Притом святая проповедь апостольская не потворствовала и не ласкательствовала нашему плотскому и душевному человеку, а напротив, вызывала его на борьбу с самим собой, предписывала ему самоотвержение и распятие плоти со страстьми и похотьми, разоблачала перед глазами каждого верующего бедность и крайнюю нищету нашей падшей природы и потому внушала всякому иметь кротость и смирение. Кто бы подумал, что такие проповедники и такая проповедь могут иметь успех, могут быть приняты необузданным, погруженным в чувственность и лежащим во зле миром языческим? Между тем оно принято, и принято всюду, где только слышимо было могущественное вещание глаголов апостольских. Так могущественно действовал в душах апостолов и всех верующих христиан первенствующих веков Дух Святый, озарявший их Своим божественным светом! «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богам» ( 1Кор.1:27–29 ). 2) «Дух Святый, свет и живый источник умный: Дух разума: благий, правый, умный, обладаяй, очищаяй прегрешения: Бог и боготворяй, огнь от огня происходяй: глаголяй, деяй, разделяяй дарования: Им же пророцы вси, и божественнии апостолы с мученики венчашася» 86 . «Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, не книжныя мудрости научи рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный» 87 . «Святым Духам всяка душа живится и чистотою возвышается: светлеется тройческим единством священнотайне» 88 . Не одних апостолов Дух Святый просветил божественным светом и не для одного апостольского служения приготовил и воодушевил их; Он как Всеблагий источник благостыни, как Божественный наставник, священнотайне научает весь мир христианский, т. е. всякую душу, верующую в Иисуса Христа, на всякую истину и на всякое дело благое. Как некогда, в первые дни мира, Дух Божий ношашеся верху бездны над миром хаотическим, и Своим непостижимым действием сообщал ему образовательную и живоносную силу, по которой в известный день мироздания являлись известные части мира, так в мире нравственном – христианском – Он, Всесвятый, восстановляет нашу падшую природу, возрождает ее и на трупе нашего ветхого человека, истлевшего в страстях, созидает человека нового, «созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф.4:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1Ин.5:18 . Вмы, яко всяк рожденный от Бога не согршаетъ: но рожденный от Бога блюдет себе, и лукавый не прикасается ему. Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Но при мысли о таковом нравственном совершенстве, требуемом от человека, кто не спросит: довлеют ли силы наши к исполнению требуемого? Вопрос этот предупреждает Апостол, говоря: всяк рожденный от Бога не согрешает. Рождение сие совершается через таинство Св. Крещения, сообщает нам все силы, потребныя к одержанию победы над миром, плотию и диаволом, только бы человек не погашал в себе, но паче и паче возгревал дар живущего в нем Духа Божия. При условии сём немощные сами в себе становимся мы вся возмогающими о Господе, можем непреткновенно ходить в путях заповедей Господних и попирать всю силу вражию, все козни лукавого. 1Ин.5:19 . Вмы, яко от Бога есмы, и мíр весь во зл лежит. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. И все это, все сказанное о духовном преспеянии возрожденных благодатию, имеет ближайшее отношение к членам Церкви Христовой. Мы знаем и убеждены, что мы искуплены ценою крови Сына Божия, обновлены и возрождены благодатию Его: мы чада Его, а вместе и причастники даров Его. Между тем как сыны века сего, отчуждены от света благодати, чуждые веры и упования на Бога жива и истинна представляют собою печальнейшее зрелище: они валяются в бездне греховной, тьма смежила их очи и свет благочестия и истины не доступен для них. 1Ин.5:20 . Вмы же, яко Сын Бoжiй npiuдe и дал есть нам [свт и] разум, да познаем Бога истиннаго и да будем во истиннм Сын его Иисус Христ: сей есть истинный Бог и живот вчный. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Виновность пред Богом людей сих тем горшая, чем очевиднее то, что Сын Божий пришел в мир, вочеловечился и с человеки поживе, научая их на всяку правду и истину, а паче всего да познаем единого истинного Бога и да пребываем в истинном Сыне Его Иисусе Христе, который есть истинный Бог и живоносный источник нашего бессмертия и вечных благ небесных.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

2 . Ибо он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Пророчество предвидит и мечтания Иудеев о человеческой славе Мессии и то неверие, которое встретит „Пришедшего к своим, которые Его не приняли“ ( Ин. 1:11 ),-потому что Он пришел, согласно пророчествам, не окруженный величием, как о том мечтали Иудеи, которое „привлекло бы их“, а в смирении и уничижении. „Отрасль корня Иессеева“ ( Ис. 11:1 ) восходит „пред Ним“, пред Богом Отцом 1639 , „призвавшим Его от утробы матери Его“ ( Ис. 49:1 ). В отрочестве еще, найденный в храме пречистою Матерью Своею и названным отцем Своим, Он глаголал: „Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему“ ( Лк. 2:49 ). Восходит Он „как отпрыск и как росток сухой земли“, с намеком 1640 на чистое рождение от (человечески говоря) земли неплодной, не рождавшей, не засеянной. Но некоторые комментаторы (напр. Speaker " " s Comm.) указывают на явление Господа Иисуса во времена упадка религиозного чувства и бесплодности той среды, в которой Он явился живоносным источником. Ср. Ис. 24:4–14, 32:13–20, 35:1–10 и мн. др. и смотри Ин. 7:37–39 . Говоря далее „мы видели Его.... и не было в Нем вида, который привлекал нас“.... Пророк отожествляет свою речь с речью окаменелого сердцем народа, перенесенный благодатью Духа Святого в видении в будущие времена, во дни пребывания Еммануила среди людей. 3 . Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что оставили Его. Весьма важное указание сделал блаж. Иероним, о котором говорится и в комментарии Спб. Дух. Акад. (стр. 815), что слова: „муж скорбей и изведавший болезни“ указывают на истинную человеческую природу, по душе и по телу, Отрока Господня. И несомненно пророк Исаия, несмотря на чудесное рождение от Девы, на священные имена Божии, даваемые Отроку Еммануилу и на власть Ему дарованную (гл. VII; IX; XI), ясно видит Его человеком, с душею и телом, испытывающим скорби и болезни, которым подчинен всякий человек. В этом то и высказалась великая любовь Божия, что Он захотел ради нас, говоря словами Григория Богослова : „все измерить Своими страданиями, как наукою человеколюбия, дабы мог ведати из своих и наше и елика можем истязаны быти, и елика проститися, с рассуждаемой со страданием купно и немощи нашей“ 1641 . Поэтому то: „Бог Крепкий, Отец вечности“ ( Ис. 9:6 ) скрыл от нас завесою плоти недосягаемое величие Свое и, не довольствуясь этим, еще и среди людей избрал самое бедное и униженное положение, чтобы победить мир не его оружием, а „силою Духа“, возрождающего к новой жизни; а эта новая жизнь впервые внесла в жизнь победу над миром. „Дерзайте, говорит Господь, ибо Я победил мир!“ ( Ин. 16:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   «... В тот же день, в третью неделю Постов мы празднуем поклонение честному и животворящему Кресту, — вот по какой причине: во время сорокадневного поста мы как бы распинаем себя... и испытываем некоторую горечь, печаль и уныние, — нам предлагается Животворящий крест, освежающий и ободряющий нас; напоминая нам страдания Христа, он укрепляет и утешает нас... мы подобны тем, которые проходят долгим и трудным путем; утомленные, они видят прекрасное дерево и садятся отдохнуть в тени его листвы; немного отдохнувши, как будто обновленные, они продолжают свой путь; так и теперь, в постное время, среди прискорбного пути подвига, святые Отцы водрузили Живоносный Крест, подающий прохладу и освежающий нас, для того, чтобы мы могли мужественно и легко окончить остающийся путь... Или возьмем другой пример: когда приходит царь, то перед ним сперва появляются его знамена и скипетр, а затем и сам царь идет, радуясь и веселясь о победе, и с ним вместе веселятся и его подчиненные; так же и Господь наш Иисус Христос, который хочет показать свою победу над смертью и явиться во славе дня Воскресения, посылает впереди себя свой скипетр и царское знамя — Животворящий Крест, — наполняющий нас радостью и приготовляющий, насколько это нам возможно, встретить Самого Царя и восхвалить Его победу... Все это на неделе среди святой Четыредесятницы, т. к. святая Четыредесятница подобна горькому источнику проливаемых слез сокрушения, постного подвига и уныния... Но Христос утешает нас, как странствующих по пустыне, до тех пор, когда Он приведет нас к духовному Иерусалиму своим Воскресением... потому что Крест называется и есть Древо Жизни, которое было посажено посреди рая; поэтому и святые Отцы водрузили его среди святого Великого Поста, напоминая одновременно блаженство Адама и то как он его лишился, напоминая также, что вкушая от этого Древа мы больше не умираем, но оживляемся...» Итак, укрепленные и ободренные, мы вступаем во вторую половину Великого Поста. Еще одна неделя — и в четвертое воскресенье мы слышим: «... Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет» (Мк.9:31). Теперь главное ударение, которое ставилось до сих пор на наше раскаяние и подвиг, переносится на события, произошедшие «нас ради человек и нашего ради спасения».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего, и Господа Иисуса Христа, и Утешителя Духа Святого. Уже пятый год Святая Церковь и родная земля страждут под тяжким бременем ниспосланного Богом испытания, сначала – войны и нашествия иноплеменников, затем – междоусобной брани и братоубийственного кровопролития и всякого рода нестроений, общественной разрухи, смуты, голода, грабежей, убийства и прочих бед и напастей злого обстояния. Особой своей тяжестью бремя это легло, в связи с военными событиями, на западную окраину Родины, на вашу – Литовскую землю, ныне, за всем тем, отторженную от отечественного лона под власть чужеземную и чужеверную. Но «жив Бог , и жива душа наша« ( 1Цар.20:3 и др.), как «святое семя стояния» ( Ис.6:13 ) Его – жива в сердцах верных чад Церкви Святой вера православная. А пока она жива, у нас есть залог целости всего прочего. Пока эта святыня не утеряна русскими людьми на распутьях «века сего лукавого», мы крепко уповаем, что Господь соберет рассеянные, взыщет расточенные и возвратит отторженные. Чада мои. Скорбит душа Наша по вас, и сердце нудит Нас, и как милостью Божией первосвятителя Церкви Русской, и как недавнего архипастыря Литовского, обратиться к вам со словом ободрения и утешения. Но где взять слова, которые сильны были бы хоть в малой доле облегчить тяготы постигшего вас испытания – ободрить ваш дух и остудить пламень искушения вашей веры и жизни. На человеческом языке их нет. Мы найдем их лишь у Имеющего «глаголы вечной жизни» ( Ин.6:68 ), ибо только «слова, которые Он говорит, суть дух и жизнь», только они «живы и действенны» ( Ин.6:63 ; Евр.4:12 ). К этому живоносному источнику всякого ободрения и утешения, к слову Божию, и обращаю, чадца мои, ваши духовные взоры. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать« скорбящих, «ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( 2Кор. 1:13–5 ). Воззрите на «Распятого Начальника и Совершителя веры нашей» ( Евр.12:2 ) и научитеся от Него «взять крест свой и последовать за Ним« (см.: Мф.16:24 : Мк.8:34 ; Лк.9:23 ) на свою Голгофу.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В чём причина всех этих потрясений и переворотов? Причина их в том, что совершилось небывалое, противоестественное. Смерть принял Богочеловек, будучи ни по Божеству, ни по человечеству не причастным к смерти. По Божеству как Бог, по человечеству, как невинный и безгрешный. Христос мог избежать смерти, как не раз избегал её раньше ( Мф. 21:46 ). Но ведь Он пришёл на землю, чтобы отдать душу Свою для искупления многих ( Мф. 20:28 ), чтобы вознесену быть на крест, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:14, 16 ). Не предав себя смерти, Он не мог бы нас избавить от смерти, не мог бы уничтожить, омертвить наши грехи и самую смерть, как неизбежное следствие этих грехов. Сказав нам, что нет больше той любви, как кто душу свою положит за други своя ( Ин. 15:13 ), Он и на деле положил за нас Свою душу и тем проявил неизреченную Божественную любовь к нам. Эта-то Любовь оказалась сильнее её (смерти), столь доселе всесильной и как будто непобедимой. Исполнилось проречённое: Смерть! Где твое жало! Ад ! Где твоя победа? ( Ос. 13:14 ; 1Кор. 15:55 ). Ибо «во гробе плотски, во аде же с душою яко Бог», Христос телом был во гробе, но душой в это же время, яко Бог совершая дело, любви и победы в самом таинственном и страшном месте в аду, оживив там умерших и им проповедав ( 1Пет. 3:18–19 ). В недрах самой смерти, т. е. в мертвенном теле Христа пребывал Источник жизни, Который делал это тело «живоносным», не причастным тлению (разложению). О пребывании тела Христова во гробе так говорится в чине «Непорочных» и в Пасхальном каноне: «Мертвость Твою нетленную Христе, Мати Твоя зрящи» (из второй статьи). «Тело живоносное Иосиф погребает с Никодимом» 52 О «теле живоносном и погребённом» поётся в пасхальном каноне (икосе). В тех же церковно-богослужебных источниках смерть Христа называется сном, т. е. временным, скоропреходящим явлением. «Уснул еси Христе естественно животным сном» 53 . «Уснул мало, и оживил еси умершие» 54 . «Плотию уснув яко мертв, Царю и Господи», – вещает пасхальный канон 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Во дни Ветхого Завета безжизненное тело считалось источником нечистоты и осквернения. «Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека , – говорил закон, – нечист будет семь дней… Всякий, прикоснувшийся к мертвому телу какого-либо человека умершего и не очистивший себя, осквернит жилище Господа; истребится человек тот из среды Израиля» ( Числ. 19, 11, 13 ). Лишь в исключительных случаях телесные останки праведных людей становились средствами чудесных явлений силы Божией. Так, в 4-й книге Царств рассказывается о следующем происшествии: «Умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар. 13, 20–21 ). В Новом Завете, после живоносного Христова Воскресения, ставшего залогом и непреложным основанием веры в будущее воскресение мертвых (см. 1Кор. 15, 12–23 ), решительно изменился взгляд на телесную смерть христианина и на состояние тел умерших в вере и надежде воскресения к вечной жизни. Тела всех живущих достойно христиан суть, согласно учению апостола Павла, храмы Духа Святого, члены Христовы (см. 1Кор. 6, 15, 19 ; сравн.: 1Кор. 3, 16–17 ) по силе, очевидно, совершенных над этими христианами таинств крещения, миропомазания, причащения и других. По этой причине и в надежде на грядущее общее телесное воскресение, телу почившего христианина Церковь воздает почести, предписывая совершать над умершим чин погребения, благословляя обычаи омовения и облачения в чистые одежды, возложения на чело умершего венчика, возжжения у гроба светильников, каждения фимиамом… Но если так, то тем более естественно почитать телесные останки святых, которые еще при жизни подверглись глубокому очищающему воздействию благодати Божией: их тела, без сомнения, и по смерти продолжают оставаться священными сосудами этой благодатной Божественной силы. Подтверждением этой уверенности служат нередко очевидно являемые знаки прославления Богом тел умерших праведников: нетление их святых мощей, чудеса от мощей совершаемые и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Воскрес Христос, и обрела Пречистая Своего Жениха и Сына. Но еще не навсегда. Ей предстоит еще странствование на земле, а Ему надлежит уже взойти в небесную славу. Видели очи Ее Воскресшего, облобызала душа Ее благовониями помазанного. И теперь душа Ее отпускает Его: Беги, возлюбленный мой; будь подобен серне или молодому оленю на горах бальзамических! (8:14). На восток от Иерусалима – гора Елеонская, гора бальзамическая , гора, покрытая маслинами, источающая елей, всех недугующих исцеляющий. И вопиет Богородица: Беги, Возлюбленный Мой ; Сыне и Женише Мой, беги , возносись на Небо и будь подобен серне и молодому оленю на горах бальзамических ! Пасись на горних высотах одесную Отца Твоего, ибо Тебе надлежит быть в том, что принадлежит Отцу Твоему ( Лк. 2:49 ), оттуда будем ожидать бальзам и аромат Духа Твоего Святого! Успение Пречистой Девы. Восхождение в небесную славу Иудейская злоба, распявшая Христа, обратилась и на Его Пречистую Матерь. И, когда святые апостолы совершали погребение Матери Господа и звучали их торжественные песнопения, первосвященники и книжники иудейские, пылая злобою ко всему, что напоминало Христа, послали слуг своих, чтобы те разогнали шествие, а самое тело Пречистой сожгли. Сыновья матери моей разгневались на меня (1:5). Иудеи именуются сыновьями матери Пречистой, ибо и они, и Она были детьми ветхозаветного храма и синагоги, детьми одного народа. Но не возлюбили они Ее, разгневались на Нее. А некий священник Афония пытался даже опрокинуть Ее погребальный одр. Однако не попустил Небесный Жених сего надругательства и не только сохранил Ее тело от злобствующих иудеев, но Царь ввел меня в чертоги свои (1:3). Небесный Царь и возлюбленный Жених исхитил Ее от злобствующих иудеев, от тлена земного мира и, не душою только, но и телом, ввел в Небесные чертоги Свои . Она вошла в небесную славу Жениха и Сына Своего. Предстательница перед Богом. Живоносный Источник благодати Ушла в небесную славу Пречистая. Но и «во успении мира не оставила еси, Богородице». Ушла Пречистая в Небесный Чертог Сына и божественного Жениха Своего, а верные люди вопиют Ей: Оглянись, оглянись, Суламита! оглянись, оглянись, – и мы посмотрим на тебя! (7:1). Оглянись, и мы посмотрим на Тебя – «лицу Твоему помолятся богатии людстии» ( Пс. 44:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Всякий грех несет в себе боль и скорбь, скорбь и теснота всякой душе человека, делающей зло ( Рим. 2:9 ). Самые острые страдания – от греховного властолюбия, самолюбия, ревности, зависти. Люди часто не видят, что истинная причина их скорбей – в них самих; в глубине своего падения они теряют способность различать добро и зло. Таких духовнику следует не только утешать, но и увещевать, он должен с мудрой проницательностью отыскать зловредное семя греха, чутко и мягко, чтобы не ожесточить сердце согрешившего, указать на него, как на корень страдания. Святитель Тихон Задонский (1724–1783) учил: «Одним оком взирай на милосердие Божие, а другим – на правду Его». Между страхом Божиим и упованием на Его непреходящую милость и лежит единственно верный путь ко Спасению. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир ( Ин. 16:33 ). Этот завет Спасителя известен каждому христианину. Но в муках физической боли или горя утраты эти слова как бы тускнеют для человека, утрачивают свою живоносную силу. Собственно говоря, задача пастыря и состоит в том, чтобы заново возжечь их в сердце безвинно страдающего, расчистить в его душе пути для вечно текущего Источника воды живой. Кажется ли тебе, что страдание твое невыносимо, боль нестерпима? Вспомни, что Господь каждому дает по силам его, и твоя боль есть мера любви Божией к тебе. Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему ( Притч. 3:12 ). Обратись к Нему, и обретешь в себе достаточно стойкости, чтобы не только перенести испытание, но и выйти из него обновленным. «Если опасность, бедствие, скорбь колеблют твое мужество, истощают твое терпение, – помяни Матерь Божию, стоявшую при Кресте Его», – эти слова принадлежат митрополиту Московскому Филарету (1782–1867). Сам Господь Иисус Христос подъял тягчайшие скорби, за Ним – апостолы, святые и все истинные христиане. Если бы вы были от мира, то мир любил бы себе; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир ( Ин. 15:19 ). Безболезненными в этом мире остаются лишь чада его, твое же безвинное страдание есть знак твоей обрученности Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Господь наш Иисус Христос пришел к Иоанну креститься не для того, чтобы омыться от грехов, так как был безгрешен и чист, но чтобы Своим погружением в Иордан освятить воды реки, наделить их Своей энергией и силой, сделать их животворными и живоносными. В книге Деяний Апостольских приводятся слова Господа, Который Сам об этом говорит: Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым ( Деян.1:5 ). Только после Пятидесятницы было установлено Крещение христианское — это Крещение Духом Святым, которое дает прощение всех грехов, обновляет человека, дает ему новые дары. Каждый из нас, когда был крещен, оставил в этой воде поврежденность человеческого естества, которая именуется прародительским грехом, грехом Адама. Мы несем на себе не вину за грех Адама, потому что мы не участвовали в его беззаконии перед Богом, но как от зараженного источника течет зараженная вода, так и через грех Адама мы унаследовали духовную порчу, склонность ко греху — так называемый первородный грех. Блаженный Августин говорит: «Пусть никто не мыслит, что грех первых людей мал и легок, потому, что состоял во вкушении плода с древа, и, причем плода не плохого, не вредного, а лишь запрещенного заповедью по требованию послушания — такой добродетели, которая у разумных существ является матерью и хранительницей всех добродетелей». Это означает, что и первородный грех Адама, подобно семени, содержит в себе все прочие грехи. По словам святого Иоанна Дамаскина , после того как Адам преступил заповедь, он потерял доверие у Бога и свое к Богу, был лишен Его благодати, изгнан из Рая и покрыл себя суровостью мучительной жизни, конец которой — смерть и тление. Каждый человек, рожденный после Адама, нес в себе эту язву греха, как бы раковую клетку, которая передавалась по наследству, и не было возможности исцелиться, не было сил вернуть любовь Божию и прощение грехов. Самое впечатляющее объяснение того, что происходит при Крещении, имеется у блаж. Диадоха Фотики йского: грех или греховность всех потомков Адама есть, по сути, проявление того единения диавола и человека, которое произошло после падения и о котором человек чаще и не подозревает. И только в Таинстве Крещения этот союз разрывается и создается новый — единение крещаемого с Господом Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/propovedi/dorogoj-spase...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010