Божия Матерь всюду — ты ошибаешься, но знаешь, что Она не отходит от тебя И пока ты это не почувствуешь, все поклоны и акафисты бесполезны 21 сентября, 2018 И пока ты это не почувствуешь, все поклоны и акафисты бесполезны Проповедь протоиерея Александра Абрамова в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее. Лк. 10: 38—42 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Лк. 11: 27—28 Одна из важнейших проблем человека, переступающего порог церкви, состоит в том, что он приходит сюда не для того, чтобы вести духовную жизнь, а для того, чтобы Бог решил его проблемы. Какими бы они ни были — денег нет, мужа нет, мира нет. Еще чего-то нет. На этом «у меня нет» строится представление человека о том, что в храме должно происходить. А именно: Бог должен восполнить то, чего мне недостает. Я, в свою очередь, согласен взять на себя некоторые обязательства. Например, исповедоваться, причащаться, читать некоторые тексты. Ты — мне, я — Тебе. В этом карикатурном видении и ведении духовной жизни ничего от Духа нет. Потому что когда Дух оказывается вовлечен в твою жизнь, Он путает тебе все карты. Все твои представления о долженствованиях, все человеческие расчеты. Все то, что у тебя уже размечено на годы вперед. Но если ты пришел не за тем, чтобы Дух действовал в твоей жизни, как Он умеет действовать, рано или поздно возникает обида на Бога. Как так? Я принял условия игры, исполняю все формальные требования, а зарплата у меня как была маленькой, так и осталась, а семьи как не было, так и нет. И мне еще сообщают, что я должен верить в то, чего никто не видел. О чем мы тут вообще говорим?

http://pravmir.ru/bozhiya-mater-vsyudu-t...

Бэр Иоанн, свящ. Дева Матерь – Дева Церковь 410 /Пер. с англ. Н.И. Колотовкина под ред. В.Л. Шленова//Богословский вестник 2004 В православном богослужебном почитании Девы Марии, Божией Матери, обращает на себя внимание то, что на трех из четырех двунадесятых Богородичных праздников: Рождества Ее, Введения во храм и Успения (за исключением праздника Благовещения, в отличие от указанных выше, посвященного событию, описанному в канонических Евангелиях), – на Литургии предписывается читать то место из Евангелия от Луки (10:3842), где деятельное служение Марфы противопоставляется созерцательному сидению у ног Иисуса Марии, внимавшей слову Его. Евангельское чтение заканчивается стихом, взятым из середины следующей главы, где Иисус обращается к народу со знаменательными словами: «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: „Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!“ А Он сказал: „Блаженны слышавшие слово Божие и соблюдающие его“» ( Лк.11:2728 ). Слова Христа поражают тем, что отводят наше внимание от Матери Его по плоти: чрева, носившего Его, и сосцов, питавших Его, и сосредоточивают наш духовный взор на самом состоянии веры, на соблюдении услышанного нами слова. Напомним, что и —124— ранее в том же Евангелии от Луки Христос, Которому сказали, что Матерь и братья Его, стоящие вне, желают видеть Его, отвечает: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» ( Лк.8:21 ). Те, кто слышат слово Божие, принимают и исполняют его, по словам Самого Христа, суть Его мать и братья. Однако в то же самое время в Новом Завете не встречаем никого, кому вполне удалось бы соблюсти слово Божие в чистоте сердца, за исключением одной только Марии, Матери Иисуса. Напомним о том, что торжественно и благоговейно празднуется в день Благовещения: Пречистая Дева, услышав слово Бога, возвещенное Ангелом, принимает его и зачинает во чреве Христа. Поскольку Сама Она являет доподлинное усвоение того слова, о Котором говорит Христос, совсем не случайно в праздничном богослужении Благовещения опущено высказывание Христа, всегда читаемое на богослужениях других Богородичных праздников: «Блаженны слышавшие слово Божие и соблюдающие его» ( Лк.11:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Кане Господь исполнил просьбу Матери и совершил Свое первое чудо, а сектант утверждает, что «при первом Своем чуде Он совершенно определенно отклоняет авторитет Своей Матери по плоти... Действуя по Своей Божеской природе, Господь не мог считаться с Матерью по плоти, и не принимал Ее вмешательства в Свое служение»... И больше того, по мнению сектанта, слова «что Мне и Тебе...?», Мария «приняла, как упрек (какой именно, неизвестно. Ред.), и потому, отойдя в сторону, предоставила прислуживавшим на браке обратить уже все их внимание на Ее Божественного Сына». И в этом обстоятельстве даже сектант усмотрел «смирение» Девы. Господь сказал: «кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь». Сектант, хотя и приводит по этому поводу слова блаж. Августина, что «блаженство Матери Господа также заключалось в том, что Она верила в Него и повиновалась словам Его», однако предварительно заявляет, что Господь «отвел авторитет Своих близких», то есть делается намек на то, что в случае, когда Мать и братья Его пришли к Нему, Господь не проявил никакого почтения к Своей Матери. По поводу восклицания женщины: «блаженно чрево, носившее Тебя», сектант говорит: «Господь тотчас же возразил ей: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Если «возразил», то, носившая и питавшая Его совсем не блаженна. Однако, бросив лживое слово, сектант немного поправляется и говорит: «единственное блаженство и Его Матери, и всех остальных людей состоит только в слышании и соблюдении слова Божия». И сам же делает слова Господа «совершенно безразличными» и к Его Матери. О нравственном характере Пресвятой Девы Марии сектант написал буквально следующее: «ничего раскрывающего характер Матери Господа в Евангелиях нет». Это издевательство над Евангелием, однако, сразу им замечается и, вдруг, делается подчеркнутое заявление: « " хотя никаких особых указаний о характере и вообще о личности Марии нам не дано, все же можно не сомневаться, что Она была достойнейшей из всех людей, о которых говорит Священное Писание , так как выбор мог пасть только на таковую».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

В Своих дальних путешествиях Он за­щищал Себя от палящих лучей солнца обычным белым «сударем»– платком 68 , окутывавшим голову и шею. Позднее Петр нашел этот плат в Его гробу ( Ин. 20:7 ). Впрочем, Иисус осуждал всякую тревожную заботу об одежде ( Мф. 6:28 ). Вообще, как достаточно ясно свидетельствуют Евангелия, Ему отнюдь не были чужды заботы о теле. Если Он предостерегал от распространенной в Его народе переоценки культовых омовений и осуж­дал фарисеев, когда те очищали «внешность чаш и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды» ( Мф. 23:25 ), то это не мешало Ему придавать большое значение чис­тоте и разумному уходу за телом. Даже на время поста и покаяния, и особенно на это время, Он рекомендует мыться и помазывать тело. «Если ты постишься, то помажь главу твою и умой лице твое» ( Мф. 6:17 ). Он сам моет Своим ученикам ноги перед Пасхальной трапезой ( Ин. 13:5 ) и слег­ка упрекает фарисея Симона за то, что он „не дал Ему воды на ноги» – при входе в дом – и «головы маслом Ему не помазал» ( Лк. 14, 7 слл.). Красота и уничижение Он проявлял тонкое чувство того, что приличествует. Его физический облик должен был быть чрезвычайно располагающим к себе и привлекательным, даже обаятельным. Правда, у нас нет никаких определенных сообщений об этом, что отмечает уже Ириней («Adv. Наег.» 1, 25) в конце II века. Од­нако свидетельство Луки (2, 52), что Иисус в детстве «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков», указывает не только на Его душевный рост, но и на Его телес­ную привлекательность. На это, по-видимому, указывает также и странно звучащее замечание Иисуса о выразительности здорового человечес­кого глаза: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» ( Мф. 6:22 ). Это, несомненно, было высказано Иисусом на основе Его личного опыта. Таким образом, нечто светлое, сияющее должно было исходить из Его образа, что прив­лекало к Нему и приковывало всех тонко чувст­вующих людей, в особенности женщин и детей. Если у женщины из народа совершенно непос­редственно вырвалась восторженная похвала: «Блаженно чрево, носившее тебя, и сосцы, тебя питавшие» ( Лук. 11:27 ), то исправляющий от­вет Иисуса: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» ( Лк. 11:28 ) дает понять, что эта женщина рядом с Его духовными преи­муществами имела в виду и телесные.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

В Своих дальних путешествиях Он защищал Себя от палящих лучей солнца обычным белым «сударем»– платком , окутывавшим голову и шею. Позднее Петр нашел этот плат в Его гробу (Ин. 20, 7). Впрочем, Иисус осуждал всякую тревожную заботу об одежде (Мф. 6, 28). Вообще, как достаточно ясно свидетельствуют Евангелия, Ему отнюдь не были чужды заботы о теле. Если Он предостерегал от распространенной в Его народе переоценки культовых омовений и осуждал фарисеев, когда те очищали «внешность чаш и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды» (Мф. 23, 25), то это не мешало Ему придавать большое значение чистоте и разумному уходу за телом. Даже на время поста и покаяния, и особенно на это время, Он рекомендует мыться и помазывать тело. «Если ты постишься, то помажь главу твою и умой лице твое» (Мф. 6, 17). Он сам моет Своим ученикам ноги перед Пасхальной трапезой (Ин. 13, 5) и слегка упрекает фарисея Симона за то, что он „не дал Ему воды на ноги» — при входе в дом — и «головы маслом Ему не помазал» (Лк. 14, 7 слл.). Красота и уничижение Он проявлял тонкое чувство того, что приличествует. Его физический облик должен был быть чрезвычайно располагающим к себе и привлекательным, даже обаятельным. Правда, у нас нет никаких определенных сообщений об этом, что отмечает уже Ириней («Adv. Наег.» 1, 25) в конце II века. Однако свидетельство Луки (2, 52), что Иисус в детстве «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков», указывает не только на Его душевный рост, но и на Его телесную привлекательность. На это, по-видимому, указывает также и странно звучащее замечание Иисуса о выразительности здорового человеческого глаза: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (Мф. 6, 22). Это, несомненно, было высказано Иисусом на основе Его личного опыта. Таким образом, нечто светлое, сияющее должно было исходить из Его образа, что привлекало к Нему и приковывало всех тонко чувствующих людей, в особенности женщин и детей. Если у женщины из народа совершенно непосредственно вырвалась восторженная похвала: «Блаженно чрево, носившее тебя, и сосцы, тебя питавшие» (Лук. 11, 27), то исправляющий ответ Иисуса: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28) дает понять, что эта женщина рядом с Его духовными преимуществами имела в виду и телесные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

В то время пришел Иисус в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой. У ней была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении, и подошедши сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее. Когда же он говорил это, одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Объяснение см. Р.Б. 105–107. Евангелие подходит к празднику и потому, что рисует идеал воспитания в слове Божием. Задостойник Ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася, како Дева вниде во святая святых. Яко одушевленному Божию кивоту... См. стр. 86. Причастен Чашу спасения прииму, и имя Господне призову. Чашу спасения приму и имя Господне призову. Р.Б. 167. Святоотеческие чтения на службе По благословении хлебов не указано чтение 990 . По кафизмах указаны чтения «во евангелии толковом»; продолжение этих чтений, д. б., предполагается и по полиелеи и по 3 песни канона, где указание неопределенно: «и чтение». Под: «евангелием толковым» разумеется «Благовестник» бл. Феофилакта, архиеп. Болгарского, так как именно из него берутся утренние чтения в период ев. Луки и Марка по 10 гл. Типикона (за отсутствием у св. Иоанна Златоуста комментариев на этих евангелистов). В частности из «Благовестника» бл. Феофилакта в данном случае могут иметься в виду лишь толкования на утреннее и литургийное евангелия праздника (хотя эти евангелия или одно из них положены и в другие Богородичные праздники, но там для чтений много своего материала и для толкования на евангелия нет времени). Вот толкование утреннего евангелия ( Лк. 1, 39–49, 56 ) в этом «евангелии толковом». «Дева услышав, что Елисавета зачала, поспешила к ней, частью радуясь благополучию сродницы, а частью как весьма благоразумная, желая окончательно увериться в том, истину ли сказал явившийся к ней, дабы, по справедливости сказанного об Елисавете, не сомневаться и в касающемся Ея самой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В тропаре праздника Преображения мы воспеваем, обращаясь к Богу: Да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе . Человеку надо преобразиться. Ему нужно увидеть этот Божественный Нетварный Свет и приобщиться к нему, насколько он может Его вместить. В Нагорной проповеди Иисус Христос говорит: Вы – свет мира… Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:14-16 ). Церковь очищает сердце человека от страстей, уча его исполнять волю Божию, преобразуя весь его внутренний мир, всю душу человеческую. На десятый день после Вознесения Бог посылает Духа Святого. Основывается Церковь, чтобы мы – члены Церкви – этим Духом исполнились, освящались и шли ко спасению. Благодать Духа Святого – эта «закваска», от которой преображается весь внутренний мир человека, он становится богоподобным. Цель ниспослания Духа Святого – приведение человека ко святости. Поэтому воскресение после празднования дня Святой Троицы посвящается празднованию памяти всех святых. Итогом человеческой жизни должна стать святость. Святость учеников Христовых показывает путь к святости человека, и наиболее ярко эта святость видна в Лике Божией Матери. Во время молитвы в церкви мы обращаемся к Ней: Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим … Она – Богородица – стала выше всех сил ангельских. В чем же тайна Ее святости? Только ли в том, что Бог поручил Ей стать Матерью Своего Сына, дать Сыну Божию человеческую плоть? Не только. Тайну Пречистой Девы-Матери приоткрывает нам Евангелие: мы находим в нем объяснение, как Она, поистине райский человек, достойный такого интимного общения с Богом, достигла той высоты, на которой явился первозданный человеческий образ. Когда в Евангелии говорится о словах и действиях Иисуса Христа, то указывается, что Божия Матерь сохраняла все слова сии в сердце Своем ( Лк.2:51 ). В Богородичные праздники на литургии мы слышим из Евангелия такие слова: Одна женщина, возвысив голос из народа, сказала ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие ! Христос же ответил: Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его ( Лк.11:27-28 ). Вот в чем великая тайна приближения к Богу – слушать, как Пресвятая Богородица, слово Божие – Евангелие, слагать Его святые слова в своем сердце, жить ими и исполнять их!

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

В этот день, как и вообще в дни Богородичных праздников, читается Евангелие о Марфе и Марии, как в их дом в Вифании пришел Христос Спаситель и как Мария со вниманием слушала слова Спасителя, сидя у ног Его, и как Марфа хлопотала, суетилась, чтобы услужить Господу, огорчалась, что Мария ей не помогает. На это Господь Иисус Христос сказал Марфе: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее ( Лк. 10:41–42 ). Слушая эти слова Евангелия, думаем о себе – много у нас забот и суеты, но заботы наши обычно не о Господе и как Ему угодить, а о делах житейских, проходящих. И так эти заботы нас захватывают, что нет часто времени даже и на беседу с Господом – на молитву, когда мы говорим с Господом, и на чтение Евангелия, когда Господь с нами говорит. Как же быть? Как нам устроить жизнь свою так, чтобы и быть с Господом, и послужить Ему? Для этого нужны внимание и память. Память о том, что живем мы на земле Господней и что на этой земле Господь нас поставил и дал нам то или иное дело – послушание. Это дело – послушание – делаем мы пред лицом Божиим и за него Господу отвечаем. Значит, требуется память о том, пред Кем мы живем, Кому служим, к Кому идем и Кому ответ дадим за жизнь свою. Так мы будем и с Господом, и Ему служить, какое бы занятие у нас ни было. Кончается часть евангельского повествования, прославляющая Пречистую, словами одной женщины, обращенными ко Христу: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! ( Лк. 11:27 ). И словами Спасителя: блаженны (т. е. счастливы. – Еп. М.) слышащие слово Божие и соблюдающие его ( Лк. 11:28 ). Дай нам, Господи, и слышать, и соблюдать слово Твое! Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь. 5 Одному подвижнику по воле Божией были показаны светлые обители пребывания праведников в Царствии Небесном. Побывав всюду, он не встретил в среде святых Божией Матери. Подвижник с недоумением вопросил об этом Ангела, и тот ответил, что Божия Матерь находится на земле и служит человеческому роду, слушая его нужды и утоляя его скорби.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

ВЕЗДЕ и во всех делах с любовью поминай Господа Бога твоего и святую любовь Его к нам. Все, что ни видишь на небе и на земле, и в доме твоем, побуждает тебя к воспоминанию Господа Бога твоего и любви Его святой. В любви Божией заключаемся мы: всякое Божие создание любовь Его к нам свидетельствует. Видя это создание Божие, пользуйся этим и говори себе так: это есть дело рук Господа Бога моего и ради меня оно сотворено. Эти светила небесные, солнце, луна и звезды – Господа Бога моего есть создание: всей вселенной и мне они светят. Эта земля, на которой я живу, которая плоды мне и скотине моей дает, и все, что на ней ни есть, – Господа моего создание. Эта вода, которая меня и скот мой поит – Господа моего есть добро; этот скот, который мне служит, Господа моего есть создание, и мне на службу он Богом дан; этот дом, в котором я живу, есть Божие добро, и мне он дан от Него для спокойствия моего; эта пища, которую я ем, есть Божий дар мне для укрепления и утешения немощной плоти моей; эта одежда, которую я одеваю, Господь Бог мой подал мне для прикрытия нагого тела моего и проч. Этот образ, образ Христов, есть образ Спасителя моего, который ради меня в многострадальный мир пришел спасти меня погибающего и пострадаль и умер за меня и так от греха, диавола, смерти, ада искупил меня. Поклоняюсь невыразимому человеколюбию Его. Этот образ, образ Богородицы, есть образ пресвятой Девы, которая Господа Бога моего Иисуса Христа плотью без семени родила. Благословенна между женами Бога плотию родившая мать, и благословен плод чрева ее! Блаженно чрево, носившее Господа Бога моего, и сосцы, которые сосал! Этот образ Предтечи есть образ того великого Пророка, который Богом послан был перед Спасителем моим Иисусом Христом и Его, уже пришедшего в мир, возвестил людям и указывал на него: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» ( Ин. 1:29 ) и крестил Его в водах Иорданских. Этот образ Апостола есть образ ученика Спасителя моего, который сам Его видел и общался с Ним; и чудодействующего видел, и поучающего слышал, и страдающего за спасение мира, и воскресшего из мертвых, и возносящегося на небо видел.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Везде и во всяких вещах с любовью поминай Господа Бога твоего и святую любовь Его к нам. Все, что ни видишь на небесах, и на земле, и в доме твоем, возбуждает тебя к воспоминанию Господа Бога твоего и любви Его святой. В любви Божией заключаемся мы, всякое создание Божие любовь Его к нам свидетельствует. Поэтому, видя создание Божие и пользуясь им, так говори в себе: все это есть дело рук Господа Бога моего, и ради меня сотворено. Светила небесные – солнце, луна и звезды – создания Господа Бога моего: всей вселенной и мне они светят. Эта земля, на которой я живу, которая плоды мне и скотам моим взращивает, и все, что на ней ни есть, – создание Господа моего. Эта вода, которая меня и скот мой поит – Господа моего добро. Этот скот, который мне служит – создание Господа моего, и мне на службу Им дан. Этот дом, в котором я живу – Божие добро, и мне он дан Им для упокоения моего. Эта пища, которую я вкушаю – Божие дарование, данное мне для укрепления и утешения немощной плоти. Эту одежду, в которую одеваюсь, Господь Бог мой подал мне для прикрытия нагого тела моего, и прочее. Этот образ, образ Христов, есть образ Спасителя моего, Который ради меня в многобедный мир пришел спасти меня, погибшего, и пострадал, и умер за меня, и так от греха, диавола, смерти и ада искупил меня. Поклоняюсь неизреченному человеколюбию Его. Этот образ, образ Богородицы, есть образ Пресвятой Девы, Которая Господа Бога моего Иисуса Христа плотью без семени родила. Благословенна в женах, Бога плотью родившая Матерь, и благословен плод чрева Ее. Блаженно чрево, носившее Господа Бога моего, и сосцы, Его питавшие! Этот образ Предтечи – образ великого пророка, который Богом послан пред лице Спасителя моего Иисуса Христа, и возвестил людям, что Он уже пришел в мир, и указывал на Него: вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира ( Ин. 1, 29 ), – и сподобился Его крестить в струях Иорданских. Этот образ апостола – образ ученика Спасителя моего, который сам Его видел и общался с Ним: и видел, как Он чудодействовал, и слышал, как Он поучал, и видел Его страждущим за спасение мира, и воскресшим из мертвых, и возносящимся на небо, – и был послан Им во вселенную проповедовать святое Его Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010