Николая, Н.С. Хрущев обратился к нему: «Владыка Николай, скажите моим собеседникам, что разговоры о преследованиях Церкви и верующих в СССР не соответствуют действительному положению вещей». Жизнь в условиях тоталитарного режима и каторжных лагерей научила Владыку Николая сдержанности. Но на этот раз он, верный служитель Бога, не смог сдержаться и, презрев дипломатический этикет, возразил: «Никита Сергеевич, к большому сожалению, я должен сказать, что у нас до сегодняшнего дня незаслуженно преследуются и Церковь, и верующие». Через несколько дней после этой беседы Митрополит-исповедник был насильственно вывезен из своего дома на машине «скорой помощи» и доставлен в одну из московских психбольниц. Во время посещения его верующими москвичами Владыка Николай просил их: «Не плачьте обо мне, мне дороги отсюда уже нет, кроме как на кладбище; плачьте и молитесь за наш многострадальный и боголюбивый народ». А через шесть недель после рокового для Владыки Николая приема в Кремле его уже отпевали в московском Свято-Преображенском храме, что на Преображенской площади. Но и смерти архипастыря-исповедника богоборческим властям оказалось недостаточно. В одну из ночей после погребения Владыки Николая Свято-Преображенский храм был снесен с лица земли, дабы он не напоминал грядущим поколениям о крестоношении великого иерарха.

http://pravmir.ru/mitropolit-nikodim-rus...

Эта трудная встреча предшествовала отставке митрополита Николая; ему на смену руководить внешней церковной деятельностью был поставлен молодой архимандрит Никодим (Ротов), служение которого будет проходить в иных политических реалиях, когда власть будет считать себя вправе без стеснения вмешиваться во внутреннюю жизнь Церкви. 21 июня митрополит Николай был вынужден подать в отставку с поста председателя Отдела внешних церковных сношений. Но он решил продолжить борьбу с новыми страшными гонениями. Митрополит Николай разрешил передачу своей проповеди, в которой говорилось о гонениях, на ВВС (она была произнесена в Голландии). В июле приехавшему в Москву епископу Брюссельскому и Бельгийскому Василию (Кривошеину) он без обиняков сказал, что был отстранен от руководства внешней церковной деятельностью за борьбу с безбожием, и привел многочисленные факты оскорбления чувств верующих по всей стране. Епископ Василий спросил, можно ли эти факты сделать достоянием мировой общественности. Владыка ответил, что это стоит сделать обязательно. В августе митрополит Николай (Ярушевич) обратился к председателю Христианской мирной конференции чешскому профессору-богослову И. Громадке, главе Американского Экзархата митрополиту Борису (Вику) с просьбой довести до сведения мирового сообщества о начале новых гонений на Церковь. В конце августа В.А. Куроедов поставил перед патриархом Алексием вопрос об отстранении митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) от управления Московской епархией. События разворачивались, как в конце 1920-х годов... Святейший предложил владыке Ленинградскую кафедру, но тот ответил отказом. 15 сентября патриарх в разговоре с Куроедовым настаивал на полугодовалом отпуске для митрополита. Власть, зная его как твердого и несокрушимого иерарха, боялась и настаивала на увольнении митрополита Николая на покой. И как когда-то в 1920-х, два человека не услышали друг друга. Много личного было в этом конфликте... 19 сентября Священный Синод уволил митрополита Николая (Ярушевича) на покой. Иного решения в той политической ситуации быть не могло. Важен и еще один факт: новые люди в Совете, включая Куроедова, не гнушались ничем, чтобы усилить разногласия между патриархом и митрополитом Николаем.

http://religare.ru/2_98591.html

В пространстве фундамента, в алтарной части, планируется создать престол Николая Чудотворца в память последнего настоятеля храма Николая Ярушевича. Появится в храме и новый придел - во имя Андрея Первозванного, предназначенный для крещения. http://preobrazheniya.cerkov.ru/ История этой церкви трагична и уникальна одновременно: никогда не закрывавшуюся, её снесли буквально в считанные дни... в середине 1960-х годов. Многие уверены, что село Преображенское основал Пётр I, при нём же там была поставлена полковая церковь его потешного Преображенского полка. Но на самом деле первая церковь упомминалась ещё в документах 1661 года. Вообще, эти земли принадлежали Алексеевскому монастырю, но царь Алексей Михайлович, большой любитель соколиной охоты, уж очень полюбил эти места и выкупил их у обители. На время охоты царь повелел разбивать в Преображенском палаточный лагерь, а в его центре ставить шатёр-храм. В 1747 году некий сержант Иван Елисеевич Третьяков перевёз сюда из Семёновской слободы стоявшую там деревянную постройку, центральный придел которой освятили в честь Преображения Господня. Однако церковь быстро обветшала, и её священники начали собирать средства на каменный храм. Вскоре нашлись и деньги, и строители. Но приход новой церкви оказался невелик - слишком много в этих местах было старообрядцев и единоверцев. Зато после революции Преображенский храм неожиданно стал кафедрой митрополитов Московских. Службы в нём не прекращались. А когда началась Великая Отечественная война и отношение властей к духовенству стало более лояльным, прихожане объявили сбор средств на нужды фронта. В Преображенский храм приходили не только молиться, но даже переночевать - в церковном подвале не было слышно бомбёжек. И конечно, все без исключения в то время внимательно слушали проповеди митрополита Николая (Ярушевича). Его речи записывали и передавали родственникам, друзьям... После войны любовь прихожан к своему храму не угасла: сохранились сведения, что в будни на службу приходило до ста человек, а выходные бывал " полный храм " .

http://sobory.ru/article/?object=23532

В тяжелое и страшное военное время Митрополит Николай находится на самых трудных и ответственных участках церковной работы. С февраля 1942 г. до сентября 1943 г. он, по поручению Блаженнейшего Митрополита Сергия, находившегося в эвакуации в Ульяновске, управляет Московской епархией и является Управляющим делами Московской Патриархии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2.11.1942 г. Митрополит Николай был назначен членом Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. С риском для жизни, лично посетил много пострадавших районов, превращенных врагом в «зону пустыни». Активное участие принял Митрополит Николай в подготовке собора епископов Русской Православной Церкви в сентябре 1943 г., где был избран Патриархом Московским и всея Руси Митрополит Сергий и образован Священный Синод, постоянным членом которого стал Митрополит Николай. В марте 1944 г. Владыка Николай выезжает на фронт для передачи Красной Армии танковой колонны имени Димитрия Донского. С сентября 1943 г. начал издаваться «Журнал Московской Патриархии». Митрополит Николай был сначала членом редколлегии, а затем и председателем Издательского отдела. В этом журнале печатались его многочисленные статьи, проповеди, речи, которые затем были изданы отдельными томами. К 1957 г. было издано 4 тома «Слов и речей» Митрополита Николая. Эти 4 тома переведены на многие иностранные языки. В мае 1945 г. в составе паломнической группы во главе с Патриархом Алексием Митрополит Николай посетил Святую Землю. Другое ответственное послушание Митрополита Николая заключалось в руководстве Отделом Внешних Церковных Сношений Московской Патриархии, который был создан 4 апреля 1946 г. Церковно-административные и церковно-общественные труды Митрополита Николая как председателя этого отдела во многом определили современную жизнь Русской Православной Церкви, а вдохновенные проповеди и речи Владыки, стяжавшие ему славу «Златоуста нашего времени», сделали его родным и близким миллионам верующих как в нашей стране, так и далеко за ее пределами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

18 июля , в день памяти преподобного Сергия Радонежского, состоялись торжества в Троице-Сергиевой лавре, в которых приняли участие: Патриарх Александрийский и всей Африки Христофор, Католикос и Патриарх всей Грузии Мелхиседек, Патриарх Румынской Православной Церкви Юстиниан, Митрополит Пражский и всей Чехословакии Елевферий, Митрополит Варшавский и всей Польши Макарий, представители Антиохийской Православной Церкви митрополит Илиопольский Нифон и епископ Сергиопольский Василий, представитель Болгарской Православной Церкви архимандрит Максим. Делегации восьми Православных Церквей приняли послание «К христианам всего мира», в котором звучали призывы поддержать мирные чаяния и надежды человечества. Особое внимание было уделено Александрийскому патриарху Христофору. (В мае 1955 года Совет Министров СССР принял решение о выделении ему 5 тыс. египетских фунтов для создания подворья Александрийской Церкви в Одессе). Материальная поддержка Восточных Патриархатов была традиционной в истории Русской Церкви. В 1955 году упрочение связей с Египтом стало и государственной внешнеполитической задачей . В августе 1955 года митрополит Николай (Ярушевич) был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Представление о награждении от Совета по делам Русской Православной Церкви было внесено в ЦК КПСС еще в декабре 1954 года. Интересны, на наш взгляд, аргументы Совета: «В период окончания его [митрополита Николая] работы в Чрезвычайной Государственной комиссии по расследованию немецко-фашистских злодеяний обещали наградить, но не наградили… за два-три последних года ждал присуждения Международной Сталинской премии “За укрепление мира между народами”…» Священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. Дни памяти: 12/25 октября, а также первое воскресенье после 25 января И далее интересный текст: «Несмотря на отрицательные качества, им проделана большая патриотическая работа, и в этом направлении он будет использоваться еще долгое время. С целью ослабить нездоровые настроения митрополита Николая и имея в виду предстоящие в 1955 году его поездки в капиталистические страны – Англию, Западную Германию, – по мнению Совета, было бы целесообразно отметить его патриотическую деятельность и в связи с исполнившимся 13 января 1952 года 60-летием». О каких отрицательных качествах и настроениях писал Г.Г. Карпов? О твердой убежденности, о желании поставить перед властью вопросы о созыве Поместного Собора, об увеличении количества духовных семинарий и академий, о проповеднической деятельности духовенства. Он всегда был неудобен власти, но она с уважением относилась к этому выдающемуся пастырю и большому международному деятелю.

http://pravoslavie.ru/58034.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010