Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 73. Пост и милостыня Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня я хочу продолжить начатую тему и обсудить еще один важный для характеристики богоугодного поста аспект. Прошлый раз мы выяснили, что продолжительное употребление постной еды в условиях нашего климата губительно сказывается на здоровье, а теперь давайте обратим внимание на то, что это еще и достается дорогой ценой (в денежном эквиваленте), что в принципе идет в разрез с идеей поста… Что это за идея? Данную идею можно найти в такой раннехристианской книге как «Пастырь Ерма», которая в свое время пользовалась столь большим уважением, что ее читали за богослужением, наряду со Свящ. Писанием. Так вот в ней о посте говорится следующее: «В тот день, в который ты постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды: и, исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу, по примеру прочих дней, остающееся от этого дня отложи, а потом отдай вдове, сироте или бедному; и таким образом ты смиришь свою душу, а получивший от тебя насытит свою душу и будет молиться за тебя Господу. Если будешь пост совершать так, то жертва твоя будет приятна Богу». В этом наставлении мы находим еще одну весьма характерную черту древнехристианского взгляда на смысл поста. А именно, пост будучи почти полным воздержанием от пищи, вполне естественно переходит в благотворительность. Эту же идею проповедует и сщмч. Игнатий Богоносец, когда обращаясь к Филиппийцам, говорит следующее: “Не оставляйте поститься в среду и пятницу, раздавая излишек бедным”, т.е. пост служит средством к милостыни. Руководствуясь такими наставлениями, первые христиане всячески старались «остаток от пощения своего раздавать нищим», чтобы труд поста не оказался напрасным. Об этом мы читаем в Апостольских постановлениях. Эту же цель имели в виду и те, кто вводил в обиход Четыредесятницу! Вот скажите: на каком основании для поста перед Пасхой выбрали именно 40 дней? Отсылки на пример 40-дневного поста Христова здесь неуместны! Если бы Великий пост был подражанием тому посту Христа или хотя бы его воспоминанием, то его бы следовало совершать не перед Пасхой, а сразу после праздника Крещения Господня… А потом, если быть точными, речь идет не о 40 днях. Во-первых, Великий пост длится семь недель (49 дней). Во-вторых, из них надо исключить воскресные и субботние дни (почему мы в дальнейшем обсудим). Если это сделать тогда (49–14 дней) постных дней окажется 35, а если к ним прибавить еще день Великой Субботы и половину ночи до рассвета Светлого Воскресного Дня, тогда получится 36,5 дней.

http://azbyka.ru/video/73-post-i-milosty...

Великий пост — это надежда на тишину Не знаю, как вам, но для меня Великий пост — всегда надежда на тишину. Ну, думаю, вот сейчас, перед постом, насуечусь вдоволь, переделаю многочисленные свои дела, подчищу хвосты и, испросив «дежурного» прощения у тех, кого чем-то обидела и кого в спешке буден забыла, благоговейно и торжественно войду в тишину великопостную. 3 марта, 2006 Не знаю, как вам, но для меня Великий пост — всегда надежда на тишину. Ну, думаю, вот сейчас, перед постом, насуечусь вдоволь, переделаю многочисленные свои дела, подчищу хвосты и, испросив «дежурного» прощения у тех, кого чем-то обидела и кого в спешке буден забыла, благоговейно и торжественно войду в тишину великопостную. Творения старца Паисия Святогорца Не знаю, как вам, но для меня Великий пост — всегда надежда на тишину. Ну, думаю, вот сейчас, перед постом, насуечусь вдоволь, переделаю многочисленные свои дела, подчищу хвосты и, испросив «дежурного» прощения у тех, кого чем-то обидела и кого в спешке буден забыла, благоговейно и торжественно войду в тишину великопостную. И тогда уж всё, ну всё, будет совсем по-другому, не так, как до этого поста. И хватит сил выстаивать долгие великопостные службы, и хватит духа не роптать на близких, и хватит здоровья и терпения держать пост. А ещё не нарушать несмирением и суетой ту самую вожделенную тишину, которой так ждет моё сердце… Но опять жестокие грабли бьют по моему привыкшему к наказанию носу. Может, в первую седмицу и продержусь с Божией помощью. А потом потечёт все та же жизнь, в замкнутом круге которой всё привычно и всё как всегда. Бесконечная гонка в делах, с маленькими, больше формы ради, передышками — в храм, на службу, — и опять за своё — разговоры пустые, ропот, осуждение, многозаботливость, от которой, бывает, и в глазах темно. Наверное, как никогда перед Великим постом хочется духовной поддержки, доброго слова и умного совета, есть стремление не повторять ошибок, в который раз поверить в собственные силы. И сделать хоть маленький, хоть едва заметный шажок в сторону духовного возрастания. И тут случился мне — подарок. На мой стол легла книга, которая и стала поддержкой, добрым словом, умным советом. Написал её человек святой жизни, подвижник благочестия, старец Паисий Святогорец. Уже в названии книги -помощь. «С болью и любовью о современном человеке». А это значит — о нас, о вас, обо мне. Ведь все мы можем называть себя современниками старца Паисия. Почил он не так давно, летом 1994 года. Его называют одним из благодатнейших и рассудительнейших старцев нашего времени. С болью и любовью… Каждая строчка книги проникнута этой самой болью и этой самой любовью, как проникнут был ими каждый прожитый старцем день.

http://pravmir.ru/velikij-post-eto-nadez...

Беседа о посте в первую неделю св. Великого поста 46 Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство Ангелов и спасение человеков; вернии возопиим: Боже, помилуй нас. Стихира на утрени в понедельник первой недели Великого поста. Вот какие названия даёт посту Св. православная Христова церковь ! Восхваляя пост, она внушает нам, братия, любовь и уважение к нему. Пост называется приятными и утешительными именами: матерью, проповедником, спасением. Как не любить мать, которая рождает целомудрие, и не уважать проповедника, который учит покаянию? Как не желать себе спасения, и не искать сожительства с Ангелами? И однако ж, не смотря на привлекательные названия поста, мы более боимся его, чем любим. Это значит, что мы ещё не испытали благотворных действий поста. Вникнем в происхождение наступившего поста, и изъясним его названия, потому что в них выражена его сила, действие и цель. Прииде пост. Откуда? Из Иорданской, братия, пустыни. Господь наш Иисус Христос, прежде нежели начал проповедовать спасение человекам, возведен быть духом в пустыню, искуситися от диавола. И постися дний четыредесять и нощий четыредесять ( Мф.4:1–2 ). Вот где, в пустыне, начало и основание нашей, христиане, великой Четыредесятницы! Отсюда пришёл к нам св. и Великий пост , и пришёл с тем, чтобы мы, по примеру Спасителя нашего, провели сорок дней и сорок ночей во бдении и молитве, для собственного нашего спасения. Что принёс нам пост? Всё пустынное: хлеб, соль и воду, и то в таком количестве, какое только нужно для поддержания сил телесных. Он принёс пищу и для души: это покаянные молитвы с земными поклонами и коленопреклонением, трогательные песнопения св. подвижников своих. И нужно ли что более того, что принесено? Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих , говорит Господь наш ( Мф.4:4 ). Пост, приходя из пустыни, вводит её в города и общества. Торжища пустеют, общественные увеселения и забавы прекращаются, улицы праздны, дома спокойны: одни только храмы Божии полны любителями поста. Конечно, нельзя приметить такой перемены здесь, где число православных христиан весьма невелико; но идите в другие города, где все живут и дышат чистым православием ; там найдёте точно пустыню, особенно в первую и последнюю недели поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Двадцать восьмой день. Блаженный Никола, Христа ради юродивый. (Пост в связи с другими делами благочестия). I. Блаженный Никола Христа-ради юродивый, память коего ныне, достиг царства небесного путем юродства. Св. Никола жил в городе Пскове, в особой хижине, назад тому триста лет и проводил свою жизнь в молитве и посте. Совершая подвиги юродства, он под видом шутки или басни, а часто и прямо, говорил всякому правду, никого не боясь. Так, когда царь Иоанн Грозный пришел в Псков, то жители с трепетом встречали его на коленях. Но блаженный не устрашился и встретил Грозного царя словами обличения: «не трогай нас, прохожий, сказал он ему, ступай от нас, не на чем тебе будет бежать». Царь казнил многих жителей Пскова, но когда уезжал из города, то лучший конь его издох, как предсказал блаженный Никола. Говорят, что юродивый поднес Грозному царю кусок сырого мяса и, когда тот сказал, что он теперь не ест мяса, так как идет великий пост, возразил: «ты делаешь хуже, ты питаешься кровию человеческою, забывая не только пост, но и Бога». II. Из последних слов блаженного Николы следует очевидно такое наставление, что если мы и воздерживаемся в продолжение поста от скоромной пищи, но при этом ненавидим других и причиняем им какое бы то ни было зло, то наш пост уже и не пост... Посему ныне скажем о посте в связи с другими делами благочестия. а) Без веры пост недействителен. Пост есть врачевство для души и тела; посему тот был бы в жалком заблуждении, кто, понадеясь на силу своего поста, возомнил бы найти в нем одном средство к примирению с Богом, к удовлетворению закону и правде Божией, к вознаграждению за свои грехи, к уплате долга совести. Вы знаете, Кем и как доставлено всем нам Божественное оправдание и вместе помилование, – заслугами и крестною смертию Сына Божия, за нас подъятою. Посему, кто возмнил бы без веры в заслуги и смерть Спасителя одним постом удовлетворить на суде правде Божией за свои грехи, тот этим самым показал бы совершенно ложное понятие и о правде Божией и о своих грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Слово в неделю сыропустную о посте 95 От всякого древа, еже в раи, снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него ( Быт. 2, 16, 17 ). Вот и великий пост уже пред нами! Немного времени остается для наслаждений нашему чувственному человеку. Пройдет ночь, и – св. Церковь возгласит: прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков (стх. на ут. в Понед.). Нельзя не встретить с радостию такого дивного гостя. Он идет с проповедию покаяния и несет для нас врачевство против недугов душевных и телесных. Как встретим его и с чем? – Древние встречали пост, облекшись во вретище и посыпав главу свою пеплом; а мы встретим его с сыновним послушанием Церкви, с смирением в сердце и молитвою к Богу. Чтобы ближе и короче ознакомиться с посетителем я предложу вашему усердному вниманию поучительное слово о важности и святости поста, о его силе и действии. Кто установил пост? – Не человек – это немощное существо, но Творец человека премудрый и всеблагий Бог . Он, создав человека по образу и подобию Своему, тотчас дал заповедь: от всякаю древа еже в раи, снедию снеси: от древа же еже разумети доброе и лукавое не снесте от него. Эта заповедь, по учению св. Отец Церкви, обязывала человека к высочайшему воздержанию – посту. Для чего установлен пост? – Дабы служил оградою невинности от нападений врага со стороны невоздержания. Дабы был средством к усовершенствованию дарованных от Бога умственных и нравственных сил и способствовал к очищению и как бы одухотворению тела, для обезсмертения его. Но человек не соблюл заповеди, нарушив пост, пал: что же делает Всемогущий Бог, заповедав ему поститься? Не изменяя Своей любви к человеку, Он обращает то средство, которое долженствовало предохранять его от падения в спасительный способ врачевания. Тот же самый пост, который обезпечивал душевное и телесное здравие человека в раю, делается врачевством для души и тела. Таким образом первая заповедь о посте изменилась только в предмете, но осталась навсегда в своей спасительной силе. И ныне в приложении к нашему посту действует как коренное начало поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Седмицы Великого Поста: история происхождения и важные даты Седмицы Великого Поста в 2024 году: важные даты и календарь церковных праздников 28 декабря, 2013 Седмицы Великого Поста в 2024 году: важные даты и календарь церковных праздников Начался Великий Пост. Время, которое Церковь предлагает провести в углубленной, покаянной молитве. Определенные ограничения накладываются в Пост и на продукты питания. Как питаться во время седмиц Великого Поста, составить календарь важных церковных дат и не ошибиться? Мы составили рекомендации для тех, кто планирует придерживаться Поста. Содержание статьи Седмицы Великого поста Христиане вступают в Великий Пост с целью духовного очищения, поэтому воспринимать пост как диету — неправильно. Тем не менее, существуют общие правила питания в Великий Пост. В эти дни не рекомендуется есть пищу животного происхождения: мясо, яйца, молочные продукты. В праздники Вербного Воскресения и Благовещения Пресвятой Богородицы допускается употребление рыбы. Другие морепродукты также не входят в число запретных. Традиции поста Существует определенный церковный устав. В Великий Пост в 2024 году стоит не только составить календарь питания, но и знать традиции поста: Седмицы Великого Поста в 2024 году «Неделей» в церковном календаре называется начало воскресного дня. Поэтому, согласно церковному календарю, «Неделя Крестопоклонная»  — это третье воскресенье Великого Поста и седмица, которая шла до этого воскресенья. Первая Седмица Великого поста (18 марта — 24 марта) Отличается особой строгостью. Первые два дня рекомендуется совсем отказываться от вкушения пищи. В первые четыре дня Поста на Великом поверий будут читать канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». В пятницу первой седмицы  освящают «коливо» (отваренную с медом пшеницу) в память Св. Великомученика Феодора Тирона, который помогал христианам сохранить традиции Поста. Известно, что византийский император, Юлиан Отступник, в 362 году приказалокропить кровью идоложертвенных животных все запасы еды в Антиоксии. Но Св. Великомученик Феодор Тирон, который погиб в 306 году за Христову Веру, явился в сновидении антиохийскому епископу Евдоксию, открыл ему распоряжение Юлиана и приказал в течение ближайшей недели питаться коливом. Вторая Седмица Великого поста (5 — 11 марта)

http://pravmir.ru/sedmitsyi-velikogo-pos...

Как на практике достичь того, что написано в книгах о посте? Лекция инокини Вассы (Лариной) «Великий пост, Великий катехизис» состоялась в культурном центре «Покровские ворота». Предлагаем вашему вниманию полный текст и видеозапись лекции. О чем напоминает печаль Адама Я буду говорить, как вы видели, на тему « Великий пост как Великий катехизис». Замысел этой беседы – поговорить о том, как система, изложенная в наших богослужебных книгах, действует на практике. Если внимательно пройти эту систему, это как некая «оздоровительная» программа, занятие своим духовным состоянием, но и телесным тоже. Мы готовимся к полному возрождению во Христе – или к принятию крещения, или к обновлению своего крещения. В древности часто, не во всех местностях христианского Востока и Запада, но бывало так, что в Великую субботу люди принимали крещение. Тех, кто готовился к крещению, оглашенных, крестили в Великую субботу, и потому древние катехизисы (например, Кирилла Иерусалимского, хотя считается теперь, что автором был Иоанн Иерусалимский) часто сказаны именно Великим постом. Так что Великий пост задуман отчасти как подготовка к крещению, это один из слоев истории Великого поста. Как это происходит и что имеется в виду? Мы посмотрим на некоторые мотивы, темы и на саму структуру поста, чтобы нам стала понятна эта мысль. Первым делом пост нас проводит по самым главным этапам истории спасения, начиная с самого начала. Вы знаете, что в Прощеное воскресенье тематика гимнографии, нашей богослужебной «Постной Триоди» (это та книга, в которой все песнопения и чтения поста), – это тематика изгнания Адама из рая, особенно плач Адама по раю. Этот плач тематизируется, так что мы призываемся к тому, чтобы свою печаль по Богу узнать в себе. Есть разные названия этому чувству человеческой печали, которая называется в русской культуре тоской. Это чувство может быть очень плодотворным, причем по-разному: оно рождает в некоторых случаях ценные произведения искусства – поэзии, музыки и так далее. Но эта человеческая печаль объясняется, толкуется в богословском смысле в памяти Церкви как печаль об изгнании Адама из рая. В библейском предании она толкуется как результат того, что мы потеряли рай.

http://pravmir.ru/velikiy-post-velikiy-k...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Суббота 1-й седмицы Великого Поста. Слово перед исповедью 22.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий Пост , Суббота 1-й седмицы Великого Поста Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Вступая в Великий Пост, который Господь дал нам как время нашего спасения, мы молимся в течение всей этой недели. Господь идет этим Постом впереди нас. Он присутствует среди нас и говорит, что не хочет смерти грешного. Он создал нас для жизни и прощает семьдесят крат седмерицею все наши грехи, чтобы мы покаялись и узнали, что у нас есть избавление от вечной смерти. Он прощает нас, чтобы душа наша коснулась этого избавления, и мы узнали, что есть та жизнь, для которой создан человек. И чтобы никто не испугался своих грехов, ни один человек, но всякий узнал, как драгоценно покаяние. Сам Господь и Божия Матерь, и все святые сегодня ходатайствуют за нас. Не случайно первая седмица Великого Поста заканчивается памятью святого великомученика Феодора Тирона, канон которому мы сейчас слышали. Это напоминание нам о том, что Церковь небесная видит все, происходящее с нами во время поста, и знает все наши искушения и все преткновения. Она знает все замыслы лукавого и спешит к нам на помощь, если мы действительно ищем Господа. Все попытки диавола, присутствие которого во время поста может быть очень ощутимым, так как мы объявляем войну ему самому, послужат только к нашей славе, потому что Господь уже победил его и посрамил. Сатана хочет осквернить наш пост так, как он осквернил пост древних христиан, с тем, чтобы мы не соблюдали его, как полагается по церковному Уставу. Внешний пост необходим. То, что заповедала Церковь, каждый из нас должен исполнять в меру своих сил, соблюдая то, что хорошо для нас, в «средней царской мере», как говорят святые отцы. Кто не постится во Святую Четыредесятницу без уважительной причины (не по серьезной болезни), — «да никакоже причастится». Это значит, что человек не хочет понять, что «Господь сорок дней постился ради меня»… Ради тебя Он постился, для того чтобы показать весь путь нашей жизни. Чтобы показать, что мы не можем вступить на крестный путь, не подчинив наше тело духу. И пока тело наше не покоряется нашему духу, дух наш не покоряется Христу. В этом соблюдении телесного и внешнего — наша малая жертва Господу, но она имеет смысл только тогда, когда мы сознаем весь наш путь и понимаем все, что совершается с нами.

http://moral.ru/суббота-1-й-седмицы-вели...

Письма Триоди. Предвесенье весны духовной В этом году у нас самая ранняя Пасха, какая только может быть — и самый ранний Великий пост, и масленица соответственно. Пост начнется еще в самом начале февраля по церковному календарю — да и по-мирскому до середины месяца. А еще в этом году Бог послал Москве и большей части России настоящую зиму, уже и полузабытую 12 февраля, 2010 В этом году у нас самая ранняя Пасха, какая только может быть — и самый ранний Великий пост, и масленица соответственно. Пост начнется еще в самом начале февраля по церковному календарю — да и по-мирскому до середины месяца. А еще в этом году Бог послал Москве и большей части России настоящую зиму, уже и полузабытую В этом году у нас самая ранняя Пасха, какая только может быть —  и самый ранний Великий пост, и масленица соответственно. Пост начнется еще в самом начале февраля по церковному календарю — да и по-мирскому до середины месяца. А еще в этом году Бог послал Москве и большей части России настоящую зиму, уже и полузабытую: с морозами, снегами и без отвратительных оттепелей. И зима, как ей и положено, еще царствует в этом начале февраля. А только вот — приходит весна духовная. Приближается. А сейчас — предвесенье, предвестье, предображение весны: седмица сырная — масленица, преддверие поста. Восторженные или объясняющие слова тут так же бессильны, как перед сверканием капели. Но есть книга, есть поэзия — та, что читается и поется: книга под названием Постная Триодь. И она всё рассказывает. Мы, увы, далеко не всё слышим, что поет Церковь по этой книге, и даже в желании сердечном что-то услышать — часто терпим поражение. Но поет-то Церковь, поет и для нас, и… нами. И годы жизни в Церкви с Церковью даются нам и для того, чтобы услышать этот голос в себе, понять ему и ответить на него. Прислушаемся же к Триоди. На дворе мороз, а здесь началась капель. Весна… Весну возвещающая прибл/ижися сия, ныне предочистительная седмица всечестн/ая, священных постов, телеса и д/уши всех просвещающая Понедельник сырный, 1-я песнь 2- го трипеснца

http://pravmir.ru/pisma-triodi-predvesen...

Великий пост в 2016 году Когда следует особенно строго поститься в дни Святой Четыредесятницы? Как правильно вести себя на Страстной неделе? На каких службах необходимо побывать? 14 марта, 2016 Когда следует особенно строго поститься в дни Святой Четыредесятницы? Как правильно вести себя на Страстной неделе? На каких службах необходимо побывать? Великий пост в 2016 году начинается 14 марта и продлится до 30 апреля включительно. Великий пост в 2016 году пройдёт с 14 марта по 30 апреля. Подробнее об этом Вы сможете узнать, прочитав материал на этой странице сайта «Правмир». Великий пост в 2016 году: главные службы Вечером, в первые четыре дня Великого поста, с 14 по 17 марта в 2016 году, в храмах вечером совершается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского . По средам и пятницам в течение Великого поста служат литургию Преждеосвященных Даров . После литургии Преждеосвященных Даров в пятницу первой седмицы поста 18 марта в 2016 году  будет освящаться коливо (сваренные с медом зерна пшеницы) в память святого мученика Феодора Тирона . В первое воскресенье Великого поста, неделю Торжества Православия , 20 марта в 2016 году, в храмах по окончании Божественной литургии совершается чин Торжества Православия. Во 2, 3, 4 субботы Великого поста  (26 марта, 2 и 9 апреля в 2016 году), Церковь совершает поминовения усопших. Накануне, вечером в пятницу, во многих храмах совершается особое заупокойное богослужение — парастас. Третье воскресенье Великого поста, 3 апреля в 2016 году, — неделя Крестопоклонная , на Всенощном бдении совершается чин поклонения Кресту. Следующая за этим днем неделя считается особо строгой. В среду 5 седмицы Великого поста, 13 апреля в 2016 году, вечером (в некоторых храмах — ночью) целиком читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского с житием преподобной Марии Египетской — Стояние Марии Египетской . «Труда ради бденного» в этот вечер разрешается в пищу вино и елей. В пятницу на той же неделе, 16 апреля в 2016 году, накануне Субботы Акафиста (праздник Похвалы Богородицы) , на утрене читается акафист Божией Матери.

http://pravmir.ru/kalendar-velikogo-post...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010