То, что евиониты (иудеохристианская секта II века) праздновали праздник Пасхи в тот день, когда это под угрозой проклятия было заповедано иудеям (Исх.12:6,14,18; Лев.23:5; Втор.27:26), т.е. в четырнадцатый день первого месяца (нисана), мы видели в толковании 7 Ап. правила. Такое верование евионитов относительно того, что именно в этот день, какой бы то ни было день недели, и надлежало праздновать этот праздник, разделяли многие христиане востока, которые в остальном, говоря вообще, были православны, особенно в церквах Малой Азии. На западе, а особенно в римской церкви, утвердился одно время обычай праздновать этот праздник в первое воскресение (die Dominico, υ ε) после четырнадцатого дня того же первого месяца. Малоазийские христиане, ссылаясь на ап. Иоанна, Филиппа и на некоторых Апостольских учеников, считали, что, следуя примеру Христа, когда Он со Своими учениками праздновал Пасху, должны и они в тот же день соблюдать воспоминание Его смерти ( υο), притом таким же образом, как то делал Христос. С этою целью они устраивали особую вечерю, которую ставили в связь с вечерей Господней, и делали это в то время, когда иудеи праздновали свою пасху, т.е. в 14 день первого месяца, причем прерывали на это время пост страстной седмицы. После этого они опять продолжали поститься до наступления третьего дня, в который и праздновали Воскресение Христово ( ο), не взирая на то, когда приходился этот третий день - в воскресение или в какой-либо другой день недели. Веруя, что в данном случае они поступают совершенно правильно, они считали обычай западной церкви новшеством, противным исторической истине. С своей стороны западная церковь оправдывала свой обычай общей свободой христиан, которые не должны держаться иудейского обрядового закона. По ее утверждению, если христиане не обязаны были праздновать иудейскую субботу, тем менее они могли быть обязаны праздновать иудейскую пасху, потому что ап. Павел не только вообще предоставил христианам свободу относительно празднования известных дней, но особенно сказал это относительно Пасхи (1Кор.5:7). Притом для христиан невозможно следовать во всем иудейской пасхе, как невозможно и сохранять все те обряды, которые с ней связаны и которые не соблюдались и малоазийскими христианами. Наконец западная церковь считала вполне самовольным и воспрещенным делом прерывание поста на страстной седмице, как то делали малоазийские христиане, потому что пост этот, по преданию Апостольскому, мог прекратиться только в день Воскресения Христова (трул. 89; Дионисия алекс. 1). По поводу упомянутых разногласий между церквами малоазийскими и западной возник большой спор, продолжавшийся несколько веков, причем все, следовавшие относительно времени празднования Христова Воскресения малоазийскому обычаю, названы были четыренадесятидневниками, о чем мы говорили в толковании 7 правила II вселенского собора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1319...

ЦВ 19 (463) октябрь 2011 /  21 октября 2011 г. Епископ Андрей: Исповедание Христовой истины и укрепление единства Церкви — долг каждого из нас 18 сентября за Божественной литургией в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Андрея (Тарасова) во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии.   Из слова архимандрита Андрея (Тарасова) при наречении во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии Ваше Святейшество, Святейший владыка, милостивый отец и Первосвятитель! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри! Ныне изволением Святаго Духа Церковь Христова призывает меня принять жребий архипастырского служения. Действием благодати Божией и возложением святительских рук предстоит мне приобщиться к многовековому преемству, которое берет начало от святых апостолов Христовых и продолжится до скончания века. Находясь перед вами, епископами Церкви, я таинственным образом предстою пред лицом Самого Господа и Спасителя Иисуса Христа и, внимательно прислушиваясь к голосу совести (насколько безукоризненно пронес я данные мне дары священства и монашества), осознаю свое недостоинство. Вместе с первоверховным апостолом Петром коленопреклоненно восклицаю: Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк. 5, 8). Вместе с древним пророком Моисеем вопрошаю: Кто я, чтобы мне идти… Господи! пошли другого, кого можешь послать (Исх. 3, 11; 4, 13). Но смиренно внимая Божественному призыву, вступаю в область великого служения и с пророком Самуилом отвечаю на этот призыв: Говори, Господи, ибо слышит раб Твой (1 Цар. 3, 10.). Библейские пророки и апостолы, все святые архипастыри Церкви Христовой всегда осознавали свою немощь, взирая на предстоящее служение, которое может быть лишь жертвенным и бескорыстным. Вечным ответом Господним на этот человеческий трепет, несомненно, являются слова, сказанные Спасителем святому апостолу Павлу: Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9), и действительно, благодатная помощь Божия ни на мгновение не оставляла меня во все дни моей жизни.

http://e-vestnik.ru/docs/hirotoniya_epis...

Часть первая. Закон дел и закон веры в Ветхом Завете (проевангелие) Глава первая. Закон Моисеев § 1 Μα μν (διαθκη) π ρους Σιν, ες δουλεαν γεννσα ( Гал. 4:24 ). Νμος-γρμμα (ср. Рим. 7:5–6 ). «Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме, и мраку, и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово; ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою). И столь ужасно было это видение, (что и) Моисей сказал: «я в страхе и трепете» ( Евр. 12:18–21 ). Едва ли можно представить себе обстановку, более соответствующую величайшему событию дарования закона народу еврейскому, чем та, которую описал св. Апостол Павел в этих полных художественной красоты и силы словах, и которая действительно имела место в истории богоизбранного народа (ср. Исх. 19:11–20; 20:18–20 ). В ней, как в зеркале, живо и наглядно отразились существеннейшие черты закона Божия, все его величие, вся высота и недоступность, приводившая в смущение и ветхозаветных праведников. Закон Божий – не отражение индивидуальной природы человека со всеми ее внутренними особенностями, не схема его личной нравственной жизни, как течет она в нем по естественному ходу вещей. Он есть отражение в Боге живущей истины в возможно-доступной для человеческого сознания форм (Рим:. 2:20) 11 . Он есть выражение святой воли Божией ( τ θλημα – Рим. 2:18 ), программа внутренней и внешней деятельности человека, данная самим Богом, отвне врученная инструкция, по которой должен устроить человек свои отношения к Богу и людям ( νμος τν ντολν – Еф. 2:15 ; ср. Евр. 7:16; 9:19 ). На такой внешний и объективный характер закона Моисеева указывает св. Апостол, называя его «буквою» ( 2Кор. 3:6 ), и говоря о нем, как «написанном на скрижалях каменных» или «чернилами» (– 3) 12 . Такой внешний, объективный характер закона, требующего от человека подчинения отвне данной норме, устанавливал между ним и Богом по-видимому (при непосредственном взгляде на закон) юридические отношения. Бог и живущие под законом люди составляют союз ( διαθκη Гал. 4:24 ), каждая сторона которого имеет обязательства и пользуется своими правами 13 . Исполнение обязательств с той и другой стороны называется правдой ( δικαιοσνη).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Глава 39 1–7. Изготовление ефода. 8–21. Изготовление наперсника судного. 22–26. Изготовление верхней ризы. 27–28. Хитонов и кидара. 29. Изготовление пояса. 30–31. Изготовление золотой дощечки. 32–43. Одобрение и благословение Моисеем работ. Исх.39:1 .  Из голубой же, пурпуровой и червленой шерсти сделали они служебные одежды, для служения во святилище; также сделали священные одежды Аарону, как повелел Господь Моисею. Исх.39:2 .  И сделал ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона; Исх.39:3 .  и разбили они золото в листы и вытянули нити, чтобы воткать их между голубыми, пурпуровыми, червлеными и виссонными нитями, искусною работою. Исх.39:4 .  И сделали у него нарамники связывающие; на обоих концах своих он был связан. Исх.39:5 .  И пояс ефода, который поверх его, одинаковой с ним работы, сделан был из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона, как повелел Господь Моисею. Исх.39:6 .  И обделали камни ониксовые, вставив их в золотые гнезда и вырезав на них имена сынов Израилевых, как вырезывают на печати; Исх.39:7 .  и положил он их на нарамники ефода, в память сынов Израилевых, как повелел Господь Моисею. Изготовление ефода. См. толк. 5–12 ст. 28 гл. Исх.39:8 .  И сделал наперсник искусною работою, такою же работою, как ефод, из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона; Исх.39:9 .  он был четыреугольный; двойной сделали они наперсник в пядень длиною и в пядень шириною, двойной он был; Исх.39:10 .  и вставили в него в четыре ряда камни. Рядом: рубин, топаз, изумруд, – это первый ряд; Исх.39:11 .  во втором ряду: карбункул, сапфир и алмаз; Исх.39:12 .  в третьем ряду: яхонт, агат и аметист; Исх.39:13 .  в четвертом ряду: хризолит, оникс и яспис; и вставлены они в золотых гнездах. Исх.39:14 .  Камней было по числу имен сынов Израилевых: двенадцать было их, по числу имен их, и на каждом из них вырезано было, как на печати, по одному имени, для двенадцати колен. Исх.39:15 .  К наперснику сделали толстые цепочки витою работою из чистого золота;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Суббота I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА 1) евр. глагол шават означает «прекращать какие-либо действия», «отдыхать от чего-либо», «соблюдать субботу»; сущ. шаббат означает день отдыха или праздничный день, С. Но это понятие распространялось не только на седьмой день недели, но и на праздничные, свободные от работы дни, независимо от того, на какой день недели они приходились, напр. на ⇒ День очищения ( Лев. 16:31 ; Лев. 23:32 ; ср. также Лев. 23:24 ). Такой день, в отличие от субботнего дня недели, израильтяне называли также праздничной С.; 2) в Вавилоне существовало понятие ша пату ­­ «(день) середины», обозначавшее 15-й день месяца, который отмечался как «день успокоения сердца (богов)», т.е. был своего рода днем покаяния и молитвы. кроме того, в 7-е, 14-е, 21-е и 28-е числа месяца в Вавилонии запрещались определ. виды деятельности; это особенно касалось царя, причина запрета объяснялась тем, что эти дни считались несчастливыми. Но между ними и ша пату не существовало никакой связи, и ни в том, ни в другом случае нет существенной для С. связи с неделей. Соотв., несмотря на некоторое сходство терминов и выражавшихся ими понятий, у вавилонян и у израильтян речь шла о разных вещах. II. УСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЯ 1) УСТАНОВЛЕНИЕ СУББОТЫ. С. как день отдыха в конце каждой семидневной недели первонач. была установлена для народа Израиля в связи с ниспосланием ему манны ( Исх. 16:5.22–30 ), впоследствии особый статус этого дня был обоснован и закреплен в Законе ( Исх. 20:8–11 ; Исх. 31:12–17 ). Вопрос о том, была ли неделя и ее завершающий день знакомы израильтянам раньше, остается невыясненным. Из библ. текстов ясно лишь, что об устоявшемся временном отрезке в семь дней говорится только в сообщении о потопе ( Быт. 7:4 ; Быт. 8:10.12 ); свадебное торжество также длилось семь дней ( Быт. 29:27.28 ); 2) ПРЕДПИСАНИЯ. Каждый 7-й день ( Исх. 23:12 ), С., был днем святого покоя ( Исх. 16:23 ; Исх. 31:15 ; Исх. 35:2 ), когда запрещалось работать ( Исх. 20:10 ; Исх. 31:14 ); это относилось также к рабам, пришельцам и скоту. В С. запрещалось зажигать огонь ( Исх. 35:3 ); необходимую для С. пищу надо было готовить в предшествующий день, в пятницу, или в «день перед субботой» ( Мк. 15:42 ; Исх. 16:23 ). В С. нельзя было покидать место своего проживания, поэтому сбор манны ( Исх. 16:27–29 ) и дров являлись нарушением предписаний о С. Ам упоминает перерыв в деловой жизни ( Ам. 8:5 ), а Иеремия указывает на запрет «носить ношу» ( Иер. 17:21 ). Нарушение этих предписаний грозило смертной казнью ( Исх. 31:14.15 ; Исх. 35:2 ; Числ. 15:35 ). Но основополагающий смысл С. заключался в том, что это был день отрады ( Ис. 58:13 ), в который израильтяне собирались вместе ( Лев. 23:3 ; ср. 4Цар. 4:23 ) для вознесения хвалы Господу и богослужения ( Пс. 91 ). Ежедневная жертва всесожжения удваивалась ( Числ. 28:9.10 ), а в святилище возлагали новые хлебы предложения ( Лев. 24:8 ). III. ОБОСНОВАНИЕ СУББОТНЕГО ОТДЫХА И ЗНАЧЕНИЕ СУББОТЫ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 13 1–16. Объявление народу законов о посвящении первенцев и о празднике опресноков. 17–22. Путешествие к Чермному морю и столп облачный днем и огненный ночью. Исх.13:1 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Исх.13:2 .  освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они. Первенцы евреев и первенцы их скота были спасены Господом от смерти в ночь изведения Израиля из Египта ( Исх. 11:7, 12:23 ). Спасенные Богом, они составляли Его собственность: «Мои суть», принадлежали Ему ( Чис. 3:13, 8:17 ). Поэтому они должны быть освящены, выделены ( Исх.13:12 ); первенцы людей отданы на служение Богу, что с несомненностью следует из состоявшейся впоследствии замены служения первенцев служением левитов ( Чис. 3:41, 45, 8:16–18 ), а первородные чистых животных приносимы в жертву Богу ( Исх.13:15 ). Исх.13:3 .  И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле, и не ешьте квасного: Исх.13:4 .  сегодня выходите вы, [в месяце Авиве] . Исх.13:5 .  И когда введет тебя Господь [Бог твой] в землю Хананеев и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев, и Иевусеев, [Гергесеев, и Ферезеев,] о которой клялся Он отцам твоим, что даст тебе землю, где течет молоко и мед, то совершай сие служение в сем месяце; Исх.13:6 .  семь дней ешь пресный хлеб, и в седьмой день – праздник Господу; Исх.13:7 .  пресный хлеб должно есть семь дней, и не должно находиться у тебя квасного хлеба, и не должно находиться у тебя квасного во всех пределах твоих. Исх.13:8 .  И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь [Бог] сделал со мною, когда я вышел из Египта. Исх.13:9 .  И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь [Бог] из Египта. Исх.13:10 .  Исполняй же устав сей в назначенное время, из года в год. Исполнение закона об опресноках относится ко времени прочного поселения в земле обетованной. Согласно с этим и в другом месте Моисей говорит: «там вы не должны делать всего, как мы теперь здесь делаем, каждый, что ему кажется правильным» ( Втор. 12:8 ). И действительно, если в течение всего периода странствования до границ земли обетованной у евреев не было муки, хлебом служила манна ( Исх. 16:35 , Нав. 5:11–12 ), то само собой понятно, что до времени поселения в Ханаане евреи не имели материала для приготовления опресноков, не могли исполнять и закон о них.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 6 1–8. Одобрение Моисея Богом – освобождение неизбежно. 14–30. Родословие Моисея и Аарона. Исх.6:1 .  И сказал Господь Моисею: теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном; по действию руки крепкой он отпустит их; по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей. Под действием «руки крепкой», т.е. казней (см. выше объяснение 19–23 ст. 3 гл.), фараон не только отпустит, но даже «выгонит» евреев из своей земли ( Исх. 12:33 ). Исх.6:2 .  И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь. Исх.6:3 .  Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим [«Господь»] не открылся им; 6 Исх.6:4 .  и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали. Исх.6:5 .  И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой. Исх.6:6 .  Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; Исх.6:7 .  и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас [из земли Египетской] из-под ига Египетского; Исх.6:8 .  и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь. Неизбежность освобождения основывается на непреложности обетований. Явившийся Моисею Господь есть тот самый Бог Всемогущий (El-Schaddai), Который открывался патриархам ( Быт. 17:1, 35:11 ) и если Иегова всегда Себе равен и неизменен, то Он исполнит данные El-Schaddá " ем обещания. Последний «поставил с патриархами завет, чтобы отдать им землю Ханаанскую» ( Исх.6:4 , Быт. 17:8, 26:3, 35:11–12 ), а, тождественный с ним Иегова приведет его в исполнение. Тождество Иеговы с El-Schaddá " ем ручается за выполнение трех обетований: избавления от рабства египетского ( Исх.6:6 , Быт. 15:14 ), избрания евреев в народ Божий ( Исх.6:7 , Быт. 17:7–8 , Втор. 4:20, 7:6 ) и дарования им земли обетованной ( Исх.6:8 , Быт. 17:8, 26:3, 28:13, 35:12 ). Ввиду всего этого Моисей и народ не должны падать духом. Если в результате избавления они опытом узнают, что Господь – их Бог , то и теперь при предсказании предстоящего освобождения должны сохранять веру в Него. «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь», не открывался им» (ст. 3). В Своих обетованиях патриархам Бог указывал по преимуществу на Свое всемогущество (El-Schaddai), служившее для них ручательством за исполнение Его обещаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 24 1–11. Торжественное заключение завета. 12–18. Восхождение Моисея на Синай и пребывание там сорок суток. Исх.24:1 .  И Моисею сказал Он: взойди к Господу ты и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и поклонитесь [Господу] издали; Народ, как член заключенного завета ( Исх.24:6–8 ), допускается в лице своих представителей – 70 старейшин, глав 70 родов ( Исх. 1:5 ), за черту у подножия горы для поклонения Господу, – выражения своего благоговения и полной покорности. Исх.24:2 .  Моисей один пусть приблизится к Господу, а они пусть не приближаются, и народ пусть не восходит с ним. Повеление ст. 2 касается дальнейшего восхождения Моисея. Вместе с Аароном, Надавом, Авиудом и 70 старейшинами он поклонился Господу «издали» ( Исх.24:1–11 ), не приближался к Нему. После этого он должен взойти на гору один и приблизиться к Всевышнему ( Исх.24:12, 16, 18 ). Причина, удалявшая членов ветхозаветного царства от непосредственного общения с Богом, т.е. греховность, не уничтожена и доселе: для получения скрижалей, законов и заповедей восходит на гору один лишь Моисей. Исх.24:3 .  И пришел Моисей и пересказал народу все слова Господни и все законы. И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем [и будем послушны]. После богоявления, бывшего во мраке ( Исх. 20:21 ), Моисей сошел с горы к народу и объявил ему «все слова Господни и все законы» – не десятословие, так как евреи слышали его непосредственно из уст самого Господа, а законы гл. Исх. 20:19–23 . Последовавшее за этим обещание народа: «все, что сказал Господь, сделаем» является выражением добровольного согласия на вступление в завет, последним моментом пред его заключением ( Исх.24:4 и д.). Исх.24:4 .  И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых; По идее завета, обе вступающие в союз стороны должны составлять одно неразрывное целое. Эта мысль и выражается в дальнейших обрядах. Как жертвенник, место явления Бога Своему народу ( Исх. 20:21 ), указывает на присутствие Всевышнего, так двенадцать столпов означают присутствие всего народа. При заключении союза находятся налицо обе стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 34 1–4. Возобновление скрижалей. 5–7. Разъяснение Моисею сущности Господа. 8–27. Завет Бога с народом. 28–35. Пребывание Моисея на горе и сияние лица его по сошествии оттуда. Исх.34:1 .  И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, [и взойди ко Мне на гору,] и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил; Исх.34:2 .  и будь готов к утру, и взойди утром на гору Синай, и предстань предо Мною там на вершине горы; Исх.34:3 .  но никто не должен восходить с тобою, и никто не должен показываться на всей горе; даже скот, мелкий и крупный, не должен пастись близ горы сей. Исх.34:4 .  И вытесал Моисей две скрижали каменные, подобные прежним, и, встав рано поутру, взошел на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные. Как видно из предшествующей главы, отверженному Богом Израилю дается обещание, что он по-прежнему будет народом богоизбранным. Осуществлением подобного обещания и является восстановление нарушенного завета. Так как по существу этот второй завет подобен первому, то он и совершается при одинаковой с ним обстановке. Приготавливаются скрижали, но не Господом ( Исх.32:16 ), а Моисеем в знак напоминания о нарушении завета; запрещается кому бы то ни было, кроме Моисея, восходить на Синай (ср. Исх.19:12 ); посредником при заключении завета является Моисей, а Господь сходит к нему в облаке ( Исх. 19:9, 20:20 ). Исх.34:5 .  И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы. Исх.34:6 .  И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, Исх.34:7 .  сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех , но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. Необходимым условием при заключении завета было согласие народа ( Исх.19:8 и т.д.); но его уже недостаточно при восстановлении завета. Последнее может быть желательно для нарушившего завет, т.е. Израиля, и совершенно не желательно для оставшегося верным ему, т.е. Бога. Поэтому в то время как при заключении завета Господь предложил Израилю выразить свое желание вступить в союз с Ним, теперь Он указывает на возможность со своей стороны восстановить нарушенный завет. Она коренится в открытых им Моисею ( Исх.33:19 , Чис.14:17–18 ) свойствах божественного милосердия, долготерпения, которые приходят во всепрощение, но не исключают и правосудия. Открывшийся ранее при купине, как единый существующий, неизменяемый, Всевышний открывается теперь, как человеколюбивый милосердный. И поскольку эти последние свойства обеспечивают восстановление нарушенного завета, постольку, благодаря им, Господь является не изменившим Своему первоначальному обещанию быть Богом народа еврейского 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 30 1–10. Устроение алтаря кадильного. 11–16. Священная подать. 17–21. Об устроении умывальницы. 22–33. Елей помазаний. 34–36. Священное курение. Исх.30:1 .  И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его: Исх.30:2 .  длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него должны выходить роги его; Наименование алтаря кадильного жертвенником, т.е. таким же названием, которое усвоялось алтарю для приношения жертвенных животных, ясно показывает, что приношения, возносившиеся на кадильном алтаре, были также жертвой Всевышнему. Рога алтаря кадильного выходили из него, составляли с ним одно целое ( Исх. 27.12 ). Исх.30:3 .  обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг; Исх.30:4 .  под венцом его на двух углах его сделай два кольца из [чистого] золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, чтобы носить его на них; Исх.30:5 .  шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом. Золотом, а не медью ( Исх. 27.2 ), был обложен весь алтарь, кроме нижней стороны, обращенной к земле. Венец, устроенный у верхнего края жертвенника, был, по всей вероятности, несколько выше его верхней доски. Исх.30:6 .  И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на ковчеге откровения, где Я буду открываться тебе. Точное определение местонахождения алтаря кадильного дано в словах: «пред завесою, против крышки». Последнее выражение указывает, что жертвенник должно поставить пред серединой завесы, так чтобы он стоял прямо против ковчега откровения, в одинаковом расстоянии и от северной, и от южной сторон святилища. Исх.30:7 .  На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; Исх.30:8 .  и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это – всегдашнее курение пред Господом в роды ваши. Время воскурения фимиама на алтаре кадильном совпадает с временем совершения ежедневной утренней и вечерней жертвы всесожжения ( Исх. 29.39, 41 ), а его сожигание также обязательно на все будущие времена существования ветхозаветной церкви, как и ежедневные жертвы из агнцев ( Исх. 29.38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010