Календарь постов и трапез на 2014 год   Православные посты в 2014 году Православный календарь постов и трапез на 2014 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц. Пост не в брюхе, а в духе Народная пословица       Н ичего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.      В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.   ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником. Даты указаны по новому стилю Календарь постов и трапез на 2014 год Периоды понедельник вторник четверг пятница суббота воскресенье Великий Пост c 3 марта по 19 апреля сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Весенний мясоед Петров пост с 16 июня по 11 июля горячая без масла сухоядение сухоядение Летний мясоед сухоядение сухоядение Успенский пост с 14 августа по 27 августа сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Осенний мясоед сухоядение сухоядение Рождественский пост с 28 ноября по 6 января до 19 декабря горячая без масла сухоядение сухоядение 20 декабря - 1 января горячая без масла горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение 2-6 января сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Зимний мясоед   Великий Пост   3 марта – 19 апреля 2014      Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий постпост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Сортировать по Исключить новости Беседы с Архипастырем. О Великом посте Пост, помимо молитвы и воздержания в пище, в наше время должен обязательно включать в себя еще и воздержание от развлечений 17 марта, 2014 Пост, помимо молитвы и воздержания в пище, в наше время должен обязательно включать в себя еще и воздержание от развлечений 15 марта вышла в эфир телепрограмма из цикла «Беседы с Архипастырем», подготовленная телестудией Саратовской митрополии. Вед.: Здравствуйте! Мы продолжаем беседовать о Великом посте с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином. У наших телезрителей много вопросов о том, как лучше провести время поста, чтобы он принес духовную пользу. «Владыка, нужно ли ставить себе конкретные задачи в грядущий пост, например, бороться с какой-то одной страстью, например, ограничить себя в том, что действительно любишь. Я вот не могу жить без кофе. Или узких задач лучше не ставить, а воспринимать пост в целом?», спрашивает Арсений. Митрополит Лонгин: Лучше воспринимать пост в целом. Но если есть желание расстаться с каким-то пристрастием (кофе, мне кажется, не очень достойная цель в этом отношении), можно поставить себе такую задачу. У святых отцов есть такие советы, что в пост можно особо побороться с какой-то страстью, с каким-то недугом души, который беспокоит человека. Но нужно очень хорошо рассчитать собственные силы. Вед.: «Простите, но я все-таки не понимаю, почему пища рождает страсти?», спрашивает Иван. Митрополит Лонгин: Это чисто физиологическое действие. У сытого человека сразу возникают какие-то желания, стремления плотского характера. Это естественно и, собственно говоря, факт медицинский, даже не духовный. Вед.: Следующий вопрос: «Если нарушил пост, сорвался в чем-то, есть ли смысл продолжать поститься?» Митрополит Лонгин: Это очень важный вопрос, то, что очень многих людей останавливает и искушает. Если каким-то образом нарушил пост, то в ту же минуту нужно его продолжать, даже не ждать нового дня или следующего понедельника. В любом случае, когда человек нарушил какие-то свои обещания, обеты, он должен обязательно продолжить исполнение этого обета или обещания. К примеру, бросает человек курить и вдруг — раз!  — не удержался, выкурил сигарету. Но это не значит, что можно теперь курить следующую. Надо тут же бросить и опять держаться, тогда есть надежда, что бросишь. Так же и с любым грехом. Если человек падает, то, как только пришло осознание того, что совершилось падение, нужно немедленно вставать и идти дальше, в этом залог победы. А если упав, человек продолжает лежать, если сорвавшись, допустим, нарушив пост, он махнет рукой и скажет: «Ну все, теперь мой пост пропал» — это обман, на который поддается огромное количество людей. Это бесовское искушение, голос слева, который говорит: «Ничего у тебя не получилось, все равно это все не твое, ты все испортил…». И нужно встречать такие вещи мужественно и идти дальше.

http://pravmir.ru/besedy-s-arxipastyrem-...

     Приближается Рождественский пост . И честно говоря, ждешь его уже с нетерпением. Почему-то сразу вспоминается: «даст вам Господь мясо, и будете есть, пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным» (Чис 11: 18–20). К началу поста делается отвратительным не только мясо, но и масс-медиа, и всякое развлечение, и вообще любое невоздержание. Что было бы с нами без поста? Наверное, мы настолько бы окаменели сердцем, что никакое духовное движение не могло бы проникнуть в нас. А там недалеко и до наказания: «Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ» (Чис 11: 33). Было и такое. Пост в наше время – что-то вроде ограды. Мы воздвигаем вокруг своих чувств высокий частокол, чтобы остаться наедине с Богом. Каждому знакомо неприятное ощущение, когда кто-то случайно прерывает твою молитву. Наверное, и поэтому тоже Господь повелел молиться наедине. Вот мы и пытаемся выпроводить из сердечной кельи нагловатых гостей, которые препятствуют встрече с Домовладыкой. Как человек является человеком только в соединении души и тела, и без тела это уже не человек, так и пост без усилия над плотью – уже не пост Пост двусоставен по природе, как и человек. Как мы состоим из плоти и души, также и наш пост должен сочетать упражнения и для тела, и для души. Сейчас многие с яростью вооружаются против этого, заявляя, что телесный пост не имеет никакого значения, а важен лишь «духовный» пост. Это влияние так называемой «религиозной интеллигенции». Как человек является человеком только в соединении души и тела, и без тела это уже не человек, так и пост без усилия над плотью – уже не пост. Это то же самое, как и молитва: она бывает устная, бывает умная (то есть совершаемая в уме), бывает сердечная. Понятно, что самой высокой и духовной молитвой является сердечная. Но глупо говорить: «С сегодняшнего дня я буду молиться исключительно в уме и сердце, а не вслух, поскольку устная молитва – недуховная». Вот как святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит о молитве: «Никто из желающих преуспеть в молитве да не дерзает легко мыслить и судить о молитве, произносимой устами и гласом при внимании ума, как о делании малозначащем, не заслуживающем уважения. Если святые отцы говорят о бесплодии устной и гласной молитвы, не соединенной со вниманием, то из этого не должно заключать, чтоб они отвергали или уничижали и самую устную молитву. Нет! Они только требуют при ней внимания. Внимательная устная и гласная молитва есть начало и причина умной». При этом и великие святые никогда не переходили только на сердечную молитву, но молились и вслух.

http://pravoslavie.ru/75465.html

Пост пришел в христианство еще из ветхозаветной практики, где он понимался как жертва Богу. Человек постился весь день, его физические силы ослабевали и это воспринималось как жертва Богу вместо всего тела человека (в древних культурах, кроме библейской, ничего страшного не видели в человеческих жертвоприношениях как таковых). В древности пост был полным воздержанием от пищи с утра до вечера. Так же понимают пост сейчас мусульмане. В христианстве это воздержание стало осмысляться как дело милосердия – средства, сэкономленные на несъеденной за день пище, предлагалось сосчитать и отдать бедным. В христианском произведении II века, «Пастыре» Ерма, о посте говорится так: «прежде всего воздерживайся от всякого дурного слова и злой похоти и очисти сердце твое от всех сует века сего. Если соблюдешь это, пост будет праведный. Поступай же так: исполнивши вышесказанное, в тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды: и, исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу, по примеру прочих дней, остающееся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом ты смиришь свою душу и получивший от тебя насытит свою душу и будет молиться за тебя Господу. Если будешь совершать пост так, как я повелел тебе, то жертва твоя будет приятна Господу, и этот пост будет написан, и дело, таким образом совершаемое, прекрасно, радостно и угодно Господу. Если соблюдешь ты это с детьми твоими и со всем домом твоим, то будешь блажен». Древнейшие сведения, дошедшие до нас, говорят, что сначала постом отмечался сам день Пасхи. Пасха праздновалась в один день с иудейской и была главным образом воспоминанием не о воскресении Христа, а о Его страданиях и смерти. Накануне иудейской Пасхи Христос был распят и в память об этом христиане постились в день Его смерти. Пасхальный пост продолжался где день, где два, а где 40 часов, в память о 40-дневных постах Моисея, Илии и Христа. В одних церквах пост заканчивался в день иудейской Пасхи, в других начинался, но везде он был недолог. Даже и до сих пор в Страстную Пятницу и Великую субботу поются праздничные песнопения. Это отголосок того периода, когда и смерть, и воскресение Христа отмечались в один день.

http://predanie.ru/velikijpost/post-pere...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Великий пост и общество потребления 10.03.2008 307 Время на чтение 25 минут В христианском сообществе, как западном, так и восточном, время Великого поста - семь недель перед Пасхой - традиционно рассматривается как высшая точка церковного года. Это kairos - время решений и возможностей, специально выделенное время. Но выделенное для чего? Как мы в современном нам потребительском обществе должны понимать назначение Великого поста, или, как говорят православные, Великой четыредесятницы? Какое отношение имеет, и имеет ли Великий пост к экологическому кризису, с которым все мы сегодня сталкиваемся? ВОЗДУШНЫЕ ЗМЕИ В Греции, по крайней мере в прошлом, первый день Великого поста - так называемый Чистый понедельник (поскольку в православной церкви пост начинается не в среду, как в западной, а на два дня раньше), был первым в году праздником, который отмечался на открытом воздухе. Люди целыми семьями выезжали в сельскую местность, поднимались на холмы и с крутых холмов запускали воздушных змеев. Вот хороший образ начала Великого поста, чтобы сопоставить его с обрядами западной Пепельной среды. Очевидно они очень различаются по своим акцентам. Пепел, посыпаемый на головы и оставляющий след на наших лицах, со всем его символизмом покаяния и неотвратимости смерти, безусловно, отражает важную и неотделимую составляющую значения поста в целом. Но греческое православие, отмечая вхождение в пост, делает акцент не на этом. Напротив, мы стараемся связать пост со свежим воздухом, с ветром, веющим поверх холмов, с приходом весны. Великий пост - это время воздушных змеев, время приключений, открытий, новых инициатив, новых надежд. В этой связи, конечно, не является случайностью, что время Великого поста наступает не осенью, когда опадают листья и дни становятся короче, и не в середине зимы, когда деревья стоят голые и водоемы замерзают, но весной, когда вскрывается лед и новая жизнь отовсюду заявляет о себе. Действительно, первоначальный смысл английского слова " Lent " (пост) - это именно " весенняя пора " , как это видно из слов средневековой поэмы:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

«Люди не постятся, потому что не знают смысла поста» (+ВИДЕО) Архиепископ Берлинский и Германский Марк о радости поста Монах Рафаил (Попов) Для многих Великий пост – время, скажем откровенно, тяжелое и печальное. А статистика из года в год показывает грустный результат: только 3–5% из тех, кто считает себя православным, соблюдают пост, и то не всегда строгий. Почему же люди не видят радости поста? И в чем она, эта радость? Как все же тем, кто никогда не постился, дерзнуть на пост? Об этом мы беседуем с владыкой Марком (Арндтом), архиепископом Берлинским и Германским . – Здравствуйте, дорогие читатели и зрители интернет-портала « Православие. Ru ». Сегодня наш гость – владыка Марк, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский. Владыка, наша передача будет выходить в дни Великого поста. И потому тема сегодняшней встречи – Великий пост. Пост – это время, наполненное особым торжеством, особым содержанием и особым смыслом. Это воздержание и ограничение себя. Но у многих сегодня воздержание ассоциируется с чем-то негативным, печальным, вызывает уныние. Владыка, как проводить пост так, чтобы он воспринимался как время не печали, но радости? – Во-первых, я бы немного поправил ваши слова: пост нельзя называть ограничением. Наоборот, это освобождение. Освобождение от той ненужной тяжести, ненужного груза, которые есть у каждого. Освобождение от тяжести телесной, конечно же, но и духовной тоже – мы освобождаемся от груза наших грехов. Пост – это самое благоприятное время для нашего спасения, это то время, когда мы обращаем особое внимание на духовную сторону нашей жизни. А когда мы освобождаемся от телесной тяжести, дух человека освобождается для именно духовного делания. К сожалению, не каждый мирянин сможет побывать на всех великопостных службах, но даже на тех некоторых, которые он сможет посетить, он, слыша слова богослужения, вслушиваясь в них, переживая их, невероятно обогащается. И даже если кому-то не всё понятно, как ему кажется, но и то, что он воспринял, все равно духовно значимо в огромной степени.

http://pravoslavie.ru/92033.html

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! 20.02.2023 Пустяковые добрые дела Материнские заметки Анны Сапрыкиной о христианском воспитании детей. Великий пост – время привыкания к добрым мелочам Великий пост – особенное время, время покаяния, то есть изменения, исправления-направления самого себя к доброму, к спасительному, к Богу. Все мы разные, живем по-разному, постимся по-разному, и дети у нас – разных возрастов, разной включенности в родительскую и церковную жизнь. Но если наши дети хоть как-то готовы выделить время Великого поста как особое, то можно предложить детям использовать эту «десятину года» для освоения этих самых простейших добрых привычек. Как я уже не раз рассказывала, перед каждым Великим Постом мы предлагаем детям решить: какие добрые привычки они считают важным и возможным приобрести за предстоящий пост, или же – от каких грешных привычек они хотят избавиться (это одно и то же дело: например, отучиться лгать – говорить правду). «Тема на пост» должна быть небольшая, одна: с маленьким делом реальнее справиться за полтора месяца. Маленьким детям мы сами подсказываем этот план на пост, дети старше 12–14 лет уже сами или со священником, без родительского участия, принимают такие решения, и часто оказывается неуместным даже спрашивать, что именно ребенок запланировал на пост. Но, помимо этой «личной великопостной темы», важно помочь детям вообще обращать внимание на «малое доброделание». Как раз во время поста, во время этой особенной сосредоточенности – регулярно и специально вспоминать о существовании на белом свете пустякового добра. Просто понять – какие именно малые добрые дела могут иметь место быть, осознать – ничего трудного нет в крошечном доброделании. Постараться хотя бы иногда совершать вроде бы незначительные добрые поступки. И совершать их – во славу Божию, как то самое приношение Господу. Такое неподвижническое, такое немыслимо простое – но все же доброе. Список малых добрых детских дел Практичный вопрос: говорим о каких-то «малых добрых делах», но какие же это могут быть дела? Чтобы правда доброе, и правда легкое, и правда детям доступное? Задача не из легких, но я попробовала составить такой список, и то, что у меня получилось, решила вставить в мой старинный «Интерактивный календарь на Великий Пост для детей».

http://izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID...

Рубрики Как настроить себя на Великий пост: 3 совета от протоиерея Павла Великанова 5 мин., 16.03.2024 Поделиться Часто мы говорим, что Великий пост — это лишь инструмент подготовки к Пасхе. Но на деле он сам по себе уже вхождение в празднование Пасхи. Тот самый глубокий выдох, без которого не сможет произойти вдох. Поэтому пост надо использовать, чтобы избавиться от ненужного — выдохнуть. И приобрести то, что сможет вас наполнить — вдохнуть. Вот небольшой список того, что, как мне кажется, нужно постараться сделать за время Великого поста: Первое. Загляните внутрь себя и избавьтесь от хлама Постом человек сознательно накладывает на себя ограничения в тех сферах жизни, которые сами по себе не греховны, но не жизненно необходимы: мы не умрем, если будем меньше и проще есть, меньше спать или увеличим телесные нагрузки. Как правило, в повседневной жизни нам не хватает мотивации, чтобы ограничить себя и сосредоточиться на главном. Великий пост как раз для этого: у нас появляется время и возможность заглянуть в себя — сам распорядок церковной жизни подталкивает нас к этому. Лично для меня самое главное в Великом посте— великопостные богослужения. Они настраивают на правильную волну и задают тональность этого особого периода жизни. Посещение богослужений, исповедь, причастие располагают к тому, чтобы уделить больше внимания общению с собой. Постепенно мы начинаем спускаться в глубокий колодец нашей души. Этот спуск требует труда, осторожности, внимательности. В идеале, каждый год мы должны опускаться все глубже и глубже — именно там, на самой глубине, кроются те гадости, которые заслоняют от нас Бога. Своими ежедневными неправильными поступками мы, сами того не замечая, бросаем в колодец — как бы грубо это ни звучало — результаты нашей жизнедеятельности. И наша задача на Великий пост — открыть крышку колодца и начать вычищать то, что там накопилось. Как только мы начнем это делать, сразу ощутим появление в себе внутреннего света — не дожидаясь Пасхи. В этом смысле я бы сравнил пост с ревизией. Мы часто храним в доме то, что нам не нужно, но жалко выкинуть. Эти завалы хлама бывают настолько велики, что на чердаке они уже не умещаются. И если вам когда-нибудь захочется впустить в свой дом любимого человека — для него там просто не будет места. Тогда вы легко выкинете б о льшую часть тех вещей, которые раньше казались необходимыми. Потому что человека любите больше, чем вещи.

http://foma.ru/kak-nastroit-sebya-na-vel...

24.03.2021 #аскетика #зависимость #пост #психология и вера Подпишитесь на наш Телеграм      × Включив утюг в розетку Великим постом , вы почти наверняка услышите из него, что еда в пост — это не главное, а главное — любовь, узы ярма, «не есть человеков», пожить какое-то время осознанно или по совести. Иными словами, вам будет предложено отнестись к посту как к нравственному упражнению. Если пост или какая-либо другая религиозная практика не ведет к нравственному развитию человека, эта практика уже не считается сколь-либо ценной, и ей нужно отказать в праве на серьезное обсуждение в современном мире. В этой заметке я хотел бы подискутировать с включенными утюгами и порассуждать о том, а может ли быть что-то еще ценное в практике поста, помимо упражнения в добродетели. Пост как тренировка «нравственности» не имеет смысла В целом я не верю в эффективность упражнений, касающихся нравственного облика. Нельзя предложить алкоголику пить поменьше пару недель, потом не пить пару месяцев, а потом ждать, чтобы он совсем перестал пить. Алкоголику предстоит пройти длинный путь избавления от своей зависимости, такой путь нельзя разделить на этапы относительно кратких этических упражнений. Все должно быть раз, навсегда и очень серьезно, хотя и не без вероятности срывов. Приблизительно так же обстоят дела и с попытками в пост меньше читать соцсети, поменьше раздражаться на окружающих и побольше думать о важном. Все эти и подобные им дела, могущие помочь нравственного совершенствованию, ничуть не легче в исполнении, нежели отказ от какой-то зависимости. Мне видится, что если для того, чтобы оторваться от соцсетей, вам нужны временные ограничения поста, — вы зависимы, должны признать это по всем правилам какой-нибудь 12-шаговой науки и работать над собой постоянно, а не в периоды объявленных постов. Нравственная работа над собой либо идет постоянно и серьезно, либо идет в сбивчивом ритме набегов и откатов назад к тем же позициям. Пост, с его периодичностью, не подходит для этической тренировки.

http://blog.predanie.ru/article/vremenny...

I. Существование постов в ветхозаветной церкви Древность поста в его учреждении Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедите цельбу. Обратитеся ко мне всем сердцем вашим в посте, и в плачи и в рыдании. ( Иоил.2:15,12 ). Такое дано повеление Богом чрез пророка Иоиля Израильскому народу, чтобы Израильтяне при постигшем их опустошении от саранчи и великом неурожае от сильной засухи, в сокрушенном духе обратились к Богу со всею искренностью в посте, плаче и рыдании 1 . Саранча, во множестве налетевшая на виноградники и сады, и одна за другою в разных видах зарождавшаяся, истребила плоды виноградников, а последовавшая за тем засуха, обнажив поля от посева, и удолия от произрастаний, лишила людей и скотов нужной пищи и пития. Посему Пророк, показывая причину этого бедствия в неправдах и беззакониях людских, повелевает гласом Божиим Израильтянам всем сердцем обратиться к Богу в посте, притом с плачем и рыданием. Из сего во 1-х видно то, что пост и в ветхом Завете служил самым первым и верным путем для народа Божия к умилостивлению Бога в постигавших бедствиях и злоключениях; во 2-х то, что пост, как целебное врачевание грехов, как необходимое средство к избавлению от гнева Божия и соединенного с сим злоключения, долженствовал состоять в сердечном обращении к Богу, соединенным с умилением и сокрушением, с плачем и рыданием о своих грехах. Итак, пост есть установление Божественное, имеющее начало свое в ветхом Завете в самой глубокой древности. Общее свойство поста в его действии Будучи духовным средством для приближения к Богу, пост всегда соединялся и с внешним воздержанием в пище и питии, и с устранением от чувственных утешений для очищения тела и телесных чувств; тем паче соединялся с внутренним воздержанием в обуздании порочных расположений, для очищения души и душевных чувств, для очищения ума и сердца. И как внутреннее очищение, для нарочитого приближения к Богу, при внешнем воздержании от чувственных услаждений, необходимо требует внутреннего сознания грехов и неправд пред Богом, каковое сознание иногда сопровождалось внешним открытым исповеданием преступлений в установленном порядке ( Нав.20:21 ): то пост существенным образом соединялся с действием покаяния, обращения и умиления, как таких расположений, которые всего действительнее приближают человека к Богу. В такой силе издревле существовал пост в ветхозаветной Церкви, и в таком духе был по временам особенно заповедуем Богом верным ветхого Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010