Пятница Светлой Седмицы — 3 мая в 2019 году. Живоносный источник В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя. 28 апреля, 2006 В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя. Пятница Светлой Седмицы — 3 мая в 2019 году. Живоносный источник В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя. Воин Лев, ставший впоследствии императором (455- 473), в роще, посвященной Пресвятой Богородице встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос Пресвятой богородицы, которая указала ему на источник и велела приложить тину из тех вод на глаза слепцу. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм — свидетельство о чудесной силе источника. После падения Константинополя храм был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834-1835 гг. В память этого чуда в день Иконы Божией Матери Живоносный источник совершается малое освящение воды — оно происходит в течение года неоднократно, великое освящение воды совершается только в праздник Крещения (Богоявления) Иконографически образ Божией Матери Живоносный Источник восходит к византийским изображением типа Владычица Победодательница, который в свою очередь восходит к изображению типа Знамение. Первоначально икона Живоносный Источник передавалась в списках без изображения источника, позднее в композицию была включена чаша (фиала), а после — также и водоем и фонтан.

http://pravmir.ru/pyatnica-svetloj-sedmi...

В память этого чуда в день иконы Божией Матери «Живоносный источник» совершается малое освящение воды В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери «Живоносный источник». Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца в середине V века у источника недалеко от Константинополя. Содержание статьи Икона Божией Матери «Живоносный источник» Воин Лев, ставший впоследствии императором (455- 473), в роще, посвященной Пресвятой Богородице, встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос Пресвятой Богородицы, которая указала ему на источник и велела приложить тину из тех вод на глаза слепцу. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм — свидетельство о чудесной силе источника. После падения Константинополя храм был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834-1835 гг. В память этого чуда в день иконы Божией Матери «Живоносный источник» совершается малое освящение воды — оно происходит в течение года неоднократно, великое освящение воды совершается только в праздник Крещения (Богоявления). Иконографически образ Божией Матери «Живоносный источник» восходит к византийским изображениям типа «Владычица Победодательница», который в свою очередь восходит к изображению типа «Знамение». Первоначально икона «Живоносный источник» передавалась в списках без изображения источника, позднее в композицию была включена чаша (фиала), а после — также и водоем и фонтан. На Светлой седмице богослужение наполнено радостными пасхальными песнопениями, отменяется пост в среду и пятницу, вся литургия служится с открытыми Царскими вратами и после каждой литургии совершается крестный ход. В этот же день на литургии читается Евангелие об изгнании торгующих из храма. Явление иконы Божией Матери «Живоносный источник» В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

http://pravmir.ru/ikona-bozhiey-materi-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» [греч. Ζωοδχου Πηγ; «Живоприемный Источник»], образ Божией Матери. Иконография связана с прославлением целебного источника за городской стеной К-поля у Силиврийских ворот, на месте к-рого, по преданию, в V в. имп. Лев I основал «Живоносный источник», с предстоящими праведными Иоакимом и Анной. Роспись ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) мон-ря Вронтохион в Мистре. Ок. 1322 г. «Живоносный источник», с предстоящими праведными Иоакимом и Анной. Роспись ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) мон-ря Вронтохион в Мистре. Ок. 1322 г. «Живоносный Источник» иконы Божией Матери монастырь . Текст Анонима X в. о чуде обретения источника и 47 случаях исцеления от него (De sacris aedibus… P. 878-889) стал основой сочинения византийского церковного историка Никифора Каллиста Ксанфопула, написанного между 1306 и 1328 г. (Λγος διαλαμβνων…). В добавлении к тексту Анонима Никифор Каллист сообщил о прекращении чудес от источника в годы латинского управления К-полем (1204-1261) и Лионской унии (1274), заключенной имп. Михаилом VIII Палеологом (1259-1282), и об их возобновлении (15 чудес) после вступления на престол имп. Андроника II Палеолога (1282-1328). Пересказывая источник X в., Никифор Каллист упоминает 2 чудотворных образа Божией Матери. Один из них находился в главном нефе монастырского храма и, очевидно, являясь частью композиции «Благовещение» (у колодца?), был парным изображению арх. Гавриила. Другой помещался в крипте, рядом с источником. По преданию, именно от этого образа получила исцеление от бесплодия жена имп. Льва VI Мудрого Зоя Карвонопсина: «Отмеренный моток шелка, равный по длине образу Богоматери, что справа (от образа) Спасителя нашего в Катапиги (крипте), опоясан был вокруг (ее лона), по милости (Богоматери) она зачала славного императора Константина (VII Багрянородного)» (цит. по: Тэлбот. 1996. С. 118). Из описаний неясно, в какой технике (мозаика? рельеф?) было выполнено изображение.

http://pravenc.ru/text/182259.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАДОНСКИЙ ТЮНИН (ТЮНИНСКИЙ) БОГОРОДИЦЕ-ТИХОНОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ЗАДОНСКИЙ ТЮНИН (ТЮНИНСКИЙ) БОГОРОДИЦЕ-ТИХОНОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Липецкой епархии), находится в 5 км севернее г. Задонска Липецкой обл., на левом берегу р. Дон, близ дороги, соединяющей задонский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской и задонский Тихоновский в честь Преображения Господня женский монастыри . По преданию, землями, на к-рых позже расположился З. м., в разное время до XVIII в. владели Богородицкий мон-рь и семья Тюниных, в связи с чем местность называлась Тюнино. Считается, что на месте будущей монастырской ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Ф. Тюнин имел пчельник с колодцем, и настоятель задонского Богородицкого монастыря игум. Прохор обращался к царю Михаилу Феодоровичу с челобитной о возврате этой земли ( Болховитинов. 1912. Вып. 11. С. 110; Геронтий (Кургановский). 1873. С. 12; Нольде. 1865. С. 2-5). С 70-х гг. XVIII в. Тюнино принадлежало г. Задонску. 1813-1861 гг. Основание З. м. связано с почитанием еп. Воронежского и Елецкого свт. Тихона Задонского . В период пребывания на покое в Богородицкой обители в 1768-1783 гг. святитель уединялся недалеко от лесного источника. Подвижник, рассказывая о Тюнине своим келейникам, замечал, что это «святое и весьма приятное» место «утешает дух... радостью точно рай земной» ( Казанский. 1871. С. 55-56). Вскоре в полутора верстах на север от слободы Тёшевки, на высоком берегу р. Дон, в густом лесу, с оврагом над Тюнинским источником поставили деревянную, а затем каменную часовню (Запись исцелений, совершившихся при гробе угодника Божия свт. Тихона до открытия св. мощей его: Ркп.//ВКМ. 4338-2. Л. 6 об.). Позднее, в нач. XIX в., сюда были переселены крестьяне пригородной слободы Арканы, или Тёшевки.

http://pravenc.ru/text/182473.html

Саров. Успенская пустынь. Церковь иконы Божией Матери " Живоносный источник " (старая). Зимний храм Живоносного Источника /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: " Живоносный источник " иконы Божией Матери Год постройки:Между 1748 и 1758. Расширен и перестроен в 1843-1846. Год утраты:1953 (взорвана) Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Саров, на территории Саровской Успенской пустыни Координаты: 54.925461, 43.32787 Проезд:на месте восстановленной церкви иконы Божией Матери " Живоносный Источник " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Пресвятой Богородицы, Живоносного Ее Источника была освящена 16 июня 1706 года (по новому стилю 29 июня). Эта дата считается днем рождения Саровской обители. Первая церковь – деревянная – была построена всего за 50 дней, в глухом лесу, при отсутствии денежных средств. На помощь братии пришли жители окрестных селений, которые безвозмездно трудились на строительстве, а потом жертвовали церковную утварь, иконы, ризы, богослужебные книги, колокола. Иван Васильевич Масленков, арзамасский посадский человек, подарил главную святыню храма – икону Пресвятой Богородицы, Живоносного Ее Источника в серебряном окладе. Церковь оставалась главной в Саровской пустыни до 1744 года. При настоятеле Филарете в 1748 году было начато строительство каменного здания храма сначала с одной, а затем с пятью главками. Внутри его украсила богатая роспись в виде картин на библейские сюжеты. У стен храма были похоронены братия и видные благотворители Саровского монастыря. 11 октября 1758 года церковь освятил епископ Тамбовский и Шацкий Пахомий. Первоначальный размер храма был 20,5х31 м. Археологи в 2018 году зафиксировали три этапа его строительства и датировки пристроек к храму, его окончательный размер составил 20,5х47 м, высота вместе с куполом и крестом – 43 метра. Западный притвор был завершен в 1843-1846 годы, там находился фонтан, символизирующий собой Живоносный Источник. При раскопках обнаружили канал для отвода воды из него.

http://sobory.ru/article/?object=54491

Домодедово. Церковь Космы и Дамиана в Меткине. Космодамианская церковь, церковь иконы Божией Матери " Живоносный источник " Карта и ближайшие объекты На этом месте еще в XVII веке стояла деревянная церковь Космы и Дамиана, сгоревшая в 1701 году. В 1847-1848 годах была выстроена нынешняя церковь, посвященная иконе Божией Матери " Живоносный Источник " (главный престол освящен в 1866 г.). В советское время храм был закрыт, а после возвращения его церкви в 1990-х годах, был вновь освящен (4 ноября 2003 года), причем главный престол был освящен уже в честь Космы и Дамиана, а приделы - в честь иконы Божией Матери " Живоносный источник " и в честь св. Архангела Михаила. С этим связано двойное наименование церкви. Впрочем, как говорит информация на официальном сайте Домодедовского благочиния, храм и в XIX веке именовался " по старинке " Космодамианским, несмотря на посвящение главного престола. Архитектура храма сочетает черты классицизма (так, основной объем завершен ротондой с большим куполом) и псевдорусского стиля (шатровая колокольня, килевидные кокошники в основании купола и оформлении фасадов). Существовавшая ранее церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Меткине. В начале XVII ст. в селе Меткине была церковь Космы и Дамиана. В писцовых книгах 1627 – 28 гг. о ней говорится: «вотчина Рождественского девичья монастыря, что на Москве, у Трубы, село Меткино, а в селе церковь Козма и Домиян древяна, клетцки, а в церкви образы и свечи, и книги, и всякое церковное строенье монастырское и приходных людей; у церкви во дворе поп Иван Данилов, во дворе церковный дьячок Левка Данилов, во дворе пономарь Ивашко Алексеев, во дворе просвирница Овдотья Олферова; церковной земли по 12 четьи в поле, сена 10 копен, лес вообще у всего села». Под 1646 г. значится: «в селе Меткине церковь Николая чудотворца и Козмы и Дамиана, у церкви во дворе поп Иван Иванов». В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа 1680 г. написано: «29 июля по досмотру князя Ивана Андреевича Шелешпальского, церковь Козмы и Дамиана в селе Меткине древянная, старая, а по сказке той церкви попа Афанасия Иванова, та де церковь Пехрянской десятины, Тухачевской волости, строение старое, мирское, а пашни церковной земли у него, попа, во владении 6 четьи в поле, сена 10 копен…».

http://sobory.ru/article/?object=02603

Закрыть itemscope itemtype="" > Вечная память! Отошёл ко Господу один из наиболее заслуженных клириков Москвы протоиерей Георгий Бреев 29.04.2020 2750 Время на чтение 4 минуты Сегодня в московской больнице умер один из наиболее заслуженных клириков Москвы , настоятель храма Рождества Богородицы в Крылатском протоиерей Георгий Бреев . Он проходил лечение от легочной инфекции. «Помолитесь о новопреставленном протоиерее Георгии, ушел ко Господу только что», — написал в Facebook его сын Николай Бреев. Редакция «Русской народной линии» скорбит вместе с родными, близкими и паствой отца Георгия. Упокой, Господи, душу новопреставленного раба Твоего протоиерея Георгия, прости ему вся согрешения вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное! В начале апреля отец Георгий попал в больницу с двусторонней пневмонией. Согласно записи его сына от 25 апреля, «последние полторы недели у отца Георгия было тяжелое состояние, несколько дней он находился на ИВЛ в состоянии искусственной комы». После чего наступило кратковременное улучшение ситуации, во время которого больной начал самостоятельно дышать и говорить, пишет Православие.ru . Особой радостью для отца Георгия стало свидание с супругой 24 апреля, в день празднования иконы Божией Матери «Живоносный Источник», который был особенно дорог почившему, в течение 20 лет, с 1990-го под 2009-й годы, настоятельствовавшему в храме храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне. Краткая биография: Георгий Павлович Бреев — митрофорный протоиерей Русской Православной Церкви, известный духовник, публицист, кандидат богословия. Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском (1998—2020), бывший настоятель храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (1990—2009). Являлся одним из главных духовников священства города Москвы (в последние годы был духовником Западного викариатства) и дважды в год исповедовал московское духовенство и принимал ставленнические исповеди перед хиротонией. Отец Георгий родился в Москве 8 января 1937 года в неверующей семье. Его отец Павел (ум. 1971) был родом из Тульской губернии, окончил церковно-приходскую школу, однако после приезда в Москву в 1935 году вступил в ВКП(б). Мать будущего священнослужителя родилась в крестьянской семье в Рязанской губернии. После приезда в Москву она познакомилась с Павлом Бреевым, овдовевшим после смерти первой жены и имевшим двоих сыновей.

http://ruskline.ru/politnews/2020/04/29/...

Липецк. Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Древне-Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Древне-Успенская церковь — памятник архитектуры республиканского значения конца XVII века — самая древняя постройка на территории города. Расположена она на бывшей слободе “Монастырка”, получившей название по монастырю “Паройская пустынь”, основанному в начале XVII века. Древне-Успенская церковь по своей архитектуре весьма необычна. Храм бесстолпный и бесколокольный, построен в стиле русского барокко, стоит над святым источником, где, по древнему поверию, явилась чудотворная икона Божией Матери «Живоносный источник». Древне-Успенским храм стал называться после сооружения в 1839 году на западной окраине Липецка кладбищенского храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. Во времена Советской власти в Липецке, драгоценная утварь храма была изъята. В 1996 году здание церкви было отдано верующим. В 2003 году Древне-Успенскую церковь преобразовали в Свято-Успенский липецкий мужской епархиальный монастырь. С февраля 2008 года монастырь находится под опекой мэрии Липецка. Древне-Успенская бесприходная, бывшая Паройская пустынь, находится в слободе Монастырке. Местное наименование церкви от бывшего в этом месте монастыря – «Монастырская церковь» или просто «Монастырка». Церковь каменная, настоящая – холодная, придельная – теплая. Императорским Российским Археологическим Обществом отнесена к числу памятников первой половины XVII века. Престолов два: в настоящей - Успения Божией Матери и в приделе – св. Николая чудотворца. Самостоятельный причт при церкви открыт в 1875 г. Имеются: местно-чтимая за чудотворную икона Божией Матери «Живоносный Источник», Евангелие издания 1694 г., крест старинный, кипарисовый, с мощами преподобной Евфросинии, октоих в двух книгах 1699 г. и месячные минеи 1705 г. На юго-востоке от церкви, под горой, деревянная часовня, построенная вновь в 1878 году над источником, при котором, по преданию, чудесно явилась икона Божией Матери «Живоносный Источник».

http://sobory.ru/article/?object=00984

Москва. Церковь иконы Божией Матери " Живоносный источник " на Святом озере. Храм на Святом озере Карта и ближайшие объекты Кирпичное здание бывшей насосной станции. Передано Русской Православной Церкви в 2004 году. Здание отреставрировано и перестроено. Малое освящение храма совершил 16 апреля 2011 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Дмитровский Александр. 28 сентября 2014 года управляющий Восточным викариаством епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон совершил чин освящения крестов на куполах храма иконы Божией Матери " Живоносный источник " на берегу Святого озера. По преданию, когда-то на месте озера была небольшая церковь и при ней жил священник, который совершал службу. Неподалеку стоял дремучий лес, где подвизался пустынник Вукол. Однажды во время сна ему было видение, что на том месте, где ныне находится Кремль, возникнет град Москва и что его ожидает великая слава, хотя он и понесет много испытаний от нашествий врагов и пожаров. Долго размышлял Вукол о своем видении, а потом пошел в пустынное село Косино и поведал о своем видении священнику. Тогда оба они вошли в церковь и со слезами молили Бога и Пречистую Матерь за весь православный народ и за будущий град Москву. Священник начал совершать Божественную литургию; во время Херувимской песни над ними явилась Божия Матерь, и церковь стала опускаться в землю, из земли выступила вода, и образовалось озеро. По преданию, водами этого озера лечили свои раны воины, возвращавшиеся с Куликовской битвы. На Косинское триозерье Петр I переносил свой флот из Измайловского пруда и Яузы, здесь у восточного берега, рядом с усадьбой Телепневых, были устроены пристани. В 1717 году Петром I была подарена косинскому храму икона, привезенная графом Борисом Петровичем Шереметевым, из города Модены (Италия), получившая поэтому название «Моденская». Сейчас на месте усадьбы возле храмового комплекса стоит трикотажная фабрика, а насосная станция на Святом озере переделана в церковь. Люди верили, что под волнами озера не умолкает молитва святых старцев за православный народ и за град Москву и что эта молитва угодна Богу... Озёра были предметом ряда исследований в области лимнологии. Много трудов по изучению Косинских озер хранятся в библиотеках Берлина, Хельсинки, Стокгольма. В профильных справочниках, изданных в Вашингтоне и Лондоне, имеются данные о Косинских озёрах.

http://sobory.ru/article/?object=29403

Рига. Церковь Александра Невского в честь победы России над Наполеоном. Rgas Svt labticg kaza evas Aleksandra pareizticgo baznca Карта и ближайшие объекты Церковь в стиле классицизма была построена на С.- Петербургском форштадте города, вместо ранее стоявшей вблизи этого места церкви в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», сожженной с предместьем в 1812 году, во время приближения к Риге наполеоновской армии. Здание деревянное, центрической композиции, с тремя ризалитами-портиками. Центральное пространство перекрыто деревянным куполом на круглом барабане, опирающемся на 6 пар круглых колонн. Стены выполнены из бревен, поставленных вертикально, оштукатурены. Вероятно, за основу для строительства был принят образцовый проект, переработанный Лифляндским губернским архитектором Брейткрейцем. Отдельно стоящая каменная колокольня построена в 1863 году. История Рижского Александро-Невского прихода берёт начало в тридцатых годах XVIII столетия. Тогда в Петербургском предместье находился Рижский гарнизонный госпиталь, основанный ещё в ходе войны со шведами по велению Петра I. Для этого лечебного учреждения в 1731 году была построена церковь во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник». Распологалась она на углу улиц Никольской (К.Валдемара) и Гертрудинской. Здесь на протяжении полувека формируется один из самых почитаемых духовных православных центров города. Война 1812 года приносит тяжелейшие испытания Риге. Вместе с Петербургским форштадтом подвергается разрушению и церковь «Живоносный источник». Прихожане этой части города вскоре начинают сбор средств на строительство новой церкви св. Благоверного Великого Князя Александра Невского в честь победы России над Наполеоном. Закладка её состоялась в 1820 году. Храм возводился деревянный и строился в течении пяти лет. Время сохранило имена главных строителей храма. Стараниями купцов Павла Грачёва, Михаила Бадрова и Михея Попадьина 31 октября 1825 года состоялось освящение храма. Торжественный молебен с водосвятием совершил по благословению архиепископа Псковского Евгения протоиерей Иоанн Дьяков в сослужении местного священника Симеона Поспелова. В последующие годы храм частично обустраивался. На хорах в 1845 году был устроен придел Сретения Господня. Вне здания в 1863 году была построена каменная колокольня. Её самый большой колокол весил более 2-х тонн.

http://sobory.ru/article/?object=06105

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010