Чем руководиться в выборе переложений? Уже указанными принципами: пение должно объединять верующих и служить к их назиданию. Это находит для себя основание в Священном Писании. Святой апостол Павел в первом Послании к Коринфянам пишет: «Ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию Церкви… Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть… истолкование, — все сие да будет к назиданию» ( 1Кор. 14; 12, 26 ). Некоторые коринфские христиане любили говорить на собраниях на иностранных языках. Их апостол Павел не одобряет: «Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается. Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» ( 1Кор. 14:17–19 ). Применяя принцип назидательности к многочисленным и разнообразным переложениям, следует для богослужебных целей преимущественно пользоваться переложениями в самом простом, ясном русском стиле, где мелодия не повреждена и звучит ясно, гармонизация — самая легкая и естественная. Русский народ за три почти века существования у нас партесного, то есть четырехголосного, пения так сильно привык к гармоническому сложению, что сопровождающая мелодию партия возникает в слухе и на устах поющих само собой, инстинктивно и бессознательно со стороны поющего. Гармонизация мелодии терциями в другом голосе, с легким аккомпанементом на главных ступенях у баса, вполне удовлетворяет современного русского певца и даже радует его. Доказательством служит жизненность написанных по такому способу переложений протоиерея Петра Турчанинова. Примерами любимой всеми простой, чистой и ясной гармонизации церковных распевов в русском стиле, кроме произведений протоиерея Петра Турчанинова, являются переложения Д.С. Бортнянского, «Достойно есть…» М.А. Балакирева киевского распева, переложения Г.Ф. Львовского, литийные стихиры, стихиры Пасхи, «Достойно есть…» и целый ряд произведений Д.М. Яичкова и многие другие. Что можно иметь против сложной гармонизации древних распевов?

http://azbyka.ru/o-cerkovnom-penii

76. Кто хочет давать милостыню в надлежащем порядке, тот должен начать с себя самого и прежде всего дать милостыню самому себе. Ибо милостыня есть дело милосердия и весьма справедливо сказано: «Пожалей душу твою, угождая Богу» ( Сир. 30:24 ). И возрождаемся мы для того, чтобы угождать Богу, Которому, по справедливости, не угодно то, что унаследовали мы с рождением. Первая милостыня есть та, какую мы даем себе, потому что мы самих себя нашли достойными сожаления по милости милосердного Бога, исповедуя праведный суд Его, по которому мы стали достойными жалости, о котором говорит апостол: " Суд из одного во осуждение» ( Рим. 5:16 ), и благодаря за великую любовь Его, о коей тот же известитель милости говорит: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 5:8 ), чтобы и мы правильно думая о нашем удобстве и любя Бога той любовью, какую Он Сам даровал нам, жили бы благочестиво и праведно. Фарисеи, оставив этот суд и любовь Божью, давали десятину для милостыни ото всех, даже самых ничтожных плодов своих; и только не давали милостыни, начиная с себя, оказывая сострадание к самим же себе. По причине такого порядка любви сказано: «Возлюби... ближнего твоего, как самого себя» ( Лк. 10:27 ). Следовательно, когда Он порицал их за то, что они очищали себя извне, внутри же были полны хищения и неправды, напоминая о некоторой милостыни, которую человек должен прежде всего дать себе самому, чтобы очиститься внутренне, тогда и говорил: «Однако же подавайте... милостыню из того, что у вас есть в избытке, и вот – все... чисто у вас» ( Лк. 11:41 ). Потом, чтобы показать то, о чем Он напоминал и что сами они не старались делать, чтобы не подумали они, что их милостыни Ему неизвестны, Он говорит: «Но горе вам, фарисеям» как бы говоря: «хотя Я напоминал вам, что нужно давать милостыню, благодаря которой у вас все было бы чисто, но «горе вам, ...что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей» – эти ваши милостыни Я знаю, – «и нерадите о суде и любви Божией» каковою милостыней вы могли бы очиститься от всякой внутренней нечистоты так, что у вас были бы чисты и тела, которые вы омываете»; ибо это есть все и внутреннее и внешнее, как в другом месте читаем: «Очисти... внутреннее... и внешнее ...чисто будет» ( Мф. 23:26 ). Но чтобы не казалось, что Он отверг милостыни, совершаемые от плодов земных, Он говорит: «Сие надлежало делать» то есть суд и любовь Божию, «и того не оставлять» (Лк

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   б) С этим вместе оно служит для нас учреждением и знамением Нового Завета и нового союза нашего с Богом во Христе, Которого Ветхий Завет служит только преобразованием. «Сия есть Кровь Моя Нового Завета, — говорит Спаситель, — ...сия чаша Новый Завет Моею Кровию» (Мф.26:28; 1Кор.11:25; сн. Евр.9).    в) Далее цель его — теснейшее соединение с Христом и между собой. «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем» (Ин.6:56). «Едино тело есмы мнози, вси бо от единого хлеба причащаемся» (1Кор.10:17).    г) Кроме того, оно служит для нас очистительной и умилостивительной жертвой за грехи наши, и не за наши только, но и за грехи всего мира, и вместе благодарственной жертвой за все, что имеем от Бога: ибо Господь, прияв хлеб, прежде хвалу воздал и благодарил Бога и потом, преподавая Тело Свое, сказал: «Сие есть Тело Мое, за вас преломляемое во оставление грехов» и, преподавая чашу, сказал: «Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов», ибо у нас нет ничего, чем бы могли или достойно возблагодарить Бога за Его милости, или умилостивить Его за грехи наши.    д) Наконец, оно служит для нас залогом бессмертия и вечной жизни. «Аще не снесте Плоти Сына человеческого, не пиете Крови Его, живота не имате в себе. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день... Отцы ваши ели манну в пустыне и померли, а ядущий хлеб сей жить будет во век» (Ин.6:53—54, 58—59). Понятно, что столь высокое таинство должно требовать и особенных условий с нашей стороны; оно требует полного сосредоточения в самих себе, строгого самоиспытания своей совести и всецелой готовности к принятию его. Апостол кратко выразил все это в следующих словах: «Да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет: ядый бо и пияй не достойно, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня» (1Кор.11:28—29). Разбор мнений безпоповцев о Таинстве Причащения.    Таинство Причащения Тела и Крови Христовой есть одно из важнейших средств в деле спасения. Господь наш Иисус Христос, повелевая вкушать Свое Пречистое Тело и пить Свою Честную Кровь, ясно и решительно указывает на необходимость этого таинства для получения жизни вечной или вечного спасения: «Аз есмь хлеб животный, — сказал он иудеям, — Иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки и хлеб, его же Аз дам, Плоть Моя есть» (Ин.6:51, зач. 23). «Аще не сиесте Плоти Сына человеческого, ни пиете Крови Его, живота не имате в себе. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, имать живот вечный: и Аз воскрешу его в последний день» (Ин.6:53—54, зач. 23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3072...

А Царствие Божие есть обретение по благодати благ, которые естественным образом свойственны Богу. Первое [обретается] при конце сущих, а второе [обретается] мысленно после этого конца. 91. Слова: Приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2) не означают, я думаю, уменьшения времени. Ибо [Царствие Божие] не придет приметным образом; и не скажут: " вот, оно здесь " или: " вот, там " (Лк. 17:20-21), но Оно зависит от [внутренней] связи с Ним достойных, соответствующей их душевному предрасположению к этому Царству. Ведь Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21). 92. Царствие Бога и Отца в возможности есть во всех верующих, но в действительности Оно - только в тех, кто целиком отказался от душевного и телесного расположения ко всем [проявлениям] жизни по естеству, стяжав себе жизнь духовную, и кто может сказать: И уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2:20). 93. Царство Небесное, как говорят некоторые, есть жизнь достойных на небесах; другие - что Оно есть равноангельское устроение спасаемых; третьи - что сам вид божественной красоты носящих образ небесного (1 Кор. 15:49). Все три мнения, как мне кажется, соответствуют истине. Ибо будущая благодать даруется всем, соразмерно качеству и количеству праведности в каждом. 94. Если кто мужественно и долго проходит до конца божественные брани согласно деятельному любомудрию, то он приходит в мир от Отца через [исполнение] заповедей и удерживает в себе Слово [Его]. А когда он, явив себя победителем страстей и бесов, прекращает борьбу с ними, происходящую во время [духовного] делания, и переходит посредством созерцания к умозрительному любомудрию, то [Бог] Слово позволяет ему покинуть мир и идти к Отцу. Поэтому Господь говорит ученикам: Вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога. Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу (Ин. 16:27-28). Возможно, что Господь называет здесь " миром " тяжкий труд добродетелей во время [духовного] делания; " Отцом " - премирное состояние ума, свободное от всякого вещественного помышления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/625/...

Алексей Зюков 14 ноября 2013г. 23:10 " Многие каждую субботу- воскресение присутствуют на вечерне, на утрене, поэтому, конечно, и ко Причастию стремятся. Мне это вполне понятно. "   Нет Ольго, тут Вы, и те кто так считают, делают серьезную ошибку. Роковую ошибку. Если человек стремится к Причастию только потому, что он часто бывает на службе - он в большой опасности. К причастию человек должен стремится потому, что хочет быть с Богом. Ищет с Ним встречи и хочет получить помощь в борьбе с грехом. Все. Иной причины нет. Если человек считает иначе, например, учитывая частоту посещения храма, то он по слову Иоанна Златоуста, " наблюдает сроки " , и тогда причащается, когда не готов, а когда готов - не причащается. Далее, " 53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни .  54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.  55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие .  56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. 57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною . 58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес . Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. (Иоан.6:53-59) " . Вот основание для причастия, и причастия как можно более частого - чтобы иметь в себе жизнь. " Но, при этом я считаю, что приступать нужно  достойно  (по церковной традиции) с многими молитвами (а не наспех вычитать, думая о делах насущных). " - Откуда кто знает, кто как приступает и готовится? Почему всех под одну гребенку? И что значит " достойно " ? Молитвы делают ли человека достойным встречи с Богом? Критерий Иоанна Златоуста - чистое сердце, читая совесть и безукоризненная жизнь. " Такие, пусть приступают всегда, а не такие - ни разу " . Да и кто достоин? Иоанн Златоуст: " вем,   я=ко   несмь   досто=ин,   ниже=   дово=лен,   да   под   кров   вни=деши   хра=ма   души=   моея=,   зане=же   весь   пуст   и   па=лся   есть " : Василий Великий: " Вем,   Го=споди,   я=ко   недосто=йне   причаща=юся   пречи=стаго   Твоего=   Те=ла   и   честны=я   Твоея=   Кро=ве,   и   пови=нен   есмь,   и   суд   себе=   ям   и   пию=,   не   разсужда=я   Те=ла   и   Кро=ве   Тебе=,   Христа=   и   Бо=га   моего=,   но   на   щедро=ты   Твоя=   дерза=я,   прихожду=   к   Тебе= " Эти Столпы православия, так о себе говорят!Будем после этого обсуждать нашу возможность достойного приготовления?

http://bogoslov.ru/article/3594846

Велики, говорит апостол ваши подвиги: только и мы пользовались не человеческим словом, и не был наш вход бездейственным, то есть без опасностей и искушений, и вообще без неприятностей. Ибо, как много раз сказано, опасности укрепляют веру; без них она была бы тщетной. Но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом. Избежав опасностей в Филиппах, мы Снова у вас впали в другие опасности. Смотри, как опять все приписывает Богу, сказав: дерзнули в Бог нашем, то есть одушевляемые Им. Ибо в учении нашем нет ни заблуждения. То есть наше учение - не обман. Ибо обманывающие не подвергают себя опасностям, а скорее вдаются в роскошь: я же подверг себя опасностям. Отсюда, таким образом, ясно, что мое учение не обманывает, и что не за человеческие дела я принимаю на себя опасности, а за божественные и непреложные. Ни нечистых побуждений. То есть я не учу чему-нибудь нечистому, как учат маги и волшебники. Ни лукавства. Ни стремления к возмущениям и переворотам, как делают последователи Февды. Но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим. Бог, говорит, удостоил нас и избрал, чтобы вверить нам Евангелие: Он не избрал бы, если бы не признал нас достойными. Посему мы и остаемся такими достойными, какими избраны были Им для столь великой проповеди. Угождая не человекам, но Богу, испытующему (οο) сердца наши. То есть мы делаем все это не для того, чтобы угодить вам, но желая угодить Богу, Который испытывает тайны (ибо οε теперь это означает), или потому, что Он постигает сердца и дает венцы. Никакой обманщик, лукавый и нечестивый человек не может Ему угодить. Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете. Так как он пред этим похвалил их, то чтобы похвала не сделалась подозрительной, он говорит: никогда я не льстил вам (что свойственно обманщикам), и теперь не льщу. Ни видов корысти: Бог свидетель! И не по страсти к деньгам мы проповедовали. Того, что я не льстил вам, и вы свидетели, а что я не корыстолюбив - Бог свидетель; ибо вам это неизвестно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1049...

Вот известная всем басня Льва Толстого «Старый дед и внучек». Дед слишком стар, зубы повыпадали, изо рта еда вытекает обратно, чашку он выронил, расколол… Вот и сажают его за печь, чтобы не портил картину в доме, выдали ему деревянную лоханку. А простодушный, но сообразительный внук уже мастерит из дерева такую же плошку своим родителям. И надо же, они устыдились, вернули старика к нормальной жизни в семье. Не пренебрегай человека в старости его, ибо и мы стареем (Сир. 8: 7), – простая, но очевидная библейская истина. Чтобы к тебе не приблизились волки, нужно самому не поступать как волк по отношению к слабым и немощным. Чтобы завтра к тебе относились достойно, сегодня сам относись достойно к другим. Сын! прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои. Оставляющий отца – то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою (Сир. 3: 12–16). Вот библейские основы для социальной помощи, защиты стариков. Благословение от Бога нисходит лишь за счет того, что ты поддерживаешь, а не отнимаешь, отдаешь, а не забираешь, трудишься сам для других, а не требуешь от них изнурительного труда. И все же боимся мы старости. Сторонимся ее, как мрачной двери, ведущей в подземелье, в мир теней и неведомых призраков. Разве есть при маленькой пенсии, после отнятых лет на труды, хоть какое-то утешение? Есть! Потому что есть Утешающий. Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе» (Ис. 41: 13). Старость вписана в Божий Промысл. Значит, есть в ее немощах и лишениях духовный смысл Старость вписана в Божий Промысл. Каждому возрасту даются от Бога свои испытания. И возраст пожилых не лишен своей проверки на прочность. Значит, есть во всех этих немощах, внешней скудости и лишениях какой-то духовный смысл. Если Бог попускает испытания, значит, через них нам надо пройти.

http://pravoslavie.ru/114303.html

Глава вторая 1Фес.2:1 . Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный; Велики, говорит апостол ваши подвиги: только и мы пользовались не человеческим словом, и не был наш вход бездейственным, то есть без опасностей и искушений, и вообще без неприятностей. Ибо, как много раз сказано, опасности укрепляют веру; без них она была бы тщетной. 1Фес.2:2 . но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом. Избежав опасностей в Филиппах, мы снова у вас впали в другие опасности. Смотри, как опять все приписывает Богу, сказав: «дерзнули в Боге нашем», то есть одушевляемые Им. 1Фес.2:3 . Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, То есть наше учение – не обман. Ибо обманывающие не подвергают себя опасностям, а скорее вдаются в роскошь: я же подверг себя опасностям. Отсюда, таким образом, ясно, что мое учение не обманывает, и что не за человеческие дела я принимаю на себя опасности, а за божественные и непреложные. ни нечистых побуждений, То есть я не учу чему-нибудь нечистому, как учат маги и волшебники. ни лукавства; Ни стремления к возмущениям и переворотам, как делают последователи Февды. 1Фес.2:4 . но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, Бог, говорит, удостоил нас и избрал, чтобы вверить нам Евангелие: Он не избрал бы, если бы не признал нас достойными. Посему мы и остаемся такими достойными, какими избраны были Им для столь великой проповеди . угождая не человекам, но Богу, испытующему: ( δοκιμζοντι ) сердца наши. То есть мы делаем все это не для того, чтобы угодить вам, но желая угодить Богу, Который испытывает тайны (ибо δοκιμζειν теперь это означает), или потому, что Он постигает сердца и дает венцы. Никакой обманщик, лукавый и нечестивый человек не может Ему угодить. 1Фес.2:5 . Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, Так как он пред этим похвалил их, то чтобы похвала не сделалась подозрительной, он говорит: никогда я не льстил вам (что свойственно обманщикам), и теперь не льщу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии. Так как он выше сказал, что он останется ради их успеха, то показывает теперь, что и он из этого извлекает некоторую пользу, именно, большее чрез них свое прославление, тем, что они благодаря его пришествию к ним, более преуспеют. Но что же? Пришел ли он к ним? Это неизвестно и составляет предмет спора. Только живите достойно благовествования Христова. Только того от вас требую, чтобы вы успевали в добродетели. Тот живет достойно благовествования, кто отрекся самого себя, взял крест и последовал Христу. Чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас. Говорит это не потому, что он изменил свое желание и как будто уже не намерен придти к ним. Но если бы, говорит, как-нибудь случайно и не пришел я, то могу и отсутствуя радоваться вашей жизни по Евангелию. Поэтому вы не падайте духом, если я не приду, но бодрствуйте, так как я непременно узнаю, как вы будете вести себя. Что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую. То есть в одном и том же даре единомыслия. Ибо таким только образом единомысленные имеют как бы одну душу, то есть когда в них живет единый дух. Подвизаясь единодушно за веру, то есть помогая друг другу в борьбе за веру. И не страшитесь ни в чем противников. Не говорю, пишет, просто: не колеблитесь, но и не страшитесь, то есть не смущайтесь ничем, хотя бы вам угрожали опасностью, или пугали смертью; ибо они ничего не могут сделать, только угрожать, - до того они слабы. Это для них есть предзнаменование погибели, а для вас - спасения. Когда они увидят, что все их бесчисленные ухищрения не в состоянии устрашить вас, то не будут ли считать это явным доказательством того, что дела их погибнут, а ваши останутся твердыми и нерушимыми, и в то же время спасительными. И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа, не только веровать в Него, но и страдать за Него. Называя страдание за Христа даром, Павел делает филиппийцам два следующие наставления: во-первых, чтобы они не стыдились и на падали духом во время страданий; во-вторых, чтобы не гордились, потому что все это, говорит, от Бога. Он и добродетель называет даром. Говорит так не потому, чтобы он не признавал свободной воли, но с тем, чтобы научить их думать о себе скромно; потому что без Бога мы ничего не можем делать. Быть может, этот дар больше дара воскрешения мертвых, потому что там я должник, здесь же имею должником Христа. О, чудо! мне дарует и чрез это самое остается мне должен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1063...

Жить со всеми святыми в этой вечной правде и истине – это и есть жить достойно Бога, достойно Самого Господа неба и земли, чудного Богочеловека Иисуса Христа. 1Фес.2:13 . Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас, верующих. Каждое слово воплотившегося Слова Божия есть слово Бога. Таково Евангелие Господа Иисуса Христа. В нем заключено само слово Божие, и мы таким его приняли от Господа Иисуса Христа и таким передали вам. И вы приняли его как слово Божие, которое действует и приносит плоды в вас, верующих. В чем заключается разница между словом Божиим и словом человеческим? В том, что слово Божие обладает жизнодательной силой Божией; эта сила дает жизнь всему существующему. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет ( Быт. 1:3 ). Слово Божие обладает творческой силой: оно создало солнце, звезды, землю, животных, птиц и весь видимый мир. Одновременно эта сила создает и духовный мир, небесных существ, и дает жизнь. Как? Поскольку Сам Господь Иисус Христос есть воплощенный Бог Слово, и в Нем заключены творческие и жизнодательные силы. Он словом Своим воскресил мертвого Лазаря, умершую дочь Иаира, сына вдовицы Наинской! Он словом изгонял бесов! Он словом лечил прокаженных и многих других, одержимых разными немощами. Его всесилие заключено в каждом Его божественном слове! Видя чудеса, которые Своим словом творил Господь Иисус Христос, свидетели в недоумении спрашивали: Что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят? ( Лк. 4:36 ). Его слова имеют вечную силу, поскольку являются словами Вечного Бога: Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут ( Лк. 21:33 ). Ведь Он – сильный в деле и слове пред Богом и всем народом ( Лк. 24:19 ). Но не только это; поскольку он есть Бог, то в Нем заключены жизнь и свет: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков ( Ин. 1:4 ); Его слова суть дух и жизнь: Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь ( Ин. 6:63 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010